учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основные направления и методические подходы современного землеустройства;
- обосновать необходимость и целесообразность проведения землеустройства на различных административно–территориальных уровнях;
- определить круг задач землеустройства на современном этапе, позволяющих сформировать основные направления развития научно-методического обеспечения развития земельных отношений в стране.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД-1 не знает и не понимает как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-1 знает и понимает как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-1 в целом знает и понимает как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-1 в совершенстве знает и понимает как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 не умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 в целом умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 в совершенстве умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 не владеет навыками вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 владеет навыками вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 в целом владеет навыками вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ИД-2 в совершенстве владеет навыками вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
ОПК-1: Способен решать производственные задачи и (или) осуществлять научно-исследовательскую деятельность на основе фундаментальных знаний в области землеустройства и кадастров;
ИД-2 не знает и не понимает как владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 знает и понимает как владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в целом знает и понимает как владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает как владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 не умеет владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 умеет владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в целом умеет владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в совершенстве умеет владеть навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 не владеет навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 владеет навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в целом не владеет навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
ИД-2 в совершенстве не владеет навыками физического и программного моделирования отдельных фрагментов процесса выбора оптимального варианта для конкретных условий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к письменным опросам
Перечень тем докладов
Комплект тестовых заданий
Перечень тем для круглого стола
Творческий проект
Современные проблемы землеустройства
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Понятие и направления рационального использования земель.
3. Планирование, прогнозирование использования земельных ресурсов.
4. Основные проблемы рационального использования земельных ресурсов в современных условиях.
5. Понятие, задачи, принципы, объекты землеустройства.
6. Свойства земли как природного ресурса и средства производства.
7. Свойства земли как объекта социально-экономических отношений.
8. Принципы государственного регулирования земельных отношений.
9. Виды собственности на землю.
10. Подготовительные работы при землеустройстве.
11. Инвентаризация земель. Специальные обследования.
12. Основные итоги землеустроительных работ в ходе реализации земельных реформ.
13. Результаты и современное состояние отдельных видов землеустройство.
14. Обоснование необходимости проведения землеустройства на разных этапах развития и в настоящее время.
15. Основные направления государственного регулирования проведения землеустройства.
16. Источники земельного права.
17. Правовые акты, регулирующие земельные отношения и землеустроительные работы.
18. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере землеустройства.
19. Совершенствование институциональной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством РФ.
20. Структура и органы управления. Кадровое и научное обеспечения в сфере земельно-имущественного комплекса.
21. Характеристика современного состояния и использования земельного фонда по категориям земель, землевладениям, землепользованиям и угодьям.
22. Качественное состояние, продуктивность земель сельскохозяйственного назначения и методы их повышения.
23. Установление порядка проведения землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ.
24. Организация и проведение государственного землеустройства.
25. Совершенствование институциальной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством.
26. Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель.
27. Проекты территориального землеустройства.
28. Материалы межевания объектов землеустройства; Карты (планы) объектов землеустройства.
29. Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
30. Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
32. Применение экономико-математических метод и современное моделирование в землеустройстве.
33. Совершенствование информационного обеспечения землеустройства. ГИС в практике землеустроительного проектирования.
34. Мониторинг и виды мониторинга земель.
35. Дистанционное зондирование Земли. Методы ДЗЗ.
36. ГИС для целей землеустройства.
37. Мониторинг земель дистанционными методами.
38. Создание и обновление цифровых моделей местности и других картографических материалов для целей землеустройства, создание тематических карт различных масштабов; построение цифровых моделей рельефа.
39. Автоматизированное картографирование.
40. Пространственный анализ природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем.
41. Моделирование природных, природно-хозяйственных и социально-экономических процессов.
42. Поддержка принятия решений в планировании, проектировании и управлении.
Тема 1.2 Экономические, социальные и экологические условия, учитываемые при землеустройстве.
1. Как трактуется понятие «землеустройство» действующим земельным законодательством?
2. В чем состоит главная задача землеустройства?
3. Назовите основные закономерности развития землеустройства.
4. В чем состоит главная задача землеустройства?
5. Какова цель землеустройства?
6. Назовите основные принципы землеустройства?
7. В чем состоит значение земли как природного ресурса? В каких случаях земля является средством производства?
8.Как учитываются экономические, социальные и экологические условия при землеустройстве?
9. Какие виды собственности на землю существуют?
Тема 1.4. Характеристика проведения землеустройства в историческом аспекте. Земельные преобразования и землеустройство.
1.Дайте определение земельного строя общества? Перечислите основные элементы земельного строя.
2. Каковы особенности современного земельного строя в России?
3. Что такое земельная реформа?
4. Каковы основные результаты земельной реформы 90-х годов в России?
5. На что направлена земельная реформа в России?
6. Перечислите основные итоги землеустроительных работ в ходе реализации земельных реформ?
Тема 1.5. Современное земельное законодательство и его влияние на землеустройство. Земельный фонд. Категории земель
1. Какими законами устанавливается порядок проведения землеустройства?
2. Перечислите основные нормативные правовые акты, которые имеет прямое отношение к землеустройству?
3. Какой федеральный закон регулирует проведение землеустройства?
Тема 2.2. Приоритетные направления осуществления землеустроительных работ.
1.Раскройте понятие « землеустроительные работы»?
2. Как осуществляется финансирование землеустроительных работ?
3. Согласно, какому закону устанавливается порядок проведения землеустройства?
4. Какие виды работ выполняются при проведении землеустройства?
Тема 2.3. Системы ведения, сбора, обновления, хранения землеустроительной документации.
1. Раскройте понятие « землеустроительная документация»?
2. Перечислите основные виды землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны?
3. Раскройте понятие « генеральная схема землеустройства»?
4. Дайте определение генеральной схемы землеустройства?
Тема 3.2. Методы ДЗЗ для целей землеустройства.
1. Раскройте понятие « ДЗЗ»?
2. Классификация данных ДЗЗ?
3. Назовите основные преимущества использования ДЗЗ
4. Опишите основные этапы развития технологии ДЗЗ.
5. Перечислите методы ДЗЗ?
6. Что такое Аэрокосмические снимки?
7. Какие виды снимков бывают?
8. Какие самые распространенные масштабы?
9. Перечислите способы формирования цифровых моделей землеустройства?
Перечень вопросов к письменным опросам
Тема 1.3. Сбор, обработка, анализ и систематизация информации об объекте исследования.
1. Какие операции включают в себя подготовительные работы?
2. Раскройте понятие инвентаризация земель?
4. Какие материалы, сведения подлежат сбору, изучению и анализу?
5.Что включают в себя подготовительные работы при землеустройстве?
6. Для каких целей проводятся специальные обследования?
Тема 1.6. Органы управления земельными ресурсами и землеустройством и их функции.
1. На каких уровнях осуществляется управление земельными ресурсами в РФ?
2. Перечислите основные функции государственного земельного управления?
3.Какие органы относятся к органам общей и специальной компетенции?
4. Какова структура управления земельными ресурсами.
Тема 2.4. Автоматизированная система проектирования в землеустройстве.
1. Раскройте понятие «Автоматизированная система проектирования»?
2. Раскройте понятие «Экономико-математическая модель»?
3. Каковы причины внедрения средств автоматизации в практику землеустройства?
4. Что является объектом автоматизации в землеустройстве?
5. Для каких целей предназначена система автоматизированного землеустроительного проектирования?
6. Какие основные процессы включает в себя система автоматизированного землеустроительного проектирования?
7. В чем преимущество современных компьютерных технологий перед традиционными методами, применяемыми в практике землеустройства?
Перечень тем докладов
Тема Разработка и осуществление экспериментального проекта, анализ результата его внедрения, подготовка отчета
Комплект тестовых заданий
1. Выберите один ответ:
Тема Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в современных условиях.
1. Рациональное использование земли – это:
А) ее использование, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе эксплуатации;
Б) ее использование, обеспечивающее максимальную прибыль в процессе производства;
В) ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
2. Под охраной земель понимают:
А) комплекс организационно-хозяйственных мер по предотвращению необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного и другого использования;
Б) комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, мелиоративных, экономических, правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также по предотвращению необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного и иного использования;
В) комплекс организационных, агрономических, технических, мелиоративных мероприятий по защите земель от эрозионных и других негативных процессов;
3. Что относится к основным направлениям рационального использования земельных ресурсов?
А) правовой, экономический и экологический механизмы;
Б) правовой, экономический и организационный механизмы;
В) правовой и экономический механизмы.
4. Прогнозирование использования земельных ресурсов это:
А) процесс разработки прогнозов, или научная деятельность, направленная на выявление и изучения возможных альтернатив будущего развития;
Б) изучение возможных альтернатив будущего развития;
В) совокупность прогнозов, направленная на выявление и изучения возможных альтернатив будущего развития;
5. Какие прогнозы включают в себя прогнозирование использования земельных ресурсов:
А) экономический и социальный прогноз;
Б) социальный прогноз;
В) экономический, социальный прогноз, прогнозирование анализа современного использования земельных ресурсов и прогнозирование демографической ситуации;
6. Под планированием использования земельных ресурсов понимается:
А) процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств путем их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятие наиболее приемлемого из них;
Б) подготовка управленческого решения, определение средств и принятие наиболее приемлемого из них;
В) процесс подготовки управленческого решения.
Тема . Проблемы рационального использования земельного фонда в современных условиях и пути их решения.
1. Категория земель – это:
А) часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим;
Б) земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам;
В) единицы классификации земель, объединяющей земельные территории по возможности их целесообразного использования под основные виды сельскохозяйственных угодий.
А) 9 категорий;
Б) 7 категорий;
В) 8 категорий.
3. Земельные угодья – это:
А) часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим;
Б) земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам;
В) единицы классификации земель, объединяющей земельные территории по возможности их целесообразного использования под основные виды сельскохозяйственных угодий.
4. Рациональное использование земли – это:
А) ее использование, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе эксплуатации;
Б) ее использование, обеспечивающее максимальную прибыль в процессе производства;
В) ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
Тема . Мониторинговые исследования земельных и других природных ресурсов, объектов недвижимости на основе методов ДЗ и ГИС для целей землеустройства.
1. Мониторинг земель – это:
А. Система контроля состояния земель;
Б. Система сбора данных для определения ставки налога на землю;
В. Система наблюдений за состоянием земель с целью своевременного определения изменений, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов;
Г. Система разработки научно-обоснованных рекомендаций по использованию земельных ресурсов.
2.Основу ГИС в землеустройстве составляют:
А) электронный вариант почвенных, геоботанических и других обследовательских материалов;
Б) топографические карты (планы) местности на бумажном носителе;
В) электронные карты (планы) местности, базирующиеся на цифровых моделях рельефа, характеризующих трехмерное расположение в пространстве.
3. Дистанционное зондирование – это:
А) наблюдение поверхности Земли;
Б) получение информации о пространственном положении и свойствах объектов и явлений без непосредственного контакта с ними, путем регистрации исходящего от них электромагнитного излучения;
В) нет правильного варианта ответа.
4. К методам ДЗЗ при решении кадастровых задач относятся:
А) создание тематических планов и карт различного масштаба для целей землеустроительного проектирования;
Б) высокоточное составление почвенных карт и планов населенных пунктов;
В) инвентаризация земель и тд.
Г) все выше перечисленные.
5. Что относится к объектам мониторинга земель:
А)все земли в стране, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Б) земельные участки;
В) все земли в стране, в зависимости от форм собственности на землю.
6. К видам мониторинга земель относятся:
А) Федеральный;
Б) Региональный;
В) Локальный;
Г) все выше перечисленные.
Тема . ГИС для целей землеустройства. ГИС – технологии.
1. Геоинформационная система – это:
А) система хранения пространственных данных и связанной с ними информации о необходимых объектах
Б) система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о необходимых объектах;
В) система сбора и хранения данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
2. Основные структурные компоненты ГИС:
А) аппаратный комплекс, программный комплекс и информационный блок;
Б) аппаратный и программный комплексы;
В) аппаратный, программный и пространственный комплекс.
3. Что относится к функциям ГИС:
А) ввод и обновление данных;
Б) хранение и манипулирование данными;
В) анализ данных, вывод и представление данных и результатов;
Г) все варианты ответа верны.
4. Основу ГИС в землеустройстве составляют:
А) электронный вариант почвенных, геоботанических и других обследовательских материалов;
Б) топографические карты (планы) местности на бумажном носителе;
5.Типовая схема организации ГИС-технологии не включает в себя:
А) приобретение и предварительная подготовка данных;
Б) ввод и размещение данных;
В) управление и манипуляция данными и их анализ;
Г) производство начального продукта.
Перечень тем для круглого стола
Тема 1. Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в современных условиях.
Тема 2. Сбор, обработка, анализ и систематизация информации об объекте исследования.
Тема 3. Современное земельное законодательство и его влияние на землеустройство. Земельный фонд. Категории земель
Тема 4. Проблемы рационального использования земельного фонда в современных условиях и пути их решения.
Тема 5. Системы ведения, сбора, обновления, хранения землеустроительной документации.
Тема 6. Мониторинговые исследования земельных и других природных ресурсов, объектов недвижимости на основе методов ДЗ и ГИС для целей землеустройства.
Творческий проект
Провести анализ изменений органов управления земельными ресурсами и выполняемые ими функции.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п