учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: освоение методов системных исследований, научных основ современных систем земледелия; методики обоснования и разработки технологических звеньев систем земледелия сельскохозяйственных предприятий
ПКС-3: Способен разработать систему севооборотов;
ПКС-1.1. ИД-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в агрономии
и формулирует выводы
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-3ПКС-3.3. Составляет планы введения севооборотов и ротационные таблицы.
ПКС-6.1. ИД-1 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью ПКС-6.2. ИД-2 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-7.1. Определяет схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий
ИД-2ПКС-7.2. Определяет качество посевного материала с использованием стандартных методов
ИД-3ПКС-7.3. Рассчитывает норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности
ИД-4ПКС-7.4. Составляет заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве.
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий
ИД-2ПКС-8.2. Рассчитывает дозы удобрений (в действующем веществе и физической массе) под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов
ИД-3ПК-8.3. Составляет план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов применения удобрений и требований экологической безопасности.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт
ИД-2ПКС-11 Пользуется специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-1ПКС-12.1. Определяет общую потребность в семенном и посадочном материала
ИД-2ПКС-12.2. Определяет общую потребность в удобрениях
ИД-3ПКС-12.3. Определяет общую потребность в пестицидах и ядохимикатах
ПКС-7: Способен разработать технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними;
ПКС-1.1. ИД-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в агрономии
и формулирует выводы
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-3ПКС-3.3. Составляет планы введения севооборотов и ротационные таблицы.
ПКС-6.1. ИД-1 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью ПКС-6.2. ИД-2 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-7.1. Определяет схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий
ИД-2ПКС-7.2. Определяет качество посевного материала с использованием стандартных методов
ИД-3ПКС-7.3. Рассчитывает норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности
ИД-4ПКС-7.4. Составляет заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве.
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий
ИД-2ПКС-8.2. Рассчитывает дозы удобрений (в действующем веществе и физической массе) под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов
ИД-3ПК-8.3. Составляет план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов применения удобрений и требований экологической безопасности.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт
ИД-2ПКС-11 Пользуется специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-1ПКС-12.1. Определяет общую потребность в семенном и посадочном материала
ИД-2ПКС-12.2. Определяет общую потребность в удобрениях
ИД-3ПКС-12.3. Определяет общую потребность в пестицидах и ядохимикатах
ПКС-8: Способен разработать системы применения удобрений с учетом свойств почвы и биологических особенностей растений;
ПКС-1.1. ИД-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в агрономии
и формулирует выводы
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-3ПКС-3.3. Составляет планы введения севооборотов и ротационные таблицы.
ПКС-6.1. ИД-1 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью ПКС-6.2. ИД-2 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-7.1. Определяет схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий
ИД-2ПКС-7.2. Определяет качество посевного материала с использованием стандартных методов
ИД-3ПКС-7.3. Рассчитывает норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности
ИД-4ПКС-7.4. Составляет заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве.
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий
ИД-2ПКС-8.2. Рассчитывает дозы удобрений (в действующем веществе и физической массе) под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов
ИД-3ПК-8.3. Составляет план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов применения удобрений и требований экологической безопасности.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт
ИД-2ПКС-11 Пользуется специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-1ПКС-12.1. Определяет общую потребность в семенном и посадочном материала
ИД-2ПКС-12.2. Определяет общую потребность в удобрениях
ИД-3ПКС-12.3. Определяет общую потребность в пестицидах и ядохимикатах
ПКС-11: Способен разрабатывать технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур;
ПКС-1.1. ИД-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в агрономии
и формулирует выводы
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-3ПКС-3.3. Составляет планы введения севооборотов и ротационные таблицы.
ПКС-6.1. ИД-1 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью ПКС-6.2. ИД-2 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-7.1. Определяет схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий
ИД-2ПКС-7.2. Определяет качество посевного материала с использованием стандартных методов
ИД-3ПКС-7.3. Рассчитывает норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности
ИД-4ПКС-7.4. Составляет заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве.
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий
ИД-2ПКС-8.2. Рассчитывает дозы удобрений (в действующем веществе и физической массе) под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов
ИД-3ПК-8.3. Составляет план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов применения удобрений и требований экологической безопасности.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт
ИД-2ПКС-11 Пользуется специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-1ПКС-12.1. Определяет общую потребность в семенном и посадочном материала
ИД-2ПКС-12.2. Определяет общую потребность в удобрениях
ИД-3ПКС-12.3. Определяет общую потребность в пестицидах и ядохимикатах
данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
при разработке технологических карт; использования специальных программ и баз данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ПКС-12: Способен определять общую потребность в семенном и посадочном материале, удобрениях и пестицидах;
ПКС-1.1. ИД-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в агрономии
и формулирует выводы
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-3ПКС-3.3. Составляет планы введения севооборотов и ротационные таблицы.
ПКС-6.1. ИД-1 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью ПКС-6.2. ИД-2 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-7.1. Определяет схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий
ИД-2ПКС-7.2. Определяет качество посевного материала с использованием стандартных методов
ИД-3ПКС-7.3. Рассчитывает норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности
ИД-4ПКС-7.4. Составляет заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве.
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий
ИД-2ПКС-8.2. Рассчитывает дозы удобрений (в действующем веществе и физической массе) под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов
ИД-3ПК-8.3. Составляет план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов применения удобрений и требований экологической безопасности.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт
ИД-2ПКС-11 Пользуется специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-1ПКС-12.1. Определяет общую потребность в семенном и посадочном материала
ИД-2ПКС-12.2. Определяет общую потребность в удобрениях
ИД-3ПКС-12.3. Определяет общую потребность в пестицидах и ядохимикатах
Умеет удовлетворительно определять общую потребность в семенном и посадочном материала; определять общую потребность в удобрениях; определять общую потребность в пестицидах и ядохимикатах.
Умеет хорошо определять общую потребность в семенном и посадочном материала; определять общую потребность в удобрениях; определять общую потребность в пестицидах и ядохимикатах.
Умеет отлично определять общую потребность в семенном и посадочном материала; определять общую потребность в удобрениях; определять общую потребность в пестицидах и ядохимикатах.Умеет отлично определять общую потребность в семенном и посадочном материала; определять общую потребность в удобрениях; определять общую потребность в пестицидах и ядохимикатах.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Система земледелия Республики Бурятия : научно-практические рекомендации / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, М-во сел. хоз-ва и продовольствия Республики Бурятия, ФГОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова ; ред. А. П. Батудаев. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 349 с.( 21 экз.) Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Какими этапами характеризуются развитие систем земледелия?
3. Чем объясняется большая продуктивность паровой системы земледелия по сравнению с примитивной системой?
4. Чем отличается система земледелия лесостепной зоны от систем земледелия в сухой степи Республики Бурятия?
5. Каковы особенности систем земледелия на орошаемых землях?
6. В чем сущность и каковы составные части современных систем земледелия?
7. Основоположники учения о системах земледелия в России.
8. Каковы основные задачи систем земледелия ?
9. Расскажите о природно-климатических зонах и приемах адаптации систем земледелия Западного Забайкалья (Республика Бурятия).
10. Каковы основные задачи и пути их решения в засушливых условиях Восточной Сибири?
11. В чем сущность систем земледелия степных и лесостепных районов Сибири?
12. Назовите основные звенья систем земледелия Республики Бурятия.
Тема: Агротехнические основы севооборота
1. Что представляет собой предшественники?
2. Сгруппируйте сельскохозяйственные культуры как предшественники?
3. Какие предшественники яровой пшеницы лучшие в условиях Забайкалья?
4. Что такое паровое поле севооборота?
5. Какие Вам известны виды пара? Охарактеризуйте их.
6. Какие пары получили наибольшее распространение в Бурятии и почему?
7. Расскажите о роли чистого пара в борьбе с сорняками.
8. Что такое сборное поле севооборота и требования, предъявляемые к нему.
9. Занятые пары и их роль в современном земледелии.
10. Расскажите о сидеральных парах.
11. Какие из зерновых культур дают больший урожай зерна по чистому пару?
12. Какие предшественники предпочтительные для овса?
13. Какое последействие оказывает яровая пшеница на последующие культуры?
14. Что понимаете под понятием «звено севооборота»?
15. Какие типы и виды севооборотов Вам известны?
16. Чем отличаются зернопаровые севообороты от плодосменных?
17. Что представляет собой ротация севооборотов?
18. Что такое схема севооборотов?
19. Что понимаете под понятием «введение» и «освоение» севооборота?
20. Какой агрономический документ отражает состояние севооборота во времени?
Тема: Система обработки почвы
Тема: Обработка почвы
1. Что такое обработка почвы?
2. Какие технологические приемы обработки почвы Вы знаете?
3. Что Вы можете сказать о теоретическом обосновании обработки почвы в Бурятии?
4. Какие системы обработки чистого пара применяются в Бурятии?
5. Какие виды обработки почвы Вы знаете?
6. Расскажите о системе обработки в занятых парах.
7. Что представляет собой зяблевая обработка почвы?
8. Ваше отношение к плоскорезной обработке почвы в полевых севооборотах.
9. Как влияют различные обработки пара на содержание продуктивной влаги в почве?
10. Как влияет обработка почвы на ее биологическую активность?
11. Как влияет система обработки почвы на засоренность культур севооборота?
12. Что можете сказать о разноглубинной обработке почвы?
13. Для чего необходимо проводить углубление пахотного слоя почвы?
14. Что такое весновспашка и Ваше отношение к ней?
15. Что понимаете под прикатыванием почвы, и как этот прием используется в условиях Бурятии?
16. Как реагируют зерновые культуры на различные обработки почвы?
17. Расскажите о сроках подъема зяби и его особенности в Бурятии.
18. Как влияет состояние поверхности почвы на эродируемость почвы?
19. Зависит ли эффективность различных систем обработки почвы от биологических особенностей сельскохозяйственных культур?
20. Расскажите о теоретическом обосновании прикатывания почвы в условиях Бурятии.
Тема: Система удобрения и защиты растений
1. Что понимают под понятием «подвижные» формы элементов питания?
2. Как подразделяются удобрения по химическому составу?
3. Как подразделяются минеральные удобрения?
4. Назовите основные виды органических удобрений.
5. Что из себя представляет компост?
6. Перечислите местные нетрадиционные удобрения?
7. Что такое система применения удобрений?
9. Карантин растений
10. Организационно-хозяйственные мероприятия
11. Агротехнический метод защиты растений
12. Биологический метод защиты растений
13. Химический метод защиты растений
14. Способы применения химических средств защиты растений
15. Сущность и средства биологического метода борьбы.
16. Назовите методы учета засоренности
17. Назовите пороги вредоносности сорных растений
18. Как подразделяются меры борьбы с сорняками?
19. В чем заключаются биологические меры борьбы с сорняками?
20. Интегрированная система борьбы с сорными растениями
Тестовые задания по темам
Тема: Основные блоки системы земледелия
1. Размер агрономически ценных агрегатов в мм:
1. 0,01—0,1
2. 0,25—10,0
3. 10,0—20,0
4. 0,25—0,1
2. Строение пахотного слоя - это:
1. расположение по профилю почвы различных генетических
горизонтов почвы
2. соотношение объема твердой фазы почвы ко всем видам
пор
3. соотношение объема капиллярных пор к некапиллярным
3. Ионы ППК, обладающие способностью «склеивать почвенные частицы в агрегаты:
1. К+
2. Са2+
3. N+
4. Ма+
5. Na+
4. Процессы гумусонакопления в почве при рыхлении почвы:
1. возрастают
2. снижаются
3. не изменяются
Установите соответствие
5. Проникновение воды в почву:
1. Хорошее
2. Застаивается
Состояние пористости:
а) капиллярные поры преобладают над некапиллярными
б) некапиллярные поры преобладают над капиллярными
в) соотношение капиллярной и не¬ капиллярной пористости 1:1
6. Плотность почвы, г/см3:
1. < 1,00
2. > 1,5
3. 1,01-1,20
4. 1,21-1,40
5. 1,41-1,50
Степень уплотнения:
а) очень плотная
б) среднеплотная
в) плотная
г) рыхлая
д) очень рыхлая
7. Оптимальная плотность почвы, г/см3:
1. 1,0-1,1
3. 1,1-1,2
Культура:
а) картофель
б) ячмень
в) горох
8. Структура почвы:
1. микро-
2. макро-
3. глыбистая
Размер почвенных агрегатов, мм
а) более 10
б) 0,25-0,01
в) от 10 до 0,25
Установите последовательность
9. Расчет баланса гумуса:
1. определение нетто-баланса
2. поступление азота в почву
3. количество минерализованного гумуса почвы
4. вынос азота с урожаем
5. новообразованный гумус из растительных остатков и органических удобрений
10. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке возрастания их структурообразующей способности:
1. горох
2. многолетние травы
3. ячмень
4. кукуруза
5. озимая пшеница
11. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке увеличения массы их растительных остатков:
1. Картофель
2. Ячмень
3. Озимая пшеница
4. Многолетние травы
5. Лен
Тема: Агротехнические основы севооборота
Укажите правильный ответ.
1. Лучший предшественник для сахарной свеклы в зоне недостаточного увлажнения ЦЧЗ:
1. клевер 2-го года пользования
2. горох
3. озимая пшеница
4. кукуруза
5. клевер 1-го года пользования
2. В пятипольном севообороте сахарную свеклу можно возделывать не более раз:
1. 2
2. 3
3. 1
3 Лучший предшественник для озимой пшеницы в лесостепной части центральных черноземных областей:
1. кукуруза на силос
2. бобовые культуры
3. многолетние травы
4. чистый пар
5. яровые зерновые культуры
4 В севообороте органические удобрения вносят под:
1. лен
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
5. горох
5. Севооборотом называется научно обоснованное чередование:
1. сельскохозяйственных культур во времени
3. сельскохозяйственных культур и пара во времени и на полях
6. Культура, переносящая повторные посевы:
1. ячмень
2. сахарная свекла
3. озимая пшеница
4. горох
5. картофель
6. подсолнечник
7. Культура, переносящая бессменные посевы в течение 5-6 лет:
1. лен
2. озимая рожь
3. конопля
4. многолетние травы
5. овес
8. Лучший предшественник озимых в подзоне недостаточного увлажнения Северного Кавказа:
1. многолетние травы
2. кукуруза на силос
3. пар чистый
4. однолетние травы
Установите соответствие
9. Сельскохозяйственная культура:
1. сахарная свекла
2. озимая пшеница
3. ячмень
4. Предшественник для ЦЧО:
а) пар чистый
б) картофель
в) озимая пшеница
10. Регион:
1. Центральные районы Нечерно-земной зоны
2. Северо - Западный
3. Центрально-Черноземная обл.
Предшественник для озимой пшеницы
а) пар чистый
б) пар занятой
в) озимая пшеница
г) пропашные
д) многолетние травы
11. Вид промежуточной культуры:
1. подсевные
2. озимые
3. пожнивные
4. поукосные
Сельскохозяйственная культура:
а) сераделла
б) горчица
в) вика озимая
г) рапс
д) озимая рожь
Установите последовательность
12. Чередования культур в севообороте (начиная с многолетних
трав):
1. озимая пшеница
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
13. Чередования культур в полевом севообороте для ЦЧО:
1. ячмень
2. однолетние травы
4. пар чистый
5. озимая пшеница
6. сахарная свекла
14. Чередования культур в полевом севообороте для Ростовской
области (начиная с чистого пара):
1. сорго
2. ячмень
3. озимая рожь
4. пар чистый
5. озимая пшеница
6. однолетние травы
15. Чередования культур в севообороте (начиная с люпина на зе¬леный корм):
1. картофель
2. овес
3. люпин на зеленый корм
4. озимая пшеница
16. Предшественники льна в порядке возрастания их ценности:
1. кукуруза на силос
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
5. горох
Дополните
17. Разновидность занятого пара, в котором возделывается культура для заделки ее зеленой массы в почву, называется _______________________________________________________________
16. Разновидность чистого пара при его основной обработке весной называется_________________________________________________________
19. Лучшим предшественником яровых зерновых в зонах развития ветровой эрозии является пар__________________________________________________
20. Лучшим предшественником озимой пшеницы в ЦЧО является_______
21. Разновидность пара, в котором парозанимающей культурой является ранний картофель ____________________________________________
Разновидность чистого пара, в котором основная обработка проводится с осени и называется
Тема: Система обработки почвы
Укажите номер правильного ответа.
1. Равномерность глубины вспашки по показателю, если среднее значение глубины составило 19 см, а заданная глубина 22 см::
1. отличная
2. хорошая
3. удовлетворительная
4. неудовлетворительная
2. Орудие, с помощью которого можно достичь оптимальной плотности посевного слоя почвы, если в момент посева она была 0,8 г/см3:
1. КПС-4 + БЗСС-1,0
2. РВК-3,6
3. ЗККШ-6
4. КФГ-3,6
5.КШУ-6 + БЗСС-1
3. Вид минимальной обработки дерново-подзолистой почвы под озимую рожь после однолетних трав при малолетнем типе засоренности 40 шт./м2:
1. вспашка на 20-22 см ПЛН-4-35 + ПВР-2,3
2. лущение лемешное на 15-16 см, ППЛ-10-25 + БЗСС-1
3. лущение дисковое на 4-8 см, ЛДГ-10а
4. рыхление на 8-10 см, КШУ-6 + БЗСС-1
4. Допустимая глыбистость (комки диаметром более 3 см) поверхностного слоя почвы для яровых зерновых культур, %:
1. 30
2.15
4.25
5 Культура в севообороте, под которую целесообразно углублять пахотный слой:
1. озимая рожь
2. лен
3. однолетние травы
4. озимая пшеница
6. Крутизна поля, при которой применяют ступенчатую вспашку:
1. 1-3°
2. 3-5°
3. 3-8°
4. Более 8°
7. Гранулометрический состав почвы, при которой следует применять плуги с культурными отвалами типа ПЛЖ-31
1. легкосуглинистые старопахотные
2. среднесуглинистые старопахотные
3. тяжелосуглинистые старопахотные
4. глинистые
8. Орудие, применяемое для предпосевной обработки почвы под озимую пшеницу, если глыбистость поверхностного слоя составляет 15%:
1.РВК-3,6
2.КФГ-3,6
3.БДТ-7 +БЗСС-1
4.КПС-4 +БЗСС-1
5.Глыбистость допустимая, крошения не требуется
9. Культура в севообороте, под которую можно уменьшить глубину основной обработки хорошо окультуренной почвы при малолетнем типе засоренности:
1. кукуруза на силос
2. озимая рожь
3. картофель
4. многолетние травы 1-го года пользования
5. многолетние травы 2-го года пользования
10. Культура, под которую в севообороте целесообразно применить чизелеванием на 30 см для разуплотнения плужной «подошвы»:
1. овес
2. однолетние травы
3. озимая пшеница
4. картофель
5. ячмень
6. горох
11. Плуг, применяемый для вспашки каменистых почв:
1. ПТК-8-35
2. ПГП-7-40
3. ПЛИ-6-35
4. ПЛН-5-35
5.ПЛН-4-35
12. Наибольшая глубина лущения стерни при корневищном типе засоренности, см:
1.5-6
2.6-8
3. 8-10
4. 15-16
13. Глубина лемешного лущения при корнеотпрысковом типе засоренности, см:
1.5-6
2.6-8
3. 8-10
4. 10-12
5. 15-16
14. Орудие, используемое для разрушения почвенной корки на посевах ячменя без подсева многолетних трав:
2.БИГ-3
З.БСО-4А
4. ШБ-2,5
15. Глубина предпосевной обработки предварительно вспаханной серой лесной тяжелосуглинистой почвы под озимую пшеницу, см:
1.5-6
2.6-8
3. 10-12
4. 12-14
16. Наилучший срок щелевания озимых культур, размещаемых на полях с уклоном 3-5°:
1. до посева
2. после посева
3. поздней осенью, при замерзании почвы
4. весной, во время подкормки
17. Направление, в котором следует бороновать посевы зерновых культур, чтобы не повредить растение:
1. вдоль рядков посева
2. поперек рядков посева
3. по диагонали поля (под углом 45°)
4. направление обработки не имеет значения
18. Рабочие органы культиватора, используемые на запыреенных участках:
1.зубовые
2. плоскорежущие
3. пружинные
4. долотообразные
5. ножевидные
Установите последовательность
19. Приема обработки почвы по мере увеличения глубины:
1. плантажная вспашка
2. вспашка культурная
3. лущение лемешным лущильником
4. дискование
5. боронование зубовой бороной
Дополните
20. Если заданная глубина обработки 6 см, а средняя фактическая 4,5, то равномерность предпосевной обработки легкосуглинистой почвы можно считать____________________________________________________________
21. При вспашке выполняются технологические операции: 1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
22. Боронование зяби зубовыми боронами обеспечивает: 1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
23. Плоскорезная обработка почвы проводится с целью: 1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
24. На склоновых землях проводится: 1) вспашка поперек склона, 2) предпосевная культивация ____________, 3) посев ______________.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Схема исторического развития систем земледелия и их признаки (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
2. Способы использования земель в разных системах земледелия (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
3. Типы и виды систем земледелия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
4. Содержание зональных систем земледелия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
5. Методология проектирования я системы земледелия (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
6. Классификация систем земледелия по характеру взаимодействия со средой (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
7. Создание системного анализа и его моделей. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
8. Система защиты растений (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
9. Система организаций территорий и севообороты. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
10. Система технология возделывания сельскохозяйственных культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
11. Система селекций и семеноводства. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
12. Система сельскохозяйственных машин и её комплектация. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
13. Дать классификацию мер борьбы с сорняками. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
14. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. (ПК-6)
15. Оценка с/х культур как предшественников зерновых культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
17. Система учений природных и кормовых угодий. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
18. Форма организация и стимулирования труда. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
19. Пары, их классификация и роль в севообороте. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
20. Классификация севооборотов по соотношению групп культур и паров. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
21. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
22. Основные приемы механической обработки почвы и их задачи. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
23. Влияние основных факторов интенсификации земледелия на изменение засоренности посевов. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
24. Система хранения первичной переработки сельскохозяйственных культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
25. Система реализации продукции сельского хозяйства. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
26. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления ветровой эрозии. Роль стерни и комковатости почвы в предотвращении ветровой эрозии. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
27. Классификация гербицидов, дозы, способы и сроки их применения на посевах сельскохозяйственных культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
28. Основная обработка почвы после пропашных культур и многолетних трав в степной и лесостепной зоны Бурятии. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
29. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
30. Система контроля за состоянием плодородия почв. (ПК-6)
31. Система качества продукции. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
32. Кулисные пары, значение, условия применения кулисных растений, сроки их посева. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
33. Система земледелия. Составные части системы земледелия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
34. Дать основные понятия и определения: севооборот, структура пашни, структура посевных площадей, монокультура, бессменные посевы, повторная культура, промежуточная культура. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
35. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в сухостепной зоне Бурятии. Обоснование этих схем. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
36. Дать понятие сорных растений, засорителях. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
37. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
38. Система весенней предпосевной обработки почвы под силосные культуры в различных зонах республики Бурятия. (ПК-6)
39. Система обработки сидерального пара в различных зонах Бурятии. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
40. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка). (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
41. Система химических мер борьбы с сорняками на посевах сельскохозяйственных культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
42. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
43. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
44. Система обработки занятых паров в республике Бурятия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
45. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
46. История развития учения о севооборотах. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
47. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на каштановых почвах республики Бурятия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
48. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на каштановых почвах республики Бурятия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
49. Агрохимические показатели плодородия почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
50. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
51. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
52. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
53. Закон возврата – научная основа воспроизводства почвенного плодородия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
54. Дать понятие периода ротации севооборота и ротационной таблицы. Приведите пример. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
55. Оценка полевых культур с точки зрения противоэрозионного эффекта. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
56. Биологические особенности овсюга и меры борьбы с ним. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
57. Классификация севооборотов по соотношению групп культур и паров. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
58. Основные биологические особенности корневищных сорняков и меры борьбы с ним(ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8;
59. Пищевой режим почвы и приемы его регулирования. Факторы жизни сельскохозяйственных растений. (ПКС-6)
60. Основные биологические особенности сорняков и меры борьбы с ними. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
61. Основные требования, предъявляемые к обработке почвы в условиях проявления водной и ветровой эрозии почвы (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
62. Предупредительные меры борьбы с сорняками. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
63. Севооборот как средство регулирования и воспроизводство биологических факторов плодородия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
64. Биологические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
65. Агрофизические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
66. История развития учения о севооборотах. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
67. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
68. Плодородие почвы. Виды плодородия. Пути воспроизводства плодородия почв. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
69. Роль почвозащитного земледелия в повышении плодородия почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
70. Система обработки ранних паров в зависимости от зон, засоренности и эродированности почвы. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
71. Современные системы земледелия. В чем преимущество зональных систем земледелия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
72. Основные биологические особенности корнеотпрысковых сорняков и меры борьбы с ними. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
73. Паровая почвозащитная обработка почвы. Сущность комбинированной системы обработки чистого пара. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
74. Методы повышения плодородия и окультуривания почв (биологические, агрофизические, агрохимические). (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
75. Агроландшафт как основа организации системы земледелия. (ПКС-3; ПКС-7; ПКС-8; ПКС-11; ПКС-12)
Комплект заданий для практических занятий
Тема: Интенсивная технология возделывания зерновых культур
1. Разработать технологию возделывания яровой пшеницы в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.)
2. Разработать технологию возделывания ячменя в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.)
3. Разработать технологию возделывания яровой ржи в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.)
4. Разработать технологию возделывания овса в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.)
5. Разработать технологию возделывания овса на зеленую массу в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.)
Тема: Система обработки паров
1. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепной зоне Бурятии. Предшественник - зерносмесь на сенаж. Тип засоренности корневищно-стержнекорневой, встречаются и малолетние сорняки, степень засоренности 3 балла. Поле имеет крутизну склона от 3-5 градусов. Почва серая лесная. Имеет место ветровая и водная эрозии почвы.
2. Разработать систему обработки чистого пара в степной зоне. Предшественник - овес. Тип засоренности корневищно-малолетний, степень засоренности 4 балла. Крутизна склона от 1-3 градусов. Почва - чернозем мучнисто-карбонатный.
3. Разработать систему обработки чистого пара для сухостепной зоны Бурятии: предшественник - овес, тип засорения - корневищно-малолетний, степень засорения 4 балла. Почвы каштановые, легкого гранулометрического состава, рельеф равнинный.
4. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепи. Предшественник - зерновые, тип засоренности - корневищно-малолетний и составляет 3 балла. Рельеф невыровненный, крутизна склона составляет 3-5 градусов. Почва серая лесная, мощность пахотного слоя 20 см.
5. Разработать рациональную, научно-обоснованную систему обработки чистого пара в лесостепной зоне. Почва серая лесная, предшественник зернофуражные культуры, засоренность корнеотпрысковыми сорняками и составляет 2 балла. Рельеф равнинный.
6. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Западного Забайкалья. Предшественник - овес, тип засорения - корневищно-малолетний, степень засорения поля 3 балла. Почва каштановая, мощность пахотного слоя 20 см. В качестве ку¬лисного растения использовать горчицу.
7. Разработать систему обработки почвы чистого пара
8. Разработать систему обработки почвы в сидеральном пару. Лесостепная зона. В качестве сидератов используется отава донника второго года пользования. Тип засорения корнеотпрысково-малолетний и составляет 3 балла. Поле не подвержено ветровой эрозии.
9. Разработать систему обработки почвы чистого пара под овес в степной зоне Бурятии. Почва имеет легкосуглинистый гранулометрический состав. Поле
засорено пыреем ползучим, степень засорения 3 балла, имеются и малолетние сорняки. Предшественник – однолетние травы.
10. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – горохоовсяная смесь на зеленый корм, тип засорения корневищно-стержнекорневой. Засоренность 3 балла.
Тема: Система применения удобрений
1. Разработать систему применения удобрений под яровую пшеницу в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
2. Разработать систему применения удобрений под ячмень в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
3. Разработать систему применения удобрений под яровую рожь в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
4. Разработать систему применения удобрений под овес в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
5. Разработать систему применения удобрений картофель в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
6. Разработать систему применения удобрений рапс в .........(сухостепной, степной, лесостепной зоне) Бурятии (Забайкальского края, Тывы, Иркутской области и.т.д.).
Тема: Организация борьбы с сорной растительностью
1. Разработать интегрированную систему борьбы с сорной растительностью в паровом поле. Предшественник - зерносмесь на сенаж. Тип засоренности корневищно-стержнекорневой, встречаются и малолетние сорняки, степень засоренности 3 балла.
2. Разработать комплексные меры борьбы с сорной растительностью в паровом поле. Предшественник - овес. Тип засоренности корневищно-малолетний, степень засоренности 4 балла.
3. Разработать агротехнические меры борьбы с сорняками в севообороте чистый пар-яровая пшеница- овес-овес на з/м. Почва серая лесная, лесостепная зона, почва подвержена ветровой эрозии, засоренность корнеотпрысковыми сорняками и составляет 2 балла.
4. Разработать агротехнические меры борьбы с сорняками в севообороте чистый пар-яровая пшеница+донник -донник -овес. Степная зона, почва подвержена ветровой эрозии, тип засоренности корневищно- корнеотпрысковый, степень засоренности 2 балла.
5. Разработать комплексные меры борьбы с сорной растительностью при возделывании картофеля в лесостепной зоне. Почва серая лесная, засоренность корневищными сорняками и составляет 2 балла.
6. Разработать агротехнические меры борьбы с сорняками в поле занятого пара в условиях степной зоны. Тип засорения малолетне-корневищный, степень засорения 3 балла.
Перечень примерных тем курсовой работы
1. «Засоренности полей и разработка эффективных мер борьбы с растительностью в Кабанском районе РБ».
2. «Разработка систем севооборотов, обработка почвы и комплексные меры борьбы с соринками в сухостепной зоне РБ» (на примере учхоза «Байкал»).
3. «Проектирование системы севооборотов, обработка почвы и комплексных мер борьбы с соринками в Джидинском районе РБ».
4. «Система обработки каштановых почв в сухостепной зоне Иволгинского района РБ».
5. «Проектирование системы севооборотов, обработка почвы и меры борьбы с сорными растениями в Иркутской области».
6. «Технология возделывание овса на зерносенаж в СПК «Колхоз им. Ранжурова» Кяхтинского района РБ».
7. «Влияние сидерального пара на урожайность яровой пшеницы в степной зоне РБ».
8. «Разработка почвозащитной ресурсосберегающей системы обработки почвы в степной зоне РБ».
9. «Технология возделывания картофеля в ООО «Гарантия - 2» в Прибайкальском районе РБ».
10. «Разработка почвозащитной ресурсосберегающей системы обработки почвы в СПК «Михайловка» Закаменского района РБ».
11. «Составление засоренности полей и разработка эффективных мер борьбы с растительностью в Тункинском районе РБ».
12. «Проектирование севооборотов и состояние системы обработки почвы в КФХ Бутаков А.Е. Дижидинского района РБ».
13. «Карта засоренности полей и разработка эффективных мер борьбы сорной растительностью в Забайкальском крае».
14. «Влияние различных систем обработки почвы на урожайность яровой пшеницы в лесостепной зоне Забайкалья».
15. «Влияние различных предшественников на урожайность ячменя в Забайкалье».
16. «Проектирование системы севооборотов, обработка почв и меры борьбы с сорняками в Джидинском районе РБ».
17. «Проектирование системы севооборотов и меры борьбы с сорняками в интенсивном земледелии Окинского
18. Разработка агротехнических мероприятий по борьбе с сорняками в условиях ООО «Победа» Бичурского района
19. Разработка ресурсосберегающей технологии обработки занятых паров условиях лесостепной зоны Бурятии
20. Технология возделывания зернобобовых культур в СПК «колхоз Искра» Мухоршибирского района
Комплект тестовых заданий
Экзаменационные вопросы
Комплект заданий для практических занятий
Темы курсовых работ
Перечень вопросов к экзамену
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п