учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Бахрунов К.К.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных понятий и законов химии, свойства важнейших биогенных и токсичных химических элементов, а также образуемых ими простых и сложных неорганических и органических веществ; - умение предсказывать возможность и направление протекания химических реакций, устанавливать взаимосвязи между строением вещества и его химическими свойствами; - умение пользоваться современной химической терминологией; - умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, химической посудой и измерительными приборами; - формирование навыков расчета с использованием основных понятий и законов стехиометрии, закона действующих масс, понятий водородный и гидроксильный показатели и расчетов, необходимых для приготовления растворов заданного состава; - ознакомление обучающихся с особенностями химических свойств важнейших биогенных макро- и микроэлементов, а также элементов, соединения которых представляют собой опасность для окружающей среды; - формирование у обучающихся ответственного отношения к применению средств химизации, химических препаратов в их будущей практической деятельности.
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
:
, но допускает ошибки
:
, но допускает некоторые неточности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
анализ
группах
группах
Неорганическая и аналитическая химия: методические указания для обучающихся первого курса заочной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза и по специальности 36.05.01 Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: Т. Ц. Жамсуева [и др.]. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 51 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4547
Органическая, физическая и коллоидная химия: учебно-методическое пособие для обучающихся по специальностям и направлениям подготовки высшего образования / Т. Ц. Жамсуева, Л. П. Ильина, Ц-Д. Д. Батомункуева; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 274 с. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Текст: электронный. http://bgsha.ru/art.php?i=4876
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Физическая и коллоидная химия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Аналитическая химия, ее задачи и методы. (ОПК-4)
2. Качественный анализ. Классификации катионов и анионов. (ОПК-4)
3. Характеристика катионов шести аналитических групп по кислотно-основной классификации, общие свойства катионов в группе и различие свойств между группами. (ОПК-4)
4. Химические методы качественного анализа. Аналитические реакции, специфичность, чувствительность. Микрокристаллоскопические, капельные реакции. Дробный и систематический анализ. (ОПК-4)
5. Методы «сухого» качественного анализа. Окрашивание пламени, получение окрашенных перлов, анализ методом растирания, методом нагревания. Реактивные бумаги. (ОПК-4)
6. Качественный анализ катионов 1-й аналитической группы. Частные реакции на катионы NH4+, K+.(ОПК-4)
7. Катионы 2-й аналитической группы. Групповой реактив. Частные реакции на катионы Pb2+, Ag+.(ОПК-4)
8. Качественный анализ катионов 3-й аналитической группы. Групповой реактив. Частные реакции на катионы Ba2+. (ОПК-4)
9. Анализ катионов 4-й группы. Групповой реактив. Частные реакции на катионы Zn2+. (ОПК-4)
10. Анализ катионов 5-й группы. Групповой реактив. Частные реакции на катионы Fe2+, Fe3+ (ОПК-4)
11. Катионы VI группы. Групповой реактив. Частные реакции обнаружения катионов Cu2+. (ОПК-4)
12. Анализ анионов 1-й группы. Групповой реактив. Частные реакции на анионы SO4 2–, CO3 2–, PO4 3–. (ОПК-4)
13. Анализ анионов 2-й группы. Групповой реактив. Частные реакции на анионы Cl–, I–. (ОПК-4)
14. Анализ анионов III группы. Частные реакции на анионы NO3 –. (ОПК-4)
15. Общий качественный анализ неизвестного вещества. Составьте схему анализа CuSO4•5H2O. (ОПК-4)
16. Типы реакций и процессов аналитической химии. Примеры. Уравнения реакций. (ОПК-4)
17. Кислотно-основное равновесие. Протолитическая теория кислот и оснований. (ОПК-4)
18. Вычисление рН в растворах сильных и слабых кислот и оснований. (ОПК-4)
19. Титриметрический анализ. Точка эквивалентности. Конечная точка титрования, понятия, зависимость от различных факторов. Способы титрования. (ОПК-4)
20. Кислотно-основное титрование. Способы обнаружения точки эквивалентности. Индикаторы рН. Теории индикаторов. Равновесия в растворах индикаторов. (ОПК-4)
21. Кривые кислотно-основного титрования. Расчет рН, построение кривых титрования сильной кислоты сильным основанием, анализ, выбор индикаторов для титрования. (ОПК-4)
22. Кривые кислотно-основного титрования. Построение кривых титрования слабой кислоты сильным основанием, расчет рН, анализ, выбор индикатора для титрования. (ОПК-4)
24. Равновесие в гетерогенной системе раствор-осадок. Образование и растворение осадков. Факторы, влияющие на растворимость осадков. (ОПК-4)
25. Гравиметрический анализ, сущность, операции гравиметрического анализа. Вычисление массы навески, объема растворителя, объема осадителя. Обработка результатов анализа. (ОПК-4)
26. Образование кристаллических и аморфных осадков. Чистота осадка. Соосаждение. (ОПК-4)
27. Окислительно-восстановительное титрование. Перманганатометрия. Стандартизация раствора. Возможности практического применения метода. (ОПК-4)
28. Получение окрашенных соединений. Выбор соединения для анализа. Оптимальные условия фотометрических определений. (ОПК-4)
29. Методы определения и вычисления концентрации веществ в растворах. Определение оптической плотности раствора на фотоэлектроколориметре. (ОПК-4)
30. Разделы физической химии. Основные понятия и величины: температура, работа, теплоемкость, виды теплоемкости. (ОПК-4)
31. Термодинамические системы. Определения и классификация. Внутренняя энергия. Определения, составляющие, размерность. (ОПК-4)
32. Параметры состояния. Факторы. Термодинамический процесс. Функция состояния. Теплообмен и работа, как формы передачи энергии. Сходство и различие между теплотой и работой. (ОПК-4)
33. Нулевое начало термодинамики. (ОПК-4)
34. Первое начало термодинамики. Различные формулировки. Математическое выражение и его анализ. (ОПК-4)
35. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции. Знак теплового эффекта и экзо- и эндотермичность реакции. (ОПК-4)
36. Связь изохорного теплового эффекта с изменением внутренней энергии. Энтальпия. (ОПК-4)
37. Соотношение между тепловыми эффектами реакции при постоянном объеме и при постоянном давлении. (ОПК-4)
38. Закон Гесса - основной закон термохимии. Формулировка и иллюстрация на примерах. Следствия закона Гесса. (ОПК-4)
39. Зависимость теплового эффекта реакции от температуры. Уравнение Кирхгоффа для малого интервала температур. Теплоемкость. (ОПК-4)
40. Теплота растворения. Теплота гидратации. Интегральная и дифференциальная теплоты растворения. (ОПК-4)
41. Энтропия. Ее связь с термодинамической вероятностью. Уравнение Больцмана. Закон возрастания энтропии. (ОПК-4)
42. Второе начало термодинамики. Различные формулировки и математическое выражение. (ОПК-4)
43. Третье начало термодинамики. Постулат Планка. Абсолютное значение энтропии. Расчет энтропии для химических реакций. (ОПК-4)
44. Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца. Математическое выражение. Связь с максимальной и максимальной полезной работой. Критерий химического сродства. (ОПК-4)
45. Предмет коллоидной химии. Признаки объектов коллоидной химии. (ОПК-4)
46. Поверхностная энергия. Количественные характеристики дисперсности. (ОПК-4)
47. Классификация дисперсных систем. Коллоидная химия и химическая технология. (ОПК-4)
48. Поверхностное натяжение: термодинамическое определение, физический смысл, влияние природы взаимодействующих фаз. (ОПК-4)
49. Вывод уравнения для полной (внутренней) энергии поверхностного слоя (уравнение Гиббса-Гельмгольца). (ОПК-4)
50. Зависимость термодинамических параметров поверхностного слоя от температуры. (ОПК-4)
Примечание. В оценочные материалы входят только вопросы к экзамену. Комплект экзаменационных билетов хранится в отдельной папке согласно номенклатуре на кафедре и не выставляется в открытом доступе.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Тема 1.3 «Комплексные соединения в химическом анализе»
1. Какие соединения называют комплексными? Перечислить типы изомерии комплексных соединений.
2. Дать понятия: а) комплексообразователь; 6) координационное
число комплексообразователя; в) лиганды.
3. Дать понятия: внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения.
4. В чем отличие комплексных солей от двойных?
5. Что такое константа нестойкости комплексных ионов? На основе какого закона получают ее выражение?
6. Используя данные приложения 6, указать наиболее прочный комплексный ион: 1) [Ag(NH3)]+, 2) [Cu(NH3)4]2+, 3) [Co(NH3)6] 3+.
7. Используя данные приложения 6, указать наиболее прочный комплексный ион: 1) [Cu(CN)4]3-, 2) [Ca(CN)4]2-, 3) [Fe(CN)6]3-.
9. Ионы каких элементов периодической системы Д. И. Менделеева обладают ярко выраженной способностью давать комплексные соединения?
10. Какие частицы обычно выполняют роль лигандов? Назвать лиганды с сильным и слабым полем.
11. Каковы наиболее характерные координационные числа комплексообразователей?
12. С точки зрения каких теорий объясняют природу химической связи в комплексных соединениях?
13. Как определяют заряд комплексного иона?
14. Какова геометрическая форма комплекса и тип гибридизации, если координационное число комплексообразователя равно 6?
15. Какова геометрическая форма комплекса и тип гибридизации, если координационное число комлексообразователя равно 4?
Раздел 2. Тема 2.3 «Метод нейтрализации»
1. Какие методы количественного химического анализа называют «титриметрическими»?
2. Какие инструменты используют для титриметрического анализа?
3. Какой параметр выступает в качестве интенсивности аналитического сигнала в титриметрическом анализе?
4. В чем заключается титрование?
5. Какой раствор в титриметрии называют «стандартным, рабочим, титрованным, титрантом»?
6. Какими способами готовят стандартные растворы?
7. Как готовят стандартные растворы из «стандарт-титров», методами «точной навески» и «разбавления концентрированного раствора»?
8. Что выражают основные характеристики стандартных растворов (титр Т(В), молярная концентрация с(В), молярная концентрация эквивалента вещества c(l/zB), титр по определяемому веществу T(B/A), поправочный коэффициент К). Укажите их размерность.
9. Укажите формулы связи между величинами Т(В), с(В), c(l/zB), T(B/A), выражающими концентрацию стандартных растворов?
10. Перечислите требования, предъявляемые к «исходным» веществам, из которых готовят стандартные растворы?
11. Какие растворы называют с «приготовленным» и «установленным» титром?
12. Какие растворы называют «первичным стандартом», а какие - «вторичным»? Приведите примеры.
13. Какие растворы называют «установочными» и как их ис- 101 пользуют? Приведите примеры.
14. Какая величина является интенсивностью аналитического сигнала в титриметрии?
15. Уравнение какого закона является уравнением связи, позволяющим пересчитать измеренные объемы титранта, пошедшего на титрование, в количество (массу, концентрацию) определяемого вещества?
16. Как формулируется закон химической эквивалентности? Как рассчитывают молярную массу эквивалента вещества и как она связана с его молярной массой?
17. Какие инструменты и приборы используют в титриметрии для точного и приблизительного измерения объема и массы?
18. Как определяют массовую долю вещества в концентрированных растворах кислот и оснований денсиметрами (ареометрами)?
19. Какие типы химических реакций используют в титриметрическом анализе? Каким требованиям они должны отвечать?
20. Как проводят титриметрические определения способами «пипетирования» и «отдельных навесок», прямым, обратным и заместительным титрованием? Приведите примеры.
Раздел 3. Тема 3.1 «Основные понятия и законы термодинамики»
1. Понятие о скорости химической реакции. Закон действующих масс. Порядок и молекулярность химических реакций.
2. Элементарные и сложные процессы. Механизм химических реакций. Последовательные, параллельные, обратимые, сопряженные и цепные реакции.
3. Влияние температуры на скорость химических реакций. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
4. Катализ. Теория промежуточных соединений. Энергия активации в каталитическом процессе. Ферментативный катализ.
5. Скорость гетерогенных химических процессов. Понятие о лимитирующей стадии процесса. Реакции первого порядка. Период полураспада.
6. Химическое равновесие. Константа равновесия. Связь константы равновесия и свободной энергии.
7. Смещение равновесий. Правило Ле-Шателье. Влияние концентрации, давления и температуры на смещение химического равновесия.
6.2 Комплект заданий для контрольной работы
Раздел 2 Тема 2.1 «Качественные реакции»
Вариант 1
1. Имеют ли анионы строго установленную классификацию, подобную катионам?
2. На какие аналитические группы делят анионы в качественном химическом анализе?
3. Какой принцип положен в основу деления анионов на аналитические группы?
4. Какие химические реакции являются общими для 85 анионов I аналитической группы?
Вариант2
1. Какие химические реакции являются специфическими для анионов I аналитической группы?
2. Какие химические реакции являются общими для анионов II-ой аналитической группы?
3. Какие химические реакции являются характерными для анионов II-ой аналитической группы?
4. Какие химические реакции являются специфическими для анионов II-ой аналитической группы?
5. Какие химические реакции являются общими для анионов III аналитической группы?
Вариант 3
1. Какие химические реакции являются характерными для анионов III аналитической группы? Какие химические реакции являются специфическими для анионов III аналитической группы?
2. Какие химические реакции являются общими для анионов IV аналитической группы?
3. Какие химические реакции являются характерными и для анионов IV аналитической группы?
4. Какие химические реакции являются специфическими для анионов IV аналитической группы?
5. Как проводят качественный анализ смеси анионов?
Раздел 3 Тема 3.3 «Свойства растворов»
Вариант 1
1. Вычислить рН растворов, в котором концентрация ионов Н+ равна 3*10-14 моль/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионной формах, указать реакцию среды в растворах следующих солей: NH4NO3; Mg(CH3COO)2; SnCI2.
3. Определить константу гидролиза и рН в 0,01 М растворе NH4NO3.
4. Написать ионные уравнения реакций между: а) CuSO4 + Pb(NO3)2; б) Na2S + H2SO4.
5. Раствор содержащий 67 г BaCI2 в 300 г воды кипит при 100,47оС. Вычислить кажущуюся степень диссоциации.
6. Вычислить степень диссоциации HF в 0,03 М растворе. Кдисс. = 7,4 * 10-4.
Вариант 2
1. Вычислить рН раствора, в котором концентрация ионов ОН- - ионов равна 6,2 * 10-5 моль/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды следующих солей: K3PO4; NH4NO3; Na2SO4.
3. Определить константу гидролиза, степень гидролиза, рН среды в 0,01 М растворе нитрита натрия NaNO2.
4. Написать ионные уравнения реакции между FeCI3 и AgNO3.
5. Кажущаяся степень диссоциации соли в 3,72 % растворе KCI составляет 0,68. (ρ = 1 г/мл). Вычислить осмотическое давление этого раствора при 27оС.
6. Определить [H+] в 0,01 М растворе HCN (Кдисс. = 6,2 * 10-10).
Вариант 3
1. Вычислить рН раствора, в котором концентрация ОН- - ионов равна 8,3 * 10-6 моль/л.
2. Растворимость СаСО3 при 35оС равна 6,9 * 10-5 моль/л. Вычислить произведение растворимости этой соли.
3. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды следующих солей: K2SO3; FeCI2; NH4CI.
4. Написать ионные уравнения реакции между NiCI2 и H2S.
5. Осмотическое давление 0,1 н раствора FeSO4 при 0оС равна 1,7 атм. Чему равна кажущаяся степень диссоциации соли в этом растворе?
6. Определить константу гидролиза, степень гидролиза и рН в 0,2 М растворе Na2CO3 по первой ступени (Кдисс. Н2СО3 = 4,7 * 10-11).
Вариант 4
1. Вычислить рН растворов, в которых концентрация ОН- - ионов равна 2 * 10-7 г-ион/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды в растворах следующих солей: NaHS; Cu(NO3)2; Bi(NO3)3.
3. Определить константу гидролиза, рН среды в 0,2 М растворе Na2CO2 по первой ступени.
4. Вычислить α и [H+] в 0,1 М растворе H2S. (Кдисс. H2S по первой ступени = 9 * 10-8).
5. 9 % раствор NaNO3 кипит при 100,797оС. Вычислить кажущуюся степень диссоциации NaNO3 в растворе.
6. Написать ионные уравнения реакций между: а) H2SO4 + NaOH;
б) (NH4)2S + HCI.
Вариант 5
1. Вычислить рН раствора, в котором концентрация [OH-] ионов равна 1,9 * 10-9 моль/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды в растворах следующих солей: CuCI2; Cr(SO4)3.
3. Определить константу гидролиза, степень гидролиза, рН среды в 0,2 М растворе NH4CI.
4. Раствор, содержащий 0,0995 моль CaCI2 в 500 г воды замерзает при – 0,740оС. Вычислить кажущуюся степень диссоциации.
5. Написать ионные уравнения реакции между: Ca(NO3)2 и Na3(PO4).
6.3 Темы для рефератов
1. Применение органических реагентов в качественном и количественном анализах.
2. Цветные реакции в качественном анализе биологических объектов.
3. Природные буферные системы и амфолиты.
4. Значение кислотно-основных реакций в анализе аминокислот и белков.
5. Реакции гидролиза в биохимических анализах.
6. Аналитические реакции в определении продуктов водно-солевого обмена.
7. Методы количественного анализа в определении продуктов азотного (белкового) обмена.
8. Люминесцентный анализ (флуориметрия) биологических объектов (БО) (определение витаминов, гормонов и др.) или объектов окружающей среды (ООС).
9. Применение фотоколориметрии (спектрофотометрии) в анализе БО или ООС.
10.Хроматографические методы в анализе БО или ООС: бумажная, тонкослойная, колоночная (ионообменная, газовая, высокоэффективная жидкостная) хроматография.
11. Вольтамперометрия в анализе ОО или ООС.
12. Применение химических методов (титриметрии и гравиметрии) в анализе БО или ООС.
13. Аналитическая химия крови.
14. Задачи и методы разделения и концентрирования при определении микроэлементов в БО или ООС.
15. Ферментативный анализ.
16. Аналитический контроль каталитической активности ферментов.
17. Форма нахождения элементов в БО или ООС и способы пробоподготовки.
18. Биологические методы в анализе воды.
19. Проблема жесткости воды, виды жесткости и аналитические методы её определения.
20. Проблема хлорирования воды. Аналитический контроль процесса.
21. Основные показатели качества питьевой воды и способы их определения.
22. Кислородный режим водоемов и процессы самоочищения воды отзагрязнений. Аналитическое определение растворенного кислорода.
23. Проблема образования диоксинов в ОС. Роль фенола, методы его определения.
24. Задачи и методы определения пестицидов в ООС.
25. Биологическая роль макроэлементов, методы их определения в почве и организмах.
26. Биологическая рель микроэлементов, методы их определения в БО или ООС.
27. Проблема загрязнения ООС тяжелыми металлами, подготовка проб почвы итканей для их определения, методы анализа.
28. Факторы, влияющие на вынос тяжелых металлов растениями из почвы. Основные методы определения тяжелых металлов.
29. Обзор физико-химических методов повышения нефтеотдачи пластов.
30. Технологии разрушения эмульсий в системе подготовки нефти.
31. Динамика изменения физико-химических свойств нефти (плотность, вязкость, газовый фактор).
6.4 Кейс-задачи
Задания:
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно;
- В процессе очистки промышленных сточных вод происходит образование коллоидных растворов. Для их разрушения и коагуляции обычно применяются растворы электролитов. Если исходные сточные воды содержали соли высших алифатических карбоновых кислот общей формулы RCOONa (ПАВ анионоактивного характера), то наибольшей коагулирующей способностью будет обладать раствор …
Варианты ответа:
1) Al2(SO4);
2) (NH4)2SO4;
3) CaCl2;
4) Na3PO4
- Для осаждения большинства ионов тяжелых металлов из сточных растворов часто применяется гидроксид кальция (гашеная известь). Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 320 мг/дм3, то с учетом 10 %-го избытка реагента, необходимого для полного осаждения, расход гидроксида кальция составит _____ кг в год.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Cu) = 64.);
- Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 32 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всей меди электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 100 %, составит ______
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Cu) = 64; F = 96500 Кл/моль.);
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно.
Для устранения кислого характера сточных растворов часто применяется известняковая мука. Если суточный объем очищаемой воды равен 1000 м3, значение рН исходного раствора равно 3, то с учетом 80 %-го содержания действующего вещества в пересчете на карбонат кальция в известняковой муке ее расход составит ______ кг в сутки;
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно.
Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в ней ионов Pb2+ составляет 0,53 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всего палладия электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 80 %, составит ______ часов.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Pd) = 106; F = 96500 Кл/моль.);
6.5 Задания для выполнения лабораторных работ
Темы лабораторных работ:
6.6 Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Тема 1. Качественные реакции
1. Качественные реакции катионов.
2. Качественные реакции анионов.
3. Анализ сухой соли.
Тема 2. Метод нейтрализации. Определение NaOH в растворе.
1. Сущность кислотно-основного титрования.
2. Индикаторы кислотно-основного титрования.
3. Кривые титрования. Выбор индикатора.
4. Определение содержания щелочи в растворе.
Тема 3. Физико-химические методы анализа. Фотометрия.
1. Основной закон светопоглощения (закон Бугера – Ламберта – Бера).
2. Оптические методы анализа.
3. Фотоколориметрический метод анализа.
4. Определение меди в растворе.
6.7 Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Какие катионы первой группы имеют специфические реакции?
1) K+ и Na+; 2) К+; 3) Na+; 4) NH4+.
2. Укажите условия реакции обнаружения ионов калия реактивом Na3[Co(NO2)6].
1) без нагрева, среда соляно – кислая;
2) при нагревании, среда нейтральная;
3) свежеприготовленный реактив, среда нейтральная;
4) свежеприготовленный реактив, среда щелочная.
3. В чем легко растворяется хлорид серебра?
1) в воде; 2) в азотной кислоте;
3) в растворе NaOH; 4) в растворе NH4OH.
4. Осадок смеси хлоридов свинца, ртути и серебра обработали горячей дистиллированной водой. Какие катионы при этой обработке перейдут в раствор ?
1) Ag+ и Pb2+; 2) Ag+; 3) Hg22+; 4) Pb2+.
5. Можно ли открыть присутствие ионов кальция в кислот растворе оксалатом аммония?
1) можно;
2) нельзя;
3) можно, после нейтрализации раствором NH4OH;
4) можно, после нейтрализации раствором NaOH.
1) СаСО3; 2) CaSO4; 3) СаС2О4; 4) CaCrO4.
7. С каким реактивом катион Zn2+ дает синего цвета осадок ?
1) (NH4)2[Hg(CNS)4]; 2) ZnOHCI;
3) H2ZnO2; 4) (NH4)2ZnO2.
8. Какой гидроксид серо - зеленого цвета?
1) AI(OH)3; 2) Сr(OH)3;
3) Sn(OH)2; 4) Zn(OH)2.
9. Какая реакция является наиболее характерной на катион Mn2+ ?
1) с NaOH; 2) с КОН;
3) с NH4OH; 4) реакция окисления с PbO2.
10. С каким реактивом катион Fe3+ дает темно – синий осадок «берлинской лазури» ?
1) K3[Fe(CN)6]; 2) K4[Fe(CN)6];
3) NH4CNS; 4) избыток NH4OH.
11. Напишите химическую формулу аммиаката меди. Определите координационное число комплексообразователя.
1) –2; 2) –4; 3) –6; 4) –8.
12. К исследуемому раствору приливают раствор дифениламина, появляется интенсивно синее окрашивание. О присутствии какого аниона говорит данный эффект ?
1) РО43-; 2) SO42-; 3) NO3-; 4) I-.
13. С каким из анионов второй группы нитрат серебра AgNO3 дает черный осадок, нерастворимый в NH4OH, но растворимый при кипячении в разбавленной HNO3.
1) CI-; 2) Br-; 3) I-; 4) S2-.
14. Какая из приведенных формул расчета весового фактора будет правильной при определении AI, если весовая форма будет AI2O3 ?
1) = AI2O3 / AI; 2) = AI / AI2O3;
3) = 2AI / AI2O3; 4) = AI2O3 / 2AI.
15. Навеску 0,0554 г соды Na2CO3 растворили в воде и довели объем раствора до 50 мл. Какова нормальность этого раствора ?
1) 0,001108; 2) 0,01025; 3) 0,02053; 4) 0,01841.
16. На титрование 10 мл HCI расходуется 11,2 мл 0,09611 н раствор КОН. Рассчитать количество HCI в 2 – х литрах.
1) 39,05 г; 2) 3,9 г; 3) 7,8 г; 4) 78 г.
17. Какой раствор является «приготовленным» в методе нейтрализации ?
1) HCI; 2) NaOH; 3) Na2B4O7 * 10H2O; 4) H2SO4.
18. На титрование 20 мл раствора перманганата калия, титр которого равен 0,002980 г на 1 мл. Сколько граммов железа содержится в 200 мл исследуемого раствора ?
1) 0,4582 г; 2) 0,2291 г; 3) 0,9405 г; 4) 1,2000 г.
19. К 25,0 мл раствора K2Cr2O7 прибавили избыток раствора KI и H2SO4 и на титрование выделившегося при этом йода израсходовано 20 мл 0,1015 н раствора тиосульфата. Определить содержание K2Cr2O7 в 1 л раствора.
1) 3,97 г; 2) 4,5 г; 3) 2,44 г; 4) 8,00 г.
20. Сколько граммов х.ч. CuSO4 * 5H2O требуется взять для приготовления 250 мл стандартного раствора, содержащего 2 мг Cu2+ в 1 мл?
1) 3,9270 г; 2) 1,9800 г; 3) 2,5430 г; 4) 7,8490 г.
Вариант 2
1. Значение рН раствора, полученного при смешении равных объемов 0,02 М NaОН и 0,04 М HCl, составляет …
1) 1,70
2) 1,40
3) 1,00
4) 2,00
2. AgNO3 является групповым реагентом для анионов …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) NО3-, NO2-
2) Cl-, Br-
3) I-, S2-
4) SO42-, CrO42-
3. Титрование по реакции Na2B4O7 + 2HCl + H2O = 2NaCl + 4H3BO3 относится к методу ___________ титрования.
1) кислотно-основного
2) комплексонометрического
3) окислительно-восстановительного
4) oсадительного
4. Каков внешний эффект реакции между раствором содержащим ион СО32- и соляной кислотой?
1) выпадение кристаллического осадка;
2) выпадение аморфного осадка;
3) выделение газа;
4) окрашивание раствора.
5. Чему равна эквивалентная масса перманганата калия в нейтральной
среде?
2) 31,61;
3) 158,03;
4) 55,37.
6. Для качественного определения ионов Ва2+ применяют раствор …
1) NH4SCN
2) дихромат калия
3) K4[Fe(CN)6]
4) K3[Fe(CN)6]
7. Индикатором, который применяется при определении жесткости воды соляной кислотой, является …
1) фенолфталеин
2) дифениламин
3) крахмал
4) эриохромовый черный Т
8. Извлечение вещества в слой другой несмешивающейся с раствором жидкости называется…
1) экстракцией
2) соосаждением
3) сублимацией
4) флотацией
9. Каким реактивом можно обнаружить присутствие в растворе только ионов аммония?
1) KH2SbO4;
2) Na3[Co(NO2)6];
3) NaOH;
4) NaHC4H4O6.
10. Значение pH раствора, в 0,5 литра которого содержится 0,001 моль уксусной кислоты (Ka = 1,8·10-5), равно:
1) 3,72
2) 5,72
3) 7,44
4) 10,28
11. С каким из перечисленных реактивов реакция на ионы свинца наиболее характерна?
1) KI;
2) HCI;
3) K2CrO4;
4) H2SO4.
12. Массовая доля серы в угле, из 5,0 г которого после проведения необходимых аналитических операций было получено 0,4660 г сульфата бария, составляет _____ %.
1) 0,0128
2) 12,8
3) 1,28
4) 2,56
13. По какому внешнему эффекту судят о присутствии Ba2+ в растворе при действии K2Cr2O7 + CH3COONa?
1) по выпадению осадка желтого цвета;
2) по изменению окраски раствора;
3) по выделению газа;
4) по выпадению осадка белого цвета.
14. При определении содержания вещества фотоколориметрическим методом координатами градуировочного графика являются величины ________ и концентрации окрашенного соединения.
1) длины волны
2) оптической плотности
3) частоты излучения
4) показателя преломления
15. К термодинамическим функциям состояния системы не относятся …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) энтропия
2) теплота
3) энтальпия
4) работа
16. Скорость реакции между растворами хлорида калия и нитрата серебра, концентрации которых составляют 0,2 и 0,3 моль/л соответственно, а k = 1,5·10-3 л·моль-1·с-1, равна ________ моль•л–1•с–1.
1) 9•10–1
2) 6•10–2
3) 9•10–3
4) 9•10–5
17. Укажите цвет и структуру осадка турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2, полученного при обнаружении иона Fe2+ действием K3[Fe(CN)6].
1) темно - синий кристаллический осадок;
3) красно – бурый осадок;
4) желтый аморфный осадок.
18. Концентрация ионов водорода в растворе борной кислоты с рН = 8 составляет _______ моль/дм3.
1) 108
2) 10-6
3) 10-8
4) 106
19. Концентрация гидроксид-ионов в водном растворе аммиака с рН = 10 составляет _________ моль/дм3.
1) 10-10
2) 1010
3) 10-4
4) 104
20. При действии раствора серной кислоты на смесь ионов Mg2+, Pb2+, Ba2+ и Fe2+ в виде осадка выделяются соединения …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) BaSO4
2) PbSO4
3) FeSO4
4) MgSO4
Вариант 3
1. Концентрация гидроксид-ионов в водном растворе аммиака с pH = 9 составляет _________ моль/дм3.
1) 10-9
2) 10-5
3) 105
4) 109
2. Концентрация гидрид-ионов в водном растворе аммиака с pH = 13 составляет _________ моль/дм3
1) 10-13
2) 10-1
3) 101
4) 1013
3. Для качественного определения ионов К+ применяют раствор:
1) K4[Fe(CN)6]
2) гексанитрокобальтат (III) натрия
3) NH4SCN
4) K3[Fe(CN)6]
4. При гравиметрическом определении кальция в виде CaC2O4 весовой формой является
1) CaCO3
2) CaO
3) CaC2O4
4) CaC2
5. Можно ли обнаружить ионы аммония действием щелочи на анализируемый раствор без последующего нагревания? Почему?
1) нельзя, т.к. не будет выделяться аммиак и лакмусовая бумага не изменяет цвет;
2) можно, будет энергично выделяться аммиак;
3) можно, т.к. лакмусовая бумага изменит цвет;
4) нельзя, т.к. аммиак будет выделяться слабо и красная лакмусовая бумажка не посинеет.
6. Распределительная хроматография основана на использовании различия в …
1) растворимости веществ
2) устойчивости образуемых комплексов
3) сорбируемости газов и паров на адсорбенте
4) сорбируемости компонентов смеси между жидкими фазами
7. Какому количеству хлорида бария соответствует масса осадка BaSO4 в 0,8656 г?
1) 0,8456;
2) 0,9945;
3) 0,7728;
4) 0,8045.
8. В какой среде индикатор метил – оранж имеет розовую окраску?
1) в щелочной;
2) в нейтральной;
3) в кислой;
4) в слабощелочной.
9. AgNO3 является групповым реагентом для анионов …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) NО3-, NO2-
2) I-, S2-
3) Cl-, Br-
10. Масса хлорида калия в сильвините, на титрование 25 мл раствора которого израсходовано 22,6 мл 0,0885 М раствора AgNO3 , составляет ______ грамма(-ов)
1) 0,149
2) 298
3) 149
4) 0,298
11. К исследуемому раствору приливают раствор дифениламина, появляется интенсивно синее окрашивание. О присутствии какого аниона говорит данный эффект?
1) РО43-;
2) SO42-;
3) NO3-;
4) I-.
12. Распределительная хроматография основана на использовании различия
1) растворимости веществ
2) сорбируемости компонентов смеси между жидкими фазами
3) устойчивости образуемых комплексов
4) сорбируемости газов и паров на адсорбенте
13. Концентрация ионов водорода в растворе борной кислоты с pH = 2 составляет _______ моль/
1) 10-2
2) 1012
3) 10-12
4) 102
14. Для качественного определения ионов Fe3+ применяют раствор …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) NH4SCN
2) K3[Fe(CN)6]
3) K4[Fe(CN)6]
4) диметилглиоксима
15. На титрование 20,00 см3 0,10 М раствора HCl требуется 16,00 см3 раствора КОН. Следовательно, молярная концентрация щелочи составляет ___________ моль/дм3.
1) 1,25
2) 0,08 М
3) 0,125
4) 0,080
16. Метод разделения, идентификации и выделения веществ, основанный на различии их поведения в системе несмешивающихся подвижной и неподвижной фаз, называется …
1) соосаждением
2) ректификацией
3) хроматографией
4) флотацией
17. Прямое фотометрирование возможно лишь для веществ, способных образовывать ________ соединения.
1) светорассеивающие
2) светоотражающие
3) светопреломляющие
4) светопоглощающ
18. Для понижения растворимости сульфата бария в насыщенный раствор следует добавить …
1) HNO3
2) H2O
3) H2SO4
4) HCl
19. Обнаружению ионов цинка в растворе действием сероводородной кислоты не мешает присутствие катионов …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1) Cu2+
2) Ni2+
3) Mg2+
4) Al3+
20. Титрование по реакции Na2B4O7 + 2HCl + H2O = 2NaCl + 4H3BO3 относится к методу ___________ титрования.
1) осадительного
2) комплексонометрического
3) окислительно-восстановительного
4) кислотно-основного
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п