учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
древесных растений, причинах их возникновения, возбудителях и мерах борьбы; теоретической
основы для профессиональной деятельности бакалавров в области охраны, защиты лесов и
мониторинга их состояния.
Задачи: - изучение морфологических, анатомических, биологических и экологических
особенностей возбудителей болезней лесных древесных растений и насекомых - вредителей
леса;
- современной систематики фитопатогенных организмов и насекомых;
- меры борьбы с болезнями и насекомыми-вредителями.
древесных растений, причинах их возникновения, возбудителях и мерах борьбы; теоретической
основы для профессиональной деятельности бакалавров в области охраны, защиты лесов и
мониторинга их состояния.
Задачи: - изучение морфологических, анатомических, биологических и экологических
особенностей возбудителей болезней лесных древесных растений и насекомых - вредителей
леса;
- современной систематики фитопатогенных организмов и насекомых;
- меры борьбы с болезнями и насекомыми-вредителями.
древесных растений, причинах их возникновения, возбудителях и мерах борьбы; теоретической
основы для профессиональной деятельности бакалавров в области охраны, защиты лесов и
мониторинга их состояния.
Задачи: - изучение морфологических, анатомических, биологических и экологических
особенностей возбудителей болезней лесных древесных растений и насекомых - вредителей
леса;
- современной систематики фитопатогенных организмов и насекомых;
- меры борьбы с болезнями и насекомыми-вредителями.
древесных растений, причинах их возникновения, возбудителях и мерах борьбы; теоретической
основы для профессиональной деятельности бакалавров в области охраны, защиты лесов и
мониторинга их состояния.
Задачи: - изучение морфологических, анатомических, биологических и экологических
особенностей возбудителей болезней лесных древесных растений и насекомых - вредителей
леса;
- современной систематики фитопатогенных организмов и насекомых;
- меры борьбы с болезнями и насекомыми-вредителями.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
фитопатогенных вирусов, бактерий, грибов, нематод и цветковых растений-паразитов; названия
основных видов фитопатогенных организмов, их биологические и экологические особенности и
вызываемые ими болезни древесных растений; роль фитопатогенных организмов, как
составляющей части компонентов лесных и урбо- экосистем в формировании устойчивых,
высокопродуктивных лесов; систему защиты леса от болезней, используемые средства защиты
растений; внешнее и внутреннее устройство насекомых; систематику насекомых; роль насекомых,
как составляющей части компонентов лесных и урбо- экосистем в формировании устойчивых,
высокопродуктивных лесов; названия основных видов вредных и полезных насекомых, их
биологические и экологические особенности; систему защиты леса от вредителей, используемые
средства защиты растений.:
методику
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
мере знает
методику
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
методику
осуществлен
ия поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
мере знает
методику
осуществлен
ия поиска
информации,
необходимой
для решения
задач
организмов и болезни ими вызываемые; вычислять распространенность и интенсивность болезни;
в полевых условиях определять систематическую принадлежность насекомых вредителей;
вычислять основные популяционные показатели.:
применять
методики
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
мере умеет
применять
методики
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
умеет
применять
методики
осуществлен
ия поиска
информации,
необходимой
для решени
мере умеет
применять
методики
осуществлен
ия поиска
информации,
необходимой
для решения
лесопатологического обследования и мониторинга; методами сбора и коллекционирования
насекомых, методами учета насекомых необходимыми для проведения лесопатологического
обследования и мониторинга.:
методиками
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
мере владеет
методиками
осуществления
поиска
информации,
необходимой
для решения
задач
владеет
методиками
осуществления поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
мере владеет
методиками
осуществления поиска
информации,
необходимой
для решения
задачи
форма текущего контроля успеваемости)
работ
лесной фитопатологии. Общие сведения о
болезнях растений
Патогенез и динамика инфекционных
болезней
болезням
возбудители болезней растений
растений. Фитопатогенные вирусы –
возбудители болезней растений
возбудители болезней растений.
Фитопатогенные нематоды – возбудители
болезней растений
ними
меры борьбы с ними
древесных растений и меры борьбы с ними
меры борьбы с ними
технических сооружениях и зданиях
лесохозяйственный, биофизический и
механический, карантин растений
лесной энтомологии. Внешнее строение
насекомых
циклы насекомых
насекомых-вредителей плодов и семян
насекомых-вредителей ювенильных
древесных растений в питомниках, лесных
культурах, естественного возобновления и
корневых вредителей
насекомых филлофагов – вредителей леса
насекомых стволовых и технических
вредителей
лесопатологическое обследование
лесной фитопатологии. Общие сведения о
болезнях растений
Патогенез и динамика инфекционных
болезней
болезням
организмов
организмы – возбудители болезней
растений
циклы насекомых
насекомых
насекомых-вредителей плодов и семян
насекомых-вредителей ювенильных
древесных растений в питомниках, лесных
культурах, естественного возобновления и
корневых вредителей
насекомых филлофагов – вредителей леса
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Лесная фитопатология и лесная энтомология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Лесная фитопатология, ее задачи и связь с другими дисциплинами.
2. Характеристика понятий болезнь, повреждение и уродливость растений.
3. Симптомы и признаки болезней растений.
4. Типы болезней древесных пород.
5. Патологические изменения больного растения.
6. Классификации болезней растений.
7. Грибы как возбудители болезней растений. Свойства фитопатогенных грибов.
8. Морфология грибов. Строение мицелия и его видоизменения.
9. Вегетативное и бесполое размножение грибов.
10. Половое размножение грибов.
11. Питание и взаимоотношение фитопатогенных грибов с древесными растениями.
12. Способы распространения инфекционных болезней растений в природе.
13. Основы систематики грибов. Деление грибов на отделы.
14. Общая характеристика грибов отдела оомикота и зигомикота, представители.
15. Общая характеристика отдела аскомикота, важнейшие представители.
16. Характеристика порядка настоящие мучнисторосяные грибы.
17. Общая характеристика отдела базидиомикота, важнейшие представители.
18. Характеристика группы порядков гименомицеты.
19. Характеристика порядка ржавчинные грибы.
20. Общая характеристика отдела несовершенные грибы. Представители отдела.
21. Бактерии как возбудители болезней растений.
22. Вирусы и высшие цветковые растения как возбудители болезней растений.
23. Устойчивость растений к болезням.
24. Этапы патологического процесса в растении.
25. Влияние факторов внешней среды на развитие инфекционных болезней древесных
26. пород.
27. Понятие об эпифитотиях. Типы эпифитотий.
28. Методы диагностики и прогноз болезней древесных пород.
29. Повреждения древесных пород, вызываемые абиотическими факторами.
30. Ржавчина шишек ели.
31. Наросты, фасциации, «ведьмины метлы» на стволах и ветвях деревьев.
32. Каковы основные типы повреждения, наносимые различным органам лесных растений вредителями с грызущим ротовым аппаратом? Приведите примеры.
33. Каковы основные типы повреждений, наносимые различным органам растений колюще-сосущими вредителями? Приведите примеры.
34. Назовите основные различия дырчатого и фигурного объедания листьев. Какие вредители могут наносить такие типы повреждений?
35. Какие виды скелетирования листьев вы знаете? В чем заключаются основные отличия скелетирования от грубого объедания?
36. Какие типы мин вы знаете? Назовите вредителей, наносящих такие повреждения?
37. Какие вредители могут вызывать галлы на растениях? На каких частях растений они встречаются?
38. В чем заключаются отличия повреждений шишек ели еловой листоверткой и еловой огневкой?
39. Какие основные отличия между личинками хрущей, проволочников и ложнопроволочников вы можете назвать?
40. Какие колюще-сосущие вредители могут повреждать побеги, ветви, стволы древесных растений?
41. Назовите основных вредителей лиственницы. Какие типы повреждений и на каких органах они наносят?
Перечень экзаменационных вопросов
1. Предмет и задачи лесной фитопатологии. (УК-1)
2. История возникновения и развития лесной фитопатологии как науки и роль русских ученых. (УК-1)
3. Понятие о болезнях растений и их причины. Классификация и типы. (УК-1)
4. Способы распространения инфекции. (ОПК-1)
5. Проникновение возбудителей в растение. (ОПК - 1)
6. Общая характеристика грибов. Морфология грибов. Типы грибниц. (УК-1)
7. Строение грибной клетки. (ОПК - 1)
8. Питание грибов. (ОПК-1)
9. Паразитизм и специализация грибов. (ОПК - 1)
10. Вегетативное размножение грибов. (ОПК-1)
11. Репродуктивное бесполое размножение грибов. (ОПК-1)
12. Репродуктивное половое размножение грибов. Общие сведения. Стадии полового процесса. (ОПК-1)
13. Половой процесс у грибов типа гаметогамии. (ОПК-1)
14. Половой процесс у грибов типа гаметанигиогамии. (ОПК-1)
15. Половой процесс у грибов типа соматогамии. (ОПК-1)
16. Принципы систематики грибов. (ОПК-1)
18. Краткая характеристика Оомицетов и наиболее вредоносные фитопатогенные виды. (ОПК-1)
19. Характеристика Зигомицетов и наиболее вредоносные фитопатогенные виды. (ОПК-1)
20. Характеристика Аскомицетов. Структура класса и наиболее вредоносные фитопатогенные виды. (ОПК-1)
21. Характеристика Базидиомицетов. Структура класса и наиболее вредоносные фитопатогенные виды. (ОПК-1)
22. Характеристика Дейтеромицетов. Структура класса и наиболее вредоносные фитопатогенные виды. (ОПК-1)
23. Характеристика бактерий и типы бактериальных болезней растений. (ОПК-1)
24. Фитопатогенные вирусы. Типы вирусных болезней. (ОПК-1)
25. Методы диагностики болезней растений. (ПКС-3)
26. Лесопатологический мониторинг. Цели, этапы действий и объекты мониторинга. (ОПК-1)
27. Лесопатологический надзор. Цели, виды надзора, технология проведения. (ОПК-1)
28. Лесопатологические обследования. Виды обследований и их назначение. (ОПК-1)
29. Сущность фитопатологического прогноза и его значение для организации лесозащитных мероприятий. (ОПК-1)
30. Многолетний прогноз развития болезней растений. (ОПК-1)
31. Долгосрочный сезонный прогноз развития болезней растений. (ОПК-1)
32. Краткосрочный сезонный прогноз развития болезней растений. (ОПК-1)
33. Эпифитотии болезней растений. Типы эпифитотий. (УК-1)
34. Иммунитет растений к болезням основные теории иммунитета Генетика иммунитета. (УК-1)
35. Факторы пассивного врожденного иммунитета к инфекционным болезням. (УК-1)
36. Вертикальная и горизонтальная устойчивость растений к болезням. Активный врожденный иммунитет. (ОПК-1)
37. Приобретенный иммунитет и пути повышения устойчивости растений к болезням. (ОПК-1)
38. Карантин растений. (ОПК-1)
39. Химический метод борьбы с болезнями растений. (УК-1)
40. Лесохозяйственный метод борьбы с болезнями растений. (УК-1)
41. Биофизический и механический методы борьбы с болезнями растений. (УК-1)
42. Биологический метод борьбы с болезнями растений. Основы токсикологии. Понятие о пестицидах. Правила техники безопасности при работе с пестицидами. (ОПК-1)
43. Классификация фунгицидов. Характеристика главнейших фунгицидов группы серы и меди. (ОПК-1)
44. Системные фунгициды, краткая характеристика и применение. (ОПК-1)
45. Болезни леса, вызываемые абиотическими факторами. (ОПК-1)
46. Мумификация семян березы. (УК-1)
47. Ржавчина шишек ели. (УК-1)
48. Деформация плодов и семян. (УК-1)
49. Плесневение плодов и семян. (УК-1)
50. Удушье сеянцев. (УК-1)
51. Выпревание сеянцев. (УК-1)
52. Инфекционное полегание всходов и меры борьбы. (ОПК-1)
53. Обыкновенное шютте и меры борьбы. (ОПК-1)
54. Фацидиоз и меры борьбы. (ОПК-1)
55. Мериоз и меры борьбы. (ОПК-1)
56. Сосновый вертун. (ОПК-1)
57. Ржавчина хвои сосны. (УК-1)
58. Ржавчина хвои ели. (УК-1)
59. Ржавчина хвои пихты. (УК-1)
60. Болезни хвойных молодняков и меры борьбы с ними. (ОПК-1)
Перечень вопросов к зачету по дисциплине
1. Назовите признаки, характерные для насекомых. (УК-1)
2. Строение головы насекомых. (ОПК-1)
3. Характеристика грызущего ротового аппарата. (УК-1)
4. Сравнительная характеристика колюще-сосущего и сосущего ротовых аппаратов. (УК-1)
5. Типы усиков насекомого. (УК-1)
6. Особенности строения и жилкования крыльев насекомых. (ОПК-1)
7. Строение и типы ног насекомых. (ОПК-1)
8. Строение груди и ее придатки. (ОПК-1)
9. Строение брюшка насекомых и его придатки. (ОПК-1)
10. Строение кровеносной системы насекомых и ее функции. (ОПК-1)
11. Строение пищеварительной системы насекомых. (ОПК-1)
12. Выделительная система, ее строение и функции. (ОПК-1)
13. Строение и функции дыхательной системы у насекомых. (ОПК-1)
14. Половая система насекомых. (УК-1)
15. Нервная система насекомых. (УК-1)
16. Типы метаморфоза, встречающиеся у насекомых. (ОПК-1)
17. Типы яиц и особенности эмбриогенеза насекомых. (ОПК-1)
18. Понятие о гистолизе и гистогенезе. (УК-1)
20. Типы куколок, встречающиеся у насекомых, их сравнительная характеристика. (ОПК-1)
21. Различные типы размножения, встречающиеся у насекомых. (УК-1)
22. Температура и ее воздействие на насекомых. Что такое порог развития и сумма
эффективных температур, необходимая для развития насекомых? (ОПК-1)
23. Влажность и ее значение в жизни насекомых. Кто такие гигрофилы, мезофилы,
ксерофилы? Привести примеры. (ОПК-1)
24. Какие существуют защитные механизмы, предотвращающие гибель насекомых в
условиях резко изменяющейся влажности? (ОПК-1)
25. Вода и почва как особые среды обитания для насекомых. Значение насекомых в
почвообразовательном процессе. (ОПК-1)
26. Основные морфофункциональные приспособления насекомых к обитанию в почве.
27. Биотические факторы и их значение в жизни насекомых. (УК-1)
28. Особенности пищевой специализации, встречающиеся у насекомых. (ОПК-1)
29. Основные типы повреждений, наносимых растениям вредителями. (ОПК-1)
30. Дайте характеристику полифагам, олигофагам и монофагам, приведите примеры
этих групп из числа фитофагов и зоофагов. (ОПК-1)
31. Антропогенные факторы и их значение в жизни насекомых, приведите примеры. (УК-1)
32. Таксоны, применяемые в классификации насекомых: понятие вида. (УК-1)
33. Общая характеристика методов борьбы, используемых против вредителей лесных
древесных культур. (ОПК-1)
34. Лесотехнические методы борьбы, преимущества и недостатки. (ОПК-1)
35. Карантин растений. Что такое карантинные вредители, объекты внешнего и
внутреннего карантина? (ОПК-1)
36. Химический метод борьбы, его преимущества и недостатки. (ОПК-1)
37. Использование половых аттрактантов и гормонов в борьбе с вредителями лесных
культур. (ОПК-1)
38. Биологический метод борьбы, его преимущества и недостатки. (ОПК-1)
39. Физико-механический метод борьбы с вредителями, его преимущества и
недостатки, привести примеры. (ОПК-1)
40. Генетический метод борьбы с вредителями. (ОПК-1)
41. Принципы интегрированной системы. (ОПК-1)
42. Морфологические и биологические особенности отряда прямокрылых. (ОПК-1)
43. Морфологические и биологические особенности отряда полужесткокрылых. (ОПК-1)
44. Морфологические и биологические особенности отряда равнокрылых. (ОПК-1)
45. Морфологические и биологические особенности отряда жесткокрылых. (ОПК-1)
46. Морфологические и биологические особенности отряда перепончатокрылых. (ОПК-1)
47. Морфологические и биологические особенности отряда двукрылых. (ОПК-1)
48. Морфологические и биологические особенности отряда чешуекрылых. (ОПК-1)
49. Комплекс мероприятий по борьбе с техническими вредителями. (ОПК-1)
50. Сравнительная характеристика отрядов насекомых с полным и неполным превращением. (ОПК-1)
61. Болезни, вызываемые ржавчинными грибами.
62. Полезные и вредные для человека грибы.
63. Пятнистость и другие болезни листьев цветочно-декоративных растений.
64. Болезни цветочных культур защищенного грунта.
65. Болезни луковичных и клубнелуковичных растений.
66. Выпревание и другие болезни сеянцев хвойных пород.
67. Корневые гнили древесных пород.
68. Грибные болезни хлебных злаков
69. Классификация болезней растений.
70. Этиологические группы болезней растений.
71. Характеристика абиотических болезней растений.
72. Характеристика биотических болезней растений.
73. Паразитизм и различные его степени.
74. Паразитическая специализация и изменчивость патогенных свойств у возбудителей
75. болезней растений.
76. Типы паразитической специализации: филогенетическая, органотропная,гистотропная, онтогенетическая.
77. Патогенность, вирулентность и агрессивность возбудителей заболеваний растений.
78. Понятие о грибах. Фитопатогенные грибы – возбудители болезней растений.
79. Влияние внешних условий на развитие грибов и грибных болезней.
80. Мицелий и его видоизменения.
81. Типы размножения грибов.
82. Методы защиты растений в борьбе с бактериальными болезнями.
83. Болезни растений вызываемые головневыми грибами.
85. Меры борьбы с грибными болезнями растений.
86. Происхождение и эволюция насекомых.
87. Типы метаморфоза у насекомых.
88. Покровительственная (маскирующая) окраска у насекомых.
89. Предостерегающая окраска у насекомых.
90. Явление мимикрии в мире насекомых.
91. Основные типы ареалов насекомых.
92. Явление паразитизма в мире насекомых.
93. Хищные насекомые.
94. Насекомые-копрофаги и некрофаги.
95. Листогрызущие насекомые.
96. Кровососущие насекомые.
97. Насекомые-ксилофаги.
98. Насекомые – обитатели плодовых тел грибов.
99. Почвообитающие насекомые.
100. Насекомые-нидиколы.
101. Общественные насекомые.
102. Насекомые – галлообразователи и минеры.
103. Насекомые – обитатели пресных водоемов.
104. Насекомые – вредители сада и огорода.
105. Насекомые – переносчики заболеваний человека и животных.
106. Биологические методы борьбы с вредными насекомыми.
107. Охрана насекомых.
108. Искусственное разведение насекомых.
109. Содержание насекомых в живом уголке.
110. Занимательные опыты с насекомыми.
111. Методы энтомологических исследований.
112. Правила составления энтомологических коллекций.
113. Влияние температуры на развитие, выживаемость и плодовитость насекомых.
114. Влияние влажности на развитие, выживаемость и плодовитость насекомых. Совместное влияние температуры и влажности среды.
115. Биотические факторы среды и их роль в жизни насекомых.
116. Влияние климатических условий на размножение насекомых. Роль света в развитии насекомых.
117. Влияние антропогенных факторов на распространение и размножение насекомых.
Темы рефератов
61. Болезни, вызываемые ржавчинными грибами.
62. Полезные и вредные для человека грибы.
63. Пятнистость и другие болезни листьев цветочно-декоративных растений.
64. Болезни цветочных культур защищенного грунта.
65. Болезни луковичных и клубнелуковичных растений.
66. Выпревание и другие болезни сеянцев хвойных пород.
67. Корневые гнили древесных пород.
68. Грибные болезни хлебных злаков
69. Классификация болезней растений.
70. Этиологические группы болезней растений.
71. Характеристика абиотических болезней растений.
72. Характеристика биотических болезней растений.
73. Паразитизм и различные его степени.
74. Паразитическая специализация и изменчивость патогенных свойств у возбудителей
75. болезней растений.
76. Типы паразитической специализации: филогенетическая, органотропная,гистотропная, онтогенетическая.
77. Патогенность, вирулентность и агрессивность возбудителей заболеваний растений.
78. Понятие о грибах. Фитопатогенные грибы – возбудители болезней растений.
79. Влияние внешних условий на развитие грибов и грибных болезней.
80. Мицелий и его видоизменения.
81. Типы размножения грибов.
82. Методы защиты растений в борьбе с бактериальными болезнями.
83. Болезни растений вызываемые головневыми грибами.
84. Ржавчинные грибы (Uredinalis) и болезни, вызываемые ими.
85. Меры борьбы с грибными болезнями растений.
86. Происхождение и эволюция насекомых.
87. Типы метаморфоза у насекомых.
88. Покровительственная (маскирующая) окраска у насекомых.
89. Предостерегающая окраска у насекомых.
90. Явление мимикрии в мире насекомых.
92. Явление паразитизма в мире насекомых.
93. Хищные насекомые.
94. Насекомые-копрофаги и некрофаги.
95. Листогрызущие насекомые.
96. Кровососущие насекомые.
97. Насекомые-ксилофаги.
98. Насекомые – обитатели плодовых тел грибов.
99. Почвообитающие насекомые.
100. Насекомые-нидиколы.
101. Общественные насекомые.
102. Насекомые – галлообразователи и минеры.
103. Насекомые – обитатели пресных водоемов.
104. Насекомые – вредители сада и огорода.
105. Насекомые – переносчики заболеваний человека и животных.
106. Биологические методы борьбы с вредными насекомыми.
107. Охрана насекомых.
108. Искусственное разведение насекомых.
109. Содержание насекомых в живом уголке.
110. Занимательные опыты с насекомыми.
111. Методы энтомологических исследований.
112. Правила составления энтомологических коллекций.
113. Влияние температуры на развитие, выживаемость и плодовитость насекомых.
114. Влияние влажности на развитие, выживаемость и плодовитость насекомых. Совместное влияние температуры и влажности среды.
115. Биотические факторы среды и их роль в жизни насекомых.
116. Влияние климатических условий на размножение насекомых. Роль света в развитии насекомых.
117. Влияние антропогенных факторов на распространение и размножение насекомых.
Комплект тестовых заданий
Вариант – 1
1. Наука изучающая о болезнях растений, их причинах и мерах борьбы с ними.
а) Энтомология
б) Геология
в) Биология
г) Фитопатология
2. Нарушение нормального обмена веществ клеток, органов и целого растения, возникающее под влиянием фитопатогена или неблагоприятных условий среды и приводящее к снижению продуктивности растений или к полной их гибели.
а) болезнь растения
б) симптомы
в) увядание
3. Болезни классифицируют также:
а) по растениям-хозяевам (болезни сосны, ели, кедра, дуба, березы и др.);
б) по возрастным группам растений (болезни всходов, сеянцев, молодняков, взрослых древостоев);
в) по поражаемым органам растения (болезни листьев, хвои, ветвей, корней, стволов);
г) по продолжительности течения (острые и хронические болезни)
д) все ответы верны
4. Соотнесите соответствие:
1. Побурение и пожелтение хвои и листьев
2. Увядание
3. Пятнистость
4. Налеты
5. Мозаика и пестролепестность а) уменьшение тургора клеток растений, приводящее к постепенному отмиранию листьев, цветков, завязей и других органов. Оно вызывается грибами, бактериями, недостатком воды, отравлением токсинами и другими факторами.
б) на поверхности листьев, плодов, семян появляются пятна различной формы, окраски, величины. Вызывается пятнистость грибами, бактериями, вирусами, химикатами.
в) наблюдается побурение (пожелтение) при недостатке света, элементов питания, действием ядовитыми загрязнениями воздуха, а также вызывается грибами и бактериями.
г) наблюдается неравномерная окраска листьев, чередование различных по цвету участков лепестков. Вызывается многими вирусами, микоплазмами, но может быть связана с недостатком отдельных элементов питания.
5. Мицелий возбудителя пронизывает ткань, образуя сложный склероций. Семена и плоды чернеют, сохраняя при этом форму (вызывается грибами).
а) Мумификация семян и плодов
б) Деформация
в) Ведьмина метла
г) Розеточность
6. На ветвях, стволах образуются различные по величине незаживающие углубленные раны, окруженные наплывами каллюса. Возбудителями язв являются грибы, бактерии и механические повреждения.
а) Сосудистые болезни
б) Раковые язвы
в) Опухоли
г) Гнили
7. Сухоспоровые переносятся преимущественно по воздуху –
а) гидрохорией
б) энтомохорией
в) зоохория
г) антропохория
д) Анемохория
е) аутохория
8. Паразитические грибы характеризуются специализацией:
а) филогенетической;
б) онтогенетической;
в) органотропной;
г) гистотропной;
д) верны все ответы.
9. Приуроченность патогена к определенному возрастно-физиологическому этапу индивидуального развития (онтогенеза) растения или к определенному возрастно-физиологическому состоянию поражаемых органов. Например, возбудители полегания поражают всходы лишь в первые недели жизни; возбудитель соснового вертуна поражает растения до 10-12 лет; мучнисторосяные грибы поражают только молодые растущие листья и побеги, а возбудители шютте обыкновенного могут поражать как старую хвою (Lophodermium pinastri), так и молодую (L.seditiosum).
а) филогенетической;
б) онтогенетической;
в) органотропной;
г) гистотропной;
10. Репродуктивное размножение
а) осуществляется с помощью спор, которые образованы внутри или на поверхности специальных органов, отличающихся по своему строению от вегетативных гиф грибницы. Это размножение может быть бесполым – с образованием спор без оплодотворения и половым, при котором образованию спор предшествует половой процесс;
б) может осуществляться при отделении от основной массы мицелия его частей, которые могут развиваться самостоятельно. Простейшая форма этого размножения – размножение обрывками шнуров, ризоморф, склероциями;
в) с помощью оидий (артроспор) и хламидоспор;
г) с помощью хламидоспор.
11. Организмы этого царства характеризуются следующими признаками: митохондрии у представителей имеют в основном трубчатые кристы;подвижные стадии- зооспоры одно- или двужгутиковые, при этом у всех передний перистый жгутик;
в составе клеточных стенок преобладает глюкан-целлюлоза, изредка может содержаться небольшое количество хитина.
а) Царство Chromista (Псевдогрибы)
б) Царство Protozoa, или Protoctista
в) Царство Mycota, Fungi (Настоящие грибы)
12. Болезни развивающиеся при хранении семян?
А) Деформация плодов Б) Мумификация семян В) Ржавчина шишек ели Г) Антракноз желудей
13. К какому порядку относится гриб Phomaplatanoides?
А) UredinalesБ) НelotialesВ) SphaeropsidalesГ) Gaphrinales
14. Отметьте возбудителя, вызывающего сухую гниль желудей
А) Trichothecinmroseum
В) Stromatiniapseudotuderosa
Г) Thekopsorapadi
15. Отметьте болезнь, возбудитель которой относится к классу Basidiomysetes?
А) Кармашки
Б) Ржавчина шишек
В) Белая гниль желудей
Г) Серая плесень
16. Отметьте заболевание, которое имеет следующие признаки: мицелий паразита
развивается в тканях зараженных семян и образует на границе между семянкой и
крылаткой хорошо заметные склероции в виде черного подковообразного ободка.
А) Деформация плодов
Б) Пятнистость крылаток
В) Кармашки косточковых
Г) Мумификация семян березы
17. Против какой болезни проводят дезинфекцию семенохранилищ?
А) Ржавчина шишек ели
Б) Серая плесень
В) Сухая гниль желудей
Г) Мумификация желудей
18. Отметьте зимующую стадию возбудителя Taphrinapruni.
А) Tелиоспоры
Б) Склероции
В) Мицелий
Г) Аскоспоры
19. Какие меры борьбы применяются против пятнистости крылаток клена?
А) Сжатые сроки сбора семян
Б) Уничтожение на лесосеменных участках ели
черемуха
В) Опрыскивание деревьев
Г) Обрезка пораженных ветвей
20. Отметьте, какой гриб вызывает головчатую плесень семян?
А) Phomopsisguercella
Б) Mucormucedo
В) Chrysomyxapirolae
Г) Sclerotiniabelulae
21. Отметьте возбудителя розовой плесени.
а) Alternariatenuis
б) Trichotheciumroseum
в) Stromatiniapseudotuberosa
г) Thekopsorapadi
22. Отметьте систематическое положение гриба Сhгуsomyхарirоlае.
а) Кл..Ascomycetes, пop. Phacidiales
б) Кл. Deuteromycetes, пop.Hyphales
в) Кл.Basidiomycetes, пop.Uredinales
г) Кл. Zygomycetes, пop. Mucorales
23. Определите, какая болезнь имеет такие признаки: гриб вызывает сильное
разрастание стенок завязи, подавляя в то же время развитие косточки. В результате
этого из зараженных завязей формируются уродливые мешковидные бурые тела,
полые внутри.
а) Мумификация желудей
б) Ржавчина шишек ели
в) Пятнистость крылаток клена
г) Кармашки
24. Какими спорами распространяется гриб Taphrinapruni?
а) Базидиоспорами
б) Конидиями
в) Аскоспорами
25. Отметьте болезни в борьбе с которыми необходимо дезинфицировать семенохранилища?
а) Деформация плодов
б) Белая гниль желудей
в) Антракноз желудей
г) Ржавчина
Вариант - 2
1. Кто имеет ротовой аппарат, специализированный на сосании жидкости?
а) саранча
б) овод
в) бабочка
г) веерокрылые
2. Что из перечисленного НЕ входит в состав грудного отдела тела насекомых?
а) мезоторакс
б) среднегрудь
в) стернит
г) пигидий
3. Непосредственно между какими элементами ноги насекомого находится вертлуг?
а) голень - бедро
б) лапка - бедро
в) голень - лапка
г) тазик - бедро
д) тазик - лапка
4. Центральная нервная система насекомых представлена:
а) Серией парных ганглиев, соединённых филаметом
б) Серией парных ганглиев, соединённых коннективами
в) Головного и спинного мозга
г) 3 непарных ганглия и 7 парных
д) протонимфа, личинка, имаго
5. Элементами дыхательной системы насекомых являются:
а) лёгкие
б) лёгочные мешки
в) альвеолы
г) трахеи
6. Между какими элементами ноги насекомого находится бедро?
а) вертлуг - тазик
б) вертлуг - лапка
в) вертлуг - голень
г) лапка - тазик
д) лапка - голень
7. Придатками брюшка насекомых являются:
а) пенальчики
б) ручечки
в) грифельки
г) крылышки
д) глазки
е) крышечки
8. Хемосенсиллы насекомых это:
а) железы химической атаки
б) железы химической защиты
в) органы слуха
г) органы вкуса и обоняния
9. Основные отделы пищеварительной системы насекомых:
а) передняя кишка, средняя кишка, задняя кишка
б) носоглотка, глотка, желудок, прямая кишка
в) желудок, двенадцатиперстная кишка, анус
г) пищевод, желудок, почки
10. Главнейший орган выделения у насекомых:
а) пигидий
б) нефрон
в) мальпигиевы сосуды
г) трахеи
д) церки
е) зобные пузырьки
а) грудка (стернит); (тергит);
б) спинка
в) плейрит;
г) лапка
д) голень;
е) вертлуг;
ж) бедро;
з) тазик;
12. Установите соответствие
1. Плотоядные
2. Копрофаги
3. Нектарососы и пыльцееды
4. Растительноядные
5. Кровососы
6. Сапрофаги
а) короеды, саранча, гусеницы бабочек и др.
б) жужелицы, личинки многих мух и наездников и др.
в) жуки-рогачи, мухи-древесинницы, жуки и личинки мертвоедов и др.
г) жуки и личинки навозников
д) бабочки, многие жуки, осы и пчелы
е) самки комаров, слепни
13. На рисунке изображен расчлененный майский жук, укажите что под номером 6, 14, 15, 17
а) нижнечелюстной щупик;
б) заднеспинка;
в) пигидий
г) тазик;
д) лапка;
е) бедро;
ж) среднеспинка;
з) брюшко;
и) голова;
к) глаза;
л) крыло;
м) щиток;
н) переднеспинка;
о) вертлуг;
п) надкрылья;
р) антенны;
с) голень;
14. Биотический фактор рассматривает влияние на насекомых:
а) воды и почвы
б) деятельности человека
в) света и ветра
г) температуры и влажности
д) хищников и паразитов
15. Насекомые, питающиеся определенным семейством источника органического
вещества, называются ________________.
16. На рисунке схема первичного жилкования крыла насекомого . Установите соответствие
а) костальная жилка;
б) субкостальные жилки;
в) радиальные жилки;
г) медиальные жилки;
д) кубитальные жилки;
е) анальные жилки;
ж) югальная жилка.
17. У непарного шелкопряда одна самка откладывает в среднем:
а) от 100 до 180 яиц;
б) от 100 до 250 яиц;
в) от 180 до 130 яиц;
18. Массовое размножение сибирского шелкопряда зависит от:
а) засуха
б) большое количество осадков
в) низкие показатели солнечной активности
19. Кольчатый шелкопряд получил свое название только за …
а) способ откладки яиц
б) окраску крыльев
в) окраску тела гусеницы
г) форму тела гусеницы
20. Что на рисунке?
а) гусеница
б) яйца
в) имаго
г) кокон
д) личинка
21. Наиболее широко против вредных насекомых используются ______ микробиологические препараты.
а) нематодные
б) грибные
в) бактериальные
г) вирусные
22. Для защиты плодовых деревьев от многих вредителей, обитающих в почве и на почве, используют …
а) веревочные шпагаты
б) ловчие пояса
в) соломенные тюки
г) цветную бумагу
23. Какой вредитель здесь изображен.
а) златогузка
б) непарный шелкопряд
в) сосновая пяденица
г) монашенка
д) лунка серебристая
24. На рисунке изображены главнейшие типы повреждения листьев древесных пород. Установите соответствие:
а) скручивание
б) галлы
в) скелетирование
г) минирование
д) грубое объедание
25.На рисунке изображены повреждения шишек ели. Установите соответствие между повреждениями и вредителем
а) Шишковой пяденицей
б) Белкой
в) Дятлом
г) Шишковой огневой
д) Шишковой листоверткой
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 26 до 30 тестов
71-85 баллов «хорошо» Выполнено от 22 до 25 тестов
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 17 до 21 тест
0-55 баллов «неудовлетворительно» Выполнено менее 17 тестов
Кейс-задания
Кейс-задание 1
Блок 1. Генерация у непарного шелкопряда_____________.
Блок 2. Установите последовательность, от¬ра¬жа¬ю¬щую систематическое по¬ло¬же¬ние вида Сибирского шелкопряда в клас¬си¬фи¬ка¬ции, на¬чи¬ная с наи¬мень¬шей категории.
а) класс Насекомые
б) вид Сибирский шелкопряд
в) отряд Чешуекрылые
г) тип Членистоногие
д) род Dendrolimus
е) се¬мей¬ство Коконопряды
Блок 3. Дайте характеристику сибирскому шелкопряду. При описании использовать следующую схему:
Отряд, семейство, вид.
Морфологические особенности строения и окраски.
Ротовой аппарат и способ питания.
Тип усиков.
Виды крыльев.
Типы ног.
Тип брюшка.
Кейс-задание 2
Вариации строения усиков у насекомых весьма широки, но, как правило, целые семейства, подотряды или отряды насекомых характеризуются той или иной определенной формой усиков. Обычно усики состоят из большого числа члеников, но иногда они короткие и члеников у них немного. Для чего нужны насекомым усы? Оказалось, для улавливания запахов. Именно таким образом большинство насекомых обнаруживает и находит пищу. Подобным же образом они находят особей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
противоположного пола для спаривания. Например, самцы непарного шелкопряда прилетают на запах самки за 3,8 км. Но усики у некоторых служат и органами осязания. С их же помощью получают представление о температуре и влажности окружающего пространства.
Блок 1. На рисунке изображены типы усиков бабочек. Установите соответствие
а) нитевидные;
б) щетинковидные;
в) перистые;
г) веретеновидные;
д) крючковатые;
е) нежнореснитчатые;
ж) головчатые грубореснитчатые (щетинистые);
з) с пучка
и) ми ресничек;
к) зубчатые;
л) пильчатые,
м) пиловидные;
н) булавовидные
Блок 2. Установите соответствие
а) Щетинковидные антенны
б) Нитевидные
в) Четковидные
г) Булавовидные
1. тонкие, равномерные по всей длине
2. тонкие, сужающиеся к вершине
3. антенны с утолщенной за счет расширенных последних члеников вершиной
4. эти антенны отличаются выпуклыми, округлыми с боков члениками
Блок 3. Коленчатые антенны, оканчивающиеся булавой или гребнем называют, соответственно, коленчато-булавые и коленчато-гребенчатые. У какие насекомых такие антенны? Перечислите их. ________________________________.
Кейс-задание 3
Одно из наиболее многочисленных семейств жуков. Их характерным признаком является наличие сегментированных усов, длиной превышающих размеры тела насекомого. Это небольшой жук, обитающий в хвойных массивах. Он относится к биологической группе вредителей леса. Имаго объедают молодые ветки деревьев, а личинки прогрызают в них многочисленные ходы. От их воздействия живые деревья гибнут, а пиломатериалы утрачивают качество, становятся непригодными для строительных работ.
Блок 2. Дайте характеристику этому насекомому. При описании использовать следующую схему:
Отряд, семейство, вид.
Морфологические особенности строения и окраски.
Ротовой аппарат и способ питания.
Тип усиков.
Виды крыльев.
Типы ног.
Тип брюшка
Блок 3. Укажите характер повреждений и какие меры борьбы с данным вредителем?
Кейс-задание 4
Значительный ущерб наносят и вредные стволовые насекомые, ослабляют и снижают прирост, разрушают лесные массивы, сокращают урожай семян и могут привести к полному усыханию.
Эти вредители крупные, как правило, черного, коричневого или серого цвета, однотонные или с рисунком на надкрыльях. Длина тела разных видов в среднем колеблется от15-70 мм. Характерный признак семейства – длинные антенны. Личинки червеобразные, без ног с сильными челюстями, крупные беловатые, блестящие.
Блок 1. Личинка какого вредителя изображена на рисунке?
а) Личинка черного соснового усача
б) Личинка обыкновенного пилильщика
в) Ложногусенница рыжего соснового пилильщика
г) Личинка сосновой совки
Блок 2. На рисунке изображены типы ходов стволовых вредителей. Установите соответствие:
а) усача
б) златки
в) короеда
г) короеда-дровосека
Блок 3. Каким образом проводят надзор за стволовыми вредителями?
Кейс-задание 5
При создании высокопродуктивных насаждений, для успешного возобнов¬ления древесных пород на вырубках и под пологом древостоя важное значе¬ние имеет качество семян и в первую очередь их жизнеспособность и всхо¬жесть. Качество семян может снижаться в процессе их формирования или во время сбора и хранения в результате вредного воздействия факторов внешней среды, в том числе и биотических (преимущественно грибов). Особенно опас¬ны такие болезни, как плесневение семян, гнили семян и плодов, мумифика¬ция семян, ржавчина шишек, деформация плодов.
Блок 1. На рисунке изображен характер ветвления конидиеносцев у пепреноспоровых грибов. Соотнесите соответствие:
а) ythium;
б) Bremia (в овале – окончание конидиеносца в увеличенном виде);
в) Plasmopara;
г) род Phytophthora;
д) Peronospora
Блок 3. Опишите цикл развития по схеме
Кейс-задание 6
Данный класс является наиболее многочисленным. В его состав
входит около 90% всех грибов отдела аскомикота. Для грибов этого класса характерно образование плодовых тел, в которых формируются сумки со спорами. Гаплоидные вегетативные гифы оплетают развивающиеся сумки, образуя плотную покровную ткань. По строению различают три типа настоящих плодовых тел (аском): клейстотеций,
перитеций и апотеций.
Блок1.
Замкнутое округлое или шаровидное плодовое тело, внутри которого формируются сумки. Они могут располагаться в нем беспорядочно или в виде пучка, прикрепленного к основанию. Созревшие сумкоспоры освобождаются из клейстотеция после разрушения его оболочки (перидия) или под давлением набухающих сумок. Клейстотеции располагаются на мицелии, получая от него необходимые питательные вещества.
а) Клейстотеций
б) Перитеций
в) Апотеций
Что изображено на рисунке ?
а) половой процесс у зигомицетов (зигогамия)
б) половой процесс у оомицетов (оогамия)
в) органы бесполого размножения грибов
Кейс-задание 7
Водный режим больных растений часто изменяется при нарушении транспорта воды по водопроводящей системе дерева. При этом падает тургор клеток, начинает увядать хвоя или листья, что приводит к усыханию отдельных ветвей или всего растения. Исследования Н.И. Федорова (1970) показали, что поражение сосны смоляным раком вызывает снижение содержания воды в хвое и побегах, расположенных выше раковой язвы, в то время как в пораженных участках ствола (в лубе и заболонной древесине) возникают локализованные очаги увлажнения вследствие высокой сосущей силы мицелия патогена.
Блок 1.
К видоизмененным мицелиям высших грибов относятся:
а) мицелиальный тяж;
б) ризоморфы;
в) склероции
г) Верны все ответы
Блок 2. Установите соответствие:
а) Инфекционные, или паразитарные, болезни
б) Неинфекционные, или непаразитарные, болезни
1) грибные болезни, или микозы;
2) бактериальные болезни, или бактериозы;
3) вирусные болезни, или вирозы;
4) микоплазменные болезни, или микоплазмозы;
5) развиваются под воздействием неблагоприятных физических, химических либо других абиотических факторов внешней среды, главным образом почвенных и метеорологических.
6) болезни, вызываемые высшими паразитическими цветковыми
растениями, или сперматофитозы;
7) болезни, вызываемые нематодами.
Блок 3
Ветвящиеся шнуровидные образования толщиной в несколько миллиметров темно-бурого или черного цвета, внешне похожие на корешки высших растений, и являются разновидностью шнуров. Снаружи они покрыты слоем толстостенных темноокрашенных гиф, выполняющих защитную функцию. Внутренняя часть ________ состоит из бесцветных тонкостенных и широкополостных гиф, по которым осуществляется передвижение питательных веществ к точкам роста мицелия. _________ наиболее часто образует опенок осенний. ______ могут формироваться под корой пораженных деревьев или на поверхности корней и в лесной подстилке. ______ способствуют вегетативному размножению гриба и инфицированию живого растения, они также служат для сохранения патогена при неблагоприятных условиях внешней среды. О каком видоизмененном мицелии здесь говорится.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п