учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
ознакомиться с объектами и задачами профессиональной деятельности по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение; формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии.
Задачи: ознакомить студентов с требованиями ФГОС ВО, профессиональными компетенциями; изучить историю развития почвоведения и агрохимии; сформировать представление о научно-исследовательской деятельности по направлению; расширить информацию о специфике сельского хозяйства, актуальности проблемы применения удобрений их видов; сформировать у обучающихся знаний о взаимосвязи агрохимии и агропочвоведение со смежными науками в сельском хозяйстве
ознакомиться с объектами и задачами профессиональной деятельности по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение; формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии.
Задачи: ознакомить студентов с требованиями ФГОС ВО, профессиональными компетенциями; изучить историю развития почвоведения и агрохимии; сформировать представление о научно-исследовательской деятельности по направлению; расширить информацию о специфике сельского хозяйства, актуальности проблемы применения удобрений их видов; сформировать у обучающихся знаний о взаимосвязи агрохимии и агропочвоведение со смежными науками в сельском хозяйстве
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ИД-1УК-6 Применяет знание о своих ресурсах и пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения пору
ИД-2УК-6 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3УК-6 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4УК-6 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата
ИД-5УК-6 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Основы научной работы студентов в ВУЗе
Библиография и ее значение.
2. Зайцева Л.А. История агрономического факультета БГСХА в лицах (к 60-летию факультета) : научное издание / Л. А. Зайцева ; ФГБОУ ВПО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2012. - 204 с.
3. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова 1931-2011 гг. / БГСХА им. В.Р. Филиппова ; ред.: М. Б. Туманова , Д. Д. Филиппова, М. Ю. Егодурова ; сост.: М. М. Намсараева, В. В. Токарь, Н. Р. Петинова. - Улан-Удэ : Изд-во ФГОУ ВПО БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2011. - 132 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Введение в профессиональную деятельность
1. Функциональные права работников агрохимической службы (УК-6)
2. Функциональные обязанности работников агрохимической службы (УК-6)
3. Этапы становления профессии агроэколог-агрохимик в России (УК-6)
4. Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа (УК-6)
5. Значение и особенности высшего образования (УК-6)
6. Структура высшего образования (УК-6)
7. Типы высших учебных заведений (УК-6)
8. Специальности и специализация в ВУЗе (УК-6)
10. Роль науки в формировании специалиста (УК-6)
11. Виды учебных занятий (УК-6)
12. Краткая история развития ФГБОУ ВПО Бурятская ГСХА имени В.Р. Филиппова (УК-6)
13. Роль и задачи кафедры химии, агрохимии и почвоведения в подготовке молодых специалистов (УК-6)
14. Современные технические средства в учебном процессе ВУЗа (УК-6)
15. Формы учебного процесса и виды контроля (УК-6)
16. Значение научной информации в современных условиях (УК-6)
17. Методы поиска информации (УК-6)
18. Правила пользования библиотекой, техника получения книг. Межбиблиотечный абонемент (УК-6)
19. Понятие о справочно-информационном фонде (СИФ). Справочный аппарат библиотеки. Его роль в организации помощи читателям в выборе литературы (УК-6)
20. Требования ГОСТ оформления научных работ. Виды научных работ. Методика написания научных работ (УК-6)
21. Агрохимия – важнейшее звено земледелия (УК-6)
22. История агрохимии в связи с развитием земледелия (УК-6)
23. Выделение агрохимии в самостоятельную отрасль науки по методам исследования (УК-6)
24. Агрохимия как особая дисциплина в системе образования в связи с целесообразностью приложения агрохимических знаний в практике земледелия (УК-6)
25. Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха (УК-6)
26. Взгляды на питание растений и удобрения в период от Аристотеля, Катона, Варрона, Колумеллы и Плиния до Тэера и Либиха (УК-6)
27. Значение Вольного Экономического Общества в развитии учения об удобрении (УК-6)
28. Работы А.Т.Болотова, И.М.Комова, А.А.Нартова, А.Пошмана, М.И.Афонина, М.Г.Павлова и их роль в развитии учения об удобрении в России (УК-6)
29. Гумусовая теория питания растений А.Тэера и ее влияние на развитие агрохимии в России (УК-6)
30. Теория минерального питания растений и возврата питательных веществ Ю.Либиха и их влияние на развитие агрохимии в России и необходимость производства химических удобрений (УК-6)
31. Книга Ю.Либиха “Химия в приложении к земледелию и физиологии растений“ – важнейший этап в развитии агрохимии (УК-6)
32. Ж.Б.Лооз и его роль в развитии опытного дела по применению удобрений и их производству (УК-6).
33. Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века (УК-6)
34. Роль Д.И.Менделеева (1834-1907) в развитии опытного дела и пропаганде использования удобрений, агрономических знаний (УК-6)
35. Систематическая исследовательская работа по агрохимии в России в конце XIX начале XX вв. Работы К.А. Тимирязева, Д.Н. Прянишникова, П.С. Коссовича, К.К. Гедройца. (УК-6)
36. Связь агрохимических и биохимических исследований. Вклад агрохимиков Д.Н. Прянишникова, В.С. Буткевича, А.А. Шмука в развитие отечественной биохимии. Введение вегетационного метода в России. (УК-6)
37. Исследование Д.Н. Прянишниковым азотного обмена у растений. (УК-6)
38. Развитие агрохимии и опытного дела с удобрениями в первой половине ХХ в. (УК-6)
39. Сеть опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков под руководством С.Л.Франкфурта (1901). (УК-6)
40. Организация лабораторных агрохимических работ в сети А.И. Душечкиным. (УК-6)
41. Значение методических работ А.Н. Лебедянцева в развитии агрохимических исследований. (УК-6)
42. Организация опытных станций – важный этап в развитии агрохимических исследований. (УК-6)
43. Вклад работ Д.Н. Прянишникова, П.С. Коссовича, Ф.В. Чирикова в развитие агрохимии. (УК-6)
44. Организация НИУ (1919) (с 1933 г. – НИУИФ) и его географическая сеть опытов с удобрениями. Д.Н. Прянишников и А.Н. Лебедянцев – руководители географической сети. (УК-6)
45. Развитие агрохимической науки во второй половине XX в. (УК-6)
46. Развитие агрохимической исследований в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах страны. (УК-6)
47. Экологизация агрохимических исследований. (УК-6)
48. Географическая сеть опытов с удобрениями, еѐ задачи и влияние на развитие агрохимии и усовершенствование методологии агрохимических исследований. (УК-6)
49. Значение работ ВИУА, НИУИФ, ВНИИТИХИМ. и его сети в развитии агрохимии в научно-техническом прогрессе по производству и применению минеральных удобрений. (УК-6)
50. Основные задачи и направления работ Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института по органическим удобрениям (ВНИПТИОУ), Почвенного Института им. В.В.Докучаева, Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и других научно-исследовательских учреждений. Основные направления исследований в Московской Сельскохозяйственной Академии им. К.А.Тимирязева (ТСХА)(УК-6)
Критерии оценки к зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
незачет/оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Высшее образование в России
1.Значение и особенности высшего образования.
2.Структура высшего образования.
3.Типы высших учебных заведений.
4.Специальности и специализация в ВУЗе.
5.Студенческая группа-главная структурно-административная единица учебного заведения. Общественная и научно-исследовательская работа обучающихся.
Тема 2. Квалификационная характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению Агрохимия и агропочвововедение
1.Функциональные права и обязанности работников агрохимической службы. Должностные характеристики специалистов.
2.Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа.
Тема 3. История развития агрономической химии и почвоведения в России
1.История агрохимии в связи с развитием земледелия
2.Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха
3.Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века.
4.Связь агрохимических и биохимических исследований. Вклад Д.Н. Прянишникова в отечественную агрохимию.
Тема 4. Современные научные достижения в почвоведении и агрохимии в России и концепция повышения плодородия почв в Республике Бурятия
1.Современные научные исследования ученых РБ и х достижения: Убугунов Л.Л., Меркушева М.Г., Пигарева Н.Н., Абашеева Н.Е., Бадмаев Н.Б. и др.
Тема 5. Особенности учебного процесса в ВУЗе
1.Современные технические средства в учебном процессе ВУЗа.
2.Формы учебного процесса и виды контроля.
3.Виды учебных занятий.
4.Теоретическое и производственное обучение в ВУЗе.
5.Учебный процесс и основы его организации.
6.Права и обязанности студентов.
Тема 6. Основы научной работы студентов в ВУЗе
1.Научные исследования в агрохимии и почвоведении: полевые, лабораторно-аналитические, микрополевые, вегетационные. Виды и особенности.
2.Постановка научных исследований.
3.Знакомство с деятельностью научно- исследовательских учреждений в Бурятии на примере ИОЭБ СО РАН, БурНИИСХ
Тема 7. Общие сведения о библиотеке. Библиография и ее значение.
1.Методы поиска информации.
2.Правила пользования библиотекой, техника получения книг. Межбиблиотечный абонемент.
3.Понятие о справочно-информационном фонде (СИФ). Справочный аппарат библиотеки. Его роль в организации помощи читателям в выборе литературы.
Тема 8. Методика написания научных работ. Порядок написания и представления реферата на кафедру. Обзор рекомендуемой литературы для написания работы
1.Требования ГОСТ оформления научных работ. Виды научных работ. Методика написания научных работ.
2.Порядок написания и представления реферата. Оформление использованной литературы при написании работы
Критерии оценивания:
- правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
- полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
- сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
- логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
- использование дополнительного материала;
- рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания:
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений заданного вопроса, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующий вопрос, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
Тест 1. Задание на уровне «знать»
1. Наука о почвах, их генезисе, строении, составе и свойствах называется …
А) Агрохимия;
Б) Почвоведение;
В) Земледелие;
Г) Агроэкология.
2. Организует всю работу высшего учебного заведения и несет полную ответственность за состояние и деятельность вуза:
А) Заведующий кафедрой
Б) Декан
В) Начальник отдела кадров
Г) Ректор
3. Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной работой осуществляет:
А) Проректор по науке
Б) Проректор по учебно-воспитательной работе
В) Заместитель декана по учебно-воспитательной работе
Г) Куратор группы
4. На должность декана может быть назначен:
А) профессор В) доцент
Б) ст. преподаватель Г) Аспирант
5. Основной вид учебных занятий, на которых закладываются основы знаний:
А) Семинар В) Лекция
Б) Олимпиада Г) Экзамен
6. Заключительный этап обучения в вузе:
А) Дипломное проектирование В) Экзамен
Б) Государственный экзамен Г) Прохождение производственной практики
7. Основоположником научного почвоведения является:
1.Прянишников Д. Н.;
2.Докучаев В. В.;
3.Гедройц К. К.;
4.Фридланд В. М..
8. Основоположник научных основ агрономического почвоведения:
1.Я. В. Пейве;
2.В. В. Пономарева;
3.П. А. Костычев;
4.И. Н. Антипов-Каратаев.
1.Б. Б. Полынов;
2.Н. Н. Розов;
3.Л. И. Прасолов;
4.Н. Н. Сибирцев.
10. Вклад К. К. Гедройца в развитие почвоведения:
1.развил учение о поглотительной способности почв;
2.разработал учение о геохимии ландшафтов;
3.создал единую классификацию и диагностику почв России;
4.создал агрохимическую службу в России.
11. Первое место по массе в литосфере занимает:
1)железо
2)кислород
3)алюминий
4)кальций
12. К рассеянным элементам относятся элементы с содержанием их в земной коре:
1) Более 50 %
2) Более 10 %
3) Менее 0,1 %
4) Более 0,1 %
13. В почвах по сравнению с земной корой значительно преобладают:
1) кремний
2) углерод и азот
3) железо
4) алюминий
14. В зависимости от субстрата вегетационные опыты бывают с …
А) Почвенными культурами; В) Зернобобовыми культурами;
Б) Полевыми культурами; Г) Пропашными культурами.
15. Земельный участок для будущего опыта обязательно должен отвечать требованию…
А) Типичности; В) Быть правильной конфигурации;
Б) Ровности; Г) Быть высоко плодородным.
16. Размеры опытной делянки не зависят от …
А) Площади питания выращиваемой культуры; В) Величины урожая;
Б) Способа посева; Г) Изучаемого фактора.
17. Вегетационный метод - это…
А) Наблюдение за растениями в процессе вегетации;
Б) Выращивание растений в сосудах;
В) Выращивание растений в полевых условиях;
Г) Выращивание растений на питательном растворе.
18.Как называется метод изучения гумусовых кислот, в основе которого лежит вычисление
атомных отношений Н:С, О:С?
А) Гель-фильтрация. В) Графико-статистический анализ;
Б) Центрифугирование; Г) Электронное микроскопирование.
19. Наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений для увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы.
А) Геология В) Почвоведение
Б) Растениеводство Г) Агрохимия
Тест 2. Задания на уровне «знать», «уметь». Дополнить предложения.
21. Комплекс определений, позволяющий установить валовой, или элементный состав почв, т.е. получить представление об общем содержании в почве химических элементов или их оксидов называют....анализом
22. Наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, закономерностях географического распространения, процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия, путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях- …
23. Разрушение почвенного покрова водой, ветром называется…
24. Верхний горизонт почвенного профиля называется…
25.Массовое соотношение твердых частиц разной крупности в составе почвы называется…
26.Способность почвы изменять форму без распадания на отдельности под действием внешних сил называется…
27.Совокупность протекающих в почве процессов поступления, передвижения, сохранения и потери воды называется…
Тест 3. Задания на уровне «знать», «уметь», «владеть»
28. Задание 1
Установить соответствие:
1 А Константин Каэтанович Гедройц
2 Б Дмитрий Николаевич. Прянишников
3 В Сибирцев Николай Михайлович
4 Г Василий Васильевич Докучаев
29. Задание 2
Сравнительно-аналитический метод в почвоведении.
30. Задание 3
Установите соответствие;
1 Азот в жизни растений и земледелии СССР А Константин Каэтанович Гедройц
2 Учение о поглотительной способности почв. Б Дмитрий Николаевич. Прянишников
3 Об основаниях генетической классификации почв В Сибирцев Николай Михайлович
4 Русский чернозём. Г Василий Васильевич Докучаев
ВАРИАНТ 2
Тест 1. Задание на уровне «знать»
1. Наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращивания с/х
культур называется …
А) Агрохимия;
Б) Почвоведение;
В) Земледелие;
Г) Агроэкология.
2. Какая из операций по подготовке почвы к агрохимическому анализу является лишней …
А) Подсушивание на воздухе при комнатной температуре;
Б) Высушивание до абсолютно сухого веса;
В) Удаление корней и органических остатков;
Г) Отбор средней пробы.
3.Потенциометрические методы исследования применятся в почвоведении для …
А) Измерения концентрации и активности ионов;
Б) Определения качества с/х продукции;
В) Определения следовых количеств веществ;
Г) Определения тяжёлых металлов.
4. Какого вида мониторинга земель не существует:
А) Глобальный;
Б) Местный;
В) Региональный;
Г) Локальный.
5. К задачам почвоведения на современном этапе относятся:
А). Изучение закономерностей географического распространения почв;
Б) Изучение влияния разных форм азотных, фосфорных и калийных удобрений на
урожайность с/х культур;
В) Изучения характера превращения соединений в растениях;
Г) Изучение видового состава почвенной микрофлоры.
6. Какого титрования по способу выполнения не существует:
А). Титрование заместителя;
Б). Прямое титрование;
В). Косвенное титрование;
Г). Обратное титрование.
7. В чем преимущества рентгенофлуоресцентного метода анализа
А). Неразрушающий, одновременный, многоэлементный количественный и качественный
Б). Дешёвое оборудование для анализа;
В). Безопасность для работающих на установке;
Г). Малое количество вещества для анализа.
8. Не существует только метода разложения почв ….
А). Спеканием;
Б). Сплавлением;
В). Разложение кислотами;
Г). Разложение ртутью.
9. Комплекс методов, в основе которых лежит способность вещества испускать
электромагнитные волны под действием дополнительной энергии, называются …
А). Рефрактометрические методы;
Б). Спектрофотометрические методы;
В). Эмиссионные методы;
Г). Фотометрические методы.
10. Где наиболее часто применяется спектрофотометрия?
А). При определении макро- и микроэлементов в почве.
Б). При определении кислотности почвы.
В). При определении качества сельскохозяйственной продукции.
Г). При определении следовых количеств веществ в агрохимических объектах.
11. Количественная или качественная регистрация интересующих исследователя сторон
развития явления, констатация наличия или отсутствия того или иного признака или
свойства называется …
А) Эксперимент;
Б) Опыт;
В) Наблюдение;
Г) Лабораторный эксперимент.
12. Исследование, осуществляемое в контролируемых условиях, при котором
исследователь искусственно вызывает явления или изменяет условия так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и
явлений называется …
А) Эксперимент;
Б) Опыт;
В) Наблюдение;
Г) Вегетационный эксперимент.
13. Различают две группы полевых опытов:
1)…
2) …
14. Основной задачей агротехнических опытов является:
А) Объективная оценка сортов и гибридов с/х культур;
Б) Изучение болезней растений;
В) Изучение вредителей растений;
Г) Оценка влияния действия различных факторов жизни, условий и приёмов возделывания
на урожайность с/х культур и качество.
15.Метод, при помощи которого можно установить присутствие важнейших атомных
групп и типов связей в гумусовых веществах называется…
А) Гель-фильтрация.
Б) Центрифугирование;
В) Инфракрасная спектроскопия
Г) Электронное микроскопирование.
16. Связующим звеном теории и практики является:
А) Семинар
Б) Экзамен
В) Лабораторная работа
Г) Защита реферата
17. Руководство административной и хозяйственной деятельностью вузов возлагается на:
А) Ректора
Б) Проректора по учебно-воспитательной работе
Г) проректора по административно-хозяйственной работе.
18. В почвах по сравнению с земной корой значительно преобладают:
1) кремний
2) углерод и азот
3) железо
4) алюминий
Тест 2. Задания на уровне «знать», «уметь». Дополнить предложения.
21. Комплекс определений, позволяющий установить валовой, или элементный состав почв, т.е. получить представление об общем содержании в почве химических элементов или их оксидов называют....анализом
22. Наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, закономерностях географического распространения, процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия, путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях- …
23. Разрушение почвенного покрова водой, ветром называется…
24. Верхний горизонт почвенного профиля называется…
25.Массовое соотношение твердых частиц разной крупности в составе почвы называется…
26.Способность почвы изменять форму без распадания на отдельности под действием внешних сил называется…
27.Совокупность протекающих в почве процессов поступления, передвижения, сохранения и потери воды называется…
Тест 3. Задания на уровне «знать», «уметь», «владеть»
28.Задание 1
Установить соответствие:
1 А Константин Каэтанович Гедройц
2 Б Дмитрий Николаевич. Прянишников
3 В Сибирцев Николай Михайлович
4 Г Василий Васильевич Докучаев
29. Задание 2
Сравнительно-аналитический метод в почвоведении.
30. Задание 3
Установите соответствие;
1 Азот в жизни растений и земледелии СССР А Константин Каэтанович Гедройц
2 Учение о поглотительной способности почв. Б Дмитрий Николаевич. Прянишников
3 Об основаниях генетической классификации почв В Сибирцев Николай Михайлович
4 Русский чернозём. Г Василий Васильевич Докучаев
Критерии оценивания по тестовым заданиям:
5 баллов «отлично» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - 100 - 86 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
4 балла «хорошо» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - 85 - 71 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
3 балла «удовлетворительно» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - 70 - 56 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
2 балла и менее «неудовлетворительно» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - менее 56 % от общего объема заданных тестовых вопросов.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов «отлично» Выполнено 86-100% заданий
4 балла «хорошо» Выполнено 71-85% заданий
3 балла «удовлетворительно» Выполнено 56-70% заданий
2 балла и менее «неудовлетворительно» Выполнено 0-56% заданий
Комплект дискуссионных вопросов для проведения деловой игры «Круглый стол»
1. Современная Агрохимия как наука. Проблемы и перспективы.
2. Почвоведение как фундаментальная наука для других биологических дисциплин.
3. Особенности органического земледелия в России и в странах ЕС.
Критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов
«отлично» Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения
4 балла
«хорошо» Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
3 балла
«удовлетворительно» Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации
2 и менее балла
«неудовлетворительно» Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
Перечень вопросов для выездного занятия
1.Вид деятельности предприятия/хозяйства (если несколько, то перечислить и указать основной вид деятельности);
2.Руководитель хозяйства. Структура предприятия/хозяйства;
3.Производственные показатели (расположение хозяйства, размер его угодий, почвенно-климатические условия, наличия рабочей силы, техники, севооборотов, технологии возделывания сельскохозяйственных культур, складские помещения для хранения семян, удобрений и кормов и т.д.);
4.Финансово-экономические показатели (рентабельность, чистая прибыль, оборачиваемость основного капитала, затраты на содержание и т.д.)
5.Экологические показатели (применение каких видов удобрений, применение удобрений с учетом их экологической безопасности, применение средств защиты растений и т.д.)
6.Научная деятельность хозяйства (лаборатории, отделы, научные показатели деятельности научных предприятий, методики исследования, акты внедрения, патенты, открытия)
На следующем занятии обучающиеся предоставляют краткий конспект по выездному занятию по следующему плану:
1.Наименование предприятия/хозяйства, местонахождение. Руководитель хозяйства
2.Срок и вид деятельности предприятия/хозяйства;
3.Структура предприятия/хозяйства;
4.Основные показатели: производственные, финансово-экономические и экологические показатели;
5.Научная деятельность хозяйства
6.Выводы/заключение
Критерии оценивания:
- соответствие выполнения задания согласно плану;
- точность и полнота проработки вопроса и оформление их в конспекте.
Шкала оценивания:
Баллы для учета
в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов «отлично» Выполненное задание соответствует плану. Обучающийся демонстрирует высокий уровень воспроизведения и анализа материала. Информация дана полностью, изложена ясно и точно. Выводы даны четко и кратко.
4 балла «хорошо» Выполненное задание соответствует плану. Обучающийся демонстрирует хороший уровень воспроизведения и анализа материала. Имеются некоторые недочеты. Информация дана не полностью, недостаточно ясно и точно. Выводы требуют исправления незначительных ошибок.
3 балла
«удовлетворительно» Выполненное задание требует дополнительной конкретизации и обоснования, но в целом
2 балла
«неудовлетворительно» Наличие грубых ошибок при выполнении задания, непонимание сущности работы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Выводы неточны или не представлены в работе вообще.
Перечень тем для проведения и организации мастер – класса
1.Рекультивация земель на Джидинском вольфрамо-молибденовом комбинате г. Закаменск РБ
2.Техногенное загрязнение почв Бурятии тяжелыми металлами: источники, современное состояние, ремедиация.
Организация и этапы мастер-класса:
I этап - самопрезентация ведущего специалиста и описание ключевых опорных точек занятия
II этап - непосредственно демонстрация темы занятия.
III этап - слушатели, обучающиеся самостоятельно моделируют учебное занятие по предложенной мастером схеме.
IV этап - дискуссия, обсуждение.
V этап - завершающий этап - вопросы по результатам проведенного мастер-класса
Первый этап. В начале ведущий специалист презентативно охарактеризовать свою деятельность. Такая презентация убеждает слушающих в профессиональной компетенции мастера и настраивает их на эффективное восприятие нового материала. Педагогу важно следить за жестикуляцией, за ритмом, за голосом, особенно за речью: речь должна быть живой, но не разговорной - субординация важна для общей дисциплины; терминология важна для более глубокого осознания и профессионального восприятия темы, но не перегружая речь терминологией. Также важно быть внимательным к участникам мастер-класса и придерживаться установленного хронометража.
Второй этап ведущий специалист детально и ясно объясняет основной материал, о методах рекультивации, какие методы применяли на объекте темы, участие самого специалиста и т.д.
Третий этап участники переходят к самостоятельной работе и моделированию собственного мастер-класса. Ведущий специалист озвучивает 1-2 объекта техногенного загрязнения и предлагает обучающимся «провести» рекультивационные мероприятия по улучшению территорий. Специалист выслушивает несколько вариантов ответа и переходят к следующему этапу.
Четвертый этап. Специалист обсуждает совместно с обучающимся каждый вариант ответа, консультируя, позволяет студентам самим искать альтернативные ходы и прийти к правильному решению. Нужно обсудить каждую схему, потому что выявление характерных ошибок поможет в дальнейшем заранее обращать на это внимание и избегать их.
Пятый - финальный этап. На основе проведенного ведущего специалиста мастер-класса проводится анализ выполненных студентами работ. Обратить внимание также на характерные и распространенные ошибки, т.к. при организации в дальнейшем аналогичного мастер-класса или в процессе самостоятельной работы обучающимся необходимо будет их предупредить с учетом их собственного опыта.
Критерии оценивания::
–полнота понимания темы;
–степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
–умение логически выстроить материал ответа;
–умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
–степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов«отлично» Продемонстрировано понимание материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом. Высокая степень самостоятельности, манера изложения, словарный запас.
4 балла «хорошо» Продемонстрировано понимание материала, встречаются несущественные фактические ошибки. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки.
3 балла
«удовлетворительно» Продемонстрировано удовлетворительное знание материала, есть фактические ошибки (25– 30%). Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов. Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Часто предлагает ошибочные варианты.
2 балла
«неудовлетворительно» Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны. Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
1.Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха
2.Взгляды на питание растений и удобрения в период от Аристотеля, Катона, Варрона, Колумеллы и Плиния до Тэера и Либиха.
3.Значение Вольного Экономического Общества в развитии учения об удобрении.
4.Гумусовая теория питания растений А.Тэера и ее влияние на развитие агрохимии в России.
5.Теория мин. питания растений и возврата питательных веществ Ю.Либиха и их влияние на развитие агрохимии в России и необходимость производства химических удобрений.(книга Ю.Либиха “Химия в приложении к земледелию и физиологии растений“ – важнейший этап в развитии агрохимии).
6.Ж.Б.Лооз и его роль в развитии опытного дела по применению удобрений и их производству.
7.Роль Д.И.Менделеева в развитие опытного дела и пропаганде использования удобрений, агрономических знаний.
8.Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века. Вклад Д.Н. Прянишникова в отечественную агрохимию.
9.Вклад П.С. Коссовича в развитие агрохимии.
10.Вклад Ф.В. Чирикова в развитие агрохимии.
11.Работы К.А. Тимирязева и вклад в развитие агрохимии и почвоведения в России.
12.Вклад Минеева В.Г. в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
13.Журбицкий З.И. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
14.Макеев О.В. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
15.Ишигенов И.А. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
16.Гамзиков Г.П. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
17.Абашеева Н.Е. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
18.Убугунов Л.Л. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
19. Убугунова В.И. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
Критерии оценивания. Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) заявленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объему реферата.
Шкала оценивания. Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат обучающимся не представлен
2. Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
3. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
4. Темы рефератов, докладов
5. Комплект тестовых заданий
6. Перечень вопросов для выездного занятия
7. Перечень вопросов для проведения мастер-класса
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п