учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение геоинформации, её измерения и передачи; изучение принципов построения моделей данных в геоинформационных системах (ГИС); формировать умение собирать, регистрировать, хранить и обрабатывать геоинформацию; формировать умение использовать современные ГИС для работы с геоинформацией; формировать навыки применения современных ГИС для принятия конечных решений
ОПК-2: Способен разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации, рецензии в области землеустройства и кадастров с применением геоинформационных систем и современных технологий;
ИД-1ОПК-2 Применяет доступные технологии, в том числе геоинформационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-1ОПК-3 Осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает, сохраняет и передает ее
ИД-1ПЦК-1 Знает принципы построения и классификацию, архитектуру баз данных, методы управления базами данных
ИД-2ПЦК-1 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3ПЦК-1 Владеет навыками применения программ ведения баз данных в профессиональной деятельности
ОПК-3: Способен осуществлять поиск, обработку и анализ информации для принятия решений в научной и практической деятельности;
ИД-1ОПК-2 Применяет доступные технологии, в том числе геоинформационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-1ОПК-3 Осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает, сохраняет и передает ее
ИД-1ПЦК-1 Знает принципы построения и классификацию, архитектуру баз данных, методы управления базами данных
ИД-2ПЦК-1 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3ПЦК-1 Владеет навыками применения программ ведения баз данных в профессиональной деятельности
ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;
ИД-1ОПК-2 Применяет доступные технологии, в том числе геоинформационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-1ОПК-3 Осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает, сохраняет и передает ее
ИД-1ПЦК-1 Знает принципы построения и классификацию, архитектуру баз данных, методы управления базами данных
ИД-2ПЦК-1 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3ПЦК-1 Владеет навыками применения программ ведения баз данных в профессиональной деятельности
задач
деятельности
задач
деятельности
деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень рекомендуемых источников информации для конспектирования
Перечень тем рефератов,
Комплект практических заданий,
Комплект тестовых заданий
Геоинформационные технологии в системе управления земельными ресурсами
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень экзаменационных вопросов
1. Предмет геоинформатики: определение, происхождение, значение в обществе (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
2. Основные понятия геоинформатики: геосвойства, геоданные, геоинформация, геоинформационная тех-нология (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
3. Основные задачи и практическое применение геоинформатики для управления земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
4. Структура геоинформатики (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
5. Взаимосвязь геоинформатики с другими дисциплинами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
6. Сущность геоинформационной технологии и области применения (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
7. Возможности геоинформационной технологии для управления земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
8. Геоинформационные продукты для земельного кадастра: первичные и производные (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
9. ГИС – основной технологический модуль геоинформационной технологии (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
10. Стандартная структура ГИС (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
11. История развития ГИС, основные этапы (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
12. Классификация ГИС по назначению, проблемно-тематической ориентации, территориальному охвату (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
13. Подсистема ввода геоинформации ГИС (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
14. Подсистема обработки и анализа геоинформации ГИС (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
15. Подсистема вывода геоинформации ГИС, основные периферийные устройства (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
16. Программное обеспечение ГИС, характеристика основных программных продуктов (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
17. Виды специализированных программ: инструментальные ГИС, ГИС-вьюверы, средства обработки ДДЗ, векторизаторы, средства моделирования, справочно-картографические системы (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
18. Техническое обеспечение ГИС: основные приборы и методики регистрации геоданных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
19. Сущность лазерного сканирования при оценке земельных ресурсов (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
20. Сущность околоземной съёмки при оценке земельных ресурсов (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
21. Информационное обеспечение ГИС, основные источники геоданных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
22. Основные стандарты и форматы исходных геоданных для управления земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
23. Геоинформация: определение и классификация (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
24. Технологическая классификация геообъектов в ГИС: точки, линии, полигоны (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
25. Модели представления данных в ГИС: растровая, векторная (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
26. Ввод пространственных геоданных, сущность векторизации карт (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
28. Топологическая модель данных в ГИС (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
29. Базы данных, основные этапы развития (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
30. Отличительные признаки базы данных от других систем хранения информации (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
31. Сущность системы управления базой данных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
32. Классификация баз данных и систем управления базами данных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
33. Реляционная модель организации атрибутивных данных в ГИС (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
34. База географических данных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
35. Картографическая база данных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
36. Компоненты пространственных данных: расположение, пространственные отношения, качественно-количественные характеристики, время (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
37. Банки географических данных (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
38. Сущность геоинформационного картографирования, история развития (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
39. Особенности геоинформационного картографирования (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
40. Классификация геоинформационного картографирования по пространственным уровням и видам зе-мельных ресурсов (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
41. Принципы геоинформационного картографирования в управлении земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
42. Назначения и область применения пакета ArcGIS в управлении земельными ресурсами: проект, вид, тема (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
43. Использования приемов компьютерной графики пакета ArcGIS в тематическом картографировании зе-мельных ресурсов (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
44. Использование данных дистанционного зондирования в управлении земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1)
45. Использование геоинформационных ресурсов сети Интернет в управлении земельными ресурсами (ОПК-2, ОПК-3, ПЦК-1).
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
Тема 1. Основы геоинформатики
1. Какова основная задача науки «геоинформатика»?
2. Каковы предмет и задачи геоинформатики?
3. Что такое геоинформационная технология?
4. Какие дисциплины входит в структуру геоинформатики?
5. Каковы основные периоды развития ГИС?
6. Основные особенности технологий геоинформатики.
7. Роль информатизации в развитии общества.
8. Понятие о ГИС и ЗИС.
Тема 2. Значение ГИС в территориальной деятельности общества
1. Какова основная особенность ГИС?
2. Каковы основные технологические модули стандартной ГИС?
3. Из каких компонентов состоит система ввода геоинформации?
4. Из каких компонентов состоит система вывода геоинформации?
5. Классификация ГИС.
6. Как происходит создание геоданных?
7. Области применения ГИС.
8. Компоненты и функции ГИС.
9. Классификация ГИС.
10. Состав ГИС.
Тема 3. Информационное обеспечение ГИС
1. Основные источники информации для ГИС.
2. Какие тематические карты используются в ГИС?
3. Что собой представляют данные дистанционного зондирования?
4. Для чего нужны данные государственных и ведомственных кадастров?
5. Каково значение геопорталов?
6. Геосвойства, создание геоданных и геоинформации.
7. Источники геоинформации.
8. Модели представления геоданных а ГИС.
9. ДДЗ в ГИС
10. Что такое база данных
11. Что такое банк данных
12. Цель и задачи создания картографической базы данных земельных ресурсов
13. Этапы создания картографической базы данных земельных ресурсов
14. Результат создания картографической базы данных земельных ресурсов
Тема 4. Программно-техническое обеспечение ГИС.
2. Особенности геоинформационного технического обеспечения.
3. Основные приборы для регистрации геоинформации.
4. Какие специалисты формируют современную ГИС-индустрию?
5. Что представляет собой околоземная съемка с помощью БПЛА?
6. В чем сущность лазерного сканирования?
7. Средства регистрации геоданных.
8. Программные продукты.
9. Аппаратные средства.
10. Технические решения для реализации функций ГИС.
11. Концепция базы и банка данных.
12. Модели данных.
13. Классификация баз данных.
14. Картографические базы данных.
15. Основные этапы проектирования.
16. Технологическая схема создания.
17. Архитектура СУБД.
Тема 5. Геоинформационное картографирование и моделирование
1. Какие задачи позволяет решать ЭТК?
2. Основные функциональные возможности ЭТК.
3. Каковы основные этапы создания карт земельных ресурсов?
4. Какие виды деятельности образуют ГК?
5. Основные компоненты ГИС-проекта.
6. Какова сущность моделирования?
7. Основные виды моделирования в ГИС
8. Каковы основные аналитические алгоритмы ГИС-программ?
9. Какова сущность запросов в ГИС?
10. Как создается ЦМР?
11. Какие задачи позволяет решать ЦМР?
12. Пространственные уровни ГК
13. Автоматизированная картография, особенности и организация.
14. Создание цифровых карт.
15. Технологическая схема обработки топографо-геодезической информации.
16. Требование к качеству цифровых топографических карт.
17. Основные аналитические функции ГИС.
18. Пространственный анализ.
19. Геоинформационный мониторинг земельных ресурсов.
20. Что такое модель?
21. что такое моделирование?
22. Какие задачи чаще всего решаются в ГИС при анализ пространственного моделирования
23. Результат анализа возможностей для пространственного моделирования основных аналити-чески алгоритмов ГИС
24. Области применения результатов анализа возможностей для пространственного моделиро-вания основных аналитически алгоритмов ГИС
25. Методологические основы моделирования в ГИС.
26. Особенности моделирования в ГИС.
27. Методы моделирования.
28. Виды представления данных.
29. Что включает математическое моделирование представления данных?
30. Что является результатом математического моделирования
Тема 6. Геоинформационные системы и данные дистанционного зондирования Земли
1. ДДЗЗ в структуре базовых пространственных данных.
2. Основные этапы обработки ДДЗЗ.
3. Использование ДДЗЗ в различных видах кадастра.
4. Применение ДДЗЗ для природопользования и охраны окружающей среды
5. Значение анализа обеспеченности земельными ресурсами субъектов СФО.
6. Цель анализа обеспеченности земельными ресурсами субъектов СФО.
7. Результат анализа обеспеченности земельными ресурсами субъектов СФО.
8. Методы анализа обеспеченности земельными ресурсами субъектов СФО.
9. Этапы анализа обеспеченности земельными ресурсами субъектов СФО.
Перечень рекомендуемых источников информации для конспектирования
Учебная литература
1. Алешин Л.И. Информационные технологии. — Учебное пособие. М: Московская финансово-промышленная академия, 2008.
3. Берлянт А.М. Геоиконика. М.: Астрея, 1996.
4. Берлянт А.М.Геоинформационное картографирование в экологических исследованиях // Геоэкоин-форматика. М.: МГУ, 1995. С. 38—48.
5. Геоинформатика: учеб, для студ. вузов / под. ред. В.С. Тикунова. В 2 кн. М.: Академия, 2010.
6. Бочарников В.Н., Блиновская Я.Ю. Геоинформационные системы в природопользовании. Владиво-сток: Мор. Гос. ун-т, 2009.
7. Взаимодействие картографии и геоинформатики / под ред. А.М. Бер-лянта, О.Р. Мусина. М.: Научный мир, 2000.
8. Картоведение / под ред. А.М. Берлянта. М.: Аспект Пресс, 2003.
9. Книжников Ю.Ф.Аэрокосмическое зондирование. Методология, принципы, проблемы: учеб, пособие. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1997.
10. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И., Тутубалина О.В.Аэрокосмические методы географических исследо-ваний. М.: Академия, 2011.
11. Кошкарев А.В., Каракин В.П. Региональные геоинформационные системы. М.: Наука, 1987.
12. Мартыненко А.И. Картографическое моделирование и геоинформационные системы // Геодезия и картография. 1994. № 9. С. 43—45.
13. Шахраманьян М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной без-опасности России (природно-техногенные аспекты). М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
14. Экоинформатика. Теория, практика, методы и системы / под ред. В.Е. Соколова. СПб.: Гидрометео-издат, 1992.
15. Сборник задач и упражнений по геоинформатике: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / под. ред. В.С. Тикунова. 2-е изд. М.: Академия, 2009.
16. Власов И.Б. Глобальные навигационные спутниковые системы: учеб, пособие. 2-е изд. М.: Рудомино, 2010.
17. Ковальчук Л.К., Шайтура С.В. Основы геоинформационных систем. М.: Рудомино, 2009.
18. Самардак А.С. Геоинформационные системы: эл. учебник. Владивосток: ДВГУ, 2005.
19. Журкин И.Г., Шайтура С.В. Геоинформационные системы: учеб, пособие. М.: КУДИЦ-пресс, 2009.
20. Гитис В.Г., Ермаков Б. В. Основы пространственно-временного прогнозирования в геоинформатике. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004.
21. Берлянт А.М. Картография. М.: КДУ, 2011.
22. Машбиц Л.М. Компьютерная картография и зоны спутниковой связи. М.: Горячая линия — Телеком, 2009.
23. Лурье И.К. Геоинформапионное картографирование: учеб, для студ. вузов. М: КДУ, 2010.
24. Чандра А.М., Гош С.К. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. М.: Техносфера, 2008.
25. Маккой Д. Геообработка в ArcGIS. М.: DATA+ ltd, 2004.
26. Маккой Д. Работа с базами геоданных: упражнения. М.: DATA+ ltd, 2004.
27. Минами М. АгсМар. Руководство пользователя. Часть I. М.: DATA+ ltd, 2000.
28. Минами М. АгсМар. Руководство пользователя. Часть II. М.: DATA+ ltd, 2000.
29. ВьеноА. ArcCatalog. Руководство пользователя. М.: DATA+ ltd, 2001.
30. Чоговадзе Г.Г. Инфорнация: информация, общество, человек. М.: DATA+ ltd, 2003.
31. Трифонова Т.А., Мищенко И.В., Краснощеков А.Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях. М.: Академический проект, 2005.
Периодические издания:
1. «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель»
2. «Геодезия и Картография».
Перечень тем рефератов
Рекомендуемый план реферата
тема реферата;
основной текст реферата с разделами;
введение, суть проблемы;
описание проблемы и ее особенности;
влияние проблемы на развитие рассматриваемого в реферате направления;
влияние проблемы на общее состояние сферы землепользования и ее разных уровнях федеральном, региональном, муниципальном и частном;
варианты решения, предложения;
выводы.
1. Геоинформационные системы как средство управления муниципальным и региональным развитием.
2. Региональные геоинформационные системы и их характеристика.
3. Муниципальные геоинформационные системы и их особенности.
4. Социально-ориентированные ГИС и сфера их применения в управлении развитием города (региона).
5. Программные средства моделирования пространственных данных в ГИС.
6. Особенности геоинформационного картографирования объектов городской инфраструктуры.
7. Геоиконика – наука о геоизображениях и её связь с ГИС.
8. Муниципальные ГИС и Интернет
10. Использование геоинформационных технологий при создании подсистемы мониторинга хозяйственных систем и сооружений в регионе.
11. Геоинформационное обеспечение принятия управленческих решений на муниципальном (региональном) уровне.
12. Применение интегральных показателей для оценки влияния антропогенных факторов на территорию города (региона).
13. Специализированные учебные ГИС.
14. Применение математико-картографического моделирования при решении задач регионального и муниципального управления.
15. Оценка эколого-экономического ущерба окружающей природной среде при авариях на территории города (региона)
16. Применение геостатистических методов для разработки управленческих решений.
Комплект практических заданий
Задание 1. Создание общегеографической карты
Задание посвящено знакомству с базами пространственных данных а также созданием тематиче-ских карт на их основе. Вы научитесь извлекать из базы данных и визуализировать пространственные дан-ные, оформлять легенду, сетку координат и зарамочные элементы карты.
Цель задания — знакомство с моделями пространственных объектов и базой пространственных данных. Визуализация данных на карте. Оформление легенды и компоновки карты.
Параметр Значение
Теоретическая подго-товка Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных объектов, картографические проекции
Практическая подго-товка Не требуется
Исходные данные Картографическая база данных на территорию Швейцарии
Результат Общегеографическая карта Швейцарии в масштабе 1:1 750 000.
Ключевые слова Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных данных, классы пространственных объектов, визуализация пространственных данных
Контрольный лист
• Добавить на карту слои базы пространственных данных и оформить их
• Настроить подписи объектов
• Создать компоновку карты и легенду
• Экспортировать результат в графический файл
Задание 2. Создание климатической карты
Задание посвящено знакомству с базами пространственных данных а также созданием тематиче-ских карт на их основе. Вы научитесь извлекать из базы данных и визуализировать пространственные дан-ные, оформлять легенду, сетку координат и зарамочные элементы карты.
Цель задания — знакомство с моделями пространственных объектов и базой пространственных данных. Визуализация данных на карте. Оформление легенды и компоновки карты.
Параметр Значение
Теоретическая подго-товка Не требуется
Практическая подго-товка Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных объектов, картографические проекции
Исходные данные Климатические пояса по Алисову (полигональный слой), границы морей и океанов IHO (International Hydrographic Organization), направления основных течений OSCAR (Ocean Surface Current Analyses – Real time), крупнейшие мировые реки и озера, города (данные Esri).
Результат Тематическая карта «Климат и основные объекты гидросферы» масштаба 1:90 000 000
Ключевые слова Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных данных, классы пространственных объектов, визуализация пространственных данных, геоинформационное картографирование
Контрольный лист
• Добавить на карту слои базы пространственных данных и оформить их
• Настроить подписи объектов
• Создать компоновку карты, легенду и координатную сетку
• Экспортировать результат в графический файл
Задание посвящено знакомству с ГИС на примере создания социально-экономической карты. Вы познакомитесь с представлением площадных, линейных, точечных объектов в базе пространственных данных. Научитесь создавать карты на их основе, оформлять легенду, добавлять сетку координат и за-рамочные элементы карты, познакомитесь с применением картограмм и картодиаграмм в геоинформаци-онном картографировании
Цель задания — знакомство с моделями пространственных объектов и базой пространственных данных. Визуализация данных на карте. Оформление легенды и компоновки карты.
Параметр Значение
Теоретическая подго-товка Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных объектов, картографические проекции
Практическая подго-товка Не требуется
Исходные данные Сетка субъектов Федерации с привязанной статистикой по населению, государственная граница России, крупнейшие города России, крупнейшие озера, страны.
Результат Тематическая карта «Население России» масштаба 1:35 000 000
Ключевые слова Модели пространственных данных, модели пространственных объектов, базы простран-ственных данных, классы пространственных объектов, визуализация пространственных данных, геоинформационное картографирование
Контрольный лист
• Добавить на карту слои базы пространственных данных и оформить их
• Настроить подписи объектов
• Создать компоновку карты, легенду и координатную сетку
• Экспортировать результат в графический файл
Задание 4. Привязка и цифрование административной карты
Задание посвящено знакомству с привязкой растровых карт, созданием и наполнением баз про-странственных данных путем цифрования, оформлением карт на основе баз данных. В этом задании вы также познакомитесь с запросами, с помощью которых можно ограничивать число отображаемых объек-тов.
В задании предлагается выполнить координатную привязку карты районов Лондона и оцифровать недостающие районы для создания персональной БГД «Административные районы Лондона». Далее, ис-пользуя запросы к БГД, по каждому району определить количество входящих в него отелей, и построить социально-экономическую карту, которая показывает способом картодиаграмм количество отелей в каж-дом районе. Работа завершается оформлением компоновки карты.
Цель задания — знакомство с привязкой, трансформированием и цифрованием геоизображений, элементами базовых технологий ГИС (оверлей, пространственные запросы).
Параметр Значение
Теоретическая подготовка Системы координат и проекции на картах, привязка геоизображений, трансформирование гео-изображений, цифрование геоизображений. Методы трансформации: аффинное, проективное, по-линомиальное, метод резинового листа (сплайны). Пространственные запросы, атрибутивные запросы, оверлей.
Практическая подготовка Знание основных компонент интерфейса ArcGIS Desktop (каталог, таблица содержания, карта). Работа с базой геоданных. Настройка символики и подписей объектов.
Исходные дан-ные Cлои картографической основы OpenStreetMap, растровая карта районов Лондона.
Результат База данных со слоем границ районов Лондона. Результаты выборки и статистика по количеству отелей в пределах каждого района. Картодиаграммы по числу отелей в каждом районе. Проект карты с оформленной компоновкой
Ключевые слова Системы координат, проекции, трансформирование координат, пространственная привязка, цифрование, оверлей, пространственные запросы, атрибутивные запросы, библиотеки символов, картодиаграммы
Контрольный лист
• Привязать растровую карту к опорным данным
• Дополнить класс районов путем цифрования растровой карты
• Заполнить названия новых районов
• Определить путем пространственного запроса количество отелей в каждом районе.
• Построить картодиаграммы по полученным значениям с использованием нестандартных библиотек символов
• Подготовить проект карты с компоновкой
Задание 5. Анализ цифровой модели рельефа
Цифровые модели рельефа играют важную роль в гидрологическом и геоморфологическом ана-лизе. Одно из основных приложений ЦМР, позволивших значительно упростить анализ речных систем, — это автоматизированное построение водосборов и расчет их морфометрических характеристик.
В задании вам предстоит автоматически выделить тальвеги и водосборы по цифровой модели ре-льефа. Тальвеги будут
Цель — научиться на основе цифровой модели рельефа выделять водотоки и их водосборные бассей-ны в автоматическом режиме. Осуществлять расчет статистики по высотам в рамках выделенных бас-сейнов.
Параметр Значение
Теоретическая подготовка Растровая модель пространственных данных. Цифровые модели рельефа (ЦМР) и их типы, по-строение ЦМР, построение производных поверхностей (углы наклона, направление тока, площадь водосбора). Гидрологический анализ ЦМР и его принципы.
Практическая подготовка Знание основных компонент интерфейса ArcGIS Desktop (каталог, таблица содержания, карта). Настройка символики и подписей объектов. Создание базы геоданных и классов пространствен-ных объектов. Инструменты геообработки ArcToolbox. Создание компоновки карты: название легенда, масштаб, градусная сетка.
Исходные дан-ные Цифровая модель рельефа по данным топографической карты масштаба 1:200 000.
Результат Карта водотоков и их водосборных бассейнов, построенная по ЦМР, с указанием средней высо-той каждого бассейна.
Ключевые слова Цифровая модель рельефа, гидрологический анализ ЦМР.
Контрольный список
• Добавить на карту цифровую модель рельефа и визуализировать ее методом послойной окраски
• Построить растр направлений тока
• Построить растр площади водосбора
• Выделить тальвеги путем запроса
• Присвоить тальвегам порядок по методу Стралера
• Векторизовать тальвеги
• Получить устья тальвегов
• Разделить устья впадающих водотоков
• Привязать полученные точки к растру аккумуляции тока
• Построить водосборные бассейны
• Конвертировать полученные бассейны в векторный вид
• Рассчитать статистику по высотам в пределах бассейнов
• Привязать рассчитанную статистику к площадям бассейнов
• Подписать бассейны по значению средней высоты
• Завершить оформление карты в режиме компоновки
Задание 6. Трехмерное моделирование
Трехмерные модели играют важную роль в географических исследованиях. Изучение рельефа и его морфометрических характеристик; моделирование полей распределения физических и химических показателей в океане, атмосфере и почвах; моделирование городской среды и транспортных коммуника-ций; моделирование поверхностей небесных тел; имитация чрезвычайных ситуаций и военных действий — это лишь краткий список тех задач, которые решаются с помощью анализа и визуализации 3D-моделей.
Задание посвящено знакомству с трехмерным ГИС-моделированием. Географическая задача, ко-торую вам предстоит решить — это определение зоны видимости в точке с учетом рельефа и физических препятствий, таких как дома и лесные массивы. Анализ зон видимости позволяет определить охват терри-тории доступный для визуального наблюдения.
Зона видимости ограничивается трехмерной линией небосвода (skyline). Чем круче угол направле-ния между точкой наблюдателя и линией небосвода, тем меньше будет открытость небосвода по данному направлению. Общая открытость небосвода характеризует долю видимой части небесной полусферы. Это важный топоклиматический параметр, накладывающий ограничение на объем поступающей прямой солнечной радиации. Как следствие, открытость небосвода учитывается при расчетах таяния снега, мо-делировании городского климата, оценке пригодности земель для сельского хозяйства.
В процессе занятия вы научитесь работать с растровыми и триангуляционными моделями релье-фа, управлять отображением слоев в виртуальной 3D-среде и использовать снимки в качестве текстуры трехмерных моделей, определять зону видимости и визуализировать ее.
Цель задания — знакомство с трехмерными моделями данных, трехмерной визуализацией и анализом в ГИС
Параметр Значение
Теоретическая подготовка Трехмерные модели данных, виртуальное моделирование, анализ цифровых моделей рельефа, построение зон видимости.
Практическая подготовка Знание основных компонент интерфейса ArcGIS Desktop (каталог, таблица содержания, карта). Настройка символики и подписей объектов. Создание базы геоданных и классов пространствен-ных объектов. Инструменты геообработки ArcToolbox. Создание компоновки карты: название легенда, масштаб, градусная сетка.
Исходные дан-ные База данных ГИС “Сатино”, аэрофотоснимок сверхвысокого разрешения.
Результат Трехмерная модель Сатинского учебного полигона, зоны видимости и линии небосвода для двух обзорных точек
Ключевые слова Трехмерный анализ и моделирование, цифровые модели рельефа (ЦМР), драпировка снимка
Контрольный лист
• Подготовить вспомогательные объекты для учета препятствий.
• Преобразовать растровые данные в триангуляционные.
• Визуализировать данные в трехмерной среде (приложение ArcScene).
• Выполнить анализ зоны видимости наблюдательного пункта при разных положениях его высоты.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п