учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по антикризисному управлению: развитие знаний умений и навыков действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения
ПКС-3: Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, разрабатывать корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач;
знает основы разработки корпоративной стратегии с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач
умеет разрабатывать корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач
владеет способностью разрабатывать корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач
ИД2 - не знает о стратегическом управлении длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - имеет представление т о стратегическом управлении длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - имеет хорошее представление о стратегическом управлении длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - имеет отличное представление о стратегическом управлении длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ:
ИД2 - не умеет применять стратегическое управление длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - умеет применять стратегическое управление длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - хорошо умеет применять стратегическое управление длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - отлично умеет применять стратегическое управление длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программно-ориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ:
ИД2 - не владеет навыками стратегического управления длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - владеет навыками стратегического управления длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - хорошо владеет навыками стратегического управления длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
ИД2 - отлично владеет навыками стратегического управления длительными и ресурсоемкими комплексами работ на основе проектно- и программноориентированного планирования деятельности организации, бюджетирования и мониторинга хода выполнения проектов и программ
форма текущего контроля успеваемости)
работ
развитии
развитии
антикризисного управления
антикризисного управления
управления
управления
менеджмент на кризисном предприятии
менеджмент на кризисном предприятии
в процессе антикризисного управления
в процессе антикризисного управления
Антикризисное управление : учебно-методическое пособие для проведения практических занятий и самостоятельной работы для обучающихся по программе магистратуры по направлениям подготовки "Менеджмент", "Экономика" всех форм обучения / Л. В. Тушкаева ; ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2016. - 108 с. - 50 экз. - 169.42 р. - Текст : непосредственный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
I. Текущий контроль:
1. Устный опрос:
• Фронтальный опрос по теме занятия.
• Индивидуальный опрос (ответ на теоретический вопрос, решение практической задачи).
• Обсуждение кейсов, ситуационных задач.
• Защита подготовленных презентаций, докладов.
2. Письменные работы:
• Краткие письменные ответы на вопросы (мини-контрольные).
• Решение практических задач (расчет финансовых показателей, анализ рисков).
• Написание эссе по предложенным темам.
• Подготовка и защита рефератов по узким темам курса.
• Анализ статей и публикаций по теме антикризисного управления в агробизнесе.
• Тестирование (в бумажном или электронном виде).
• Написание аналитических записок по конкретным кризисным ситуациям.
3. Практические задания и кейсы:
• Разработка антикризисных мероприятий для заданного агропредприятия.
• Анализ финансового состояния предприятия и выявление признаков кризиса.
• Моделирование кризисных ситуаций и разработка вариантов выхода из них.
• Проведение SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности предприятия.
• Разработка бизнес-плана реструктуризации предприятия.
• Решение ситуационных задач, связанных с управлением рисками.
• Имитационные игры (например, моделирование банкротства).
4. Активность на занятиях:
• Участие в дискуссиях и обсуждениях.
• Задание вопросов по теме.
• Предложение собственных решений проблем.
• Критика и дополнение ответов других студентов.
II. Промежуточный контроль:
1. Контрольная работа:
• Теоретические вопросы по основным темам разделов курса.
• Практические задания, требующие применения полученных знаний.
• Решение кейсов.
2. Защита курсовой работы (проекта):
• Представление результатов исследования по выбранной теме.
• Ответы на вопросы комиссии.
• Демонстрация практического применения полученных знаний.
III. Итоговый контроль:
1. Экзамен (устный или письменный):
• Теоретические вопросы по всему курсу.
• Практические задания, направленные на проверку умения применять полученные знания в конкретных ситуациях.
• Анализ кейсов и разработка антикризисных мероприятий.
2. Комплексный экзамен (включает теоретические вопросы, практические задания и анализ кейсов).
IV. Дополнительные оценочные средства:
• Деловые игры: Моделирование реальных ситуаций, требующих принятия управленческих решений в условиях кризиса.
• Работа в команде (групповые проекты): Разработка антикризисных планов для агропредприятий, анализ рынка и конкурентов, поиск инновационных решений.
• Портфолио: Сборник лучших работ студента, демонстрирующих его знания и умения.
• Участие в научно-практических конференциях и семинарах: Подготовка и защита докладов по теме антикризисного управления.
• Рецензирование работ других студентов: Развитие навыков критического мышления и оценки качества исследований.
• Выполнение индивидуальных заданий повышенной сложности: Для студентов, проявляющих особый интерес к предмету.
• Онлайн-тестирование и интерактивные задания: Использование современных образовательных технологий для проверки знаний и умений.
Примечания:
• Конкретный перечень оценочных средств может варьироваться в зависимости от учебного плана, формы обучения и специфики вуза.
• Для обеспечения всесторонней оценки знаний и умений студентов на практических занятиях могут использоваться разнообразные виды оценочных средств
• В процессе обучения используются как формальные (экзамены, контрольные), так и неформальные (участие в дискуссиях, выполнение творческих заданий) виды оценки.
• При вынесении окончательной оценки учитываются индивидуальные особенности студентов и предоставляется возможность проявить себя в различных видах деятельности (участие в научно-практических конференциях, форумах, конкурсах и т.д).
• Приветствуется использование IT-технологий (онлайн-тестирование, платформы для совместной работы), которые могут повысить эффективность оценочных процедур.
Антикризисное управление агробизнесом
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема 1.1. Введение в антикризисное управление
Тема1.2. Кризисы в социально-экономическом развитии
Раздел 2. «Необходимость и содержание антикризисного управления»
Тема 2.1. Основные черты и функции антикризисного управления
Тема 2.2. Диагностика кризисов в процессе управления
Тема 2.3. Организационно-производственный менеджмент на кризисном предприятии
Раздел 3. «Ключевые факторы антикризисного управления»
Тема 3.1. Технология антикризисного управления
Тема 3.2. Обеспечение экономической безопасности в процессе антикризисного управления
Раздел 1. «Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития»
Тема 1.1. Введение в антикризисное управление
• Что такое "кризис" в контексте управления агробизнесом? Дайте определение и приведите примеры.
• В чем заключается сущность антикризисного управления?
• Какие основные цели преследует антикризисное управление в агробизнесе?
• Назовите основные этапы развития антикризисного управления как науки и практики.
• Какие специфические особенности агробизнеса влияют на антикризисное управление?
• Опишите роль и значение антикризисного управления в современном агробизнесе.
• Какие основные виды кризисов существуют в агробизнесе? Приведите примеры.
• Сформулируйте основные задачи антикризисного управления в агробизнесе.
• Каковы основные принципы антикризисного управления?
• Какие факторы внешней и внутренней среды могут спровоцировать кризис в агробизнесе?
Тема 1.2. Кризисы в социально-экономическом развитии
• Как макроэкономические факторы (инфляция, девальвация, процентные ставки) влияют на финансовое состояние агропредприятий?
• Опишите основные причины цикличности экономического развития и их влияние на агробизнес.
• Какие социально-политические факторы могут спровоцировать кризис в агробизнесе? Приведите примеры.
• Какова роль государственной поддержки в преодолении кризисов в агробизнесе?
• Как глобальные экономические тенденции (например, изменение климата, рост населения, торговые войны) влияют на агробизнес и необходимость антикризисного управления?
• Опишите роль инноваций и технологического развития в предупреждении и преодолении кризисов в агробизнесе.
• Какие последствия могут быть у кризиса для различных заинтересованных сторон в агробизнесе (владельцы, работники, поставщики, потребители)?
• Как международные санкции и ограничения влияют на агробизнес и необходимость антикризисного управления?
• Проанализируйте влияние демографических изменений на структуру потребления сельскохозяйственной продукции и потенциальные кризисные ситуации.
• Оцените влияние изменения климата на агробизнес и необходимость адаптации к новым условиям.
Раздел 2. «Необходимость и содержание антикризисного управления»
Тема 2.1. Основные черты и функции антикризисного управления
• В чем отличие антикризисного управления от обычного управления?
• Назовите основные черты антикризисного управления.
• Какие основные функции выполняет антикризисное управление?
• Какие стили управления наиболее эффективны в условиях кризиса?
• Как изменяется организационная структура предприятия в процессе антикризисного управления?
• Каковы основные этапы антикризисного управления?
• Опишите особенности управления персоналом в условиях кризиса.
• Как осуществляется коммуникация с заинтересованными сторонами в период кризиса?
• Какие особенности финансирования антикризисных мероприятий в агробизнесе?
Тема 2.2. Диагностика кризисов в процессе управления
• Что такое диагностика кризисного состояния предприятия? Какова ее цель?
• Какие основные методы диагностики кризисного состояния предприятия вы знаете?
• Какие финансовые показатели используются для диагностики кризисного состояния предприятия?
• Какие нефинансовые показатели используются для диагностики кризисного состояния предприятия?
• Опишите основные этапы диагностики кризисного состояния предприятия.
• Как оценить вероятность наступления кризиса?
• Как определить стадию кризиса, в которой находится предприятие?
• Какие информационные источники используются для диагностики кризисного состояния предприятия?
• Какие факторы необходимо учитывать при проведении диагностики кризисного состояния предприятия в агробизнесе?
• Опишите пример диагностики кризисной ситуации в конкретном агропредприятии.
Тема 2.3. Организационно-производственный менеджмент на кризисном предприятии
• Как организационная структура предприятия влияет на его устойчивость к кризисам?
• Как ие изменения необходимо внести в организационную структуру предприятия в условиях кризиса?
• Как оптимизировать производственные процессы в условиях кризиса?
• Как управлять запасами и поставками в условиях кризиса?
• Какие методы повышения производительности труда можно использовать в условиях кризиса?
• Как управлять качеством продукции в условиях кризиса?
• Какие инновации могут помочь предприятию преодолеть кризис?
• Как обеспечить безопасность производства в условиях кризиса?
• Опишите роль информационных технологий в управлении производством в условиях кризиса.
• Приведите примеры успешного организационно-производственного менеджмента в кризисном агропредприятии.
Раздел 3. «Ключевые факторы антикризисного управления»
Тема 3.1. Технология антикризисного управления
• Что такое "технология антикризисного управления"?
• Назовите основные этапы технологии антикризисного управления.
• Какие инструменты используются на каждом этапе технологии антикризисного управления?
• Опишите роль финансового анализа в технологии антикризисного управления.
• Как разработать антикризисный план?
• Какие критерии эффективности используются для оценки результатов антикризисного управления?
• Какие методы реструктуризации предприятия используются в антикризисном управлении?
• Как осуществляется управление рисками в процессе антикризисного управления?
• Опишите роль маркетинга в антикризисном управлении.
• Приведите пример успешного применения технологии антикризисного управления в агробизнесе.
Тема 3.2. Обеспечение экономической безопасности в процессе антикризисного управления
• Что такое экономическая безопасность предприятия?
• Какие угрозы экономической безопасности существуют в агробизнесе?
• Какие методы защиты от экономических угроз можно использовать в антикризисном управлении?
• Опишите роль службы безопасности в обеспечении экономической безопасности предприятия.
• Как осуществляется защита коммерческой тайны?
• Как противодействовать корпоративному шантажу и рейдерству?
• Какие меры необходимо предпринять для защиты от мошенничества и коррупции?
• Как осуществляется управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях кризиса?
• Опишите роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия.
• Приведите примеры обеспечения экономической безопасности в антикризисном управлении агропредприятия.
• Антикризисное управление в агробизнесе: сущность, цели и задачи.
• Особенности антикризисного управления в агропромышленном комплексе (АПК).
• Анализ мирового опыта антикризисного управления в сельском хозяйстве.
• Кризисы в агробизнесе: классификация, причины и последствия.
• Цикличность развития сельского хозяйства и ее влияние на возникновение кризисов.
• Государственное регулирование и поддержка агробизнеса в условиях кризиса.
• Инновации как инструмент антикризисного управления в агробизнесе.
• Управление рисками в агробизнесе: антикризисный аспект.
• Методология антикризисного управления: основные подходы и инструменты.
II. Диагностика и анализ кризисного состояния:
• Методы диагностики кризисного состояния агропредприятия.
• Анализ финансовой устойчивости агропредприятия как инструмент диагностики кризиса.
• Анализ производственной деятельности агропредприятия в целях выявления кризисных явлений.
• Оценка рисков и угроз для агробизнеса: антикризисный аспект.
• Разработка системы раннего предупреждения кризисов на агропредприятии.
• Прогнозирование кризисных ситуаций в агробизнесе.
• Анализ причин банкротства агропредприятий: российский и зарубежный опыт.
• Маркетинговые исследования в диагностике кризисных ситуаций в агробизнесе.
• Анализ трудовых ресурсов как фактор выявления кризисных явлений.
III. Разработка и реализация антикризисных стратегий:
• Разработка антикризисной стратегии для агропредприятия.
• Реструктуризация агропредприятия как инструмент антикризисного управления.
• Реорганизация агропредприятия в условиях кризиса.
• Совершенствование системы управления агропредприятием в антикризисном режиме.
• Разработка антикризисного плана для конкретного агропредприятия (на примере).
• Управление затратами в антикризисном управлении агробизнесом.
• Привлечение инвестиций для преодоления кризиса в агробизнесе.
• Повышение конкурентоспособности агропредприятия в условиях кризиса.
• Разработка системы стимулирования персонала в условиях антикризисного управления.
• Реализация маркетинговой стратегии в условиях кризиса в агробизнесе.
• Разработка системы бюджетирования в условиях антикризисного управления
IV. Функциональные аспекты антикризисного управления:
• Антикризисное финансовое управление в агробизнесе.
• Антикризисный производственный менеджмент в агробизнесе.
• Антикризисный маркетинг в агробизнесе.
• Антикризисное управление персоналом в агробизнесе.
• Антикризисное управление логистикой в агробизнесе.
• Антикризисное управление инновациями в агробизнесе.
• Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях кризиса в агробизнесе.
• Обеспечение экономической безопасности агропредприятия в условиях кризиса.
• Управление инвестициями в антикризисном управлении
V. Специфические темы для отдельных отраслей агробизнеса:
• Антикризисное управление в растениеводстве.
• Антикризисное управление в животноводстве.
• Антикризисное управление в перерабатывающей промышленности АПК.
• Антикризисное управление в фермерских хозяйствах.
• Антикризисное управление в агрохолдингах.
• Особенности антикризисного управления в условиях цифровизации сельского хозяйства.
• Развитие органического земледелия как фактор антикризисного управления.
• Антикризисное управление в условиях изменения климата.
VI. Кейс-стади (анализ конкретных ситуаций):
• Анализ антикризисных мер, предпринятых на конкретном агропредприятии.
• Кейс-стади: Успешный опыт выхода из кризиса конкретного агропредприятия.
• Кейс-стади: Неудачные попытки преодоления кризиса на агропредприятии (анализ ошибок)
• Разработка антикризисного плана для конкретного агропредприятия (на основе анализа его текущего состояния).
Примеры конкретных тем для разных видов работ:
• Реферат: "Методы диагностики финансовой несостоятельности агропредприятий" или "Зарубежный опыт реструктуризации агрохолдингов в условиях кризиса".
• Курсовая работа: "Разработка антикризисной стратегии для [название конкретного агропредприятия или отрасли] в [конкретном регионе]" или "Совершенствование системы управления рисками на агропредприятии в условиях нестабильной экономической ситуации".
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п