учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области гигиены животных;
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области гигиены животных; - изучить
способы организации и проведения экспертной оценки технологических процессов, зданий и
сооружений для содержания животных; -изучение проектов по строительству животноводческих
объектов и их экспертизы согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям.
практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области гигиены животных;
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области гигиены животных; - изучить
способы организации и проведения экспертной оценки технологических процессов, зданий и
сооружений для содержания животных; -изучение проектов по строительству животноводческих
объектов и их экспертизы согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям.
ПКC-5: Способен проводить ветеринарно-санитарную экспертизу, осуществлять контроль производства и сертификацию продукции животноводства, пчеловодства, водного промысла и кормов, а также транспортировку животных и грузов при экспортно-импортных операциях для обеспечения продовольственной безопасности, проводить санитарную оценку животноводческих помещений и сооружений;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Состав и свойства окружающей воздушной среды и
ее действие на организм животных
радиации
животноводческих помещений. Пыль и микрофлора
оптимального микроклимата. Зоогигиеническая
оценка систем вентиляции животноводческих
помещений
освещенности в помещении
Гигиена животных Забайкалья. Учебное пособие с грифом УМО ВУЗов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии /под ред. Лумбунова С.Г.- Улан-Удэ, 2010 – 331с. (50 экз.)
Гигиена животных. Зоогигиена. Основы гигиены: методические указания для обучающихся по направлениям подготовки 36.03.02 Зоотехния, 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, по специальности 36.05.01 Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. А.Л. Уханаева, К.В. Лузбаев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 48 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Гигиена животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и задачи гигиены животных (ПКС-5)
2. Гигиена животных - основа профилактической ветеринарии. (ПКС-5)
3. Гигиена животных и её роль, значение и связь с другими предметами и охраной окружающей среды. (ПКС-5)
4. Состав воздушной среды и ее взаимосвязь с организмом животных. (ПКС-5)
5. Погода, климат. Адаптация и акклиматизация животных. (ПКС-5)
6. Значение температуры воздуха животноводческих помещений, нормативы. (ПКС-5)
7. Влияние низких и высоких температур на организм животных. Закаливание с/х животных. (ПКС-5)
8. Теплообмен между организмом и средой. Химическая и физическая терморегуляция. (ПКС-5)
9. Профилактика перегрева и переохлаждения животных. (ПКС-5)
10. Влажность воздуха. Гигрометрические показатели. Гигиеническое значение и влияние низкой и высокой
влажности на организм животных (ПКС-5)
11. Влияние скорости движения воздуха в животноводческих помещениях на здоровье животных. (ПКС-5)
12. Состав и свойства солнечной радиации, влияние ее на здоровье и продуктивность животных. (ПКС-5)
13. Ультрафиолетовое и инфракрасное облучение с/х животных. (ПКС-5)
14. Значение ионного состава воздуха для здоровья животных и искусственная аэроионизация воздуха
животноводческих помещений. (ПКС-5)
15. Гигиеническая роль пыли и микрофлоры и их влияние на организм животных. Меры борьбы с запылённостью
и микробной обсемененностью помещений. (ПКС-5)
16. Газовый состав воздуха помещений для с/х животных и основные источники его загрязнения. (ПКС-5)
17. Значение углекислого газа в воздухе животноводческих помещений, его механизм действия и ПДК. (ПКС-5)
18. Значение аммиака в воздухе помещений, его допустимые нормы и механизм действия на организм животных.
(ПКС-5)
19. Сероводород в воздухе животноводческих помещений, его допус¬тимые нормы и механизм действия. (ПКС-5)
20. Мероприятия по снижению концентрации вреднодействующих газов в животноводческих помещениях. (ПКС-5)
21. Микроклимат и особенности его формирования и улучшение в животноводческих помещениях. (ПКС-5)
22. Санитарная охрана животноводческих помещений и ее роль для организма животных. (ПКС-5)
23. Зоогигиеническая роль и значение вентиляции. (ПКС-5)
24. Классификация систем вентиляции. (ПКС-5)
25. Зоогигиеническая оценка систем вентиляции. (ПКС-5)
26. Характеристика теплообменной блокирующей вентиляции Турушева. (ПКС-5)
парам. (ПКС-5)
28. Тепловой баланс помещений и методика его расчета. (ПКС-5)
29. Зоогигиеническая оценка систем уборки навоза. (ПКС-5)
30. Способы хранения, обеззараживания и утилизации навоза. (ПКС-5)
31. Нормативная документация, применяемая при проектировании, строительстве и эксплуатации
животноводческих помещений(ПКС-5)
32. Санитарно-гигиенические требования к участку для размещения животноводческих ферм и построек.
Санитарные разрывы. (ПКС-5)
33. Общие гигиенические требования к строительным материалам, отдельным частям здания. (ПКС-5)
34. Основные ветеринарные и ветеринарно-санитарные объекты в животноводческих хозяйствах. (ПКС-5)
35. Состав типового проекта животноводческих помещений и их зоогигиеническая оценка. (ПКС-5)
36. Контроль за проектированием и строительством животноводческих объектов. (ПКС-5)
37. Уборка, утилизация и уничтожение трупов животных. (ПКС-5)
38. Влияние химического состава почвы на здоровье животных. Учение о биогеохимических провинциях. (ПКС-5)
39. Механический состав, физические свойства почвы, их гигиени¬ческое значение. (ПКС-5)
40. Биологические свойства почвы, их самоочищение. (ПКС-5)
41. Положительное и отрицательное влияние микрофлоры, содержащейся в почве на здоровье животных и птиц.
(ПКС-5)
42. Методы оздоровления почвы и санитарная охрана ее от загрязнения и заражения. (ПКС-5)
43. Физиологическая роль и ветеринарно-санитарное значение воды. Нормы потребления воды с/х животными.
(ПКС-5)
44. Физические и химические свойства воды. Нормы ГОСТа питьевой воды. (ПКС-5)
45. Природные водоисточники, их сравнительная характеристика и гигиеническая оценка. (ПКС-5)
46. Бактериологические показатели загрязнения воды. (ПКС-5)
47. Системы с/х водоснабжения. Организация и режим поения животных. (ПКС-5)
48. Очистка, улучшение и обеззараживание питьевой воды. (ПКС-5)
49. Сточные воды и способы их очистки. (ПКС-5)
50. Охрана природных водоисточников от загрязнения, зоны санитарной охраны. (ПКС-5)
51. Самоочищение воды. (ПКС-5)
52. Гигиеническое значение полноценного кормления. (ПКС-5)
53. Профилактическое и лечебное кормление. Приготовление и использование диетических кормов. (ПКС-5)
54. Санитарно-гигиенические требования при заготовке, хранении, транспортировке и использовании кормов. (ПКС-5)
55. Санитарно-гигиенический контроль за качеством кормов. (ПКС-5)
56. Профилактика заболеваний, связанных с ядовитыми началами и другими несъедобными примесями в кормах.
(ПКС-5)
57. Профилактика отравлений ядовитыми растениями. (ПКС-5)
58. Микозы и микотоксикозы, их профилактика. (ПКС-5)
59. Профилактика нарушения обмена веществ, вследствие недостатка микроэлементов в кормах (ПКС-5)
60. Гигиенические требования к организации пастбищного содержания животных. (ПКС-5)
61. Зоогигиенические мероприятия по подготовке и переводу на летнее содержание животных (ПКС-5)
62. Гигиена ухода за животными. (ПКС-5)
63. Моцион, его виды, влияние на здоровье, воспроизводительные функции продуктивность животных. (ПКС-5)
64. Гиподинамия и её влияние на продуктивность и устойчивость животных к заболеваниям. (ПКС-5)
65. Гигиена транспортировки животных и профилактика транспортных (ПКС-5)
66. Гигиена труда и личная гигиена ветеринарных специалистов и работников животноводства как фактор их
здоровья и повышения каче¬ства животноводческой продукции. (ПКС-5)
67. Зоогигиеническая оценка систем и способов содержания крупного рогатого скота. (ПКС-5)
68. Зоогигиенические условия получения здорового молодняка сель¬скохозяйственных животных. (ПКС-5)
69. Гигиена содержания и использования быков-производителей. (ПКС-5)
70. Санитарно-гигиенический режим сухостойных коров и нетелей, (ПКС-5)
71. Гигиена дойных коров. (ПКС-5)
72. Меры борьбы с насекомыми и грызунами в животноводческих помещениях. (ПКС-5)
73. Гигиена выращивания телят. (ПКС-5)
74. Зоогигиенические требования к привязной системе содержания крупного рогатого скота. (ПКС-5)
75. Гигиеническая оценка беспривязно-боксового содержания крупного рогатого скота. (ПКС-5)
76. Санитарно-гигиенические требования к помещениям крупного рога¬того скота (коровники, телятники,
родильные отделения, профилактории). (ПКС-5)
77. Гигиена откорма и нагула сельскохозяйственных животных. (ПКС-5)
78. Зоогигиеническая оценка систем и способов содержания свиней. (ПКС-5)
79. Гигиена свиноматок. (ПКС-5)
80. Гигиенические требования к свинарникам. (ПКС-5)
81. Гигиена кормления, содержания и использования хряков-производителей. (ПКС-5)
82. Гигиена кормления, содержания поросят-сосунов. (ПКС-5)
83. Гигиена выращивания поросят-отъёмышей. (ПКС-5)
84. Гигиена опоросов и уход за новорожденными поросятами. (ПКС-5)
85. Гигиенические требования к кормлению и содержанию супоросных и опоросившихся свиноматок. (ПКС-5)
86. Гигиена откорма свиней. (ПКС-5)
88. Системы содержания овец, их сравнительная характеристика. (ПКС-5)
89. Гигиена приёма и выращивания ягнят. (ПКС-5)
90. Гигиена содержания и кормления овцематок. (ПКС-5)
91. Гигиенические требования к помещениям для овец и особенности его устройства в разных климатических
зонах. (ПКС-5)
92. Гигиена стрижки овец. (ПКС-5)
93. Зоогигиеническая оценка систем и способов содержания лошадей (ПКС-5)
94. Гигиенические требования к помещениям для лошадей(ПКС-5)
95. Гигиена содержания лошадей. (ПКС-5)
96. Гигиена выращивания жеребят. (ПКС-5)
97. Гигиена содержания пушных зверей и кроликов. (ПКС-5)
98. Гигиеническая оценка систем содержания птицы. (ПКС-5)
99. Гигиена инкубации и выращивания цыплят. (ПКС-5)
100. Гигиена выращивания ремонтного молодняка птиц. (ПКС-5)
101. Гигиена содержания птицы (кур-несушек) (ПКС-5)
102. Гигиенические требования к помещениям и особенности их устрой¬ства для разных видов птицы. (ПКС-5)
103. Зоогигиенические требования к выбору участка под строительство и формированию генерального плана
фермы. (ПКС-5)
104. Роль ветеринарного врача в строительстве животноводческих объектов. Правила приёмки объектов в
эксплуатацию. (ПКС-5)
Перечень контрольных вопросов для самостоятельного изучения темы и для устных опросов
Воздушная среда
1. Состав и свойства воздушной среды
2. Зоогигиеническое значение света и солнечной радиации
3. Газовый состав воздушной среды
4. Пути формирования и улучшения микроклимата
5. Вентиляция. Зоогигиеническое значение и классификация систем вентиляции
Почва
1. Санитарно-гигиеническое значение почвы
2. Физические свойства почвы
3. Химический состав почвы.
4. Учение о биогеохимических провинциях
6. Зоогигиенические требования к уборке, хранению и утилизации навоза
Вода
1. Санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
2. Правила взятия проб воды
3. Физические и химические свойства воды
4. Методы очистки и обеззараживания питьевой воды
Корма
1. Санитарно-гигиенические требования к кормам: грубым, сочным, зерновым.
2. Профилактика отравлений ядовитыми и вредными растениями.
Проектирование и строительство животноводческих объектов
1. Нормативная документация, используемая при проектировании и строительстве животноводческих помещений
2. Строительные материалы, их классификация
3. Санитарно-гигиенические требования к ограждающим конструкциям помещения
Частная гигиена
1. Гигиена содержания крупного рогатого скота
2. Гигиена содержания свиней
3. Гигиена содержания овец
4. Гигиена содержания лошадей
5. Гигиена содержания птиц
6. Гигиена содержания пушных зверей и кроликов
Перечень контрольных вопросов для самостоятельного изучения темы и для устных опросов
Воздушная среда
1. Состав и свойства воздушной среды
2. Зоогигиеническое значение света и солнечной радиации
3. Газовый состав воздушной среды
4. Пути формирования и улучшения микроклимата
5. Вентиляция. Зоогигиеническое значение и классификация систем вентиляции
Почва
1. Санитарно-гигиеническое значение почвы
2. Физические свойства почвы
3. Химический состав почвы.
4. Учение о биогеохимических провинциях
6. Зоогигиенические требования к уборке, хранению и утилизации навоза
Вода
2. Правила взятия проб воды
3. Физические и химические свойства воды
4. Методы очистки и обеззараживания питьевой воды
Корма
1. Санитарно-гигиенические требования к кормам: грубым, сочным, зерновым.
2. Профилактика отравлений ядовитыми и вредными растениями.
Проектирование и строительство животноводческих объектов
1. Нормативная документация, используемая при проектировании и строительстве животноводческих помещений
2. Строительные материалы, их классификация
3. Санитарно-гигиенические требования к ограждающим конструкциям помещения
Частная гигиена
1. Гигиена содержания крупного рогатого скота
2. Гигиена содержания свиней
3. Гигиена содержания овец
4. Гигиена содержания лошадей
5. Гигиена содержания птиц
6. Гигиена содержания пушных зверей и кроликов
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п