учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
ПКС-1: Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации;
деятельности
деятельности
туристской деятельности
туристской деятельности
допускает ошибки
форма текущего контроля успеваемости)
работ
дела в России
деятельность заповедников
ООПТ
разнообразия биоресурсов
территориях
системы ООПТ
управления деятельностью
ООПТ. Правовая основа
регламентации деятельности
ООПТ
зарубежных странах
территорий
эколого-просветительская
деятельность заповедников
заповедности другими
категориями ООПТ
сохранения видового
разнообразия биоресурсов
охраняемых природных
территориях
территорий мира
самостоятельной работы / Сост.: А.Н. Балданова, С.В. Жугдурова – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО .
БГСХА, 2020. – 50 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4214
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
вопросов к зачету Перечень тем эссе, сообщений Комплект вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Заповедное дело
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятия биологическое разнообразие. Определите цели и задачи сохранения биоразнообразия (ПКС-1)
2. Понятие и категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), площадные особенности ОТ Российской Федерации (ПКС-1)
3. Система классификации охраняемых территорий МСОП и ее соотнесение с отечественной классификацией ООПТ (ПКС-1)
4. Экологические сети и каркасы России (ПКС-1)
5. Основные принципы экологического зонирования ООПТ (ПКС-1)
6. Требования, предъявляемые к географической сети заповедников (ПКС-1)
7. История и современное состояние заповедного дела в России (ПКС-1)
8. Система охраняемых природных территорий России и перспективы ее развития (ПКС-1)
9. Государственный природный заповедник: понятие, цели и задачи, порядок образования ГПЗ, режимы особой охраны и основные функции (примеры) (ПКС-1)
10. Государственный природный биосферный заповедник: понятия, цели и задачи, функции (примеры) (ПКС-1)
11. Вклад русских философов и ученых в развитие основ заповедного дела (ПКС-1)
12. Правовые основы обеспечения функционирования ООПТ (ПКС-1)
13. Основные глобальные экологические проблемы и роль охраняемых природных территорий в их решении (ПКС-1)
14. Основные этапы истории заповедного дела в России (ПКС-1)
15. Природные парки России (ПКС-1)
16. Летопись природы в заповедниках России (ПКС-1)
17. Роль заповедников в экологическом воспитании населения (ПКС-1)
18. Национальные парки России и мира (ПКС-1)
19. Заповедники и экологический туризм (ПКС-1)
20. Научный туризм в заповедниках (ПКС-1)
21. Управление динамикой природных экосистем в условиях заповедников (ПКС-1)
22. Особо охраняемые природные территории своего региона (ПКС-1)
23. Научные исследования в заповедниках, в национальных парках и других ООПТ (ПКС-1)
24. Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках (ПКС-1)
25. Организация рекреационной деятельности в ООПТ (ПКС-1)
26. Национальные парки. Порядок образования и особенности режима. Основные
функции. Основные отличия от государственных заповедников (ПКС-1)
27. Природные заказники Особенности образования и функционирования (ПКС-1)
28. Памятники природы - наиболее многочисленная категория ООПТ. Порядок образования и особенности функционирования (ПКС-1)
29. Основные принципы и приоритеты создания ООПТ (ПКС-1).
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Тема: Особо охраняемые территории и объекты
1. Предмет, цели и задачи дисциплины Заповедное дело?
2. Назовите основные этапы развития отечественной заповедной системы.
3. Что такое ООПТ? Назовите основные категории ООПТ РФ.
4. Какие категории ООПТ имеют федеральный, региональный и местный уровни управления?
6. Назовите первые особо охраняемые территории и причины, обусловившие образование первых заповедников.
7. Каким ведомствам подчинялись заповедники России в различные периоды?
8. Когда начала формироваться система ООПТ Байкальского региона?
9. С какой целью создается единая непрерывная система ООПТ в мире?
10. Какие категории ООПТ предусматривает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995)?
11. Перечислите типы и виды антропогенного воздействия на ООПТ.
12. Для чего ведется государственный кадастр ООПТ?
Тема: Заповедники
1. Какая форма охраны ландшафта считается наиболее эффективной?
2. Чем отличаются заповедники от других особо охраняемых природных территорий?
3. Каковы цели и задачи заповедников? Приобретение статуса заповедником.
4. В чем заключается режим особой охраны на территории заповедников?
5. Перечислите основные функции заповедников.
6. Каково культурно-просветительское значение заповедников?
7. Как организована природоохранная деятельность в государственных природных заповедниках?
8. Назовите основные направления научной деятельности в государственных природных заповедниках.
9. Назовите основные направления эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках.
10. Какая цель ставится при образовании биосферных заповедников?
11. Какие задачи лежат в основе деятельности биосферных заповедников?
12. Какие зоны можно выделить в биосферном заповеднике?
13. Особенности правового положения заповедников
14. Правовой режим земель заповедников
15. Какова специфика заповедного дела в России?
16. Назовите самые крупные заповедники нашей страны.
Тема: Национальные и природные парки как форма ООПТ
1. Дайте определение национальному парку.
2. Назовите основные цели и задачи национальных парков.
3. Чем национальные парки отличаются от государственных природных заповедников? Какие функциональные зоны могут быть выделены на территории национального парка?
4. Отчего зависит устройство национальных парков и правила их деятельности?
5. В чем отличие национальных парков России от национальных парков других стран?
6. Когда и где были образованы первые Российские национальные парки?
7. Приобретение статуса национального парка.
8. В чем особенность режима охраны в национальных парках?
9. Какая деятельность запрещается на территории национальных парков?
10. Каковы особенности правового положения национальных парков?
11. Чем отличаются природные парки от национальных?
12. Определите задачи природных парков.
13. Особенности правового положения природного парка.
14. Природные парки России.
Тема: Государственные природные заказники, памятники природы и другие охраняемые территории
1. Понятие государственного природного заказника.
2. Приобретение статуса государственного природного заказника.
3. Какого профиля могут быть государственные природные заказники?
4. Кем учреждаются государственные природные заказники федерального значения?
5. В ведении кого находятся государственные природные заказники федерального значения?
6. Кем образуются государственные природные заказники регионального значения?
7. Правовой режим земель заказников.
8. Каков режим особой охраны территорий государственных природных заказников?
9. Дайте определение понятия «памятник природы».
10. Когда и кем было введено в науку понятие «памятник природы»?
11. Какими территориями или объектами могут быть представлены памятники природы?
12. В чем заключается естественно-научная ценность памятников природы?
13. Какие объекты можно отнести к наиболее известным памятникам природы на территории на-шей страны?
14. Статус памятников природы и порядок его приобретения.
15. Охарактеризуйте правовой режим охраны памятников природы.
16. Что представляют собой ботанические сады и дендрологические парки? Чем они отличаются друг от друга?
17. Ботанические сады и дендрологические парки.
18. Правовой режим земель и охрана статуса садов и парков.
19. Назовите основные факторы антропогенного воздействия на ботанические сады и дендрологические парки.
20. Какие еще охраняемые территории и объекты вам известны? В чем их значение?
21. Каковы основные отличия лечебно-оздоровительных местностей и курортов от других категорий ООПТ?
22. Для чего предполагалось создание территории традиционного природопользования?
Тема: Международная классификация ООПТ
1. Какие категории ООПТ выделены в международной классификации МСОП?
3. Что такое национальный парк по классификации МСОП?
4. Что такое памятник природы по классификации МСОП?
5. Какими свойствами должен обладать Объект всемирного природного наследия?
6. Назовите соответствия между новой системой категорий охраняемых территорий МСОП и российскими ООПТ.
Тема: Биосферные резерваты. Трансграничные ОПТ
1. Дайте определение понятий: «биосферный резерват», «биосферный полигон».
2. Перечислите функции биосферных резерватов.
3. Каково функциональное зонирование биосферных резерватов?
4. Чем зона «ядра» биосферного резервата отличается от буферной зоны?
5. Когда и где была разработана концепция биосферного резервата? Что она собой представляет?
6. С какой целью была организована Севильская конференция по биосферным резерватам?
7. Какие заповедники Байкальского региона имеют статус биосферных?
8. Что такое трансграничные ООПТ?
9. Каковы цели и задачи трансграничных ООПТ?
10. Где в России существуют трансграничные ООПТ?
11. Каковы основные проблемы трансграничных ООПТ?
Перечень тестовых вопросов
1. В чем заключается назначение заказников?
1) обеспечить неприкосновенность типичных или уникальных для данной зоны
территорий;
2) полностью изъять из хозяйственной эксплуатации какой – либо участок;
3) исключить любые вмешательства, препятствующие естественному ходу развития;
4) способствовать целостности, восстановлению отдельных или группы природных
компонентов, поддерживать общий экологический баланс.
2. Какие задачи возлагаются на природные национальные парки?
1) организация туризма и отдыха;
2) сохранение растительности в первозданном виде;
3) просветительная деятельность;
4) оценка нанесенного ущерба редким растениям и животным от хозяйственной
деятельности человека.
3. Сохранение максимального биологического разнообразия Земли необходимо для:
1) Максимально полного использования человеком ресурсов биосферы;
2) Сохранения общей для всех организмов среды обитания;
3) Создания в будущем возможности выбора из биосферы наиболее полезных для
человека видов;
4) Все ответы верны.
4. Одним из наиболее эффективных методов сохранения биоразнообразия является:
1) Юридический;
2) Разведение в неволе;
3) Территориальная охрана;
4) Все ответы верны.
5. 11 января 1917 года был создан первый в России государственный заповедник. Его название:
1) Комсомольский
2) Баргузинский
3) Остров Врангеля
4) Саянский.
6. В какое время в России начало бурно развиваться общественное движение в защиту
природы?
1) 18 век;
2) конец 19 века;
3) начало 20 века;
4) середина 20 века.
7. Что демонстрируют обнажения на крутых, высоких берегах рек?
1) строение верхних слоев земли;
2) геологическую летопись далекого прошлого;
3) строение пород фундамента;
4) обитателей данного ареала, находящихся на грани исчезновения.
8. Какие культуры выращивались при организации первых садов в России?
1) плодово – ягодные деревья и кустарники;
2) широколиственные породы деревьев;
3) хвойные породы деревьев;
4) низкорослые кустарники.
9. В какой стране был организован первый национальный парк?
1) Швейцария;
2) США;
4) Австралии.
10. Какие страны являются пионерами в организации зоологических садов?
1) Россия;
2) Германия;
3) Франция;
4) Польша.
11. С целью сохранения какого животного был организован Баргузинский заповедник?
1). соболь
2). зубр
3). выдра
3). ондатра
12. Самый большой по площади заповедник России:
1). «Белогорье»
2). «Большой Арктический»
3). «Костомукшский»
4). «Баргузинский»
13. Заповедник «Васюганский» создан на территории одних из самых больших болот в мире – Васюганских – и находится:
1). в Западной Сибири
2). на Дальнем Востоке
3). на Русском Севере
4). в восточной Сибири
14. Какое из перечисленных животных обитает только в России?
1). снежный баран
2). снежный барс
3). кабарга
15. Вид, типичный для какого-либо ландшафта или группы близких ландшафтов и, как правило, имеющий в них относительно высокую численность, называется:
1). редким
2). второстепенным
3). фоновым
16. Расположенный в Карелии заповедник «Кивач» знаменит:
1). количеством озер
2). водопадом
3). количеством обитающих здесь видов птиц
17. Самая крупная из ниже перечисленных кошек, это — ?
1). дальневосточный леопард
2). манул
3). амурский тигр
18. В каком году, впервые с 1997 года, Красная книга РФ была переиздана?
1). 2015
2). 2017
3). 2004
19. Какой из этих природных объектов НЕ включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?
1). озеро Байкал
2). вулканы Камчатки
3). красноярские «Столбы»
20.Прошедший 2017 год был объявлен в России годом особо охраняемых природных территорий и годом …?
1). кино
2). экологии
3). редких видов животных
4). театра
21. Биосферный заповедник отличается от природного заповедника главным образом:
1) более жестким режимом охраны;
2) обязательным наличием типичной для данной географической зоны экосистемы;
3) значительно большей территорией или акваторией;
4) сложным зонированием территории в целях сохранения природного комплекса в
сочетании с отработкой методов устойчивого природопользования
22. Национальный парк отличается от природного парка:
1) по целям и задачам;
2) по режиму охраны;
3) по рангу значения (федеральное, региональное).
23. За нарушение законодательства России об ООПТ предусмотрены следующие
виды ответственности:
1) административная;
2) уголовная;
3) один из вариантов в зависимости от величины экологического ущерба, нанесенного нарушением.
1) Государством
2) Лесничество
3) Мэрией города или управляющим органом населенного пункта
4) Коммунальными службами
25. В каком году был принят закон «Об особо охраняемых природных территориях»?
1) В 1991 году
2) В 1993 году
3) В 1995 году
4) В 2001 году
26. В какой исторический период была сформирована основа для создания природных заповедников?
1) В конце XVI–XiX столетий
2) В конце XVII–XX столетий
3) В конце XIX–XX столетий
4) В конце XX–XXI столетий
27. На какой срок заповедники изымаются из хозяйственной эксплуатации?
1) 10 лет
2) 15 лет
3) 25 лет
4) Пожизненно
28. Сколько заповедников России имеют статус международного резервата биосферного типа?
1) 10 3) 20
2) 15 4) 21
29. В каком году на территории России были созданы первые парки национального масштаба?
1) В 1963 году
2) В 1983 году
3) В 1991 году
4) В 1993 году
30. Сколько новых заповедников было образовано с 1992 года по наши дни?
1) 5
2) 10
3) 20
4) 25
31. На сколько частей увеличилась площадь заповедных территорий России на сегодняшний день?
1) 1/2
2) 1/3
3) 1/4
4) Осталась неизменной
1. Почему, по мнению Ю.Одума, человек должен установить мутуалистические отношения с природой?
2. Как вы понимаете слова Н.Ф. Реймерса «Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой»
3. Почему снижение видового разнообразия и уничтожение природных экосистем являются опасным для человека?
4. Что означает выражение «заповедники как «центры стабильности»»?
Перечень тем сообщений
1. Роль природоохранной деятельности человека в сохранении биоразнообразия
2. Вклад русских философов и ученых в развитие основ заповедного дела
3. Баргузинский биосферный заповедник как объект экологообразовательной работы с населением
4. Роль ООПТ в сохранении природного комплекса
5. Особенности правового режима отдельных особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы
6. Современное состояние и перспективы развития ООПТ республиканского значения
7. Роль ООПТ в сохранении редких видов живых организмов региона (систематическая группа и ООПТ по выбору)
8. Нарушения режима охраны государственного зоологического заказника федерального значения «Алтачейский»: ретроспективный анализ, современное состояние, комплекс рекомендаций по профилактике
9. Основные глобальные экологические проблемы и роль охраняемых природных территорий в их решении
10. Основные этапы истории заповедного дела в России
11. Красная книга, ее роль в сохранении редких видов живых организмов региона
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п