учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: приобретение навыков ориентирования в действующем законодательстве, регламентирующем вопросы государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств; изучение системы контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, производства и государственной регистрации лекарственных средств, оптовой и розничной торговли, разработки, организации и проверки доклинических и клинических исследований.
ПКC-2: Способен разрабатывать алгоритмы и критерии выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии при инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваниях, осуществлять мониторинг эпизоотической обстановки, экспертизу и контроль мероприятий по борьбе с зоонозами, охране территории РФ от заноса заразных болезней из других государств, проводить карантинные мероприятия и защиту населения в очагах особо опасных инфекций при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
основы фармацевтического анализа и целенаправленного поиска новых лекарственных средств для
животных;:
для решения практических (профессиональных) задач.
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
составляющими; понимать и использовать методы анализа в сфере обращения лекарственных
средств; правильно использовать методологию и методы разработки, производства и контроля
качества лекарственных средств:
заболеваниях недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
заболеваниях достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
заболеваниях и мотивации достаточно в целом для решения стандартных практических (профессиональных) задач.
заболеваниях и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач.
методами транспортировки и утилизации лекарственных препаратов, способами заготовки
лекарственного сырья и контроля качества лекарственных средств.:
заболеваниях недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
заболеваниях достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
заболеваниях и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач.
заболеваниях и мотивации в целом достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач.
ПКC-3: Способен использовать и анализировать фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, препаратов, биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности, осуществлять контроль качества и соблюдение правил производства, реализации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов;
основы фармацевтического анализа и целенаправленного поиска новых лекарственных средств для
животных;:
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач.
составляющими; понимать и использовать методы анализа в сфере обращения лекарственных
средств; правильно использовать методологию и методы разработки, производства и контроля
качества лекарственных средств:
правила производства и реализации ветеринарных препаратов
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
правила производства и реализации ветеринарных препаратов
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
применять в практической деятельности правовые документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность в области ветеринарии; систему контроля качества ветеринарных препаратов;
правила производства и реализации ветеринарных препаратов и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
применять в практической деятельности правовые документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность в области ветеринарии; систему контроля качества ветеринарных препаратов;
правила производства и реализации ветеринарных препаратов и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
методами транспортировки и утилизации лекарственных препаратов, способами заготовки
лекарственного сырья и контроля качества лекарственных средств.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Цыремпилов П.Б. Практикум по ветеринарной фармакологии : учебное пособие / П. Б. Цыремпилов, С. А. Константинова ; М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2017. - 150 с.(27 экз.) Библиотека
http://bgsha.ru/art.php?i=971.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
элементов оценочных материалов по дисциплине
Группа
оценочных средств
Оценочное средство или его элемент
Наименование
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
Критерии и шкала оценивания
2. Средства
для индивидуализации выполнения,
контроля фиксированных видов (ВАРО).
Вопросы для устного опроса.
Ситуационные задачи
Тесты
3. Средства
для текущего контроля
Вопросы для устного опроса.
Критерии и шкала оценивания
Ситуационные задачи
Критерии и шкала оценивания
Тесты
Критерии и шкала оценивания
Основы ветеринарной фармации
2) охватывает все разделы дисциплины
текущего контроля успеваемости обучающихся
Вопросы для устного опроса:
1. Определение: Фармацевтическая деятельность. Обращение лекарственных средств.
2. Федеральные нормативные правовые акты в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
3. Определение, задачи дисциплины. Составные части дисциплины.
4. Основные понятия фармакологии (терминологии): лекарственное сырье, лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма, рецептура, фармакокинетика, фармакодинамика.
5. Номенклатура и классификация лекарственных веществ. Два основных принципа классификации лекарственных веществ. Классификация лекарственных форм. Действующие и вспомогательные вещества.
7. Предмет и задачи фармацевтической химии. История. Развитие химико- фармацевтической промышленности в стране. Контрольно- аналитическая служба.
8. Что понимается под безопасностью ветеринарных препаратов?
9. Дайте характеристику основным понятиям «качество», «управление качеством», «свойство», «показатель качества»?
10. Каковы основные факторы, влияющие на потребительские свойства ветеринарных препаратов.
11. Перечислите условия сохранения качества ветеринарных препаратов при их хранении и транспортировании?
12. Определение эффективности лекарственных средств. Принцип метода биологической оценки.
13. Определение токсичности лекарственных веществ.
14. Стабильность лекарственного вещества. Влияние химического состава упаковочного материала на стабильность лекарств.
15. Физические и химические процессы, происходящие при хранении лекарств.
16. Срок годности лекарственных веществ.
17. Получение и исследование лекарственных веществ: Источники и пути получения лекарственных веществ.
18. Основные этапы разработки лекарственных веществ. Реакции и методы, используемые при получении лекарственных веществ.
19. Цели и задачи доклинических и клинических исследований, порядок, организация и условия их проведения?
20. Лечебные компоненты растений. Методы определения подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья.
21. Изложите характеристику лекарственного растительного сырья, его состав. Раскройте понятие биологически активного вещества?
22. Сбор и заготовка растений. Сушка лекарственных растений.
23. Приведение сырья в стандартное состояние. Упаковка. Маркировка. Хранение лекарственного растительного сырья.
24. Сырье для производства органопрепаратов, его характеристика.
25. Классификация биотических препаратов. Основные требования к качеству вакцин?
26. Процедура государственной регистрации. Куда и какие документы, и данные представляет заявитель для гос. регистрации ЛП?
27. Какие лекарственные средства для животных подлежат государственной регистрации?
28. В какие сроки проводятся предварительная и специализированная экспертизы регистрационных документов и исследование образцов?
29. В какие сроки уполномоченный федеральный орган принимает решение о регистрации или мотивированном отказе в регистрации ЛС?
30. В каких случаях возможна ускоренная процедура государственной регистрации ЛС?
31. Каково главное условие допуска ЛС к производству, хранению, перевозке, реализации и применению в РФ?
32. В каких случаях Законом запрещается производство ЛС?
33. Фармацевтический анализ: определение, формы контроля качества лекарств.
34. Фармакопейный анализ: определение и сущность данного вида анализа.
35. Общие принципы испытания подлинности лекарственных веществ. Методы испытания.
36. Источники загрязнения лекарственных веществ. Способы испытаний на чистоту
37. Методы количественного определения лекарственных веществ.
38. Биологический контроль качества лекарственных средств.
39. Экспресс анализ лекарственных средств.
40. Дайте определение понятиям «стандарт», «стандартизация», «технический регламент».
41. Что такое технические регламенты, содержание и порядок применения технических регламентов.
42. Структура и содержание отраслевых стандартов на производство вет препаратов.
43. Структура и содержание государственных стандартов качества на лекарственные препараты, и лекарственное растительное сырье.
44. Каковы основные требования со стороны стандарта GMP к производству и контролю качества лекарственных средств. Российский стандарт, аналог правил GMP.
45. Понятия «фармакопейная статья», «общая фармакопейная статья», «фармакопейная статья предприятия».
46. Государственная фармакопея.
47. Значение ветеринарно- санитарной экспертизы для производства органопрепаратов?
48. Как осуществляется стандартизация в производстве лекарственных препаратов?
49. Что такое технологический, лабораторный, пусковой, опытно-промышленный и промышленный регламент?
50. Какие показатели являются обязательными при проверке качества лекарственных препаратов?
51. Какие документы включает в себя стандартизация производства лекарственных препаратов. Каково их содержание?
52. Как организована и функционирует в Российской Федерации система контроля ветеринарных препаратов?
53. Каковы функции ФГУ ВГНКИ?
54. Какой орган определяет порядок испытания и применения ветеринарных препаратов?
55. Что понимается под сроком годности?
56. Назовите основные требования к таре, упаковке и маркировке лекарственных средств?
57. Каковы принципы размещения лекарственных препаратов в помещении для хранения?
58. Дайте определение основным понятиям: лицензия, лицензирование, лицензиат, соискатель лицензии, лицензируемые виды деятельности, реестр лицензии.
59. Как осуществляется лицензирование производства ветеринарных препаратов?
61. Аттестация производства ветеринарных препаратов, нормативные документы, какая организация осуществляет аттестацию, порядок проведения аттестации?
62. Порядок декларирования соответствия лекарственных средств.
63. Как осуществляется государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств. Правовая база для государственного контроля обращения лекарственных средств.
64. Какая организация в РФ осуществляет руководство и контроль в области безопасности и качества ветеринарных препаратов? Какие функции в связи с этим она осуществляет?
65. Какие элементы включает государственная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств?
66. С помощью каких мер осуществляется государственный контроль качества в сфере обращения лекарственных средств?
67. Какие нормативные правовые акты регламентируют оборот лекарственных средств в РФ?
68. Каков порядок проведения государственного контроля (надзора). Как оформляются результаты контроля?
69. Каковы требования к содержанию инструкций по применению лекарственных средств. Какие сведения должны быть указаны на первичной и вторичной упаковке?
70. Что относится к рекламе лекарственных средств. Что должна содержать реклама для лиц, не имеющих специального ветеринарного образования. Чего не должна содержать реклама лекарственных средств?
71. Реализация ветеринарных препаратов. Аптеки. Задачи. Специалисты. Структура аптеки.
72. Устройство аптеки. Требования к санитарному режиму в аптеке. Особенности работы отделов аптеки. Мелкорозничная аптечная сеть.
73. Правила хранения медикаментов, реактивов и других химико-фармацевтических препаратов.
74. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка А и Б, предназначенных для ветеринарных целей.
75. Положение об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии. (Постановление от 3 сентября 2004 г. № 453).
76. Какие требования должны выполняться при изготовлении препаратов в ветеринарных аптеках?
77. Что такое фальсифицированный и контрафактный лекарственный препарат?
78. Утилизация лекарственных средств.
79. Ответственность за нарушения требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
80. Организация оптового и розничного звена фармацевтического рынка.
81. Требования законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим реализацию лекарственных средств, предназначенных для животных.
82. Государственный ветеринарный надзор за обращением лекарственных средств для животных.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1. Определение, задачи дисциплины. Составные части дисциплины.
2. Основные понятия фармакологии (терминологии): лекарственное сырье, лекарственное вещество, лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма, рецептура, фармакокинетика, фармакодинамика.
3. Номенклатура и классификация лекарственных веществ. Два основных принципа классификации лекарственных веществ. Классификация лекарственных форм. Действующие и вспомогательные вещества.
4. Определение ветеринарной фармации. Развитие, становление и основные аспекты фармации.
5. Предмет и задачи фармацевтической химии. История. Развитие химико- фармацевтической промышленности в стране. Контрольно- аналитическая служба.
6. Определение: Фармацевтическая деятельность. Обращение лекарственных средств.
7. Федеральные нормативные правовые акты в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
8. Что понимается под безопасностью ветеринарных препаратов?
9. Дайте характеристику основным понятиям «качество», «управление качеством», «свойство», «показатель качества»?.
10. Каковы основные факторы, влияющие на потребительские свойства ветеринарных препаратов.
11. Перечислите условия сохранения качества ветеринарных препаратов при их хранении и транспортировании?.
12. Определение эффективности лекарственных средств. Принцип метода биологической оценки.
13. Определение токсичности лекарственных веществ.
14. Стабильность лекарственного вещества. Влияние химического состава упаковочного материала на стабильность лекарств.
15. Физические и химические процессы, происходящие при хранении лекарств.
16. Срок годности лекарственных веществ.
17. Получение и исследование лекарственных веществ: Источники и пути получения лекарственных веществ.
18. Основные этапы разработки лекарственных веществ. Реакции и методы, используемые при получении лекарственных веществ.
19. Цели и задачи доклинических и клинических исследований, порядок, организация и условия их проведения?.
20. Лечебные компоненты растений. Методы определения подлинности и доброкачественности лекарственного растительного сырья.
21. Изложите характеристику лекарственного растительного сырья, его состав. Раскройте понятие биологически активного вещества?
22. Сбор и заготовка растений. Сушка лекарственных растений.
24. Сырье для производства органопрепаратов, его характеристика.
25. Классификация биотических препаратов. Основные требования к качеству вакцин?
26. Процедура государственной регистрации. Куда и какие документы, и данные представляет заявитель для гос регистрации ЛП?
27. Какие лекарственные средства для животных подлежат государственной регистрации?
28. В какие сроки проводятся предварительная и специализированная экспертизы регистрационных документов и исследование образцов?
29. В какие сроки уполномоченный федеральный орган принимает решение о регистрации или мотивированном отказе в регистрации ЛС?
30. В каких случаях возможна ускоренная процедура государственной регистрации ЛС?
31. Каково главное условие допуска ЛС к производству, хранению, перевозке, реализации и применению в РФ?
32. В каких случаях Законом запрещается производство ЛС.
33. Фармацевтический анализ: определение, формы контроля качества лекарств.
34. Фармакопейный анализ: определение и сущность данного вида анализа.
35. Общие принципы испытания подлинности лекарственных веществ. Методы испытания.
36. Источники загрязнения лекарственных веществ. Способы испытаний на чистоту.
37. Методы количественного определения лекарственных веществ.
38. Биологический контроль качества лекарственных средств.
39. Экспресс анализ лекарственных средств.
40. Дайте определение понятиям «стандарт», «стандартизация», «технический регламент».
41. Что такое технические регламенты, содержание и порядок применения технических регламентов.
42. Структура и содержание отраслевых стандартов на производство вет препаратов.
43. Структура и содержание государственных стандартов качества на лекарственные препараты, и лекарственное растительное сырье.
44. Каковы основные требования со стороны стандарта GMP к производству и контролю качества лекарственных средств. Российский стандарт, аналог правил GMP.
45. Понятия «фармакопейная статья», «общая фармакопейная статья», «фармакопейная статья предприятия».
46. Государственная фармакопея.
47. Значение ветеринарно- санитарной экспертизы для производства органопрепаратов?
48. Как осуществляется стандартизация в производстве лекарственных препаратов?
49. Что такое технологический, лабораторный, пусковой, опытно-промышленный и промышленный регламент?
50. Какие показатели являются обязательными при проверке качества лекарственных препаратов?
51. Какие документы включает в себя стандартизация производства лекарственных препаратов. Каково их содержание?
52. Как организована и функционирует в Российской Федерации система контроля ветеринарных препаратов?
53. Каковы функции ФГУ ВГНКИ?
54. Какой орган определяет порядок испытания и применения ветеринарных препаратов?
55. Что понимается под сроком годности?
56. Назовите основные требования к таре, упаковке и маркировке лекарственных средств?
57. Каковы принципы размещения лекарственных препаратов в помещении для хранения?
58. Дайте определение основным понятиям: лицензия, лицензирование, лицензиат, соискатель лицензии, лицензируемые виды деятельности, реестр лицензии.
59. Как осуществляется лицензирование производства ветеринарных препаратов?
60. Каков порядок ввоза (вывоза) лекарственных средств на территорию (с территории) Российской Федерации?
61. Аттестация производства ветеринарных препаратов, нормативные документы, какая организация осуществляет аттестацию, порядок проведения аттестации?
62. Порядок декларирования соответствия лекарственных средств.
63. Как осуществляется государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств. Правовая база для государственного контроля обращения лекарственных средств.
64. Какая организация В РФ осуществляет руководство и контроль в области безопасности и качества ветеринарных препаратов? Какие функции в связи с этим она осуществляет?
65. Какие элементы включает государственная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств?
66. С помощью каких мер осуществляется государственный контроль качества в сфере обращения лекарственных средств?
67. Какие нормативные правовые акты регламентируют оборот лекарственных средств в РФ?
68. Каков порядок проведения государственного контроля (надзора). Как оформляются результаты контроля?
69. Каковы требования к содержанию инструкций по применению лекарственных средств. Какие сведения должны быть указаны на первичной и вторичной упаковке?
70. Что относится к рекламе лекарственных средств. Что должна содержать реклама для лиц, не имеющих специального ветеринарного образования. Чего не должна содержать реклама лекарственных средств?
71. Реализация ветеринарных препаратов. Аптеки. Задачи. Специалисты. Структура аптеки.
72. Устройство аптеки. Требования к санитарному режиму в аптеке. Особенности работы отделов аптеки. Мелкорозничная аптечная сеть.
73. Правила хранения медикаментов, реактивов и других химико-фармацевтических препаратов.
74. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка А и Б, предназначенных для ветеринарных
75. Положение об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии. (Постановление от 3 сентября 2004 г. № 453).
76. Какие требования должны выполняться при изготовлении препаратов в ветеринарных аптеках?.
77. Что такое фальсифицированный и контрафактный лекарственный препарат?
78. Утилизация лекарственных средств.
79. Ответственность за нарушения требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
80. Государственный ветеринарный надзор за обращением лекарственных средств для животных.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п