учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства
Направленность (профиль) Частная зоотехния и технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Жамьянов Б.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: обеспечение знаний современных технологий содержания, кормления и разведения крупного рогатого скота разных направлений продуктивности и организации воспроизводства стада;- Овладение современными технологиями производства высококачественного молока и говядины на основе изучения современных методов генетического улучшения и технологий производства молока и говядины проведение научных исследований по изучению селекционных и технологических приемов повышения продуктивности крупного рогатого скота;- Проведение экспериментов и наблюдений и обработка, анализ результатов экспериментов и наблюдений;- Умение составления планов селекционно-племенной работы в отрасли скотоводства;- В способности разрабатывать методические программы исследования;- В способности составления практических рекомендаций по использованию результатов исследовании и разработок
ПКС-4: Способен к организации и управлению технологическими процессами в животноводстве;
ИД-1 ПКС-4 Знать особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных
ИД-2ПКС-4 Уметь использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Владеть навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-1 ПКС-5 Знать показатели эффективности работы отрасли и их взаимосвязь
ИД-2ПКС-5 Уметь: анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-ЗПКС-5 Владеть: навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
:
ИД-2ПКС-4 не знает прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 не знает управление технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 плохо знает прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 плохо знает управление технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 знает прикладные компьютерные программы по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-4 знает управление технологическими процессами в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-4 знает прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 знает управление технологическими процессами в животноводстве
:
ИД-2ПКС-4 не умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 не умеет управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 плохо умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 плохо умеет управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-4 умеет управлять технологическими процессами в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-4 умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 умеет управлять технологическими процессами в животноводстве
:
ИД-2ПКС-4 не владеет использованием прикладных компьютерных программ по животноводству
ИД-3ПКС-4 не владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 плохо владеет использованием прикладных компьютерных программ по животноводству
ИД-3ПКС-4 плохо владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 владеет использованием прикладных компьютерных программ по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-4 владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-4 владеет использованием прикладных компьютерных программ по животноводству
ИД-3ПКС-4 владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ПКС-5: Способен анализировать производственную деятельность и подготавливать отчеты;
ИД-1 ПКС-4 Знать особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных
ИД-2ПКС-4 Уметь использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Владеть навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-1 ПКС-5 Знать показатели эффективности работы отрасли и их взаимосвязь
ИД-2ПКС-5 Уметь: анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-ЗПКС-5 Владеть: навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
:
ИД-2ПКС-5 не знает и не понимает анализа производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 не знает отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 плохо знает и понимает анализ производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 плохо знает отчеты по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 знает и не понимает анализа производственной деятельности по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-5 знает отчетов по производственной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-5 знает и не понимает анализа производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 знает отчетов по производственной деятельности
:
ИД-2ПКС-5 не умеет анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 не умеет подготовить отчеты по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 плохо умеет анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 плохо умеет подготовить отчеты по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 умеет анализировать производственную деятельность по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-5 умеет подготовить отчеты по производственной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-5 умеет анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 умеет подготовить отчеты по производственной деятельности
:
ИД-2ПКС-5 не способен анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 не владеет навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 плохо способен анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 плохо владеет навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 способен анализировать производственную деятельность по животноводству, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-5 владеет навыками подготовки отчетов по производственной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-5 способен анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 владеет навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
продуктивности коров.
Планирование индивидуальных удоев
послеубойные методы
учета и оценки мясной
продуктивности
продуктивности коров и их учет
продуктивности коров и их учет
производства молока на молочной ферме
производства молока
производству говядины
выращивании и откорме
мясного скотоводства
Оценка быков молочных
пород по качеству
потомства.
Оценка быков мясных
пород по собственной
продуктивности и
качеству потомства
работы с крупным
рогатым скотом и плана
селекционно-племенной работы со стадом
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Контрольные вопросы для устного опроса
Тестовые задания для текущего контроля
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Современные технологии производства молока и мяса
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Технология производства молока на промышленной основе.
2. Технология молочного скотоводства в условиях фермского (крестьянского) хозяйства.
3. Производство молока в условиях личного подворья.
4. Технология производства говядины в фермских (крестьянских) хозяйствах.
5. Нагул и откорм молодняка крупного рогатого скота в условиях «малых ферм».
6. Технология выращивания молодняка в помещениях легкого типа.
7. Выращивание телок и нетелей.
8. Интенсивное выращивание сверхремонтного молодняка крупного рогатого скота на мясо.
9. Опыт по интенсивному откорму молодняка крупного рогатого скота.
10. Организация воспроизводства стада в условиях личного подворья.
11. Особенности селекционно-племенной работы в условиях фермских (крестьянских) хозяйств.
12. Организация зоотехнического и племенного учета в фермских (крестьянских) хозяйств и «малых фермах».
13. Оптимальная структура оборота стада на «малых фермах».
14. Практическое значение контрольно-селекционных дворов.
16. Влияние продолжительности сервис периода на продолжительность лактации и продуктивность коров.
17. Факторы, влияющие на молочную продуктивность коров.
18. Факторы, влияющие на мясную продуктивность крупного рогатого скота.
19. Симментальская порода в России.
20. Создание молочного типа симментальского скота в Бурятии на основе использования красно-пестрой голштинской породы.
21. Принципы и формы подбора пар в молочном скотоводстве.
22. Развитие молочного скотоводства в разных странах мира.
23. Мясные породы США и методы их создания.
24. Промышленное скрещивание в мясном скотоводстве (на примере Бурятии и Читинской области).
25. Опыт создания стад мясного скота в республике.
26. Туровый отел в мясном скотоводстве и его организация в условиях Забайкалья.
27. Технология производства молока при привязном содержании коров.
28. Ресурсосберегающая технология в мясном скотоводстве и его особенности в республике.
29. Наследуемость, изменчивость и повторяемость продуктивных качеств скота.
30. Племенная работа с мясным скотом Бурятии.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1.
1. Строение молочной железы и влияние на ее развитие различных факторов.
2. Физиологические основы образования молока. Выделение молока.
3. .Факторы, влияющие на удой и состав молока:
4. Показатели молочной продуктивности коров и их учет.
5. Пути повышения молочной продуктивности коров в современных условиях.
6. Пищевое значение мяса, морфологический и химический состав говядины.
7. Формирование мясной продуктивности.
8. Факторы, влияющие на мясную продуктивность.
9. Показатели мясной продуктивности скота и их учет.
Раздел 2
1.Системы и способы содержания коров в зимний и летний периоды, их достоинства и недостатки.
2. Принципы формирования групп коров при привязном и беспривязном содержании. 3.Структура стада и ее обоснование.
4.Современные типы предприятий по производству молока.
5.Современная промышленная технология производства молока и ее зоотехническое обоснование.
6.Поточно-цеховая технология производства молока.
7.Энергосберегающее и экологическое обоснование технологии.
8. Производство молока в хозяйствах с различной формой собственности.
9.Способы и техника доения.
10.Первичная обработка и реализация молока.
11. Механизация водопоения, уборки навоза
Раздел 3
1.Понятие о выращивании, доращивании и откорме молодняка.
2.Откорм взрослого скота.
3.Современные типы откормочных хозяйств, порядок их комплектования, отбор, транспортировка.
4.Современные технологические операции при выращивании и откорме.
5.Откорм на отходах пищевой промышленности.
6. Нагул скота.
7.Современные технологии мясного скотоводства и его особенности.
8. Технология «корова-теленок» и его внедрение.
9.Организация турового отела.
10.Выращивание, нагул и откорм в хозяйствах различных форм собственности. 11.Реализация скота на мясо.
Раздел 4
1.Значение племенной работы. Развитие племенного дела в стране и за рубежом. Организация племенной службы.
2.Методы разведения крупного рогатого скота в племенных и пользовательных стадах.
3.Основные селекционные признаки у скота молочного, комбинированного и мясного направления продуктивности.
4. Отбор скота по генотипу и фенотипу.
5.Методы создания новых пород крупного рогатого скота.
6.Крупномасштабная селекция.
7. Особенности племенной работы в хозяйствах разной категории.
8.Основные направления научно-технического прогресса в селекции скота. 9.Современные информационные системы и использование их в селекции крупного рогатого скота.
10Планирование работы с целостными породами и руководство племенной работой.
11.Современные методы определения племенной ценности крупного рогатого скота, система индексов EPD, легкость отелов CED.
12.Завоз скота из-за рубежа и эффективность использования
Тестовые задания
?Каков удельный вес скотоводства в производстве молока?
-50-60.
-90-95.
-96-99
?Какой корм для коров считается молокогонным?
-силос.
-корнеклубнеплоды.
-сенаж.
-сено.
?Как рассчитывается средний удой за год на одну корову?
-путем деления валового количества молока на количество коров на конец
года.
-путем деления валового количества молока па количество коров на начало
года.
-путем деления валового количества молока на средний показатель между
количеством коров на начало и конец года.
-путем расчета помесячного показателя.
?Количество крови , протекающей через железистую ткань вымени
коров, необходимое для синтеза 1 литра молока?
-200-300.
-300-400.
-450-500.
-600-700.
?Как определяют процент жира в молоке коров за лактацию?
-путем расчета среднего арифметического показателя.
-путем расчета среднего взвешенного показателя,
-показателя в начале лактации,
-показателя в конце лактации.
?Какой гормон обеспечивает выделение молока из вымени коров?
-окситоцин.
-пролактин.
-тироксин.
-инсулин.
?Что такое индекс вымени коров?
-соотношение между промерами вымени.
-удой передних долей.
-соотношение суточного количества молока, полученного из передних долей
к общему надою,
-соотношение суточного надоя из задних к передним.
?Какой вид грубого корма особо необходим для дойных коров в зимний
период?
-солома.
-сено.
-силос
-сенаж.
?Недостаток чего приводит к снижению жирности молока у коров при
переходе на пастбищное содержание?
-клетчатки.
-золы,
-протеина,
-жира.
?Что обуславливает продолжительность лактации у коров?
-продолжительность сервис периода,
-уровень продуктивности,
-возраст коров,
-сезон отела.
?С использованием, какого коэффициента переводят удой за первую лактацию к показателю за третью? .
-1,20.
-1,11.
-1,33.
-1,55.
?Удельный вес говядины в мясном балансе страны?
-30-40%.
-80-90%.
-45-50%.
-55-60%.
?По каким показателям принято оценивать говядину?
-нежности, сочности, вкусу, мраморности и калорийности,
-сочности и калорийности,
-наличию мышц.
?Как определяют убойный выход в % у крупного рогатого скота?
-путем деления массы туши к живой массе при снятии с откорма.
-путем деления массы туши и внутреннего жира к живой массе после 24-часовой голодной выдержки.
-путем деления массы туши, внутреннего жира и шкуры в предубойной массе.
-делением массы туши с головой и конечностями на живую массу после голодной выдержки.
?Что понимают под «коэффициентом мясности»?
-выход мякоти в туше,
-выход мышечной ткани.
-выход мякоти на 1 кг костей,
-выход костей на 1 кг мышечной ткани.
?Какое количество кормовых единиц требуется на 1 кг прироста живой массы при откорме бычков в возрасте 12 месяцев при живой массе 250 кг?
-5,0-6,0 кг
-12-14 кг.
-7-8 кг.
-4,5-5,0 кг.
?У каких половозрастных животных самый высокий убойный выход?
-взрослых быков,
-коров.
-телят
-телок.
?Что имеется в виду под зоотехническим понятием «упитанность»?
-степень жироотложения под кожей и развитие мышечной ткани,
-выраженность мышечной ткани,
-жироотложение на внутренних органах,
-межмышечное жироотложение.
?Чем обусловлена сочность говядины?
-наличием белков в мясе.
- жиром в мышечной ткани,
-содержанием воды в мясе,
-содержанием микроэлементов.
?Что придает товарный вид туше крупного рогатого скота?
-подкожный жир
- жировой полив,
-внутренний жир.
-межмышечный жир.
-костная ткань.
?Наиболее распространенный способ содержания дойных коров вЗабайкалье?
-привязный.
-беспривязный,
-свободновыгульный.
-боксовый.
?При каком способе содержания обеспечивается высокая производительность труда в животноводстве?
-привязном.
-беспривязно-боксовом.
-выгульном,
-клеточном.
?Где организуют доение коров при беспривязном содержании коров?
-в боксах.
-в доильных залах,
-на привязи.
-в выгульно-кормовых дворах.
?Какой способ содержания коров в наибольшей степени соответствует требованиям промышленной технологии производства молока?
-поточно-цеховая. .
–привязная
-беспривязная.
-боксовое.
?При каком способе содержания коров применяют автоматические
привязи?
-на привязи.
-в боксах.
-в комбибоксах.
-при беспривязном.
?При каком способе содержания дойных коров обеспечивается
индивидуальное кормление.
- привязном.
-боксовом.
-беспривязно-боксовом.
?В каком цехе при поточно-цеховой системе производство молока
обеспечивается эффективная подготовка коров к последующей
лактации?
-отела и раздоя,
-производства молока.
-сухостойных коров,
-выращивания молодняка.
?Обязательное условие беспривязно-боксового содержания коров?
-создание технологических групп животных по физиологическому
состоянию.
- наличие доильных залов,
-оборудование решетчатых полов,
-наличие кормоцеха.
?Применяют ли подстилки при содержании коров в секциях с
решетчатым (щелевым) полом?
-не применяют,
-применяют,
-применяют из опилок,
-применяют из соломы.
?Что такое «доращивание» в мясном скотоводстве?
-выращивание телят па полном подсосе.
-выращивание бычков после отъема до перевода на нагул,
-выращивание на пастбище в летний период,
-выращивание телят в течение года.
?Что такое «режимный подсос» в мясном скотоводстве?
-совместное содержание коров и телят в подсосный период.
-2-3-х кратный допуск телят к матерям,
-пастьба телят вместе с матерями,
-допуск телят к матерям после доения.
?Основной вид корма в зимний период при откорме молодняка мясного скота в условиях личного подворья?
-сено.
-силос.
-сенаж.
-концентраты.
?Оптимальный сезон получения телят в мясном скотоводстве
Забайкалья?
-летне-осенний.
-зимне-весенний.
-весенне-летний,
-летний.
5. Тесты для итогового контроля
?Какой тип конституции желателен для молочного скота?
-нежный рыхлый.
-грубый рыхлый.
нежный плотный.
-грубый плотный.
?Что входит в зоотехническое понятие «конституция»?
-анатомические особенности.
-физиологические особенности.
-совокупность анатомических и физиологических особенностей связанных с продуктивностью.
-развитие отдельных органов и тканей.
?Какой тип конституции характерен для скота специализированного мясного направления продуктивности?
-нежный рыхлый.
-грубый рыхлый.
-нежный плотный.
-грубый плотный.
?По сколько балльной шкале оценивают экстерьер быков молочных пород?
-100.
-10.
-5.
-30.
?По какой балльной шкале оценивают внешний вид коров молочных и молочно-мясных пород?
-5.
-100.
-30.
?У жвачных, какого типа конституции слабая способность к жироотложению?
-нежной рыхлой.
-нежной плотной
-грубой плотной.
-плотной.
?Какой тип конституции характерен для флегматичных спокойных животных?
-нежный плотный.
-рыхлый.
-грубый.
-грубый рыхлый.
?Можно ли оценивать экстерьер быков мясных пород по 5 балльной шкале?
-нет.
-можно.
-допускается в племенных хозяйствах.
-можно в пользовательных стадах.
?У животных, какого типа конституции наблюдается повышенный обмен веществ?
-нежной рыхлой.
-грубой плотной.
-нежной плотной.
-рыхлой.
?По какой балльной шкале оценивают коров мясных пород?
-10 и 5.
-30 и 10.
-100 и 10.
-100 и 5.
?К какому направлению продуктивности относится скот симментальской породы?
-молочному.
-мясному.
-комбинированному.
-мясомолочному.
?Какая порода участвовала в выведении казахской белоголовой породы?
-галловейская.
-герефордская.
-абердин-ангусская.
-шароле.
?Является ли скот казахской белоголовой породы плановой для Забайкалья?
-да.
-нет.
-только для Бурятии.
-только не для Забайкальского края.
?Скот, какой породы отличается лабильностью волосяного покрова?
-симментальской.
-черно-пестрой.
-герефордской.
-калмыцкой.
?Какое направление продуктивности имеет скот холмогорской породы?
-мясное.
-молочное.
-мясомолочное.
-рабочее.
?Какое хозяйство является основным репродуктором племенного скота казахской белоголовой породы?
-ОПХ «Байкальское».
-Учхоз «Байкал».
-ПР «Комсомольский»
-ПР «Мыла».
?Какая порода была использована для улучшения вымени коров симментальской породы в Бурятии?
-Шортгорнская.
-Ярославская.
-Монбельярдская.
-Джерсейская.
?Какие ценные свойства можно выделить у коров черно-пестрой породы?
-хорошее развитие мясных признаков.
-пригодность вымени к машинному доению.
-устойчивость к низкой температуре.
-высокий убойный выход.
?Какое направление продуктивности имеет скот герефордской породы?
-мясное.
-молочно-мясное.
-мясомолочное.
?Какое направление продуктивности скота калмыцкой породы?
-молочно-мясное.
-молочное.
-мясное.
-мясомолочное.
?Каков удельный вес скотоводства в производстве молока?
-50-60.
-70-80.
-90-95.
-96-99
?Какой корм для коров считается молокогонным?
-силос.
-корнеклубнеплоды.
-сенаж.
-сено.
?Каков удой на 1 корову в Бурятии за последние три года?
-800-1000.
-3000-3500.
-1500-2000.
-2000-2500.
?Как рассчитывается средний удой за год на одну корову?
-путем деления валового количества молока на количество коров на конец года.
-путем деления валового количества молока на количество коров на начало года.
-путем деления валового количества молока на средний показатель между количеством коров на начало и конец года.
-путем расчета помесячного показателя.
?Количество крови, протекающей через железистую ткань вымени коров, необходимое для синтеза 1 литра молока?
-200-300.
-300-400.
-450-500.
-600-700.
?Как определяют процент жира в молоке коров за лактацию?
-путем расчета среднего арифметического показателя.
-путем расчета среднего взвешенного показателя.
-показателя в начале лактации.
-показателя в конце лактации.
?Какой гормон обеспечивает выделение молока из вымени коров?
-окситоцин.
-пролактин.
-тироксин.
-инсулин.
?Что такое индекс вымени коров?
-соотношение между промерами вымени.
-удой передних долей.
-соотношение суточного количества молока, полученного из передних долей к общему надою.
-соотношение суточного надоя из задних к передним.
?Какой вид грубого корма особо необходим для дойных коров в зимний период?
-солома.
-сено.
-силос.
-сенаж.
?Недостаток чего приводит к снижению жирности молока у коров при переходе на пастбищное содержание?
-клетчатки.
-золы.
-протеина.
-жира.
?Что обуславливает продолжительность лактации у коров?
-продолжительность сервис - периода.
-уровень продуктивности.
-возраст коров.
-сезон отела.
?С использованием, какого коэффициента переводят удой за первую лактацию к показателю за третью?
-1,20.
-1,11.
-1,33.
?Удельный вес говядины в мясном балансе страны?
-30-40%.
-80-90%.
-45-50%.
-55-60%.
?По каким показателям принято оценивать говядину?
-нежности, сочности, вкусу, мраморности и калорийности.
-сочности и калорийности.
-наличию жира в мясе.
-наличию мышц.
?Как определяют убойный выход в % у крупного рогатого скота?
-путем деления массы туши к живой массе при снятии с откорма.
-путем деления массы туши и внутреннего жира к живой массе после 24-часовой голодной выдержки.
-путем деления массы туши, внутреннего жира и шкуры в предубойной массе.
-делением массы туши с головой и конечностями на живую массу после голодной выдержки.
?Что понимают под «коэффициентом мясности»?
-выход мякоти в туше.
-выход мышечной ткани.
-выход мякоти на 1 кг костей.
-выход костей на 1 кг мышечной ткани.
?Какое количество кормовых единиц требуется на 1 кг прироста живой массы при откорме бычков в возрасте 12 месяцев при живой массе 250 кг?
-5,0-6,0 кг.
-12-14 кг.
-7-8 кг.
-4,5-5,0 кг.
?У каких половозрастных животных самый высокий убойный выход?
-взрослых быков.
-коров.
-телят.
-телок.
?Что имеется в виду под зоотехническим понятием «упитанность»?
-степень жироотложения под кожей и развитие мышечной ткани.
-выраженность мышечной ткани.
-жироотложение на внутренних органах.
-межмышечное жироотложение.
?Чем обусловлена сочность говядины?
-наличием белков в мясе.
-жиром в мышечной ткани.
-содержанием воды в мясе.
-cодержанием микроэлементов.
?Что придает товарный вид туше крупного рогатого скота?
-подкожный жир – жировой полив.
-внутренний жир.
-межмышечный жир.
-костная ткань.
?По каким показателям оценивают воспроизводство стада в производственных условиях?
-выходу телят на 100 коров и телок старше 2-х лет.
-норме выбраковки и наличию телят.
-количеству коров и телок на начало года.
-по удельному весу коров в стаде.
?Какое время включает в себя сервис-период?
-от отела до запуска.
-от запуска до отела.
-от отела до плодотворного осеменения.
-от отела до отела
?Каких коров считают яловыми?
-не отелившихся в течение года.
-оплодотворившихся в течение 60-70 дней после отела.
-не стельных на день ректального обследования.
-не отелившихся в течение 2 лет.
?Оптимальная нагрузка на 1 быка мясных пород при вольной случке коров?
-15-20.
-25-30.
-35-40.
-50-60.
?Сколько дней длится беременность коров?
-270-290.
-300-310.
-270-275.
?В каком возрасте наступает половая зрелость у телок?
-10-12 месяцев.
-6-8 месяцев.
-4-5 месяцев.
-12-15 месяцев.
?Какая нагрузка на 1 быка молочных пород считается нормальной при ручной случке?
-20-29.
-30-39.
-40-49.
-50-60.
?Какая живая масса желательна для телок молочных пород при первом осеменении?
-280-300 кг.
-360-400.
-340-360.
-250-280.
?Оптимальная продолжительность сухостойного периода?
-20-30 дней.
-75-90 дней.
-45-60 дней.
-60-75. дней.
?Что имеется в виду под понятием «структура стада»?
-наличие коров и бычков в стаде.
-половозрастное соотношение животных в стаде.
-наличие ремонтного молодняка в стаде.
-наличие нетелей в стаде.
?Какие методы выращивания телят применяют в мясном скотоводстве?
-ручная выпойка молока.
-на полном подсосе.
-в индивидуальных клетках.
-на привязи.
?Каков оптимальный показатель среднесуточного прироста при выращивании телят мясного скота в подсосный период?
-300-400 г.
-600-700 г.
-800-900 г.
-500-600 г.
?При каком методе выращивания и откорме на мясо сверхремонтного молодняка мясного скота достигается наибольший экономический эффект .
-подсосный.
-отъемный с ручной выпойкой молока.
-привязный.
-беспривязно-боксовый.
?При каком способе содержания формируются крепкие, здоровые с высокой воспроизводительной способностью бычки?
-при привязном.
-свободно выгульном.
-при групповом в течение года.
-в индивидуальных клетках.
?Наиболее распространенный способ содержания дойных коров в Забайкалье?
-привязной.
-беспривязный.
-свободновыгульный.
-боксовый.
?При каком способе содержания обеспечивается высокая производительность труда в животноводстве?
-привязном.
-беспривязно-боксовом.
-выгульном.
-клеточном.
?Где организуют доение коров при беспривязном содержании коров?
-в боксах.
-в доильных залах.
-на привязи.
-в выгульно-кормовых дворах.
?Какой способ содержания коров в наибольшей степени соответствует требованиям промышленной технологии производства молока?
-привязный.
-беспривязный.
-боксовый.
?При каком способе содержания коров применяют автоматические привязи?
-привязном.
-в боксах.
-в комбибоксах.
-беспривязном.
?При каком способе содержания дойных коров обеспечивается индивидуальное кормление.
-беспривязном.
-привязном.
-боксовом.
-комбибоксовом.
?В каком цехе при поточно-цеховой системе производство молока обеспечивается эффективная подготовка коров к последующей лактации?
-отела и раздоя.
-производства молока.
-сухостойных коров.
-выращивания молодняка.
?Обязательное условие беспривязно-боксового содержания коров?
-создание технологических групп животных по физиологическому состоянию.
-наличие доильных залов.
-оборудование решетчатых полов.
-наличие кормоцеха.
?Применяют ли подстилки при содержании коров в секциях с решетчатым (щелевым) полом?
-не применяют.
-применяют.
-применяют из опилок.
-применяют из соломы.
?Что такое «доращивание» в мясном скотоводстве?
-выращивание телят на полном подсосе.
-выращивание бычков после отъема до перевода на нагул.
-выращивание на пастбище в летний период.
-выращивание телят в течение года.
?Что такое «режимный подсос» в мясном скотоводстве?
-совместное содержание коров и телят в подсосный период.
-2-3-х кратный допуск телят к матерям.
-пастьба телят вместе с матерями.
-допуск телят к матерям после доения.
?Основной вид корма в зимний период при откорме молодняка мясного скота в условиях личного подворья?
-сено.
-силос.
-сенаж.
-концентраты.
?Оптимальный сезон получения телят в мясном скотоводстве Забайкалья?
-летне-осенний.
-зимне-весенний.
-весенне-летний.
-летний.
?В каких хозяйствах применяют промышленное скрещивание.
-племенных.
-товарных.
-племенных репродукторах.
-госплемзаводах.
?Какие признаки учитываются при отборе коров и быков по генотипу?
-родословная, экстерьер и развитие.
-родословная и качество потомства.
-качество потомства и воспроизводительная способность.
-генотип матери.
?Имеет ли право зоотехник-селекционер присвоить быку племенные категории по удою (А, А2А3) и проценту жира (Б, Б2Б3), если количество молочного жира у дочерей ниже, чем у сверстниц.
-имеет право.
-не имеет право.
-имеет, если показатели ниже стандарта по обеим признакам.
-имеет, если процент жира ниже стандарта по породе.
?В какую форму племенного учета записывают данные по быкам-производителям молочных пород.
-1-мол.
-3-мол.
-4-мол
?Основное назначение государственных племенных заводов?
-выращивание племенного молодняка и его реализация.
-внедрение прогрессивных технологий.
-производство молока и мяса.
-работы на получение дотации.
?В каких племенных хозяйствах можно использовать сперму быка с категорией А2Б2.
-племенных заводах.
-товарных.
-племенных репродукторах.
-пользовательных стадах.
?Что является основным нормативно-правовым документом в племенном животноводстве.
-закон о племенном животноводстве.
-лицензия.
-сертификат.
-племенной учет.
?В какую форму племенного учета записываются данные по быкам-производителям мясных пород.
-1-мяс.
-2-мяс.
-7-мяс
-5-мяс.
?В каких хозяйствах допускается выращивание племенных бычков.
-в товарных, с высокими показателями продуктивности.
-в племенных репродукторах и ГПЗ.
-во всех категориях хозяйств.
-в пользовательных стадах.
?В какой документ записывают результаты бонитировки коров и телок мясных пород.
-1-мяс.
-2-мяс.
-4-мяс.
-3-мяс.
?В какой возрастной период оценивают бычков мясных пород по собственной продуктивности.
-от 8-9 до 15-месячного возраста
-от 12 до 18-месячного возраста
-от 15 до 20-месячного возраста
-от 8 до 10-месячного возраста
?Допускается ли тесный инбридинг в пользовательных стадах?
-допускается.
-не допускается.
-при хорошем учете родословной.
-при отсутствии учета.
?На какой период(лет) составляется перспективный план племенной работы.
-5.
-10.
-20.
-30.
?Когда проводят бонитировку мясного скота.
-зимой.
-весной.
-осенью.
-летом.
?Минимальный показатель продуктивности коров для оценки быков молочных пород по качеству потомства.
-2000-2500 кг.
-2800-3000 кг.
-не ниже 3000 кг.
-1500-2000 кг.
?Какой показатель используется для выявления связи между генотипом и фенотипом?
-коэффициент повторяемости.
-коэффициент наследуемости.
-коэффициент корреляции.
-коэффициент изменчивости.
?Какой метод разведения применяют в государственных племенных заводах.
-скрещивание.
-чистопородное.
-гибридизация.
-промышленное скрещивание.
-удой и жирность молока.
-удой и живая масса.
-показатели вымени и удой.
-живая масса.
?Сколько коров необходимо осеменить семенем одного быка для получения объективных данных.
-30-40.
-40-50.
-60-80.
-20-30.
?С какой целью используется коэффициент наследуемости.
-выявление связи между генотипом и фенотипом.
-оценки генотипа.
-оценки фенотипа.
-оценки потомства.
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1.В настоящее время отрасль скотоводства находится в большом упадке. Какие необходимо применять меры для стабильного развития данной отрасли.
Задача 2. В 70-80 гг. ХХ в., продолжая процесс специализации в отрасли скотоводства, в ряде областей были построены комплексы по выращиванию нетелей, но они не получили своего развития, а в настоящее время вообще расформированы. Почему?
Задача 3. В период лактации коровы Зорьки на 3 и 7 месяцах после отела не проводили контрольных доек. Можно ли определить по данной корове удой за лактацию и как?
Задача 4. Корова здоровая, не старая, но после отела имеет продуктивность почти в половину меньше, чем за предыдущую лактацию. В чем причина и можно ли устранить создавшееся положение?
Задача 5. В хозяйстве нет весов для взвешивания скота и нет возможности их приобрести, но при проведении бонитировки показатели живой массы животных должны быть обязательно. Как решить эту проблему?
Задача 6. Раньше в хозяйствах Забайкалья разводили скот симментальской породы, а затем его начали заменять черно-пестрым скотом. Какая причина и целесообразно ли это?
Задача 7. Приобретая корову в свое личное хозяйство какой породе Вы отдали бы предпочтение: симментальской или черно-пестрой?
Задача 8. В хозяйстве отсутствует племенной учет в скотоводстве. С чего надо начать ведение селекционной работы в ближайшее время?
Задача 9. Корова растелилась, но у нее нет молозива. Других новотельных коров на ферме нет. Чем и как кормить новорожденного теленка в первые дни его жизни?
Задача 10. Какой показатель более реально отражает воспроизводительные способности маточного поголовья - выход телят на 100 коров или выход телят на 100 коров и нетелей? Почему?
Задача 11. В 70-80-е годы ХХ века во многих хозяйствах были построены молочные комплексы с беспривязным способом содержания коров. Однако многие из них в последующем снова перешли на привязное содержание животных. Какие причины данного положения и перспективен ли способ беспривязного содержания скота?
Задача 12. В продаже имеются доильные установки типа «Тандем» и «Елочка». Какую доильную установку Вы выбрали бы для того хозяйства, где работаете и на каком основании?
Задача 13. Раньше в спецхозах по производству говядины откармливали кастрированных бычков, а сейчас бычков не кастрируют, Ваше мнение: кастрировать или не кастрировать бычков, предназначенных для откорма на мясо?
Задача 14. Весной коров перевели на кормление зелеными кормами и жирность молока снизилась. Можно ли устранить этот недостаток и как?
Задача 15. На ферме, где разводят мясных коров, сезонные отелы, но родильного отделения нет. Как организовать проведение отелов на данной ферме?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п