учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области управления проектами, подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
ОПК-4: Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций;;
Знает основы разработки стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
(изменениями; непредвиденными
проблемами,
рисками; исправление ошибок).
содержанием и
организацией проекта
проекта
продолжительностью
проекта
привходящими
моментами
(изменениями;
непредвиденными
проблемами,
рисками; исправление
ошибок)
проекта
проекта
проекта
проекта
(изменениями; непредвиденными
проблемами,
рисками; исправление ошибок).
Управление проектами в профессиональной деятельности : учебное пособие для обучающихся по направлению 38.04.02 «Менеджмент» / Е. Н. Ванчикова, Э. Н. Имескенова ; М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2023. - 84 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02177. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
экзамена
ционных
вопросов
Комплект
ных
вопросов
для
проведен
ия устных
опросов
Комплект
заданий
для
практичес
ких работ
Кейс
задачи
Комплект
заданий
для
самостоя
тельной
работы
обучающ
ихся
Комплект
тестовых
заданий
Управление проектами в профессиональной деятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Основы управления проектами УК – 2, УК-5,ОПК-4
3. Международные стандарты и сертификация в области управления проектами УК – 2, УК-5,ОПК-4
4. Фазы и этапы проекта УК – 2, УК-5,ОПК-4
6. Организация офиса проекта УК – 2, УК-5,ОПК-4
7. Проектное финансирование. УК – 2, УК-5,ОПК-4
8. Оценка эффективности инвестиционных проектов УК – 2, УК-5,ОПК-4
9. Маркетинг проекта УК – 2, УК-5,ОПК-4
10. Система управления проектами в компании. УК – 2, УК-5,ОПК-4
11. Особенности управления нетрадиционными видами проектов УК – 2, УК-5,ОПК-4
12. Планирование, контроль и регулирование проекта УК – 2, УК-5,ОПК-4
13. Управление стоимостью, ресурсами и рисками проекта УК – 2, УК-5,ОПК-4
14. Управление работами по проекту УК – 2, УК-5,ОПК-4
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Понятие проекта и управление проектами.
2. Необходимость управлять проектами.
3. Взаимосвязь управления проектами и управления инвестициями.
4. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом.
5. Предпосылки развития методов управления проектами/экономикой.
6. Перспективы развития управления проектами.
7. Переход к проектному управлению: задачи и этапы решения.
8. Классификация базовых понятий управления проектами.
9. Классификация типов проектов.
10. Цель и стратегия проекта.
11. Результат проекта.
12. Управляемые параметры проекта.
13. Окружение проектов.
14. Проектный цикл.
15. Структуризация проектов.
16. Функции и подсистемы управления проектами.
17. Методы управления проектами.
18. Организационные структуры управления проектами.
19. Участники проектов
20. Обзор стандартов в области управления проектами.
21. Группа стандартов, применимых к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов).
22. Группа стандартов, определяющих требования к квалификации участников управления проектами (менеджеры проектов, участники команд управления проектами).
23. Стандарты, применимые к системе управления проектами организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы проектного менеджмента. Международная сертификация по управлению проектами.
24. Сертификация по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (1РМА).
25. Сертификация по стандартам американского Института управления проектами (РМ1)
26. Основные понятия. Этапы реализации прединвестиционной фазы.
27. Состав основных предпроектных документов.
28. Проектный анализ.
29. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта.
30. Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта.
31. Состав проектной документации.
32. Управление разработкой проектной документации.
33. Этапы разработки проектной документации.
34. Строительная фаза проекта.
35. Подготовка производства (строительства).
36. Организация строительных работ.
37. Страхование строительно-монтажных работ и услуг.
38. Инжиниринг закупок и поставок.
39. Организация контроля качества в строительстве.
40. Технический надзор за строительством.
41. Авторский надзор за строительством.
42. Участие в комиссии по сдаче-приемке объекта в эксплуатацию.
43. Организация пусконаладочных работ.
44. Сдача-приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов.
45. Завершение инвестиционно-строительного проекта
46. Общие принципы построения организационных структур управления проектами.
47. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта.
48. Организационная структура и содержание проекта.
49. Организационная структура проекта и его внешнее окружение.
50. Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.
51. Современные методы и средства организационного моделирования проектов
52. Понятие офиса проекта.
53. Основные принципы проектирования и состав офиса проекта.
55. Источники и организационные формы финансирования проектов. Общие положения.
56. Источники финансирования.
57. Организационные формы финансирования.
58. Организация проектного финансирования. Основные определения.
59. Особенности системы проектного финансирования в развитых странах.
60. Преимущества и недостатки проектного финансирования.
61. Перспективы использования метода проектного финансирования
62. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов.
63. Исходные данные для расчета эффективности проекта.
64. Основные показатели эффективности проекта.
65. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
66. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта
67. Современная концепция маркетинга в управлении проектами.
68. Маркетинговые исследования.
69. Разработка маркетинговой стратегии проекта.
70. Формирование концепции маркетинга проекта.
71. Программа маркетинга проекта.
72. Бюджет маркетинга проекта.
73. Реализация маркетинга проекта.
74. Управление маркетингом в рамках управления проектами
75. Сущность системы управления проектами.
76. Корпоративные стандарты управления проектами.
77. Корпоративная система управления проектами.
78. Управление программами и портфелями проектов.
79. Организационная зрелость компаний.
80. Подготовка персонала компании в области управления проектами
81. Антикризисное управление. Основные понятия и определения.
82. Реструктуризация предприятий и компаний.
83. Финансовые проекты.
84. Маркетинговые проекты и программы.
85. Инновационные проекты.
86. Образовательные проекты и программы.
87. Управление чрезвычайными ситуациями.
88. Управление программами.
89. Проекты реинжиниринга бизнеса.
90. Организационные проекты.
91. Международные проекты
92. Основные понятия и определения.
93. Процессы планирования.
94. Уровни планирования.
95. Структура разбиения работ (СРР).
96. Назначение ответственных.
97. Определение основных вех.
98. Типичные ошибки планирования и их последствия.
99. Детальное планирование.
100. Сетевое планирование.
101. Связь сметного и календарного планирования.
102. Ресурсное планирование.
103. Документирование плана проекта.
104. Цели и содержание контроля проекта.
105. Мониторинг работ по проекту.
106. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов.
107. Принятие решений.
108. Управление изменениями.
109. Основные принципы управления стоимостью проекта.
110. Оценка стоимости проекта.
111. Бюджетирование проекта.
112. Методы контроля стоимости проекта.
113. Отчетность по затратам.
114. Ресурсы проекта.
115. Процессы управления ресурсами.
116. Основные принципы планирования ресурсов проекта.
117. Управление закупками ресурсов.
118. Основные задачи закупок и поставок.
119. Правовое регулирование закупок и поставок.
120. Организационные формы закупок.
121. Основные требования к управлению закупками и поставками.
123. Договоры на поставку материально-технических ресурсов.
124. Планирование и организация поставок.
125. Управление запасами. Основные понятия.
126. Виды запасов.
127. Затраты на формирование и хранение запасов.
128. Оптимизация размера запаса.
129. Логистика. Основные понятия.
130. Концепция логистики в управлении проектом
131. Основные понятия и структура управления рисками.
132. Методы анализа проектных рисков.
133. Методы снижения рисков.
134. Организация работ по управлению рисками
135. Основные понятия.
136. Цели, задачи, содержание проекта.
137. Взаимосвязь объектов, продолжительности и стоимости работ.
138. Методы управления содержанием работ.
139. Структура и объемы работ.
140. Принципы эффективного управления временем.
141. Состав и анализ факторов потерь времени.
142. Формы контроля производительности труда
143. Управление коммуникациями.
144. Информационная система управления проектами.
145. Ключевые определения и потребности в ИСУП.
146. Структура ИСУП.
147. Обзор рынка программного обеспечения управления проектами
Комплект заданий для практических работ
Тема. Современные концепции управления проектом. Базовые понятия и определения
Задание: ответить на вопросы
1. Дайте определение «Управление проектами – это…»
2. Выделите управляемые параметры проекта.
3. Определите сущность структуризации (декомпозиции) проекта?
4. Назовите основные функции управления проектами?
5. Что можно назвать миссией проекта? Как Вы считаете, с какой позиции дается формулировка миссии проекта?
Тема. Управление содержанием и организацией проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Перечислите основные фазы разработки проекта?
2. Что Вы понимаете под «концепцией проекта»?
3. Что относится к понятию «цели проекта»?
4. Перечислите характеристики задач, которые формулируются на стадии формирования концепции проекта?
5. Назовите этапы разработки концепции проектов?
6. Какую информацию об инвестиционном проекте необходимо согласовывать?
7. Какие основные данные необходимы и какие требования нужно соблюсти в задании на проектирование объектов производственного назначения?
8. При передаче задания на проектирование какие материалы представляет заказчик?
9. При выборе проектных фирм на какие принципы ориентируются?
10. Перечислите виды контроля технологического оборудования по критерию качества.
Тема. Основные подсистемы управления проектом
Задание: ответить на вопросы
1. Что такое проектное финансирование?
2. Какие существуют способы проектного финансирования?
3. Какие Вы знаете источники финансирования? Приведите любую классификацию.
4. Что понимается под организационными формами проектного финансирования?
Тема. Маркетинг проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Можете ли Вы перечислить составляющие современной концепции маркетинга в УП?
2. Что понимается под «маркетингом проектов»?
3. Что входит в понятие «маркетинговые исследования»?
4. Каковы основные задачи маркетинговых исследований?
5. Назовите основные этапы проведения маркетинговых исследований
Тема. Управление привходящими моментами (изменениями; непредвиденными проблемами, рисками; исправление ошибок).
Задание: ответить на вопросы
1. Каковы основные принципы оценки эффективности проекта?
2. Что такое эффективность инвестиционных проектов?
4. Что такое «денежные потоки проекта»?
Тема. Планирование проекта
Задание: ответить на вопросы
1. В чем состоит сущность планирования?
2. В чем состоит основная цель планирования?
3. Каковы основные процессы планирования?
4. Каковы вспомогательные процессы планирования?
5. В чем состоит сущность агрегирования календарносетевых планов (графиков)?
Тема. Управление ресурсами проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Какова основная цель контроля проекта?
2. В чем состоит содержание контроля проекта?
3. Каковы основные требования к системе контроля проекта?
4. Каковы основные принципы построения эффективной системы контроля?
5. Каковы основные процессы контроля?
Тема. Управление качеством проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Чем определяется стоимость проекта?
2. Дайте определение понятию «бюджет проекта».
3. Дайте определение понятию «смета проекта».
4. Какие виды оценок стоимости проекта Вы знаете? Укажите, на каких стадиях они применяются.
5. Какими ресурсами определяется стоимость проекта?
Тема. Управление работами по проекту
Задание: ответить на вопросы
1. Что такое работа? Какая работа называется фиктивной?
2. Что такое миссия и цели проекта? В чем состоит различие между миссией и целями проекта?
3. Что понимают под содержанием работ? Что необходимо определить для эффективного управления содержанием работ?
4. На основании чего осуществляется планирование потребности в ресурсах? Приведите пример процесса планирования ресурсов.
5. Можете ли Вы привести примеры ситуаций, когда возникает ресурсный конфликт?
Тема. Управление ресурсами проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Дайте определение понятию «ресурс».
2. Каковы виды ресурсов проекта?
3. Каковы типы ресурсов? Опишите их.
4. Каковы основные задачи управления ресурсами?
Тема. Управление командой проекта
Задание: ответить на вопросы
1. Каковы основные проблемы управления трудовыми ресурсами проекта?
2. Каковы основные проблемы управления командой?
3. Дайте определение команды.
4. Какие типы команд Вы знаете? Приведите по одному примеру из окружающей Вас жизни для каждого типа команды.
5. Каковы основные факторы формирования команды?
Тема. Управление рисками
Задание: ответить на вопросы
1. Что является предметом управления рисками?
2. Какие факторы неопределенности и риска в процессе принятия решений Вы знаете?
3. Дайте определение понятиям «неопределенность», «риск», «вероятность риска».
4. Что такое измерение рисков?
5. Каковы три возможных экономических результата риска?
Кейс-задача
Тема. Управление содержанием и организацией проекта
Отсутствие выхода к морю является большой проблемой для Туркменистана, поскольку делает невозможным экспорт газа за рубеж.
Транскаспийский газопровод откроет прямой выход в Турцию и на Запад через Азербайджан, в то время как сегодня поставки из этого региона должны осуществляться через Россию и Иран.
Цель проекта Транскаспийского газопровода – содействовать созданию в Каспийском регионе новой системы транспортировки газа.
Газопровод будет способствовать увеличению экспорта каспийского газа в Турцию и Европу. Президенты четырех государств — участников проекта (Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Турция) подписали Декларацию в поддержку проекта. Поддержку проекта осуществляет также правительство США. В реализации проекта принимают участие международные корпорации, в частности Shell и PSG International. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долл.
1. К какому типу можно отнести представленный проект?
2. Какие данные подтверждают Ваше предположение?
Тема. Управление продолжительностью проекта
Кейс-задача
Ваша компания, расположенная в Москве и занимающаяся телекоммуникациями, решила «пойти в регионы». Для налаживания обслуживания клиентов в российской глубинке компании необходимо порядка 4 млн долл. Какие способы финансирования проекта «Выход в регионы» Вы можете предложить руководству компании? В чем преимущества и недостатки предлагаемых Вами способов финансирования?
Кейс-задача
Банк «Башмашкредит» рассматривает возможность финансирования проекта по производству двигателей для мини-тракторов на местном машиностроительном заводе по немецкой технологии (раньше они импортировались). Потребность финансирования данного проекта составляет 556 тыс. долл. Документы, представленные в банк, говорят о перспективности и хорошей прибыльности проекта. Руководство банка склонно принять положительное решение по поводу его финансирования при условии разработки и осуществления плана по контролю за реализацией проекта. Какие мероприятия по снижению проектных рисков и контролю за реализацией проекта Вы можете предложить?
Кейс-задача
Экспертная оценка инвестиционного решения
Компания Oriental Dream рассматривает возможность налаживания собственного производства эзотерической продукции в России.
Эксперты компании оценивают варианты инвестиционного замысла, каждому из которых соответствуют различные экспертные значения факторов успеха. Максимально благоприятное значение фактора равно 100.
Проведите экспертную оценку по схеме, изложенной в данной теме, заполнив следующую таблицу.
Проанализируйте варианты проекта. Чем они отличаются?
Какой (какие) проект(ы), на Ваш взгляд, подлежит(ат) дальнейшему рассмотрению?
Повлияет ли на Ваше решение изменение весов на 0,4; 0,3; 0,2; 0,1? Можно ли это объяснить?
Кейс-задача
Рассмотрите следующие проекты и выделите те их аспекты, которые необходимо детально проработать.
• Строительство нефтепровода.
• Организация инновационного производства.
• Организация выпуска косметической продукции на базе ООО «Металлист», специализирующегося на производстве металлочерепицы.
• Реконструкция Большого театра.
• Строительство детской площадки во дворе многоквартирного элитного дома.
Вопросы:
Какие аспекты проектов могут требовать более пристального внимания при проведении проектного анализа в отношении его составляющих:
технический,
финансовый,
коммерческий,
экологический,
организационный (институциональный),
социальный,
экономический анализ?
Кейс-задача
Рассчитайте потребность проекта в финансировании, если Вам дана следующая информация по денежным потокам от следующих видов деятельности компании по проекту.
Кейс-задача
Для Вашего проекта «Свежая вода» необходима регенерирующая установка. На рынке существуют две модели установок — модель А и модель Б. Необходимая сравнительная информация представлена в следующей таблице.
Необходимо учесть следующее:
1) к концу срока службы не остается ликвидационной стоимости установки;
2) существуют альтернативные возможности для капиталовложений под 20% годовых (сложные проценты).
Какую модель установки Вы предпочтете и почему?
Кейс-задача
Рассчитать технико-экономические показатели и занести их в таблицу.
Вам на рассмотрение поступил проект со следующими характеристиками: годовой выпуск продукции — 600 комбайнов по цене 125 тыс. руб.; численность занятых — 85 чел.; общая стоимость строительства — 285 млн руб.; стоимость основных производственных фондов — 560 млн руб.; себестоимость продукции — 100 тыс. руб.
Тема. Основные подсистемы управления проектом
Кейс-задача
Население г. К составляет 790 тыс. человек.
Используя результаты маркетингового исследования, рассчитайте ежегодную емкость рынка зубной пасты для курящих в г. К.
Тема. Управление привходящими моментами(изменениями; непредвиденными проблемами,рисками; исправление ошибок).
Кейс-задача
Проект разработки программного продукта, предназначенного для управления персоналом, подходил к успешному завершению. В течение полутора лет старший программист работал в этом проекте и был весьма доволен. Он оказался среди людей, которые его понимали и которых понимал он. Руководитель проекта сумел создать команду, в которой гармонично присутствовал дух неформального сотрудничества и четкого понимания своей ответственности за проект. Это послужило одной из причин успеха — проект завершался в срок и с экономией бюджета в 23 тыс. долл. Но в ожидании завершения проекта у отдельных членов команды стало нарастать негативное отношение к работе. На одном из совещаний старший менеджер решил поставить вопрос о своей судьбе после завершения проекта.
Старший менеджер: «Через неделю закончится этап опытной эксплуатации нашей системы и проект завершится. Вместе с проектом исчезнет и его команда. Меня это очень сильно огорчает».
Руководитель проекта: «Действительно, в успехе есть некий горький осадок. Честно говоря, я не могу гарантировать тебе, что в следующем проекте мы будем работать вместе. Но даже если это и произойдет, то многие из команды все же попадут в другие проекты.
Я думаю, что сильно огорчаться на этот счет не стоит. Все будет нормально. В нашей компании сложилась хорошая система УП, которая обеспечивает создание новых успешных команд. Что касается тебя, то я готов буду взять тебя в свою новую команду или рекомендовать одному из моих коллег. Хотя повторяю, никаких гарантий дать не могу».
Старший менеджер: «Новая команда — это всегда неопределенность. Создание команды — весьма тонкий процесс. Здесь может все испортить один человек, который по тем или иным причинам не сможет вписаться в складывающуюся организационную культуру. Но не это самое страшное. Я готов работать в новом проекте. Но меня больше пугает возвращение в отдел в качестве функционального работника. В ходе проекта я окончательно утратил какие бы то ни было связи с моими бывшими коллегами. В двух случаях в ходе нашего проекта я действовал откровенно против них, но это было в интересах проекта. По-другому я не мог поступить. Представляю, какой прием мне окажут в отделе информационных технологий».
После совещания старшему программисту предстояло отладить отдельную часть программы, по которой были высказаны некоторые замечания. После трех дней работы он заявил руководителю проекта, что обнаружил в программе значительно более серьезные недостатки, нежели те, что были выявлены во время опытной эксплуатации. После обсуждения этих недостатков с остальными членами команды проекта было принято решение об остановке передачи программы в опытную эксплуатацию и о возобновлении работ по программированию.
Проект был завершен с опозданием в восемь месяцев и превышением бюджета на 75 тыс. долл.
Вопросы для анализа
1. В чем суть проблемы, описанной в приведенной выше ситуации?
2. Каким образом руководителю проекта нужно было погасить негативные тенденции в развитии команды?
3. Каким образом сложившиеся негативные тенденции могли повлиять на судьбу проекта?
Тема. Планирование, контроль и регулирование проекта
Кейс-задача
Для управления инвестиционным проектом развития ОАО «N-ский пивоваренный завод» (N-ПЗ) по решению совета директоров общества будет создана рабочая группа под руководством генерального директора предприятия. Генеральный директор NПЗ, являющийся в соответствии с уставом единоличным исполнительным органом общества, своим приказом формирует рабочую группу, в состав которой будут введены ведущие специалисты предприятия, представители инвестора и банковские специалисты по проектному финансированию.
План реализации инвестиционного проекта развития производства на NПЗ включает следующие основные этапы.
1. Закупка технологического оборудования (в качестве поставщиков оборудования предполагается привлечь известные европейские
Фирмы-производители: «Альфа Лаваль», «Тухенхаген», «Шенг», «Нагема», «Вестфалия-Сепаратор», «Италком», «Антон Ойлерт», «Данбру»).
2. Строительство (возможные подрядчики: «Дамбру», «Продмонтаж»).
3. Монтаж технологического оборудования (возможные подрядчики: «Нагема», «Тухенхаген», «Продмонтаж», «Аттрактор ЛТД», «Данбру»).
4. Организация службы маркетинга (силами N-ПЗ с использованием опыта передовых зарубежных и отечественных производителей).
5. Организация производственной деятельности (силами N-ПЗ с использованием опыта передовых зарубежных и отечественных производителей).
6. Организация финансовой деятельности (силами N-ПЗ и КБ «N банк»).
Окончательный выбор поставщиков и подрядчиков для участия в реализации данного инвестиционного проекта будет произведен на конкурсной основе.
График реализации инвестиционного проекта приведен в табл. 1.
Планом развития производства на N-ПЗ предусмотрена реконструкция ряда основных и вспомогательных цехов (отделений). Достижение запланированных в инвестиционном проекте объемов производства N-ПЗ предполагается осуществлять в три этапа.
1. На первом этапе идет полномасштабная реконструкция действующего производства и сохраняется запланированный на 1997 г. объем производства 5,0 млн долл. в год.
2.На втором этапе идут ввод и освоение производственных мощностей, а объем производства достигает 8,3 млн долл. в год.
3.На третьем этапе достигается максимальный объем производства – 12,3 млн долл. в год.
4. График наращивания объемов выпуска продукции на N ПЗ представлен ниже.
Учитывая повышенные требования к качеству продукции, предъявляемые рынком пива московского региона, в ходе реализации инвестиционного проекта планируется произвести коренную реорганизацию подразделений (служб), ответственных за качество выпускаемого на NПЗ пива. В рамках планируемой реорганизации разрозненные подразделения предполагается объединить в жесткую вертикаль, пронизывающую все стадии технологического процесса (цеха и лаборатории), которая будет замкнута на заместителя генерального директора NПЗ по качеству. Функциями создаваемой на NПЗ вертикали качества будут:
• контроль и анализ качества разрабатываемой продукции;
• контроль и анализ качества сырья;
• контроль за соблюдением параметров технологических процессов;
• разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции.
Составьте календарный план описанного выше проекта.
Кейс-задача
Механизм контроля в фирме «Бритиш Телеком».
В фирме «Бритиш Телеком» центральный элемент системы финансового контроля — бюджет. Процесс формирования бюджета начинается с разработки пятилетнего плана. Этот план детальный. Значительное внимание в нем уделяется возможному состоянию рынков и конкуренции. Он составляется в форме балансового отчета с указанием возможных прибылей и убытков. Затем на основании пятилетнего плана менеджеры отделений разрабатывают детализированные бюджеты. Особое внимание они уделяют возможным доходам и расходам, обеспечивающим выполнение пятилетнего плана. Для того чтобы обеспечить сопоставимость данных по различным отделениям, руководство фирмы требует, чтобы во всех отделениях бухгалтерская отчетность и расчет производственных издержек велись в сопоставимой форме.
После того как формирование пятилетнего плана и детализированных бюджетов завершено, бюджеты становятся основными контрольными документами организации. Процедура контроля включает проведение ежемесячных и ежеквартальных обзорных совещаний на уровне правлений отделений, на которых реально проведенная деятельность и достигнутый уровень издержек сопоставляются с запланированными показателями. При возникновении отклонений соответствующие менеджеры должны быть готовы объяснить их причины.
Система контроля имеет инструктивносправочный характер для тех, кто участвует в выработке решений. В рамках бюджетов отделений устанавливаются лимиты капитальных вложений. Руководители отделений могут принимать решения об инвестициях в пределах определенных сумм, если соответствующие затраты в бюджете не указаны. Для больших капитальных затрат по крупным проектам, а также по направлениям, отсутствующим в бюджете, необходимо согласие руководства высшего уровня.
Вопросы для анализа
1. С какими функциями и подсистемами связана подсистема контроля в приведенном примере?
2. Какой объект контроля является основным?
3. Как можно охарактеризовать описанную выше систему контроля по уровню управления компанией?
Тема. Управление стоимостью, ресурсами и рисками проекта
Кейс-задача
В рамках проекта возводятся три объекта. В распоряжении руководителя проекта находятся три комплекта оборудования для создания монолитных стен. Себестоимость использования каждого комплекта на каждом из объектов приведена в таблице. Требуется так распределить комплекты, чтобы обеспечить возведение всех объектов с минимальными затратами.
Кейс-задача.
Крупная московская фирма по производству и продаже ликероводочных изделий инициировала проект автоматизации документооборота, который подразумевал проектирование, разработку и внедрение интернет-сети. В качестве заказчика проекта выступил сама фирма, а в качестве генерального подрядчика — консалтинговая фирма, специализирующаяся на предоставлении услуг в области современных информационных технологий. При этом консалтинговая фирма взяла на себя обязательства самостоятельно спроектировать всю систему документооборота и создать ее силами субподрядной софтверной фирмы.
На стадии переговоров были определены объемы, сроки и стоимость проекта, которая являлась оплатой услуг консалтинговой фирмы. При этом оплата услуг консалтинговой фирмы зависела от конкретных результатов — создания системы документооборота в оговоренные сроки. Из общей стоимости проекта часть денежных средств шла на оплату работы софтверной фирмы, причем работа программистов оценивалась в зависимости от затраченного времени, т.е. с использованием повременной системы оплаты труда.
После окончания первых двух этапов проекта оказалось, что консалтинговая фирма выполнила работы только по
На совещании, посвященном обсуждению сложившейся ситуации, было принято решение обратиться к заказчику с предложением пересмотреть условия договора ввиду серьезного увеличения объемов работ и усложнения условий их реализации.
Вопросы для анализа
1. На основе каких показателей руководитель проекта мог бы выявить ошибки в управлении стоимостью?
2. Какие ошибки были допущены в управлении стоимостью со стороны консалтинговой фирмы?
3. Как Вы оцениваете решение, принятое на совещании?
4. Какое решение было бы более целесообразно, по Вашему мнению?
Задание 1.
На основании расчетов проекта получены значения ЧДД = 20 000 ден. ед. и ВНД = 16%. Проведите анализ чувствительности проекта, учитывая следующие дополнительные данные.
Таблица 1
Заполните следующие таблицы.
Таблица 2
Таблица 3
Кейс-задача
Проект создания специализированной флотилии для ярусного промысла донных пород рыб в прибрежной зоне N и Южных островов.
Цели реализации проекта:
создание специализированной ярусоловной флотилии в рамках единого предприятия для дальнейшего развития прибрежного рыболовства в зоне N и Южных островов;
промышленный лов ежегодно недоиспользуемых объектов морского промысла;
изучение, экспериментальный и промышленный лов полностью неиспользуемых ранее объектов морского промысла;
выпуск высококачественной рыбной продукции на уровне международных стандартов;
развитие взаимовыгодного партнерства и торговли со странами АТР;
интеграция в международную систему маркетинга рыбных продуктов;
создание не менее 250–300 дополнительных рабочих мест.
В ходе прединвестиционного анализа и проектирования были выявлены риски и определены меры их предупреждения, представленные в табл. 4.
Таблица 4
Вопросы для анализа
1. Какие, по Вашему мнению, недоработки в анализе и оценке рисков можно обнаружить в представленном выше материале?
2. Оцените мероприятия по снижению рисков. Являются ли данные мероприятия адекватными выявленным факторам риска?
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема Современные концепции управления проектом. Базовые понятия и определения
1. Дайте определение понятию «проект»?
2. Перечислите обязательные характеристики понятия «проект»?
3. Какими дополнительными характеристиками обладает понятие «проект»?
4. Дайте определение понятию «программа» и приведите примеры различных программ?
5. На какие группы или виды подразделяются проекты? Приведите пример для каждого из видов проекта из вашего окружения.
6. Отнесите перечисленные проекты к определенному виду или можно отнести к нескольким видам:
проект перестройки системы высшего образования в России; _________________
проект финансовой стабилизации России; ________________________________
запуск межпланетной станции для высадки человека на Марсе; ______________
проект строительства пирамид в Древнем Египте; ___________________________
постройку дачного дома. _______________________________________________
7. Что является предметом изучения дисциплины «Управление проектами»? ____________
8. Перечислите основные подсистемы управления проектами?
9. Какие схемы управления проектами существуют? В чем заключается суть каждой из перечисленных вами схем?
10. Об успешности проекта судят по тому, насколько его ________________ соответствует по своим __________________________________________________
___________________________________________________________ и другим ________________________ запланированному уровню.
Тема. Управление содержанием и организацией проекта
1. Определите миссию для перечисленных ниже проектов:
строительство нефтепровода;
строительство жилого дома;
проект реструктуризации предприятия;
реформа образования?
2. Каким образом соотносятся понятия «миссия и стратегия проекта»?
3. Какие фазы проекта являются обязательными (необходимыми) и все ли они таковыми являются?
4. Перечислите отличия фаз жизненного цикла и этапов реализации проекта?
5. Чем отличаются организационная структура проекта и организационная структура предприятия?
6. Задачами управления проекта являются:
7. Ключевыми участниками любого проекта являются
Участник Описание
8. Управление проектом состоит из трех основных этапов:
№ Этап Описание
9. Что такое сетевое планирование? Представьте на схеме
Тема. Международные стандарты и сертификация в области управления проектами
1. Назовите отличия стандартов, относящиеся к объектам и к субъектам управления?
2. Перечислите международные профессиональные организации в области управления проектами?
3. Охарактеризуйте группу стандартов, которые применяются к отдельным объектам управления?
4. Назовите принципы, на которых основан PMBОK Guide?
5. Дайте характеристику структуре PMBОK.
6. Какие международные требования предъявляются к компетентности менеджеров проектов, разработанных IPMA?
7. Что Вы знаете о стандартах, которые используются применительно к системе управления проетами в организации.
8. Каким образом и с какой целью осуществляется международная сертификация по управлению проектами?
Тема. Фаза и этапы проекта
1. В чем заключается суть проведения предварительного анализа осуществимости проекта?
2. Что относится к основным составляющим ходатайства о намерениях.
3. Что входит в понятие прединвестиционных исследований?
4. Какую цель преследует подготовка обоснования инвестиций?
5. По какому принципу и как выбираются участки под возведение, строительство объектов?
6. Какова процедура выбора места для размещения объекта в ходе начальной фазы проекта?
7. Когда предварительное инвестиционное решение принимается инвестором?
8. Какие специалисты могут принимать участие в разработке проекта?
9. Определите структуру проведения проектного анализа?
10. Перечислите виды контроля технологического оборудования по критерию качества.
11. Раскройте содержание пусконаладочных работ?
12. Что необходимо представить рабочей комиссии при приемке объекта в обязательном порядке?
13. Перечислите этапы закрытия контракта?
14. Определите суть основного критерия принятия решения по выходу из проекта?
Тема. Основные подсистемы управления проектом
Задание: самостоятельно ответить на вопросы
1. Какие структурные компоненты организации Вы знаете? На сколько они взаимосвязаны?
2. Что является первичным в системе бизнес-организация? А в соотношении бизнес-процессы — организационная структура?
3. Каковы требования к структуре управления организацией?
4. Каковы критерии классификации организационных структур управления?
5. Каким образом оптимизация организационной структуры изменяет эффективность предприятия?
6. Какие элементы организационной структуры организации Вы знаете?
7. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.
8. Каковы особенности формирования матричной структуры управления? Опишите их преимущества и недостатки.
9. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления?
10. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования оргструктур.
11. Проанализируйте различные варианты развития организации для компаний разных типов. Какой из них
12. Какие внутренние факторы организации влияют на ее структуру? Они характерны для всех компаний или нет?
13. Матричная структура организации более прогрессивна, чем организационная. Если это так, то в фирме возникают одновременно две ветви власти. Каково правильное решение для такой ситуации? Определите место каждой из структур в жизнедеятельности фирмы, а также рамки для ее применения.
14. Какие нетрадиционные составляющие включаются в понятие «офис проекта»?
15. Назовите главные различия понятий «офис проекта» и «офис компании».
16. В чем специфика виртуального офиса проекта?
17. В чем главная специфика виртуальности офиса по сравнению с традиционными офисами?
18. Можно ли говорить об офисе проекта без информационных и компьютерных технологий?
19. Может ли виртуальный офис проекта, предприятия базироваться на одном компьютере без сетевой связи?
20. В чем различия виртуального и электронного офисов?
21. Назовите основные составляющие виртуального офиса проекта.
Тема. Управление продолжительностью проекта
1. Перечислить основные черты западного проектного финансирования?
2. Каковы основные формы проектного финансирования?
3. В чем особенности соглашения о разделе продукции как способа проектного финансирования?
4. В чем заключаются преимущества проектного финансирования?
5. В чем заключаются недостатки проектного финансирования?
6. Для чего необходимо проведение оценки эффективности проектов?
7. Каковы основные показатели эффективности проектов?
8. Каковы основные критерии эффективности проектов?
Тема. Управление привходящими моментами (изменениями; непредвиденными проблемами, рисками; исправление ошибок).
1. Каковы основные фазы формирования концепции маркетинга проекта?
2. Каковы основные составляющие программы маркетинга проекта?
3. Назовите основные статьи доходов и расходов в бюджете маркетинга проекта.
4. Что понимается под «управлением маркетингом» в рамках инвестиционного проектирования?
Тема. Система управления проектами в компании. Особенности управления нетрадиционными видами проектов
1. В чем различие терминов «система управления проектами» и «корпоративная система управления проектами»?
2. Назовите основные составляющие СУП.
3. В чем различия корпоративных стандартов управления проектами и компанией?
4. Каковы базовые корпоративные стандарты управления компанией?
5. Можете ли Вы охарактеризовать состав КСУП?
6. Системы управления проектами – это
7. Применение этих технологий способствует своевременной реализации проектов в рамках выделенных бюджетов и с требуемым качеством.
8. Системы управления проектами используются для решения следующих основных задач
9. На российском рынке в настоящее время наиболее популярными являются несколько систем управления проектами.
Название Описание
Microsoft Office Project 2007 – это комплексное решение корпорации Microsoft по управлению корпоративными проектами, которое позволяет управлять проектами любой сложности и включает в себя семейство следующих программных продуктов:
MS Office Project Standart
MS Office Project Professional
MS Office Project Server
MS Office Project Web Access
Spider Project Professional (также существуют версии Desktop и Lite, разработчик "Технологии управления Спайдер") - пакет управления проектами, спроектированный и разработанный с учетом практического опыта, потребностей, особенностей и приоритетов Российского рынка. Этот пакет - единственная отечественная разработка среди популярных в России систем управления проектами.
Программные продукты компании Primavera Inc:
Primavera Project Planner Professional
SureTrack Project Manager
10. Для создания компьютерной модели проекта с использованием одной из упомянутых систем, необходимо проделать следующие шаги.
1.
2.
3.
11. В процессе исполнения проекта данные системы позволяют________________.
12. Задание: дополните ответы на вопросы
1. Дополните перечень процедур банкротства:
а) досудебная санация;
в) …
г) …
д) …
2. Ситуационный (стратегический) анализ складывается из (вычеркните ненужное, допишите недостающее):
а) SWOT-анализа;
б) макроэкономического анализа отрасли;
в) анализа конкуренции;
г) …
3. Перечислите общие принципы формирования инвестиционного портфеля предприятия (исключите ошибочные суждения и допишите верные):
а) принцип обеспечения доступности финансовых инвестиций;
б) принцип оптимизации соотношения доходности и риска;
в) принцип обеспечения управляемости инвестициями;
г) …
4. Основные маркетинговые мероприятия в прединвестиционной фазе (исключите ошибочные суждения и дополните верные):
а) программа расходов на проект;
б) программа продаж;
в) маркетинговое исследование;
г) разработка стратегии проекта;
д) …
5. Назовите слабые стороны следующих субъектов технологической инновационной деятельности:
а) организации РАН — …
б) крупные оборонные НИИ и КБ — …
в) МП НТС — …
6. Исправьте приведенную ниже классификацию ЧС — укажите,
что относится к классификации, а что к мероприятиям. Дополните мероприятия и процессы, реализуемые при управлении ЧС:
а) локальные;
б) местные;
в) территориальные;
г) границы зон распространения поражающих факторов ЧС;
д) изучение причин и динамики ЧС во времени;
е) региональные ;
ж) техногенные ;
з) федеральные;
и) социальные;
к) трансграничные;
и)…
7. Приведите примеры (можно условные) традиционного и нетрадиционного проектов в следующих областях:
а) строительство;
б) промышленность;
в) продовольствие;
г) транспорт.
8. По содержанию программы подразделяются:
а) на научно-технические;
б) социальные;
в) инвестиционные;
г) … (дополните).
Тема. Управление ресурсами проекта
1. Перечислите 12 базовых возможных стратегий проекта.
2. Каковы факторы успеха при стратегическом планировании?
3. Каковы факторы успеха при детальном планировании?
4. Что должен включать в себя детальный график?
5. Каковы методы контроля фактического выполнения проекта?
6. В чем заключается контроль прогресса в реализации проекта?
7. Назовите пять основных возможных вариантов действий в ходе реализации проекта.
8. В чем заключается управление изменениями?
Тема. Управление качеством проекта
1. Можете ли Вы назвать этапы оценки затрат проекта?
2. Что означает понятие «бюджетирование»?
3. От чего зависит форма представления бюджетов?
4. Какие типы бюджетов в зависимости от стадии жизненного цикла проекта Вы знаете?
5. Чем различаются традиционный метод контроля и метод освоенного объема?
7. В чем состоит цель составления и представления отчетности?
8. Можете ли Вы дать определение понятию «анализ рисков»?
9. Какие виды оценки риска Вам известны?
10. Каковы методы снижения рисков?
11. Что такое страхование рисков и каким образом использовать этот метод снижения рисков?
12. Как использовать распределение рисков между участниками проекта?
Тема. Управление работами по проекту
1. На основании чего осуществляется планирование потребности в ресурсах? Приведите пример процесса планирования ресурсов.
2. Можете ли Вы привести примеры ситуаций, когда возникает ресурсный конфликт?
3. Какие существуют методы выравнивания потребности в ресурсах?
4. Что понимают под структурой работы и из чего она состоит?
5. В чем состоит различие между схемой деятельности с ориентацией на результат и схемой деятельности с ориентацией на задание?
6. Приведите примеры факторов потерь времени в ходе реализации проекта.
7. Какими методами измеряется производительность труда и в чем заключается особенность каждого метода?
8. Как можно классифицировать затраты проекта?
9. Какова зависимость между продолжительностью и стоимостью выполнения работ? Каковы пути сокращения длительности проекта?
Тема. Управление качеством проекта
задания
1. В чем суть управления коммуникациями?
2. Расскажите о коммуникационных барьерах.
3. Как связаны коммуникации и информационные системы?
4. Как связаны ИС УП и КСУП?
5. Охарактеризуйте структуру ИСУП.
6. Какие типы программных средств используются на различных стадиях жизненного цикла проекта?
7. Что Вы знаете об основных типах программных систем УП?
8. Каковы базовые функции календарного планирования?
15. Информационные системы управления проектами УК – 2, УК-5,ОПК-4
Комплект тестовых заданий
1. Управление проектом – это:
а) вид деятельности по руководству людьми (отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом.
б) методология организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству.
в) постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование
г) нет правильного ответа
2. Основными участниками проекта являются:
а) инвестор
б) заказчик
в) поставщик
г) все перечисленное
3. Под проектом понимается
а) система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их достижения физических объектов (зданий, сооружений, производственных комплексов), технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
б) комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование профессионального поведения
в) установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или течение заданного интервала времени
г) все перечисленное
4. Проект отличается от процессной деятельности тем, что …
а) проект является непрерывной деятельностью, а процесс – единоразовым мероприятием
б) проект поддерживает неизменность организации, а процессы способствуют ее изменению
в) процессы в организации цикличны, они повторяются, а проект – уникален, он всегда имеет дату начала и окончания
г) процессы в организации регламентируются документально, проекты не требуют документального оформления
5. Окружение проекта – это …
б) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта
в) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
г) местоположение реализации проекта и близлежащие районы
6. К методам управления проектами относятся:
а) Стратегическое планирование
б) Оперативное планирование
в) Календарное планирование
г) Годовое планирование
7. Какая из перечисленных функций не относится к функциям УП?
а) стратегический менеджмент
б) управление персоналом
в) операционный (производственный) менеджмент;
г) логистика (выбор поставщиков, схемы транспортировки, складирования, систем расчетов с поставщиками и т.п.);
8. Какое из перечисленных элементов не являются основным элементом проекта:
а) Замысел (проблема, задача)
б) Методы реализации (средства решения)
в) Средства реализации (решения)
г) Цели реализации (результаты решения)
9. К подсистемам управления проектами не относится:
а) управление содержанием и объемами работ;
б) управление стоимостью;
в) управление инновациями;
г) управление закупками и поставками.
10.По масштабу проекты подразделяются на:
а) мегапроекты, монопроекты
б) малые проекты, средние проекты, мегапроекты
в) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты
г) а и б
11. К стандартам управления проектами относят
а) RUP
б) PJM
в) PMI
12. К технологиям управления проектами относят
а) PMI
б) IPMA
в) RUP
13. Какая организация устанавливает стандарт де-факто в области управления проектами
а) РМВОК
б) РМО
в) РМI
1. Программа «Поларис» способствовала появлению метода
а) PERT
б) PJM
в) DMI
14. Расписание проекта не используется для определения
а) даты начала и окончания отдельных работ
б) общего резерва времени
в) бюджета проекта
15. Промежуток времени между появлением проекта и его ликвидацией называется:
а) стадией проекта
б) фазой проекта
в) этапом проекта
г) жизненным циклом
16. Исследование инвестиционных возможностей состоит из следующих стадий:
а) изучение прогнозов экономического и социального развития региона;
б) формирование инвестиционной стратегии и изучение условий для ее осуществления;
в) предпроектное обоснование инвестиций в строительство, анализ альтернативных вариантов и выбор проекта;
г) все перечисленное
17. Цель Проектного анализа….
а) определить затраты проекты
б) определить результаты (ценность) проекта
в) определить ресурсы проекта
г) определить участников проекта
а) коммерческого
б) технического
в) организационного
г) социального.
19. Какие сметы составляются по рабочим чертежам на каждый вид работ и содержат расчеты сметной стоимости конструктивных элементов этих работ?
а) Сводные сметные расчеты
б) Объектные сметы
в) Локальные сметы.
г) Генеральные сметы
20. К разновидности «сложных» организационных структур относится схема...
а) «Управление - функция субподрядчика»
б) «Управления - функция заказчика»
в) «Управление - функция управляющего проектом»
1. К традиционному инструментарию организационного проектирования относятся
а) ресурсные матрицы
б) матрицы преемственности
в) матрицы ответственности
21. К характеристике механистических организационных структур можно отнести...
а) большое количество подробных правил и процедур
б) цели размыты и динамично меняются
в) работники реагируют на материальные поощрения
22.К характеристике органистических организационных структур можно отнести ...
а) структурируемость задач и проблем
б) власть подвергается сомнению и испытанию, требует подтверждения со стороны подчиненных
в) неформальность
23. ... - это группа лиц с общими целями, которые в процессе сотрудничества практически не общаются лично и каждый из которых играет свою роль в проекте
а) Виртуальный офис проекта
б) Виртуальное окружение проекта
в) Виртуальная команда проекта
24..Проектный офис как инфраструктура – это ...
а) руководство компании
б) структурная единица компании
в) место
б) К задачам «офиса управления проектами» относится
25.К задачам «информационного центра» относится ...
а) формирование и анализ отчетов
б) сбор информации
в) проведение тренингов для персонала
26.К задачам «офиса сопровождения проектов» относится...
а) методическая помощь руководителям проектов
б) проведение тренингов для персонала
в) формирование портфелей проектов
27.Что не характерно для функций, реализуемых офисом управления проектами?
а) Функции офиса управления проектами различны, но сконцентрированы в одной из двух сфер - в сфере централизации и/или в сфере координации управления проектами
б) Функции офиса управления проектами могут варьироваться от оказания поддержки в управлении проектами до прямого управления проектом/проектами
в) Функции офиса управления проектами в своей сути не чувствительны к конкретной организации, а значит, легко стандартизируются универсальным образом
28. Соответствие фаз проекта и целей оценки инвестиционного проекта
а) Принятия решения об инвестировании — инициация проекта
б) Разработки оптимальной схемы инвестирования — разработка проекта
в) Промежуточная оценка проекта, с целью принятия решения о дальнейшем инвестировании — реализация проекта
г) Финальная оценка результатов проекта – завершение проекта
29. Из двух проектов уровень доходности выше у того, у которого …
а) IRR-r больше
б) IRR больше
в) IRR меньше
г) выше объем выручки
30. При принятии решения об инвестировании необходимо учитывать …
а) инфляцию, риски, альтернативные варианты инвестирования
б) инфляцию и риски
в) инфляцию и альтернативные варианты инвестирования
г) риски и альтернативные варианты инвестирования
а) IRR > r
б) IRR = r
в) IRR < r
г) IRR > 0
д) IRR > 1
32. Дисконтирование – это …
а) процесс приведения будущих денежных сумм к их стоимости в текущий момент времени
б) учет инфляции при оценке инвестиционного проекта
в) расчет ставки дисконтирования
6. В качестве инвестора могут выступать:
а) органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и муниципальными правами;
б) граждане, предприятия, объединения предпринимателей и другие юридические лица;
в) иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
г) все перечисленное
33. Какой из процессов входит в процесс финансирования проекта?
а) предварительное изучение жизнеспособности проекта;
б) разработка плана реализации проекта;
в) - расчет необходимых ресурсов;
г) - составление сметы и бюджета проекта;
д) - учет и планирование рисков;
34. Причины и факторы, мешающие российским банкам на современном этапе осуществлять в значительных масштабах проектное финансирование:
а) нестабильность отечественной экономики
б) высокие темпы инфляции
в) низкое качество менеджмента на предприятиях-заемщиках
г) отсутствие высококвалифицированных специалистов в области проектного анализа
д) привлечение иностранных инвесторов для финансирования проектов
е) все перечисленные причины и факторы
35. В состав притоков от финансовой деятельности входят:
а) краткосрочные кредиты
б) выплата процентов по кредитам
в) снятие средств с депозитных вкладов
г) собственный капитал
д) выручка от реализации
е) все ответы верны
36. Что является необходимым условием отбора проекта для финансирования?
а) Требование NPVj>0.
б) Требование NPVj = 0/
в) Требование NPVj - max NPVj для любого k (вариант проекта).
г) Требование NPVj < max NPVj для любого k, но NPVj > (=) max NPVj - Ej, где Еj - уступка j-го участника проекта.
37. Критерии отбора проекта могут включать:
а) изменение требований рынка или покупателей
б) методы измерения прибыли
в) подсчет чистой текущей стоимости
г) анализ путем оптимизации при наличии ограничений
38.С помощью какого инструмента разрабатывается стратегия проекта?
Выберите один ответ:
а) PEST
б) SWOT
в) 5 сил Портера
г) 7S McKinsey
д) Матрица BCG
39. Стратегическое планирование
а) обеспечивает основу, на которой строится план маркетинга
б) использует исследования рынка для построения модели управления предприятием
в) это процесс, который начинается с определения корпоративной стратегии и тактики
г) дает общее представление о том, насколько ориентация на производство товара соответствует плану производства в целом
д) дает возможность прогнозировать
40. Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) позволяетклассифицировать рынок и оценить его перспективы по следующим параметрам:
а) издержки производва и емкость рынка
б) продолжительность ЖЦТ и уровень конкуренции
в) доля рынка и рост объема спроса (продаж)
г) привлекательность рынка и конкурентная сила предприятия
д) в и г
а) Стратегия увеличения прибыли
б) Стратегия увеличения продаж
в) Стратегия максимального роста
42.Возможно ли разработать методологию управления проектами, которая могла бы надолго обеспечить стабильные отклонения по срокам и затратам?
а) Возможно только для определенного типа бизнеса
б) Возможно для любых проектов
в) Нет, не возможно
г) Возможно только для определенного типа проектов
д) Возможно для определенного типа организационной структуры компании
43. Что является основным фактором увеличения отклонения по срокам и затратам проекта?
а) Растущая текучесть кадров
б) Изменения законодательной базы в государстве, которая влияет на проекты компании
в) Постоянный рост курсов валют
г) Растущая сложность и уникальность проекта
д) Рост требований сотрудников к мотивации за реализацию проектов
44.Из каких элементов состоит система управления проектами?
а) Регламентационная документация, проектная документация, персонал
б) Проектная документация, персонал, ИСУП
в) Регламентационная документация, проектная документация, персонал, ИСУП, корпоративная культура
г) Регламентационная документация, персонал, ИСУП
д) Регламентационная документация, проектная документация, персонал, ИСУП, система финансирования
45. Что входит в перечень регламентационной документации системы управления проектами?
а) Регламенты, шаблоны документов, вспомогательная информация
б) Бизнес-процессы, шаблоны документов, вспомогательная информация
в) Бизнес-процессы, регламенты, шаблоны документов, вспомогательная информация
г) Бизнес-процессы, регламенты, шаблоны документов
д) Бизнес-процессы, регламенты, вспомогательная информация
46. Что необходимо для сохранения стратегического преимущества проектно-ориентированных компаний?
а) Постоянное развитие системы управления проектами
б) Увеличение количества проектов в портфеле
в) Постоянное увеличение объема мотивации
г) Постоянное расширение проектного офиса
д) Установка профессиональной информационной системы управления проектами
47. Двухмерную модель классификации проектов рекомендуется использовать для такого подразделения организации, как …
а)совет директоров, бухгалтерия
б)департамент развития
в)офис управления проектом
48. К инновационным относятся такие типы проектов, как …
а)экстремальный проект, долгосрочный проект
б)скоростной проект, шаблонный проект
в)реинжиниринговый проект, венчурный проект
49. Для проектов по созданию бизнеса рекомендуются такие источники финансирования, как …
а) собственные средства, привлеченные средства
б)заемные и привлеченные средства
в)венчурное финансирование, заемные средства
50. Реализацией инноваций во внутренней среде организации занимается …
а)венчурный проект
б)исследовательский проект
в)реинжиниринговый проект
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п