учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - ознакомление обучающегося с требованиями государственного образовательного стандарта, какими профессиональными компетенциями должен обладать бакалавр «лесное дело»;
- изучение истории развития лесного дела;
- получение представлений о научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение лесного комплекса.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
К выпускнику-бакалавру «лесное дело». Возможности продолжения образования
выращивание корабельных лесов.
журнал. Лесное опытное дело в России
лесоводов– классиков в развитие отечественной науки.
Лесная типология. Развитие отечественного лесоустройства
журнал. Лесное опытное дело в России
лесоводов– классиков в развитие отечественной науки.
К выпускнику-бакалавру «лесное дело». Возможности продолжения образования
выращивание корабельных лесов.
журнал. Лесное опытное дело в России
лесоводов– классиков в развитие отечественной науки.
Лесная типология. Развитие отечественного лесоустройства
Лесная типология. Развитие отечественного лесоустройства
2. Введение в специальность : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Лесное дело» / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова ; сост.: С. Ч. Содбоева [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2025. - 247 с. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/05347. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный. https://elib.bgsha.ru/sotru/05347
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Введение в специальность
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Роль лесов в природе. Значение исторического подхода для развития лесного дела. Значение истории лесного дела для прогресса лесной отрасли. (УК-6)
2. Учет регионального опыта лесного хозяйства и лесной промышленности в условиях России. Примеры положительных и отрицательных результатов в отечественном лесоводстве. (УК- 6)
3. Исторический метод и преемственность в лесоводстве. (УК-6)
4. Леса и лесные знания в допетровской Руси. Лес на Руси с древнейших времен до конца 12 века. (УК6)
5. Охрана природы в Древней Руси. (УК - 6)
6. Лесные промыслы и деревообрабатывающие ремесла древней Руси. (УК-6)
7. Лесные, охотничьи и бортничьи угодья в Московском государстве. (УК - 6)
8. Плотничье дело, деревянное зодчество на Руси. Расчистка лесов под пашни, пастбища, сенокосы.(УК-6)
9. Лесные засеки. (УК - 6)
10. Лесопиление в Московском государстве. (УК -6)
11. Транспорт леса в 17–18 вв. в России. (УК-6)
12. Лесное законодательство, охрана природы и использование природных ресурсов до Петра I. (УК-6)
13. Эпоха корабельных лесов. (УК - 6)
14. Рубки в корабельных лесах. (УК - 6)
15. Лесное законодательство Петра I (УК-6)
16. Лесовосстановление при Петре I. (УК-6)
17. Лесные знатели. (УК - 6)
18. Учреждение Лесного Департамента. Леса в системе Лесного Департамента. (УК - 6)
19. Учреждение Министерства Финансов и зачисление в состав его Лесного Департамента (1802–1811 гг.). (УК-6)
20. Деятельность Лесного Департамента в период (1837–1861 гг.). (УК - 6)
21. Образование Корпуса Лесничих. (УК-6)
23. Лесовосстановление в 1726–1842 гг. (УК - 6)
24. Лесоразведение и лесовосстановление в 1843–1892 гг. (УК - 6)
25. Лесокультурное дело в 1893–1917 гг. (УК - 6)
26. Лесовосстановление в период социализма. (УК - 6)
27. Лесовосстановление в условиях перехода к рынку. (УК - 6)
28. Лесное опытное дело в России. (УК-6)
29. Лесное образование в России. (УК-6)
30. Лесное хозяйство и лесная наука в России к 1914 году (УК-6)
31. Учение о лесе Г.Ф. Морозова и его роль в становлении отечественной лесной науки. (УК - 6)
32. Учение В.Н. Сукачева о лесных биогеоценозах и его роль в становлении отечественной лесной науки. (УК - 6)
34. Вклад Ф.К. Арнольда, А.Ф. Рудзкого, М.М. Орлова, Варгаса_–де–Бедемара в теорию и практику отечественного лесоустройства. (УК - 6)
35. Развитие лесоустройства в период (1917–2000 гг.). (УК-6)
36. История систем рубок. Позитивные и негативные стороны различных способов рубок. (УК-6)
37. Исторический опыт рубок главного пользования на примере северных лесов. (УК - 6)
38. Управление лесами и лесное хозяйство. (УК-6)
39. Становление и развитие научного лесоводства. Основные положения современного лесоводства.(УК - 6)
40. Прогноз научно–технического развития лесного хозяйства. (УК-6)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Создание заводов лесохозяйственного машиностроения.
2. Развитие лесной промышленности в ХХ в.
3. История отечественного тракторостроения до 1942 года.
4. История отечественного тракторостроения после 1940 г.
5. Заводы по производству промышленных, лесопромышленных, сельскохозяйственных тракторов.
6. Направления развития лесозаготовительного оборудования.
7. Отечественные предприятия по производству лесозаготовительной техники.
8. Зарубежные предприятия по производству лесозаготовительной техники.
9. Современные машины лесного комплекса.
10. Современное оборудование лесного комплекса.
11. Моторизованный инструмент и машины для ухода за лесными насаждениями.
12. Авиация в лесном хозяйстве.
13. Проблемы, стоящие перед лесным комплексом страны.
14. История лесного образования в России .
15. Воронежская школа механиков и её роль в развитии механизации лесного комплекса.
16. Лесохозяйственные ВУЗы страны.
Вопросы модулей
Модуль I
1.Социальная роль леса.
2. Определение леса.
3. Главной задачей выпускников является…
4. Определение «де́рево».
5. Определение лнсной энтомологии.
6. Задачами какой практики является решение задач, прежде всего, связанных с различного рода измерениями, предусматривает практическое применение методов оценки и учета отдельных срубленых деревьев.
7. Лесопокрытая площадь Росси сосставляет_____млн.га, т.е.__________% лесной площади мира.
8. Искусственно созданные посевом или посадкой древесных и кустарниковых пород лесные насаждения.
9. В каком году избран последний Лесной кодекс.
10. Роль леса в жизни человек.
11. Определение «древесинове́дение».
12. В каком году был первый выпуск инженеров лесного хозяйства и сколько человек.
13. Наука о пожарах и борьбе с ними.
14. наука о болезнях растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы)
15. В дереве выделяют три основные части…
16. …_жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.
17. ……научная дисциплина, изучающая лесоводственные и экономические основы ведения лесного хозяйства, проектирования лесохозяйственной деятельности и лесопользования
Модуль II
1.Определение лесной пирологии.
2. Основные цели и задачи, стоящие перед специалистами лесного дела на современном этапе развития лесопромышленного комплекса и экологических наук.
3. Современное состояние лесного фонда в Российской Федерации и пути развития лесной отрасли
4. Основные цели и задачи, стоящие перед специалистами лесного дела на современном этапе развития лесопромышленного комплекса и экологических наук.
5. Вклад студентов ВУЗа научно-исследовательскую деятельность по изучению лесов.
6. ….научная дисциплина, изучающая строение и свойства древесины и древесной коры как материалов; содержит комплекс сведений об этих материалах, полученных методами химии, физики, механики и биологии.
7. Определение «лесоэксплуатации»?
8. Экономическая роль леса.
9. Назовите представителей кустарников.
10. Понятие использования лесов и их виды.
11. Задачами какой практики является порядок изучения заготовки лесосеменного сырья, переработки и хранения, особенности искусственного выращивания посадочного материала лесосеменного сырья и посадки лесных культур.
12. В каком году устанавливается праздник «День работника леса»
1. Значение исторического подхода для развития лесного дела в России.
2. Лес на Руси с древнейших времен до конца 12 века. Охрана природы в древней Руси.
3. Лесное законодательство Петра I.
4. Корабельные леса России. Описание лесов Европейского Севера. Создание и выращивание корабельных лесов.
5. Леса и лесное хозяйство, лесоводственная наука в 18–19 вв. Лесные знатели. Лесной журнал. Лесное опытное дело в России.
6. Лесное образование в России. Вклад лесоводов–классиков в развитие отечественной науки.
7. Лесное хозяйство и лесная наука России к 1914 году. Учение о лесе Г.Ф. Морозова. Лесная типология. Развитие отечественного лесоустройства.
8. История освоения лесов края.
9.Перспективы развития и прогноз научно–технического развития лесного хозяйства.
10.Рациональное использование древесины.
11.История систем рубок.
Темы рефератов
1.Современная лесохозяйственная техника.
2. Значение леса в жизни человека.
3. Первые работы о лесе и лесном хозяйстве.
4. Лесной кодекс и лесное законодательство.
5. История лесного образования в России.
6. Проблемы, стоящие перед лесным комплексом страны.
7. История отечественного тракторостроения после 1940 г.
8. Заводы по производству промышленных, лесопромышленных, сельскохозяйственных тракторов.
9. Направления развития лесозаготовительного оборудования.
10. Отечественные предприятия по производству лесозаготовительной техники.
12. Зарубежные предприятия по производству лесозаготовительной техники.
13. Современные машины лесного комплекса.
14. Современное оборудование лесного комплекса.
15.Значение развития машин и оборудования для лесного хозяйства.
Перечень тем для подготовки презентаций
1.Развитие лесной промышленности в ХХ в.
2. Технический прогресс в лесном хозяйстве.
3. Система машин в лесном хозяйстве.
4. Возникновение лесного дела на Руси.
5. Значение леса на Руси.
4. Развитие науки о лесе в России.
5.Корабельные леса России.
6.Описание лесов Европейского Севера.
7.Создание и выращивание корабельных лесов.
8. Лесное хозяйство и лесная наука России к 1914 году.
9.Учение о лесе Г.Ф. Морозова. Лесная типология. Развитие отечественного лесоустройства.
10. Леса и лесное хозяйство, лесоводственная наука в 18– 19 вв. Лесные знатели. Лесной журнал.
11.Лесное опытное дело в России.
12. Лесное хозяйство и лесная наука в России к 1914 году.
13. Учение о лесе Г.Ф. Морозова и его роль в становлении отечественной лесной науки.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п