учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - Изучить структуру лесной экосистемы.
- Знать влияние природных и антропогенных факторов на формирование лесной экосистемы.
- Знать методы и средства повышения продуктивности лесов, сохранения биологического разнообразия и улучшения структуры лесного фонда.
- Использовать полученные навыки для ведения непрерывного, неистощительного, рационального, многоцелевого пользования лесными ресурсами.
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
- как создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- лесохозяйственные технологии и критерии определения качества работ, назначения технологических операций.
:
Не знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично знает, как руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
- создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- оценивать правильность и обоснованность назначения лесохозяйственных технологий, определять качество их исполнения.
:
Не умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично умеет руководить членами команды для достижения поставленной задачи.
- навыками поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- навыками определения качества исполнения лесохозяйственных технологий, оценки правильности и обоснованности назначения лесохозяйственных технологий.
:
Не владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Плохо владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Хорошо владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
Отлично владеет навыками руководства членами команды для достижения поставленной задачи.
ОПК-3: Способен разрабатывать и реализовывать новые эффективные технологии в профессиональной деятельности;;
- как создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- лесохозяйственные технологии и критерии определения качества работ, назначения технологических операций.
:
Не знает, как критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Плохо знает, как критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Хорошо знает, как критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Отлично знает, как критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
- создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- оценивать правильность и обоснованность назначения лесохозяйственных технологий, определять качество их исполнения.
:
Не умеет критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Плохо умеет критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Хорошо умеет критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Отлично умеет критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
- навыками поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
- навыками определения качества исполнения лесохозяйственных технологий, оценки правильности и обоснованности назначения лесохозяйственных технологий.
:
Не владеет навыками критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Плохо владеет навыками критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Хорошо владеет навыками критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
Отлично владеет навыками критически оценить и прогнозировать последствия внедрения достижений мировой науки и передовых технологий.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проекты освоения лесов
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект тестовых заданий
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы для рефератов
Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Какие концепции характеризуют биоразнообразие? (УК-3)
2. Что входит в состав биоты? (УК-3)
3. Дайте определение видовому разнообразию растений и животных. (УК-3)
4. К каким последствиям приводит сокращение биоразнообразия? (ОПК-3)
5. Что такое генетическое разнообразие? (УК-3)
6. Чем обеспечивает человечество лесное биоразнообразие? (ОПК-3)
7. Основные причины сокращения лесного биоразнообразия. (ОПК-3)
8. Как влияют инвазивные виды древесно-кустарниковых пород на лесное разнообразие? (ОПК-3)
9. Для каких районов характерно сокращение биологического разнообразия? (УК-3)
11. В чем заключаются различия между эволюцией человека и эволюцией растений? (УК-3)
12. Раскройте негативную сторону кризиса собирательства и примитивного промысла. (ОПК-3)
13. Что понимается под правовой охраной природы? (ОПК-3)
14. Какие задачи решает действующее природоохранное законодательство? (ОПК-3)
15. Назовите важнейшие инструменты проведения глобальной экологической политики. (УК-3)
16. После какой международной конференции охрана биоразнообразия стала объектом международного внимания? (УК-3)
17. Источники законодательной базы России в области охраны окружающей среды. (ОПК-3)
18. Система экологического законодательства на субъектовном уровне. (ОПК-3)
19. Какие правила применяются, если международным договором РФ установлены правила в области охраны окружающей среды не соответствующие федеральным законам? (УК-3)
20. С какого года действует Международная программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения биоразнообразия? (УК-3)
21. В каком году правительством РФ подтверждена Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, Финляндия, 1991 год)? (ОПК-3)
22. Какое направление деятельности в области восстановления, защиты и восстановления планетарной экосистемы отнесено к первоочередному? (ОПК-3)
23. Может ли быть оправдана хозяйственная деятельность, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба? (УК-3)
24. На каком уровне должен быть ущерб окружающей среде от хозяйственной деятельности с учетом экономических и социальных факторов? (ОПК-3)
25. К какой группе целевых контролируемых параметров отнесены леса Указом Президента РФ от 01.04.96 №440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»? (УК-3)
26. Принцип выделения регионов России с особыми условиями сохранения биоразнообразия. (УК-3)
27. Какие меры для сохранения биоразнообразия необходимо применять в регионах с доминированием в хозяйстве добычи полезных ископаемых? (ОПК-3)
28. Назовите особенности регионов России с высокой концентрацией промышленного производства? (ОПК-3)
29. Перечислите меры, необходимые для сохранения биоразнообразия, в регионах России, расположенных вдоль морских и сухопутных границ. (УК-1)
30. Каким нормативно-правовым актом утверждены критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации? (ОПК-3)
31. Почему критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ являются руководящими нормативами федерального уровня для координации действий в системе лесного хозяйства? (ОПК-3)
32. Дайте определение совокупности основных положений по ведению лесного хозяйства, выполнение которых обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. (ОПК-3)
33. По каким показателям контролируются критерии сохранения и устойчивого управления лесами? (УК-3)
34. Что является количественными и описательными характеристиками критериев устойчивого управления лесами? (УК-3)
35. Что предполагает практическая деятельность по сохранению биологического разнообразия? (ОПК-3)
36. Назовите основные стратегические цели критерия устойчивого управления лесами «Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл». (УК-3)
37. Является ли поддержание состава и структуры лесного фонда стратегической целью критерия сохранения биоразнообразия? (УК-3)
38. По каким причинам создание оптимальных условий для опыления растений и распространения семян, перемещения животных между отдельными участками леса и их размножения относится к стратегическим целям критерия сохранения биологического разнообразия? (ОПК-3)
39. Почему оценка доли площади лесов, занимаемой хвойными, твердолиственными и мягколиственными породами, относится к ключевым критерия сохранения биологического разнообразия? (ОПК-3)
40. Назовите отрицательные моменты изменений породного состава лесов как одного из ключевых элементов сохранения биологического разнообразия. (УК-3)
41. Как влияет изменение возрастной и породной структуры лесов на сохранение их биологического разнообразия?
42. С какой периодичностью определяются индикаторы сохранения биологического разнообразия? (УК-3)
43. По какому официальному документу определяется индикатор сохранения биологического разнообразия «Количество видов растений и животных, в своем распространении связанных с лесом и находящихся под угрозой исчезновения»? (ОПК-1)
44. Какие категории лесных территорий, предназначены для сохранения или поддержания генетического разнообразия лесов? (УК-3)
45. Какие категории ООПТ учитываются при оценке критерия сохранения биологического разнообразия? (УК-3)
46. Какой показатель особо охраняемых природных территорий определяет тенденцию сохранения биологического разнообразия? (ОПК-3)
47. Как влияет снижение доли площади покрытых лесом земель, под спелыми и перестойными лесами, на сохранение биологического разнообразия? (ОПК-3)
48. Учитываются ли классы возраста лесообразующих пород при определении тенденции сохранения биологического разнообразия? (УК-31)
49. Как влияет на сохранение биологического разнообразия снижение площадей основных лесообразующих пород? (УК-3)
1. Цель лесной политики РФ в экологической сфере:
а) благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;
б) сохранение многообразия связей между видами в экосистеме; в) применение экологичных, ресурсосберегающих технологий; г) повсеместное внедрение экологической экспертизы проектов.
2. Лесной кодекс – это закон:
а) федеральный; б) субъектов РФ;
в) международный; г) национальный.
Социально ориентированное лесоуправление – это:
а) деятельность по заготовке и воспроизводству лесных ресурсов, которая позволяет обеспечить их долговременное использование на благо населения;
б) деятельность по заготовке, переработке и воспроизводству лес- ных ресурсов;
в) предпринимательская деятельность в лесу;
г) рекреационное использование лесных участков.
3. К какому уровню лесоуправления отнесено лесное хозяйство Улья- новской области по рейтингу WWF?
а) высокое качество управления;
б) средний уровень качества управления; в) качество управления ниже среднего;
г) низкий уровень качества управления.
4. Назовите процедуру участия общественности в процессе принятия решений в управлении лесами:
а) общее собрание жителей лесного поселка;
б) институт государственных экологических эспертиз; в) митинг;
г) протест.
5. Какие мероприятия необходимы для обеспечения прав коренных народов на традиционное природопользование:
а) передавать лесные участки в аренду для ведения традиционных лесных промыслов;
б) сохранять леса, имеющие культурную, экологическую и религиоз- ную ценность;
в) способствовать переезду коренных жителей в другие регионы страны;
г) компенсировать коренному населению ущерб, нанесенный лесо- пользователями вследствие потерь ресурсов или ухудшения их качества.
6. Расход накопленной энергии на физическое испарение с поверхно- сти крон, живого напочвенного покрова и почвы составляет:
а)до 5%; б)10-40%;
в)40-60%;
г)50-70%.
7. Расход накопленной энергии на транспирацию составляет:
а)до 5%; б)10-40%;
в)40-60%;
г)50-70%.
8. Расход накопленной энергии на фотосинтез составляет:
а)до 5%; б)10-40%;
в)40-60%;
г)50-70%.
9. В составе атмосферного воздуха доля О2 составляет:
а) 0,01%;
б) 21%;
в) 0,03%; г)78%.
10. В составе атмосферного воздуха доля СО2 составляет:
а) 0,01%;
б) 21%;
в) 0,03%; г)78%.
11. В составе атмосферного воздуха доля азота составляет:
а) 0,01%;
б) 21%;
в) 0,03%; г)78%.
12. В составе атмосферного воздуха доля Н2 составляет:
а) 0,01%;
б) 21%;
в) 0,03%; г)78%.
13. В составе атмосферного воздуха доля благородных газов составля- ет:
а) около 1%;
б) 21%;
в) 0,03%;
г) 78%.
14. По Н. С. Нестерову (1908) первоначальная скорость ветра за поло- сой леса восстанавливается на расстоянии:
а) в 10 средних высот древостоя; б) в 40 средних высот древостоя; в) в 20 средних высот древостоя; г) в 50 средних высот древостоя.
15. Максимальное число трофических уровней может быть:
а) 3;
в) 5;
г) 12.
16. Состав древостоя по М. М. Орлову, который является оптималь- ным для спелых водорегулирующих лесов южной тайги:
а) 4Ос4Б2С; б) 8С1Е1Б; в) 7Е2С1Б; г) 9Ос1Е.
17. Водоохранную роль лучше выполняют:
а) березовые молодняки;
б) суходольные спелые сосняки; в) молодняки ели;
г) хвойные древостои на переувлажненных почвах.
18. Оптимальная лесистость в лесостепи:
а) 20%;
б) 30%;
в) 40%;
г) 45%.
19. В первую очередь от повышенной рекреационной нагрузки страда- ет:
а) древостой; б) подлесок;
в) живой напочвенный покров; г) подрост.
20. Наиболее устойчивый к повышенной рекреационной нагрузке:
а) древостой; б) подлесок;
в) живой напочвенный покров; г) подрост.
21. Наиболее наглядно характеризует стадию дигрессии леса:
а) высотная структура подроста;
б) степень вытоптанности живого напочвенного покрова; в) наличие «окон» в древостое;
г) кислотность почвы.
22. Стратегические направления практической деятельности по устой- чивому управлению лесами – это:
а) критерии;
б) индикаторы; в) принципы; г) условия.
Сохранение и поддержание защитных функций лесов – это:
а) критерии;
б) индикаторы; в) концепция; г) декларация.
23. Доля лесной площади, используемой для защиты почв, водоохран- ных целей, санитарно - гигиенических, оздоровительных целей - это:
а) критерии;
б) индикаторы; в) концепция; г) декларация.
24. Цель управления – формирование лесной экосистемы, обладающей различными ресурсами и функциями ставится при:
а) системе устойчивого лесоуправления;
б) при традиционной системе лесоуправления; в) при рыночной системе лесоуправления;
г) при государственной собственности на леса.
25. Выделите положения системы устойчивого лесоуправления:
а) управленческие решения единолично принимает владелец или го- сударство;
б) в принятии управленческих решений принимает участие местное население и общественные организации;
в) лес - это элемент ландшафта со сложными связями между живыми и неживыми компонентами;
г) лес – это огород, предназначенный для выращивания и заготовки древесины.
26. I стадия дигрессии рекреационных лесов по пересечению площади с дорогами и тропами:
а) менее 3 пересечений на 100 м; б) 3-10 пересечений на 100 м;
в) более 10 пересечений на 100 м; г) более 15 пересечений на 100 м.
27. II стадия дигрессии рекреационных лесов по пересечению площади с дорогами и тропами:
а) менее 3 пересечений на 100 м; б) 3-10 пересечений на 100 м;
в) более 10 пересечений на 100 м; г) более 15 пересечений на 100 м.
28. III стадия дигрессии рекреационных лесов по пересечению площади с дорогами и тропами:
а) менее 3 пересечений на 100 м; б) 3-10 пересечений на 100 м;
в) более 10 пересечений на 100 м;
г) более 15 пересечений на 100 м.
29. IV стадия дигрессии рекреационных лесов по пересечению площади с дорогами и тропами:
а) менее 3 пересечений на 100 м; б) 3-10 пересечений на 100 м;
в) более 10 пересечений на 100 м; г) более 15 пересечений на 100 м.
30. Доля вытоптанного живого напочвенного покрова при I стадии дигрессии рекреационных лесов составляет от общей площади обсле- дуемого участка:
а) до 1%;
б) 10,1-25%;
в) 1,1-5%;
г) более 25%.
31. Доля вытоптанного живого напочвенного покрова при II стадии дигрессии рекреационных лесов составляет от общей площади обсле- дуемого участка:
а) до 1%;
б) 10,1-25%;
г) более 25%.
32. Доля вытоптанного живого напочвенного покрова при III стадии дигрессии рекреационных лесов составляет от общей площади обсле- дуемого участка:
а) до 1%;
б) 10,1-25%;
в) 1,1-5%;
г) более 25%.
33. Доля вытоптанного живого напочвенного покрова при IV стадии дигрессии рекреационных лесов составляет от общей площади обсле- дуемого участка:
а) до 1%;
б) 10,1-25%;
в) 1,1-5%;
г) более 25%.
34. Доля вытоптанного живого напочвенного покрова при V стадии дигрессии рекреационных лесов составляет от общей площади обследуемого участка:
а) до 1%;
б) 10,1-25%;
в) 1,1-5%;
г) более 25%.
35. Для учета подроста закладывают:
а) прямоугольные учетные площадки; б) квадратные учетные площадки;
в) круговые учетные площадки;
г) форма учетной площадки не имеет значения.
36. При площади обследуемого участка до 5 га численность площадок для учета подроста составляет:
а) 30 штук;
б) 80 штук;
в) 50 штук;
г) 100 штук.
37. При площади обследуемого участка от 5 до 10 га численность площадок для учета подроста составляет:
а) 30 штук;
б) 80 штук;
в) 50 штук;
г) 100 штук.
38. При площади обследуемого участка более 10 га численность площадок для учета подроста составляет:
а) 30 штук;
б) 80 штук;
в) 50 штук;
г) 100 штук.
39. По лесоустроительной инструкции для учета численности подроста закладывают круговые площадки:
а) 1 м2;
б) 10 м2;
в) 15 м2;
г) 20 м2.
40. Для учета численности подроста закладывают площадки радиусом:
а) 0,56 м;
б) 1,26 м;
в) 1,78 м;
г) 2,52 м.
41. Лесоводственные исследования достаточно точны, если показатель точности наблюдений находится в пределах:
а) до 5%;
б) до 20%;
в) до 25%;
г) до 10%.
42. Точность лесоводственных исследований можно считать удовле- творительной, если показатель точности наблюдений находится в пределах:
а) 5-10%;
б) 5-15%;
в) 10-15%;
г) 10-20%.
43. При оценке успешности естественного лесовозобновления и выборе способа лесовосстановления руководствуются:
а) правилами лесовосстановления; б) наставлением по рубкам ухода; в) правилами заготовки древесины; г) правилами ухода за лесами.
44. Сукцессии, которые происходят вследствие движения экосистемы к устойчивому состоянию равновесия с внешней средой, называются следующим образом:
а) антропогенные смены; б) демутация;
в) эндогенная сукцессия; г) экзогенная сукцессия.
45. Сукцессии, которые вызываются изменением внешних условий, называются следующим образом:
в) стихийные смены;
г) экзогенная сукцессия.
Восстановление фитоценоза называется следующим образом:
а) антропогенные смены; б) демутация;
в) стихийные смены; г) дигрессия.
46. Смена пород с отрицательным результатом, иногда приводящая к полному распаду древостоя, называется следующим образом:
а) антропогенные смены; б) демутация;
в) стихийные смены;
г) экзогенная сукцессия.
47. Смена пород после пожара называется следующим образом:
а) пирогенная сукцессия; б) демутация;
в) стихийные смены;
г) экзогенная сукцессия.
48. Смены пород, которые вызываются деятельностью человека, называются следующим образом:
а) антропогенные смены; б) демутация;
в) стихийные смены;
г) экзогенная сукцессия.
49. Смены пород, которые являются следствием бурь, засух, болезней, называются следующим образом:
а) антропогенные смены; б) демутация;
в) стихийные смены;
г) экзогенная сукцессия.
50. Смена пород – явление:
а) допустимое;
б) нежелательное;
в) нельзя оценивать шаблонно; г) желательное.
51. В какой стране зародилась идей устойчивого лесопользования:
а) Россия;
б) Финляндия; в) Канада;
г) Германия.
52. Символом какой природоохранной общественной организации яв- ляется гигантская панда:
а) Всемирный фонд дикой природы; б) Гринпис России;
в) Центр охраны дикой природы;
г) Международный союз охраны природы.
53. Какое международное экологическое объединение возникло на территории России:
а) Всемирный фонд дикой природы; б) Гринпис России;
в) Центр охраны дикой природы;
г) Международный союз охраны природы.
54. Более устойчивы к рекреационной нагрузке:
а) молодые насаждения; б) взрослые насаждения; в) средневозрастные;
г) перестойные.
55. Менее устойчивы к рекреационной нагрузке:
а) молодые насаждения; б) взрослые насаждения; в) средневозрастные;
г) перестойные.
56. Более устойчивы к рекреационной нагрузке:
а) лесные культуры;
б) древостои естественного происхождения.
57. Менее устойчивы к рекреационной нагрузке:
а) лесные культуры;
б) древостои естественного происхождения.
58. Срок, на который составляется лесохозяйственный регламент:
а ) 10 лет; б) 15лет; в) 5лет; г) 20лет.
59. Документ, который служит основанием для составления проекта освоения лесов:
а) лесной кодекс;
б) лесохозяйственный регламент; в) лесная декларация;
г) лесной реестр.
60. Компоненты лесного фитоценоза – это:
а) древостой; б) подрост; в) подлесок;
г) все ответы верны.
61. По отношению к свету древесные породы бывают:
а) светолюбивые; б) теневыносливые; в) тенелюбивые;
г) световыносливые.
62. Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклад в глобальный углеродный цикл-это:
а) критерии;
б) индикаторы; в) концепция; г) декларация.
63. Доля площади особо охраняемых территорий, количество лесных видов растений и животных, площадь лесных территорий, предназна- ченных для сохранения и поддержания генетического разнообразия- это:
б) лесное законодательство; в) критерии;
г) индикаторы.
64. Величина отраженной радиации лесом составляет:
а) 18%;
б) 30%;
в) 25%;
г) 35%.
65. Величина отраженной радиации еловым древостоем составляет:
а) 18%;
б) 90%;
в) 25%;
г) 35%.
65. Величина отраженной радиации березовым древостоем составляет:
а) 18%;
б) 90%;
в) 30%;
г) 35%.
66. Величина отраженной радиации лугом составляет:
а) 18%;
б) 90%;
в) 25%;
г) 35%.
67. Величина поглощенной радиации лесом составляет:
а) 18%;
б) 25%;
в) 75%;
г) 90%.
68. Документ, на основе которого осуществляется использование, охрана и защита лесов, их воспроизводство в лесничествах:
а) лесной кодекс;
б) земельный кодекс;
в) лесохозяйственный регламент; г) лесной реестр
69. Нормативный документ, на основании которого ведется лесное хозяйство:
а) лесной кодекс; б) водный кодекс; в) лесная политика;
г) лесной план субъекта РФ.
70. Документ, устанавливающий разрешенные виды использования лесов, возрасты рубок в пределах границ лесничеств и лесопарков:
а) лесной кодекс;
б) земельный кодекс;
в) лесохозяйственный регламент; г) лесная декларация.
71. Участник лесных отношений, устанавливающий правила заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, пожарной безопасности в лесах, лесоразведение, лесовосстановление:
а) орган государственной власти субъекта РФ; б) муниципальное образование;
в) лесничества; г) Рослесхоз.
72. Должностное лицо, ответственное за реализацию лесохозяйственного регламента:
а) лесничий;
б) руководитель агентства;
в) инженер охраны и защиты леса; г) мастер леса.
73. Документ, в котором определяются цели и задачи лесного планирования:
а) смета;
б) лесной реестр; в) лесной план;
г) лесная декларация.
74.Цель государственного контроля и надзор – обеспечение:
а) устойчивого управления лесами; б) нормативно-правовыми актами;
в) соблюдения лесного законодательства; г) охраны и защиты леса.
75. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор:
а) государственные лесные инспекторы; б) губернаторы;
в) руководители лесничеств;
г) руководители агентств лесной отрасли.
76. Орган, осуществляющий контроль и надзор на лесных участках расположенных на землях особо охраняемых территорий:
а) правительство;
б) росприроднадзор;
в) министерство сельского хозяйства; г) лесничества.
77. Систематизированный свод информации о лесах – это:
а) лесной реестр; б) лесной план;
в) лесной кадастр;
78. Лесоуправление, обеспечивающее заготовку лесоматериалов и дру- гой лесной продукции при одновременном сохранении биологического разнообразия и продуктивности лесов, является:
а) экологически ответственным; б) социально ориентированным;
в) экономически жизнеспособным;
г) учитывающим все три направления.
79. Лесоуправление, содействующее росту благосостояния местного населения и общества в целом, а также стимулирующее местное насе- ление сохранять лесные ресурсы и твердо придерживаться долгосроч- ного планирования, является:
а) экологически ответственным; б) социально ориентированным;
в) экономически жизнеспособным; г) неистощительным.
80. Лесоуправление, организованное таким образом, чтобы быть доста- точно прибыльным, но не за счет истощения лесных ресурсов, экоси- стем и лесных сообществ, является:
а) экологически ответственным; б) социально ориентированным;
в) экономически жизнеспособным;
г) учитывающим все три направления.
81. Какие принципы Российского стандарта лесоуправления и лесо- пользования относятся к принципам экологически устойчивого лесо- управления?
а) рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесо- пользования;
б) сохранение биоразнообразия, жизнедеятельности лесных экоси- стем и функций леса;
в) соблюдение прав работников, местного населения и коренных на- родов;
г) планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяй- ства и лесопользования.
82. Какие принципы Российского стандарта лесоуправления и лесо- пользования относятся к принципам социально устойчивого лесо- управления?
а) рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесо- пользования;
б) сохранение биоразнообразия, жизнедеятельности лесных экоси- стем и функций леса;
в) соблюдение прав работников, местного населения и коренных на-
родов;
г) планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяй-
ства и лесопользования.
83.Орган, осуществляющий контроль и надзор на лесных участках расположенных на землях особо охраняемых территорий:
а) правительство;
б) росприроднадзор;
в) министерство сельского хозяйства; г) лесничества.
84. Систематизированный свод информации о лесах – это:
а) лесной реестр; б) лесной план;
в) лесной кадастр;
г) инвентаризация лесов.
1. Какой правовой документ составляет ядро лесного законодательства РФ.
2. Какой федеральный орган руководит лесным хозяйством РФ.
3. Какие почвы встречаются под лесом в Республике Бурятия.
4. Что такое государственная инвентаризация лесов, с какой целью и периодичностью она проводится
5. Перечислите основные причины загрязнения окружающей природной среды.
6. Перечислите основные причины деградации лесов
7. Виды мониторинга и их характеристика.
8. Популяции древесных растений и их экологическая структура.
9. Наземный лесопатологический мониторинг на основе стратификации участков лесного фонда.
10. Методы прогнозирования состояния насаждений
11. Методы прогнозирования изменения состояния под воздействием естественных и антропогенных факторов.
12. Экологическое нормирование антропогенных воздействий.
Темы для рефератов
1. Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве Бурятии.
2. Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве Карелии.
3. Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве Скандинавских стран.
4. Проектирование освоения лесов с целью заготовки древесины с учетом сохранения биологического разнообразия в ________ лесничестве Республики Бурятия.
1. Биологические системы в лесном хозяйстве.
2. Основные свойства биологических систем.
3. Биосфера как саморегулирующая система.
4. Управляемая и управляющая биологические системы.
5. Ученые, внесшие существенный вклад в развитие системных представ- лений.
6. Характеристика основных этапов возникновения и развития теории систем.
7. Общесистемные принципы и законы.
9. Элементы системы, их рост и разнообразие.
10. Жизненный путь биологической системы.
11. Революционное и эволюционное развитие биологической системы.
12. Структура и механизм кризиса биологической системы.
13. Биосфера. Системность живой природы.
14. Биологическая система как объект управления.
15. Механизм саморегуляции в биологической системе.
16. Основные элементы подсистемы лесовыращивания.
17. Цепи преобразования органических веществ в лесных экосистемах.
18. Динамика лесных экосистем.
19. Естественное нарушение и его роль в динамике лесных экосистем.
20. Результаты ведения хозяйственной деятельности человека на Земле.
21. Воздействия человека на лесные экосистемы.
22. Изменения лесной растительности за последнее столетие.
23. Преобразования биологических цепей в лесных экосистемах.
24. Последствия от уменьшения площадей лесной растительности на Земле.
25. Биологическое разнообразие как основа экосистемы.
26. Роль лесов в поддержании углеродного баланса и климата Земли.
27. Роль лесов в поддержании водного баланса и формировании климата на региональном уровне.
28. Изменения видового разнообразия в экосистеме при ее хозяйственном использовани.
29. Влияние интродукции и реинтродукции древесных пород на биологи- ческое разнообразие лесных экосистем.
30. Биологическая система лесопаркового объекта.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
для учета в рейтинге (оценка)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п