учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1, 2
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
Задачи: рассмотрение основных теорий, законов, закономерностей, лежащих в основе жизни на разных уровнях ее организации; учение об онтогенезе организмов закономерности обмена веществ и энергии на разных уровнях организации закономерности проявления факторов окружающей среды и их влияние на рост, развитие организмов; обсуждение гипотез возникновения жизни; анализ причин многообразия органического мира; получение четкого представления о месте человека в биосфере и его глобальной роли в сохранении живой природы; ознакомление с достижениями современной биологии.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Органический состав клетки
3. Строение клетки
4. Репликация ДНК.
5. Биосинтез белка.
6. Фотосинтез. Хемосинтез. Дыхание
7.Размножение. Митоз, мейоз
8.Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие
2. Формирование приспособления
3. Вид. Направления, пути, формы эволюции
4. Доказательства эволюции
5. Гипотезы возникновения и развитие жизни на Земле
6. Человек в системе органического мира. Антропогенез.
2. Формирование приспособления
3. Вид. Направления, пути, формы эволюции
4. Доказательства эволюции
5. Гипотезы возникновения и развитие жизни на Земле
6. Человек в системе органического мира. Антропогенез.
2. Группы крови и летальные гены
3. Сцепленное с полом наследование
4 Сцепленное наследование
5. Генетика человека. Генетика популяций. Мутации
6. Селекция
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
2. Биотические факторы. Среды жизни
3. Популяция. Регуляция численности
4. Экосистема. Динамика экосистем
5. Биосфера. Круговороты
6. Экологические проблемы
- 27 с.
http://bgsha.ru/art.php? i=2503.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Предмет изучения, цель и задачи науки биология. Значение науки. ОПК-1
2. Понятие «жизнь». Свойства и признаки живого. Уровни организации живого. ОПК-1
3. Классификация форм жизни. Прокариоты. Эукариоты. ОПК-1
4. Общая характеристика вирусов. ОПК-1
5. Молекулярно-генетические биологические системы. Химическая структура, свойства и биологическое значение белков. ОПК-1
6. Нуклеиновые кислоты – общая характеристика, развитие молекулярно-генетических представлений. Состав АТФ, ее роль в клетке. ОПК-1
7. Краткая история развития цитологии. ОПК-1
8. Клеточная теория (авторы, год создания, основные положения). Современные положения клеточной теории. ОПК-1
9. Общее представление о строении клетки. Типы клеточной организации. ОПК-1
10. Структурно - функциональная организация прокариотической клетки. ОПК-1
11. Плазмалемма: химический состав, модели строения, свойства и функции. ОПК-1
12. Поверхностный аппарат растительной, грибной, животной клетки и у прокариот ОПК-1
13. Органоиды специального значения, их функции. Цитоскелет. ОПК-1
14. Мембранные органоиды клетки, их функции. ОПК-1
15. Немембранные органоиды, их функции. ОПК-1
16. Наследственный аппарат про- и эукариотической клетки, его характеристика. ОПК-1
17. Отличия между про- и эукариотической клетками. ОПК-1
18. Клеточный цикл. Митоз, его биологическое значение. ОПК-1
19. Клеточный цикл. Мейоз, его биологическое значение. ОПК-1
20. Гаметогенез. Особенности строения и развития половых клеток. ОПК-1
21. Общая характеристика онтогенеза. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. ОПК-1
22. Анаболизм и катаболизм. Использование энергии в клетках. ОПК-1
23. Классификация организмов. Искусственные и естественные системы. ОПК-1
24. Разнообразие растений, их значение в природе и жизни человека. ОПК-1
25. Разнообразие животных, их классификация. ОПК-1
26. Общая характеристика подцарства Простейшие. ОПК-1
27. Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. ОПК-1
29. Моногибридное скрещивание. Реципрокные скрещивания. Анализирующие скрещивания. ОПК-1
30. Дигибридное скрещивание. Анализ потомства при дигибридном скрещивании. ОПК-1
31. Генетика пола. Механизмы определения пола и наследование признаков, сцепленных с полом. ОПК-1
32. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Механизмы кроссинговера. Генетические карты; их значение. ОПК-1
33. ДНК – основной носитель наследственной информации. Связь структуры ДНК с её функциями. ОПК-1
34. РНК: разнообразие типов и функций. Особенности строения мРНК (иРНК), тРНК, рРНК). ОПК-1
35. Нуклеиновые кислоты. Реакции матричного синтеза. Репликация ДНК. Транскрипция ДНК. Обратная транскрипция. ОПК-1
36. Основные этапы биосинтеза белков: транскрипция, процессинг (сплайсинг) мРНК, трансляция, модификация белков. Генетический код, его основные свойства ОПК-1
37. Биохимические последствия генных мутаций. Множественный аллелизм. ОПК-1
38. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Использование достижений биотехнологии для построения генетических карт человека. ОПК-1
39. Наследственные болезни у человека, сцепленные с полом. Наследственные болезни человека, связанные с изменением числа половых хромосом. ОПК-1
40. Генетические заболевания человека, связанные с геномными мутациями и хромосомными перестройками. Их причины и меры профилактики. ОПК-1
41. Теория гибридизации. Типы скрещивания: внутрилинейные, межлинейные, возвратные. Инбридинг и инцухт.
42. Генетические основы селекции. Теория отбора. Методы оценки материала. ОПК-1
43. Задачи и методы генной инженерии. Основные способы получения трансгенных клеток и организмов; их сравнительная характеристика. Достижения и перспективы развития генной инженерии. ОПК-1
44. Понятия «вид» и «популяция», критерии вида и популяций. ОПК-1
45. Понятие эволюции, движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. ОПК-1
46. Естественный отбор, его формы. ОПК-1
47. Главные направления эволюции. ОПК-1
48. Происхождение человека. Концепция животного происхождения человека. ОПК-1
49. Общая характеристика экологических систем. Их структура, примеры. ОПК-1
50. Классификация и общая характеристика экологических факторов. ОПК-1
51. Типы взаимоотношений организмов. ОПК-1
52. Экологическая пирамида, общая характеристика. ОПК-1
53. Понятие биосферы, ее структура, границы жизни. ОПК-1
Комплект вопросов для устных опросов
Тема Разнообразие живого мира. Принципы и методы классификации организмов
1. Дайте определение систематике и назовите ее основные разделы.
2. Что вы понимаете под искусственными системами, когда их стали использовать и какова их роль сейчас в классификации организмов?
3. Что вы понимаете под естественными системами и какова их роль в классификации организмов?
4. Перечислите основные методы, используемые в систематике. Какие из них являются главными?
5. Назовите основные таксономические единицы и правила использования бинарной номенклатуры.
6. Как вы понимаете различия между доядерными и ядерными организмами?
7. Назовите подцарства доядерных организмов.
8. Насколько велико значение методов исследования в изучении клеток? Какие из этих методов вы знаете?
Тема Сущность жизни, свойства и уровни организации живого Клетка – основная форма организации живой материи
1. Сформулируйте основные положения клеточной теории. Какова роль этой теории в биологии?
2. Почему клетку определяют в качестве элементарной единицы жизни и в чем заключаются доказательства того, что клетка является элементарной единицей жизни? Что представляют собой межклеточные структуры?
3. Назовите принципиальные различия между клетками-прокариотами и клетками-эукариотами. Является ли одноклеточность признаком прокариот?
4. Назовите и охарактеризуйте компоненты мембранной системы клеток животных. Есть ли мембранная система в клетках растений?
5. Охарактеризуйте цитоплазматический матрикс и клеточные органеллы. Что собой представляет цитозоль? Есть ли у клеток скелет? Как организован цитоскелет и каковы его компоненты?
6. Каковы структура и роль клеточного ядра? Есть ли различия между ядрами клеток животных и клеток растений?
7. Каковы структура и функции митохондрий? Все ли клетки обладают митохондриями?
8. Сформулируйте определения клеточного цикла и митоза. С какой скоростью протекают митозы в клетках разных тканей?
9. Что собой представляют лизосомы и какова их роль? Что произойдет с клетками, если лизосомы подвергнутся разрушению?
10. Каково значение ферментов в жизни клеток? Все ли белки являются ферментами и в чем заключается их действие?
11. Каковы фазы митоза и сущность процессов, происходящих в эти фазы?
12. В какой фазе происходит разделение центромеры и освобождение сестринских хроматид?
13. Какой представляется структура белков и что вы знаете о функциях белков?
Тема Обмен веществ и энергии
1. Какова роль обмена веществ и энергии в жизни живых существ?
2. Что такое энергия и каковы ее формы?
3. Применимы ли к живым системам законы термодинамики?
4. Как организмы используют энергию? Какова связь между световой энергией и пигментами растений? Что происходит, когда свет падает на хлорофилл?
5. Что такое фотосинтез?
6. Что такое хемосинтез.
7. Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными и миксотрофными?
8. Опишите бесполое размножение и назовите его формы.
Тема Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов
1. Что вы понимаете под половым размножением организмов и какова его биологическая роль?
2. Опишите особенности полового процесса у одноклеточных и многоклеточных организмов.
3. Что такое гаметогенез?
4. Какова функция гамет каждого типа?
5. Какие вы знаете стадии в развитии гамет?
6. В чем заключаются сходства и различия между сперматогенезом и овогенезом?
7. Что такое мейоз и каково его биологическое значение?
8. Опишите фазы мейоза.
9. Опишите сущность оплодотворения.
10. Какова биологическая роль чередования поколений?
Наблюдаются ли случаи гермафродитизма у человека и как часто?
12. Как вы представляете эволюцию способов размножения?
13. Что вы понимаете под ростом и развитием организмов? Какова связь между ростом и дифференциацией клеток?
14. В чем заключаются молекулярные основы дифференцировки клеток?
15.Сформулируйте понятие об онтогенезе и назовите периоды онтогенеза.
16.Каковы различия между прямым и непрямым развитием?
Комплект тестовых заданий
Блок 1
Задания с выбором одного верного ответа.
А 1. Сходства клеток организмов всех царств по строению, химическому составу, обмену веществ - эта одна из положений:
1. теории эволюции
2. биологического закона
3. клеточной теории
4. хромосомной теории
А2. Строение и функции клетки изучает наука:
1. эмбриология 3. селекция
2. генетика 4. цитология
А3. Программа первичной структуры молекул белка зашифрована в молекулах:
1. ТРНК 3. липидов
2. ДНК 4. полисахаридов
А4. Функция липидов в клетке:
1. каталитическая
2. хранение наследственной информации
3. энергетическая
4. участие в биосинтезе белка
А5. Полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположена ядра и все другие органоиды, называется:
1. вакуоль 3. аппарат Гольджи
2. цитоплазма 4. митохондрия
А6. В состав хромосом входят следующие органические вещества:
1. белок и ДНК 3. АТФ и глюкоза
2. А ТФ и ТРНК 4. РНК и липиды
А 7. Роль энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза:
1. органическими веществами
2. ферментами
3. энергией, заключенной в молекулах АТФ
4. минеральных веществах
А8. Фотосинтез отличается от биосинтеза белка тем, что идет в клетках:
1. любого организма 3. содержащих лизосомы
2. содержащих хлоропласты 4.содержащих митохондрии
А9. Клетки животных относятся к группе эукариотных, так как имеют:
1. хлоропласты
2. плазматическую мембрану 3.оболочку
4. ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой
А10. Частота кроссинговера между двумя генами определяется:
1. доминантностью одного из генов
2. доминантностью обоих генов
3. расстоянием между хромосомами
4. расстоянием между генами
А 11. В отличие от клеток гетеротрофов для большинства автотрофов характерен процесс:
1. энергетического обмена 3. синтеза АТФ
2. биосинтеза белка 4. фотосинтеза
А 12. Вирус нарушает функционирование клеток хозяина, так как он:
1. разрушает клеточную оболочку
2. нарушает процесс редупликации клеток
3. ДНК вируса встраивается в ДНК клеток хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка
4. разрушает митохондрии в клетках хозяина
А13. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:
1. зародышевым 2.послезародышевым 3.прямым 4.непрямым
А 14. Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
1. генных мутаций 3. комбинативной изменчивости
2. хромосомных мутаций 4. модификационной изменчивости
А15. Норма реакции связана с:
1. мутационной изменчивостью 3. фенотипической изменчивостью
2. овогенезом 4. гаметогенезом
А 16. Наркотические вещества относятся к мутагенам, так как при их употреблении:
1. нарушается работа нервной системы
2. ухудшается самочувствие
3. возникают изменения в хромосомах
4. возникает зависимость от наркотиков
А 17. Н.И. Вавилов разработал:
1. хромосомную теорию изменчивости
2. эволюционную теорию.
3. гипотезу происхождения жизни
4. учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
А 18. Группа наиболее сходных по строению и жизнедеятельностью животных, созданная человеком для сельскохозяйственных целей, называется:
1. сорт 3. порода
2. вид 4. род
А 19. Какую функцию не выполняет в клетке цитоплазма:
1. транспорта веществ
2. внутренней среды клетки
3. обеспечения связи между частями и органоидами клетки
4. ферментативную.
А20. Поступление веществ в клетку обеспечивает:
1. цитоплазма
2. эндоплазматическая сеть
3. плазматическая мембрана
4. Комплекс Гольджи
А21. Поступление твердых частиц пищи в клетку путем их окружения плазматической мембраны называют:
1. диффузией
2. фагоцитозом
3. осмосом
4. пиноцитозом
А22. Из двух слоев молекул липидов и расположенных между ними молекул белка состоит:
1. плазматическая мембрана
3. клеточный центр
2. рибосома 4.рибосома
А23. На гранулярных мембранах эндоплазматической сети в рибосомах происходит:
1. биосинтез белка 3. хемосинтез
2. фотосинтез 4. синтез липидов
А24. Комплекс Гольджи наиболее развит в клетках:
1. эпителиальных
2. мышечных
3. секреторных желез
4. нервных
А25. Удлиненное плотное тельце, разделенное перетяжками на несколько частей, - это:
1. лизосома 3. хромосома
2. рибосома 4. клеточный центр
А26. Какие функции выполняют рибосомы в клетке:
1. участвуют в процессе фотосинтеза
2. участвуют в процессе биосинтеза белка 3.способствуют окислению органических веществ
4. участвуют в реакциях синтеза молекул АТФ
А27. В основе удвоения хромосом лежит процесс:
1. фотосинтеза
2. редупликации ДНК
3. спирализации
4. конъюгации
А28. дочерние хромосомы в процессе митоза расходятся к полюсам клетки за счет:
1. движения цитоплазмы 2.сокращения нитей веретена клетки
А29. двойной набор хромосом имеют:
1. яйцеклетки 3.соматические клетки
2. сперматозоиды 4.споры папоротника
А30. Способностью связывать и обеззараживать чужеродные вещества обладают:
1. углеводы 3. белки
2. липиды 4.нуклеиновые кислоты
А31. Как называют процесс развертывания молекул белка вследствие нарушения их третичной и вторичной структур:
1. возбудимостью
2. денатурацией
3. раздражимостью
4. сократимостью
А32. Свойство молекул белка образовывать соединения с другими веществами и перемещать их в клетке или организме лежит в основе их функции:
1. каталитической
2. защитной
3. сигнальной
4. транспортной
А33. Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных методов занимается:
1. микробиология
2. генная инженерия
3. клеточная инженерия
4. физиология
А34. Явление гетерозиса связано:
1. с изменчивостью генов
2. с новой комбинацией генов
3. с модификационной изменчивостью
4. с хромосомными перестройками
А35. Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
1. увеличения доли гомозигот в потомстве
2. проявлении полипептидных особей в потомстве.
3. увеличения числа мутаций в потомстве
4. увеличения доли гетерозигот в потомстве
А36. Отбор, проводимый в селекции животных по генотипу, называют: 1.стабилизирующим 3. индивидуальным
2. групповым. 4. движущим
А37. Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получать:
1. антибиотики, гормоны
2. нуклеиновые кислоты, белки
3. кормовой белок, органические кислоты
4. межвидовые гибриды, безъядерные клетки
1. вегетативное размножение
2. метод клеточной инженерии
3. метод генной инженерии
4. гибридизацию клеток
А39. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:
1. сокращение доли гомозигот в потомстве
2. сокращение доли полиплоидов в потомстве
3. увеличение доли гетерозигот в потомстве
4. увеличение доли гомозигот в потомстве
А40. Укажите метод, который используют в селекции животных:
1. полиплоидия 3. близкородственная гибридизация
2. культуры тканей 4. вегетативное размножение
А41. Получение гибридов. при скрещивании чистых линий называют:
1. искусственным отбором 3. отдаленной гибридизацией
2. естественным отбором 4. гетерозиготным эффектом
А42. Какой метод используют ученые для получения комбинативной изменчивости у культурных растений:
1. культуры тканей
2. гибридизация
3. отбор 4.прививки
А43. Какой возраст матери увеличивает риск рождения детей с синдромом дауна:
1. после 25 лет 3. после 35 лет
2. до 25 лет 4. подростковый
А44. Разрушение озонового слоя атмосферы способствует увеличению заболеваний человека:
1. инфекционных
2. сердца и сосудов
3. наследственных
4. простудных
А45. Для ранней диагностики наследственных заболеваний у человека необходимо:
1. генеалогическое исследование отца
2. определить состав околоплодной жидкости
3. заботиться о чистоте жилища
4. обеспечить чистоту воздуха
А46. Наиболее опасны для потомства мутации в клетках:
1. мышечных 3. нервных
2. половых 4. эпителиальных
А47. Метод воздействия на бактерии рентгеновскими лучами с целью получения новых признаков - это:
1. полиплоидия 3. гетерозис
2. мутагенез 4. скрещивание
А48. Мутации несовместимые с жизнедеятельностью организма называются:
1. летальными
2. половыми
3. соматическими
4. цитоплазматическими
А49.Может ли дочь заболеть гемофилией, если ее отец - гемофилик:
1. может, так как ген гемофилии расположен в У - хромосоме
2. может, если мать не является носителем гена гемофилии
3. не может, так как она гетерозиготна по Х- хромосомам
4. может, если мать носительница гемофилии
А50. Кто из ученых сформулировал закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости:
1. Т.Морган 3. И.М. Сеченов
2. П.П. Павлов 4. Н.И. Вавилов
А51. Причина фенотипического сходства однояйцовых близнецов у человека - это:
2. одинаковый генотип
3. хромосомные перестройки в гаметах матери
4. цитоплазматические изменения
А52. Если возникшие у организма изменения признаков не передаются по наследству, значит:
1. изменились только гены, а не хромосомы
2. изменились только хромосомы, а не гены
3. гены и хромосомы не изменялись
4. изменились и гены и хромосомы
А53. Одна из родительских особей гетерозиготная, а вторая - гомозиготная и несет пару рецессивных аллелей, их потомство даст расщепление по фенотипу близкое:
1. 3:1 3.1:1
2. 9:3:3:1 4. 1 :2:1
А54. для какого процесса жизнедеятельности клетки характерен перекрест и обмен участками хромосом:
1. для обмена веществ 3. для интерфазы
2. для митоза 4. для мейоза
А55. Как изменяется число хромосом в процессе образования гамет в мейозе:
1. не изменяется 3. удваивается
2. беспорядочно 4. сокращается вдвое
А56. В результате первого деления мейоза на одной материнской клетке образуется:
1. две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
2. четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом
3. две дочерние клетки с увеличенным вдвое набором хромосом
4. четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке
А57. В результате митоза из одной материнской клетки образуется: 1.четыре клетки с гаплоидным набором хромосом
2. две клетки с гаплоидным набором хромосом
3. четыре клетки с диплоидным набором хромосом
4. две клетки с диплоидным набором хромосом
А58. Какие процессы проходят в темновую фазу фотосинтеза:
1. фотолиз молекул воды, в результате которого образуется молекулярный кислород и атомы водорода
2. синтез молекул А ТФ
3. восстановление углекислого газа водорода до глюкозы
4. возбуждение электронов в молекуле хлорофилла
А59. В результате фотосинтеза образуются молекулы:
1. липидов
2. белков
3. глюкозы
4. нуклеиновых кислот
А60. В результате реакций энергетического обмена образуются конечные продукты:
1. углеводы и кислород 3. аминокислоты
2. углекислый газ и вода 4. пировиноградная кислота
А61. Какова роль ИРНК в биосинтезе белка:
1. переносит наследственную информацию из ядра в рибосомы
2. переносит аминокислоты из цитоплазмы к рибосомам
3. способствует ускорению химических реакций
4. обеспечивает клетку энергией
А62. В результате синтеза молекулы ИРНК роль матрицы выполняют:
1. ТРНК 3. рибосомы
2. гены 4. мембраны ЭПС
А63. Реакции синтеза и расщепления органических веществ в клетках не могут происходить без участия:
1. гемоглобина 3. ферментов
2. гормонов 4.пигментов
А64. Закон Менделя не проявляется:
1. у собаки
2. у аскариды
3. у возбудителя СПИДа
А65. При скрещивании двух дрозофил с длинными крыльями получены длиннокрылые и короткокрылые потомки (длинные крылья В доминируют над короткими в). Каковы генотипы родителей:
1. вв х Вв 3. Вв х Вв
2. ВВ х вв 4. ВВ х ВВ
А66. Укажите характер наследования признаков, если при скрещивании гомозиготных растений с белыми и красными цветками в первом поколении получились растения с розовыми цветками:
1. Полное доминирование 3. сцепленное наследование
2. промежуточное наследование 4. взаимодействие неаллельных генов
А67. Появление в первом гибридном поколении всех особей с одинаковым фенотипом и генотипом служит доказательством проявления:
1. закона расщепления
2. закона сцепленного наследования
3. правило единообразия
4. закон независимого распределения генов
А68. Причина открытого Менделем правила единообразия гибридов первого поколения состоит в том, что все гибриды:
1. развиваются в одинаковых условиях
2. появляются на свет одновременно
3. имеют одних и тех же родителей
4. имеют одинаковый генотип
А 71. Сколько аутосом содержит яйцеклетка человека: 1. 23
2. 22
3. 44
4. 46
А 72. В процессе дробления зиготы образуется:
1. двухслойный зародыш
2. эктодерма и энтодерма
3. три зародышевых слоя
4. многослойный зародыш
Блок 2
Задания с выбором нескольких верных ответов из шести.
В1. Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:
А. является внутренней средой клетки
Б. осуществляет связь между ядром и органоидами В. выполняет роль матрицы для синтеза углеводов Г. служит местом расположения ядра и органоидов
Д. осуществляет передачу наследственной информации
Е. служит местом расположения хромосом в клетках эукариот
В2. Чем процесс митоза отличается от мейоза:
А. происходит размножение соматических клеток Б. происходит образование половых клеток
В. ему предшествует одна интерфаза и происходит одно деление Г. ему предшествуют две интерфазы, и происходит одно деление Д. состоит из двух, следующих друг за другом делений
Е. для него не характерны процессы конъюгации и кроссинговера
В3. Чем молекула ДНК отличается от ИРНК:
А. молекула свернута в спираль
Б. состоит из одной полинуклеотидной цепочки В. состоит из двух полинуклеотидных цепочек Г. не может самоудваиваться
Д. обладает способностью самоудваиваться
Е. служит матрицей для сборки аминокислот в полипептидную цепь
В4. Чем митохондрии отличаются от хлоропластов:
А. в них происходит синтез молекул А ТФ
Б. в них окисляются органические вещества до углекислого газа и воды В. синтез АТФ идет с использованием энергии света
Г. энергия, освобождается при окислении органических веществ, используется на синтез А ТФ Д. поверхность внутренней мембраны увеличивается за счет за счет складок
Е. поверхность мембран увеличивается за счет образования гран
В5. Учеными, переоткрывшими законы наследственности в 1900 году, были: А. Мечников
Комплект заданий для лабораторных работ
Тема Свойства живого. Уровни организации жизни. Устройство световых микроскопов и техника микроскопии
1. Биология как наука, ее предмет, задачи и методы исследования.
2. История развития биологии.
3. Сущность и свойство жизни.
4. Уровни организации живой материи.
5. Изучение устройства микроскопа. Правила работы с микроскопом.
6. Изготовление временных микропрепаратов (волокна ваты, чешуйки крыла бабочки.
7. Микроскопия препаратов при малом и большом увеличении.
8. Правила оформления лабораторной работы.
Тема Клетка – основная форма организации живой материи
1. История открытия клетки.
2. Развитие представлений о строении клетки (открытие ядра, цитоплазмы, органоидов).
3. Создание клеточной теории и ее основные положения. Современное состояние клеточной теории. Значение клеточной теории для развития материалистических представлений о единстве органического мира.
4. Типы клеточной организации, их происхождение, эволюция. Прокариотические клетки. Характерные особенности и строение. Эукариотические клетки и особенности их структурной организации.
5. Структурные особенности клеточной мембраны и ее функции.
6. Цитоплазма, ее канальцевая и вакуолярная системы, их функции.
7. Органоиды, участвующие в процессах пластического и энергетического обмена.
8. Элементы цитоскелета и внутриклеточного транспорта.
9. Взаимодействие органоидов в процессе жизнедеятельности клетки.
Тема Химический состав клетки
1. Основные группы химических элементов, входящих в состав клеток.
2. Роль химических элементов в жизнедеятельности клеток.
3. Соотношение органических и неорганических веществ в клетке.
4. Вода и её физико-химические свойства. Функции воды в клетке.
5. Соли и их роль в клетке.
6. Белки, их физико–химические особенности. Строение белков. Уровни структурной организации белков. Функции белков в клетке.
7. Углеводы. Структура, функции в клетке.
8. Липиды. Структура и функции в клетке.
9. АТФ. Её химический состав, строение, функции в клетке.
10. Нуклеиновые кислоты, их виды.
11. Химический состав ДНК. Функции ДНК в клетке.
12. Химический состав РНК. Виды РНК и их функции.
Тема Наследственный аппарат про – и эукариотических организмов.
Наследственный аппарат клеток человека
1. Строение клеточного ядра.
2. Значение ядра.
3. Доказательства генетической роли ДНК.
4. Химический состав ДНК, ее строение.
5. Функции ДНК, ее свойства.
6. Механизмы ауторедупликации ДНК.
7. Характеристика ДНК человека.
8. Виды нуклеотидных последовательностей, их биологические функции.
9. Уровень организации наследственного материала эукариот.
10. Химический состав хромосом.
11. Нуклеогистоны, их роль в структурной организации хромосом.
12. Нуклеосома - элементарная структурная единица хромосом.
13. Морфология метафазной хромосомы.
14. Морфологические типы хромосом.
15. Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение.
16. Понятие о кариотипе.
17. Кариотип человека, его характеристика.
2. Виды рыб, занесённых в Красную книгу Республики Бурятия
3. Научная деятельность в ООПТ (особо охраняемых природных территориях)
4. Лекарственные растения Республики Бурятия
5. Растения-гидрофиты водоёмов: видовой состав, приспособления растений к условиям обитания
Перечень тем сообщений с презентацией
1. Роль отечественных ученых в развитии биологических наук
2. Ученые биологи – лауреаты Нобелевской премии
3. Особенности строения клеток животных тканей
4. Особенности строения клеток растительных тканей
5. Методы изучения клеток
6. Методы изучения наследственности человека
7. Аутосомные наследственные заболевания человека
8. Предупреждение некоторых наследственных болезней человека
9. Наследственные заболевания человека, связанные с полом
10. Ч. Дарвин о происхождении человека
11. Разнообразие беспозвоночных животных, общая характеристика типов, роль в природе и жизни человека
12. Разнообразие грибов и лишайников, их эколого - биологическое значение в природе и жизни человека
13. Разнообразие бактерий, их биологическое значение в природе и жизни человека
14. Внутривидовая генетическая изменчивость на примере разных растительных и животных организмов
15. Разные типы ареалов разных объектов растений и животных
16. Популяционная структура вида
17. Примеры адаптаций у представителей животных и растений
18. Проблемы происхождения жизни на земле (обзор теорий)
19. Методы селекции
20. Глобальные биогенные круговороты
21. Пути воздействия человека на природу
22. Основные экологические проблемы современности
23. Парниковый эффект. Влияние человека на повышение концентраций парниковых газов. Меры, предпринимаемые обществом для снижения эффекта глобального потепления
24. Загрязнение атмосферы. Влияние различных видов деятельности человека на содержание токсичных газов в атмосфере
25. Кислотные дожди. Роль человека в образовании кислотных дождей
26. Проблема шума в городах. Меры, предпринимаемые человеком для снижения уровня шума в городах
27. Загрязнение морей и океанов. Методы очистки поверхностных вод
28. Твёрдые отходы. Примеры современных методов утилизации твердых бытовых отходов
29. Региональные проблемы экологии
30. Биохимическая эволюция теории академика Опарина
31. Основные теории происхождения человека
32. Общая характеристика прокариот
33. Общая характеристика эукариот
34. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека
35. Грибы. Строение, происхождение, значение
36. Фотосинтез
37. Роль АТФ в энергетическом обеспечении клетки
38. Строение хлоропластов
39. Строение митохондрий
40. Гликолиз
41. Брожение
42. Автотрофные и одноклеточные организмы как создатели кислородной атмосферы Земли и родоначальники биосферы
43. Вирусы. СПИД
44. Структура и репликация ДНК
45. Генетический код
46. Генная инженерия и перспективы ее использования
47. Генетическая инженерия и медицина
48. Биотехнология
49. Клонирование
50. Антибиотики
51. Регуляция синтеза белка
52. Учение о ноосфере. Биогенез и неогенез
Перечень тем эссе
1. Роль природоохранной деятельности человека в сохранении биоразнообразия/
2. Качественные особенности организации живой материи во времени и пространстве.
3. Молекулярно-биологические представления о строении и функционировании генетического материала
4. Проблемы происхождения человека
5. Эволюционный прогресс и эволюционное будущее человечества
7. Почему, по мнению Ю.Одума, человек должен установить мутуалистические отношения с природой?
8. Как вы понимаете слова Н.Ф. Реймерса «Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой»
9. Почему снижение видового разнообразия и уничтожение природных экосистем являются опасным для человека?
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п