учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3, 4
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение объектов микробиологии, их морфологии, физиологии, генетики, экологии и
эволюции; изучение возбудителей инфекционных болезней животных; изучение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и перспектив развития; изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности микроорганизмов; изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов; обеспечивающих безопасность жизнедеятельности
ОПК-4: Способен использовать в профессиональной деятельности методы решения задач с использованием современного оборудования при разработке новых технологий и использовать современную профессиональную методологию для проведения экспериментальных исследований и интерпретации их результатов;
ИД-1ОПК-4.1 Знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности.
ИД-2ОПК-4.2 Умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты.
ИД-3ОПК-4.3 Владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий.
ИД-1ОПК-6.1 Знает существующие программы профилактики и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентных или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификации животных, трассировки и контроля со стороны соответствующих ветеринарных служб.
ИД-2ОПК-6.2 Умеет проводить оценку риска возникновения болезней животных, включая импорт животных и продуктов животного происхождения и прочих мероприятий ветеринарных служб, осуществлять контроль запрещенных веществ в организме животных, продуктах животного происхождения и кормах.
ИД-3ОПК-6.3 Владеет навыками проведения процедур идентификации, выбора и реализации мер, которые могут быть использованы для снижения уровня риска.
основные
технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности. хозяйства
:
ОПК-6: Способен анализировать, идентифицировать и осуществлять оценку опасности риска возникновения и распространения болезней;
ИД-1ОПК-4.1 Знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности.
ИД-2ОПК-4.2 Умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты.
ИД-3ОПК-4.3 Владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий.
ИД-1ОПК-6.1 Знает существующие программы профилактики и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентных или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификации животных, трассировки и контроля со стороны соответствующих ветеринарных служб.
ИД-2ОПК-6.2 Умеет проводить оценку риска возникновения болезней животных, включая импорт животных и продуктов животного происхождения и прочих мероприятий ветеринарных служб, осуществлять контроль запрещенных веществ в организме животных, продуктах животного происхождения и кормах.
ИД-3ОПК-6.3 Владеет навыками проведения процедур идентификации, выбора и реализации мер, которые могут быть использованы для снижения уровня риска.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
микроорганизмов
БГСХА, 2021. – 48 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4442
2. Цыдыпов В.Ц. Биология и экология микробов-декструкторов воды и гидробионта озера Байкал :
монография / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова"; сост. В. Ц. Цыдыпов [и др.]. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2018. - 168 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1075
3. Бадмаева О.Б. Листериоз сельскохозяйственных животных: учебное пособие / О.Б. Бадмаева,
В.Ц. Цыдыпов, М.Ц. Гармаев; ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2017. – 90 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2200
4. Цыдыпов В.Ц. Краткий словарь микробиологических терминов / Бурятская ГСХА им. В. Р.
Филиппова, Каф. ветеринарно-санитарной экспертизы, микробиологии и патоморфологии ; сост.: В. Ц. Цыдыпов [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 60 с. - URL:
http://bgsha.ru/art.php?i=2217
5. Дезинфицирующие средства в системе противоэпизоотических мероприятий: учебное пособие / М.Ц. Гармаев, О.Б. Бадмаева; ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2017. – 195 с. http://bgsha.ru/art.php?i=220 1
6. Бадмаева О.Б. Диагностика и профилактика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных : учебно-методическое пособие / О. Б. Бадмаева, В. Ц. Цыдыпов ; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Ин-т доп. проф. образования и инноваций. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО
БГСХА, 2013. - 82 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2492
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к зачету
Перечень вопросов для устного опроса
Перечень модульных вопросов
Комплект кейс задач
Комплект разноуровневых заданий
Микробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень экзаменационных вопросов
1. Предмет «Ветеринарная микробиология и микология» ее роль и задачи (ОПК-4, ОПК-6)
2. История возникновения микробиологии (ОПК-4, ОПК-6)
3. Прокариоты и эукариоты. Характерные морфологические особенности. (ОПК-4, ОПК-6)
4. Принципы классификации микробов (ОПК-4, ОПК-6)
5. Основные формы бактерий (ОПК-4, ОПК-6)
6. Размеры микроорганизмов, методы исследования (ОПК-4, ОПК-6)
7. Строение бактериальной клетки (ОПК-4, ОПК-6)
8. Особенности клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных микробов. Сущность окраски по
9. Спорообразование, значение спор у бацилл и грибов (ОПК-4, ОПК-6)
10. Какое биологическое значение имеют капсулы у бактерий в организме (ОПК-4, ОПК-6)
11. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядерное вещество. Организация и функции (ОПК-4, ОПК-6)
12. Какие морфологические особенности характерны для низших и высших микроскопических грибов (ОПК-4, ОПК-6)
13. Какие способы размножения характерны для плесневых грибов (ОПК-4, ОПК-6)
14. Актиномицеты. Морфология, размножение, роль в природе (ОПК-4, ОПК-6)
15. Стерилизация. Методы стерилизации (ОПК-4, ОПК-6)
16. Методы создания анаэробиоза и краткая характеристика? (ОПК-4, ОПК-6)
17. Что такое культура, смешанная культура, чистая культура, штамм и колония бактерий? (ОПК-4, ОПК-6)
18. С какой целью выделяют чистую культуру микроорганизмов? (ОПК-4, ОПК-6)
19. Перечислите методы выделения чистых культур бактерий? (ОПК-4, ОПК-6)
20. На чем основаны биологические методы выделения чистых культур, такие как заражение лабораторных животных? (ОПК-4, ОПК-6)
21. Опишите культуральные свойства бактерий на плотных и жидких питательных средах? (ОПК-4, ОПК-6)
22. Ферменты микроорганизмов. Локализация и роль в жизни микробов (ОПК-4, ОПК-6)
23. Свойства ферментов, сущность действия и классификация ферментов, применение их в народном хозяйстве (ОПК-4, ОПК-6)
24. Типы питания микробов. Сущность. (ОПК-4, ОПК-6)
25. Механизм поступления питательных веществ в клетку (ОПК-4, ОПК-6)
26. Тургор, плазмолиз, плазмоптис у бактериальной клетки. Сущность, значение (ОПК-4, ОПК-6)
27. Рост бактерий. Типы деления клеток (ОПК-4, ОПК-6)
28. Фазы развития бактериальной популяции (ОПК-4, ОПК-6)
29. Аэробное дыхание микробов. Неполное окисление (ОПК-4, ОПК-6)
30. Анаэробное дыхание (ОПК-4, ОПК-6)
31. Влияние физических факторов на микроорганизмы: температура, влажность, свет, ультразвук и др. (ОПК-4, ОПК-6)
32. Влияние химических факторов на микроорганизмы: кислота, щелочи, спирт, формалин, рН и др. (ОПК-4, ОПК-6)
33. Антибиотики, их продуценты, механизм действия на бактерии. (ОПК-4, ОПК-6)
34. Что такое бактериофаг? В чем суть феномена бактериофагии (ОПК-4, ОПК-6)
35. Микрофлора почвы. Количественный и качественный состав микроорганизмов. Роль их в возникновении инфекционных болезней с/х животных (ОПК-4, ОПК-6)
36. Микрофлора воздуха. Методы исследования микрофлоры воздуха (ОПК-4, ОПК-6)
37. Микрофлора воды. Количественный и видовой состав микрофлоры (ОПК-4, ОПК-6)
38. Методы исследования микрофлоры воды. Коли-титр и коли-индекс (ОПК-4, ОПК-6)
39. Нормальная микрофлора кожи и дыхательных путей (ОПК-4, ОПК-6)
40. Микрофлора рубца жвачных и ее роль в пищеварении (ОПК-4, ОПК-6)
41. Микрофлора тонкого и толстого отделов кишечника животных (ОПК-4, ОПК-6)
42. Микрофлора молока и молочных продуктов (ОПК-4, ОПК-6)
43. Микрофлора мяса и мясных продуктов (ОПК-4, ОПК-6)
44. Микрофлора яиц и яичных продуктов (ОПК-4, ОПК-6)
45. Циклы превращения азота в природе (ОПК-4, ОПК-6)
46. Какие микроорганизмы обусловливают аммонификацию (минерализацию) белков? (ОПК-4, ОПК-6)
47. Какие микроорганизмы обусловливают нитрификацию и денитрификацию? (ОПК-4, ОПК-6)
48. Какие микроорганизмы обусловливают аэробное и анаэробное разложение клетчатки? (ОПК-4, ОПК-6)
49. Микроорганизмы, разлагающие целлюлозу в рубце жвачных животных (ОПК-4, ОПК-6)
50. Спиртовое брожение. Химизм. Возбудители, значение в народном хозяйстве (ОПК-4, ОПК-6)
51. Молочнокислое брожение. Химизм. Возбудители гомо- и гетероферментативных брожений (ОПК-4, ОПК-6)
52. Маслянокислое брожение. Химизм. Возбудители (ОПК-4, ОПК-6)
53. Роль микробов в круговороте серы, железа и фосфора в природе (ОПК-4, ОПК-6)
54. Понятие о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Понятие о генотипе и фенотипе (ОПК-4, ОПК-6)
55. Фенотипические проявления изменчивости (ОПК-4, ОПК-6)
56. Генотипическая изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации (ОПК-4, ОПК-6)
57. Направленная изменчивость микроорганизмов. Принципы генной инженерии и ее практическое применение (ОПК-4, ОПК-6)
58. Генетические рекомбинации бактерий (трансформация, трансдукция и конъюгация) (ОПК-4, ОПК-6)
59. Типы взаимоотношения микроорганизмов с макроорганизмом (ОПК-4, ОПК-6)
60. Определение понятия «инфекция», «инфекционная болезнь» (ОПК-4, ОПК-6)
61. Факторы, способствующие развитию инфекции (ОПК-4, ОПК-6)
62. Патогенностъ, вирулентность, токсикогенность (ОПК-4, ОПК-6)
63. Роль микроорганизмов и условия среды в развитии инфекции (ОПК-4, ОПК-6)
64. Формы и виды иммунитета (ОПК-4, ОПК-6)
65. Определение понятия «антиген». Основные свойства антигенов (ОПК-4, ОПК-6)
66. В чем заключается сущность реакции агглютинации (ОПК-4, ОПК-6)
67. В чем заключается сущность реакции преципитации (ОПК-4, ОПК-6)
69. Какие требования предъявляют к живым аттенуированным вакцинам? Их преимущества и недостатки (ОПК-4, ОПК-6)
70. Какие требования предъявляют к инактивированным вакцинам? (ОПК-4, ОПК-6)
71. Возбудители диплококковой септицемии. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
72. Возбудители стафилококкоза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
73. Возбудитель стрептококковой (диплококковой) септицемии молодняка сельскохозяйственных животных (ОПК-4, ОПК-6)
74. Возбудители туберкулеза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
75. Возбудители бруцеллеза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
76. Возбудитель рожи свиней. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
77. Возбудитель пастереллеза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
78. Возбудитель эшерихиоза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
79. Возбудители сальмонеллеза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
80. Возбудитель сибирской язвы. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
81. Возбудители эмфизематозного карбункула. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
82. Возбудитель сапа. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
83. Возбудитель столбняка. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
84. Возбудитель ботулизма. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
85. Возбудитель некробактериоза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
86. Возбудитель пастереллеза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
87. Возбудитель антропозоонозной чумы. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
88. Возбудитель лептоспироза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
89. Возбудитель кампилобактериоза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
90. Возбудитель контагиозной перипневмонии КРС. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
91. Возбудитель Ку-лихорадки. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
92. Возбудитель хламидийного аборта. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
93. Возбудитель орнитоза. Биологические свойства, диагностика, биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
94. Возбудители трихофитии. Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
95. Возбудители микроспории. Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
96. Возбудители аспергиллеза. Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
97. Возбудители пенициллиомикоза. Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
98. Возбудители мукоромикоза. Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
99. Возбудители молочницы (кандидамикоза, кандидоза). Микологическое исследование. Биопрепараты (ОПК-4, ОПК-6)
100. Лабораторная диагностика микотоксикозов (ОПК-4, ОПК-6)
101. Возбудители стахиботриотоксикоза. Микологическое исследование (ОПК-4, ОПК-6)
Перечень вопросов к зачету
1. Предмет микробиология, ее роль и задачи (ОПК-4, ОПК-6)
2. История развития микробиологии (ОПК-4, ОПК-6)
3. Роль Левенгука в развитии микробиологии (ОПК-4, ОПК-6)
4. Луи Пастер и его роль в микробиологии (ОПК-4, ОПК-6)
5. Заслуги И.И. Мечникова и Л.С.Ценковского в развитии микробиологии (ОПК-4, ОПК-6)
6. Значение работ Д.И. Ивановского, С.Н. Виноградского и В.Л.Омелявского в развитии микробиологии. (ОПК-4, ОПК-6)
7. Прокариоты и эукариоты. Характерные морфологические особенности. Примеры (ОПК-4, ОПК-6)
8. Принципы классификации микробов (ОПК-4, ОПК-6)
9. Основные формы бактерий (ОПК-4, ОПК-6)
10. Размеры микроорганизмов, методы исследования (ОПК-4, ОПК-6)
11. Строение бактериальной клетки (ОПК-4, ОПК-6)
12. Особенности клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных микробов. Сущность окраски по Грамму (ОПК-4, ОПК-6)
13. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядерное вещество. Организация и функции (ОПК-4, ОПК-6)
14. Спорообразование, значение спор у бацилл и грибов (ОПК-4, ОПК-6)
15. Роль капсул, спор и жгутиков в жизнедеятельности микробов (ОПК-4, ОПК-6)
16. Морфология плесневых грибов (ОПК-4, ОПК-6)
17. Актиномицеты. Морфология, размножение, роль в природе (ОПК-4, ОПК-6)
18. Методы стерилизации (ОПК-4, ОПК-6)
19. Морфология дрожжей (ОПК-4, ОПК-6)
20. Химический состав микробов (ОПК-4, ОПК-6)
21. Анаболизм и катаболизм. Их взаимосвязь и значение (ОПК-4, ОПК-6)
22. Ферменты микроорганизмов. Локализация и роль в жизни микробов (ОПК-4, ОПК-6)
23. Химическая природа, сущность действия и классификация ферментов (ОПК-4, ОПК-6)
24. Свойства ферментов, применение их в народном хозяйстве (ОПК-4, ОПК-6)
26. Механизм поступления питательных веществ в клетку (ОПК-4, ОПК-6)
27. Тургор, плазмолиз, плазмоптис у бактериальной клетки. Сущность, значение (ОПК-4, ОПК-6)
28. Рост и размножение микробов (ОПК-4, ОПК-6)
29. Фотосинтез и хемосинтез у микробов (ОПК-4, ОПК-6)
30. Дыхание микроорганизмов. Типы дыхания (ОПК-4, ОПК-6)
31. Аэробное дыхание микробов. Неполное окисление (ОПК-4, ОПК-6)
32. Анаэробное дыхание (ОПК-4, ОПК-6)
33. Культивирование микроорганизмов (ОПК-4, ОПК-6)
34. Питательные среды. Значение их классификация (ОПК-4, ОПК-6)
35. Характер роста микробов на питательных средах (ОПК-4, ОПК-6)
36. Влияние химических факторов на микроорганизмы (ОПК-4, ОПК-6)
37. Влияние физических факторов на микроорганизмы (ОПК-4, ОПК-6)
38. Влияние биологических факторов на микроорганизмы (ОПК-4, ОПК-6)
39. Влияние физических факторов на микроорганизмы: температура, влажность, свет, ультразвук и др. (ОПК-4, ОПК-6)
40. Влияние химических факторов на микроорганизмы: кислота, щелочи, спирт, формалин, рН и др. (ОПК-4, ОПК-6)
41. Типы взаимоотношения микроорганизмов. Примеры. (ОПК-4, ОПК-6)
42. Антибиотики, их продуценты, механизм действия на бактерии. (ОПК-4, ОПК-6)
43. Сущность стерилизации, пастеризации, дезинфекции. Методы и режимы. (ОПК-4, ОПК-6)
44. Бактериофаги, биология и практическое использование (ОПК-4, ОПК-6)
45. Организация генетического аппарата у микроорганизмов. (ОПК-4, ОПК-6)
46. Фенотипическая изменчивость микроорганизмов. (ОПК-4, ОПК-6)
47. Генетические рекомбинации бактерий/трансформация, трансдукция конъюгация (ОПК-4, ОПК-6)
48. Микрофлора почвы. Количественный и качественный состав микроорганизмов. Роль их в возникновении инфекционных болезней с/х животных (ОПК-4, ОПК-6)
49. Микрофлора воздуха. Методы исследования микрофлоры воздуха. (ОПК-4, ОПК-6)
50. Санитарная оценка воздуха, передача патогенных микробов (ОПК-4, ОПК-6)
51. Микрофлора воды. Количественный и видовой состав микрофлоры (ОПК-4, ОПК-6)
52. Методы исследования микрофлоры воды. Коли-титр и коли-индекс (ОПК-4, ОПК-6)
53. Нормальная микрофлора кожи. Количественный и видовой состав (ОПК-4, ОПК-6)
54. Микрофлора дыхательных путей (ОПК-4, ОПК-6)
55. Микрофлора полости рта. Количественный и качественный состав (ОПК-4, ОПК-6)
56. Микрофлора рубца жвачных и ее роль в пищеварении (ОПК-4, ОПК-6)
57. Микрофлора тонкого и толстого отделов кишечника животных (ОПК-4, ОПК-6)
58. Аммонификация /гниение/ белков. Возбудители. Химизм, практическое значение (ОПК-4, ОПК-6)
59. Аммонификация мочевины. Химизм. Возбудители. Значение (ОПК-4, ОПК-6)
60. Нитрификация. Химизм. Возбудители. Значение (ОПК-4, ОПК-6)
61. Прямая и косвенная денитрификация. Возбудители. Химизм. Значение (ОПК-4, ОПК-6)
62. Свободноживущие азотфиксирующие микроорганизмов. Характеристика. Азотобактерин (ОПК-4, ОПК-6)
63. Фиксация молекулярного азота микроорганизмами в симбиозе с растениями. Характеристика клубеньковых бактерий (ОПК-4, ОПК-6)
64. Роль микроорганизмов в круговороте углерода в природе (ОПК-4, ОПК-6)
65. Спиртовое брожение. Химизм. Возбудители, значение в народном хозяйстве (ОПК-4, ОПК-6)
66. Молочно-кислое брожение. Химизм. Возбудители гомо- и гетероферментативных брожений. Использование в народном хозяйстве (ОПК-4, ОПК-6)
67. Масляно-кислое брожение. Химизм. Возбудители, значение для с/х хозяйства (ОПК-4, ОПК-6)
68. Анаэробное разложение /брожение/ клетчатки. Возбудители. Роль их в процессе пищеварения травоядных животных (ОПК-4, ОПК-6)
69. Роль микробов в круговороте фосфора в природе (ОПК-4, ОПК-6)
70. Роль микробов в круговороте серы в природе (ОПК-4, ОПК-6)
71. Роль микробов в круговороте железа (ОПК-4, ОПК-6)
Перечень модульных вопросов
1. Влияние физических факторов на микроорганизмы: температура, влажность, свет, ультразвук и др.
2. Влияние химических факторов на микроорганизмы: кислота, щелочи, спирт, формалин, рН и др.
3. Антибиотики, их продуценты, механизм действия на бактерии.
4. Какими методами определяют чувствительность микроорганизмов к антибиотикам?
5. Что принимают за минимальную подавляющую концентрацию антибиотика?
6. Устойчивость микробов к антибиотикам
7. Что такое бактериофаг?
8. Как используют бактериофаги?
9. Какими методами титруют бактериофаги?
10. Микрофлора почвы. Количественный и качественный состав микроорганизмов. Роль их в возникновении инфекционных болезней с/х животных.
11. Микрофлора воздуха. Методы исследования микрофлоры воздуха.
12. Санитарная оценка воздуха, передача патогенных микробов.
14. Методы исследования микрофлоры воды. Коли-титр и коли-индекс.
15. Нормальная микрофлора кожи и дыхательных путей.
16. Микрофлора рубца жвачных и ее роль в пищеварении.
17. Микрофлора тонкого и толстого отделов кишечника животных.
18. Циклы превращения азота в природе
19. Какие микроорганизмы обусловливают аммонификацию (минерализацию) белков?
20. Какие микроорганизмы обусловливают нитрификацию и денитрификацию?
21. Какие микроорганизмы обусловливают аэробное и анаэробное разложение клетчатки?
22. Микроорганизмы, разлагающие целлюлозу в рубце жвачных животных
23. Спиртовое брожение. Химизм. Возбудители, значение в народном хозяйстве.
24. Молочнокислое брожение. Химизм. Возбудители гомо- и гетероферментативных брожений.
25. Маслянокислое брожение. Химизм. Возбудители
26. Роль микробов в пищеварении соединений фосфора в природе.
27. Роль микробов в круговороте серы в природе.
28. Роль микробов в круговороте железа
29. Цели и задачи генетики микроорганизмов
30. Понятие о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Понятие о генотипе и фенотипе.
31. Фенотипические проявления изменчивости.
32. Генотипическая изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации.
33. Хромосомные и внехромосомные микробиологические детерминанты.
34. Рекомбинационная изменчивость у бактерий.
35. Направленная изменчивость микроорганизмов. Принципы генной инженерии и ее практическое применение.
36. Микроорганизмы и эволюционный процесс. Гипотезы о происхождении жизни и свойствах первичных организмов.
37. Что такое плазмиды?
1. История развития микробиологии
2. Бактериологическая лаборатория.
3. Устройство микроскопа.
4. Правила взятия, консервирования и транспортировка патологического материала.
5. Основные формы бактерий
6. Особенности клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных микробов. Сущность окраски по Грамму
7. Бактериологические краски
8. Методика приготовления препарата для микрокопирования. Простой метод окрашивания
9. Микроскопические грибы: плесневые грибы и дрожжи. Их морфологические особенности
10. Методы стерилизации питательных сред и посуды. Приготовление питательных сред.
11. Техника посевов и пересевов. Методы выделения чистых культур.
12. Биологическое значение образования спор и капсул, методы их окрашивания.
13. Этапы превращения соединений азота в природе, их значение.
14. Аммонификация /гниение/ белков. Возбудители. Химизм, практическое значение.
15. Аммонификация мочевины. Химизм. Возбудители. Значение.
16. Нитрификация. Химизм. Возбудители. Значение.
17. Прямая и косвенная денитрификация. Возбудители. Химизм. Значение.
18. Свободноживущие азотфиксирующие микроорганизмов. Характеристика. Азотобактерин.
19. Фиксация молекулярного азота микроорганизмами в симбиозе с растениями. Характеристика клубеньковых бактерий. Ризотрофин, его применение.
20. Роль микроорганизмов в круговороте углерода в природе.
21. Спиртовое брожение. Химизм. Возбудители, значение в народном хозяйстве.
22. Молочно-кислое брожение. Химизм. Возбудители гомо- и гетероферментативных брожений. Использование в народном хозяйстве.
23. Масляно-кислое брожение. Химизм. Возбудители, значение для с/х хозяйства.
24. Анаэробное разложение /брожение/ клетчатки. Возбудители. Роль их в процессе пищеварения травоядных животных.
25. Серологическая диагностика инфекционных болезней.
26. Использование в микробиологии полимеразной цепной реакции (ПЦР)
27. Грамположительные кокки
28. Грамположительные палочки, не образующие споры (возбудители рожи свиней и листериоза)
29. Патогенные микобактерии
30. Грамположительные спорообразующие палочки (возбудитель сибирской язвы)
31. Патогенные анаэробы
32. Грамотрицательные палочки, не образующие споры (возбудители некробактериоза, энтеробактерии, иерсинии,
33. 15.Извитые бактерии (возбудители кампилобактериоза, лептоспироза, дизентерии свиней)
34. Патогенные микоплазмы, риккетсии, хламидии
35. Возбудители микозов и микотоксикозов
Комплект кейс-задачи
Кейс 1 подзадача 1
Клеточная стенка грамположительных бактерий плотно прилегает к цитоплазматической мембране, массивна, ее толщина составляет 20-100 нм. Для нее характерно наличие тейхоевых кислот, которые связаны с пептидогликаном и представляют собой полимеры трехатомного спирта – глицерина или пятиатомного спирта – рибита, остатки, которых соединены фосфодиэфирными связями. В составе клеточной стенки также присутствуют в небольших количествах полисахариды, белки и липиды.
Какие функции выполняет клеточная стенка?
• защищает бактерии от повреждающих факторов
• участвует в дыхание
• выполняет роль размножения
• определяет форму бактерии
Комплект разноуровневых заданий
1. Задания на выбор одного правильного ответа
1. Заслуги Л.С.Ценковского:
а) открыл вирус
б) открыл воз-ль туберкулеза
в) изготовил вакцину против сибирской язвы
г) открыл воз-ль бешенства
2.Распределение микроорганизмов в упорядочен¬ные группы по сходным или отличительным призна¬кам:
а) идентификация
б) серотипирование
в) систематика
г) разделение
3. Кокковые формы бактерий
а) стрептококки
б) вибрионы
в) спириллы
г) спирохеты
4. Микомицеты-это:
а) низшие грибы;
б) высшие грибы;
в) нитевидные грибы
г) нет ответа
5. Способ окраски капсул:
а)по Трухильо
б)по Грамму
в)по Михину
г)по Циль-Нильсену
6. Вещества, определяющие биохимические свой¬ства бак¬те¬рий.
а) углеводы
б) ферменты
в) липиды
г) полисахариды
7. Микроорганизмы, развивающиеся при высоких температурах:
а) психрофилы
б) мезофилы
в) нет ответа
г) термофилы
8.Жидкость для микроскопирования:
а)вода
б)глицерин
в)иммерсионное масло
9. Каким термином определяется весь набор генов заключенных в генетическом аппарате бактериальной клетки:
а) фенотип
б) генотип
в) генетический код
г) шифр
10. Число кишечной палочки в 1 л воды:
а) коли-индекс
б) бродильный титр
в) микробное число
г) редуктазная проба
11. Свойства микроорганизма, обуславливающие его виру¬лентность.
а) тинкториальная активность
б) спорообразование
в) подвижность
г) токсигенность
12.Возбудители маслянокислого брожения:
а)клостридии
б) дрожжи
в) сарцины
г) тетракокки
13. Морфологические признаки возбудителя рожи свиней.
а) микоплазмы
б) стрептококки
в) грамположительные палочки
г) стафилококки
14. Признаки, по которым проводят дифференциацию возбудителя сибирской язвы от сапрофитных бацилл.
а) капсулообразование
б) образование лецитиназы на желточно-солевом агаре
в) спорообразование
г) гибель кур при постановке биопробы
15. Кислото-, спитро- и щелочеустойчивые микроорганизмы, неподвижны, спор и капсул не образуют. Окрашиваются по Циль-Нильсену:
а)возбудитель бруцеллеза
б)возбудитель колибактериоза
в)возбудитель туберкулеза
г)возбудитель пастереллеза
16.Питательные среды, используемые для культи¬вирования возбудителя ботулизма.
а) сахарный агар
б) мясо-пептонный агар
в) агар Сабуро
г) среда Китта-Тароцци
17. Возбудитель листериоза:
а) Listeria monocytogenes
б) Erusipelothrix rhusiopathiae
в) Mucobactererium
г)E.coli
18. Морфологические признаки сальмонелл
а) неспорообразующие бактерии
б) образуют споры
в) строгие анаэробы
г) капсулообразующие палочки
19. Культуральные свойства пастерелл, выросших на плотных питательных средах.
а) лимонно-желтые колонии
б) колонии с зеленовато-синим пигментом
в) молочно-белые непрозрачные колонии
г) шероховатые колонии
20. Серологические реакции, используемые для диаг¬ностики бруцеллеза.
а) реакция преципитации
б) реакция агглютинации
в) реакция диффузной преципитации
г) реакция нейтрализации
21. Методы изучения морфологии лептоспир.
а) метод окрашивания мазка по Козловскому
б) микроскопия мазков-отпечатков из слизистой желудка
в) метод висячей капли
г) микроскопия «раздавленной капли»
22. Биологические свойства риккетсий.
а) грамположительные бактерии
б) облигатные внутриклеточные паразиты
в) культивируются на искусственных питательных средах
г) не размножаются в куриных эмбрионах
23. Питательные среды для культивирования грибов рода Trichophyton.
а) мясопептонный желатин
б) мясопептонный бульон
в) мясопептонный агар
г) агар Сабуро
24. Возбудители микроспории животных.
а) Myc.avium
б) L.monocytogenes
в) M.equinum
г) Myc.bovis
25. Материал от больных микроспорией животных, светящийся под действием УФ-лучей.
а) кожа
б) шерсть
в) слизистые оболочки
г) экссудат
Тесты (задания открытого и закрытого типов)
Вместо многоточия впишите только одно слово
1.Биологический процесс, сопровождающийся окислением или восстановлением различных, преимущественно органических, соединений с последующим выделением энергии в виде АТФ, необходимой микробам для физиологических процессов жизнедеятельности – …
2.Основная генетическая структура прокариотной клетки – …
3.Наука, изучающая взаимоотношения микро¬орга¬низ¬мов, совместно обитающих в определенных биотопах - …;
4.Тип взаимоотношений, при котором один микроорганизм угнетает другого, а иногда полностью уничтожает – …
5. Минимальное количество воды, в котором обна¬руживается одна кишечная палочка, называется - …
6.Состояние, при котором развивается ком¬плекс биоло¬гических реакций взаимодействия макро-организма и патоген¬ных микроорганизмов - …
7.Степень патогенности микроорганизма – это …
8.Соответствие между структурными элементами бакте¬рий и их функциями.
1. Клеточная стенка.
2. Жгутики.
3. Пили.
4. Споры.
5. Капсула. 1. Определяет форму клетки.
2. Движение.
3. Адгезия.
4. Сохранение, выживание клетки.
5. Предохраняет от фагоцитоза и фа¬гов.
9. Соответствие между названием течения инфекци¬онной болезни и его продолжительностью.
1. Сверхострое течение.
2. Острое течение.
3. Подострое течение.
4. Хроническое течение. 1.Длится несколько часов.
2. От 1 до нескольких дней.
3. Несколько недель.
4. Длится месяцы и годы.
10. Соответствие между названиями этапов кругово¬рота азота в природе и видами микроорганизмов, уча¬ствующих в нем.
1. Азотофиксация.
2. Аммонификация.
3. Нитрификация.
4. Денитрификация. 1.Azotobacter, Rhisobium, Clostridium
2. Bacillus, Pseudomonas, Clostridium
3. Nitrobacter, Nitrosococcus
4. Thiоbacillus, Pseudomоnas
Необходимо выбрать один вариант правильного ответа, который Вы считаете правильным
11.Возбудитель рожи свиней – (бактерия Erysilopelothrix rhusiopathiae) мелкая прямая Гр+ палочка, не образующая спор и капсул, хорошо окрашивается анилиновыми красителями.
а) да
б) нет
12.Сибиреязвенные сапрофиты на агаре с пенициллином образуют тест «жемчужного ожерелья»
а) да
б)нет
13.Возбудитель ботулизма вызывает остропротекающий кормовой токсикоз
а) да
б) нет
14.Кампилобактеры – полиморфные, тонкие, изогнутые палочки в виде запятой, летящей чайки
а) да
б) нет
15.Риккетсии – облигатные внутриклеточные паразиты. Во внешней среде устойчивость риккетсий высокая.
а)да
б) нет
Критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий;
– умение самостоятельно решать проблему на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов – отлично Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены
71-85 баллов – хорошо Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены
56-70 баллов – удовлетворительно Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены
менее 56 баллов – неудовлетворительно Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу
6.4. Кейс-задачи
Кейс 1 подзадача 1
Клеточная стенка грамположительных бактерий плотно прилегает к цитоплазматической мембране, массивна, ее толщина составляет 20-100 нм. Для нее характерно наличие тейхоевых кислот, которые связаны с пептидогликаном и представляют собой полимеры трехатомного спирта – глицерина или пятиатомного спирта – рибита, остатки, которых соединены фосфодиэфирными связями. В составе клеточной стенки также присутствуют в небольших количествах полисахариды, белки и липиды.
Какие функции выполняет клеточная стенка?
• защищает бактерии от повреждающих факторов
• участвует в дыхание
• выполняет роль размножения
• определяет форму бактерии
Кейс 1 подзадача 2
В каком методе окраски бактерий важную роль играет клеточная стенка?
• по Трухильо
• по Михину
• по Грамм-Синеву
• по Циль-Нильсену
Кейс 1 подзадача 3
Клеточная стенка грамположительных бактерий плотно прилегает к цитоплазматической мембране, массивна, ее толщина составляет 20-100 нм. Для нее характерно наличие тейхоевых кислот, которые связаны с пептидогликаном и представляют собой полимеры трехатомного спирта – глицерина или пятиатомного спирта – рибита, остатки, которых соединены фосфодиэфирными связями. В составе клеточной стенки также присутствуют в небольших количествах полисахариды, белки и липиды.
У каких микроорганизмов нет клеточной стенки?
• актиномицеты
• микоплазмы
• клостридии
• микроскопические грибы
Кейс 2 подзадача 1
Сибирская язва – зооантропоноз. К ней восприимчивы животные многих видов, особенно травоядные, и человек. Инфекционный процесс протекает с явлениями септицемии или с образованием различно й величины карбункулов. Болезнь регистрируется в виде спорадических случаев.
Кто возбудитель данной болезни?
• Bac.cereus
• Bac.subtilis
• Bac.mycoides
• Bac.antracis
Кейс 2 подзадача 2
Сибирская язва – зооантропоноз. К ней восприимчивы животные многих видов, особенно травоядные, и человек. Инфекционный процесс протекает с явлениями септицемии или с образованием различной величины карбункулов. Болезнь регистрируется в виде спорадических случаев.
Какими морфологическими признаками характеризуется возбудитель данной болезни?
• крупная, неподвижная палочка, образующая капсулу и спору;
• мелкая, подвижная палочка, не образующую капсулу
• стрептококки, жгутиков и капсул не образуют
• крупная, подвижная, не образующую спору палочка
Кейс 2 подзадача 3
Сибирская язва – зооантропоноз. К ней восприимчивы животные многих видов, особенно травоядные, и человек. Инфекционный процесс протекает с явлениями септицемии или с образованием различной величины карбункулов. Болезнь регистрируется в виде спорадических случаев.
Какие тесты применяются при идентификации патогенного возбудителя от сапрофитов?
• окраска по Грамму
• тест жемчужного ожерелья
• патогенность
• характер роста на питательных средах.
Кейс 3 подзадача 1
Почва является естественной средой обитания микроорганизмов. В ней имеются все условия для благоприятного их развития (достаточное количество влаги, органических и минеральных веществ). Из природных субстратов почва обильна, заселена микроорганизмами, которые составляют ее постоянную микрофлору. санитарно-гигиеническая роль этой микрофлоры огромна. Почвенные микроорганизмы участвуют в минерализации органических отбросов, самоочищения почвы, в круговороте веществ в природе.
Наибольшее количество микроорганизмов находится на глубине:
• 0-5 см
• 5-15 см
• 20-30 см
• 30-40 см
Кейс 3 подзадача 2
Почва является естественной средой обитания микроорганизмов. В ней имеются все условия для благоприятного их
К типичным почвенным бактериям относят:
• L.monocytogenes
• E.coli
• Bac.subtilis
• Cl.tetani
Кейс 3 подзадача 3
Почва является естественной средой обитания микроорганизмов. В ней имеются все условия для благоприятного их развития (достаточное количество влаги, органических и минеральных веществ). Из природных субстратов почва обильна, заселена микроорганизмами, которые составляют ее постоянную микрофлору, санитарно-гигиеническая роль этой микрофлоры огромна. Почвенные микроорганизмы участвуют в минерализации органических отбросов, самоочищения почвы, в круговороте веществ в природе.
Микробиологическое исследование почвы проводят для:
• ОМЧ (общее микробное число)
• степени чистоты по эталону
• кислотности
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п