учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение закономерностей стабилизации популяций в естественных условиях; освоение методов оценки основных популяционных параметров; искусственное разведение ценных видов рыб и рыбоводство в естественных водоемах; изучение биологических основ рыболовства.
ПКС-1: Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов;
сложных профессиональных задач
параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
гидробионтов при мониторинге водных биологических ресурсов для решения практических задач
популяций гидробионтов при мониторинге водных биологических ресурсов для решения сложных
профессиональных задач
ПКС-3: Способен проводить оценку рыбоводнобиологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания;
профессиональных задач
решения сложных профессиональных задач
ПКС-4: Способен выполнять стандартные технологические операции в аквакультуре;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Требования к качеству кормов и методы определения. Методы определения количества и калорийности потребленной пищи. Комбикорма, используемые в рыбоводстве
Производственные процессы рыбоводства в естественных условиях
Селекционно-племенная работа рыбоводства в естественных условиях
Методы проведения племенных работ. Учет и бонитировка племенных рыб. Мечение рыб
Требования к качеству кормов и методы определения. Методы определения количества и калорийности потребленной пищи. Комбикорма, используемые в рыбоводстве
Производственные процессы рыбоводства в естественных условиях
Селекционно-племенная работа рыбоводства в естественных условиях
Методы проведения племенных работ. Учет и бонитировка племенных рыб. Мечение рыб
Защита задания по теме
Защита задания по теме
Прудовое рыбоводство и его особенности
Прудовое рыбоводство и его особенности
Защита задания по теме
Защита задания по теме
Теоретические основы рыборазведенияосетровых
Получение, сбор, хранение и транспортировка икры и спермы осетровых.
Гормональная регуляция созревания производителей
Способы искусственного осеменения осетровых и их модификации
Выживаемость потомства при естественном и искусственном воспроизводстве
Основные объекты осетроводства
Выращивание молоди осетровых.
Теоретические основы рыборазведенияосетровых
Получение, сбор, хранение и транспортировка икры и спермы осетровых.
Гормональная регуляция созревания производителей
Способы искусственного осеменения осетровых и их модификации
Выживаемость потомства при естественном и искусственном воспроизводстве
Основные объекты осетроводства
Выращивание молоди осетровых.
Защита задания по теме
Тестирование
Теоретические основы рыборазведенияосетровых
Получение, сбор, хранение и транспортировка икры и спермы осетровых.
Гормональная регуляция созревания производителей
Способы искусственного осеменения осетровых и их модификации
Выживаемость потомства при естественном и искусственном воспроизводстве
Основные объекты осетроводства
Выращивание молоди осетровых.
Защита докладов
ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 57 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4555
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Комплект тестовых заданий.
Рыбоводство в естественных водоемах
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень вопросов к экзамену
1. Холодноводное прудовое рыбоводство. Получение половых продуктов. Инкубация икры. Выращивание. Кормление. Виды и состав кормов, белковое отношение, энерго - протеиновое отношение. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
2. Садковое рыбоводство. Организация и принцип работы садковых хозяйств. Типы садков и способы их установки. Формирование и содержание маточных стад. Получение половых продуктов, оплодотворение и инкубация икры. Выдерживание и подращивание личинок. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
3. Растительноядные рыбы и их значение в товарном рыбоводстве. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
4. Двухлетний и трехлетний оборот в прудовом рыбоводстве. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
5. Показатели качества кормов и их эффективности. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
6. Мелиоративные рыбы и их роль в повышении естественной продуктивности прудов. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
7. Типы, формы, обороты, системы в прудовом рыбоводстве. Структура прудовых хозяйств. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
8. Методика прогноза зимовки сеголетков карпа в прудах. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
9. Формирование и эксплуатация ремонтно-маточного стада карпа. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
10. Выращивание рыбы в установках с замкнутым циклом водоснабжения. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
11. Установки с замкнутым циклом водообеспечения как модель хозяйства с управляемым
режимом абиотических и биотических факторов. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
12. Гормональное стимулирование созревания половых продуктов у производителей. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
13. Направленное формирование естественной кормовой базы прудов. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4 14.Сроки эксплуатации прудов различных категорий. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
15. Требования, предъявляемые к качеству искусственных комбикормов. Нормирование кормление рыб. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
16. Биотехнология непрерывного выращивания рыбы в прудах. Ее положительные
особенности. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
17. Характеристика этапов эмбрионального, личиночного и малькового периодов развития растительноядных рыб. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
жизнестойкость. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
19. Комбикорма, используемые в рыбоводстве. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
20. Понятие о рыбопродуктивности и рыбопродукции, методы повышения рыбопродуктивности и рыбопродукции. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
21. Биологические основы подращивания личинок рыб, факторы, определяющие темп роста и
жизнестойкость. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
22. Озерное рыбоводство. Основные интенсификационные мероприятия в озерном рыбоводстве. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
23. Расчет плотности посадки рыб в пруды. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
24. Искусственные кормосмеси для рыб. Основные питательные вещества корма, их значение.
ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
25. Определение продукции добавочных видов рыб и поликультуры. ПК-1; ПК-3; ПК-4 26.Бонитировка производителей в прудовых хозяйствах. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4 27.Экстерьерные показатели, Методика их определения. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
28. Технология приготовления гранулированных и пастообразных кормов. Нормирование кормления рыб. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
29. Требования к качеству кормов для рыб. Основные рецептуры стартовых и продукционных
гранулированных кормов. ПКС-1; ПКС-3; ПКС-4
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Основные этапы истории рыбоводства в России
2. Организационные формы рыбоводных предприятий.
3. Особенности гаметогенеза и половых циклов рыб с разной биологией размножения. Типы половых циклов самок и самцов. Стадийность гаметогенеза и оценка степени готовности рыб к размножению.
4. Гормональная регуляция созревания производителей и перехода их в нерестовое состояние в естественных условиях. Метод гипофизарных инъекций. Градуальные инъекции.
5. Условия, необходимые для размножения рыб. Экологическая стимуляция созревания рыб. Эколого - физиологические методы. Резервирование и длительное выдерживание производителей.
6. Сбор, хранение и транспортировка икры и спермы рыб.
7. Искусственное осеменение. Способы искусственного осеменения и их модификации. Методика искусственного осеменения икры рыб с разной экологией нереста и различными свойствами половых продуктов.
8. Выживаемость потомства при естественном и искусственном воспроизводстве. Коэффициент промыслового возврата и рыбоводный коэффициент. Мечение рыб и его значение.
9. Стандарт рыбоводной продукции, выпускаемой в естественные водоемы, и его обоснование.
10. Стандарт, сроки и место выпуска молоди в естественные водоемы. Обоснование необходимости выпуска молоди лососевых в покатном состоянии.
11. Основные черты биотехники разведения сигов и белорыбицы. Эффективности работы рыбоводных заводов по разведению лососей и сиговых.
12. Тепловодное прудовое рыбоводство. Структура и организация прудового хозяйства. Производственные процессы в прудовом хозяйстве (нерест, выращивание сеголетков, зимовка, выращивание на втором году жизни). Маточное стадо и работа с производителями.
13. Интенсификационные мероприятия в прудовом хозяйстве. Техническая и биологическая мелиорация. Летование прудов. Удобрение прудов. Кормление рыбы. Кормовой коэффициент и рабочий кормовой коэффициент.
14. Холодноводное прудовое рыбоводство. Типы холодноводных хозяйств, особенности их организации и производственного процесса. Устройство прудов и виды прудов. Работа с производителями.
15. Получение половых продуктов. Инкубация икры. Выращивание. Кормление. Виды и состав кормов, белковое отношение, энерго - протеиновое отношение.
16. Озерное рыбоводство. Объекты озерного рыбоводства. Преобразование озер в рыбопитомники. Зарыбление и контроль состояния посадочного материала. Выращивание посадочного материала в моно и поликультуре.
17. Создание маточных стад сиговых рыб в озерах. Выбор и подготовка озера. Зарыбление озер и выращивание в них производителей. Отлов и транспортировка производителей. Получение и оплодотворение икры, ее учет и инкубация. Получение и подращивание личинок.
18. Выращивание товарной рыбы в озерах. Состав поликультуры. Масса посадочного материала. Плотность посадки. Корма и кормление рыб в озерах. Отлов товарной рыбы. Товарное выращивание ценных видов рыб в разнотипных озерах.
19. Садковое рыбоводство. Организация и принцип работы садковых хозяйств. Типы садков и способы их установки. Формирование и содержание маточных стад. Проведение массового отбора. Получение половых продуктов, оплодотворение и инкубация икры. Выдерживание и подращивание личинок.
20. Экологическая характеристика растительноядных рыб
21. Этапы эмбриогенеза растительноядных рыб
22. Стадии этапа оплодотворение
23. Охарактеризуйте этап дробление
24. Биологическое значение этапа дробление
25. Биологическое значение этапа гаструляция
26. Охарактеризуйте этап органогенез
27. Охарактеризуйте предличинку растительноядных рыб
28. Критические стадии в развитии карпа
29. Критические стадии в развитии растительноядных рыб
31. Дайте определение породы
32. Дайте определение породной группы
33. Дайте определение отводки
34. Дайте определение линии
35. Дайте определение семьи в рыбоводстве
36. По каким признакам определяют качество сеголетков карпа
37. Определение качества по массе тела
38. Определение качества по поведенческим признакам
39. Определение качества по морфо-физиологическим признакам
40. Определение качества по химическому составу тела
41. Определение качества по коэффициенту упитанности
42. Примеры низкобелковых компонентов комбикормов
43. Примеры высокобелковых компонентов комбикормов
44. Примеры высокобелковых компонентов комбикормов растительного происхождения
45. Примеры высокобелковых компонентов комбикормов животного происхождения
46. Примеры высокобелковых компонентов комбикормов микробиологического синтеза
47. Примеры жировых компонентов комбикормов
48. Примеры минеральных добавок в комбикормах
49. Примеры витаминных добавок в комбикормах
50. Классификация специальных добавок в комбикормах
51. Примеры марок карповых комбикормов
52. Примеры марок лососевых комбикормов
53. Примеры марок осетровых кормов
Комплект тестовых заданий
1. Гидротехнические сооружения для задерживания и подъема воды, служащие для образования пруда.
а. Плотины б. Дамбы
в. Водосливы
2. Сооружения, поддерживающие напор воды. а. Дамбы
б. Плотины в. Водосливы
3. Сооружения в плотинах для сброса излишней воды из прудов. а. Водосбросы
б. Дамбы в. Плотины
4. Сооружения для концентрации, кратковременного хранения и вылова рыбы из пруда. а. Верховины
б. Рыбоуловитель в. Дамбы
5. Специфические гидротехнические сооружения рыбоводных хозяйств, припятствуют проникновению в пруды сорной или хищной рыбы.
а. Верховины
б. Рыбоуловитель в. Плотины
6. Пруды для проведения профилактических мероприятий. а. Карантинные
б. Нерестовые в. Выростные
7. Пруды имеющие самую большую площадь, предназначены для выращивания товарной
рыбы.
а. Нагульные
б. Зимовальные в. Выростные
8. Пруды в которых выращивается растительноядных рыб, выращивают от личинки до
сеголетка.
а. Выростные б. Нерестовые в. Нагульные
9. Пруды которые используют для нереста рыб. Такие пруды заливаются водой только на (3-5) суток, остальное время они стоят высушенные.
а. Нерестовые б. Выростные в. Карантинные
10. Формы введения прудового хозяйства осуществляется за счет уплотненных посадок рыб, для кормления рыбы применяют искусственные корма.
а. Интенсивная
б. Полуинтенсивная в. Экстенсивная
11. Формы введения прудового хозяйства, где применяются естественные корма, находящихся в самом пруду.
а. Экстенсивная
б. Полуинтенсивная в. Интенсивная
12. Как называется тип хозяйств в которых разводится карп, карась, линь, буффало. а. Тепловодные
б. Холодноводные в. Средневодное
13. Как называется тип хозяйств в которых разводятся: форель, лосось, сига. а. Холодноводное
б. Средневодное в. Тепловодные
14. Пруды в которых происходит летний нагул рыбы, а также выращивания ремонтного молодняка.
15. Дамбы которые устанавливаются между двумя смежными прудами, они имеют напор с обеих сторон.
а. Разделительные
б. Водооградительные в. Контурные
16. При каком проценте зарастание мягкой водной растительностью пруда считается полезным, в качестве корма?
А) 20-20%
Б) 30-40%
В) 50-60%
17. Сколько раз удаляют растительность пруда за лето? А) 3-4
Б) 5-6
В) 7-8
18. Сколько вносят свежегашеной извести, в пруд при борьбе с элодеей? А) 4,5т
Б) 6т В) 15т
19. Какая толщина ила способствует увеличению рыбопродуктивности? А) 15-20
Б) 30-40
В) 25-30
20. Сколько времени находятся нерестовые пруды без воды? А) 9-10
Б) 2-3
В) 1
21. Сколько времени находятся выростные пруды без воды? А) 6-7
Б) 9-10
В) 4-5
22. Сколько времени находятся нагульные пруды без воды? А) 5-6
Б) 9-10
В) 4-5
23.1раз во сколько лет проводят летование прудов? А) 4-5
Б) 2-3
В) 8-9
24. Сколько вносят навоза в пруды с глинистым или песчаным ложем?
А) до15т Б) до5т В) до20т
25. В каком количестве вносят фосфорные удобрения на 1 гектар? А)15-25кг
Б)1т
В) 100-150ц
26. Как называется форма ведения хозяйства, в которых выращивают рыбу только на естественных кормах?
А) экстенсивная
Б) полуинтенсивная В) интенсивная
27. Как называются рыбы имеющие клейкую икру и откладывающие её на подводную или свеже-залитую луговую мягкую растительность?
А) фитофильные Б) литофильные В) пелагофильные
28. Как называется форма ведения хозяйства, переходная от экстенсивной к интенсивной форме хозяйства, в которых проводят удобрение прудов для повышения в них естественной кормовой базы, выращивают рыбу без уплотнённых посадок?
А) экстенсивное
Б) полуинтенсивное В) интенсивное
29. Как называются рыбы откладывающие икру на каменистый и песчано-галичный грунты? А) литофильные
Б) фитофильные В) пелагофильные
30. Как называется форма ведения хозяйства осуществляющаяся за счёт уплотнённых посадок, применения искусственных кормов, применения удобрений?
А) интенсивная Б) экстенсивная
В) полуинтенсивная
31. Как называются рыбы вымётывающие икру в толщу воды на течение? А) пелагофильные
Б) фитофильные В) литофильные
32. Как называются рыбы, икра которых не имеет красящего пигмента? А) пелагофильные
Б) фитофильные В) литофильные
33. Прирост массы рыбы полученной в течении одного вегетационного периода за счёт естественной кормовой базы называется?
А) естественная продуктивность прудов Б) общая продуктивность прудов
В) искусственная продуктивность прудов
34. Прирост массы рыбы полученной за счёт естественной кормовой базы так и за счёт интенсификации называется?
А) общая продуктивность
Б) естественная продуктивность В) искусственная продуктивность
35. Общее число зрелых икринок вымётываемых самкой за 1 нерестовый период это? А) абсолютная плодовитость
Б) относительная плодовитость В) смешанная плодовитость
Перечень тем групповых заданий
2. Озерное рыбоводство и его особенности
3. Прудовое рыбоводство и его особенности
4. История осетрового рыбоводства в России. Комплекс мероприятий по воспроизводству рыбных запасов
5. Получение, сбор, хранение и транспортировка икры и спермы осетровых.
6. Основные объекты осетроводства
7. Получение, сбор, хранение и транспортировка икры и спермы рыб
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п