учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 15.004. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ВОДНЫМ БИОРЕСУРСАМ И АКВАКУЛЬТУРЕ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 8 октября 2020 г. N 714н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60840);
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение закономерностей стабилизации популяций в естественных условиях и под воздействием промысла;
освоение методов оценки основных популяционных параметров;- изучение биологических основ рыболовства;
получение навыков построения различных типов промысловых моделей; освоение методов анализа динамики эксплуатируемых популяций
ПКС-1: Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов;
ИД-1ПК-1.1. Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2ПК-1.2. Знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 ПКС-1.3. Умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 ПКС-1.4. Умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 ПКС-1.5 Владеет навыками определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
гидробионтов, методику сбора и проведения первичной обработки ихтиологических материалов, методику подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов:
ИД-2 не знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 не знает методы оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 не знает методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не знает методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ИД-2 знает частично методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 знает частично методы оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 знает частично методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает частично методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ИД-2 знает в целом методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 знает в целом методы оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 знает в целом методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает в целом методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ИД-2 знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 знает методы оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 знает методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ИД-2 не умеет применять методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 не умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 не умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не умеет проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической
ИД-2 умеет частично применять методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 умеет частично производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 умеет частично производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет частично проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической
ИД-2 умеет в целом применять методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 умеет в целом производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 умеет в целом производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет в целом проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической
ИД-2 умеет применять методику оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической
гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов: сбора и первичной обработки ихтиологических материалов, подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов; осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов: прогнозирования последствия антропогенных воздействий на водные экосистемы, участия в разработке рекомендаций по их рациональному использованию, рыбохозяйственном мониторинге, охране водных биоресурсов:
ИД-2 не владеет навыками применения методики оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 не владеет навыками применения методов оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 не владеет навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не владеет навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2 владеет частично навыками применения методики оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 владеет частично навыками применения методов оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 владеет частично навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет частично навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2 владеет в целом навыками применения методики оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 владеет в целом навыками применения методов оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 владеет в целом навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет в целом навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2 владеет навыками применения методики оценки стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 владеет навыками применения методов оценки состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 владеет навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов ;
ИД-1ПК-1.1. Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2ПК-1.2. Знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 ПКС-1.3. Умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 ПКС-1.4. Умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 ПКС-1.5 Владеет навыками определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
гидробионтов, методику сбора и проведения первичной обработки ихтиологических материалов, методику подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов:
ИД-2 не знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 не знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 знает частично правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 знает частично способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 знает в целом правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 знает в целом способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 2 не умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 3 не умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 2 умеет частично осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 3 умеет частично осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 2 умеет в целом осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 3 умеет в целом осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 2 умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД - 3 умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов: сбора и первичной обработки ихтиологических материалов, подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов; осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов: прогнозирования последствия антропогенных воздействий на водные экосистемы, участия в разработке рекомендаций по их рациональному использованию, рыбохозяйственном мониторинге, охране водных биоресурсов:
ИД-2 не владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 не владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 владеет частично навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 владеет частично навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 владеет в целом навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 владеет в целом навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-2 владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3 владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
популяции
промысловых моделей
http://irbis.bgsha.ru/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=639.2%2F%D0%A8%2055-709588
Саускан, В.И. Краткое описание промысловых рыб Мирового океана. Акулы и Скаты : учебное пособие / В.И. Саускан. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 92 с.
https://e.lanbook.com/book/123683
Современные проблемы и перспективы развития аквакультуры : учебник / Е.И. Хрусталев, Т.М. Курапова, О.Е. Гончаренок, К.А. Молчанова. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 416 с.
https://e.lanbook.com/book/97676
Пономарев, С.В. Аквакультура : учебник / С.В. Пономарев, Ю.М. Баканева, Ю.В. Федоровых. — 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 440 с.
https://e.lanbook.com/book/95144
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. В чем сущность теории «разрежения»?
3. В чем сущность теории «неприкосновенного капитала»?
4. В чем сущность теории «саморегуляции» в динамике эксплуатируемых популяций.
5. Дайте классификацию промысловых моделей.
6. Назовите параметры уравнения Рассела, определяющие динамику популяции.
7. Дайте определение параметров и форму уравнения Ф.И.Баранова.
8. Изобразите на графике кривые выживания, населения и улова.
9. Какие факторы определяют форму кривой выживания?
10. Какие факторы определяют форму кривой населения?
11. Изобразите на графике формы кривых населения стабильной и нестабильной популяций.
12. Изобразите на графике формы кривых населения и улова для нестабильной популяции.
13. Назовите условия перехода популяции в стабильное состояния.
14. Перечислите критерии стабильности популяции.
15. Изобразите на графике характер изменения формы кривой населения под воздействием
промысла.
16. Изобразите на графике форму кривой нарастания ихтиомассы.
17. Перечислите статические параметры популяции.
18. Перечислите динамические параметры популяции.
19. Что такое смертность? Какие факторы ее определяют.
20. Напишите уравнение связи действительных и мгновенных коэффициентов смертности.
21. Дайте графическую интерпретацию мгновенного коэффициента общей смертности.
22. Изобразите графически формы зависимости естественной смертности от возрата.
23. Изобразите на графике четыре формы кривых выживания в зависимости от возрастной динамики
смертности.
24. Что такое промысловая смертность?
25. Что такое промысловое усилие?
26. Что такое геометрическая и элементарная интенсивность лова?
27. Дайте графическую интерпретацию зависимости между промысловой смертностью и
коэффициентом эксплуатации.
28. В чем сущность свойства аддитивности коэффициентов смертности.
29. Изобразите на графике связь между действительным коэффициентом естественной смертности и
интенсивностью промысла.
30. Приведите графическую интерпретацию методов оценки общей смертности Ф.И.Баранова (по
предельному возрасту) и Бивертона-Холта (по средней длине).
31. Промысловая смертность, показатели смертности, свойство аддитивности коэффициентов
смертности.
32. Перечислите методы оценки естественной смертности.
33. Перечислите недостатки существующих методов оценки естественной смертности.
34. Что такое «рождаемость»?
35. Что такое «пополнение»?
36. В чем отличие понятий «пополнение» в классической и промысловой ихтиологии.
37. Перечислите типы нерестовых популяций в зависимости от соотношения пополнения и остатка.
38. Что такое «возраст пополнения»? Какими факторами он определяется?
39. Перечислите методы оценки возраста пополнения.
40. Что такое «возраст вступления в эксплуатацию»? Какими факторами он определяется.
41. Перечислите методы оценки возраста вступления в эксплуатацию.
42. В чем различие подходов К.Бэра и Ф.И.Баранова к интерпретации связи «запас – пополнение».
43. В чем сущность и назначение продукционных моделей.
44. Изобразите кривую «запас – пополнение» по Р.Бивертону и С.Холту.
45. Изобразите кривую «запас – пополнение» по У.Рикеру.
46. Какие исходные данные используются для построения продукционных моделей?
48. Изобразите графически линейный, экспоненциальный и параболический индивидуальный рост.
49. Изобразите кривую роста Форда-Уолфорда.
50. Изобразите кривую роста Л.Берталанфи и опишите биологический смысл параметров.
51. Изобразите графически кривые экспоненциально и S-образного роста популяций.
52. Перечислите факторы, обеспечивающие регуляцию роста популяции.
53. Изобразите графически изменение продукции популяции в процессе ее роста.
54. Что такое естественная и промысловая продуктивность популяций?
55. В чем сущность метода Державина.
56. Что такое виртуально-популяционный анализ.
57. Какие исходные данные используются для проведения VPA.
58. Каковы недостатки виртуально-популяционного анализа.
59. В чем сущность когортного анализа?
60. В чем сущность сепарабельного анализ?
61. В чем сущность многовидового VPA.
62. Что такое «настройка» VPA.
63. Дайте графическую интерпретацию структуры промысловой популяции.
64. В чем различие понятий «общий», «промысловый» и «эксплуатируемый запас».
65. Перечислите показатели, используемы для описания промысловых усилий.
66. Что такое селективность промысла? Какие факторы ее определяют?
67. Какие орудия лова относятся к отцеживающим?
68. Какие орудия лова относятся к объячеивающим?
69. Изобразите кривые селективности отцеживающих и объячеивающих орудий лова.
70. Перечислите способы регулирования рыболовства, применяемы в современных Правилах.
71. В чем заключается биологический смысл лимитирования уловов?
72. В чем заключается биологический смысл введения промысловой меры?
73. В чем заключается биологический смысл регламентирования типов используемых орудий лова?
74. В чем заключается биологический смысл введения запретных периодов на промысел?
75. Что такое «промысловые прогнозы»?
76. Дайте классификацию промысловых прогнозов.
78. Назовите способы составления оперативных прогнозов.
79. Назовите способы составления годовых прогнозов.
80. Назовите способы составления перспективных прогнозов.
81. Что такое ОДУ?
82. Что такое ВУ?
83. Перечислите методы оценки ОДУ.
84. Каково соотношение между ОДУ, ВУ, квотой, долей?
1. Сущность теории «размножения»
2. Сущность теории «разрежения»
3. Сущность теории «неприкосновенного капитала»
4. Сущность теории «саморегуляции» в динамике эксплуатируемых популяций.
5. Дайте классификацию промысловых моделей.
6. Параметры уравнения Рассела, определяющие динамику популяции.
7. Параметры и форма уравнения Ф.И.Баранова.
8. Факторы, определяющие форму кривой выживания
9. Факторы, определяющие форму кривой населения
10. Условия перехода популяции в стабильное состояния.
11. Критерии стабильности популяции.
12. Статические параметры популяции.
13. Динамические параметры популяции.
14. Смертность и факторы определяющие ее.
15. Уравнение связи действительных и мгновенных коэффициентов смертности.
16. Что такое промысловая смертность
17. Промысловое усилие
18. Геометрическая и элементарная интенсивность лова
19. Сущность свойства аддитивности коэффициентов смертности.
20. Связь между действительным коэффициентом естественной смертности и интенсивностью промысла.
21. Промысловая смертность, показатели смертности, свойство аддитивности коэффициентов
смертности.
22. Методы оценки естественной смертности.
23. Недостатки существующих методов оценки естественной смертности.
24. Что такое «рождаемость»?
25. Что такое «пополнение»?
26. В чем отличие понятий «пополнение» в классической и промысловой ихтиологии.
27. Типы нерестовых популяций в зависимости от соотношения пополнения и остатка.
29. Методы оценки возраста пополнения.
30. Возраст вступления в эксплуатацию, его определяющие факторы
31. Методы оценки возраста вступления в эксплуатацию.
32. Различие подходов К.Бэра и Ф.И.Баранова к интерпретации связи «запас – пополнение».
33. Сущность и назначение продукционных моделей.
34. Методы оценки численности пополнения.
35. Факторы, обеспечивающие регуляцию роста популяции.
36. Естественная и промысловая продуктивность популяций
37. Сущность метода Державина.
38. Виртуально-популяционный анализ, недостатки виртуально-популяционного анализа.
39. Сущность когортного анализа
40. Структура промысловой популяции.
41. Различие понятий «общий», «промысловый» и «эксплуатируемый запас».
42. Пказатели, используемые для описания промысловых усилий.
43. Селективность промысла? Какие факторы ее определяют
44. Отцеживающие орудия лова
45. Объячеивающие орудия лова
46. Способы регулирования рыболовства, применяемы в современных Правилах.
47. Биологический смысл лимитирования уловов
48. Биологический смысл введения промысловой меры
49. Биологический смысл регламентирования типов используемых орудий лова?
50. Биологический смысл введения запретных периодов на промысел?
51. Промысловые прогнозы. Классификация промысловых прогнозов.
52. Способы составления оперативных прогнозов.
53. Способы составления годовых прогнозов.
54. Способы составления перспективных прогнозов.
55. Методы оценки ОДУ.
56. Соотношение между ОДУ, ВУ, квотой, долей
Перечень тем рефератов
1. Роль ихтиологии в решении проблем рыбного хозяйства, освоении, охране и рациональном
использовании рыбных ресурсов водоемов.
2. Место рыбообразных рыб в системе животного мира.
3. Структура популяций рыб и закономерности их изменений.
4. Эффективность использования рыбами пищи на рост
5. Теория фаунистических комплексов рыб Г.В. Никольского
6. Особенности формирования ихтиофауны водоемов Беларуси
7. Температурный режим водоемов и его значение в жизни рыб
8. Значение миграций в жизни рыб. Типы миграций.
9. Типы рыб по характеру питания
Перечень тем докладов
10.Рыболовство во внутренних водоемах. Рыболовство в водоемах Беларуси.
11.Роль ихтиологии в решении проблем рыбного хозяйства, освоении, охране и рациональном
использовании рыбных ресурсов водоемов.
12.Место рыбообразных рыб в системе животного мира.
13.Структура популяций рыб и закономерности их изменений.
14.Эффективность использования рыбами пищи на рост
15.Теория фаунистических комплексов рыб Г.В. Никольского
16.Особенности формирования ихтиофауны водоемов Беларуси
17.Температурный режим водоемов и его значение в жизни рыб
18.Значение миграций в жизни рыб. Типы миграций.
19.Типы рыб по характеру питания
20.Рыболовство во внутренних водоемах. Рыболовство в водоемах Беларуси.
Перечень тем презентаций
1. Объемы промысла Мирового океана.
2. Объемы промысла внутренних водоемов.
3. Объемы выращивания в искусственных экосистемах.
4. Техника промысла.
5. Семейство Атериновые.
6. Семейство Байкальские широколобки.
7. Семейство Бельдюговые. 8. Семейство Блепсиевые.
9. Семейство Веслоносы.
10. Семейство Волосатые рогатки.
Перечень тем конспектирования
11. Семейство Гамбузиевые.
12. Семейство Голомянковые.
13. Семейство Горбылевые.
14. Семейство Губановые.
16. Семейство Звездочетковые.
17. Семейство Змееголовые.
18. Семейство Зубатковые.
19. Семейство Иглобрюховые.
20. Семейство Калкановые.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п