учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1, 2
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Бахрунов К.К.
(представитель работодателя)
Задачи: сформировать мировоззрение обучающегося в области агрономии, его экологическое сознание; дать основные положения и закономерности химии в их диалектическом единстве, а также роль химии в изучении специальных дисциплин
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Химия: учебно-методическое пособие для обучающихся всех направлений подготовки высшего образования. Ильина Л.П., Батомункуева Ц.-Д.Д., Жамсуева Т.Ц.; –Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2021. – 222 с.
3. Неорганическая и органическая химия: учебное пособие для обучающихся сельскохозяйственных вузов. Ильина Л.П., Батомункуева Ц.-Д.Д., Жамсуева Т.Ц.; –Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. – 198 с.
4. Химия: методические указания и задания к контрольным работам для обучающихся первого курса заочной формы обучения по направлениям подготовки «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Лесное дело» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 72 с.
5. Неорганическая химия : рабочая тетрадь для обучающихся по специальностям и направлениям подготовки высшего образования / Т. Ц. Жамсуева, Л. П. Ильина, Ц-Д. Д. Батомункуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 44 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. На какие два типа делятся все оксиды?
2. Что такое несолеобразующие оксиды? Приведите примеры.
4. Что такое гидраты оксидов (гидроксиды)? Приведите примеры.
5. На какие типы делятся солеобразующие оксиды?
6. Что такое основные оксиды? Приведите примеры.
7. Что такое кислотные оксиды? Приведите примеры.
8. Что такое амфотерные оксиды? Приведите примеры.
9. Какие оксиды образуют неметаллы?
10. Какие элементы — металлы или неметаллы — образуют основные и амфотерные оксиды?
11. Классифицируйте следующие солеобразующие оксиды: SOz; К2 0; N2Os ; А1203; FeO; BaO; Мп02; Мп2 07 ; Р 2 О Э ; Ag20.
12. Назовите следующие оксиды: a) N2 03 ; б) ZnO; в) СиО; г) РЬ02; д) Mn2 03 ; е) MgO; ж) Р205; з) С1207; и) Si02; к) S03; л) К2 0; м) Fe203.
13. Напишите молекулярные и графические формулы следующих оксидов: а) оксид ртути (И); б) оксид хлора (V); в) оксид марган- ца (VI); г) оксид серы (IV); д) оксид калия; е) оксид железа (II); ж) оксид серебра (I); з) оксид свинца (IV); и) оксид олова (II); к) оксид никеля (II); л) оксид йода (VII).
14. Напишите формулы оксидов, которым соответствуют следующие основания: Mg(OH)2; LiOH; Fe(OH)3; Bi(OH)3; Cu(OH)2.
15. Напишите формулы оснований, которые соответствуют следующим оксидам: NiO; К2 0; Со203; CuO; Cs20.
16. Какие процессы называются окислительно-восстановительными?
17. Что такое окисление и восстановление?
18. Как изменяется степень, окисления' в процессе окисления, в процессе восстановления?
19. Какие вещества называются окислителями и восстановителями?
20. В каких группах (подгруппах) периодической системы элементов Д.И.Менделеева расположены элементы с ярко выраженными восстановительными свойствами?
21. В каких группах (подгруппах) периодической системы элементов Д.И.Менделеева расположены элементы с ярко выраженными окислительными свойствами?
22. Перечислить основные типы реакций окисления-восстановления.
23. Как определяют эквиваленты окислителя, восстановителя?
24. Расставить коэффициенты и определить, какая из приведенных ниже реакций является окислительно-восстановительной:
1) FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl;
2) Fe(OH)3 = Fe2О3 + H2О;
3) Fе2O3+H2 = Fe+H2O.
25. Дать понятие об окислительно-восстановительных потенциалах. Как, используя их величины, можно определить направление окислительно-восстановительные процессов?
26. Где находят применение окислительно-восстановительные процессы?
27. Привести примеры соединений азота, хлора, марганца, которые могут проявлять только окислительные свойства.
28. Привести примеры соединений серы, железа, йода, которые могут проявлять только восстановительные свойства.
29. Привести примеры соединений серы, азота, марганца, которые могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
30. Какой элемент периодической системы Д. И. Менделеева является самым сильным восстановителем?
В задачах 31-45 указать, какое вещество является окислителем и какое восстановителем. Вычислить значение эквивалента окислителя и восстановителя.
31. H2AsO4+H2S → As2S3 +H20+SO2
32. SO2+I2+H2O → H2SO4+HI
33. HNО2+HI → NO+I2+H2О
34. Zn+HNO3 → Zn(NO3)2+NH4NO3+H2O
35. NaCrO2+Cl2+NaOH → Na2CrO4+NaCl+H2O
36. NH3+O2 → NO+H2O
37. МnO2 + КОН → К2МnО4+Н2О
38. HIO3+H2S → S+NI+H2O
39. FeSO4+NaCIO+NaOH+H2O → Fe(OH)3+Na2SO4+NaCl
40. KMnO4+K2SO3+H2О → K2SO4+MnO2+KOH
41. CrCl3+NaClO+NaOH → Na2CrO4+NaCl+H2O
42. K2MnO4+KNO2+H2SO4 → MnSO4+KNO3+H2O+K2SO4
43. P+H2O → H3PO4 + PH3
44. (NH4)2Cr2O7 → N2+Cr2О3+H2O
45. Br2+HClО + H2О → HBrО3 + HCl
В задачах 46-60 указать тип окислительно- восстановительной реакции и на основе электронного баланса подобрать коэффициенты:
46. H2SО3 → K2SO4 + K2S
47. NO2+H2О → HNО2 + HNО3
48. NH4NO3 → N2O+H2O
49. HI+С12+Н2О → HIО3 + НС1
50. C + HNO3 → CO2 + NO2 + H2O
51. K2Cr2О7 + K2S + H2S04 → S +Cr2(SО4)3 + K2SO4 + H2О
52. СlO2+Ва(ОН)2 → Ва(ClO2)2 + Ва(СlO3)2 + Н2О
53. Р+Н2О → Н3Р03+РН3
55. KMnO4+H3PO3+H2SO4 → H3PO4+MnSO4+H2O+K2SO4
56. KMnO4 → K2MnO4+MnO2+O2
57. H2SO3+HClO3 → H2SO4+HCl
58. Zn+H2SO4 → SO2+ZnSO4+H2O
59. KClO3 → KClO4+KCl
60. Cr2(SO4)3+KMnO4+H2O → K2Cr2O7+H2MnO3+H2SO4
Закончить уравнение реакций. На основе электронного баланса расставить коэффициенты:
61. FeSO4 + O2 + H2O →
62. Р + KMnO4 + H2O → KН2РО4 + K2НРО4+
63. Mn(NO2) + NaBiO3 + HNO3 → HMnO4+
64. NO2 + KMnO4 + H2O → KNO3+
65. (NH4)2 Cr2O7 → N2+
66. BiС13 + SnС12 + KOH → Bi+
67. NaClO3+ H2S → H2SO4+
68. KCrO2 + Br2+KOH →
69. Te + KOH → K2TeO3+
70. Cu2S + HNO3(конц) → H2SO4+
71. FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe2(SO4)3+
72. K2S + KMnO4 + H2O → S+
73. KI + K2Cr2O7 + H2SO4 → I2+
74. Ni(OH) 2+ NaClO + H2O → Ni(OH)3+
75. Zn + H3AsO3 + H2SO4 → AsH3+
Комплект заданий для контрольной работы:
Тема «Атомно-молекулярное учение»
В а р и а н т 1
1. Одинаково ли число молекул, содержащихся в 1,0 г водорода и в 1,0 г кислорода? Если разное, то во сколько раз?
2. Сколько моль количества вещества составляют 1,505 * 1023 молекул?
3. Чему равен эквивалент соли КН2РО4 ?
4. При давлении 98,7 кПа и температуре 91оC некоторое количество газа занимает объем 680 мл. Найти объем газа при нормальных условиях.
5. Вычислить мольную массу ацетона, если масса 500 мл его паров при 87оС и давлении 96 кПа равна 0,93 г.
6. Вещество содержит 31,7 % калия, 42,3 % хрома и 26,0 % кислорода. Вывести простейшую формулу этого вещества.
В а р и а н т 2
1. Сколько молекул содержат 60 г углерода?
2. Сколько молекул содержат 5 моль вещества?
3. Чему равна эквивалентная масса хлора в его оксиде С12Оз ?
4. Какой объем займет 1 кг воздуха при 17°С и давлении 101,33 кПа ?
5. Плотность газа по воздуху равна 1,517. Чему равна мольная масса газа?
6. При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделилось 672 мл водорода (н.у.). Вычислить массу прореагировавшего цинка.
В а р и а н т 3
1. Какое значение имеет число Авогадро? Сколько молекул Н2О содержат 9,0 г воды?
2. Сколько моль вещества содержится в 4,5 г воды?
3. Чему равна эквивалентная масса соли Ca(NO3)2 ?
4. При 19°С и давлении 98,3 кПа масса 1 л газа равна 1,81 г. Чему равна мольная масса этого газа?
5. В каком объеме содержится 1 кг воздуха (Мм = 29 г/моль) при н.у.
6. В составе вещества 32,4 % натрия, 22,5 % серы и 45,1 % кислорода. Выведите формулу этого вещества. Как оно называется?
В а р и а н т 4
1. Чему равна масса (г) 2 * I О3 молекул диоксида серы?
2. Сколько моль составляют 200 г гидроксида натрия? ■
3. Одинаков ли эквивалент хрома в соединениях СгС12 и Cr2(SO4)3 ?
а) да; б) нет.
4. При нормальных условиях (н.у.) 1 г воздуха занимает объем 773 мл. Какой объем займет та же масса воздуха при 0°С и давлении 93,3 кПа?
5. Определить объем, занимаемый 0,07 кг N2 при 21°С и давлении 142 кПа.
6. В составе вещества 2,04 % водорода 32,65 % серы и 65,31 % кислорода. Какова простейшая формула вещества?
В а р и а н т 5
1. Какой вес имеют 20 * 103 молекул NaOH ?
2. Укажите приблизительное число моль сахарозы С12Н22О11, содержащихся в 1 кг сахара.
3. Чему равен эквивалент серной кислоты H2SO4, если при взаимодействии с КОН образовалась соль KHSO4 ?
4. Газ занимает объем 680 мл при t - 91°С и Р - 98,7 кПа. Найти объем газа при нормальных условиях.
5. Плотность этилена по кислороду равна 0,875. Определить молекулярную массу этилена.
Тема «Строение вещества»
В а р и а н т 1
1. Какие валентности может проявлять Se, какие О. Почему?
2. Написать электронную формулу и дать графическое изображение элемента с порядковым номером 77.
3. Каково пространственное расположение и тип гибридизации в H2S?
4. Как изменяется характер связи в HCI, HBr, HJ. Какая из этих кислот самая сильная?
5. Металлическая связь. Почему металлы пластичны, ковки?
В а р и а н т 2
1. Написать значения всех квантовых чисел для электронов атома Na.
2. Написать электронную формулу элемента с порядковым номером 52 и показать распределение графически.
3. Донорно-акцепторный механизм образования [SiF6]2-.
4. Что такое энергия ионизации и как она изменяется в 1 группе главной подгруппе.
5. Указать тип гибридизации в молекуле SiH4.
В а р и а н т 3
1. Сколько электронов может располагаться на подуровне s, p, d, f ? Ответить, исходя из квантовых чисел.
2. Написать электронную формулу и дать графическое изображение элемента с порядковым номером 51.
3. Установить пространственную структуру молекулы NF3 и тип гибридизации.
4. Какая связь более полярна N – H, P – H, As – H.
5. Почему металлы проводят ток, тепло?
В а р и а н т 4
1. Написать значения квантовых чисел для всех электронов элемента с порядковым номером 13.
2. Написать электронную формулу элемента с порядковым номером 76.
3. Определить тип гибридизации орбиталей атома углерода в молекуле СО2, если μмолекулы = 0.
4. Какой тип связи в молекуле KBr, показать с помощью схемы образование связи.
5. Указать, почему вода с молекулярной массой 18 является жидкостью, а H2Se c M = 81 – газ.
В а р и а н т 5
1. Корпускулярно-волновая двойственность электрона.
2. Написать электронную формулу и дать электронно-графическое распределение электронов элемента с порядковым номером 41.
3. Описать электронное строение иона BF4-.
4. Указать тип гибридизации АО кремния в молекуле SiF4.
5. На каком основании Cr и S расположены в одной группе периодической системы, но в разных подгруппах.
Тема «Растворы»
В а р и а н т 1
1. Сколько воды необходимо прибавить к 100 мл 20 % раствора (плотность = 1,10 г/мл), чтобы получить 5 % раствор.
2. В каком объеме 0,1 м раствора содержится 7,1 г Na2SO4.
3. Вычислить молярность и нормальность 56 % раствора Н3РО4, плотность которого 1,35 г/мл.
4. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н раствора кислоты потребовалось 8 мл раствора щелочи NaOH. Сколько граммов NaOH содержится в 1 л раствора.
5. К 950 мл воды прибавили 50 мл 48 % - ного раствора H2SO4 плотностью 1.38 г/мл. Вычислить массовую долю полученного раствора.
6. В 800 мл воды растворили 5,3 г Na2CO3. Какова молярная концентрация эквивалента Na2CO3 в этом растворе.
В а р и а н т 2
1. Сколько грамм BaCI2 * 2 H2O потребуется для приготовления 80 г раствора с массовой долей BaCI2 равной 15 %.
2. Вычислить молярность раствора, если в 500 мл содержится 7,4 г гидроксида кальция.
3. Вычислить массовую долю растворенного вещества в 10 н растворе H2SO4 плотностью 1,29 г/мл.
4. Какой объем 3 н H2SO4 требуется для нейтрализации 8,415 г КОН.
5. Сколько воды нужно прилить к 1 л 38 % соляной кислоты (плотность = 1,189 г/мл), чтобы приготовить 18 % раствор (плотность = 1,089 г/мл).
6. Вычислить молярность 18 % раствора HCI (плотность = 1,09 г/мл)
В а р и а н т 3
1. Сколько грамм сульфата аммония содержится в 250 мл 0,02 н раствора.
2. Чему равна массовая доля растворенного вещества в растворе, полученном растворением 90 г вещества в 180 г воды.
3. Определить молярность 5 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,10 г/мл.
4. До какого объема нужно разбавить 50 мл 38 % раствора серной кислоты (плотность = 1,29 г/мл), чтобы приготовить 0,5 н раствор.
5. Сколько мл 0,5 н раствора кислоты потребуется для нейтрализации 10 мл 0,1 н раствора щелочи.
6. Вычислить молярную и нормальную концентрацию эквивалента раствора гидроксида натрия, содержащего в 250 мл 20 г NaOH.
В а р и а н т 4
2. Сколько граммов CuSO4 * 5H2O нужно для приготовления 2 л 4 м раствора CuSO4.
3. Вычислить массовую долю гидроксида аммония в 15 н растворе плотностью 0,898 г/мл.
4. Сколько воды нужно прилить к 1 л 38 % соляной кислоты (плотность = 1,189 г/мл), чтобы приготовить 18 % раствор (плотность = 1,089 г/мл)
5. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н раствора потребовалось 8 мл раствора гидроксида натрия. Сколько граммов NaOH содержит 1 л этого раствора.
6. Чему равна молярная концентрация эквивалента 18 % раствора HCI (плотность = 1,09 г/мл).
В а р и а н т 5
1. Сколько грамм HCI содержится в 250 мл 7,15 % раствора HCI (плотность = 1,035 г/мл).
2. Сколько мл 8 н NaOH можно приготовить из 1 л 42 %-ного раствора NaOH (плотность = 1,45 г/мл).
3. Какое количество карбоната калия нужно для приготовления 200 0,3 м раствора.
4. Сколько грамм растворенного вещества содержится в 500 мл 0,2 н раствора MgO4.
5. Сколько мл воды нужно прилить к 100 мл 24 % раствора (плотность = 0,91 г/мл) гидроксида аммония, чтобы приготовить 5 % раствор (плотность = 0,97 г/мл).
6. Какова молярная концентрация раствора, если в 5 мл содержится 0,02 г CuSO4.
Комплект тестовых заданий:
В а р и а н т 1
1. Относительная атомная масса натрия.
а) 23; б) 11; в) 9; г) 5.
2. Укажите формулу вещества, относительная молекулярная масса которого равна 16.
а) H2S; б) Н2О; в) С2Н6; г) СН4.
3. Сколько молей азота содержится в объеме 4,48 л (н.у.).
а) 0,1 моль; б) 0,2 моль; в) 0,3 моль; г) 0,4 моль.
4. Реакция 2Н2 + О2 = 2Н2О относится к реакциям.
а) замещения; б) обмена;
в) соединения; г) разложения.
5. К амфотерным оксидам относят.
а) SO3; б) ВаО; в) Р2О5; г) AI2O3.
6. К солям не относится вещество, формула которого.
а) CuSO4; б) Н3РО4; в) К2НРО4; г) CuOHCI.
7. Силикаты – это соли.
а) угольной кислоты; б) кремниевой кислоты;
в) соляной кислоты; г) серной кислоты.
8. Укажите формулу, соответствующую гидроксиду железа (Ш).
а) Fe2O3; б) Fe(OH)2; в) Fe(OH)3; г) FeO.
9. Химическому элементу соответствует летучее водородное соединение состава RH3. Электронная конфигурация внешнего уровня этого элемента.
а) ns2np1; б) ns2np3; в) ns2np5; г) ns1np2.
10. 16 электронов содержит частица.
а) CI-; б) S2-; в) О; г) S.
11.Укажите соединение, в котором ковалентные связи неполярные.
а) SiH4; б) Fe2O3; в) J2; г) NH3.
12. Валентные электроны атома бериллия в молекуле гидрида бериллия (BeH2) имеют.
а) sp – гибридизацию; б) sp2 – гибридизацию;
в) sp3 – гибридизацию; г) d2sp3 – гибридизацию.
13. Как можно определить число электронных уровней в атоме любого химического элемента.
а) по номеру группы; б) по номеру периода;
в) по номеру ряда; г) по порядковому номеру.
14. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства.
а) кремний; б) алюминий; в) натрий; г) магний.
15. Вещества, которые повышают скорость химической реакции, оставаясь к концу ее неизменными называются.
а) активаторами; б) катализаторами;
в) ингибиторами; г) ферментами.
16. Что нужно изменить, чтобы сместить равновесие реакции вправо:
N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q.
а) повысить концентрацию NH3; б) понизить давление;
в) повысить температуру; г) понизить температуру.
17. Химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях, называются.
а) гомогенными; б) гетерогенными; в) обратимыми; г) необратимыми.
18. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 40 до 80оС, если температурный коэффициент скорости равен 2?
а) в 4 раза; б) в 8 раз; в) в 16 раз; г) в 2,5 раза.
19. В 760 г воды растворили 40 г фосфорной кислоты. Массовая доля кислоты в растворе равна:
а) 2 %; б) 5 %; в) 8 %; г) 10 %.
20. При растворении CaCI2 * 6H2O массой 219 г в 1000 г воды образуется раствор с массовой долей CaCI2.
а) 9,1 %; б) 11,1 %; в) 17,9 %; г) 21,9 %.
а) 1,25; б) 0,458; в) 1,83; г) 1.
22. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 мл 3 М раствора до 1 л.
а) 7,5 моль/л; б) 0,75 моль/л; в) 12 моль/л; г) 1 моль/л.
23. Гидроксид – анионы образуются при диссоциации:
а) соляной кислоты; б) гидроксида натрия;
в) гидрокарбоната натрия; г) хлорида натрия.
24. Какое вещество является слабым электролитом в растворе:
а) H2SO4; б) H2S; в) КОН; г) K2S.
25. Сокращенное ионное уравнение: AI3+ + 3OH- → AI(OH)3↓ соответствует взаимодействию:
а) хлорида алюминия с водой; б) алюминия с водой;
в) алюминия с щелочью; г) хлорида алюминия с щелочью.
26. При сливании растворов гидроксида калия и сульфата меди (П) реагируют ионы:
а) ОН- и К+; б) ОН- и Cu2+; в) SO42- и К+; г) SO42- и Cu2+.
27. Щелочной раствор получают при растворении в воде:
а) Na2SO4; б) Na2SO3; в) ZnSO4; г) BaSO4.
28. Гидролиз солей относится к типу реакций:
а) замещения; б) соединения; в) разложения; г) обмена.
29. Как изменится степень окисления азота в результате данной реакции?
8HNO3 + 3Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O.
а) с 0 до +5; б) с +5 до +2; в) с +2 до 0; г) не изменится.
30. В реакции C + HNO3 → CO2 + NO + H2O коэффициент перед формулой восстановителя равен:
а) 1; б) 3; в) 2; г) 5.
В а р и а н т 2
1. Молярный объем – это:
а) объем одной молекулы;
б) отношение молярной массы вещества к его плотности;
в) объем одной структурной единицы вещества;
г) объем одного моля любого газа при нормальных условиях.
2. Сколько молей составляют 28 г оксида кальция:
а) 1 моль; б) 0,1 моль; в) 0,5 моль; г) 2 моль.
3. Массовая доля фосфора в фосфорной кислоте равна:
а) 0,65; б) 0,16; в) 0,03; г) 0,32.
4. Масса натрия, вступившего в химическую реакцию с водой, при которой выделилось 280 мл (н.у.) водорода, равна:
а) 2,3 г; б) 1,15 г; в) 0,575 г; г) 0,46 г.
5. Только основные оксиды находятся в ряду:
а) CuO; ZnO; MgO; Cr2O3; б) CaO; Na2O; AI2O3; MgO;
в) CrO; Cr2O3; CrO2; CrO3; г) Li2O; Na2O; CaO; MgO.
6. Нитраты – это соли:
а) азотной кислоты; б) азотистой кислоты;
в) сернистой кислоты; г) сероводородной кислоты.
7. Среди формул веществ солью является:
а) К2СО3; б) КОН; в) Н2СО3; г) С2Н6.
8. Растворы щелочей образуются при взаимодействии с водой оксидов:
а) Ва; б) Zn; в) Fe; г) Cu.
9. Максимальное число электронов на первом энергетическом уровне атома:
а) один; б) два; в) четыре; г) восемь.
10. Атом элемента имеет электронную конфигурацию внешнего уровня 3s23p5. Для него свойственно:
а) проявлять восстановительные свойства;
б) проявлять окислительные и восстановительные свойства;
в) проявлять окислительные свойства;
г) химическая инертность.
11. Вид химической связи в аммиаке NH3:
а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная; г) водородная.
12. Ионная химическая связь образуется между элементами в паре:
а) кислород и фтор; б) фосфор и водород;
в) натрий и кислород; г) сера и кислород.
13. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах Периодической системы с увеличением заряда ядра:
а) металлические свойства ослабевают;
б) металлические свойства не изменяются;
в) неметаллические свойства ослабевают;
г) неметаллические свойства не изменяются.
14. В периоде с увеличением порядкового номера элемента происходит:
а) увеличение атомного радиуса;
б) усиление металлических свойств;
в) усиление неметаллических свойств;
г) уменьшение неметаллических свойств.
а) увеличится в 2 – 4 раза; б) увеличится в 3 – 6 раз;
в) уменьшится в 2 – 4 раза; г) не изменится.
16. Скорость реакции mA + nB = pC + qD определяют по формуле:
а) υ = K * CAm CBn; б) υ = K * CAn CBm;
в) υ = K / CAm * CBn; г) υ = K * CAm / CBn.
17. Для смещения химического равновесия реакции N2 + O2 ↔ 2No + Q
влево необходимо:
а) уменьшить концентрацию азота; б) повысить температуру;
в) повысить давление; г) понизить давление.
18. Химическое равновесие не изменится, если:
а) изменить температуру; б) внести катализатор;
в) изменить давление; г) изменить концентрации.
19. Массовая доля соли в растворе приготовленном из 25 г соли и 175 г воды равна:
а) 20 %; б) 12,5 %; в) 25 %; г) 33 %.
20. После упаривания 500 мл 10 % раствора КОН плотностью 1,1 г/мл масса раствора уменьшилась на 300 г. Массовая доля КОН после упаривания:
а) 6,5; б) 18,3; в) 29,5; г) 22.
21. При растворении в 36 г воды медного купороса CuSO4 * 5H2O массой 5 г получается раствор с массовой долей CuSO4 (в %):
а) 8,7 %; б) 9,8 %; в) 7,8 %; г) 6,8 %.
22. В 250 мл 0,2 М раствора содержится молей КОН:
а) 50 моль; б) 5 моль; в) 0,5 моль; г) 0,05 моль.
23. Сульфат алюминия образует при диссоциации:
а) H+ и SO42-; б) AI3+ и SO42-; в) NH4+ и SO32-; г) AI3+ и SO32-.
24. Все общие свойства оснований обусловлены наличием:
а) катионов водорода; б) катионов металлов;
в) анионов кислотного остатка; г) гидроксид – ионов.
25. Реакция нейтрализации относится:
а) к реакциям отщепления; б) к реакциям присоединения;
в) к реакциям обмена; г) к реакциям замещения.
26. Сокращенное ионное уравнение: 2Н+ + СО32- = Н2О + СО2↑ соответствует реакции между:
а) карбонатом кальция и соляной кислотой;
б) карбонатом натрия и гидроксидом кальция;
в) соляной кислотой и карбонатом кальция;
г) карбонатом натрия и серной кислотой.
27. Лакмус окрасится в синий цвет в растворе соли:
а) KNO3; б) CaSO4; в) Na2SO3; г) AICI3.
28. Укажите вещество, которое подвергается гидролизу:
а) Na2SO4; б) NaNO3; в) NaCI; г) Na2CO3.
29. В химической реакции: Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ окислителем является:
а) Са2+; б) О-2; в) Са0; г) Н+.
30. Уравнению реакции 2KJ + CI2 = 2KCI + J2 соответствует схема превращений:
а) J-1 → J+5; б) J-1 → J0; в) J0 → J+7; г) J0 → J-1.
В а р и а н т 3
1. Масса 0,2 моля гидроксида кальция равна:
а) 14,8 г; б) 11,4 г; в) 28 г; г) 7,4 г.
2. В 1,5 моль сернистого газа содержится молекул:
а) 12 * 1023 молекул; б) 9 * 1023 молекул;
в) 6 * 1023 молекул; г) 3 * 1023 молекул.
3. В 112 г оксида кальция содержится кальция в г:
а) 40 г; б) 100 г; в) 80 г; г) 60 г.
4. При разложении воды 3,6 г образуется кислород (в моль):
а) 0,25 моль; б) 1 моль; в) 0,5 моль; г) 0,1 моль.
5. К амфотерным оксидам относят:
а) SO3; б) ВаО; в) ZnO; г) СО2.
6. Гидроксид натрия не взаимодействует с:
а) хлороводородом; б) хлоридом меди (П);
в) оксидом S (IV); г) оксидом кальция.
7. С соляной кислотой взаимодействует каждое из группы веществ:
а) Cu; SO2; KOH; б) Zn; CuO; Ca(OH)2;
в) S; SO2; AgNO3; г) AgNO3; Ca; SO3.
8. Силикаты – это соли:
а) угольной кислоты; б) кремниевой кислоты;
в) соляной кислоты; г) серной кислоты.
9. Химическому элементу соответствует летучее водородное соединение состава RH2. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня атома этого вещества:
10. Максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне в атоме:
а) один; б) два; в) шесть; г) восемь.
11. Формула вещества с ионной связью:
а) LiCI; б) CCI4; в) CI2; г) СН4.
12. Какую связь образуют между собой атомы в образце калия:
а) ковалентную; б) водородную;
в) металлическую; г) ионную.
13. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства:
а) сера; б) кислород; в) селен; г) теллур.
14. Номер группы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева соответствует:
а) числу электронов в атоме;
б) значению высшей валентности;
в) числу электронных слоев;
г) числу недостающих электронов до завершения электронного слоя.
15. Скорость реакции А + В = С при увеличении концентрации А в 2 раза и уменьшении концентрации В в 2 раза:
а) уменьшится в 2 раза; б) увеличится в 4 раза;
в) не изменится; г) увеличится в 2 раза.
16. При увеличении температуры на 30о скорость химической реакции с температурным коэффициентом равным 2:
а) увеличилась в 4 раза; б) увеличилась в 6 раз;
в) увеличилась в 8 раз; г) не изменилась.
17. Равновесие в системе N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q сместится вправо (в сторону образования аммиака) при:
а) понижении давления; б) повышении температуры;
в) понижении концентрации азота; г) понижении концентрации аммиака.
18. В реакции СО2 + С ↔ 2СО – Q на равновесие не влияет:
а) концентрация СО2; б) концентрация СО;
в) температура; г) масса С.
19. Масса воды и гидроксида натрия, которые нужно взять, чтобы приготовить 180 г 15 %-ного раствора, соответственно равны:
а) 153 и 27; б) 140 и 40; в) 160 и 20; г) 126 и 54.
20 Сколько граммов HCI содержится в 250 мл 7 %-ного раствора HCI
(ρ = 1,035 г/мл):
а) 2,9 г; б) 18,1 г; в) 2,7; г) 7 г.
21. Масса Cu(NO3)2 * 3H2O, требуемая для приготовления 470 г 20 %-ного раствора нитрата меди (П), равна:
а) 73 г; б) 121 г; в) 182,5 г; г) 605 г.
22. Масса NaOH, содержащегося в 500 мл 0,6 М раствора, равна:
а) 300 г; б) 120 г; в) 12 г; г) 0,3 г.
23. Анион HS- образуется при диссоциации:
а) FeS; б) K2S; в) H2S; г) H2SO3.
24. На каждую не распавшуюся молекулу НХ приходится три иона Н+ и три иона Х-. Степень диссоциации НХ будет равна:
а) 100 %; б) 75 %; в) 33 %; г) 25 %.
25. При взаимодействии кислоты с основанием образуются:
а) соль и вода; б) соль и водород;
в) соль и углекислый газ; г) новая кислота и новая соль.
26. Сокращенное ионное уравнение Zn2+ + S2- = ZnS↓ соответствует реакции между:
а) карбонатом цинка и серной кислотой;
б) хлоридом цинка и раствором сульфида натрия;
в) гидроксидом цинка и сероводородной кислотой;
г) хлоридом цинка и сероводородной кислотой.
27. Гидролиз по аниону характеризует соли, образованные:
а) сильной кислотой и сильным основанием;
б) сильной кислотой и слабым основанием;
в) слабой кислотой и сильным основанием;
г) слабой кислотой и слабым основанием.
28. Реакцию среды характеризует:
а) константа диссоциации; б) водородный показатель;
в) молярная концентрация; г) степень диссоциации.
29. Какая схема соответствует процессу окисления:
а) S0 → S-2; б) S+6 → S0; в) S-2 → S+6; г) S+4 → S0.
30. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции:
K2Cr2O7 + H2S + H2O → KOH + Cr(OH)3 + S равна:
а) 6; б) 8; в) 10; г) 12.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Растворы. Физическая и химическая теория растворов.
2. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
3. Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля,
4. Осмос. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа.
5. Свойства растворов неэлектролитов. Законы Рауля.
6. Свойства растворов электролитов. Отклонения от законов Вант-Гоффа и Рауля.
7. Сильные и слабые электролиты.
8. Степень и константа диссоциации.
9. Изотонический коэффициент. Кажущаяся степень диссоциации.
10. Кислоты, соли, основания с точки зрения электролитической диссоциации.
11. Реакции ионного обмена в растворах электролитов. Ионные уравнения.
12. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.
13. Концентрация водородных ионов.
14. Изменение индикаторов в нейтральной, кислой и основной среде. Водородный показатель – рН.
15. Гидролиз солей. Случаи гидролиза.
16. Степень и константа гидролиза.
17. Окислительно-восстановительные реакции.
18. Важнейшие окислители и восстановители.
19. Метод электронного баланса.
20. Типы окислительно-восстановительных реакций.
1. Скорость химических реакций.
2. Сущность закона действия масс. Правило Вант-Гоффа.
3. Энергия активации. Механизмы реакций.
4. Реакции обратимые и необратимые в биологических процессах.
5. Характеристики химического равновесия.
6. Химическое равновесие. Роль катализаторов в химических процессах.
7. Воздействие давления, температуры, концентрации растворов на биохимические процессы.
8. Основания, свойства оснований.
9. Оксиды, свойства оксидов.
10. Кислоты, свойства кислот.
11. Соли, свойства солей.
12. Химические элементы – происхождение названий
13. История открытия элементов
14. Аллотропные модификации углерода
15. Оксид водорода – строение, свойства и особенности его многочисленных форм
16. Водородная энергетика
17. Свойства некоторых веществ в свете ТЭД.
18. Свойства и структура воды.
19. Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха.
20. Удивительные свойства воды.
Кейс-задачи:
1. Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно;
2. В процессе очистки промышленных сточных вод происходит образование коллоидных растворов. Для их разрушения и коагуляции обычно применяются растворы электролитов. Если исходные сточные воды содержали соли высших алифатических карбоновых кислот общей формулы RCOONa (ПАВ анионоактивного характера), то наибольшей коагулирующей способностью будет обладать раствор …
Варианты ответа:
1) Al2(SO4);
2) (NH4)2SO4;
3) CaCl2;
4) Na3PO4.
3. Для осаждения большинства ионов тяжелых металлов из сточных растворов часто применяется гидроксид кальция (гашеная известь). Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 320 мг/дм3, то с учетом 10 %-го избытка реагента, необходимого для полного осаждения, расход гидроксида кальция составит _____ кг в год.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Cu) = 64.);
4. Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 32 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всей меди электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 100 %, составит ______ суток.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Cu) = 64; F = 96500 Кл/моль.).
5. Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на
6. Для устранения кислого характера сточных растворов часто применяется известняковая мука. Если суточный объем очищаемой воды равен 1000 м3, значение рН исходного раствора равно 3, то с учетом 80 %-го содержания действующего вещества в пересчете на карбонат кальция в известняковой муке ее расход составит ______ кг в сутки;
7. Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно.
8. Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в ней ионов Pb2+ составляет 0,53 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всего палладия электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 80 %, составит ______ часов.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Pd) = 106; F = 96500 Кл/моль.).
Комплект заданий для контрольной работы;
Комплект тестовых заданий;
Темы рефератов;
Кейс-задачи.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п