учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение биохимической статистики (содержание воды, белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, минеральных и других веществ в организме животных); биохимической динамики: метаболизма процессов ассимиляции и диссимиляции на молекулярном, клеточном, органном, тканевом уровне и целого организма
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
ИД-1 ОПК-4. основы биохимии, современные биохимические технологии с использованием приборно-инструментальной базы, основные биохимические понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач
ИД-2 ОПК-4 обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные биохимические технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные биохимические понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач
ИД-3 ОПК-4 навыками реализации в профессиональной деятельности современных технологий с использованием приборно-инструментальной базы и использования основных естественных, биологических и профессиональных понятий, а также методов при решении общепрофессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Количественное определение витамина С
Биологическая химия : учебно-методическое пособие / Т. Ц. Дагбаева ; М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2022. - 103 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00108. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - 212.59 р. - Текст : непосредственный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
комплект контрольных вопросов по темам
Комплект тестовых заданий
Темы заданий для работы в малых группах
Темы конспектов /докладов
Биологическая химия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. β-окисление ненасыщенных жирных кислот (ОПК-4).
2. Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз (примеры) (ОПК-4).
3. Аминокислотный состав белков (ОПК-4).
4. Апофермент, кофермент, холофермент (ОПК-4).
5. Белки: функции в организме, классификация (ОПК-4).
6. Биосинтез нуклеиновых кислот: биосинтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов, полинуклеотидов ДНК и РНК (ОПК-4).
7. Взаимосвязь обмена углеводов, липидов и белков (ОПК-4).
8. Водорастворимые витамины: представители, роль для организма, признаки гиповитаминоза (ОПК-4).
9. Гликогенолиз и его биологическое значение (ОПК-4).
10. Гликолиз, его биологическое значение, последовательность реакций гликолиза в анаэробных условиях. Энергетический выход или КПД гликолиза (ОПК-4).
11. Глюкоза - важнейший метаболит углеводного обмена. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме (ОПК-4).
12. Глюкозо-6-фосфат, схема путей его образования и использования в организме (ОПК-4).
13. Гнилостное разложение белков в кишечнике (ОПК-4).
14. Дисахариды: краткая характеристика отдельных представителей, биологическая роль в организме (ОПК-4).
15. Жирорастворимые витамины: представители, роль для организма, признаки гиповитаминоза (ОПК-4).
16. Классификация гормонов, характеристика отдельных представителей (ОПК-4).
17. Классификация липидов и их биологическая роль в жизнедеятельности организма (ОПК-4).
18. Классификация ферментов (ОПК-4).
19. Конечный обмен белков: превращения аммиака, нейтрализация ядовитых соединений (ОПК-4).
20. Коферменты: НАД, НАДФ, ФМН, ФАД, ТПФ, КоА (ОПК-4).
21. Краткая характеристика гомо- и гетерополисахаридов. Их биологическое и физиологическое значение (ОПК-4).
22. Минеральные вещества: макро- и микроэлементы, роль для организма (ОПК-4).
23. Моносахариды, краткая характеристика отдельных представителей, биологическая роль (ОПК-4).
24. Насыщенные жирные кислоты, их биологическая роль (ОПК-4).
25. Ненасыщенные жирные кислоты, их физико-химические свойства и значение для клеток. Незаменимые липидные факторы питания (ОПК-4).
26. Обмен минеральных веществ: всасывание, промежуточный обмен, конечный обмен (ОПК-4).
27. Обратимость действия ферментов (ОПК-4).
28. Общая характеристика нуклеиновых кислот (ОПК-4).
29. Общие свойства и биологическая роль витаминов (ОПК-4).
30. Общие свойства ферментов (ОПК-4).
31. Особенности переваривания белков у жвачных животных (ОПК-4).
32. Особенности переваривания углеводов у жвачных животных (ОПК-4).
33. Переваривание белков: ферменты, участвующие в процессе, пищеварительные секреты (ОПК-4).
34. Переваривание углеводов (ОПК-4).
35. Пищеварительные ферменты (ОПК-4).
36. Пищевые жиры и их переваривание. Всасывание продуктов переваривания (ОПК-4).
37. Природа ферментов, их роль в организме (ОПК-4).
38. Пути обезвреживания токсичных продуктов распада белков (ОПК-4).
39. Реакции превращения аминокислот в организме (ОПК-4).
40. Роль гормонов для организма (ОПК-4).
41. Специфичность действия ферментов (ОПК-4).
42. Углеводы: функции в организме, классификация (ОПК-4).
43. Уровни структурной организации белковой молекулы (ОПК-4).
44. Участие витаминов в обмене веществ (ОПК-4).
45. Участие отдельных аминокислот в обменных процессах (ОПК-4).
46. Физико-химические свойства белков (ОПК-4).
47. Характеристика макроэлементов (ОПК-4).
48. Характеристика микроэлементов (ОПК-4).
49. Химическая природа и источники витаминов (ОПК-4).
50. Цикл трикарбоновых кислот и его биологическое значение (ОПК-4).
Тема 1. Свойства растворов электролитов и неэлектролитов. Осмос и осмотическое давление. Биологическое значение
1. Что такое осмос и осмотическое давление?
2. Какие растворы называются изотоническими?
3. Что такое гипо- и гипертонические растворы?
4. Какое давление называется онкотическим?
Тема 2. Ионное произведение воды. рН среды
1. Что называется ионным произведением воды?
2. В каких пределах изменяется концентрация водородных и гидроксильных ионов в разбавленных водных растворах?
3. Что такое pH?
4. Какое влияние pH среды на биологические процессы в организме?
5. Что называется буферным действием?
6. Какие растворы называются буферными?
7. Опишите биологическую роль буферных систем крови.
8. Что называется буферной емкостью?
Тема 3. Коллоидные растворы, как особая дисперсная система. Методы получения коллоидного состояния вещества.
1. Растворы высокомолекулярных соединений и их свойства.
2. Чем отличаются растворы высокомолекулярных соеди¬нений от коллоидных растворов?
3. Что называется изоэлектрическим состоянием белка?
4. Что называется изоэлектрической точкой белка (ИЭТ)?
5. Как изменяются свойства белков в изоэлектрическом состо¬янии?
6. Что называется высаливанием?
7. Чем высаливание отлича¬ется от коагуляции и что между ними общего?
8. Коллоидная защита и ее роль в биологических процессах
Тема 4. Аминокислоты. Химический состав белков, строение белковой молекулы. Свойства и функции белков
1. Что такое белки? Каковы их элементный состав, содержание в пищевом растительном сырье?
2. На каких свойствах белков основаны их качественное обнаружение и количественное определение? Назовите цветные реакции на белки.
3. Как можно определить аминокислотный состав белков?
4. Какие аминокислоты называются протеиногенными? Их общее число, строение и свойства. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
5. Принципы классификации аминокислот. Гидрофильные (полярные) и гидрофобные (неполярные) аминокислоты, их характеристика и место расположения в молекуле белка радикалов этих аминокислот.
6. Классификация аминокислот по строению радикалов, по наличию аминных и карбоксильных групп.
7. Что такое пептиды и полипептиды? Строение белков. Ковалентные связи в молекуле белка. Функциональные группы в белках. Полноценные и неполноценные белки.
8. Какие нековалентные связи имеются в молекуле белка? Характеристика и схема образования этих связей.
9. Объясните первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белковой молекулы. Какие связи поддерживают каждую из этих структур? Нативнаяконформация белков.
10. Что такое денатурация белков? Какие факторы её вызывают? Роль денатурации в пищевой и ферментной промышленности.
11. Относительная молекулярная масса белков. Растворимость и осаждаемость белков. Какие факторы обуславливают устойчивость раствора белка?
12. Каким образом производят выделение, разделение и очистку белков? Что такое диализ и высаливание?
13. Амфотерность и изоэлектрическая точка белков. Кислые и основные белки. Электрофорез и его практическое применение.
14. Принципы классификации белков. Характеристика простых белков растительных организмов, их технологическое значение. Содержание этих белков в зёрнах злаковых и бобовых культур.
15. Сложные белки растительных организмов, их химический состав и биологическая роль.
Тема 5. Углеводы
1. Классификация углеводов. Углеводы картофеля, зерна, муки, крупы.
2. Какие моносахариды – гексозы и их производные встречаются в растениях и каковы их свойства? Что такое пентозы?
3. Какие дисахариды встречаются в растениях и каковы их свойства? Инвертный сахар. Восстанавливающие и невосстанавливающие сахара.
4. Строение, свойства, биологическое и пищевое значение крахмала.
5. Строение и использование в пищевой промышленности пектиновых веществ.
6. Ферментативные превращения моносахаридов в растениях. Что такое нуклеотидные производные сахаров?
7. Какие ферменты катализируют гидролиз сахарозы, мальтозы, лактозы? Источники этих ферментов.
8. Основные пути ферментативного распада крахмала. Роль амилаз в пищевой промышленности.
9. Биосинтез сахарозы и крахмала в растениях.
Тема 6. Липиды. Классификация липидов.
Свойства и функции липидов
1. Определение и биологическая роль липидов.
2. Строение, свойства, содержание в растениях нейтральных жиров (ацилглицеринов) и восков. Прогоркание жиров. Липоксигеназа.
3. Строение, свойства и роль в пищевой промышленности фосфатидов (лецитинов и кефалинов).
4. Строение и биологическая роль каротиноидов и растительных стероидов.
Тема 7. Нуклеиновые кислоты. Химический состав ДНК и РНК
1. Дайте определение нуклеиновым кислотам. Какие Вам известны виды нуклеиновых кислот, в чём их сходство и отличие?
2. Какие Вы знаете пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот? Напишите их формулы.
3. Назовите нуклеозиды и нуклеотиды, входящие в состав РНК и ДНК. Напишите их формулы.
4. Напишите формулы АДФ, АТФ, УДФ, УТФ, ЦТФ, ГТФ.
5. РНК, её состав, строение, типы, биологическая роль.
6. ДНК, её состав, строение, биологическая роль. Принцип комплементарности, правило Чаргаффа.
7. Охарактеризуйте свободные мононуклеотиды клетки, играющие важную энергетическую роль в клетках. Строение АТФ, НАД+, НАДФ, ФМН, ФАД, коэнзима А, их биологическая роль.
Тема 8. Биологически активные вещества. Ферменты.
Свойства ферментов и их значение.
1. Что такое ферменты? Какова их роль в живом организме и промышленности? Иммобилизованные ферменты.
2. Методы выделения и очистки ферментов. Единицы активности ферментов.
3. Каковы химическая природа и строение ферментов? Коферменты и простетические группы, их строение.
4. Что такое активный центр ферментов? Каков принцип его организации уодно- и двухкомпонентных ферментов?
5. В чём заключается специфичность ферментов? Назовите виды специфичности и приведите примеры.
6. Как зависит активность ферментов от рН и температуры? Назовите оптимальные значения рН и температуры для отдельных ферментов.
7. Как зависит скорость ферментативной реакции от количества субстрата и фермента? Константа Михаэлиса.
8. Каков механизм действия ферментов? Обратимость действия.
9. Что такое активаторы и ингибиторы ферментов? Каков механизм их действия?
10. Номенклатура и классификация ферментов. Назовите классы ферментов и типы катализируемых ими реакций.
11. К какому классу относятся и как называются ферменты, катализирующие гидролиз белков, жиров, углеводов?
12. Назовите различия между лиазами, лигазами, изомеразами, трансферазами.
Тема 9. Витамины. Классификация витаминов
1. Какие соединения называют витаминами? Принципы их классификации и номенклатура.
2. Строение и биологическое значение витаминов А и Д. Провитамины этих витаминов.
3. Строение и каталитические функции витаминов В1 и В2.
4. Почему витамин С обладает кислыми свойствами? Как сохранить витамин С в пищевых продуктах?
5. Строение и каталитические функции витамина РР.
6. Какими индивидуальными веществами представлен витамин В6? В составе каких ферментов он выполняет свою биологическую роль.
7. Какой витамин входит в состав кофермента А?
8. Химическая природа витамина Е. Для каких целей витамин Е используется в пищевой промышленности?
Тема 10. Гормоны. Железы внутренней секреции и синтезируемые ими гормоны. Значение гормонов
1. Назовите гормоны производные аминокислот.
2. Укажите гормоны стероидной природы.
3. Охарактеризуйте гормоны белки инсулин и глюкагон поджелудочной железы.
4. Перечислите пептидные гормоны.
5. Что представляют из себя простагландины, относятся ли они к гормонам?
Тема 11. Обмен веществ. Обмен углеводов. Гликолиз. Биологическое окисление. Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование
1. Что такое брожение и дыхание?
2. Каков химизм спиртового и молочнокислого брожения;
3. Что такое дыхательный коэффициент? От каких факторов зависит интенсивность дыхания? Влияние интенсивности дыхания на сохранность пищевого растительного сырья.
4. Каков механизм окислительного и неокислительного декарбоксилирования пировиноградной кислоты? Какие продукты образуются в результате этих видов декарбоксилирования пировиноградной кислоты?
5. Цикл Кребса и его биологическое значение.
6. Что представляет собой цепь переноса водорода и электронов на кислород? Что такое окислительное фосфорилирование?
7. В чём заключается взаимосвязь процессов брожения и дыхания? Каково значение ПВК в химизме брожения и дыхания?
8. Энергетическое значение анаэробного и аэробного распада глюкозы.
Тема 12. Окисление жиров. β-окисление жирных кислот
1. Ферментативный гидролиз нейтральных жиров и фосфолипидов.
2. Биосинтез глицерина и жирных кислот растениями.
3. Окисление глицерина и жирных кислот в растительных организмах.
4. Что происходит с глицерином и жирными кислотами, образующимися при гидролизе жира в процессе прорастания семян масличных культур?
5. Биосинтез нейтральных жиров (ацилглицеринов) и фосфолипидов в растениях.
Тема 13. Обмен белков. Дезаминирование, декарбоксилирование
1. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белков. Рибосомы.
2. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте животных.
4. Строение и биологическая роль ДНК и РНК.
5. Превращение аминокислот.
6. Гликонеогенез.
7. Синтез и распад пуриновых и пиримидиновых оснований и нуклеотидов.
8. Ключевые реакции и их роль в обмене веществ.
Тема 14. Взаимосвязь обменных процессов
1. Расскажите о связи обмена белков, углеводов и жиров. Напишите формулы соединений, образующихся во всех обменах.
Ситуационные задачи по дисциплине (модулю)
1. При изучении состава тетрапептида получено: 1) N-конец образован цистеином и в составе пептида имеются триптофан, пролин, серин: 2) после гидролиза тетрапептида химотрипсинов остается трипептид, содержащий триптофан, цистеин, пролин.
Вопрос: Определите последовательность аминокислот в тетрапептиде.
2. Многие заболевания в своем развитии приводят к накоплению в плазме крови таких кислот, как молочная, ацетоуксусная и β-гидрооксимасляная. Накопление может быть настолько интенсивным, что говорят о возникновении ацидоза, то есть закисление крови ниже нормы (рН 7,366-7,44).
Вопрос: Объясните, в чем состоит опасность ацидоза для организма.
3. Белки, входящие в рацион молодых белых крыс, содержат только перечисленные аминокислоты- Тир, Гис, Лиз, Три, Фен, Ала, Сер, Гли, Вал, Лей.
Вопрос: Могут ли возникнуть нарушения в их развитии, почему?
4. При изготовлении сыра для быстрого створаживания молока к нему добавляют очищенный желудочный сок телят.
Вопрос: Назовите цель такого процесса.
5. Жвачные животные (например, коровы, лошади, овцы и козы) используют микроорганизмы для предварительного переваривания целлюлозы травянистых растений и листьев деревьев. В отличие от других животных в питании жвачных должен присутствовать в больших количествах кобальт. В тех местах, где содержание кобальта в почве невелико (например, в Австралии), это представляет серьезную проблему для скотоводства.
Вопрос: Объясните, почему в питании жвачных животных должен присутствовать кобальт.
6. На рубеже XIX – XX веков в Австалии стали гибнуть тысячи овец от так называемой кустарниковой болезни. Поскольку болезнь была похожа на малокровие, то животным стали давать препараты железа. Однако лечение помогало только в случае наличия в препаратах примеси кобальта.
Вопрос 1: Укажите причину анемии у животных.
Вопрос 2: Почему препараты железа с примесью кобальта оказывали положительное действие?
7. Что такое осмос и Осмотическое давление? Вычислите осмотическое давление раствора глюкозы при 37°С, если в 100 г воды растворено 0,18 г глюкозы.
8. Какие растворы называются изотоническими? Являются ли изотоническими (при t = 20°С) растворы, содержащие в 100 г воды: а) 1,8 г глюкозы, б) 0,92 г глицерина?
9. Что такое гипо- и гипертонические растворы? Какой из указанных растворов является гипотоническим по отношению к другому, если в 100 г воды содержится: а) 1,8 г глюкозы, б) 1,71 г сахарозы при одинаковой температуре?
10. Какое давление называется онкотическим? 1 г белка растворен в 100 г воды при 25°С. Чему равно осмотическое давление раствора, если молекулярная масса белка составляет 10000?
11. Что называется ионным произведением воды? В каких пределах изменяется концентрация водородных и гидроксильных ионов в разбавленных водных растворах? Вычислите концентрацию гидроксильных ионов, если pH = 5.
12. Что такое pH? Влияние pH среды на биологические процессы в организме. Вычислите pH раствора, если концентрация гидроксильных ионов равна 10-5 .
13. Что называется буферным действием? Вычислите pH буферного раствора, состоящего из 3 мл уксусной кислоты и 12 мл ацетата натрия одинаковой концентрации. Константа электролитической диссоциации уксусной кислоты равна 1,85 *10-5 .
14. Какие растворы называются буферными? Вычислите pH буферного раствора, состоящего из 4 мл угольной кислоты и 16 мл гидрокарбоната натрия одинаковой концентрации. Константа электролитической диссоциации угольной кислоты равна 3,7 *10-7 .
15. Опишите биологическую роль буферных систем крови. Вычислите pH буферного раствора, состоящего из 10 мл дигидрофосфата натрия и 5 мл гидрофосфата натрия. Константа электролитической диссоциации иона Н2Р04 равна 1,54* 10-7 .
16. Что называется буферной емкостью? В чем выражают буферную емкость? Вычислите pH буферного раствора, состоящего из 8 мл молочной кислоты и 4 мл молочнокислого натрия. Константа электролитической диссоциации молочной кислоты равна 1,8 *10-5
17. Что называется изоэлектрическим состоянием белка? Как заряжены частицы белка при pH = 4,0 и pH = 8,5, если изоэлектрическая точка этого белка равна 5,5?
18. Объясните механизм образования электрического заря¬да на поверхности белковой молекулы. Как заряжены частицы белка при pH = 4,0 и pH = 9,0, если изоэлектрическая точка этого белка равна 8,5?
19. Что называется изоэлектрической точкой белка (ИЭТ)? ИЭТ альбумина равна 4,8. Белок помещен в буферный раствор с pH = 5,5. Как будут заряжены частицы альбумина?
20. Как изменяются свойства белков в изоэлектрическом состоянии? Желатин помещен в буферный раствор с pH = 3. Определите знак заряда частиц желатина, если изоэлектрическая точка его 4,7.
21. В состав белков пищи, которую скармливали животным входили пептиды следующего состава:
Ала—Сер—Гли—Тир—Гис—Фен—Лиз—Три—Вал—Лей.
А. Назовите ферменты (и номер соответствующей связи), которые расщепляют эти пептиды:
1) в желудке;
2) в просвете тонкого кишечника;
3) в слизистой тонкого кишечника (в кишечной кайме).
Б. Назовите продукты, которые образуются в результате совместного действия ферментов, и укажите их дальнейшую судьбу.
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Ферменты – это:
а) катализаторы углеводной природы;
б) катализаторы белковой природы;
в) катализаторы неорганической природы;
г) катализаторы липидной природы.
2. Как называется небелковая часть сложного фермента, отвечающая за катализ?
а) Кофермент; б) апофермент.
3. К какому классу относятся ферменты, катализирующие реакции переноса функциональных групп и молекулярных остатков с одной молекулы на другую?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) оксидоредуктазы; г) изомеразы.
4. Как называется центр фермента, в котором происходит присоединение субстрата?
а) Каталитический; б) аллостерический;
в) субстратный; г) активный.
5. Ферменты, катализирующие расщепление химических связей без присоединения воды, относятся к классу:
а) трансфераз; б) лигаз;
в) лиаз; г) гидролаз;
д) изомераз.
6. К какому классу относится фермент алкогольдегидрогеназа с индексом КФ 1.1.1.1?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) изомеразы; г) оксидоредуктазы.
7. Укажите соответствие номера и названия класса ферментов:
название класса: номер класса:
а) лигазы; 1) 4;
б) лиазы; 2) 5;
в) изомеразы; 3) 6.
8. Какой фермент обладает абсолютной специфичностью:
а) Химотрипсин
б) Пепсин
в) Уреаза
г) Липаза
д) L-оксидаза
9. Как называется участок молекулы фермента, ответственный одновременно и за присоединение вещества, подвергающегося ферментативному действию, и за осуществление ферментативного катализа:
а) Гидрофобный центр
б) Каталитический центр
в) Активный центр
г) Адсорбционный центр
д) Аллостерический центр
10. При каком рН большинство ферментов проявляют максимальную активность:
а) Кислом рН=1.5-2.0
б) Щелочном, рН=8.0-9.0
в) Близком к нейтральному
г) Только при рН=7^0
11. Какие изоферменты лактатдегидрогеназы локализованы преимущественно в печени:
а) ЛДГ1
б) ЛДГ2
в) ЛДГ3
г) ЛДГ4
д) ЛДГ5
12. Как ферменты влияют на энергию активации:
а) Увеличивают
б) Уменьшают
в) Не изменяют
13. К какому классу относятся ферменты, катализирующие внутримолекулярный перенос группы:
а) Оксидоредуктазы
б) Лиазы
г) Трансферазы
14. Какое значение рН является оптимальным для пепсина:
а) 1-2
б) 3-5
в) 5-7
г) Близкое к нейтральному
15. Сродство фермента к субстрату характеризует:
а) Константа седиментации
б) Константа Михаэлиса
в) Константа равновесия
Вариант 2
1. Холоферментом называют:
а) надмолекулярный комплекс;
б) простой фермент;
в) сложный фермент;
г) фермент – субстратный комплекс.
2. Как называется белковая часть сложного фермента?
а) Кофермент; б) апофермент.
3. К какому классу относятся ферменты, катализирующие окислительно-восстановительные процессы?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) оксидоредуктазы; г) изомеразы.
4. Как называется центр фермента, отвечающий за катализ?
а) Каталитический; б) аллостерический;
в) субстратный; г) активный.
5. Ферменты, катализирующие синтез биологических молекул с участием АТФ, относятся к классу:
а) трансфераз; б) лигаз;
в) лиаз; г) гидролаз;
д) изомераз.
6. К какому классу относится фермент амилаза с индексом КФ 3.2.1.1?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) изомеразы; г) оксидоредуктазы.
7. Укажите соответствие номера и названия класса ферментов:
название класса: номер класса:
а) трансферазы; 1) 1;
б) гидролазы; 2) 2;
в) оксидоредуктазы; 3) 3.
8. Ферментом мембранного происхождения в сыворотке крови является:
а) Липаза
б) гамма-глутаминилтрансфераза
в) Орнитинкарбамоилтрансфераза
г) Гексокиназа
9. Для заместительной терапии используются ферменты:
а) Лактатдегидрогеназа
б) Катехол-О-метилтрансфераза
в) Пепсин
г) Фосфолипаза С
10 К аминокислотам с гидрофобными радикалами относятся:
а) лейцин
б) валин
в) аспарагиновая кислота
г) лизин
д) аргинин
11. Радикалы аминокислот взаимодействуют при образовании:
а) первичной структуры
б) вторичной структуры
в) третичной структуры
12. Какие реакции будут положительны с пептидом цис-фен-глу-три:
а) биуретовая
б) ксантопротеиновая
в) Фоля
13. В образовании водородных связей могут участвовать радикалы аминокислот:
а) асн
б) глн
в) сер
г) ала
д) лей
а) первичная структура
б) вторичная структура
в) третичная структура
г) четвертичная структура
15. Наименование структуры, стабилизируемой водородными связями между пептидными группировками:
а) первичная
б) вторичная
в) третичная
г) четвертичная
Вариант 3
1. Апоферментом называют:
а) небелковую часть сложного фермента;
б) белковую часть сложного фермента;
в) сложный фермент;
г) вещество, подвергающееся ферментативному воздействию.
2. К какому классу относятся ферменты, катализирующие процессы изменения геометрической или пространственной конфигурации молекул?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) оксидоредуктазы; г) изомеразы.
3. Как называется центр фермента, при присоединении к которому какого-либо низкомолекулярного вещества изменяется активность фермента?
а) Каталитический; б) аллостерический;
в) субстратный; г) активный.
4. Ферменты, катализирующие процессы декарбоксилирования органических веществ, относятся к классу:
а) трансфераз; б) лигаз;
в) лиаз; г) гидролаз;
д) изомераз.
5. К какому классу относится фермент лактатдегидрогеназа с индексом КФ 1.1.1.27?
а) Гидролазы; б) трансферазы;
в) изомеразы; г) оксидоредуктазы.
6. Клеточные ферменты, локализованные в цитоплазме, проявляют максимальную активность при рН, близком:
а) 7; б) 2-3; в) 4-5; г) 9-10.
7. Укажите соответствие номера и названия класса ферментов:
название класса: номер класса:
а) трансферазы; 1) 1;
б) оксидоредуктазы; 2) 2;
в) изомеразы; 3) 5.
8. Для ферментов обладающих абсолютной специфичностью характерно:
а) превращение одного единственного субстрата
б) превращение группы субстратов с одинаковым типом связей
в) превращение стереоизомеров одного типа
9. Для точного количественного определения величины максимальной скорости реакции предпочтителен график, построенный по уравнению:
а) Михаэлиса-Ментен
б) Холдейна-Бриггса
в) Лайнуивера-Бэрка
10. Для точного количественного определения величины константы Михаэлиса предпочтителен график построенный по уравнению:
а) Михаэлиса-Ментен
б) Холдейна-Бриггса
в) Лайнуивера-Бэрка
11. Линейная зависимость скорости реакции от концентрации фермента достигается при:
а) недостатке субстрата
б) равном количестве субстрата и фермента
в) избытке субстарата
12. Какие цветные реакции можно использовать для обнаружения белков:
а) биуретовую
б) ксантопротеиновую
в) Миллона
г) Либермана-Бурхарда
13. Превращения пирувата в лактат отличаются по скорости в мышце сердца и печени, поскольку лактатдегидрогеназа в этих органах:
а) представлена разными изоформами
б) имеет разные кофакторы
в) расположена в разных компартментах
14. Реакция асп+тРНК+АТФ R Rасп-тРНК + АМФ +ФФ катализируется ферментами класса:
а) оксидоредуктаз
в) гидролаз
г) лиаз
д) изомераз
е) лигаз
15. Реакция алкоголь+НАД R ацетальдегид +НАДН+Н+ катализируется ферментом класса:
а) оксидоредуктазы
б) трансферазы
в) гидролазы
г) лиазы
д) изомеразы
е) лигазы
Темы заданий для работы в малых группах
1. Энергетика и кинетика химических процессов в организме
2. Свойства дисперсных систем и растворов биополимеров
3. Водородный показатель и его биологическое значение
4. Буферные системы
5. Характеристика коллоидных систем
6. Молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов
7. Электрокинетические свойства коллоидных растворов
8. Поверхностные явления и адсорбция. Гели
9. Аминокислоты. Химический состав белков, строение белковой молекулы. Свойства и функции белков
10. Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Свойства и функции углеводов
11. Липиды. Классификация липидов. Свойства и функции липидов.
12. Нуклеиновые кислоты. Химический состав ДНК и РНК
13. Ферменты. Свойства ферментов и их значение
14. Витамины. Классификация витаминов. Нарушения связанные с недостатком или отсутствием витаминов
15. Гормоны. Железы внутренней секреции и синтезируемые ими гормоны. Значение гормонов
16. Обмен веществ. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование
17. Обмен углеводов
18. Обмен липидов
19. Обмен простых и сложных белков
20. Минеральный и водный обмен
1. Классификация и роль пищевых добавок в производстве мясных полуфабрикатов.
2. Характеристика функционально-технологических (комплексных) пищевых добавок, используемых в производстве мясных полуфабрикатов.
3. Характеристика структурно-регулирующих пищевых добавок, используемых в производстве мясных полуфабрикатов.
4. Характеристика вкусо-ароматических пищевых добавок, используемых в производстве мясных полуфабрикатов.
5. Характеристика пищевых красителей, используемых в производстве мясных полуфабрикатов.
6. Характеристика антиокислителей, используемых в производстве мясных полуфабрикатов.
7. Ассортимент и технология производства мясных полуфабрикатов лечебно-профилактического назначения.
8. Производство полуфабрикатов из мяса рыбы.
9. Ассортимент и технология производства мясных полуфабрикатов специального назначения для детского питания.
10. Ассортимент и технология производства мясных полуфабрикатов специального назначения для диетического питания.
11. Энергетика и кинетика химических процессов в организме
12. Свойства дисперсных систем и растворов биополимеров
13. Буферные системы
14. Молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов
15. Электрокинетические свойства коллоидных растворов
16. Поверхностные явления и адсорбция. Гели
17. Нуклеиновые кислоты. Химический состав ДНК и РНК
18. Гормоны. Железы внутренней секреции и синтезируемые ими гормоны. Значение гормонов
19. Обмен углеводов
20. Обмен липидов
21. Обмен простых и сложных белков
22. Минеральный и водный обмен
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п