учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучить влияние антропогенных факторов на ферментативную активность почв; овладеть методами исследования ферментативной активности почв; научить умениям оценивать возможности использования ферментативной активности для диагностики почв, биоиндикации и мониторинга; умениям разрабатывать методы и способы управления плодородием почвы и продуктивностью агроэкосистем, а также почвенно-биологического мониторинга.
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;
ИД 1 - Готовность проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Работы ученых в области ферментов почв
Почвенные водоросли. Общая характеристика почвенных водорослей, их распространение и роль в почвах. Простейшие. Основные формы простейших, живущих в почве и их характеристика. Распространение, численность и роль простейших в почвах. Почвенные животные. Лишайники
и их участие в фосфатном режиме почв.
Почва как среда обитания. Ферменты микроорганизмов. Классификация. Функции.
2. ЧимитдоржиеваИ.Б. Биология почв : допущено Методическим советом Бурятской ГСХА в качестве учебно-методического пособия для обучающихся очного и заочного обучения по направлению подготовки 35.03.03 " Агрохимия и агропочвоведение" / И. Б. Чимитдоржиева, Ю. Н. Рузавин, А. С. Сыренжапова ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 95 с
3. Биологическая активность почв: рекомендовано Методическим советом Бурятской ГСХА в качестве учебно-практического пособия для магистрантов по направлению подготовки 35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение, направленность Почвенно-экологический мониторинг / сост.: А. С. Сыренжапова, М. М. Намсараева, И. Б. Чимитдоржиева. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2019. - 80 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.Объекты, проблемы и методы исследования ферментативной активности почв, его роль в решении современных проблем продуктивности, охраны окружающей среды и устойчивости этой системы (ОПК-5, ПК-5)
2.Особенности современного периода развития ферментативной активности почв. Ферментативная активность почв как один из показателей плодородия почв (ОПК-5, ПК-5)
3.Проблемы и перспективы исследования ферментов и применения их в разных отраслях промышленности. Ферменты и безопасные технологические приемы (ОПК-5, ПК-5)
4.Истоки учения ферментативной активности почв как раздела биологии почв. Научные исследования, труды ученых в данной области. Труды Ф.Х. Хазиева, Д.Г.Звягинцева, Л.Н. Бабьевой и др (ОПК-5, ПК-5)
5.Трофические группы почвенной фауны. Характеристика основных групп педобионтов. Распределение отдельных
6.Типы гумуса, участие беспозвоночных в их формировании. Детритные пищевые цепи в почве. Ферменты участвующие в разложении азотистых соединений (ОПК-5, ПК-5)
7.Участие почвенных животных в биогенном круговороте элементов в почве. Ферменты участвующие в разложение фосфорорганических соединений почвы и их участие в фосфатном режиме почв (ОПК-5, ПК-5)
8.Участие почвенных микроорганизмов и лишайников в превращении веществ и энергии в биосфере. Ферменты, участвующие в разложении углесодержащих органических соединений (ОПК-5, ПК-5)
9.Продукционное звено органического вещества в почве. Характеристика. Распространение, численность и формы. Ферментативный пул в данном процессе (ОПК-5, ПК-5)
10.Деструкционное звено органического вещества в почве Характеристика. Распространение, численность и формы. Ферментативный пул в данном процессе (ОПК-5, ПК-5)
11.Ферментативное разложение крахмала, пектина и ксилана в природе. Аэробный и анаэробный распад клетчатки, целлюлозы. Разложение лигнина микроорганизмами, роль грибов в этом процессе и его значение для гумусообразования (ОПК-5, ПК-5)
12.Разложение растительных остатков и формирование подстилки. Участие ферментов в нем.
13.Ферментативная активность и биодиагностика почв. Принципы биодиагностики почв (ОПК-5, ПК-5)
14.Биологическая индикация загрязнений почв, принципы микробиологической оценки повреждений почвенной среды (ОПК-5, ПК-5)
15.Микробиологические и ферментативные способы очистки почв от нефти. Самоочищение почв. Биологическая мелиорация почв (ОПК-5, ПК-5)
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
5.1. Критерии оценки к зачету с оценкой
Зачет (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
Зачет (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Зачет (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
Незачет (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Объекты, проблемы и методы исследования ферментативной активности почв
1. Ферменты и безопасные технологические приемы.
Тема 2. Истоки учения о биологии почв. Ферментативная активность почв как раздел почвенной биологии.
1.Учения о ферментативной активности почв. Работы ведущих ученых. Труды Ф.Х. Хазиева, Д.Г.Звягинцева, Л.Н. Бабьевой и др.
Тема 3. Особенности современного периода развития биологии почв.
1.Трофические группы почвенной фауны. Характеристика основных групп педобионтов.
Тема 4. Высшие растения как основной источник органического вещества в почве.
1.Типы гумуса, участие беспозвоночных в их формировании. Детритные пищевые цепи в почве.
Тема 5. Почвенные животные
1.Участие почвенных животных в биогенном круговороте элементов в почве
Тема 6. Лишайники
1.Участие почвенных микроорганизмов и лишайников в превращении веществ и энергии в биосфере
Тема 7. Роль микроорганизмов в биологическом круговороте веществ на Земле.
1.Почвенные сообщества. Ризосфера, ризоплана, микориза. Почвенный токсикоз.
Тема 9. Общие понятия, принципы и концепции экологии применительно к биологии почв.
1.Федеральные программы экологического земледелия Биологического Федерального учреждения по сельскому хозяйству.
Критерии оценивания:
- правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
- полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
- сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
- логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
- использование дополнительного материала;
- рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений заданного вопроса, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующий вопрос, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Перечень тестовых заданий
ВАРИАНТ 1
1 блок. Выбрать правильный вариант ответа
1. Назовите представителей кокковых форм бактерий:
А) бацилла.
Б) cарцина.
В) микобактерии.
Г) дрожжи.
2 Грибы аспергиллы размножаются путем:
А) деления.
Б) спорами.
В) почкованием.
Г) септами.
3 Дрожжевые клетки преимущественно размножаются:
А) делением.
Б) спорами.
В) почкованием.
Г) септами.
4. К низшим грибам относится:
А) пенициллиум.
Б) мукор.
В) аспергилл.
Г) микроб
5. Бактерии размножаются путем:
А) образования спор.
Б) почкования.
В) деления.
Г) трансформации.
6. Споры плесневых грибов выполняют функции:
А) почкования.
Б) размножения.
В) деления.
Г) репликации.
7. К возбудителям спиртового брожения относятся:
А) бактерии.
Б) дрожжи.
В) простейшие.
Г) актиномицеты.
8. Дрожжи используют в качестве источника углерода:
А) крахмал.
Б) целлюлозу.
Г) альдегиды.
9. Молочнокислые бактерии сбраживают:
А) клетчатку.
Б) лактозу.
В) крахмал.
Г) пектин.
10. Тип молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота, называется:
А) гомоферментативный.
Б) гетероферментативный.
В) бифидоброжением.
Г) окислением.
11. Корневая система растений усваивает:
А) газообразную форму азота.
Б) органическую форму азота.
В) минеральную форму азота.
Г) смешанную форму азота.
12. Для питания бобовых растений в симбиозе с клубеньковыми бактериями необходим процесс:
А) азотфиксации.
Б) иммобилизации.
В) денитрификации.
Г)аммонификации.
13. Разложение белков с участием микроорганизмов до минеральных соединений называется:
А) азотфиксация.
Б) аммонификация.
В) альголизация.
Г) иммобилизация.
14. Аммонификация белков сопровождается с выделением:
А) аммиака.
Б) нитратов.
В) нитритов.
Г) сероводорода.
15. В процессе аммонификации белков участвуют следующие микроорганизмы:
А) возбудители брожения.
Б) гнилостные бактерии.
В) простейшие.
Г) вирусы.
16. Наиболее богато представленная группа почвенного микронаселения:
А) актиномицеты.
Б) грибы.
В) бактерии.
Г) водоросли.
17. Аутотрофные бактерии почвы выполняют функции:
А) накопление органических веществ.
Б) накопление неорганических соединений.
В) накопление газов.
Г) защиты.
18. Микрофлора разлагающая органические соединения в почве называется:
А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) гетеротрофная.
2 блок. Дополнить
19. Доядерные, преимущественно одноклеточные и нитчатые микроскопические организмы называются …………….
20. Как называются растения с корневой системой…………………………..
21. Растения живущие на поверхности почвы называются……………..
22. К микрофауне относятся…………
23. Большую часть микроорганизмов в почве представляют…………..
24. Амеба относится к классу…………..
25. Катализаторы биохимических реакций называются……………………………
26. Стерилизация сухим жаром или горячим воздухом в сушильном шкафу, полное обеспложивание всех форм происходит в течение 1 часа при температуре……………..
27. Превращение органического азота в минеральный азот, разложение сложного белка до аммиака называется………………………………………………………………..
3 блок. Установить соответствие
28. Установить соответствие между представителями микроорганизмов и круговоротом веществ
Круговорот веществ Названия микроорганизмов
1. Круговорот азота А. зеленые растения, гетеротрофные, хемосинтезирующие микроорганизмы
3. Круговорот углерода Хемоавтотрофные прокариоты, гетеротрофные бактерии, тионовые бактерии
29. Установить соответствие между классом и их представителем
Таксономические группы Названия организмов
1. Простейшие А) коловратки, нематоды, энхитрейды
2. Черви Б) улитки, слизни
3. Моллюски В) жгутиконосцы, саркодовые, инфузории
4. Членистоногие Г) ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые
ВАРИАНТ 2
1 блок. Выбрать правильный ответ
1. Микрофлора разлагающая органические соединения гумуса называется:
А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
2. Микрофлора, завершающая минерализацию органических соединений:
А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
3. Тесные взаимовыгодные отношения между растениями и микроорганизмами называется:
А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
4. Взаимоотношения эпифитных микроорганизмов с растениями называется:
А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
5. Прикорневая микрофлора растений называется:
А) ризосферной.
Б) эпифитной.
В) олиготрфной.
Г) автохтонной.
6. Бактериальный и землеудобрительный препарат нитрагин содержит в своем составе:
А) азотобактер.
Б) клубеньковые бактерии.
В) азоспириллы.
Г) бациллы.
7. В состав бактериального землеудобрительного препарата – азотобактерина входит:
А) азотобактер.
Б) ризобиум.
В) азоспирилла.
Г) бацилла.
8. К прокариотам относятся:
А) грибы.
Б) простейшие.
В) бактерии.
Г) вирусы.
9. Бактерии, актиномицеты, спирохеты, риккетсии и синезеленые водороли относятся к:
А)эукариотам.
Б) кариотам.
В) прокариотам.
Г) вирусам.
10. К высшим грибам относятся:
А) мукор.
Б) пеницилл.
В) дрожжи.
Г) бациллы.
11. грибы относятся:
А) прокариотам.
Б) кариотам.
В) эукариотам.
Г) бациллам.
12. Дрожжи по типу питания относятся к:
А) гетеротрофам.
В) аутотрофам.
Г) литотрофам.
13. К плотной питательной среде относится:
А) Мясопептонный агар.
Б) Мясопептонный бульон.
В) Мясопептонный печеночный бульон.
Г) капустный бульон.
14. В процессе аммонификации (минерализации) белков участвуют:
А) бациллы.
Б) азотобактер.
В) лактобацилла.
Г) вирусы.
15. Гнилостные микроорганизмы почвы выполняют функции.
А) минерализация органических соединений.
Б) азотфиксации.
В) брожения.
Г) окисления.
16. Основоположник почвенной микробиологии:
А) С.Н.Виноградский.
Б) И.О.Ивановский.
В) Л.Пастер.
Г) А.Левенгук.
17. Взаимоотношения клубеньковых бактерий с корневой системой бобовых растений:
А) комменсализм.
Б) метабиоз.
В) симбиоз.
Г) паразитизм.
18. Бактериальный землеудобрительный препарат фосфоробактерин состоит из:
А) бацилл.
Б) ризобиум.
В) бактерий.
Г) вирус.
2 блок. Дополнить.
19. Вегетативное тело водорослей называется ……….
20. Источниками азота при росте водорослей как и для высших растений в почве являются соединения……..
21. Серобактерии участвуют в круговороте………….
22. Совокупность организмов, обитающих на дне и в грунте для водоемов (фораминиферы, бактерии, водоросли) называется……….
23. Микроорганизмы питаются путем…………
24. Бактерии образующие споры называются………….
25. В какой среде развиваются грибы……………………………
26. Дождевые черви, многоножки, ногохвостки относятся к группе ………
27. Азот атмосферы усваивают бакетрии………
28. Установить соответствие между живыми организмами и их группой
Группы Живые организмы
1. нанофауна А) дождевые черви, многоножки, личинки, насекомые
2. микрофауна Б) землерои, грызуны, кроты, ежи, зайцы
3. мезофауна В) нематоды, тихоходки, коловратки
4. макрофауна Г) одноклеточные животные
5. мегафауна Д) членистоногие, мелкие виды насекомых
29. Установить соответствие между названием грибов и их классом
Класс Представители
1. Зигомицеты А) протосумчатые, плектомицеты, дискомицеты
2. Аскомицеты Б) гименомицеты, гастеромицеты, гетеробазидиомицеты
3. Базидиомицеты В) мукоровые, эндогоновые, энтомофторовые
4. Несовершенные грибы Г) гифомицетовые (пеницил, аспергил)
ВАРИАНТ 3
1 блок. Выбрать правильный вариант ответа
1. В разрушении алюмосиликатов участвуют:
А) железобактерии.
Б) цианобактерии.
В)силикатные бактерии.
Г) бацилла.
2. Дрожжи участвуют в процессе:
А) дыхания.
Б) брожения.
Г) окисления.
3. Микроорганизмы, участвующие в превращении сероводорода в серную кислоту:
А) серобактерии.
Б) гнилостные бактерии.
В) железобактерии.
Г) силикатные бактерии.
4. Окисление аммиака в нитриты и нитраты называется:
А) денитрификацией.
Б) нитрификацией.
В) иммобилизацией.
Г) аммонификацией.
5 .Отрицательное значение микробного процесса нитрификации в почве:
А) вымывание продуктов нитрификации из почвы.
Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.
В) адсорбция нитритов и нитратов почвенными коллоидами.
Г) улетучивание газообразных соединений азота в атмосферу.
6. Положительное значение микробного процесса нитрификации в почве:
А) вымывание продуктов нитрификации.
Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.
В) иммобилизация азота.
Г) улетучивание газообразных соединений азота в атмосферу.
7. Исследования по изучению биодинамики почв в географическом аспекте проводил в 20-х годах 20-го столетия:
А) С.Н.Виноградский.
Б) В.Л.Омелянский.
В) С.П.Костычев.
Г) И.Д.Ивановский.
8. Активизация деятельности почвенных микроорганизмов отмечается:
А) летом.
Б)осенью.
В) весной.
Г) зимой.
9. Максимальное увеличение количества микроорганизмов ризосферы отмечается в период:
А) цветения.
Б) ранней стадии роста.
В) созревания.
Г) плодоношения.
10. Орошение полей способствует:
А) уменьшению роста микроорганизмов.
Б) усилению роста микроорганизмов.
В) задержке роста микроорганизмов.
Г) торможению роста микроорганизмов.
11. Внесение землеудобрительных бактериальных препаратов в почву способствует:
А) повышению урожайности.
Б) накоплению органических веществ в почве.
В) понижают обменные процесса в почве.
Г) гибели микроорганизмов.
12. Препарат клубеньковых бактерий – нитрагин используется для заражения семян:
А) злаковых растений.
Б) крестоцветных растений.
В) бобовых растений.
Г) картофеля.
13. Микроорганизмы почвы способствуют:
А) повышению урожайности.
Б) понижению урожайности.
В) не влияют на урожайность.
Г) инактивации бактерий.
14. В процессе азотфиксации участвует бактериальный фермент:
А) пероксидаза.
Б) каталаза.
В) нитрогеназа.
Г) амилаза.
15. С чем связана активизация деятельности почвенных микроорганизмов весной:
А) количеством микроорганизмов в почве.
Б) наличием питательных веществ, влаги и т.д.
В) качественным составом микроорганизмов.
Г) воздухом почвы.
16. Внесение культур синезеленых водорослей в почву называется:
Б) аголизацией.
В) инактивацией.
Г) аммонификацией.
17. К прокариотам относятся:
А) грибы.
Б) простейшие.
В) бактерии.
Г) вирусы.
18. Подвижность микроорганизмов определяют методом:
А) фиксации.
Б) раздавленной капли.
В) негативного окрашивания.
Г) Михина.
2 блок. Дополнить.
19. Совокупность организмов населяющих толщу воды морей, рек, озер, (бактерии, протозоа, водоросли) и пассивно переносимых водными течениями называется……….
20. Микроорганизмы не образующие споры называются……..
21. По отношению к кислороду микробы разделяются на 2 группы…………
22. Личинки хрущей, щелкунов относятся к группе……….
23. Аммонифицирующие бактерии участвуют в круговороте ………
24. Анаэробный процесс превращения безазотистых органических веществ (главным образом углеводов) микроорганизмов, при котором происходит накопление продуктов неполного окисления (спиртов, органических кислот, углеводов) и который сопровождается выделением энергии называется……………..
25. Сульфатредуцирующие бактерии принимают участие в круговороте…….
26. К какой фауне относятся млекопитающие…………..
27. Аммонифицирующие и нитрифицирующие микроорганизмы участвуют в круговороте…………
28. Установить соответствие между классом и их представителем
Таксономические группы Названия организмов
1. Простейшие А) коловратки, нематоды, энхитрейды
2. Черви Б) улитки, слизни
3. Моллюски В) жгутиконосцы, саркодовые, инфузории
4. Членистоногие Г) ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые
29. Установить соответствие между живыми организмами и их группой
Группы Живые организмы
1. нанофауна А) дождевые черви, многоножки, личинки, насекомые
2. микрофауна Б) землерои, грызуны, кроты, ежи, зайцы
3. мезофауна В) нематоды, тихоходки, коловратки
4. макрофауна Г) одноклеточные животные
5. мегафауна Д) членистоногие, мелкие виды насекомых
Критерии оценивания по тестовым заданиям:
5 баллов «отлично» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы – 86-100 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
4 балла «хорошо» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - 71 - 85 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
3 балла «удовлетворительно» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - 56 – 70 % от общего объема заданных тестовых вопросов;
2 балла и менее «неудовлетворительно» - получают обучающиеся с правильным количеством ответов на тестовые вопросы - менее 56 % от общего объема заданных тестовых вопросов.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов «отлично» Выполнено 86-100% заданий
4 балла «хорошо» Выполнено 71-85% заданий
3 балла «удовлетворительно» Выполнено 56-70% заданий
2 балла и менее «неудовлетворительно» Выполнено 0-56% заданий
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1. Ферментативная активность почв при техногенных загрязнениях.
2. Ферменты микроорганизмов и применение их в промышленности.
3. Проблемы и перспективы использования почвенных ферментов в сельском хозяйстве.
Критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов
«отлично» Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения
4 балла
«хорошо» Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
3 балла
«удовлетворительно» Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации
2 и менее балла
«неудовлетворительно» Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
Перечень тем для докладов и составления презентации к семинару – конференции по теме «Почвенные животные»
1.Анаэробные почвенные бактерии. Значение.
2.Количественный и качественный состав микроорганизмов в зависимости от типа почв.
3.Микрофлора ризосферы. Их особенности и функции.
4.Влияние почвенных микроорганизмов на растения.
5. Роль автотрофных бактерий и их распространение в почвах.
7. Смена микробных ценозов в почве.
8. Автохтонная микрофлора почвы.
9. Эпифитная микрофлора.
10. Микрофлора навоза. Состав и значение.
11. Аэробные спорообразующие бактерии почвы.
12. Групповой состав прикорневой микрофлоры.
13.Почвенные олиготрофные микроорганизмы.
14. Почва – среда обитания микроорганизмов.
15. Влияние обработки почв на почвенную микрофлору.
16. Влияние почвенных микроорганизмов на растения.
17. Роль микроорганизмов в формировании структур почв.
18. Зимогенная микрофлора почвы.
Критерии оценивания. Изложенное понимание темы презентации как целостного авторского текста определяет критерии его оценки; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению, умения анализировать и выделять основные пункты, навыки публичного выступления, умения четко формулировать свои мысли, публично отстаивать свою точку зрения.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие темы презентации из перечня предложенных вариантов; б) соответствие содержание презентации его теме и плану; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять.
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) применение элементов компьютерной технологии в презентации, читаемость текста, восприятие информации, соответствие слайда с текстом докладчика;
Навыки публичного выступления: а) четкое формулирование целей и задач темы, логическое изложение материала, его связность и последовательность; б) уместное применение средств наглядности, рисунков, диаграмм, таблиц, использование видеосюжетов и т.д.в) управление своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления, общий настрой на выступление, оптимальное эмоциональное состояние; благоприятное впечатление о себе, демонстрация дружелюбия, терпимости, содействия, тактичности.
Шкала оценивания. Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите презентации: правильно сделаны ссылки на использованную литературы, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к презентации и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях;
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к составлению презентаций. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании презентации или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема презентации не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или работа обучающегося не представлена согласно указанным требованиям.
Индивидуальные задания для ситуационных задач
Задания к теме «Проблемы и перспективы исследования ферментов и применения их в разных отраслях промышленности».
1.Применение ферментов в сельском хозяйстве для приготовления кормов. Составьте схему действия данного процесса. Ответ обоснуйте.
2.Применение ферментов в промышленности. Моющие средства. Предложите ваш вариант действия данной технологии.
3.Применение ферментов в медицине. Медицинские препараты (пищевые ферменты и тд.) Приведите свои примеры.
Критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
5 баллов
«отлично» Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
4 балла
«хорошо» Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации.
3 балла
«удовлетворительно» Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему
2 и менее балла
«неудовлетворительно» Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
1.Научная деятельность С.Н. Виноградского, М. Бейеринка, С. Ваксмана, В.Л. Омелянского, Н.Г. Холодного, Д.М. Новогрудского, Н.А. Красильникова.
2.Развитие научных взглядов В.В. Докучаева.
3.Исследования С.П. Костычева, Е.Н. Мишустина о сообществах микроорганизмов разных типов почв.
4.Возникновение и развитие разделов ферментативной активности почв. Труды Ф.Х. Хазиева, Д.Г.Звягинцева, Л.Н. Бабьевой и др...
5.Высшие растения как основной источник органического вещества в почве.
6.Пищевая и локомоторная активность почвенных животных в почвообразовательных процессах.
7.Почвенные грибы их роль в процессах деструкции растительных остатков и в почвообразовании.
8.Роль лишайников в процессах первичного почвообразования.
9.Взаимоотношения микроорганизмов с растениями.
10.Взаимоотношения микроорганизмов и почвообитающих животных.
11.Биологические процессы в почвообразованиию
12.Биологическая индикация и диагностика
Критерии оценивания. Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению, умения анализировать и выделять основные пункты.
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований ГОСТ при оформлении работы, списка литературы.
Шкала оценивания. Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: сделан анализ литературы по теме работы, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат обучающимся не представлен
2. Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
3. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
4. Темы рефератов, докладов
5. Комплект тестовых заданий
6. Перечень тем для докладов и составления презентации к семинару – конференции
7. Индивидуальные задания для ситуационных задач
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п