учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2, 3
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
мониторинга на землях лесного фонда России.
Задачи: получить базовые понятия и знания о мониторинге лесного фонда, которые позволят ему
ориентироваться в вопросах организации лесного мониторинга, привлечения необходимых сил и
средств и получения необходимых данных по результатам наблюдений за лесом.
мониторинга на землях лесного фонда России.
Задачи: получить базовые понятия и знания о мониторинге лесного фонда, которые позволят ему
ориентироваться в вопросах организации лесного мониторинга, привлечения необходимых сил и
средств и получения необходимых данных по результатам наблюдений за лесом.
ПКС-4: Умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;
математических и естественных наук.
2. информационно-коммуникационные технологии при решении типовых задач профессиональной
деятельности
3. о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных
на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности
лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических,
оздоровительных и иных полезных.
4. о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации, реконструкции
лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов,
эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её
общее эстетическое обогащение.:
знаний основных законов математических и естественных наук.
2. пользоваться информационно-коммуникационными технологиями при решении типовых задач
профессиональной деятельности
3. пользоваться знаниями о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных
мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов,
повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных.
4. пользоваться технологическими системами, средствами и методами создания, эксплуатации,
реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию
неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания
человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение:
основных законов математических и естественных наук.
2. навыками применения информационно-коммуникационных технологий при решении типовых задач
профессиональной деятельности
3. навыками применения знаний о природе леса в целях планирования и проведения
лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное
использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих,
водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных
4. навыками применения технологических систем, средств и методов создания, эксплуатации,
реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию
неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания
человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
космоснимков.
международной программы ICP-Forests
цели, объекты
необходимости создания
лесного мониторинга.
Цели лесного
мониторинга
лесного мониторинга в
РФ (законодат. основы,
постановления, законы,
положения и пр.)
лесных экосистем.
необходимости создания
лесного мониторинга.
Цели лесного
мониторинга
лесного мониторинга в
России
ведения лесного
мониторинга
ведения лесного
мониторинга
службе ЛМ,
использование
космоснимков.
наблюдения по методике
международной
программы ICP-Forests
участков. Критерии
нарушенности лесов БР
(7-бальная шкала).
мониторинг: приказ,
определение, цели,
объекты, методы
за состоянием популяций
вредных организмов
мониторинга лесов
(законодательные основы
экосистем
мониторинга
мониторинга
Дистанционный мониторинг лесов
использование космоснимков.
методике международной программы
ICP-Forests.
наблюдения на основе
стратификации участков
лесного фонда.
приказ, определение, цели, объекты
состоянием популяций вредных
организмов
лесов
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Основы лесного мониторинга
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие о мониторинге. Цели и задачи. (ПК-13)
2. Виды мониторинга и их характеристика. (ПК-13)
3. Понятие о лесном экологическом мониторинге (мониторинге лесов). (ПК-13)
4. Основные принципы и методы лесоэкологического мониторинга. (ПК-13)
5. Методологические основы мониторинга лесов. (ПК-13)
6. Положение о лесном мониторинге. (ПК-13)
7. Основные этапы организации мониторинга. (ПК-13)
8. Основные принципы организации глобального фонового мониторинга. (ПК-13)
9. Глобальная система мониторинга окружающей среды. (ПК-13)
10. Проблемы лесопатологического мониторинга. (ПК-13)
11. Мониторинг компонентов лесных экосистем и лесообразовательных процессов на гарях. (ПК-13)
12. Математическое моделирование как метод оценки состояния природной среды. (ПК-13)
13. Понятие о лесной экосистеме. (ОПК-4)
14. Оценка состояния подроста на ППП (ОПК-4)
15. Дендрохронологический метод в оценке уровня загрязнения лесных насаждений. (ОПК-4)
16. Метод биоиндикации в оценке уровня загрязнения лесных насаждений. (ПК-13)
17. Методы оценки лесных насаждений в системе мониторинга лесов, подверженных техногенному воздействию. (ПК-13)
18. Хранение информации по лесопатологическому мониторингу. (ПК-13)
19. Особенности лесовозобновления на гарях. (ОПК-4)
20. Влияние способов рубок главного пользования на динамику типов леса. (ОПК-4)
21. Влияние лесных пожаров на компоненты лесных экосистем. (ОПК-4)
22. Учет лесного фонда: цели, задачи, сроки проведения. (ОПК-4)
23. Классификация гарей. (ПК-13)
24. Отпад деревьев как показатель состояния лесных экосистем. (ОПК-4)
25. Рекогносцировочное обследование гарей с закладкой временных пробных площадей. (ПК-13)
26. Основные закономерности изменения лесной экосистемы под влиянием рекреационных нагрузок (ОПК-4)
27. Определение фонового повреждения и освоения листвы филлофагами. (ОПК-4)
28. Влияние загрязнения атмосферы на лесные экосистемы (ОПК-4)
29. Рекреационное использование лесов, его виды и характеристика (ПК-13)
30. Методы изучения состояния древостоев на постоянных пробных площадях (ОПК-4)
32. Воздействие на лесные экосистемы (ОПК-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов:
1. Средства ведения мониторинга лесных земель на локальном уровне.
2. Федеральный уровень мониторинга лесных земель. Ведение и основные функции федерального уровня мониторинга лесных земель.
3. Региональный уровень мониторинга лесных земель. Ведение и основные функции регионального уровня лесного мониторинга
4. Локальный уровень мониторинга лесных земель. Ведение и основные функции локального уровня лесного мониторинга.
5. Мониторинг состояния лесных ресурсов и земель лесного фонда, назначение мониторинга.
6. Лесопатологический мониторинг, назначение мониторинга
7. Перечислите основные виды лесного мониторинга.
8. Лесопожарный мониторинг, назначение мониторинга
9. Специальные виды лесного мониторинга - мониторинг состояния лесов в зонах радиационного заражения, техногенного загрязнения и т. п.. назначение этих видов мониторинга.
10. Мониторинг лесов, ведущийся по международным программам и соглашениям, назначение мониторинга.
11. Лесопожарный мониторинг, назначение мониторинга
12. Расчет комплексного показателя определения пожароопасной обстановки.
13. Значение мониторинга снежного покрова. Оценка потока загрязнения в лесную экосистему по результатам мониторинга снежного покрова.
14. Значение мониторинга подтопления и заболачивания лесных земель. Основные параметры, которые оцениваются при проведении мониторинга переувлажнения.
15. Назначение системы регионального мониторинга лесных земель.
Вопросы модулей:
Модуль I
1.На какой нормативной базе основывается лесной мониторинг в РФ (законодат. основы)? Когда приняты постановления, законы, положения и пр.?
2. Дистанционный мониторинг использования лесов (дистанционное зондирование леса).
3. Антропогенный фактор, его влияние на лесные экосистемы.
4. Какие методы используются для решения экологических проблем лесного хозяйства?
5. Обоснуйте необходимость создания лесного мониторинга в РФ.
6. Роль животных в функционировании лесных экосистем. Методы изучения лесных животных.
7. Дайте характеристику пунктов постоянных наблюдений (ППН).
8. Как используются ГИС-технологии (геоинформационные системы) на службе лесной отрасли? Ч.т. базы данных?
9. Назовите средства и методы ведения лесного мониторинга.
10. Что лежит в основе концепции лесного мониторинга горных лесов?
11. В чем преимущество и недостатки дистанционного мониторинга лесов?
Модуль II
1. На какой нормативной базе основывается лесной мониторинг в РФ (законодат. основы)? Когда
приняты постановления, законы, положения и пр.?
2. Назовите средства и методы ведения лесного мониторинга.
3. Охарактеризуйте основные критерии оценки состояния лесных насаждений.
4. Наземные регулярные наблюдения на основе стратификации участков лесного фонда
5. Какие критерии оценок состояния лесных экосистем применяются в ЛМ?
6.На чем основана методология ЛМ?
7.Назовите цели лесного мониторинга. Организационная структура лесного мониторинга.
8. Назовите критерии нарушенности лесов БР (7-бальная шкала).
9. Выборочные наблюдения за состоянием популяций вредных организмов.
10.Наземные регулярные наблюдения по методике международной программы ICP-Forests.
11. Лесопатологический мониторинг: приказ, определение, цели, объекты, методы.
12. Какие критерии оценки состояния лесов вы знаете?
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола:
1. Популяции древесных растений и их экологическая структура.
2. Измерение интенсивности антропогенного воздействия на состояние лесов с помощью введения эталонного распределения деревьев по классам повреждения.
3. Теоретические основы организации сплошного мониторинга лесов.
4. Выборочные методы организации мониторинга лесов. Способам организации выборки.
5. Способы организации выборки и выбор решений по лесоинвентаризации.
6. ГИЛ в РФ.
7. Теоретические основы регионального мониторинга лесов с помощью регулярных биоиндикационных
8. Методика создания сбора данных регулярной биоиндикационной сети первого уровня мониторинга.
9. Методика организации и проведения работ по мониторингу лесов европейской части России по программе ICP-Forest (методика ЕЭК ООН).
10. Типы пространственного размещения повреждений растительности.
11. Закономерности размещения поврежденной растительности при локальном и региональном загрязнении атмосферы
12. Наземный лесопатологический мониторинг на основе стратификации участков лесного фонда.
13. Выборочные наблюдения за состоянием популяций вредных организмов.
14. Популяционная биоиндикация антропогенных воздействий на лесные экосистемы
1. Мониторинг лесов, как система долговременного наблюдения и контроля.
2. Задачи, решаемые лесным мониторингом.
3. Принципы построения системы лесного мониторинга.
4. Техника и методология в лесном мониторинге.
5. Картографическое обеспечение мониторинга.
6. Использование геоинформационных систем в лесном мониторинге.
7. Наземные методы мониторинга, учёт на ППУ.
8. Биоиндикационные сети, их параметры и характеристики.
9. Биоиндикационные признаки повреждения деревьев и древостоев в целом, оценка их жизненного состояния.
10. Представления об экологической структуре популяций деревьев и распределение деревьев по классам повреждения.
Темы рефератов
1. Мониторинг лесов, как система долговременного наблюдения и контроля.
2. Задачи, решаемые лесным мониторингом.
3. Принципы построения системы лесного мониторинга.
4. Техника и методология в лесном мониторинге.
5. Картографическое обеспечение мониторинга.
6. Использование геоинформационных систем в лесном мониторинге.
7. Наземные методы мониторинга, учёт на ППУ.
8. Биоиндикационные сети, их параметры и характеристики.
9. Биоиндикационные признаки повреждения деревьев и древостоев в целом, оценка их жизненного состояния.
10. Представления об экологической структуре популяций деревьев и распределение деревьев по классам повреждения.
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
Блок 1
1. Эту ли трактовку «мониторинга» дал академик Израиль в 1974 г.: «Мониторинг - это система наблюдений позволяющая выявить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности»?
а) да
б) нет
в) не является определением мониторинга
2. Для целей лесоэкологического мониторинга в лесном хозяйстве закладываются:
а) постоянные пробные площади
б) временные пробные площади
в) постоянные и временные пробные площади
3.Верно ли определение, что Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это сборник докладов о состоянии и использовании лесов России, выпущенный в 1992 г.
а) да
б) он выпущен в 1991 г.
в) нет
4. Кто из российских ученых внес существенный вклад в разработку методов лесопатологического мониторинга?
а) А.С.Исаев
б) В.И.Сухих
в) Е.Г.Мозолевская
г) А.В.Побединский
5. Является ли одной из целей мониторинга описание и моделирование движения загрязненных веществ через национальные границы и международные воды?
а) да
б) нет
6. Осуществляется ли лесоэкологический мониторинг в РБ?
а) да
в) только в горнолесной зоне
7. В каком году была разработана конвенция по трансграничному переносу атмосферных загрязнений? а) 2000
б) 1995
в) 1985
8. При незначительном воздействии на сосну двуокиси серы:
а) цвет по всей длине хвои приобретает серую, далее рыжую окраску
б) цвет с кончиков хвои приобретает серую, далее бронзовую окраску
в) у хвоинок по всей длине цвет сначало становится серым, далее белым
9. Увеличение рекреационной нагрузки приводит к снижению в живом напочвенном покрове доли:
а) лесных видов
б) сорных видов в) луговых видов
10. Самая большая доля ненарушенных лесов в:
а) Швеции
б) Франции
в) России
г) Финляндии
11 Может ли лесопожарный мониторинг осуществлять авиация? а) может б) не может в) нет такого мониторинга
12. Главным параметром мониторинга лесных экосистем является:
а) лесистость района
б) распределение древесных видов по классам возраста
в) распределение земель лесного фонда по категориям
13. Для поддержания устойчивости необходимо выращивать в лесных экосистемах:
а) низкополнотные насаждения
б) среднеполнотные насаждения
в) высокополнотные насаждения
14. Использование в мониторинге лесных экосистем лишайников в качестве индикаторов называется: а) лихеноиндикацией
б) биоиндикацией
в) микроиндикация
15. Дендрохронологический метод позволяет оценить:
а) роста лесов и их состояние
б) запас древостоя и полноту
в) сомкнутость полога
16. Сколько стадий рекреационной дигрессии выделяют для живого напочвенного покрова?
а) 3
б) 4
в) 5
17. Могут ли рубки ухода в условиях загрязненной природной среды ускорить процесс усыхания деревьев?
а) да
б) нет
в) они не влияют
18. Что включает в себя лесопатологический мониторинг?
а) слежение за отдельными компонентами лесных экосистем
б) надзор за антропогенным воздействием на лесную экосистему
в) слежение за рекреационной нагрузкой на лесную экосистему
19.Как определить долю освоения листовой поверхности филлофагами?
а) глазомерным способом
б) весовым способом
в) химическим способом
20. Какие категории состояния хвойных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
а) без признаков ослабления, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, свежий сухостой, старый сухостой
б) здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, сухостой
в) без признаков ослабления, ослабленные, усыхающие, сухостой
Блок 2
1. Общие сведения о лесном мониторинге.
2. Приоритетные направления мониторинга.
3. Классификация источников воздействия на окружающую среду и их особенности.
4 Учет лесных ресурсов.
5. Определение биоиндикационных признаков состояния деревьев и древостоев.
Вариант 2
Блок 1
1. Сколько категории состояния лиственных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
а) 5
б) 6
в) 7
а) Швеции
б) Франции
в) России
г) Финляндии
3. Может ли лесопожарный мониторинг осуществлять авиация?
а) может
б) не может
в) нет такого мониторинга
4. Главным параметром мониторинга лесных экосистем является:
а) лесистость района
б) распределение древесных видов по классам возраста
в) распределение земель лесного фонда по категориям
5. Для поддержания устойчивости необходимо выращивать в лесных экосистемах:
а) низкополнотные насаждения
б) среднеполнотные насаждения
в) высокополнотные насаждения
6. Использование в мониторинге лесных экосистем лишайников в качестве индикаторов называется:
а) лихеноиндикацией
б) биоиндикацией
в) микроиндикация
7. Дендрохронологический метод позволяет оценить:
а) роста лесов и их состояние
б) запас древостоя и полноту
в) сомкнутость полога
8. Сколько стадий рекреационной дигрессии выделяют для живого напочвенного покрова?
а) 3
б) 4
в) 5
9. Могут ли рубки ухода в условиях загрязненной природной среды ускорить процесс усыхания деревьев?
а) да
б) нет
в) они не влияют
10. Что включает в себя лесопатологический мониторинг?
а) слежение за отдельными компонентами лесных экосистем
б) надзор за антропогенным воздействием на лесную экосистему
в) слежение за рекреационной нагрузкой на лесную экосистему
11. Как определить долю освоения листовой поверхности филлофагами?
а) глазомерным способом
б) весовым способом
в) химическим способом
12. Какие категории состояния хвойных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
а) без признаков ослабления, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, свежий сухостой, старый сухостой
б) здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, сухостой
в) без признаков ослабления, ослабленные, усыхающие, сухостой
13. Эту ли трактовку «мониторинга» дал академик Израиль в 1974 г.: «Мониторинг - это система наблюдений позволяющая выявить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности»?
а) да
б) нет
в) не является определением мониторинга
14. Для целей лесоэкологического мониторинга в лесном хозяйстве закладываются:
а) постоянные пробные площади
б) временные пробные площади
в) постоянные и временные пробные площади
15. Верно ли определение, что Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это сборник докладов о состоянии и использовании лесов России, выпущенный в 1992 г.
а) да
б) он выпущен в 1991 г.
в) нет
16. Кто из российских ученых внес существенный вклад в разработку методов лесопатологического
мониторинга?
а) А.С.Исаев
б) В.И.Сухих
в) Е.Г.Мозолевская
г) А.В.Побединский.
17.Является ли одной из целей мониторинга описание и моделирование движения загрязненных веществ через национальные границы и международные воды?
а) да
18. Осуществляется ли лесоэкологический мониторинг в РБ?
а) да
б) нет
в) только в горнолесной зоне
19. В каком году была разработана конвенция по трансграничному переносу атмосферных загрязнений?
а) 2000
б) 1995
в) 1985
20. При незначительном воздействии на сосну двуокиси серы:
а) цвет по всей длине хвои приобретает серую, далее рыжую окраску
б) цвет с кончиков хвои приобретает серую, далее бронзовую окраску
в) у хвоинок по всей длине цвет сначало становится серым, далее белым
Блок 2
1.Проблема загрязнения окружающей среды и лесов и пути ее решения.
2. Предельно допустимые нагрузки антропогенных воздействий.
3. Экологический подход к планированию и ведению лесного хозяйства.
4. Биологические методы лесного мониторинга.
5. Лесопожарный мониторинг.
Вариант 3
Блок 1
1. Главным параметром мониторинга лесных экосистем является:
а) лесистость района
б) распределение древесных видов по классам возраста
в) распределение земель лесного фонда по категориям
2. Для поддержания устойчивости необходимо выращивать в лесных экосистемах:
а) низкополнотные насаждения
б) среднеполнотные насаждения
в) высокополнотные насаждения
3. Использование в мониторинге лесных экосистем лишайников в качестве индикаторов называется:
а) лихеноиндикацией
б) биоиндикацией
в) микроиндикация
4. Дендрохронологический метод позволяет оценить:
а) роста лесов и их состояние
б) запас древостоя и полноту
в) сомкнутость полога
5. Сколько стадий рекреационной дигрессии выделяют для живого напочвенного покрова?
а) 3
б) 4
в) 5
6. Могут ли рубки ухода в условиях загрязненной природной среды ускорить процесс усыхания деревьев?
а) да
б) нет
7. Сколько категории состояния лиственных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
а) 5
б) 6
в) 7
8. Самая большая доля ненарушенных лесов в:
а) Швеции
б) Франции
в) России
г) Финляндии
9. Может ли лесопожарный мониторинг осуществлять авиация?
а) может
б) не может
в) нет такого мониторинга
10. Что включает в себя лесопатологический мониторинг?
а) слежение за отдельными компонентами лесных экосистем
б) надзор за антропогенным воздействием на лесную экосистему
в) слежение за рекреационной нагрузкой на лесную экосистему
11. Как определить долю освоения листовой поверхности филлофагами?
а) глазомерным способом
б) весовым способом
в) химическим способом .
12. Какие категории состояния хвойных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
б) здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, сухостой
в) без признаков ослабления, ослабленные, усыхающие, сухостой
13. Эту ли трактовку «мониторинга» дал академик Израиль в 1974 г.: «Мониторинг - это система наблюдений позволяющая выявить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности»?
а) да
б) нет
в) не является определением мониторинга
14. Для целей лесоэкологического мониторинга в лесном хозяйстве закладываются:
а) постоянные пробные площади
б) временные пробные площади
в) постоянные и временные пробные площади
15. Верно ли определение, что Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это сборник докладов о состоянии и использовании лесов России, выпущенный в 1992 г.
а) да
б) он выпущен в 1991 г.
в) нет
16. Кто из российских ученых внес существенный вклад в разработку методов лесопатологического мониторинга?
а) А.С.Исаев
б) В.И.Сухих .
в) Е.Г.Мозолевская
г) А.В.Побединский
17. Является ли одной из целей мониторинга описание и моделирование движения загрязненных веществ через национальные границы и международные воды?
а) да
б) нет
18. Осуществляется ли лесоэкологический мониторинг в РБ?
а) да
б) нет
в) только в горнолесной зоне
19. В каком году была разработана конвенция по трансграничному переносу атмосферных загрязнений?
а) 2000
б) 1995
в) 1985
20. При незначительном воздействии на сосну двуокиси серы:
а) цвет по всей длине хвои приобретает серую, далее рыжую окраску
б) цвет с кончиков хвои приобретает серую, далее бронзовую окраску
в) у хвоинок по всей длине цвет сначало становится серым, далее белым
Блок 2
1. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и лесов.
2. Виды прогнозов и их особенности.
3. Биоиндикационные признаки состояния насаждений.
4. Первичные признаки состояния деревьев.
5. Экологическое нормирование лесопользования.
Вариант 4
Блок 1
1 Ключевые характеристики ландшафтов:
а) Пространственная структура составляющих его экосистем.
б) Функциональная структура составляющих их экосистем.
в) Динамика пространственной и функциональной структуры ландшафтов во времени.
г). Совокупность всех вышеотмеченных характеристик.
2. При незначительном воздействии на сосну двуокиси серы:
а) цвет по всей длине хвои приобретает серую, далее рыжую окраску
б) цвет с кончиков хвои приобретает серую, далее бронзовую окраску
в) у хвоинок по всей длине цвет сначало становится серым, далее белым
3. Осуществляется ли лесоэкологический мониторинг в РБ?
а) да
б) нет
в) только в горнолесной зоне
8. Самая большая доля ненарушенных лесов в:
а) Швеции
б) Франции
в) России
г) Финляндии
9. Может ли лесопожарный мониторинг осуществлять авиация?
а) может
10. Что включает в себя лесопатологический мониторинг?
а) слежение за отдельными компонентами лесных экосистем
б) надзор за антропогенным воздействием на лесную экосистему
в) слежение за рекреационной нагрузкой на лесную экосистему
11. Как определить долю освоения листовой поверхности филлофагами?
а) глазомерным способом
б) весовым способом
в) химическим способом
12. Какие категории состояния хвойных деревьев принято выделять при перечете деревьев?
а) без признаков ослабления, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, свежий сухостой, старый сухостой
б) здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие, сухостой
в) без признаков ослабления, ослабленные, усыхающие, сухостой
13. Эту ли трактовку «мониторинга» дал академик Израиль в 1974 г.: «Мониторинг - это система наблюдений позволяющая выявить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности»?
а) да
б) нет
в) не является определением мониторинга
14 .Для целей лесоэкологического мониторинга в лесном хозяйстве закладываются:
а) постоянные пробные площади
б) временные пробные площади
в) постоянные и временные пробные площади
15 .Верно ли определение, что Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это сборник докладов о состоянии и использовании лесов России, выпущенный в 1992 г.
а) да
б) он выпущен в 1991 г.
в) нет
16. Кто из российских ученых внес существенный вклад в разработку методов лесопатологического мониторинга?
а) А.С.Исаев
б) В.И.Сухих
в) Е.Г.Мозолевская
г) А.В.Побединский
17. Назовите лесные участки, на которых происходит раннее пожарное созревание горючих материалов.
а) На повышенных частях рельефа с травяным напочвенным покровом.
б) На верхних частях рельефа в приручейных зонах.
в). На каменистых россыпях.
г). На верхних частях рельефа с дренированными почвами.
18. При выпадении атмосферных осадков в виде дождя более 3 мм пожарная опасность лесных участков а) Снижается незначительно.
б) Остается прежней.
в) Устраняется полностью.
г). Повышается.
19. Какие классификации пожарной опасности в лесу служат основой мониторинга лесных пожаров?
а. Горимость лесных насаждений.
б. Пожарная опасность по условиям погоды и природная пожарная опасность
в. Лесопирологическая характеристика лесных насаждений.
г. Классификация лесных горючих материалов.
20. Может ли лесопожарный мониторинг осуществлять авиация?
а) может
б) не может
в) нет такого мониторинга
Блок 2
1. Лесопатологический мониторинг.
2. Основные и второстепенные признаки состояния деревьев.
3. Возрастная структура древостоев.
4. Источники воздействия на окружающую среду и лес.
5. Причины и последствия смены древесных пород.
Критерии оценивания тестовых заданий
10-8 баллов «отлично» - Выполнено 86-100 % заданий
7-5 баллов «хорошо» - Выполнено 71-85 % заданий
4-2 баллов «удовлетворительно» - Выполнено 56-70 % заданий
Менее 2 баллов «неудовлетворительно» - Выполнено 0-56 % заданий
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п