учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: рассмотрение основных теорий, законов, закономерностей, лежащих в основе жизни на разных уровнях ее организации; учение об онтогенезе организмов закономерности обмена веществ и энергии на разных уровнях организации закономерности проявления факторов окружающей среды и их влияние на рост, развитие организмов; обсуждение гипотез возникновения жизни; анализ причин многообразия органического мира; получение четкого представления о месте человека в биосфере и его глобальной роли в сохранении живой природы; ознакомление с достижениями современной биологии.
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Формирование приспособления
3. Вид. Направления, пути, формы эволюции
4. Доказательства эволюции
5. Гипотезы возникновения и развитие жизни на Земле
6. Человек в системе органического мира. Антропогенез.
2. Формирование приспособления
3. Вид. Направления, пути, формы эволюции
4. Доказательства эволюции
5. Гипотезы возникновения и развитие жизни на Земле
6. Человек в системе органического мира. Антропогенез.
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
- 27 с.
http://bgsha.ru/art.php? i=2503.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
перечень тем сообщений, эссе,
перечень вопросов к устному опросу,
комплект тестовых заданий,
ситуационные задачи,
перечень тем дебатов.
Общая биология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет изучения, цель и задачи науки биология. Значение науки (ОПК-6)
2. Понятие «жизнь». Свойства и признаки живого. Уровни организации живого (ОПК-5, ОПК- 6)
3. Классификация форм жизни. Прокариоты. Эукариоты (ОПК-6)
4. Общая характеристика вирусов (ОПК-6)
5. Молекулярно-генетические биологические системы. Химическая структура, свойства и биологическое значение белков (ОПК-6)
6. Вода, ее физико-химические свойства, процентное содержание в разных клетках, биологическое значение (ОПК-6)
7. Химическая структура, свойства и функции углеводов (ОПК-6)
8. Химическая структура, свойства и функции, значение белков (ОПК-6)
9. Химическая структура и биологическое значение липидов (ОПК-6)
10. Нуклеиновые кислоты – общая характеристика, развитие молекулярно-генетических представлений. Состав АТФ, ее роль в клетке (ОПК-6)
11. Краткая история развития цитологии (ОПК-6)
12. Клеточная теория (авторы, год создания, основные положения). Современные положения клеточной теории (ОПК-6)
13. Общее представление о строении клетки. Типы клеточной организации (ОПК-6)
14. Структурно - функциональная организация прокариотической клетки (ОПК-6)
15. Плазмалемма: химический состав, модели строения, свойства и функции (ОПК-6)
16. Поверхностный аппарат растительной, грибной, животной клетки и у прокариот. (ОПК-6)
17. Органоиды специального значения, их функции. Цитоскелет. (ОПК-6)
18. Мембранные органоиды клетки, их функции. (ОПК-6)
19. Немембранные органоиды, их функции. (ОПК-6)
20. Наследственный аппарат про- и эукариотической клетки, его характеристика. (ОПК-6)
21. Отличия между про- и эукариотической клетками. (ОПК-6)
22. Клеточный цикл. Митоз, его биологическое значение. (ОПК-6)
23. 23.Клеточный цикл. Мейоз, его биологическое значение. (ОПК-6) 24.Гаметогенез. Особенности строения и развития половых клеток. (ОПК-6)
25. Общая характеристика онтогенеза. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. (ОПК- 5, ОПК-6)
26. Анаболизм и катаболизм. Использование энергии в клетках. (ОПК-6)
27. Биологическое значение и формы бесполого размножения. (ОПК-6)
28. Классификация организмов. Искусственные и естественные системы. (ОПК-6)
29. Разнообразие растений, их значение в природе и жизни человека. (ОПК-6)
30. Общая характеристика, значение в природе и жизни человека отдела Голосеменные растения. (ОПК-6)
31. Общая характеристика, значение в природе и жизни человека отдела Покрытосеменные растения. (ОПК-6)
33. Общая характеристика подцарства Простейшие. (ОПК-6)
34. Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. (ОПК-6)
35. Моногибридное скрещивание. Реципрокные скрещивания. Неполное доминирование. Кодоминирование. Возвратные скрещивания. Анализирующие скрещивания. (ОПК-6)
36. Дигибридное скрещивание. Анализ потомства при дигибридном скрещивании. (ОПК-5,
ОПК-6)
37. Генетика пола. Механизмы определения пола и наследование признаков, сцепленных с
полом. (ОПК-6)
38. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Механизмы кроссинговера. Генетические карты; их значение. (ОПК-6)
39. ДНК – основной носитель наследственной информации. Связь структуры ДНК с её функциями. Электростатические взаимодействия ДНК–белок. (ОПК-6)
40. РНК: разнообразие типов и функций. Особенности строения мРНК (иРНК), тРНК, рРНК. (ОПК-6)
41. Нуклеиновые кислоты. Реакции матричного синтеза. Репликация ДНК. Транскрипция ДНК. Обратная транскрипция. (ОПК-6)
42. Основные этапы биосинтеза белков: транскрипция, процессинг (сплайсинг) мРНК, трансляция, модификация белков. Генетический код, его основные свойства (ОПК-6)
43. .Спонтанные мутации. Генетический контроль мутагенеза. (ОПК-6)
44. Индуцированный мутагенез. Мутагены. Опасность загрязнения окружающей среды мутагенами. Антимутагены. (ОПК-6)
45. Цитоплазматическая наследственность у про- и эукариот. (ОПК-6)
46. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Использование достижений биотехнологии для построения генетических карт человека. (ОПК-6)
47. Наследственные болезни у человека, сцепленные с полом. Наследственные болезни человека, связанные с изменением числа половых хромосом. (ОПК-6)
48. Генетические заболевания человека, связанные с геномными мутациями и хромосомными перестройками. Их причины и меры профилактики. (ОПК-6)
49. Генетические основы селекции. История селекции. Выдающиеся отечественные селекционеры: И.В. Мичурин. Н.И. Вавилов. (ОПК-6)
50. Теория гибридизации. Типы скрещивания: внутрилинейные, межлинейные, возвратные. Инбридинг и инцухт. Гетерозис. Отдаленная гибридизация. (ОПК-6)
51. Генетические основы селекции. Теория отбора. Методы оценки материала. (ОПК-5, ОПК-
6)
52. Задачи и методы генной инженерии. Основные способы получения трансгенных клеток и
организмов; их сравнительная характеристика. Достижения и перспективы развития генной инженерии. (ОПК-6)
53. Понятия «вид» и «популяция», критерии вида и популяций. (ОПК-6) 54.Понятие эволюции, движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. (ОПК-6) 55.Естественный отбор, его формы. (ОПК-6)
56. Главные направления эволюции. (ОПК-6)
57. Происхождение человека. Концепция животного происхождения человека. (ОПК-6) 58.Общая характеристика экологических систем. Их структура, примеры. (ОПК-6)
59. Классификация и общая характеристика экологических факторов. (ОПК-6) 60.Типы взаимоотношений организмов. (ОПК-6)
61. Экологическая пирамида, общая характеристика. (ОПК-6)
62. Понятие биосферы, ее структура, границы жизни. (ОПК-6)
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Тема Разнообразие живого мира. Принципы и методы классификации организмов
1. Дайте определение систематике и назовите ее основные разделы.
2. Что вы понимаете под искусственными системами, когда их стали использовать и какова их роль сейчас в классификации организмов?
3. Что вы понимаете под естественными системами и какова их роль в классификации организмов?
4. Перечислите основные методы, используемые в систематике. Какие из них являются главными?
5. Назовите основные таксономические единицы и правила использования бинарной номенклатуры.
6. Как вы понимаете различия между доядерными и ядерными организмами?
7. Назовите подцарства доядерных организмов.
8. Насколько велико значение методов исследования в изучении клеток? Какие из этих методов вы знаете?
Тема Сущность жизни, свойства и уровни организации живого Клетка – основная форма организации живой материи
1. Сформулируйте основные положения клеточной теории. Какова роль этой теории в биологии?
2. Почему клетку определяют в качестве элементарной единицы жизни и в чем заключаются доказательства того, что клетка является элементарной единицей жизни? Что представляют собой межклеточные структуры?
3. Назовите принципиальные различия между клетками-прокариотами и клетками-эукариотами. Является ли одноклеточность признаком прокариот?
4. Назовите и охарактеризуйте компоненты мембранной системы клеток животных. Есть ли мембранная система в клетках растений?
5. Охарактеризуйте цитоплазматический матрикс и клеточные органеллы. Что собой представляет цитозоль? Есть ли у клеток скелет? Как организован цитоскелет и каковы его компоненты?
6. Каковы структура и роль клеточного ядра? Есть ли различия между ядрами клеток животных и
клеток растений?
7. Каковы структура и функции митохондрий? Все ли клетки обладают митохондриями?
8. Сформулируйте определения клеточного цикла и митоза. С какой скоростью протекают митозы в клетках разных тканей?
9. Что собой представляют лизосомы и какова их роль? Что произойдет с клетками, если лизосомы подвергнутся разрушению?
10. Каково значение ферментов в жизни клеток? Все ли белки являются ферментами и в чем заключается их действие?
11. Каковы фазы митоза и сущность процессов, происходящих в эти фазы?
12. В какой фазе происходит разделение центромеры и освобождение сестринских хроматид?
13. Какой представляется структура белков и что вы знаете о функциях белков?
Тема Обмен веществ и энергии
1. Какова роль обмена веществ и энергии в жизни живых существ?
2. Что такое энергия и каковы ее формы?
3. Применимы ли к живым системам законы термодинамики?
4. Как организмы используют энергию? Какова связь между световой энергией и пигментами растений? Что происходит, когда свет падает на хлорофилл?
5. Что такое фотосинтез?
6. Что такое хемосинтез.
7. Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными и миксотрофными?
8. Опишите бесполое размножение и назовите его формы.
Тема Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов
1. Что вы понимаете под половым размножением организмов и какова его биологическая роль?
2. Опишите особенности полового процесса у одноклеточных и многоклеточных организмов.
3. Что такое гаметогенез?
4. Какова функция гамет каждого типа?
5. Какие вы знаете стадии в развитии гамет?
6. В чем заключаются сходства и различия между сперматогенезом и овогенезом?
7. Что такое мейоз и каково его биологическое значение?
8. Опишите фазы мейоза.
9. Опишите сущность оплодотворения.
10. Какова биологическая роль чередования поколений?
11. Что представляет собой половой диморфизм? Что вы понимаете под гермафродитизмом?
Наблюдаются ли случаи гермафродитизма у человека и как часто?
12. Как вы представляете эволюцию способов размножения?
13. Что вы понимаете под ростом и развитием организмов? Какова связь между ростом и дифференциацией клеток?
14. В чем заключаются молекулярные основы дифференцировки клеток? 15.Сформулируйте понятие об онтогенезе и назовите периоды онтогенеза.
16. Каковы различия между прямым и непрямым развитием?
Перечень тем сообщений
1. Роль отечественных ученых в развитии биологических наук
2. Ученые биологи – лауреаты Нобелевской премии
3. Особенности строения клеток животных тканей
4. Особенности строения клеток растительных тканей
5. Методы изучения клеток
6. Методы изучения наследственности человека
7. Аутосомные наследственные заболевания человека
8. Предупреждение некоторых наследственных болезней человека
9. Наследственные заболевания человека, связанные с полом
10. Ч. Дарвин о происхождении человека
11. Разнообразие беспозвоночных животных, общая характеристика типов, роль в природе и жизни человека
12. Разнообразие грибов и лишайников, их эколого - биологическое значение в природе и жизни человека
13. Разнообразие бактерий, их биологическое значение в природе и жизни человека
14. Внутривидовая генетическая изменчивость на примере разных растительных и животных организмов
15. Разные типы ареалов разных объектов растений и животных
16. Популяционная структура вида
17. Примеры адаптаций у представителей животных и растений
18. Проблемы происхождения жизни на земле (обзор теорий)
19. Методы селекции
20. Глобальные биогенные круговороты
21. Пути воздействия человека на природу
22. Основные экологические проблемы современности
23. Парниковый эффект. Влияние человека на повышение концентраций парниковых газов. Меры, предпринимаемые обществом для снижения эффекта глобального потепления
24. Загрязнение атмосферы. Влияние различных видов деятельности человека на содержание токсичных газов в
25. Кислотные дожди. Роль человека в образовании кислотных дождей
26. Проблема шума в городах. Меры, предпринимаемые человеком для снижения уровня шума в городах
27. Загрязнение морей и океанов. Методы очистки поверхностных вод
28. Твёрдые отходы. Примеры современных методов утилизации твердых бытовых отходов
29. Региональные проблемы экологии
30. Биохимическая эволюция теории академика Опарина
31. Основные теории происхождения человека
32. Общая характеристика прокариот
33. Общая характеристика эукариот
34. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека
35. .Грибы. Строение, происхождение, значение
36. Фотосинтез
37. Роль АТФ в энергетическом обеспечении клетки
38. Строение хлоропластов
39. Строение митохондрий
40. Гликолиз
41. Брожение
42. Автотрофные и одноклеточные организмы как создатели кислородной атмосферы Земли и родоначальники биосферы
43. Вирусы. СПИД
44. Структура и репликация ДНК
45. Генетический код
46. Генная инженерия и перспективы ее использования
47. Генетическая инженерия и медицина
48. Биотехнология
49. Клонирование
50. Антибиотики
51. Регуляция синтеза белка
52. Учение о ноосфере. Биогенез и неогенез
1. Роль природоохранной деятельности человека в сохранении биоразнообразия
2. Качественные особенности организации живой материи во времени и пространстве
3. Молекулярно-биологические представления о строении и функционировании генетического материала
4. Проблемы происхождения человека
5. Эволюционный прогресс и эволюционное будущее человечества
6. Генетические основы долголетия
7. Почему, по мнению Ю.Одума, человек должен установить мутуалистические отношения с природой?
8. Как вы понимаете слова Н.Ф. Реймерса «Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой»
9. Почему снижение видового разнообразия и уничтожение природных экосистем являются опасным для человека?
Комплект тестовых заданий
Блок 1
Задания с выбором одного верного ответа.
А 1. Сходства клеток организмов всех царств по строению, химическому составу, обмену веществ - эта одна из положений:
1. теории эволюции
2. биологического закона
3. клеточной теории
4. хромосомной теории
А 2. Строение и функции клетки изучает наука:
1. эмбриология 3. селекция
2. генетика 4. цитология
А 3. Программа первичной структуры молекул белка зашифрована в молекулах:
1. ТРНК 3. липидов
2. ДНК 4. полисахаридов
А 4. Функция липидов в клетке:
1. каталитическая
2. хранение наследственной информации
3. энергетическая
4. участие в биосинтезе белка
А 5. Полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположена ядра и все другие органоиды, называется:
1. вакуоль 3. аппарат Гольджи
А 6. В состав хромосом входят следующие органические вещества:
1. белок и ДНК 3. АТФ и глюкоза
2. А ТФ и ТРНК 4. РНК и липиды
А 7. Роль энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза:
1. органическими веществами
2. ферментами
3. энергией, заключенной в молекулах АТФ
4. минеральных веществах
А 8. Фотосинтез отличается от биосинтеза белка тем, что идет в клетках:
1. любого организма 3. содержащих лизосомы
2. содержащих хлоропласты 4.содержащих митохондрии А 9. Клетки животных относятся к группе эукариотных, так как имеют:
1. хлоропласты
2. плазматическую мембрану 3.оболочку
4. ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой
А 10. Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
1. доминантностью одного из генов
2. доминантностью обоих генов
3. расстоянием между хромосомами
4. расстоянием между генами
А 11. В отличие от клеток гетеротрофов для большинства автотрофов характерен процесс:
1. энергетического обмена 3. синтеза АТФ
2. биосинтеза белка 4. фотосинтеза
А 12. Вирус нарушает функционирование клеток хозяина, так как он:
1. разрушает клеточную оболочку
2. нарушает процесс редупликации клеток
3. ДНК вируса встраивается в ДНК клеток хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка
4. разрушает митохондрии в клетках хозяина
А13. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:
1. зародышевым 2.послезародышевым 3.прямым 4.непрямым
А 14. Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
1. генных мутаций 3. комбинативной изменчивости
2. хромосомных мутаций 4. модификационной изменчивости А 15. Норма реакции связана с:
1. мутационной изменчивостью 3. фенотипической изменчивостью
2. овогенезом 4. гаметогенезом
А 16. Наркотические вещества относятся к мутагенам, так как при их употреблении:
1. нарушается работа нервной системы
2. ухудшается самочувствие
3. возникают изменения в хромосомахвозникает зависимость от наркотиков А
17. Н.И. Вавилов разработал:
1. хромосомную теорию изменчивости
2. эволюционную теорию.
3. гипотезу происхождения жизни
4. учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
А 18. Группа наиболее сходных по строению и жизнедеятельностью животных, созданная человеком для сельскохозяйственных целей, называется:
1. сорт 3. порода
2. вид 4. род
А 19. Какую функцию не выполняет в клетке цитоплазма:
1. транспорта веществ
2. внутренней среды клетки
3. обеспечения связи между частями и органоидами клетки
4. ферментативную.
А 20. Поступление веществ в клетку обеспечивает:
1. цитоплазма
2. эндоплазматическая сеть
3. плазматическая мембрана
4. Комплекс Гольджи
А 21. Поступление твердых частиц пищи в клетку путем их окружения плазматической мембраны называют:
1. диффузией
2. фагоцитозом
3. осмосом
4. пиноцитозом
А 22. Из двух слоев молекул липидов и расположенных между ними молекул белка состоит:
1. плазматическая мембрана
2. рибосома 4.рибосома
А 23. На гранулярных мембранах эндоплазматической сети в рибосомах происходит:
1. биосинтез белка 3. хемосинтез
2. фотосинтез 4. синтез липидов
А 24. Комплекс Гольджи наиболее развит в клетках:
1. эпителиальных
2. мышечных
3. секреторных желез
4. нервных
А 25. Удлиненное плотное тельце, разделенное перетяжками на несколько частей, - это:
1. лизосома 3. хромосома
2. рибосома 4. клеточный центр
А 26. Какие функции выполняют рибосомы в клетке:
1. участвуют в процессе фотосинтеза
2. участвуют в процессе биосинтеза белка 3.способствуют окислению органических веществ
4. участвуют в реакциях синтеза молекул АТФ
А 27. В основе удвоения хромосом лежит процесс:
1. фотосинтеза
2. редупликации ДНК
3. спирализации
4. конъюгации
А 28. дочерние хромосомы в процессе митоза расходятся к полюсам клетки за счет:
1. движения цитоплазмы 2.сокращения нитей веретена клетки А 29. двойной набор хромосом имеют:
1. яйцеклетки 3.соматические клетки
2. сперматозоиды 4.споры папоротника
А 30. Способностью связывать и обеззараживать чужеродные вещества обладают:
1. углеводы 3. белки
2. липиды 4.нуклеиновые кислоты
А 31. Как называют процесс развертывания молекул белка вследствие нарушения их третичной и вторичной структур:
1. возбудимостью
2. денатурацией
3. раздражимостью
4. сократимостью
А 32. Свойство молекул белка образовывать соединения с другими веществами и перемещать их в клетке или организме лежит в основе их функции:
1. каталитической
2. защитной
3. сигнальной
4. транспортной
А 33. Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных методов занимается:
1. микробиология
2. генная инженерия
3. клеточная инженерия
4. физиология
А 34. Явление гетерозиса связано:
1. с изменчивостью генов
2. с новой комбинацией генов
3. с модификационной изменчивостью
4. с хромосомными перестройками
А35. Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
1. увеличения доли гомозигот в потомстве
2. проявлении полипептидных особей в потомстве.
3. увеличения числа мутаций в потомстве
4. увеличения доли гетерозигот в потомстве
А36. Отбор, проводимый в селекции животных по генотипу, называют: 1.стабилизирующим 3. индивидуальным
2. групповым. 4. движущим
А 37. Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получать:
1. антибиотики, гормоны
2. нуклеиновые кислоты, белки
3. кормовой белок, органические кислоты
4. межвидовые гибриды, безъядерные клетки
А 38. Для ускорения размножения растений нового сорта, получения большего числа семян, селекционеры используют:
1. вегетативное размножение
2. метод клеточной инженерии
4. гибридизацию клеток
А 39. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:
1. сокращение доли гомозигот в потомстве
2. сокращение доли полиплоидов в потомстве
3. увеличение доли гетерозигот в потомстве
4. увеличение доли гомозигот в потомстве
А 40. Укажите метод, который используют в селекции животных:
1. полиплоидия 3. близкородственная гибридизация
2. культуры тканей 4. вегетативное размножение А 41. Получение гибридов. при скрещивании чистых линий называют:
1. искусственным отбором 3. отдаленной гибридизацией
2. естественным отбором 4. гетерозиготным эффектом
А 42. Какой метод используют ученые для получения комбинативной изменчивости у культурных растений:
1. культуры тканей
2. гибридизация
3. отбор 4.прививки
А 43. Какой возраст матери увеличивает риск рождения детей с синдромом Дауна:
1. после 25 лет 3. после 35 лет
2. до 25 лет 4. подростковый
А 44. Разрушение озонового слоя атмосферы способствует увеличению заболеваний человека:
1. инфекционных
2. сердца и сосудов
3. наследственных
4. простудных
А 45. Для ранней диагностики наследственных заболеваний у человека необходимо:
1. генеалогическое исследование отца
2. определить состав околоплодной жидкости
3. заботиться о чистоте жилища
4. обеспечить чистоту воздуха
А 46. Наиболее опасны для потомства мутации в клетках:
1. мышечных 3. нервных
2. половых 4. эпителиальных
А 47. Метод воздействия на бактерии рентгеновскими лучами с целью получения новых признаков - это:
1. полиплоидия 3. гетерозис
2. мутагенез 4. скрещивание
А 48. Мутации несовместимые с жизнедеятельностью организма называются:
1. летальными
2. половыми
3. соматическими
4. цитоплазматическими
А 49.Может ли дочь заболеть гемофилией, если ее отец - гемофилик:
1. может, так как ген гемофилии расположен в У - хромосоме
2. может, если мать не является носителем гена гемофилии
3. не может, так как она гетерозиготна по Х- хромосомам
4. может, если мать носительница гемофилии
А 50. Кто из ученых сформулировал закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости:
1. Т.Морган 3. И.М. Сеченов
2. П.П. Павлов 4. Н.И. Вавилов
А 51. Причина фенотипического сходства однояйцовых близнецов у человека - это:
1. генные мутации в гаметах отца
2. одинаковый генотип
3. хромосомные перестройки в гаметах матери
4. цитоплазматические изменения
А 52. Если возникшие у организма изменения признаков не передаются по наследству, значит:
1. изменились только гены, а не хромосомы
2. изменились только хромосомы, а не гены
3. гены и хромосомы не изменялись
4. изменились и гены и хромосомы
А 53. Одна из родительских особей гетерозиготная, а вторая - гомозиготная и несет пару рецессивных аллелей, их потомство даст расщепление по фенотипу близкое:
1. 3:1 3.1:1
2. 9:3:3:1 4. 1 :2:1
А54. для какого процесса жизнедеятельности клетки характерен перекрест и обмен участками хромосом:
1. для обмена веществ 3. для интерфазы
2. для митоза 4. для мейоза
А 55. Как изменяется число хромосом в процессе образования гамет в мейозе:
2. беспорядочно 4. сокращается вдвое
А 56. В результате первого деления мейоза на одной материнской клетке образуется:
1. две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
2. четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
3. две дочерние клетки с увеличенным вдвое набором хромосом
4. четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке А 57. В результате митоза из одной материнской клетки образуется:
1. четыре клетки с гаплоидным набором хромосом
2. две клетки с гаплоидным набором хромосом
3. четыре клетки с диплоидным набором хромосом
4. две клетки с диплоидным набором хромосом
А 58. Какие процессы проходят в темновую фазу фотосинтеза:
1. фотолиз молекул воды, в результате которого образуется молекулярный кислород и атомы водорода
2. синтез молекул А ТФ
3. восстановление углекислого газа водорода до глюкозы
4. возбуждение электронов в молекуле хлорофилла
А 59. В результате фотосинтеза образуются молекулы:
1. липидов
2. белков
3. глюкозы
4. нуклеиновых кислот
А 60. В результате реакций энергетического обмена образуются конечные продукты:
1. углеводы и кислород 3. аминокислоты
2. углекислый газ и вода 4. пировиноградная кислота А 61. Какова роль ИРНК в биосинтезе белка:
1. переносит наследственную информацию из ядра в рибосомы
2. переносит аминокислоты из цитоплазмы к рибосомам
3. способствует ускорению химических реакций
4. обеспечивает клетку энергией
А 62. В результате синтеза молекулы ИРНК роль матрицы выполняют:
1. ТРНК 3. рибосомы
2. гены 4. мембраны ЭПС
А 63. Реакции синтеза и расщепления органических веществ в клетках не могут происходить без участия:
1. гемоглобина 3. ферментов
2. гормонов 4.пигментов
А 64. Закон Менделя не проявляется:
1. у собаки
2. у аскариды
3. у возбудителя СПИДа
4. у возбудителя малярии
А 65. При скрещивании двух дрозофил с длинными крыльями получены длиннокрылые и короткокрылые потомки (длинные крылья В доминируют над короткими в). Каковы генотипы родителей:
1. вв х Вв 3. Вв х Вв
2. ВВ х вв 4. ВВ х ВВ
А 66. Укажите характер наследования признаков, если при скрещивании гомозиготных растений с белыми и красными цветками в первом поколении получились растения с розовыми цветками:
1. Полное доминирование 3. сцепленное наследование
2. промежуточное наследование 4. взаимодействие неаллельных генов
А 67. Появление в первом гибридном поколении всех особей с одинаковым фенотипом и генотипом служит доказательством проявления:
1. закона расщепления
2. закона сцепленного наследования
3. правило единообразия
4. закон независимого распределения генов
А 68. Причина открытого Менделем правила единообразия гибридов первого поколения состоит в том, что все гибриды:
1. развиваются в одинаковых условиях
2. появляются на свет одновременно
3. имеют одних и тех же родителей
4. имеют одинаковый генотип
А 71. Сколько аутосом содержит яйцеклетка человека: 1. 23
2. 22
3. 44
4. 46
А 72. В процессе дробления зиготы образуется:
1. двухслойный зародыш
2. эктодерма и энтодерма
3. три зародышевых слоя
Блок 2
Задания с выбором нескольких верных ответов из шести.
В 1. Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:
А. является внутренней средой клетки
Б. осуществляет связь между ядром и органоидами В. выполняет роль матрицы для синтеза углеводов Г. служит местом расположения ядра и органоидов
Д. осуществляет передачу наследственной информации
Е. служит местом расположения хромосом в клетках эукариот В 2. Чем процесс митоза отличается от мейоза:
А. происходит размножение соматических клеток Б. происходит образование половых клеток
В. ему предшествует одна интерфаза и происходит одно деление Г. ему предшествуют две интерфазы, и происходит одно деление Д. состоит из двух, следующих друг за другом делений
Е. для него не характерны процессы конъюгации и кроссинговера В 3. Чем молекула ДНК отличается от ИРНК:
А. молекула свернута в спираль
Б. состоит из одной полинуклеотидной цепочки В. состоит из двух полинуклеотидных цепочек Г. не может самоудваиваться
Д. обладает способностью самоудваиваться
Е. служит матрицей для сборки аминокислот в полипептидную цепь
В 4. Чем митохондрии отличаются от хлоропластов:
А. в них происходит синтез молекул А ТФ
Б. в них окисляются органические вещества до углекислого газа и воды В. синтез АТФ идет с использованием энергии света
Г. энергия, освобождается при окислении органических веществ, используется на синтез А ТФ Д. поверхность внутренней мембраны увеличивается за счет за счет складок
Е. поверхность мембран увеличивается за счет образования гран
В 5. Учеными, переоткрывшими законы наследственности в 1900 году, были: А. Мечников В. Мендель
Б. Корренс Г. Чермак
Д. де Фриз Е. Морган
В 6. Установите соответствие между признаками нуклеиновых кислот и их видами. Признаки нуклеиновых кислот.
1. состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спирали
2. состоит из одной полинуклеотидной неспирализированной цепи
3. передает наследственную информацию из ядра к рибосомам
4. является хранителем наследственной информации
5. состоит из нуклеотидов АТГЦ
6. состоит из нуклеотидов АУГЦ Виды нуклеиновых кислот.
А. ДНК Б. иРНК
1 2 3 4 5 6
сорта.
Блок 3
С1. Задание на установление последовательности.
Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового
А. гибридизация
Б. искусственный отбор
В. отбор исходного материала
Г. размножение гибридных особей
1 2 3 4
С 2. Задание со свободным развернутым ответом.
1. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения
жизни.
2. В чем заключается сходство прокариот и эукариот.
3. Применение, какого метода позволило выяснить причины болезни Дауна.
4. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому.
5. В результате каких процессов образуются половые клетки, каковы особенности их строения и функций.
1. Сколько типов гамет и какие именно образуют следующие организмы: а) моногибрид Аа?
б) дигибрид АаВЬ?
в) тригибрид АаВЬСс?
2. У человека карие глаза доминируют над голубыми:
а) Сколько типов яйцеклеток, различающихся по данной паре генов, производит гетерозиготная кареглазая женщина?
б) Сколько типов сперматозоидов производит голубоглазый мужчина?
3. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном -Р.
а) От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением кисти, родились два ребенка: пятипалый и шестипалый, каков генотип этих детей?
б) Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Каков его фенотип и генотип?
4. Муж и жена гетерозиготны по гену брахидактилии (короткопалость), который наследуется как доминантный признак. Определить расщепление по генотипу и фенотипу у их детей.
5. У человека система АВО групп крови обусловлена тремя аллелями гена I. Рецессивный аллель I0 детерминирует I группу крови. Аллели IA и IB, обусловливающие II и III группы крови, доминируют над аллелем I0, а по отношению друг к другу кодоминантны; генотип IAIB обусловливает IV группу крови. а) Женщина I группы крови вышла замуж за гомозиготного мужчину II группы крови. У них родился один ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?
6) Женщина I группы крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину III группы крови. Какие группы крови могут иметь их дети?
в) Мать гомозиготна по гену IA, а отец по гену IB. Какую группу крови и генотип имеет их ребенок?
г) Женщина I группы крови вышла замуж за мужчину IV группы крови. Унаследуют ли их дети группу крови матери или отца?
д) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за мужчину I группы крови. Какие группы крови у их детей возможны и какие исключаются?
е) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за гетерозигоного мужчину III группы крови. Какую группу крови и генотип могут иметь их дети?
6. У человека доминантный ген-А детерминирует ахондролазию (карликовость, резкое укорочение скелета конечностей). Его рецессивный аллель - ген- а - обусловливает нормальное строение скелета.
Женщина, имеющая нормальное строение скелета, вышла замуж за мужчину гетерозиготного по ахондроплазии. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с ахондроплазией?
7. У человека голубые глаза (b) рецессивны по отношению к карим (В), а близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m).
а) Какие типы яйцеклеток образует голубоглазая женщина с нормальным зрением?
б) Какие типы сперматозоидов образует кареглазый близорукий мужчина, гетерозиготный по обоим генам?
8. У человека наличие в эритроцитах антигена «резус-фактор» - фенотип Rh+, обусловлено доминантным геном - D. Его аллель-d детерминирует отсутствие этого антигена (фенотип Rh-). Ген первой (0) группы крови (I0) рецессивен в отношении гена II группы (IA) и третьей группы (IB). Два последние аллеля кодоминантны и их сочетание (IAIB) обусловливает IV группу крови.
а) Генотип мужа ddIAI0, жены -DdIBIB. Какова вероятность рождения резус положительного ребенка IV группы?
б) Резус положительная женщина II группы, отец которой имел резус отрицательную кровь I группы, вышла замуж за резус -отрицательного мужчину I группы. Какова вероятность того, что ребенок унаследует оба признака отца?
в) Мужчина, имеющий резус отрицательную кровь IV группы, женился на женщине, имеющей резус положительную кровь III группы. Отец жены имел резус отрицательную кровь I группы. В семье родились два ребенка. Первый имеет резус отрицательную кровь III группы, второй – резус положительную кровь I группы. Судебно-медицинская экспертиза установила, что один из этих детей внебрачный. По какой из двух пар аллелей исключается отцовство?
9. У дрозофилы, млекопитающих и человека гомогаметен женский пол, а гетерогаметен мужской. У птиц - гомогаметен мужской пол, а гетерогаметен - женский. Какие половые хромосомы содержатся в клетках тела:
а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?
в) у курицы? г) у петуха?
д) у женщины? е) у мужчины?
10. Сколько типов гамет, различающихся по половым хромосомам, образуется при гаметогенезе: а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?
в) у курицы? г) у петуха?
д) у женщины? е) у мужчины?
11. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (с), а нормальное цветовое зрение его доминантной аллелью (С). Ген цветовой слепоты локализован в Х-хромосоме.
а) Женщина, страдающая цветовой слепотой вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?
б) В браке родителей с нормальным зрением родился сын, страдающий цветовой слепотой. Установить генотипы родителей.
в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установить вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.
12. У человека гемофилия-А (кровоточивость) детерминирована сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный сын страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребенку ген гемофилии?
14. Дальтонизм наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак, а глухота как аутосомный рецессивный признак. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, вступил в брак с женщиной нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с нормальным слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями.
Перечень тем дебатов
1. Клонирование: за и против
2. Антропогенные факторы и устойчивость экосистем
3. Представления о происхождения жизни на Земле
4. ГМО: за и против
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п