учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Ободоева С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - овладение знаниями об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- формирование у обучающихся знаний правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности;
- ознакомление с особенностями принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий,
принятие мер по ликвидации их последствий.
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
УК-8
ИД-1 Обеспечивает безопасные и комфортные условия труда на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
ИД-2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте
ИД-3 Осуществляет действия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного происхождения) на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
ИД-4 Принимает участие в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
ОПК-3
ИД-1 Знает требования охраны труда, санитарной и пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования, систем безопасности и сигнализации, контрольно-измерительных приборо и автоматики технологических процессов управления водными биоресурсами и объектами аквакультуры.
ИД-2 Умеет создавать и поддерживать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
ИД-2 Не знает и не понимает инструкции по охране труда на рабочем месте
ИД-3 Не знает и не понимает основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики
ИД-4 Не знает и не понимает основные мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Плохо знает инструкции по охране труда на рабочем месте
ИД-3 Плохо знает и понимает основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики
ИД-4 Плохо знает основные мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Знает инструкции по охране труда на рабочем месте, но допускает ошибки
ИД-3 Знает и понимает основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, но допускает неточности
ИД-4 Знает основные мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере знает инструкции по охране труда на рабочем месте
ИД-3 В полной мере знает и понимает основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики
ИД-4 В полной мере знает основные мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Не умеет соблюдать требования инструкций по охране труда на рабочем месте
ИД-3 Не умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций
ИД-4 Не умеет соблюдать правила поведения и меры безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Плохо соблюдает требования инструкций по охране труда на рабочем месте
ИД-3 Плохо выбирает методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций
ИД-4 Плохо умеет соблюдать правила поведения и меры безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Умеет соблюдать требования инструкций по охране труда на рабочем месте, но допускает ошибки
ИД-3 Умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций, но допускает ошибки
ИД-4 Умеет пользоваться правилами правила поведения и меры безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере умеет соблюдать требования инструкций по охране труда на рабочем месте
ИД-3 В полной мере умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций
ИД-4 В полной мере умеет пользоваться правилами правила поведения и меры безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Не владеет навыками соблюдения требований инструкций по охране труда
ИД-3 Не владеет основными способами защиты персонала при чрезвычайных ситуациях
ИД-4 Не владеет навыками оказания первой помощи при чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Плохо владеет навыками соблюдения требований инструкций по охране труда
ИД-3 Плохо владеет основными способами защиты персонала при чрезвычайных ситуациях
ИД-4 Плохо владеет навыками оказания первой помощи при чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ИД-2 Владеет навыками соблюдения требований инструкций по охране труда, но допускает ошибки
ИД-3 Владеет основными способами защиты персонала при чрезвычайных ситуациях ,но допускает ошибки
ИД-4 Владеет навыками оказания первой помощи при чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере владеет навыками соблюдения требований инструкций по охране труда
ИД-3 В полной мере владеет основными способами защиты персонала при чрезвычайных ситуациях
ИД-4 В полной мере владеет навыками оказания первой помощи при чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
УК-8
ИД-1 Обеспечивает безопасные и комфортные условия труда на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
ИД-2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте
ИД-3 Осуществляет действия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного происхождения) на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
ИД-4 Принимает участие в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
ОПК-3
ИД-1 Знает требования охраны труда, санитарной и пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования, систем безопасности и сигнализации, контрольно-измерительных приборо и автоматики технологических процессов управления водными биоресурсами и объектами аквакультуры.
ИД-2 Умеет создавать и поддерживать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
ИД-2 Не знает безопасные условия труда.
ИД-2 Плохо знает безопасные условия труда
ИД-2 Знает безопасные условия труда, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере владеет навыками создания и поддержания безопасного условия труда в профессиональной деятельности.
ИД-2 Не умеет создавать и поддерживать безопасные условия труда
ИД-2 Плохо создает и поддерживает безопасные условия труда
ИД-2 Умеет создавать и поддерживать безопасные условия труда, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере умеет создавать и поддерживать безопасные условия труда.
ИД-2 Не владеет навыками создания и поддержания безопасного условия труда в профессиональной деятельности.
ИД-2 Плохо владеет навыками создания и поддержания безопасного условия труда в профессиональной деятельности.
ИД-2 Владеет навыками создания и поддержания безопасного условия труда в профессиональной деятельности, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере владеет навыками создания и поддержания безопасного условия труда в профессиональной деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Автор, наименование, выходные данные
Доступ
Основная литература
Гамрекели, М. Н. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на предприятии : учебное пособие / М. Н. Гамрекели. — Екатеринбург : УГЛТУ, 2018. — 108 с. https://e.lanbook.com/book/142511
Литвинов, В. И. Безопасность жизнедеятельности на производстве : учебное пособие / В. И. Литвинов, И. Н. Кружкова. — Вологда : ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2016. — 202 с. https://e.lanbook.com/book/130749
Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов эконом.в чрезвычайных ситуац.: Учеб. пос. / М.Г.Оноприенко - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=435522
Дополнительная литература
Безопасность жизнедеятельности. Противодействие терроризму : допущено Методическим советом Бурятской ГСХА в качестве учебного пособия для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров, специалистов / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова ; рец.: Т. В. Еремина, А. Г. Шаргаев . - Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 98 с. (35 экз.) Библиотека БГСХА
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 184 с. http://znanium.com/catalog/product/65848
Безопасность жизнедеятельности: чрезвычайные ситуации техногенного характера : учебное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров и специалистов / М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова ; рец.: Т. В. Еремина, В. П. Куркутов. - Улан-Удэ : БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2022. - 100 с. http://irbis.bgsha.ru/sotru/00171
Безопасность жизнедеятельности. Защитные сооружения: учебное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров и специалистов / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 83 с. - http://irbis.bgsha.ru/sotru/00550
Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки и специальностям высшего образования / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: О. Д. Багинова, С. Д. Саможапова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 93 с. http://irbis.bgsha.ru/sotru/00959
Средства защиты работников от вредных и опасных факторов производственной среды: учебное пособие для обучающихся всех направлений подготовки бакалавров и специалистов / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: О. Д.Багинова, С. Д. Саможапова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 94 с http://irbis.bgsha.ru/sotru/00830
Приемы оказания первой помощи: учебное пособие для обучающихся всех направлений подготовки бакалавриата / О. Д. Багинова, С. Д. Саможапова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 60 с. http://irbis.bgsha.ru/sotru/01684
Производственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев на производстве]: рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для обучающихся, осваивающих образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки "Агроинженерия" / С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 54 с. http://bgsha.ru/art.php?i=224
Обучение и инструктирование работников по охране труда: учебно-методическое пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 43 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1085
Пожары. Изучение устройства огнетушителей: методические указания по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / О. Д. Багинова, С. Д. Саможапова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 29 с. http://bgsha.ru/art.php?i=954
Изучение устройства огнетушителей и пожарной техники: учебно-методическое пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 35 с. http://bgsha.ru/art.php?i=958
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для контрольных работ обучающихся
3. Темы для составления инструкций
4. Комплект заданий для практических работ
5. Комплект заданий для деловой (ролевой) игры
6. Комплект кейс-заданий
7. Представление конспекта по темам
8. Комплект тестовых заданий
Безопасность жизнедеятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Цель, предмет, задачи дисциплины (УК-8)
2. Основные понятия и определения (ОПК-3)
3. Аксиомы безопасности жизнедеятельности (ОПК-3)
4. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности (ОПК-3)
5. Культура безопасности жизнедеятельности (ОПК-3)
6. Управление и организация работы по охране труда на предприятии (ОПК-3)
7. Обучение и инструктирование работников по безопасности труда (ОПК-3)
8. Разработка инструкций по охране труда (УК-8)
9. Классификация негативных факторов среды обитания (УК-8)
10. Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека (ОПК-3)
11. Химические негативные факторы (вредные вещества) (УК-8)
12. Биологические негативные факторы (УК-8)
13. Пожары. Устройство и принципы действия огнетушителей (УК-8)
14. Меры безопасности при строительстве и эксплуатации гидромелиоративных систем (УК-8)
15. Электрический ток (УК-8)
16. Защита от химических и биологических негативных факторов (ОПК-3)
17. Защита от шума, инфразвука, ультразвука и вибраций (УК-8)
18. Средства индивидуальной защиты (УК-8)
19. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности (УК-8)
20. Производственное освещение (УК-8)
21. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы труда, творческий труд (УК-8)
22. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса (УК-8)
23. Организация рабочего места пользователя компьютерной техники (УК-8)
24. Общие принципы оказания первой помощи (УК-8)
25. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при поражении электрическим током (УК-8)
26. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при утоплении (УК-8)
27. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при извлечении из-под завала (ОПК-3)
28. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при укусах змей и ядовитых насекомых (УК-8)
29. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при вывихах и ушибах (ОПК-3)
30. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при открытых переломах конечностей (ОПК-3)
31. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при проникающих ранениях ОПК-3)
32. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при артериальном кровотечении (ОПК-3)
33. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при венозном кровотечении (УК-8)
34. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при обморожениях (УК-8)
35. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при термических ожогах (УК-8)
36. Порядок проведения искусственной вентиляции легких (УК-8)
37. Порядок проведения наружного массажа сердца (ОПК-3)
38. Основы сердечно-легочной реанимации (УК-8 ОПК-3)
39. Классификация чрезвычайных ситуаций (УК-8)
40. Чрезвычайные ситуации природного характера (УК-8)
41. Землетрясения (УК-8)
42. Наводнения (УК-8)
43. Ураганы и смерч (УК-8)
44. Оползни, селевые потоки, снежные лавины (УК-8)
45. Природные пожары (УК-8)
46. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (ОПК-3)
47.Чрезвычайные ситуации экологического характера (УК-8)
48. Терроризм (УК-8)
49. Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) (УК-8)
50. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС (УК-8)
51. Укрытие населения в защитных сооружениях (УК-8)
53. Оповещение (УК-8)
54. Эвакуация и рассредоточение (УК-8)
55. Ликвидация последствий ЧС (УК-8)
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.
1. Дайте определение безопасности жизнедеятельности.
2. Что такое среда обитания? Приведите примеры.
3. Что такое техносфера?
4. Приведите примеры негативных факторов среды обитания.
5. Как вы понимаете термины «безопасность» и «опасность»?
6. Как вы понимаете термин «риск»?
7. Что такое приемлемый риск?
8. Что такое устойчивое развитие?
Тема. Идентификация и воздействие на защита человеку и среду обитания вредных и опасных факторов
1. Как классифицируют негативные факторы среды обитания?
2. Какие уровни опасных и вредных факторов считаются пороговыми и допустимыми?
3. Как классифицируют токсичные вещества по воздействию на организм и каковы последствия их комбинированного воздействия?
4. Какие виды электромагнитных излучений воздействуют на организм человека в природной среде и на производстве?
5. Какие поражения может получить человеческий организм под воздействием электрического тока и от каких параметров зависят их последствия?
6. Какие опасные и вредные факторы могут воздействовать на персонал при пожарах и взрывах?
7. К каким последствиям может привести сочетанное воздействие на организм опасных и вредных факторов?
8. Перечислите основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека.
9. Перечислите коллективные и индивидуальные средства защиты от теплового излучения.
10. Перечислите способы и средства защиты человека от воздействия ЭМП.
Тема. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
1. Перечислите основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека.
2. Чему способствует вентиляция и каковы ее разновидности?
3. Перечислите коллективные и индивидуальные средства защиты от теплового излучения.
4. Какие существуют методы защиты воздушной среды от пыли?
5. Назовите основные методы снижения шума. Как они реализуются на практике?
6. Перечислите причины и источники вибрации механического происхождения.
7. Перечислите способы и средства защиты человека от воздействия ЭМП.
8. Перечислите мероприятия, проводимые в целях защиты населения от ионизирующего излучения.
9. Перечислите индивидуальные средства защиты человека от воздействия лазерного излучения.
Тема. Первая помощь
1. В чем заключаются общие принципы оказания первой помощи?
2. Перечислите известные приемы оказания первой помощи на месте происшествия.
3. Схема оказания первой помощи на месте происшествия.
4. Признаки внезапной смерти (когда каждая секунда может стать роковой).
5. Признаки биологической смерти (когда проведение реанимации бессмысленно).
6. Каким образом осуществляется искусственное дыхание и закрытый массаж сердца?
7. Виды повязок и общие правила бинтования.
8. Перечислите основные типовые повязки.
9. Назовите главную профилактическую меру предупреждения дальнейшего заражения ран микробами.
10. Характерные признаки артериального кровотечения.
11. Признаки венозного кровотечения.
12. Основные признаки вывиха.
13. Назовите виды переломов костей по характеру повреждения кожного покрова.
14. Первая помощь при вывихах и переломах.
15. Классификация ожогов по причинам возникновения?
16. Основные виды поражений электрическим током.
17. Какие основные признаки обморока?
18. Перечислите основные клинические признаки теплового или солнечного удара.
19. Какие факторы воздействуют на организм при длительном сдавливании?
20. Признаки отравлений.
21. Принципы оказания первой помощи при острых отравлениях.
22. Действия в случае укуса змей и ядовитых насекомых.
Тема: Меры безопасности при разведении и выращивания объектов аквакультуры
1. Кто допускается к работе по обслуживанию объектов аквакультуры?
2. Какие меры безопасности предусмотрены при разведении объектов аквакультуры?
3. Какие меры безопасности предусмотрены при выращивании объектов аквакультуры?
4. Какие вредные и опасные производственные факторы воздействуют на работников аквакультуры?
5. В каких районах должны располагаться хозяйство аквакультуры?
7. На чем основано современное искусственное выращивание рыб и других водных животных?
6.2 Комплект заданий для контрольных работ обучающихся
Тема. Управление и организация работы по охране труда на предприятии
Вариант № 1
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
2. Своевременно и по установленным формам составлять заявки на средства индивидуальной защиты и обеспечивать выдачу спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты, а также мыла, обезвреживающих средств, молока, лечебно-профилактического питания по действующим нормам и контролировать правильность их использования;
3. Оказывать содействие в организации санитарных постов и проведении предварительных, периодических медицинских осмотров работников основных профессий;
4. Изучение условий труда на рабочих местах, подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
5. Своевременная разработка и доработка инструкций по охране труда.
Вариант № 2
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Оказание подразделениям предприятия методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
2. Своевременное составление списков работников с вредными условиями труда для прохождения периодических медицинских осмотров;
3. Ежеквартально подводить итоги работы по охране труда в подразделениях, отрасли;
4. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
5. Участвовать в разработке и выполнении планов улучшения условии труда.
Вариант № 3
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Принимать меры по оборудованию уголков по технике безопасности в отделениях, цехах, на производственных участках и объектах;
2. Содержание и эксплуатацию оборудования, инструмента, инвентаря и приспособлений, грузоподъемных приспособлений и транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств, санитарно-технических установок, организацию рабочих мест, производственных и бытовых помещений, проходов, проездов в соответствии с требованиями правил и норм техники безопасности и производственной санитарии;
3. Оказание подразделениям предприятия методической помощи при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; по организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда;
4. Обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
5. Обеспечивать разработку безопасных маршрутов передвижения агрегатов и машин при выполнении работ.
Вариант № 4
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Проведение в установленные сроки через непосредственных руководителей (бригадиров, мастеров и др.) первичного, повторного, внепланового инструктажей по охране труда на рабочем месте со всеми работниками с обязательным оформлением их в журнале инструктажа;
2. Участие в проведении проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-
3. Обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работе) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности)и среднего заработка на время прохождения указанных мед. осмотров;
4. Осуществлять руководство разработкой и корректировкой инструкций по охране труда в руководимой отрасли производства.
5. Организовывать и принимать участие в обучении специалистов среднего звена и рабочих по охране труда с последующей проверкой знаний; проводить вводный и текущий инструктаж при выдаче наряда-допуска на особо опасные работы.
Вариант № 5
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечение производственных участков инструкциями по охране труда, предупредительными знаками и т.д.;
2. Контролировать своевременность и качество первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей и правильность их оформления в журнале регистрации;
3. Разрабатывать и внедрять на предприятии механизацию и автоматизацию производственных процессов, приспособлений и устройств, обеспечивающих безопасность и безвредность работ;
4. Участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, но улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий;
5. Обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работника, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Вариант № 6
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Проводить вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, ведет документацию по вводному инструктажу;
2. Регулярно проводить совещания с руководителями подразделений по анализу состояния охраны труда;
3. Обеспечить санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
4. Постоянно контролировать состояние охраны труда в отделениях, цехах, на производственных участках и объектах, осуществлять контроль за работой руководителей подведомственных подразделений по соблюдению законодательства по охране труда, улучшению условий и повышению безопасности труда и принимать меры по устранению недостатков;
5. Своевременное снабжение работающих молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в случае превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
6.6 Комплект кейс-задания
Тема: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
Кейс-задание 1
3 марта 2017 года на Аршанском перевале в Тункинском районе Республики Бурятия под лавину попала группа туристов из Нижнего Новгорода. Восьми участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откапать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м3 снега, ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров.
Задание 1.1(выберите один вариант ответа).
Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях называется …
• асфиксией
• декомпрессией
• альвеолитом
• саркодиозом
Задание 1.2(укажите порядковый номер для всех вариантов ответов).
Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при сильном обморожении конечностей.
• вызвать скорую помощь –
• наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку –
• дать пострадавшему горячее питье, пищу –
• фиксировать пораженные конечности с помощью подручных средств –
Задание 1.3 ( - введите ответ в поле).
Если скорость лавины составляет 200 км/ч, а дальность ее выброса – 1 км, то время (в секундах), за которое лавина
Кейс-задание 2
11 июня 2009 года из-за сильных дождей на севере Приморья произошел резкий подъем воды в горных реках и ручьях Тернейского района. В результате была подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживают 270 человек, в том числе 66 детей.
Задание 2.1(выберите один вариант ответа).
Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется …
• водопольем
• вод разливом
• половодьем
• паводком
Задание 2.2(укажите порядковый номер для всех вариантов).
Укажите последовательность действий человека, если его дом попал в зону затопления
• подготовиться к эвакуации –
• закрыть окна и двери –
• отключить газ, электричество и воду –
• ценные вещи перенести на верхние этажи или чердак –
Задание 2.3(введите ответ).
В Тернейском районе Приморья насчитывается 1500 жилых домов. В результате наводнения процент поврежденного жилого фонда составил … (ответ запишите в виде целого числа).
Кейс-задание 3
22 февраля 2012 года более 40 семей в Галляаральском районе Джизакской области Узбекистана лишились своих домов в результате схода мощных селей. Человеческих жертв удалось избежать, но сель уничтожила домашний скот. Правительство приняло меры по ликвидации последствий стихии, был создан оперативный штаб.
Задание 3.1(выберите один вариант ответа).
К активным мероприятиям по предупреждению селей относится …
• высадка деревьев с мощной корневой системой
• наблюдение за состоянием склонов
• установка в селеопасной зоне предупредительных знаков
• охрана лесных насаждений на склонах
Задание 3.2(укажите не менее двух вариантов ответа).
К природным причинам возникновения селей относятся …
• ливневые осадки
• вулканическая деятельность
• вырубка леса
• разработка карьеров
Задание 3.3( - введите ответ в поле).
Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа).
Кейс-задание 4
7 сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42, 44 человека погибло, 1-пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.
Задание 4.1(выберите один вариант ответа).
Уменьшение давления в салоне самолета называется …
• рекомпрессией
• декомпрессией
• баротравмой
• гипоксией
Задание 4.2(укажите порядковый номер для всех вариантов).
Укажите последовательность действий человека в случае возникновения аварийной ситуации в самолете
• голову положить на колени –
• сцепить руки под коленями –
• надеть кислородную маску –
• застегнуть ремень безопасности –
Задание 4.3(введите ответ).
Если в 2011 году в России в авиакатастрофах погибло 120 человек, что составляет 24 % от общего количества всех погибших, то во всем мире за этот год в результате авиакатастроф погибло ____ человек (ответ запишите в виде целого числа).
Кейс-задание 5
16 ноября 2017 года в Улан-Удэ (Бурятия) жители домов Октябрьского района остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Ариг Ус» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Улан-Удэ, на улице Жердева в районе прорвало трубу водопровода.
Задание 5.1 (выберите один вариант ответа).
Разрыв водопроводных труб сети водоснабжения многоквартирного дома относится к _____ аварии.
• гидродинамической
• гидрологической
• коммунальной
Задание 5.2(установите соответствие между указанными чрезвычайными ситуациями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления).
• гидродинамическая авария –
• коммунальная авария –
1
2
3
4
Задание 5.3 ( - введите ответ в поле).
Гидротехнические сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним, называются … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа).
Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа).
Область знаний, изучающая опасные факторы, угрожающие человеку, закономерности их проявления, воздействия на человеческий организм, а также способы защиты от этих факторов, называется …
а) охраной окружающей среды
б) социальной экологией
в) безопасностью жизнедеятельности
г) охраной труда
Задание 2 (выберите один вариант ответа).
«Любая деятельность потенциально опасна» - это ______ науки о безопасности жизнедеятельности.
а) принцип
б) предмет
в) аксиома
г) область
Задание 3 (выберите один вариант ответа).
Какое определение понятия «охрана труда» будет верным?
а) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
б) охрана труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей;
в) охрана труда - это техника безопасности и гигиена труда.
г) охрана труда – это нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях
Задание 4 (выберите один вариант ответа).
Какой вид инструктажа проводится при приеме на работу?
a) На рабочем месте
б) внеплановый
в) вводный
г) повторный
Задание 5 (выберите один вариант ответ).
Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при
а) изменение технологического процесса:
б) выполнение разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности
в) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф
г) при переводе из одного подразделения в другое
Задание 6 (выберите один вариант ответ).
Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеваниям:
а) вредный производственный фактор
б) опасный производственный фактор
в) вредный и опасный производственный фактор
г) фактор среды обитания
Задание 7 (выберите один вариант ответ).
Сферы возникновения ЧС:
а) в социальной среде
б) в производстве, природе и экологической среде
в) в политике
г) только в природе.
Задание 8 (выберите один вариант ответ).
К ЧС экологического характера относятся:
а) природные явления
б) ЧС, возникающие под влиянием промышленных аварий и катастроф
в) ЧС, возникающие естественным путем.
г) изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы, состояния биосферы.
Задание 9 (выберите один вариант ответ).
а) локальной
б) местной
в) региональной
г) национальные
Задание 10 (выберите один вариант ответ).
Природное явление, начало которого сопровождается необычным поведением животных, а у большей части населения вызывает психические расстройства, называется …
а) землетрясением
б) оползнем
в) наводнением
г) извержением вулкана
Задание 11 (выберите один вариант ответ).
Процесс неконтролируемого горения, происходящего вне специально оборудованного очага, сопровождающийся возникновением угрозы здоровью и жизни людей или ведущий к значительным экономическим потерям, называется …
а) вспышкой
б) пожаром +
в) взрывом
г) самовозгоранием
Задание 12 (выберите один вариант ответ).
Аварии на химически опасных объектах относятся к _____________ чрезвычайным ситуациям (ЧС).
а) природным
б) социальным
в) техногенным
г) биологическим
Задание 13 (выберите один вариант ответ).
Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые от последствий чрезвычайных ситуаций:
а) противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки
б) медицинские средства защиты
в) убежище, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия
г) специальные укрытия на предприятиях.
Задание 14 (выберите один вариант ответ).
Обучение и подготовка населения к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий называется …
а) военной обороной
б) гражданской обороной
в) гражданской защитой
г) защитой населения
Задание 15 (выберите один вариант ответ).
Приведите название сигнал, используемого органами ГО и ЧС для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникающих за счет ЧС мирного и военного времени.
а) «Внимание всем!»
б) «Радиационная опасность!»
в) «Воздушная тревога!»
г) «Химическая тревога!»
Задание 16 (выберите один вариант ответ).
Средства индивидуальной защиты по предназначению делятся на:
а) автомат Калашникова, реактивные установки и др.
б) фильтрующие и изолирующие
в) убежища, ПРУ, ПУ
г) средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства
Задание 17 (выберите один вариант ответ).
Организационный вывод или вывоз из угрожаемых районов в безопасную зону свободных от работы и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе:
а) эвакуация
б) аварийно – спасательные работы
в) неотложные работы
г) рассредоточение
Задание 18 (выберите один вариант ответ).
Назовите основные мероприятия первой помощи при клинической смерти:
а) Искусственная вентиляция легких; непрямой (закрытый)массаж сердца
б) Остановка кровотечения, наложение повязки на рану.
в) Восстановление работы сердца и обезболивание.
г) Иммобилизация и обезболивание.
Задание 19 (выберите один вариант ответ).
Основным материалом, которым пользуются при наложении повязок, является:
а) лейкопластырь
б) марлевый бинт
г) тканевые салфетки
Задание 20 (выберите один вариант ответ).
Когда проводят реанимацию:
а) при переломе;
б) при кровотечении;
в) когда отсутствует дыхание и сердечная деятельность
г) в состоянии комы
Задание 21 (выберите один вариант ответ).
Характерные признаки артериального кровотечения:
a) Кровь тёмного цвета, вытекает ровной струёй.
б) Кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струёй
в) Кровоточит вся поверхность, вытекает в виде небольших капель.
г) Кровь пассивно стекает из раны
Задание 22 (выберите один вариант ответ).
В каком случае следует накладывать давящую повязку?
а) При кровотечениях, если кровь пассивно стекает из раны
б) Алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей.
в) Большое кровавое пятно на одежде.
г) В случаях синдрома сдавления до освобождения конечностей
Вариант №1
1. Закончите фразу: «Исполнительным органом, проводящим эвакуацию населения ________ ________ пункт».
2. Приведите три примера заглубленных помещений различного происхождения, которые можно приспособить под противорадиационные укрытия.
Вариант №2
1. Назовите главную функцию приемного эвакуационного пункта (ПЭП) при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Назовите укрытия простейшего типа, применяемые как коллективное средство защиты от оружия массового поражения.
Вариант №3
1. Составьте фазу из отдельных частей (фрагментов) (ответ представьте последовательностью букв, например- д, а…)
а) подводного, радио- и телевещания;
б) основным способом оповещения населения;
в) с использованием сетей;
г) о чрезвычайных ситуациях является речевая информация…
2. Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые в ГО от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Вариант №4
1. Укажите, когда и кем строятся защитные сооружения.
2. Дополните фразу: «Чем выше __________ свойства убежищ и ПРУ, т.е. чем __________ коэффициент __________ радиации, тем при более высоких уровнях радиации обеспечивается ___________ людей.
Вариант №5
1. Приведите название сигнала, используемого органами гражданской обороны чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникших за счет ЧС мирного или военного времени.
2. Дополните фразу: «Убежищ - это специальные сооружения, предназначенные для _________ находящихся в них людей от всех ___________ факторов__________ _________, __________ веществ,_______ оружия, высоких _________ и других поражающих ________ .
Вариант №6
1. Дополнить фразу: «Главная цель — эвакуации- это вывод населения из зон __________ _________, которые могут повлечь _________ _________, нанести ущерб ________ _________ или нарушить условия их ______________».
2. Укажите, к какой группе средств защиты относится инженерная защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций.
Вариант №7
1. Назовите составные части убежища (по предназначению).
2. Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ).
Вариант №8
1. Дополните фразу: “Чтобы усилить защитные свойства вспомогательных сооружений, применяемых для коллективной ___________ населения, их необходимо соответствующим образом ___________”.
2. Классификация средств индивидуальной защиты.
Вариант №9
1. Охарактеризуйте функции противорадиационных укрытий (ПРУ).
Вариант №10
1. Распределите приведенные ниже названия помещений по мере увеличения коэффициента ослабления радиации (ответ представьте последовательностью букв, например: а, д, к,):
а) внутренние помещения верхних этажей (кроме последнего) многоэтажных каменных зданий;
б) внутренние помещения первого этажа деревянного двухэтажного дома;
в) средняя часть подвала многоэтажного здания;
г) подвальное помещение двухэтажного каменного дома.
2. Оповещение населения.
Вариант №11
1. Дополните фразу: “Для привлечения _________ населения перед передачей ___________информации включаются _________, _________, _____”.
2. Распределите в порядке увеличения защитных свойств инженерные сооружения, названия которых приведены ниже (ответ представьте последовательностью букв, например, в, а) :
а) убежище;
б) закрытые защитные щели;
в) погреб, приспособленный под противорадиационное укрытие;
г) открытые защитные щели.
Вариант №12
1. Укажите минимальное число входов в крупное убежище.
2. Классификация защитных сооружений.
Вариант №13
1. Перечислите ваши действия после того, как вы услышали сигнал “Внимание всем!”.
2. Что такое противорадиационное укрытие?
Вариант №14
1. Назовите наиболее важные вспомогательные помещения крупных убежищ.
2. Что такое убежище?
6.3.Темы для составления инструкций
1. Инструкция по охране труда для рыбовода
2. Инструкция по охране труда для ихтиопатолога
3. Инструкция по охране труда для рыбообработчика
4. Инструкция по охране труда для ихтиолога
5. Инструкция по охране труда для водителя катера
6. Инструкция по охране труда для работающего водолаза
7. Инструкция по охране труда при разведении объектов аквакультуры
8. Инструкция по охране труда при выращивании объектов аквакультуры
Тема: Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим (решение ситуационных задач)
1. Упавшее стекло нанесло резаную рану передней поверхности предплечья. Из раны струёй вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечений нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжение оказывающего помощь имеются: носовой платок, раствор этакридиналактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите.
Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
2. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжение имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
3. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движение грудной клетки не видны, пульс не прощупывается. Как установить, жив человек или умер?
4. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подёргивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий с электрослаба оголенный электрический провод. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи?
5. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Какова последовательность оказания первой помощи?
6. При автомобильной аварии пострадали два человека. У одного одежда и лицо залиты кровью, на лбу имеется резаная рана размером 3 см, из которой вытекает кровь. Пострадавший в сознании, беспокоен, пульс и дыхание нормальное. У второго пострадавшего видимых повреждений нет, он жалуется на головную боль, тошноту; обстоятельств, предшествующих аварии, не помнит.
Серьёзны ли повреждения? Какому больному, прежде всего, должно быть оказана помощь, и кого из них в первую очередь надо отправить в лечебное учреждение?
7. У человека внезапно произошло чувство сверления, боли, ощущение скрежета в ухе. При осмотре глубоко в слуховом проходе обнаружено насекомое. Какова первая помощь?
8. Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму предплечья циркулярной пилой. На передней поверхности средней трети предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой периодически пульсирующей струёй изливается ярко-красного цвета кровь. Пострадавший бледен, покрыт липким потом. Что определяет последовательность проведения приемов первой медицинской помощи? Какое у пострадавшего кровотечение, и каким способом его следует остановить? Ваши дальнейшие действия?
9. Идущий впереди вас мужчина внезапно упал. Приблизившись к упавшему, вы обнаружили, что человек делает судорожные дыхательные движения, лицо его синюшно, зрачки широкие, пульс не определяется, тоны сердца не выслушиваются, то есть имеются все признаки остановки кровообращения. В чем заключается первая медицинская помощь? Какова ее последовательность? Как оказать транспортировку, заболевшего в лечебное учреждение?
6.5 Комплект заданий для деловой (ролевой) игры
1. Тема (проблема) Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
2. Концепция игры - научить выявлять причины несчастных случаев, пользоваться нормативными документами и разрабатывать мероприятия по предупреждению травматизма.
3. Роли:
• Все участники деловой игры делятся на несколько групп;
• Распределить роли и обсудить внутри каждой группы действия должностных лиц или рабочих, которых они представляют, например, руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения руководитель производственного участка, инженер по охране труда, и главный специалист и др., т.е. создаются комиссии по расследованию несчастного случая;
• Ознакомиться с заданием и реальной производственной ситуацией;
• Создать комиссию для расследования несчастного случая;
• Членам комиссии решить основные вопросы расследования несчастного случая;
• Составить акт по установленной форме Н-1;
• Написать доклад и оформить отчет.
6.7 Представление конспекта по темам
1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения
2. Управление безопасностью жизнедеятельности
3. Управление и организация работы по охране труда на предприятии
4. Производственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
5. Человек и техносфера
6. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов
7. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
8. Пожары. Изучение устройства огнетушителей
9. Меры безопасности при разведении и выращивания объектов аквакультуры
10. Чрезвычайные ситуации природного характера и методы защиты в условиях их реализации
11. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и методы защиты в условиях их реализации
12. Чрезвычайные ситуации экологического характера и методы защиты в условиях их реализации
13. Назначение и классификация защитных сооружений. Средства индивидуальной защиты и пользование ими
14. Первая помощь
6.8 Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа).
Область знаний, изучающая опасные факторы, угрожающие человеку, закономерности их проявления, воздействия на человеческий организм, а также способы защиты от этих факторов, называется …
а) охраной окружающей среды
б) социальной экологией
в) безопасностью жизнедеятельности
г) охраной труда
Задание 2 (выберите один вариант ответа).
«Любая деятельность потенциально опасна» - это ______ науки о безопасности жизнедеятельности.
а) принцип
б) предмет
в) аксиома
г) область
Задание 3 (выберите один вариант ответа).
Какое определение понятия «охрана труда» будет верным?
а) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
б) охрана труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей;
в) охрана труда - это техника безопасности и гигиена труда.
г) охрана труда – это нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях
Задание 4 (выберите один вариант ответа).
Какой вид инструктажа проводится при приеме на работу?
a) На рабочем месте
б) внеплановый
в) вводный
г) повторный
Задание 5 (выберите один вариант ответ).
Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при
а) изменение технологического процесса:
б) выполнение разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности
в) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф
Задание 6 (выберите один вариант ответ).
Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеваниям:
а) вредный производственный фактор
б) опасный производственный фактор
в) вредный и опасный производственный фактор
г) фактор среды обитания
Задание 7 (выберите один вариант ответ).
Сферы возникновения ЧС:
а) в социальной среде
б) в производстве, природе и экологической среде
в) в политике
г) только в природе.
Задание 8 (выберите один вариант ответ).
К ЧС экологического характера относятся:
а) природные явления
б) ЧС, возникающие под влиянием промышленных аварий и катастроф
в) ЧС, возникающие естественным путем.
г) изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы, состояния биосферы.
Задание 9 (выберите один вариант ответ).
Чрезвычайная ситуация (ЧС), масштабы которой не выходят за пределы населенного пункта, называется …
а) локальной
б) местной
в) региональной
г) национальные
Задание 10 (выберите один вариант ответ).
Природное явление, начало которого сопровождается необычным поведением животных, а у большей части населения вызывает психические расстройства, называется …
а) землетрясением
б) оползнем
в) наводнением
г) извержением вулкана
Задание 11 (выберите один вариант ответ).
Процесс неконтролируемого горения, происходящего вне специально оборудованного очага, сопровождающийся возникновением угрозы здоровью и жизни людей или ведущий к значительным экономическим потерям, называется …
а) вспышкой
б) пожаром +
в) взрывом
г) самовозгоранием
Задание 12 (выберите один вариант ответ).
Аварии на химически опасных объектах относятся к _____________ чрезвычайным ситуациям (ЧС).
а) природным
б) социальным
в) техногенным
г) биологическим
Задание 13 (выберите один вариант ответ).
Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые от последствий чрезвычайных ситуаций:
а) противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки
б) медицинские средства защиты
в) убежище, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия
г) специальные укрытия на предприятиях.
Задание 14 (выберите один вариант ответ).
Обучение и подготовка населения к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий называется …
а) военной обороной
б) гражданской обороной
в) гражданской защитой
г) защитой населения
Задание 15 (выберите один вариант ответ).
Приведите название сигнал, используемого органами ГО и ЧС для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникающих за счет ЧС мирного и военного времени.
а) «Внимание всем!»
б) «Радиационная опасность!»
в) «Воздушная тревога!»
г) «Химическая тревога!»
Задание 16 (выберите один вариант ответ).
Средства индивидуальной защиты по предназначению делятся на:
а) автомат Калашникова, реактивные установки и др.
в) убежища, ПРУ, ПУ
г) средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства
Задание 17 (выберите один вариант ответ).
Организационный вывод или вывоз из угрожаемых районов в безопасную зону свободных от работы и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе:
а) эвакуация
б) аварийно – спасательные работы
в) неотложные работы
г) рассредоточение
Задание 18 (выберите один вариант ответ).
Назовите основные мероприятия первой помощи при клинической смерти:
а) Искусственная вентиляция легких; непрямой (закрытый)массаж сердца
б) Остановка кровотечения, наложение повязки на рану.
в) Восстановление работы сердца и обезболивание.
г) Иммобилизация и обезболивание.
Задание 19 (выберите один вариант ответ).
Основным материалом, которым пользуются при наложении повязок, является:
а) лейкопластырь
б) марлевый бинт
в) эластичный бинт
г) тканевые салфетки
Задание 20 (выберите один вариант ответ).
Когда проводят реанимацию:
а) при переломе;
б) при кровотечении;
в) когда отсутствует дыхание и сердечная деятельность
г) в состоянии комы
Задание 21 (выберите один вариант ответ).
Характерные признаки артериального кровотечения:
a) Кровь тёмного цвета, вытекает ровной струёй.
б) Кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струёй
в) Кровоточит вся поверхность, вытекает в виде небольших капель.
г) Кровь пассивно стекает из раны
Задание 22 (выберите один вариант ответ).
В каком случае следует накладывать давящую повязку?
а) При кровотечениях, если кровь пассивно стекает из раны
б) Алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей.
в) Большое кровавое пятно на одежде.
г) В случаях синдрома сдавления до освобождения конечностей
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п