учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность(профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление ипредставление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень)профессионального стандарта «Бухгалтер»
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков для веденияпрофессиональной деятельности в сфере аудита; развитие системы знаний, умений, навыковиспользовать основы экономических знаний, анализировать и интерпретировать финансовую,бухгалтерскую и иную информацию для решения профессиональных задач в сфере аудита;
овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в обеспечении необходимымидокументами бухгалтерского учета при проведении аудита.
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность(профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление ипредставление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень)профессионального стандарта «Бухгалтер»
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков для веденияпрофессиональной деятельности в сфере аудита; развитие системы знаний, умений, навыковиспользовать основы экономических знаний, анализировать и интерпретировать финансовую,бухгалтерскую и иную информацию для решения профессиональных задач в сфере аудита;
овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в обеспечении необходимымидокументами бухгалтерского учета при проведении аудита.
ПКС-3: Способен к подготовке бухгалтерских документов для осуществления аудиторских проверок и контрольных процедур в системе внутреннего контроля экономического субъекта;
проведении внешнего аудита:
аудиторских проверок экономического субъекта
аудиторских проверок экономического субъекта
аудиторских проверок экономического субъекта
бухгалтерского учета процесса внешнего аудита:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
деятельности
регулирующие аудиторскую деятельность
доказательств. Аудиторская выборка
Аудиторское заключение
все темы
обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика направленность (профиль) «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит в организациях АПК» / Д. Ц. Бутуханова, А.Н. Гомбоева ; М-во сел. хоз-ва
РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 24 с. - URL: . -
Загл. с титул. экрана. - с. - URL: . -
Загл. с титул. экрана. - .
http://bgsha.ru/art.php?i=1491
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Аудит
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Место аудита в системе финансового контроля (ПКС-3).
3. Сущность, цели и задачи аудита (ПКС-3, ТФ В/01.6).
4. Виды аудита и аудиторских услуг (ПКС-3,ТФ В/01.6.6)
5. Пользователи аудиторских услуг (ПКС-3, ТФ В/01.6).
6. Модели регулирования аудиторской деятельности (ПКС-3, ТФ В/01.6).
7. Экономика аудита как вида предпринимательской деятельности (ПКС-3, ТФ В/01.6).
8. Юридическая ответственность аудиторов и аудиторских фирм (ПКС-3, ТФ В/01.6).
9. Профессиональная этика аудитора (ПКС-3, ТФ В/01.6).
10. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (ПКС-3, ТФ В/01.6).
11. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности (ПКС-3, ТФ
В/01.6).
12. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность (ПКС-3, ТФ В/01.6).
13. Совет по аудиторской деятельности МФ РФ (ПКС-3, ТФ В/01.6).
14. Саморегулируемые организации аудиторов (ПКС-3, ТФ В/01.6).
15. Аттестация аудиторов (ПКС-3, ТФ В/01.6).
16. Обучение и повышение квалификации (ПКС-3, ТФ В/01.6).
17. Качество аудита; внешний контроль качества аудита (ПКС-3, ТФ В/01.6).
18. Внутренний контроль качества в аудиторской организации (ПКС-3, ТФ В/01.6).
19. Преддоговорное планирование аудита (ПКС-3, ТФ В/01.6).
20. Планирование аудиторской проверки руководителем группы (ПКС-3, ТФ В/01.6).
21. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
(ПКС-3, ТФ В/01.6).
22. Планирование и программа аудита (ПКС-3, ТФ В/01.6).
23. Существенность в аудите (ПКС-3, ТФ В/01.6).
24. Понятие и порядок расчета рисков в аудите (ПКС-3, ТФ В/01.6).
25. (Оценка системы внутреннего контроля (ПКС-3, ТФ В/01.6).
26. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны
собственников (акционеров) (ПКС-3, ТФ В/01.6).
27. Аудиторские доказательства и их классификация (ПКС-3, ТФ В/01.6).
28. Процедуры получения аудиторских доказательств (ПКС-3, ТФ В/01.6).
29. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности (ПКС-3, ТФ В/01.6).
30. Аудиторская выборка (ПКС-3, ТФ В/01.6).
31. Документирование аудиторских доказательств (ПКС-3, ТФ В/01.6).
32. Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств (ПКС-3, ТФ
В/01.6).
33. Понятие и структура аудиторского заключенияь (ПКС-3, ТФ В/01.6).
34. Основные положения и структура методики аудита в промышленности (ПКС-3, ТФ
В/01.6).
35. Аудит учредительных и регистрационных документов (ПКС-3, ТФ В/01.6).
36. Аудит системы управления организации (ПКС-3, ТФ В/01.6).
37. Аудит постановки бухгалтерского учета и учетной политики (ПКС-3, ТФ В/01.6).
38. Экспертиза хозяйственных договоров (ПКС-3, ТФ В/01.6).
39. Обзор бухгалтерской отчетности на начальном этапе проверки (ПКС-3, ТФ В/01.6).
40. Типовые ошибки и искажения в бухгалтерском и налоговом учете финансовых
результатов (ПКС-3, ТФ В/01.6).
Комплект заданий для практических работ
Тема. Аудиторские услуги и регулирование аудиторской деятельности
Задание 1. Работник аудиторской организации обсуждает вне работы с друзьями еще не
опубликованный баланс страховой компании, в которой проводит аудиторскую проверку в составе
бригады аудиторов. Определите, нарушает ли аудиторов обязательство о сохранении сведений об
аудиторском лице. Обоснуйте ответ с позиции законодательства по аудиторской деятельности.
Задание 2. Чтобы взять в банке кредит, организация «А» обращается к аудиторской
организации «Б», проводившей у нее обязательный аудит, с просьбой выступить в качестве
поручителя. Дайте оценку действия аудитора с позиции законодательства по аудиторской
деятельности.
Задание 3. Аудитор осуществив аудиторскую проверку и передав аудиторское заключение
руководству аудируемого лица, отказался передать ему сведение о нормативных актах, на которых
основывались замечания и выводы аудитора. Он сослался на то, что эта работа не была
предусмотрена договором. Оцените действия аудитора с позиции законодательства по аудиторской
деятельности.
Задание 4. Требуется: 1) самостоятельно изучить вопрос о видах ответственности аудиторов
и аудируемых лиц по рекомендуемому списку источников;
2) разграничить и дать краткое описание видов ответственности аудиторов и аудируемых лиц;
3) ответы оформить
Тема. Стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие аудиторскую
деятельность
помощнику сделать проверку соблюдения кассовой дисциплины организации-клиента. Помощник в
ходе проверки нарушений не выявил, о чем сообщил старшему аудитору. Через 4 дня после этого
было подготовлено аудиторское заключение. Спустя 4 месяца данную организацию проверила
налоговая инспекция и обнаружила ряд ошибок в соблюдении кассовой дисциплины, за которые были
взысканы штрафные санкции.
Определите, что послужило причиной данной ситуации.
Задание 2. Требуется: 1) самостоятельно изучить вопрос о существующих уровнях
нормативного регулирования аудиторской деятельности по рекомендуемого списку источников;
2) выделить четыре уровня нормативного регулирования и кратко их охарактеризовать;
3) ответы оформить
Задание 3. При проведении аудиторской проверки годовой отчетности организации-клиента
аудитор узнал о том, что его клиент собирается купить конкурирующее предприятие. Если данный
факт станет известным, поднимется курс акций аудируемого предприятия. Аудитор при помощи
посредника приобрел акции этого предприятия и таким образом получил высокий доход. Определите,
нарушает ли аудитор в данной ситуации свои профессиональные обязанности.
Тема. Этапы проведения аудиторской проверки.
Задание 1. Аудиторскую фирму пригласили провести аудиторскую проверку и подтвердить
достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. На первом этапе аудиторская фирма провела
предварительное планирование и знакомство с деятельностью клиента.
Задание 2. Составьте программу аудиторской проверки, предусмотрев в ней перечень
необходимых аудиторских процедур, запрашиваемых первичных документов, регистров
аналитического учета, исполнителей и затраты времени на выполнение данной работы
Задание 3. Уровень существенности установлен в следующих значениях:
а) прибыль – 5%;
б) выручка от продажи – 2%;
в) собственный капитал – 10%;
г) общие затраты – 2%;
д) валюта баланса - 2%.
Определите границы уровня существенности.
Задание 4. ООО «Сапфир» оказывает сервисные услуги и имеет отделы: по ремонту бытовой
техники, по химической очистке одежды и швейное ателье. На предприятии создана служба
внутреннего аудита. Определите, какие аудиторские процедуры должен выполнить аудитор, чтобы
оценить риск средств контроля.
Задание 5. Предположим, аудитор полагает, что риск хозяйственной деятельности составляет
80%, риск контроля 50%, риск возможного присутствия существенных искажений информации 10%.
1) Рассчитайте приемлемый аудиторский риск на условном примере;
2) рассчитайте риск возможного присутствия существенных искажений информации исходя
из того, что аудитор строит план аудита при следующих показателях: АР= 0,05; РИ= 0,75; РК= 0,30.
Тема. Виды, процедуры и методы получения аудиторских доказательств. Аудиторская
выборка
Задание 1. Аудитор после проведения проверки имеет документы, полученные из следующих
источников:
а) письменные подтверждения от третьих лиц;
12
б) подтверждения от клиентов на основании внешних данных;
в) собранные аудитором в результате проверки правильности ведения учета;
г) устные утверждения от клиентов на основе внутренних документов.
Задание 2. Распределите данные доказательства с точки зрения их надежности.
Тема. Обобщение результатов аудиторской деятельности. Аудиторское заключение
Задание 1. При проверке установлено занижение прибыли в связи с отнесением всей сумы
расходов будущих периодов в состав затрат на сумму 36,7 тыс.руб. Занижен налог на пользователей
автомобильных дорог в связи с неправильным расчетом объема реализации продукции на 9364,0
тыс. руб.
Задание. Составьте аудиторское заключение
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Аудиторские услуги и регулирование аудиторской деятельности
1. Виды аудита и аудиторских услуг
2. Пользователи аудиторских услуг
3. Модели регулирования аудиторской деятельности
Тема. Стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие аудиторскую
деятельность
1. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности.
2. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности
Тема. Этапы проведения аудиторской проверки
1. Преддоговорное планирование аудита.
2. Планирование аудиторской проверки руководителем группы.
3. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
5. Существенность в аудите
6. Понятие и порядок расчета рисков в аудите
7. Оценка системы внутреннего контроля
8. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны
собственников (акционеров); взаимоотношения внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами
Тема. Виды, процедуры и методы получения аудиторских доказательств.
1. Аудиторская выборка
2. Аудиторские доказательства и их классификация.
3. Процедуры получения аудиторских доказательств.
4. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
5. Аудиторская выборка
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок
при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный
рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется
затянутость устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на
заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой
игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного
выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру
задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить
новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить
лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема. Понятие и концепции аудита
1. История развития аудита в России и за рубежом
2. Сущность, цели и задачи аудита
3. Понятие и концепции аудита
4. Место аудита в системе финансового контроля
Тема. Стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие аудиторскую
деятельность
1. Стандарты аудита
2. Профессиональная этика аудитора России
3. Профессиональная этика аудитора Англии
4. Нормативное регулирование качества аудита
5. Субъекты регулирования качества и их функции
Тема. Обобщение результатов аудиторской деятельности. Аудиторское заключение
1. Документирование аудиторских доказательств.
2. Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств
Критерии оценивания:
- качество усвоения информации;
- выступление;
- содержание вопроса;
- качество ответов на вопросы;
- значимость дополнений, возражений, предложений;
- уровень делового сотрудничества;
- соблюдение правил деловой игры;
- соблюдение регламента;
- активность;
- правильное применение профессиональной лексики.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Понятие и концепции аудита
1. Понятие и концепции аудита
2. Место аудита в системе финансового контроля
Тема. Аудиторские услуги и регулирование аудиторской деятельности
1. Виды аудита и аудиторских услуг
2. Пользователи аудиторских услуг
3. Модели регулирования аудиторской деятельности
Тема. Стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие аудиторскую
деятельность
1. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности.
2. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности
Тема. Этапы проведения аудиторской проверки
1. Преддоговорное планирование аудита.
2. Планирование аудиторской проверки руководителем группы.
3. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
4. Планирование и программа аудита
5. Существенность в аудите
6. Понятие и порядок расчета рисков в аудите
7. Оценка системы внутреннего контроля
8. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны
собственников (акционеров); взаимоотношения внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами
Тема. Виды, процедуры и методы получения аудиторских доказательств.
1. Аудиторская выборка
2. Аудиторские доказательства и их классификация.
3. Процедуры получения аудиторских доказательств.
4. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
5. Аудиторская выборка
Тема. Обобщение результатов аудиторской деятельности. Аудиторское заключение
1. Понятие и структура аудиторского заключения
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных
источников
Тема. Понятие и концепции аудита
1. Закон об аудиторской деятельности в Англии
2. Закона об аудиторской деятельности в России
3. Этапы аудита
4. Задачи аудиторской деятельности
5. Классификация систем нормативного регулирования аудиторской деятельности в
Российской Федерации
6.Критерии проведения обязательного аудита
Тема. Аудиторские услуги и регулирование аудиторской деятельности
1. Этические нормы аудита
2. Сопутствующие аудиту услуги
15
Тема. Стандарты аудита и другие нормативные акты, регулирующие аудиторскую
деятельность
1. Стандарты аудиторской деятельности
3. Структура стандарта аудита и его содержание
4. Общую характеристика МСА
Тема. Этапы проведения аудиторской проверки.
1. Что необходимо выяснить аудитору в процессе принятия решения о начале работы с новым
экономическим субъектом
2. Подготовка аудиторской проверки
3. Стандарты регулирующие планирование аудиторской деятельности
4. Основные этапы планирования аудита
5. План-программа проведения аудиторской проверки
6. Расчет частного уровня существенности
7. Риск необнаружения
Тема. Виды, процедуры и методы получения аудиторских доказательств. Аудиторская
выборка.
1. Финансовый анализ в аудиторской деятельности
2. Аудиторская выборка
Тема. Обобщение результатов аудиторской деятельности. Аудиторское заключение
1. Понятие аудиторского заключения согласно Федеральному Закону
2. Что должно содержать аудиторское заключение
3. Какие положения объем аудита описывается посредством включения в аудиторское
заключение
4. Кем подписывается аудиторское заключение
Задание 3. Решить самостоятельно
1. Аудиторская организация получила от ЗАО «Прогресс» предложение заключить договоры
на оказание услуг двух видов: обучение бухгалтерского персонала и составление бухгалтерской
главного бухгалтера ЗАО «Прогресс». Оценить ситуацию.
2. Индивидуальный аудитор - специалист по торговой деятельности - получил предложение
от торговой фирмы провести обязательную аудиторскую проверку ее финансовой отчетности.
Оценить ситуацию.
3. Крупное торговое предприятие обращается в аудиторскую фирму с просьбой
перепроверить суммы налогов, перечисляемых в бюджет. Высказывается предположение о
недостаточной компетентности главного бухгалтера. Сформулируйте предмет договора. Укажите
сопутствующие аудиту услуги, которые могут быть оказаны в сложившейся ситуации.
4. Укрупненный баланс ЗАО «Прогресс» на конец года, т.p.:
Актив Сумма Пассив Сумма
Внеоборотные активы
Оборотные активы
14000 9000 Капитал и резервы
Обязательства
7000 16000
Баланс 23000 Баланс 23000
Примите решение о необходимости обязательного аудита.
5. Инвестиционный фонд в годовой отчетности указал сумму выручки 56789 руб, а сумму
активов на конец года - 987675 руб. Определите, подлежит ли инвестиционный фонд обязательному
аудиту.
6. Решением арбитражного суда ЗАО «Финаудит» поручено проведение аудиторской
проверки местного мясомолочного комбината. В связи с чем может возникнуть такая ситуация и в каких случаях аудиторская организация может отказаться от проверки?
7. В ходе аудита торговой организации аудиторами выявлены факты нарушения налогового
законодательства, ошибки в расчетах и уплате налога на прибыль и НДС. Какие действия должны
принять аудиторы, руководствуясь основными этическими принципами аудиторской деятельности?
8. Налоговой проверкой выявлены ошибки и нарушения в бухучете и отчетности
экономического субъекта после подтверждения их достоверности внешним независимым аудитором.
Кто несет ответственность за ошибки и нарушения учета и отчетности? Какова мера этой
ответственности?
« 9. Руководство таксопарка собирается внедрять новую форму расчета арендной платы за
использование автомашин и обращается в аудиторскую фирму с просьбой определить окупаемость
таксопарка в условиях внедрения новой арендной платы. Сформулируйте предмет договора.
9. Руководство торговой компании приняло на работу начинающего бухгалтера и обратилось
в аудиторскую фирму с просьбой провести проверку его деятельности за первое полугодие и
проконтролировать его работу в течение второго полугодия.
Сформулируйте предмет договора.
Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Физическое лицо признается аудитором с даты (ПКС-3):
а) получения квалификационного аттестата аудитора
б) поступления на работу в аудиторскую организацию
в) внесения о нем сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций
г) успешной сдачи квалификационного экзамена
Правильный ответ: в
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Аудитор, работающий в аудиторской организации по трудовому договору (ПКС-3):
а) может являться членом только одной саморегулируемой организации аудиторов
б) должен являться членом не менее двух саморегулируемых организаций аудиторов
в) может не быть членом саморегулируемой аудиторской организации
г) может вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов с разрешения руководства аудиторской фирмы
Правильный ответ: а
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее (ПКС-3):
а) 3 аудиторов
б) 5 аудиторов
в) 50 аудиторов
г) ограничений нет
Правильный ответ: а
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если (ПКС-3):
а) организация имеет организационно-правовую форму ОАО
б) организация имеет организационно-правовую форму ЗАО
в) организация имеет организационно-правовую форму кооператива
г) численность организации превышает 100 человек
Правильный ответ: а
Обязательный аудит консолидированной отчетности проводится (ПКС-3):
а) только аудиторскими организациями
б) только индивидуальными аудиторами
в) может проводиться как аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами
г) только аудиторскими организациями, имеющими лицензию на проведение аудита консолидированной отчетности
Правильный ответ: а
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Организация подлежит обязательному аудиту, если сумма активов баланса составляет (ПКС-3):
а) на начало и конец отчетного года не менее 20 млн. руб.
б) на конец года, предшествующий отчетному, превышает 60 млн. руб.
в) на конец отчетного года не менее 50 млн. руб.
г) на начало и конец года, предшествующего отчетному, не менее 20 млн. руб.
Правильный ответ: б
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при (ПКС-3):
а) аудиторской палате России
б) правительстве РФ
в) уполномоченном федеральном органе
г) при каждой саморегулируемой организации аудиторов
Правильный ответ: в
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
Представительство саморегулируемых аудиторских организаций в Совете по аудиторской деятельности должно включать (ПКС-3):
а) не менее 70% общего числа членов рабочего органа совета
б) 2 представителей
в) 10 представителей
г) по одному представителю от каждой саморегулируемой аудиторской организации
Правильный ответ: б
Задание 9 (выберите один вариант ответа)
Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на (ПКС-3):
а) 1 год
б) 3 года
в) 5 лет
г) бессрочно
Правильный ответ: г
Задание 10 (выберите один вариант ответа)
Вправе ли аудитор обсуждать с членами совета директоров общий план аудита? (ПКС-3):
а) нет
б) да
в) да, если это оговорено в договоре об оказании аудиторских услуг
Правильный ответ: а
Задание 11 (выберите один вариант ответа)
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор (ПКС-3):
а) в ходе планирования и проведения аудита должен исходить из предположения того, что не могут существовать объективные обстоятельства, влекущие за собой существенные искажения бухгалтерской отчетности
б) должен критически оценивать весомость полученных доказательств и внимательно изучать аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам и заявлениям
в) не должен принимать во внимание устные заявления руководства аудируемого лица
Правильный ответ: б
Задание 12 (выберите один вариант ответа)
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается (ПКС-3):
а) законом об аудиторской деятельности
б) федеральными стандартами аудиторской деятельности
в) саморегулируемыми организациями аудиторов
г) аудиторскими организациями
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа)
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при (ПКС-3):
а) аудиторской палате России
б) правительстве РФ
в) уполномоченном федеральном органе по аудиторской деятельности
г) министерстве внутренних дел РФ
Правильный ответ: в
Задание 14 (выберите один вариант ответа)
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются (ПКС-3):
б) претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности не менее 3 лет, не менее 2 лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации
в) претендент имеет стаж работы в аудиторской организации не менее 3 лет
г) претендент имеет стаж работы в аудиторской организации не менее 5 лет
Правильный ответ: в
Задание 15 (выберите один вариант ответа)
Доля уставного капитала, принадлежащая (ПКС-3):
а) генеральному директору аудиторской фирмы, не должна превышать 51%
б) сотрудникам аудиторской организации, не должна быть менее 51%
в) аудиторам и (или) аудиторским организациям, не должна быть менее 51%
г) аудиторам и (или) аудиторским организациям, не должна быть более 51%
Правильный ответ: в
Задание 16 (выберите один вариант ответа)
Граждане России, постоянно проживающие на территории России, должны составлять в кадровом составе аудиторской фирмы не менее (ПКС-3):
а) 25%
б) 50%
в) 75%
г) В Законе ограничений нет
Правильный ответ: б
Задание 17 (выберите один вариант ответа)
Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, осуществляющей обязательный аудит, проводятся уполномоченным федеральным органом (ПКС-3):
а) не чаще одного раза в два года
б) не реже одного раза в два года
в) не реже одного раза в три года
г) периодичность устанавливается уполномоченным федеральным органом
Правильный ответ: в
Задание 18 (выберите один вариант ответа)
Рабочие документы являются собственностью (ПКС-3):
а) аудитора
б) аудируемого лица
в) общие
Правильный ответ: а
БЛОК 2
Задание 19 (выберите два и более вариантов ответа)
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются (ПКС-3):
а) претендент имеет общий стаж работы не менее 5 лет
б) претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности не менее 3 лет, не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации
в) претендент имеет стаж работы в аудиторской организации не менее 3 лет
г) претендент сдал квалификационный экзамен
Правильный ответ: в,г
Задание 20 (выберите два и более вариантов ответа)
Организация подлежит обязательному аудиту в случаях, если (ПКС-3):
а) организация имеет организационно-правовую форму ОАО
б) сумма активов бухгалтерского баланса составляет на конец года, предшествующий отчетному, превышает 60 млн. руб.
в) сумма активов бухгалтерского баланса составляет на конец отчетного года не менее 50 млн. руб.
г) организация имеет организационно-правовую форму ЗАО
Правильный ответ: а, б
Задание 21 (выберите два и более вариантов ответа)
Определение, форма, содержание, порядок подписания и представления аудиторского заключения определяются (ПКС-3):
а) законом об аудиторской деятельности
б) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
в) стандартами саморегулируемых организаций аудиторов
г) внутренними правилами (стандартами) аудиторской организации
Правильный ответ: а,б
Задание 22 (выберите два и более вариантов ответа)
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин (ПКС-3):
а) в ходе аудита недостаточно персонала для проверки
в) преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера
Правильный ответ: б, в
Задание 23 (выберите два и более вариантов ответа)
Какими из перечисленных факторов определяются форма и содержание рабочих документов (ПКС-3):
а) характер аудиторского задания
б) характер и сложность деятельности аудиторской организации
в) характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица
г) требования, предъявляемые к аудиторам
д) конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита
Правильный ответ: а, б, в
Задание 24 (выберите два и более вариантов ответа)
Выполняя свои профессиональные обязанности, какими этическими принципами должен руководствоваться аудитор (ПКС-3):
а) независимость
б) конфиденциальность
в) заинтересованность
г) честность
Правильный ответ: а, б, г
Задание 25 (выберите два и более вариантов ответа)
Отчетность, каких из перечисленных организаций подлежат обязательному аудиту, если объем выручки от продажи продукции организации превышает и стоимость активов составляет (ПКС-3):
а) 55 млн. руб.
б) 60 млн. руб.
в) 800 млн. руб.
г) 400 млн. руб.
Правильный ответ: в, г
Задание 26 (выберите два и более вариантов ответа)
По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат (ПКС-3):
а) кредитные организации
б) страховые организации
в) организации, занятые в сфере естественных монополий
г) строительные компании
Правильный ответ: а, б, в
Задание 27 (выберите два и более вариантов ответа)
Критерием для оценки обязательности ежегодной аудиторской проверки являются (ПКС-3):
а) организационно-правовая форма экономического субъекта
б) вид деятельности экономического субъекта
в) величина уставного капитала экономического субъекта
г) финансовые показатели деятельности экономического субъекта
Правильный ответ: а, в, г
Задание 28 (выберите два и более вариантов ответа)
Какие услуги, по вашему мнению, не вправе оказывать аудитор (ПКС-3):
а) консультирование клиента по размещению своих активов в ценные бумаги
б) оценка объектов недвижимости
в) помощь в восстановлении бухгалтерского учета во время проведения аудита
г) участие в арбитражных спорах
Правильный ответ: б, г.
БЛОК 3 (тестовые задания-дескриптор «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 29 (Кейс-задание)
29.1. (выполнить задание)
ОАО «Мир» имеет состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице
Показатель бухгалтерской отчетности Значение показателя, Учитываемая Учитываемое значение
аудируемого лица тыс. руб. доля показателя, % показателя
Выручка от продаж 275 000 3 8250,00
Себестоимость продаж 210 000 3 6300,00
Прибыль (убыток) от продаж 38 000 6 2280,00
Чистая прибыль 15 000 6 900,00
Итог баланса 238 000 3 7140,00
Уставный капитал 1000 12 120,00
Основные средства 47 000 12 5640,00
Определите общий уровень существенности, учитывая, что согласно порядку его нахождения, установленному внутренним стандартом аудиторской организации, возможно исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 70%.
Округление найденного общего уровня существенности допустимо по правилам округления до числа, заканчивающегося на «00», но не более, чем на 5%.
Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских доказательств относится аудиторская процедура: составление плановых смет расходов материалов и сравнение с фактическими расходами материалов;
29.3. (выполнить задание)
Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских доказательств относится аудиторская процедура:
1. проверка правильности корреспонденции счетов;
Правильный ответ:
29.1. Для нахождения общего уровня существенности определим учитываемые значения финансовых показателей (графа 4), для этого вычислим произведение значения показателя на учитываемую долю в процентах.
Среднее арифметическое учитываемых значений показателей составляет: (8250+6300+2280+900+7140+120+5640)/7 = 4375,71 тыс. руб.
Определим отклонение показателей от среднего арифметического показателя: (8250-4375,71)/4375,71*100% = 88,54%
(6300-4375,71)/4375,71*100% = 43,98%
(4375,71-2280)/4375,71*100% = 47,89%
(4375,71-900)/4375,71*100% = 79,43%
(7140-4375,71)/4375,71*100% = 63,17%
(4375,71-120)/4375,71*100% = 97,26%
(5640-4375,71)/4375,71*100% = 28,89%
Исключаем из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 70%.
Подсчитаем новое среднее арифметическое:
(6300 + 2280 + 7140 + 5640) / 4 = 5640 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 5700 тыс. руб. Различие между значениями составляет: (5700-5640) / 5700 * 100% = 1,05%, что находится в пределах 5%.
Таким образом, для проверки принимается уровень существенности - 5700 тыс. руб.
29.2. Пересчет — это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов.
29.3. Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России и, за рубежом
3. Контроль качества аудита в России и за рубежом
4. Существенность в аудите, методы ее оценки
5. Аудиторский риск и факторы, его определяющие
6. Оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица
7. Аудиторская выборка, и ее применение в аудиторских проверках
8. Аналитические процедуры в аудите
9. Этапы планирования аудиторской проверки
10. Стандарты аудиторской деятельности
11. Аудит и анализ хозяйственной деятельности
12. Методы оценки в аудите применимости допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица
13. Аудит учетной политики
14. Аудит расчетов с учредителями и формирования уставного капитала
15. Аудит учета материально-производственных запасов
16. Аудит капитальных вложений в основные средства
17. Аудит долгосрочных финансовых вложений
18. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
19. Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками
20. Аудит учета животных на выращивании и откорме
21. Аудит учета нематериальных активов
22. Аудит учета готовой продукции
23. Аудит учета материалов
24. Аудит учета выручки от реализации продукции, работ, услуг
25. Аудит учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции,
работ, услуг
26. Аудит формирования финансовых результатов и их использования
27. Аудит движения денежных средств
28. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
29. Аудит учета кредитов и займов
30. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
31. Аудит учета расчетов с подотчетными лицами и прочим операциям
32. Аудит учета кассовых операций
9
33. Аудит учета операций по счетам в банке
35. Аудит расчетов с государственными внебюджетными фондами
36. Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании
современных информационных технологий
37. Особенности аудита консолидированной бухгалтерской отчетности
38. Особенности аудита кредитных организаций
39. Особенности аудита инвестиционных фондов
40. Особенности аудита страховых компаний
41. Особенности аудита внебюджетных фондов
42.Особенности аудита федеральных государственных унитарных предприятий
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п