учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение методов селекции, организации и техники селекционного процесса, теоретических основ семеноводства, организация семеноводства и технологий производства высококачественных семян
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;;
ИД-1ОПК-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области сельского хозяйства
ИД-3ОПК-2 Использует нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводств
ОПК-5.1. ИД-1 Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследований в области агрономии
ОПК-5.2. ИД-2 Использует классические и современные методы исследования в агрономии
:
требования природоохранного законодательства РФ, а также содержание иных нормативных правовых документов, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства
требования природоохранного законодательства РФ, а также содержание иных нормативных правовых документов, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства
:
:
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;;
ИД-1ОПК-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области сельского хозяйства
ИД-3ОПК-2 Использует нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводств
ОПК-5.1. ИД-1 Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследований в области агрономии
ОПК-5.2. ИД-2 Использует классические и современные методы исследования в агрономии
:
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Комплект дискуссионных вопросов для проведения Круглого стола
Комплект примерных тестовых заданий
Основы селекции и семеноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Каковы задачи и значение селекции как науки и отрасли сельскохозяйственного производства? (ОПК-2)
2. Основные этапы в истории развития селекции (по Н.И. Вавилову). (ОПК-2)
3. Что такое исходный материал в селекции, каковы его виды и его значение для селекции растений? (ОПК-2)
4. Каково значение для селекции дикорастущих форм растений и стародавних сортов? (ОПК-2)
5. Каковы способы (или методы) получения (в т.ч. создания) исходного материала для селекции растений? (ОПК-2)
6. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. (ОПК-2)
7. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение для селекции. (ОПК-2)
8. Создание мировой коллекции сельскохозяйственных растений в России и её сохранение. (ОПК-2)
9. Чем отличается местный сорт, сорт-популяция, чистая линия в плане возможности проведения в них отбора? (ОПК-2)
10. Генетическая структура популяции и чистой линии, эффективность проводимого в них отбора. (ОПК-2)
11. Значение естественных популяций в селекции растений. (ОПК-2)
12. Какова роль отбора в селекции? (ОПК-2)
13. В чем суть естественного и искусственного отборов? (ОПК-2)
14. Приведите классификацию методов отбора. (ОПК-2)
15. Характеристика разновидностей искусственного отбора – массового и индивидуального. (ОПК-2)
16. В чём суть массового и индивидуального отбора и в чём различие между ними? (ОПК-2)
17. Достоинства и недостатки массового отбора. (ОПК-2)
18. Достоинства и недостатки индивидуального отбора. (ОПК-2)
20. Какие процессы включает техника скрещивания? (ОПК-2)
21. Какие способы опыления применяются в селекции? (ОПК-2)
22. Какие принципы подбора пар для скрещивания? (ОПК-2)
23. В чем значение отдаленной гибридизации для селекции и какие задачи можно решить этим методом? (ОПК-2)
24. Достижения селекции растений с использованием отдалённой гибридизации. (ОПК-2)
25. Понятие о мутационной изменчивости, ее значение для селекции. (ОПК-2)
26. Различные типы мутаций. (ОПК-2)
27. Назовите и охарактеризуйте основные этапы селекционного процесса. (ОПК-2,ОПК-5)
28. Виды селекционных питомников и их назначение. (ОПК-2, ОПК-5)
29. Виды сортоиспытаний, их назначение и способы проведения. (ОПК-2, ОПК-5)
30. Что такое в селекции стандарт и какова его роль? (ОПК-2, ОПК-5)
31. Сравните схемы селекционного процесса самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур. (ОПК-2, ОПК-5)
32. Для чего нужен питомник размножения в изолированных условиях при селекции аллогамных культур? (ОПК-2, ОПК-5)
33. Понятие о полевых, лабораторных и лабораторно-полевых методах оценки селекционного материала. (ОПК-2, ОПК-5)
34. Что такое провокационные фоны? (ОПК-2)
35. Основные методы оценки зимостойкости и засухоустойчивости селекционных форм. (ОПК-2)
36. Методы оценки селекционных форм на устойчивость к болезням и вредителям. (ОПК-2)
37. Методы оценки селекционных форм на пригодность к механизированному возделыванию. (ОПК-2)
38. Методы оценки селекционных форм на качество продукции. (ОПК-2, ОПК-5)
39. Какие наблюдения ведут за растениями и каковы правила их выбраковки на различных этапах селекции? (ОПК-2, ОПК-5)
40. Задачи государственного сортоиспытания. (ОПК-2, ОПК-5)
41. Структура государственного сортоиспытания и типы государственных сортоучастков. (ОПК-2, ОПК-5)
42. Условия и порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание. (ОПК-2, ОПК-5)
43. Порядок и принципы районирования сортов и гибридов (рекомендации их для производственного возделывания). (ОПК-2, ОПК-5)
44. Два Государственных реестра сортов, их назначение и различие. (ОПК-2, ОПК-5)
45. Сорта яровой мягкой пшеницы, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
46. Сорта овса ярового, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
47. Сорта ячменя ярового, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
48. Сорта картофеля, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
49. Понятие о семеноводстве как науке и отрасли сельскохозяйственного производства. (ОПК-2, ОПК-5)
50. Основные задачи семеноводства. (ОПК-2, ОПК-5)
51. Охарактеризуйте предусмотренные ГОСТом РФ категории семян. (ОПК-2, ОПК-5)
52. Какие нормативные акты составляют правовую базу использования сорта и семеноводства? (ОПК-2, ОПК-5)
53. Причины ухудшения сортов и меры их предупреждения. (ОПК-2)
54. Сортообновление и сроки его проведения. (ОПК-2)
55. Понятие о сортосмене, значение ускоренного внедрения сортов в сельскохозяйственное производство. (ОПК-2)
56. Что такое перспективные и дефицитные сорта? (ОПК-2)
57. Значение сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
58. Понятие о методах государственного сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
59. Цель и задачи апробации. (ОПК-2, ОПК-5)
60. Составление апробационных документов. (ОПК-2, ОПК-5)
61. Что такое посевные качества семян? (ОПК-2, ОПК-5)
62. Контроль посевных качеств семян. (ОПК-2, ОПК-5)
63. Документы на сортовые и посевные качества семян. (ОПК-2, ОПК-5)
64. Задачи и проведение государственного сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
65. Задачи и проведение внутрихозяйственного сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
66. Понятие об элите, суперэлите, категориях, репродукциях. (ОПК-2, ОПК-5)
67. Требования, предъявляемые к семенам элиты. (ОПК-2, ОПК-5)
68. Отбор и его роль в семеноводстве. (ОПК-2)
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Каковы задачи и значение селекции как науки и отрасли сельскохозяйственного производства?
2. Почему Н.И. Вавилов считал, что селекцию можно рассматривать как науку, искусство и определённую отрасль сельскохозяйственного производства?
3. Основные этапы в истории развития селекции (по Н.И. Вавилову).
4. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина, работ Н.И. Вавилова для развития научной селекции.
5. Первые селекционно-опытные учреждения в мире и России.
6. История становления и развитие селекции в нашей стране.
7. Из каких разделов состоит селекция растений как наука?
8. Основные достижения в селекции важнейших полевых культур в мире и России.
10. Основные направления селекции растений в России.
11. Какие направления селекции зерновых культур важны для Бурятии?
12. Что такое исходный материал в селекции, каковы его виды и его значение для селекции растений?
13. Что такое интродукция растений и акклиматизация растений, для чего они используются в растениеводстве?
14. Каково значение для селекции дикорастущих форм растений и стародавних сортов?
15. Каковы способы (или методы) получения (в т.ч. создания) исходного материала для селекции растений?
16. Эколого-географическая дифференциация исходного материала, её принципы и значение для селекции.
17. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
18. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение для селекции.
19. Создание мировой коллекции сельскохозяйственных растений в России и её сохранение.
20. Как, для каких целей используется мировая коллекция растений в селекции?
21. Чем отличается местный сорт, сорт-популяция, чистая линия в плане возможности проведения в них отбора?
22. Генетическая структура популяции и чистой линии, эффективность проводимого в них отбора.
23. Значение естественных популяций в селекции растений.
24. В чём различие между аналитической и синтетической селекцией?
25. Достижения аналитической селекции.
26. Какова роль отбора в селекции?
27. В чем суть естественного и искусственного отборов?
28. Приведите классификацию методов отбора.
29. Учение В. Иогансена о популяциях и чистых линиях, закономерности отбора в них.
30. Характеристика разновидностей искусственного отбора – массового и индивидуального.
31. В чём суть массового и индивидуального отбора и в чём различие между ними?
32. Основные варианты массового отбора и их практическое использование в селекции.
33. Какие преимущества имеет многократный массовый отбор перед однократным?
34. В каком случае целесообразно применение массового, а в каком – индивидуального отбора?
35. От каких факторов зависит выбор метода отбора и его эффективность?
36. Достоинства и недостатки массового отбора.
37. Достоинства и недостатки индивидуального отбора.
38. Техника проведения массового и индивидуального отборов.
39. Особенности индивидуального отбора у самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур.
40. Что такое синтетическая селекция, на чем она основана?
41. Каково значение внутривидовой гибридизации для создания исходного материала и новых сортов?
42. Какие селекционные задачи можно решить методом гибридизации?
43. Почему в большинстве случаев можно применить для создания нового сорта внутривидовую гибридизацию?
44. Какова специфика трансгрессивной селекции?
45. Известные типы скрещивания и их характеристика.
46. Какие процессы включает техника скрещивания?
47. Какие способы опыления применяются в селекции?
48. Какие принципы подбора пар для скрещивания?
49. Каковы генетические последствия скрещивания у аутогамных и аллогамных культур?
50. Какие методы применяют при работе с гибридными популяциями аутогамных, аллогамных и вегетативно размножаемых культур?
51. Назовите сорта, полученные методом внутривидовой гибридизации.
52. В чём суть межвидовых и межродовых скрещиваний?
53. Достижения селекции растений с использованием отдалённой гибридизации.
54. Какие трудности встречаются при отдалённой гибридизации и каковы пути их преодоления?
55. Причины нескрещиваемости отдаленных видов и родов, методы ее преодоления.
56. Причины бесплодия отдаленных гибридов и восстановление плодовитости.
57. Каковы особенности формообразовательного процесса при отдалённой гибридизации?
58. Понятие о мутационной изменчивости, ее значение для селекции.
59. Различные типы мутаций.
60. Методы индуцирования мутаций и применяемые мутагены.
61. Направления и достижения практической селекции при использовании экспериментального и спонтанного мутагенеза.
62. Виды селекционных питомников и их назначение.
63. Виды сортоиспытаний, их назначение и способы проведения.
64. Что такое в селекции стандарт и какова его роль?
65. Сравните схемы селекционного процесса самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур.
66. Для чего нужен питомник размножения в изолированных условиях при селекции аллогамных культур?
67. Назовите и охарактеризуйте основные этапы селекционного процесса.
68. Понятие о полевых, лабораторных и лабораторно-полевых методах оценки селекционного материала.
69. Оценка селекционного материала по прямым и косвенным признакам.
70. Что такое провокационные фоны?
71. Методы оценки продуктивности селекционных форм.
72. Основные методы оценки зимостойкости и засухоустойчивости селекционных форм.
73. Методы оценки селекционных форм на устойчивость к болезням и вредителям.
74. Методы оценки селекционных форм на пригодность к механизированному возделыванию.
76. Какие наблюдения ведут за растениями и каковы правила их выбраковки на различных этапах селекции?
77. Задачи государственного сортоиспытания.
78. Структура государственного сортоиспытания и типы государственных сортоучастков.
79. Условия и порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание.
80. Какие существуют два вида государственного испытания новых сортов и в чьих интересах они выполняются?
81. Задачи и правила испытания сортов на хозяйственную полезность.
82. Порядок и принципы районирования сортов и гибридов (рекомендации их для производственного возделывания).
83. Охарактеризуйте критерии охраноспособности сорта.
84. Авторское свидетельство на сорт и патент: назначение и отличия.
85. Два Государственных реестра сортов, их назначение и различие.
86. Допускается ли возделывание сорта в производстве уже на том основании, что он занесён в Реестр охраняемых сортов, и почему?
87. Почвенно-климатические зоны Бурятии для испытания и районирования сортов.
88. Сорта основных зерновых культур, районированные по Бурятии.
89. Понятие о семеноводстве как науке и отрасли сельскохозяйственного производства.
90. Основные задачи семеноводства.
91. Особенности организации производства семян на промышленной основе.
92. Охарактеризуйте три звена современной системы семеноводства в России.
93. Охарактеризуйте предусмотренные ГОСТом РФ категории семян.
94. Современная система семеноводства в Бурятии.
95. Какие нормативные акты составляют правовую базу использования сорта и семеноводства?
96. Неохраняемые и охраняемые патентом сорта и режим их использования.
97. В чём специфика семеноводства аутогамных, аллогамных и вегетативно размножаемых культур?
98. Причины ухудшения сортов и меры их предупреждения.
99. Сортообновление и сроки его проведения.
100. Понятие о сортосмене, значение ускоренного внедрения сортов в сельскохозяйственное производство.
101. Что такое перспективные и дефицитные сорта?
102. Понятие о методах государственного сортового и семенного контроля.
103. Цель и задачи апробации.
104. Составление апробационных документов.
105. Что такое посевные качества семян?
106. Контроль посевных качеств семян.
107. Документы на сортовые и посевные качества семян.
108. Задачи и проведение государственного сортового и семенного контроля.
109. Задачи и проведение внутрихозяйственного сортового и семенного контроля.
110. Значение сортового и семенного контроля.
111. Понятие об элите, суперэлите, категориях, репродукциях.
112. Требования, предъявляемые к семенам элиты.
113. Отбор и его роль в семеноводстве.
114. Основные методы и приемы, обеспечивающие поддержание хозяйственно-ценных качеств и биологических свойств сорта при выращивании семян элиты.
115. Схемы выращивания элиты семян зерновых и зернобобовых культур.
116. Схема выращивания элиты картофеля на безвирусной основе.
117. Схема выращивания семян элиты многолетних трав.
118. Техника работ в семеноводческих питомниках зерновых культур.
Комплект дискуссионных вопросов для проведения Круглого стола
Тема 1
1. В чем суть Закона «О семеноводстве»?
2. Что такое сертификация семян?
3. Для чего внедряют стандарты на семена сельскохозяйственных культур?
4. Какова структура учреждений в сфере селекционно-семеноводческой
деятельности в РФ?
5. Что определяет и осуществляет Минсельхоз России?
6. Кто проводит испытание сортов сельскохозяйственных растений?
7. Кто проводит сертификацию семян?
8. Какой порядок сертификации семян?
9. Какой срок действия сертификата на семена пшеницы?
Тема 2
1. Какой основной метод сортового контроля?
2. Что такое сортовая чистота и сортовая типичность?
3. Какие методы сортового контроля применяются при определении
подлинности семян?
4. В каких случаях используют лабораторный сортовой контроль?
5. Что такое полевая апробация сортовых посевов? Как она проводится?
6. Какой документ оформляется после полевой апробации и грунтового
контроля?
8. Что произойдет с сортовыми посевами, если в них обнаружены
карантинные сорные растения?
9. Какой срок хранения журналов полевого обследования?
10. Что такое «предконтроль» и «постконтроль»?
Комплект примерных тестовых заданий
1. Наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных.
Ответ: _________________
2. Научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений, сортоведение. От латинского pomum, ”фрукт" + -логия
Ответ: ________________
3. _______________- это скрещивание (естественное или искусственное), соединение двух наследственно различающихся гамет при оплодотворении. При ________________ идут сложные формообразовательные процессы, её успех в значительной степени определяется правильным подбором исходных родительских форм для скрещивания. В полученном от скрещивания двух сортов растений потомстве селекционер наблюдает многообразие сочетаний различных признаков, обусловленное различными комбинациями наследственных факторов этих сортов.
Ответ: гибридизация
4. Самая древняя одомашненная с/х культура?
Ответ:_________________
5. Что такое донор - полезных признаков
а. формы, стойко передающие свои полезные признаки в следующее поколение
б. формы, обладающие полезными признаками
в. формы с высокой клоновой изменчивостью
г. все ответы верны
ответ: __________________
6. По какому принципу подбираются родительские пары
а. эколого-географическому принципу
б. по генотипу
в. лучшим признакам (по фенотипу)
г. все ответы верны
ответ: _____________
7. По каким признакам ведется отбор в селекционном саду
а. - морфологическим признакам
б. - зимостойкости
в. - комплексу хозяйственно-полезных признаков
г. – засухоустойчивости
Ответ: _________________________
8. На чем основан предварительный отбор гибридных сеянцев в питомнике
а. - на знании морфологических признаков
б. - на корреляциях морфологических и хозяйственных признаков
в. - на знание хозяйственных признаков
г. – на знание хозяйственно-полезных признаков
Ответ: _____________________
9. Что такое стратификация семян
а. - подготовка к посеву
б. - отбор лучших
в. - выдерживание семян во влажном субстрате при низкой температуре 00 + 20С
г. – подготовка к хранению семян
Ответ: ________________
10. Где хранится готовая пыльца
а. в сухом месте
б. в эксикаторе
в. в эксикаторе и холодильнике
г. в сушильном шкафу
ответ: _____________
11. Как проводится кастрация цветков у малины
а. с оставлением околоцветника
б. с удалением околоцветника
в. с удалением только лепестков
г. с удалением околоцветника и лепестков
ответ: ________________
12. Когда проводится опыление цветков
а. в день кастрации
б. через 2-3 суток после кастрации
г. через 5-е сутки после кастрации
ответ: ___________________
13. Чем завершается апробация в питомнике
а. - заполнение журнала
б. - подсчетом примесей и дичков
в. - составление акта апробации
г. – получением патента
Ответ: __________________
14. Что и где изучается при производственном сортоизучении
а. лучшие сорта на производственных участках
б. выделение сорта, элитные сеянцы по итогам первичного и государственного сортоиспытания в специализированных хозяйствах
в. сорта выделение при первичном изучении, на производственных участках
г. все ответы верны
ответ: ________________
15. На чем основана методика помологического описания сортов
а. на изучении отдельных морфологических признаков
б. на изучении признаков плодов
в. на изучении фенологии
г. на изучении фенологии, хозяйственно-полезных и морфологических признаков
Ответ: _____________
17. ________________ – перенос в какую-либо страну или область видов и сортов растений ранее здесь не произраставших.
Ответ: интродукция
18. Установите соответствие:
1. Сорт-клон
2. Сорт-популяция
3. Сорт перспективный
а. – сорт представляющий совокупность наследственно неоднородных растений.
б. – ценный, проходящий государственное сортоиспытание по не включенный в госреестр и районирование.
в. – генотипически однородное вегетативное потомство, полученное от одной первоначальной особи.
Ответ: 1- в; 2- а; 3- б
18. ____________ – прерывистые, скачкообразные изменения наследственности вызываемые сильно действующими факторами.
Ответ:____________
19. Слишком жаркая и сухая погода, особенно при ветре, вызывает высыхание секрета рылец. Так как длительность периода жизнеспособности цветка невелика и весь период цветения плодовых растений непродолжителен (7-10 суток), обычно делают опыление при всякой погоде, но только не во время дождя. Если во время выполнения работы начал накрапывать дождь, нужно немедленно убрать посуду с пыльцой в _________________.
Ответ: ________________
20. Установите соответствие:
1. Г. Д. Карпеченко
2. И.В. Мичурин
3. Л. А. Колесников
4. В.С. Пустовойт
а. автор многих сортов плодово-ягодных культур
б. работал по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
в. селекционер сирени
г. получил капустно-редечный гибрид
ответ: _________________
22. Для хранения пыльцы используют? ___________
Ответ: ______________
23 . «Капустно-редечный гибрид»
1. Кем был получен капустно-редечный гибрид?
а. Г. Д. Карпеченко Кем был получен капустно-редечный гибрид
б. И.В. Мичурин автор многих сортов плодово-ягодных культур
в. Л. А. Колесников селекционер сирени
г. В.С. Пустовойт по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
2. Когда?
а. 1924
б. 1939
в. 1945
г. 2009
Ответ:
24.У тыквы белая окраска плодов определяется доминантным геном W, а желтая – доминантным геном Y. Ген W эпистатичен по отношению к гену Y, и последний в его присутствии не проявляется. Рецессивные аллели этих генов в
а. 100%
б. 75%
в. 50%
г. 25%
Ответ: _________________
25.У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость H над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Какое расщепление по фенотипу?
Ответ: ____________
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п