учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: Изучить продуктивные и племенные качества сельскохозяйственных животных, отдельные виды и породы животных и птицы, знать методы работы с ними, пути производства продукции на основе органического животноводства
ПКС-3: Способен планировать и организовать эффективное использование животных, материалов и оборудования;
Знать: Основы органического животноводства, научные основы обеспечения высокой продуктивности и здоровья животных, особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных
Уметь: обосновать технологические решения с учетом возможных последствий для здоровья и продуктивности животных в органическом животноводстве, использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
Владеть: навыками анализа и управления технологическими программами и процессами в органическом животноводстве
ПКС-4: Способен использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции животных;
Знать: Основы органического животноводства, научные основы обеспечения высокой продуктивности и здоровья животных, особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных
Уметь: обосновать технологические решения с учетом возможных последствий для здоровья и продуктивности животных в органическом животноводстве, использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
Владеть: навыками анализа и управления технологическими программами и процессами в органическом животноводстве
методы) комплексной оценки и селекции животных
методы) комплексной оценки и селекции животных
методы) комплексной оценки и селекции животных
методы) комплексной оценки и селекции животных
оценки и селекции животных
оценки и селекции животных
оценки и селекции животных
оценки и селекции животных
ПКС-5: Способен осуществлять контроль и координацию работ по содержанию, кормлению и разведению животных;
Знать: Основы органического животноводства, научные основы обеспечения высокой продуктивности и здоровья животных, особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных
Уметь: обосновать технологические решения с учетом возможных последствий для здоровья и продуктивности животных в органическом животноводстве, использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
Владеть: навыками анализа и управления технологическими программами и процессами в органическом животноводстве
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Преимущества органического животноводства
Содержание животных в соответствии с видовыми особенностями
Разновидности пищеварительной системы сельскохозяйственных животных
Жвачные животные
Моногастричные животные
Потребление кормов
Корма
Регистрация и контроль
Переход с обычного животноводства на органическое
Разведение и покупка животных
Регистрация и контроль
Переход с обычного животноводства на органическое
Разведение и покупка животных
Предпосылки и перспективы развития органического животноводства в Байкальском регионе
Традиционное природопользование в Байкальском регионе
Предпосылки и перспективы развития органического животноводства в Байкальском регионе
Традиционное природопользование в Байкальском регионе
Организация рационального использования пастбищных угодий
Организация рационального использования пастбищных угодий
Насатуев, Булат Дамчиевич.
Органическое животноводство : методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе для обучающихся сельскохозяйственных направлений / Б. Д. Насатуев ; М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2023. - 188 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02172. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
2. Комплект тестовых заданий
3.Комплект ситуационных задач
Органическое животноводство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. В чем отличия органического животноводства от обычного (традиционного) животноводства? (ПКС-4)
2. Каковы основные этапы развития животноводства? (ПКС-4)
3. В чем состоят преимущества органического животноводства перед обычным? (ПКС-4)
4. Какова роль животноводства в органическом сельском хозяйстве? (ПКС-4)
5. Что регламентирует постановление ЕС принятое 24 августа 1999 № 1804 / 99 / ЕС? (ПКС-5)
6. Каковы основные правила содержания животных в органическом животноводстве? (ПКС-4)
7. Каковы основные правила кормления животных в органическом животноводстве? (ПКС-4)
8. Каковы основные правила разведения и селекции животных в органическом животноводстве? (ПКС-3)
9. Каковы основные правила получения продукции и поддержания продуктивности животных в органическом животноводстве? (ПКС-4)
10. Каким образом в органическом животноводстве поддерживается здоровье животных, и как производится их лечение? (ПКС-4)
11. Какие существуют наиболее важные правила и стандарты для органического животноводства? (ПКС-4)
12. Как происходит регистрация предприятий занимающихся органическим хозяйством? (ПКС-4)
13. Как происходит контроль предприятий занимающихся органическим хозяйством? (ПКС-4)
14. Как происходит переход предприятий с обычного животноводства на органическое? (ПКС-4)
15. Каким образом регламентируется разведение животных в органическом хозяйстве и покупка их из других хозяйств? (ПКС-4)
16. Каковы на Ваш взгляд перспективы развития органического сельского хозяйства в России? (ПКС-3)
17. Что тормозит развитие органического сельского хозяйства в нашей стране? (ПКС-4)
18. С какими проблемами сталкиваются сельские товаропроизводители желающие производить продукцию по принципам органического сельского хозяйства? (ПКС-4)
19. Какие проблемы позволит решить закон об органическом о производстве органической сельскохозяйственной продукции? (ПКС-4)
20. Какие статьи и положения необходимо внести в данный закон на ваш взгляд, для обеспечения эффективного функционирования органических предприятий? (ПКС-4)
21. В чем особенности природно-климатических и экологических условий Байкальского региона для содержания различных видов животных? (ПКС-4)
22. Какие существуют предпосылки и перспективы развития органического животноводства в Байкальском регионе? (ПКС-5)
23. Охарактеризуйте традиционное природопользование в Байкальском регионе (ПКС-4)
24. Охарактеризуйте номадных животных разводящихся в Байкальском регионе (ПКС-4)
25. Дайте характеристику технологии содержания номадных животных Байкальского региона? (ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. В чем состоят преимущества органического животноводства перед обычным?
2. Какова роль животноводства в органическом сельском хозяйстве?
3. Что регламентирует постановление ЕС принятое 24 августа 1999 № 1804 / 99 / ЕС
4. Каковы основные правила содержания животных в органическом животноводстве?
5. Каковы основные правила кормления животных в органическом животноводстве?
6. Каковы основные правила разведения и селекции животных в органическом животноводстве?
7. Каковы основные правила получения продукции и поддержания продуктивности животных в органическом животноводстве?
8. Каким образом в органическом животноводстве поддерживается здоровье животных, и как производится их лечение?
9. Какие существуют наиболее важные правила и стандарты для органического животноводства?
10. Как происходит регистрация предприятий занимающихся органическим хозяйством?
11. Как происходит контроль предприятий занимающихся органическим хозяйством?
12. Как происходит переход предприятий с обычного животноводства на органическое?
13. Каким образом регламентируется разведение животных в органическом хозяйстве и покупка их из других хозяйств?
14. Каковы на Ваш взгляд перспективы развития органического сельского хозяйства в России?
15. Что тормозит развитие органического сельского хозяйства в нашей стране?
16. С какими проблемами сталкиваются сельские товаропроизводители желающие производить продукцию по принципам органического сельского хозяйства?
17. Какие проблемы позволит решить закон об органическом о производстве органической сельскохозяйственной продукции?
18. Какие статьи и положения необходимо внести в данный закон на ваш взгляд, для обеспечения эффективного функционирования органических предприятий?
19. В чем особенности природно-климатических и экологических условий Байкальского региона для содержания различных видов животных?
20. Какие существуют предпосылки и перспективы развития органического животноводства в Байкальском регионе?
22. Охарактеризуйте номадных животных, разводящихся в Байкальском регионе
23. Дайте характеристику технологии содержания номадных животных Байкальского региона?
Комплект ситуационных задач
Задача 1
На свиноферме от 10 свиноматок было получено 97 поросят, из которых у 4 была наследственная аномалия – пупочная грыжа.
Вопрос 1. Как определить, кто из свиноматок является носителем данной аномалии.
Вопрос 2. Если свиноматку – носителя аномального гена оставлять для использования в стаде, как избежать рождения поросят с клиническими проявлениями пупочной грыжи.
Решение:
Ответ1. Известно, что генетическая аномалия «пупочная грыжа» наследуется по простому рецессивному типу. Поэтому оба родителя поросенка с пупочной грыжей будут иметь генотип по данному признаку Аа (гетерозиготный), то есть являться носителями. Значит, свиноматка, у которой родился такой поросенок, является носителем аномального гена.
Ответ 2. Чтобы избежать рождения поросят с аномалиями необходимо данную свиноматку не спаривать с хряком-носителем. Потомство от такой свиноматки не использовать в племенном разведении.
Задача 2
В племенном заводе по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы содержание белка в молоке составляет 2,8 %. В соответствие с порядком и условиями бонитировки крупного рогатого скота молочных и молочно-мясных пород в молоке коров черно-пестрой породы содержание белка должно составлять 3,0 %. Какие факторы влияют на содержание белка в молоке?
Решение: На белковомолочность коров влияют как генетические факторы так и факторы окружающей среды. Важным фактором, влияющим на содержание белка и жира в молоке коровы, является наследственность, которая обусловлена методами племенной работы. Основной способ создания высокопродуктивных белковомолочных и жирномолочных стад - подбор на племя семейств и отдельных животных с высоким содержанием белка и жира и использование проверенных по потомству быков-производителей-улучшателей этих признаков для осеменения животных. Полноценное кормление коров обеспечивает продуцирование молока того состава, который обусловлен наследственностью. Общий недокорм приводит к снижению надоев и содержания жира и белка в молоке. Если в рационе коров переваримого протеина меньше нормы (норма 95-100 г на 1 ЭКЕ), содержание белка в молоке также снижается. С увеличением содержания протеина в рационе несколько повышается и содержание белка в молоке, однако белковый перекорм вреден для животных и экономически невыгоден. Необходимо также контролировать в рационе сахаропротеиновое отношение. Оптимальным значением его является 0,8-1,0, то есть когда на 80-100 г сахара приходится по 80-100 г переваримого протеина. Сахаропротеиновое отношение меньше 0,6 и больше 2 ухудшает использование питательных веществ рациона способствует нарушению обмена веществ в организме, снижает активность синтеза молочного жира и белка. На белковомолочность коров также влияют такие факторы как физиологическое состояние животных, продолжительность сервис- и сухостойного периодов, сезон отела, индивидуальные особенности и болезни животных.
Задача 3
На свиноводческом предприятии наблюдается большой отход поросят из-за задавливания их свиноматками. Что надо предпринять для снижения отхода поросят?
Задача 4
В конном заводе стоят два жеребца. Один – рекордист по резвости, за него заплатили очень дорого, но он имеет индекс препотентности 0,2. Другой – классный жеребец, но значительно уступает по резвости первому. Однако, его индекс препотентности 0,8. Как Вы рекомендуете использовать обоих производителей в племенном разведении.
Решение: Препотентность – способность стойко передавать свои качества потомству. О препотентности судят по индексу препотентности, который определяется в долях единицы: от 0,7 до 1,0 – высокий уровень, 0,5 – 0,69 - средний уровень, до 0,5 – низкий уровень. Низкий уровень препотентности рекордиста говорит, что он плохо передает свою резвость потомству, имеет узкую сочетаемость по генотипам, но с матками определѐнного происхождения всѐ-таки может дать очень ценное потомство. Необходимо определить происхождение тех конематок, с которыми жеребец дал отличное потомство, и стараться подбирать к нему этих маток и сходных с ними по происхождению. Индекс препотентности второго жеребца показывает его высокую сочетаемость с разными генотипами, поэтому к нему можно подбирать всех остальных маток.
Задача 5
В племенном заводе по разведению свиней крупной белой породы наблюдается низкая живая масса поросят при рождении 0,6-0,8 кг, а также высокий отход молодняка. Как повысить крупноплодность поросят и снизить падеж молодняка?
Решение: Крупноплодностью называют массу гнезда, а также массу поросенка, который он имеет при рождении. Как правило один поросенок при рождении весит порядка 1,2 кг. Крупноплодность во многом зависит от условий кормления и содержания свиноматок в период супоросности. Из практики свиноводства известно, что более крупные при рождении поросята лучше растут и развиваются, чем мелкие. Крупноплодность имеет низкую наследственную обусловленность: h2= 0,01-0,14. Значение массы поросят при рождении определяется их выживаемостью и скоростью роста в последующем. Представляет собой наследственно обусловленный признак, имеющий породные различия,
Комплект тестовых заданий
Модуль 1. Народнохозяйственное значение экологического животноводства. Современное состояние экологического животноводства за рубежом, в России и в Бурятии.
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Назовите очаги места одомашнивания животных
Варианты ответов:
1. китайский малый, индийский, юго- западно- азиатский, средиземноморский, андийский, африканский (1)
2. американский, европейский, азиатский, австралийский, германский.
3. монгольский, африканский, канадский.
4. монгольский, азиатский,
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Причины приручения и одомашнивания животных
Варианты ответов:
1. похолодание климата, появление частной собственности
2. потребность в продукции домашних животных
3. истощение охотничьих угодий, увеличение населения (1)
4. разнообразие диких животных
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Дикий предок крупного рогатого скота
Варианты ответов:
1. бизон, зубр
2. тур (1)
3. архар, аргали, муфлон
4. як монгольский, зебу
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Дикий предок овец
Варианты ответов:
1. архар, аргали, муфлон (1)
2. зубр, бизон, тур
3. тарпан, осел, зебра
4. тур, осел
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Чем отличаются домашние животные от прирученных
Варианты ответов:
1. только вырваны от природы
2. смолоду попадают в подчинение человеку
3. вложен труд многих поколений людей (1)
4. нет правильного ответа
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Назовите причины доместикационных изменений.
Варианты ответов:
1. применение естественного отбора
2. применение искусственного отбора
3. применение подбора
4. применение отбора и подбора (1)
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Порода это…
Варианты ответов:
1. целостная группа животных одного вида, созданная трудом человека в определенных социально- экономических условиях, имеющая общую историю развития и происхождения, общность к требованиям технологии производства и природным условиям и отличающаяся от других пород характерными признаками продуктивности, типом телосложения и стойко передающая свои качества потомству (1)
2. ценная группа племенных животных, происходящая от определенного выдающего родоначальника
3. группа животных обладающая определенными качествами и стойко передающая их по наследству
4. группа диких и домашних животных
Какие существуют виды классификации пород?
Варианты ответов:
1. По направлению продуктивности и по месту происхождения
2. По классам, по количеству труда, затраченного на их выведение, по направлению продуктивности и по месту происхождения
3. По количеству труда, затраченного на их выведение, по направлению продуктивности и по месту происхождения (1)
4. По группам, по количеству труда затраченного на их выведение, по направлению продуктивности
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Определение конституции животных по - Ф. Красоте
Варианты ответов:
1. конституция это характерное соотношение в развитии органов и тканей
2. конституция это совокупность биологических и хозяйственных свойств и признаков, характеризующих животное как единое целое
3. конституция это общее телосложение организма, обусловленное анатомо- физиологическими особенностями строения, наследственными факторами и выражающееся в характере продуктивности животного и его реагировании на влияние факторов внешней среды (1)
4. конституция это особенность телосложения
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
Классификация типов конституции по П.Н. Кулешову.
Варианты ответов:
1. дыхательный, пищеварительный и переходный
2. грубый, нежный, плотный, рыхлый (1)
3. крепкий, мягкий, твердый
4. дыхательный, мускульный
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Классификация типов конституции по У. Дюрсту
Варианты ответов:
1. дыхательный, пищеварительный, переходный (1)
2. грубый, нежный, плотный, рыхлый
3. легкий, тяжелый, плотный
4. тяжелый, рыхлый, грубый
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Основные методы оценки животных по экстерьеру и конституции
Варианты ответов:
1. прощупывание, простукивание, измерение
2. взвешивание, построение экстерьерного профиля, выявление экстерьерных недостатков
3. глазомерный, промеры и индексы телосложения, графический, фотографирование (1)
4. фотографирование, измерение, наблюдение
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
Что такое индексы телосложения?
Варианты ответов:
1. это отношение анатомически связанных промеров друг к другу выраженное в процентах (1)
2. это отношение продуктивности к живой массе
3. это внешний вид, наружные формы животного
4. это наружные формы животного
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
Назовите типы конституции коров молочного направления продуктивности
Варианты ответов:
1. нежно- рыхлый
2. крепкий
3. нежно- плотный (1)
4. рыхлый
Задание 15. (выберите один вариант ответа)
Классификация типов конституции по характеру обмена веществ
Варианты ответов:
1. по П.Н. Кулешову
2. по У. Дюрсту (1)
3. по М.Ф. Иванову
4. по Кулешову
Классификация типов конституции по типам нервной системы
Варианты ответов:
1. по Е.Ф. Лискуну
2. по - - Богомольцеву
3. по И.П. Павлову (1)
4. по Е.А.Богданову
Задание 17. (выберите один вариант ответа)
Факторы влияющие на формирование конституции?
Варианты ответов:
1. Наследственность и изменчивость
2. Условия внешней среды
3. Наследственность и условия внешней среды (1)
4. Климатические условия
Задание 18. (выберите один вариант ответа)
Какие существуют виды кондиций?
Варианты ответов:
1. Заводская, выставочная, упитанная, откормочная
2.Заводская, выставочная, рабочая, тренировочная, откормочная (1)
3. Заводская, выставочная, тренировочная, откормочная
4. Откормочная, заводская,рабочая
Задание 19. (выберите один вариант ответа)
Опишите экстерьерные особенности коров нежного типа конституции
Варианты ответов:
1. отличаются узкотелостью, сухостью форм телосложения, тонкой кожей, слабо развитым костяком, повышенным обменом веществ, легкой возбудимостью (1)
2. отличаются крепким костяком, хорошо развитой мускулатурой, плотной кожей, хорошим развитием внутренних органов
3. характеризуется широкотелостью, пышно развитой мускулатурой, толстой кожей, пониженным обменом веществ
4. характеризуется грубым костяком, толстой кожей и общей массивностью телосложения
Задание 20. (выберите один вариант ответа)
Что такое графический метод изучения экстерьера животных?
Варианты ответов:
1. Лактационная кривая
2. График конституции
3. Построение экстерьерного профиля (1)
4. Фотографирование
Модуль 2. Разведение сельскохозяйственных животных при экологическом ведении хозяйства. Кормление и содержание сельскохозяйственных животных в экологическом животноводстве.
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под методами разведения с.- х. животных?
Варианты ответов:
1. система отбора животных
2. система выбраковки животных
3. система подбора сельскохозяйственных животных с учетом родственных отношений (1)
4. система выранжировки животных
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Назовите методы разведения сельскохозяйственных животных
Варианты ответов:
1. освежение крови, спаривание неродственных линий
2. Чистопородное, скрещивание, гибридизация (1)
3. аутбридинг, топбридинг
4. гибридизация
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под чистопородным разведением?
Варианты ответов:
1. система спаривания животных принадлежащих одной породе (1)
2. система спаривания животных принадлежащих разным породам
3. спаривание животных разных видов
4. гибридизация
Что такое линии?
Варианты ответов:
1. Это качественно своеобразная группа животных в пределах породы, происходящая от одного выделяющегося производителя (1)
2. группа самок происходящая от выдающейся самки
3. группа самок происходящая от одного производителя
4. группа самцов неизвестного происхождения
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что такое семейство?
Варианты ответов:
1. Это качественно своеобразная группа животных в пределах породы, происходящая от одного выделяющегося производителя
2. Это группа, состоящая из нескольких поколений женского потомства лучших по племенным продуктивным качествам маток- родоначальниц (1)
3. Стадо коров одной породы
4. Стадо быков-производителей одной породы
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Что составляет структуру породы?
Варианты ответов:
1. Стадо, отродье, породная группа, линия, семейство
2. Отродье, породная группа, внутрипородный тип, линия, семейство, завод (1)
3. Стадо, отродье, породная группа, линия, семейство, завод
4. Стадо, семейство, завод
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Назовите методы скрещивания сельскохозяйственных животных?
Варианты ответов:
1. Заводское, чистопородное, переменное, воспроизводительное
2.Промышленное, переменное, вводное, поглотительное, воспроизводительное (1)
3. Заводское, переменное, поглотительное, вводное, воспроизводительное
4. заводское , чистопородное , переменное
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под скрещиванием животных?
Варианты ответов:
1. спаривание животных одной породы между собой
2. спаривание животных разных видов
3. спаривание животных принадлежащих разным породам (1)
4. спаривание животных между собой
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Каким видом скрещивания можно исправить недостатки породы?
Варианты ответов:
1. поглотительным
2. вводным (1)
3. промышленным
4. воспроизводительным
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
В основном, каким видом скрещивания создают новые породы сельскохозяйственных животных?
Варианты ответов:
1. поглотительным
2. вводным
3. воспроизводительным (1)
4. промышленным
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Цель промышленного скрещивания?
Варианты ответов:
1. скрещивание для получения помесей первого поколения с ярко выраженным гетерозисом (1)
2. скрещивание для получения гетерозиса в ряде поколений
3. скрещивание для получения новой породы
4. скрешивание для получения второго поколения
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Варианты ответов:
1. скрещивание для получения гетерозиса в первом поколении
2. скрещивание для исправления недостатков породы
3. скрещивание для получения гетерозиса в ряде поколений (1)
4. скрешивание для получения новой породы
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
От каких факторов зависит скорость поглощения наследственности улучшаемой породы, при поглотительном скрещивании?
Варианты ответов:
1. от наследственной стойкости нежелательных признаков улучшаемой породы, степени сходства и родства между улучшаемой и улучшающей породами, качества спариваемых животных, степени соответствия условий выращивания и эксплуатации помесей развитию у них желательных признаков, строгости отбора помесей, быстроты смены поколений (1)
2. от природно-климатических условий, где идет поглотительное скрещивание, строгости отбора, квалификации специалистов
3. от количества используемых животных, масти используемых животных, возраста используемых животных
4. от природно-климатических условий
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
До какого поколения обычно ведут поглощение при поглотительном скрещивании?
Варианты ответов:
1. до второго
2. до четвертого и пятого поколения (1)
3. до первого
4. до третьего
Задание 15. (выберите один вариант ответа)
Что понимают под разведением помесных животных «в себе»?
Варианты ответов:
1. спаривание животных разных линий
2. спаривание животных разных семейств
3. спаривание помесей одинаковой кровности (1)
4. спаривание животных разных пород
Задание 16. (выберите один вариант ответа)
Этапы работ по созданию пород методом воспроизводительного скрещивания?
Варианты ответов:
1. первый – селекционный поиск, второй – закрепление в помесном потомстве желательного наследственного типа, третий – разведение помесей «в себе», создание структуры породы, четвертый – организационный (1)
2. первый – закрепление в помесном потомстве желательного наследственного типа, второй – разведение помесей «в себе», третий – создание структуры породы
3. первый – селекционный поиск, второй – создание структуры породы, третий – организационный
4. первый – создание структуры породы
Задание 17. (выберите один вариант ответа)
Что такое гибридизация животных?
Варианты ответов:
1. спаривание животных разных линий
2. скрещивание животных, принадлежащих к разным видам или даже родам (1)
3. спаривание животных разных семейств
4. спаривание животных разных линий и семейств
Задание 18. (выберите один вариант ответа)
У гибридов крупный рогатый скот х як, потомство какого пола бесплодно?
Варианты ответов:
1. самцы (1)
2. самки
3. все потомство бесплодно
4. все ответы не правильно
Задание 19. (выберите один вариант ответа)
Причины нескрещиваемости между животными разных видов?
Варианты ответов:
1. генетические различия, «отвращение» животного одного вида к другому, анатомическая несовместимость, непроницаемость яйцеклетки для сперматозоидов другого вида, неспособность сперматозоидов и яйцеклетки дать жизнеспособную зиготу, иммунные свойства организма уничтожать чужеродные тела (1)
3. неприязнь одного вида к другому, разница в величине и окраске
4. непригодность животных к скрещиванию
Задание 20. (выберите один вариант ответа)
Что такое «гибридизационный мост»?
Варианты ответов:
1. полученное потомство от двух разных видов скрещивают с третьим видом для получения плодовитого потомства обоих полов
2. если виды А и С дают друг с другом нежизнеспособное потомство, то находят промежуточный вид В который дает жизнеспособное потомство с А, так и с С, что позволяет получить жизнеспособное потомство от скрещивания гибридов (1)
3. создание новых видов животных путем гибридизации
4. создание новых пород животных путем гибридизации
Задание 21. (выберите один вариант ответа)
Перечислите методы оценки животных по экстерьеру и конституции…
Варианты ответов:
1. Бальная оценка, метод промеров
2. фотографирование, взятие промеров
3. Общая глазомерная оценка, промеры и индексы телосложения, графический, фотографирование (1)
4. бальная оценка, взятие промеров
Задание 22. (выберите один вариант ответа)
Формы недоразвития выделенных Малигоновым?
Варианты ответов:
1. Эмбрионализм, крипторхизм
2. Препотентность, гетерозис
3. Эмбрионализм, инфантилизм, неотения (1)
4. карликовость
Задание 23. (выберите один вариант ответа)
Возможность и степень исправления последствий недоразвития зависит от…
Варианты ответов:
1. возраста животного, от длительности и степени недоедания, от условий ухода (1)
2. от условий содержания
3. от типа конституции
4. от условий кормления
Задание 24. (выберите один вариант ответа)
Явление внутриутробного недоразвития, являющегося следствием плохого кормления и содержания матери называется…
Варианты ответов:
1. инфантилизм
2. эмбрионализм (1)
3. неотения
4. карликовость
Задание 25. (выберите один вариант ответа)
Недоразвитие животного на первых стадиях послеутробного периода, выражающегося в сходстве черт взрослого организма с детским называется…
Варианты ответов:
1. эмбрионализм
2. неотения
3. инфантилизм (1)
4. гигантизм
Задание 26. (выберите один вариант ответа)
Достижение половыми органами преждевременного развития в юном возрасте у животного называется…
Варианты ответов:
1. неотения (1)
2. эмбрионализм
3. инфантилизм
4. карликовасть
Задание 27. (выберите один вариант ответа)
Система спаривания животных, находящихся в родстве называется…
Варианты ответов:
2. инбридингом (1)
3. тренингом
4. гетерозиготным
Задание 28. (выберите один вариант ответа)
Кто предложил способ учета родственного спаривания по рядам родословной?
Варианты ответов:
1. Шапоруж (1)
2. Д. Кисловский
3. П. Кулешов
4. А.А.Малигонов
Задание 29. (выберите один вариант ответа)
Лактационная кривая – это…
Варианты ответов:
1. Время от родов до запуска
2. Графическое изображение хода лактации (1)
3. Графическое изображение промеров животного
4. Время от запуска до родов
Задание 30. (выберите один вариант ответа)
Время от запуска до новых родов называется…
Варианты ответов:
1. сухостойным периодом (1)
2. сервис- периодом
3. лактацией
4. сервис-период, лактацией
Задание 31. (выберите один вариант ответа)
Отношение убойной массы к живой массе животного перед убоем, выраженное в процентах называется…
Варианты ответов:
1. убойным весом
2. относительным приростом
3. убойным выходом (1)
4. среднесуточным приростом
Задание 32. (выберите один вариант ответа)
Шкурки ягнят, имеющие волосяной покров в виде завитков различной величины и формы, которые высоко ценятся за красоту, прочность и продолжительность носки называется…
Варианты ответов:
1. овчина
2. смушки (1)
3. пушнина
4. шкурка
Задание 33. (выберите один вариант ответа)
Кожа с шерстным покровом, снятая с убитой овцы и соответствующим образом выделанная называется…
Варианты ответов:
1. шкурка
2. смушки
3. овчина (1)
4. пушнина
Задание 34. (выберите один вариант ответа)
Для взятия промеров используются следующие инструменты…
Варианты ответов:
1. мерная палка, мерный циркуль, рулетка (1)
2. мерная палка, линейка
3. шпагат, штангенциркуль
4. рулетка, шпагат
Задание 35. (выберите один вариант ответа)
Состояние упитанности и подготовленности организма к выполнению определенных функций называется…
Варианты ответов:
1. конституцией
2. телосложением
3. кондицией (1)
Задание 36. (выберите один вариант ответа)
Документ, удостоверяющий происхождение племенного животного, в котором в определенном порядке представлены его предки и основные сведения о них называется…
Варианты ответов:
1. родословная (1)
2. поколение
3. пробанд
4. семейство
Задание 37. (выберите один вариант ответа)
Совокупность предков, стоящих на одной и той же ступени родства по отношению к пробанду, то есть одинаково удаленных от него называется…
Варианты ответов:
1. генеалогией
2. поколением (1)
3. педигри
4. линией
Задание 38. (выберите один вариант ответа)
Отличие простого воспроизводительного скрещивания от сложного воспроизводительного скрещивания?
Варианты ответов:
1. при простом воспроизводительном использует три породы, а при сложном четыре породы
2. простое воспроизводительное скрещивание от сложного отличается по числу признаков предъявляемых новой породе
3. при простом воспроизводительном скрещивании используют две породы, а при сложном три и более пород (1)
4. простое воспроизводительное скрещивание от сложного не отличаются
Задание 39. (выберите один вариант ответа)
Кто родоначальник орловской рысистой породы?
Варианты ответов:
1. жеребец Полкан 1
2. жеребец Барс 1 (1)
3. жеребец Сметанка
4. голландский рысак
Задание 40. (выберите один вариант ответа)
В каком конном заводе создана орловская рысистая порода?
Варианты ответов:
1. в Хреновском (1)
2. в Аскании - Нова
3. в Торейском
4. в Усть- Торейском
Задание 41. (выберите один вариант ответа)
Какие главные способы размножения Вы знаете?
Варианты ответов:
1. Вольная случка, ручная случка
2. Вольная случка, ручная случка, искусственное осеменение (1)
3. Вольная случка, ручная случка, искусственное осеменение, слитная случка
4. искусственное осеменение, вольная случка
Задание 42. (выберите один вариант ответа)
Как проводится вольная случка?
Варианты ответов:
1. производители содержатся вместе с матками, они сами находят маток в охоте (1)
2. производителя содержат отдельно от маток, и спаривают животных в специальном станке
3. производителя с маткой закрывают в специально отгороженное помещение
4. производителя содержат вместе с другими производителями
Задание 43. (выберите один вариант ответа)
При подборе с учетом возраста, к молодой матке какого производителя подберете?
Варианты ответов:
1. молодого
2. старого
3. полновозрастного (1)
4. молодого , старого
При каком возрастном подборе получается потомство лучшего качества?
Варианты ответов:
1. оба спариваемых животных являются полновозрастными (1)
2. оба спариваемых животных молодыми
3. оба спариваемых животных старыми
4. оба спариваемых животных близкородственными
Задание 45. (выберите один вариант ответа)
Применяется ли родственное спаривание на товарных фермах?
Варианты ответов:
1. да
2. нет (1)
3. иногда
4. всегда
Задание 46. (выберите один вариант ответа)
В каких случаях применяется инбридинг?
Варианты ответов:
1. при создании семейств
2. при создании пород и линий для закрепления желательных качеств (1)
3. в товарном хозяйстве для получения животных с желательными качествами
4. при создании стада
Задание 47. (выберите один вариант ответа)
Что такое инбредная линия?
Варианты ответов:
1. специально выведенная группа животных, происходящая от выдающегося родоначальника с применением теснейшего родственного спаривания с расчетом получения гетерозиса от скрещивания таких линий (1)
2. линия сформированная от выдающихся маток
3. группа животных включающая в себе потомков нескольких поколений от выдающегося производителя
4. линия сформированная от выдающихся маток и самок
Задание 48. (выберите один вариант ответа)
Что Вы понимаете под акклиматизацией?
Варианты ответов:
1. первый этап изменений организма в результате действия неблагоприятных факторов
2. приспособление организма к изменившимся факторам внешней среды (1)
3. нарушение пропорциональности телосложения, появление пороков экстерьера, снижение продуктивности в результате перевода в новые условия обитания
4. снижение продуктивности в результате перевода в новые условия обитания
Задание 49. (выберите один вариант ответа)
Назовите группу примитивных пород?
Варианты ответов:
1. симментальская порода крупного рогатого скота, лошади орловской породы
2. бурятская порода лошадей, бурятский крупный рогатый скот, бурятские овцы (1)
3. герефордская порода крупного рогатого скота, калмыцкая порода скота
4. холмогорская порода крупного рогатого скота, герефордская порода скота
Задание 50. (выберите один вариант ответа)
Каких производителей подбирают к рекордисткам с учетом степени препотентности?
Варианты ответов:
1. препотентных
2. импотентных
3. нейтральных (1)
4. молодых
Темы деловых игр
1. Стандарты и правила органического животноводства в странах Европейского Союза. Регистрация и контроль. Переход с обычного животноводства на органическое. Разведение и покупка животных.
2. Технология содержания номадных животных в Байкальском регионе. Организация рационального использования пастбищных угодий. Пастушество. Технология содержания мясных пород крупного рогатого скота. Технология содержания яков и хайнаков. Технология содержания табунных лошадей. Технология содержания овец. Технология содержания верблюдов. Технология содержания северных оленей.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п