2024-2025_b350307_o_3_plx_Основы научных исследований
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Технологический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Технологический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Ачитуев В.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции

уч. ст., уч. зв.
Дагбаева Т.Ц.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства

Дисциплины (модуля)
Б1.О.26 Основы научных исследований
 
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Лабораторные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
80
80
Сам. работа
28
28
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.т.н., доцент Доржиева Нина Васильевна _________________
 
 
 
Основы научных исследований
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669);

- ;

 
b350307_o_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.

Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Технологический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Технологический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Дагбаева Т.Ц.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, Заместитель председателя комитета, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, Селицкая Людмила Евгеньевна
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Целью освоения дисциплины (модуля) является дать обучающимся необходимый объем знаний, умений, навыков в научно-исследовательской деятельности

Задачи: изучить историю развития и современного состояния научных исследований; основные принципы постановки опытов; знать методы статистической обработки результатов экспериментов; уметь формулировать выводы и предложений, оформлять научно-исследовательскую работу.

2
Цели: Целью освоения дисциплины (модуля) является дать обучающимся необходимый объем знаний, умений, навыков в научно-исследовательской деятельности

Задачи: изучить историю развития и современного состояния научных исследований; основные принципы постановки опытов; знать методы статистической обработки результатов экспериментов; уметь формулировать выводы и предложений, оформлять научно-исследовательскую работу.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Химия 
1
2 семестр
 
Математика 
2
1 семестр
 
Физика 
3
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Научно-исследовательская работа 
1
8 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;

ИД-1ОПК-5.1 Знает и понимает методы экспериментальных исследований в профессиональной деятельности

ИД-2ОПК-5.1 Умеет применять методы экспериментальных исследований в профессиональной деятельности

ИД-3ОПК-5.1 Владеет навыками проведения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности

 
Знать и понимать  Знает и понимает методы экспериментальных исследований в профессиональной деятельности:
 
ИД-1 не знает и не понимает проведение экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 не знает и не понимает под руководством специалиста более высокой квалификации участвующий в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 не знает и не понимает использования классических и современных методов исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 1 
 
ИД-1  плохо знает и понимает проведение экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 плохо знает и понимает под руководством специалиста более высокой квалификации участие в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 плохо знает и понимает использования классических и современных методов исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 2 
 
ИД-1  знает и понимает проведение экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 знает и понимает под руководством специалиста более высокой квалификации участие в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 знает и понимает использования классических и современных методов исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 3 
 
ИД-1  в полной мере знает и понимает методы проведения экспериментальные исследований в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 в полной мере знает и понимает под руководством специалиста более высокой квалификации участие в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 в полной мере знает и понимает использование классических и современных методов исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Умеет применять методы экспериментальных исследований в профессиональной деятельности:
 
ИД-1 не умеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 не умеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 не умеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 1 
 
ИД-1 плохо умеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 плохо умеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 плохо умеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 2 
 
ИД-1 умеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2  умеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3  умеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере умеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 в полной мере умеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 в полной мере умеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Владеет навыками проведения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности:
 
ИД-1 не владеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 не владеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 не владеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 1 
 
ИД-1 плохо владеет проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 плохо владеет под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 плохо владеет использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 2 
 
ИД-1 владеет навыками проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 владеет навыками под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 владеет навыками использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере владеет навыками проводить экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции

ИД-2 в полной мере владеет навыками под руководством специалиста более высокой квалификации участвовать в проведении экспериментальных исследований в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

ИД-3 в полной мере владеет навыками использовать классические и современные методы исследования в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Устный, письменный опрос, тестирование, зачет
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. История развития науки РФ. Общенаучные методы исследований. Планирование научного исследования
 
1.1
Организация науки в РФ. Наука, ее цель и главные функции. Общая классификация научных исследований.
33
2
ОПК-5
Лек
 
1.2
Понятие метода. Общенаучные методы исследования.
33
4
ОПК-5
Лек
 
1.3
Методика планирования научно-исследовательской работы. Основные этапы. Последовательность выполнения.
33
4
ОПК-5
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Выбор темы и разработка методики научных исследований
33
4
ОПК-5
2
Опрос

Проверка задания

Пр
 
1.5
Изучение этапов планирования эксперимента
33
2
ОПК-5
Опрос

Проверка задания

Кейс-задачи

Работа в малых группах

Лаб
 
1.6
Планирование экспериментальных исследований
33
4
ОПК-5
2
Опрос

Проверка задания

Пр
 
1.7
Изучение методов сбора количественной информации (литературный и патентный обзор)
33
8
ОПК-5
Опрос

Проверка задания

Тестирование

Лаб
 
1.8
Организация науки в РФ. Наука, ее цель и главные функции. Общая классификация научных исследований.
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
1.9
Понятие метода. Общенаучные методы исследования.
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
1.10
Методика планирования научно-исследовательской работы. Основные этапы. Последовательность выполнения.
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
Раздел 2. Постановка опытов. Обработка опытной информации. Подготовка и оформление научного текста.
 
2.1
Классификация экспериментов
33
6
ОПК-5
Лек
 
2.2
Измерения в экспериментальных исследованиях
33
6
ОПК-5
Лек
 
2.3
Обработка и оформление результатов научной работы
33
6
ОПК-5
Лек
 
2.4
Выполнение и оформление дипломной работы.
33
4
ОПК-5
Лек
 
2.5
Стандартная обработка опытной информации
33
4
ОПК-5
2
Опрос

Проверка задания

Пр
 
2.6
Правила работы в лаборатории, отбор проб, изучение методов определения массовой доли влаги в пищевых продуктах
33
2
ОПК-5
Опрос

Проверка задания

Лаб
 
2.7
Обработка результатов многофакторного анализа
33
6
ОПК-5
2
Опрос Проверка задания

Проверка конспекта

Пр
 
2.8
Изучение методов определения белка в пищевых продуктах
33
2
ОПК-5
Опрос Проверка задания

Проверка конспекта

Лаб
 
2.9
Разработка отчета о результатах НИР.   Оформление составных частей научного текста
33
4
ОПК-5
2
Опрос Проверка задания. Проверка конспекта. Работа в малых группах
Пр
 
2.10
Изучение методов определения массовой доли жира в пищевых продуктах
33
2
ОПК-5
Опрос Проверка задания Проверка конспекта

Лаб
 
2.11
Структура курсовой, дипломной работы.  Библиографическое оформление научной работы.
33
6
ОПК-5
2
Опрос Проверка задания

Проверка конспекта

Пр
 
2.12
Дисперсионный анализ опытных данных

Корреляционный анализ

33
4
ОПК-5
Опрос Проверка задания

Проверка конспекта

Пр
 
2.13
Классификация экспериментов
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
2.14
Измерения в экспериментальных исследованиях
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
2.15
Обработка и оформление результатов научной работы
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
2.16
Выполнение и оформление дипломной работы.
33
4
ОПК-5
Работа с литературой и интернет ресурсами
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Свиридов Л.Т., Третьяков А.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебник. - Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 362 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=12026 
Л1.1
 
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 257 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=437453 
Л1.2
 
Космин В.В., Космин А.В. Основы научных исследований (Общий курс) [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2024. - 298 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=456048 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М., Камоза Т.Л. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. - 168 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=328529 
Л2.1
 
Герасимов Б.И., Дробышева В. В., Злобина Н.В., Нижегородов Е. В., Терехова Г.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2023. - 271 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=422183 
Л2.2
 
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебное пособие для бакалавров : Учебное пособие. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - 208 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431702 
Л2.3
 
Царегородцева Е.В., Тощев В.К. Основы научных исследований в животноводстве:Методические указания. - Йошкар-Ола, 1999. - 55
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Кошурников А.Ф. Основы научных исследований:учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по тнаправлению "Агроинженерия". - Пермь: ИПЦ "Прокростъ", 2014. - 317
Л3.1
 
Сагдеев Д. И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента [Электронный ресурс]:. - Казань: КНИТУ, 2016. - 324 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/101880 
Л3.2
 
Основы научных исследований [Электронный ресурс]:учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы аспирантов по направлению подготовки 35.06.01 сельское хозяйство. - Персиановский: Донской ГАУ, 2018. - 184 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/133424 
Л3.3
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
120
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (120)
22 посадочных мест, рабочее место преподавателя  оснащенные учебной мебелью, интерактивный комплекс с рельсовой системой Lumien, стенды.

1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
123
Лекторий для агроэкологических объединений Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа,
56 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (123)
 
125а
Учебная лаборатория по биохимии сельскохозяйственной продукции Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (125 а)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя  оснащенные учебной мебелью, интерактивный комплекс с рельсовой системой  Lumien,  стенды, шкаф вытяжной общего назначения ПР.ШВ.123.215.К12, шкаф вытяжной общего назначения ПР.ШВ.123.215.К12, мойка полипропилен, вентилятор осевой, фотоколориметр КФК-3КМ, весы аналитические DA-124С, штатив лабораторный ПЭ-2710 для бюреток, мешалка магнитная Elmi MS-01, спектофотометр Юнико 1201
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
127
Специализированная аудитория по стандартизации, метрологии и подтверждению соответствия Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (127)
24 посадочных места, рабочее место преподавателя  оснащенные учебной мебелью, Интерактивный комплекс, Рельсовая система  Lumien,  23.8"  Монитор ARDOR GAMING PORTAL AF24H1 белый, ПЭВМ BasicRay B102 G3R PC-96007. 450W/ H610/ Core i5-12400 / DDR5 16GB / SSD 256GB / без OS, Клавиатура+мышь проводная А4Tech Fstyler F1512 белый
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
145
Специализированная аудитория по оценке качества с.-х. сырья и продукции переработки Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (145)
18 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, Интерактивный комплекс, стенды, pH-тестер для сыра, анализатор молока Клевер -2, анализатор жидкости ультразвуковой Уликор, прибор для определения объема хлеба, прибора для определения пористости хлеба «УОП-1», аналог прибора Чижовой (с аттестацией), рН-метр карманный (с поверкой)
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Основы научных исследований» для обучающихся технологического факультета направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» очной и заочной форм обучения / М-во сел. Хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Технологии производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции ; сост.: Г. Г. Болотов, Т. Ц. Дагбаева. – Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. – 28 с.

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Доржиева Нина Васильевна
доцент
к.т.н., 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету

1. Понятие «наука» и классификация наук. Многозначность понятия «наука».

2. Научное исследование как форма существования и развития науки.

3. Наука и философия. Основные концепции современной науки.

4. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная).

5. Управление наукой и ее организационная структура.

6. Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки.

7. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

8. Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ.

9. Научная деятельность в высшем учебном заведении.

10. Научно-исследовательская работа студентов.

11. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ.

12. Ученые степени (кандидат наук, доктор наук) и ученые звания (доцент, профессор).

13. Научное исследование: его сущность и особенности. Классификация научных исследований.

14. Методология научного исследования. Методология и научное познание.

15. Метод и теория научного исследования. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.

16. Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные).

17. Методы междисциплинарного исследования.

18. Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
19. Классификация систем исследований (статические, динамические, детерминистические, стохастические).

20. Понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании.

21. Этапы процесса моделирования.

22. Классификация моделей и формы моделирования.

23. Значение математических моделей в научных исследованиях, их основные типы в экономических и юридических науках.

24. Планирование научной работы в научно-исследовательских организациях, вузах.

25. Основные этапы научного исследования.

26. Объект и предмет исследования.

27. Информационное обеспечение научной работы.

28. Методы обработки и хранения информации. Традиционные и современные носители информации.

29. Основные источники научной информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий.

30. Систематизация и анализ научной и учебной информации.

31. Методика чтения научной литературы. Виды чтения специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее).

32. Формы регистрации научной информации.

33. Функциональные стили современного русского литературного языка (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный).

34. Языковые (лексические, грамматические, стилистические) особенности научного стиля.

35. Приемы изложения научного материала и его редактирования.

36. Требования к техническому оформлению научной работы.

37. Виды научно-исследовательских работ.

38. Реферат как научное произведение, его назначение и структура.

39. Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.

40. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.

41. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.

42. Этика научно-исследовательской работы.

43. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы. Рубрикация учебно-научной работы.

44. Курсовая работа с исследовательскими целями, основные требования к ней.

45. Дипломная работа с исследовательскими целями, основные требования к ней.

46. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ с исследовательскими целями.

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Предмет, задачи, цели курса «Основы научных исследований».

2. Понятие и признаки науки.

3. Дайте определение понятий «научная деятельность» и «научная работа».

4. Фундаментальные и прикладные научные исследования.

5. Научная работа: понятие, виды, общая характеристика.

6. Система образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Украине.

7. Система научных степеней в РФ. Условия их присуждения.

8. Система ученых званий в РФ. Условия их присвоения.

9. Приведите примеры научного и ненаучного знания.

10. Понятие курсовой работы и порядок ее выполнения.

11. Какова структура курсовой работы (назовите ее обязательные элементы).

12. Дайте определение понятиям «проблема» и «тема».

13. Соотношение объекта и предмета исследования.

14. Цель и задачи исследования.

15. Научная информация: понятие и виды.

16. Основные характеристики темы научного исследования.

17. Новизна как характеристика темы научного исследования.

18. Основные источники научной информации.

19. Порядок работы с научной литературой.

20. Виды реферирования научной литературы.

21. Подготовка аннотаций и тезисов.

22. Планирование научно-исследовательской работы.

23. Цитирование в научной работе.

24. Систематизация научной информации.

25. ВАК и ее роль в аттестации и переаттестации научных кадров.

26. Издания ВАК и их значение.

27. Научные журналы в области технологии молочного и мясного животноводства, технологии мясной и молочной промышленности.

28. Монография как один из основных источников научной информации.

29. Понятие диссертации, ее основные характеристики. Автореферат диссертации.

30. Понятие методологии, методики, метода.

31. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

32. Методы эмпирических исследований.

33. Методы теоретических исследований.

 
34. Методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.

35. Особенности применения метода сравнительного анализа.

36. Контент-анализ как метод научных исследований.

37. Эксперимент: понятие и виды.

38. Опрос: понятие и виды.

39. Идеализация, как метод научных исследований.

40. Дедукция и индукция, как методы научных исследований.

41. Обобщение результатов исследования, формирование собственной научной позиции.

42. Правила оформления титульного листа, курсового задания, календарного плана.

43. Оформление реферата и аннотации как обязательных структурных элементов курсовой работы.

44. Содержание введения и заключения курсовой работы.

45. Основная часть научной работы.

46. Требования ГОСТа при оформлении научно-справочного аппарата (правила библиографического описания учебника, монографии, статьи в научном журнале).

47. Список использованных источников: порядок составления.

48. Оформление ссылок в курсовой работе.

49. Оформление приложений.

50. Общие правила оформления курсовой работы (нумерация страниц, шрифт, интервал, отступы, оформление заголовков и т.д.)

51. Способы внедрения результатов исследования.

52. Защита курсовой работы.

53. Требования к тексту выступления.

54. Выбор дискуссионных вопросов и подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории.

55. Основные цели и принципы деятельности научных учреждений.

Тестовые задания:

1. Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и

систематизацию ____ знаний о действительности:

А) Исследовательских.

B) Теоретических.

C) Объективных.

D) Диалектических.

2. В каком веке возникла современная наука:

А) в XIV веке.

B) в XV веке.

C) в XVI веке.

D) в XVII веке.

3. Самая престижная и знаменитая научная премия:

А) Премия Карла Фридриха Гаусса.

B) Нобелевская премия.

C) Премия Декарта.

D) Премия и медаль Филдса.

4. Какие два подхода существуют в классификации наук Ф. Энгельса:

А) Экономический.

B) Исторический.

C) Логический.

D) Психологический.

5. На чем сосредоточена философия науки:

А) На получении достоверных ответов опытным путѐм.

B) На непрерывности процесса накопления научного знания.

C) На выявлении роли и значимости науки.

D) На исследовании при использовании научного метода.

6. Познавательная функция науки это:

А) Расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке.

B) Создание новых технологий обучения.

C) Развитие новых технологий в производительных силах общества.

D) Систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке.

7. Что является идеалом науки, по мнению большинства учѐных:

А) Решение задач.

B) Закон.

C) Точка зрения.

D) Истина.

8. Что играет важную роль в популяризации науки:

А) Научные факты.

B) Научное сообщество.

C) Научная литература.

D) Научная фантастика.

9. Общественные и гуманитарные науки это:

 
А) История.

D) Политология.

C) Физика.

D) Математика.

10. Для учѐных важная этическая проблема связана с:

А) Использованием научных открытий в образовании.

B) Использованием научных достижений в бизнесе.84

C) Использованием научных достижений в антигуманных целях.

D) Использованием научных открытий в медицине.

11. Верны ли суждения о современной науке:

1) Современное общество требует от науки развитие технических идей.

2) Современная наука развивается только в связи с развитием техники.

А) Верно только А.

B) Верно только Б.

C) Верно А и Б.

D) Неверны оба суждения.

12. Три основные концепции науки:

А) Наука как организация.

B) Наука как знание.

C) Наука как деятельность.

D) Наука как социальный институт.

13. Главная цель мировоззренческой функции:

А) Объяснение самых различных явлений и процессов.

B) Разработка научного мировоззрения и научной картины мира.

C) Производство нового научного знания.

D) Внедрение научных методов в управление культурными процессами.

14. Какая функция науки занимает исключительно важное место в сфере

духовного производства:

A) Культурная.

B) Производственная.

C) Познавательная.

D) Мировоззренческая.

15. Через что непосредственно наука воздействует на человека:

А) Через взаимоотношение людей.

B) Через современное общество.

C) Через управление культурными процессами.

D) Через образование.

16. В чем главная проблема новых изобретений в современном обществе:

А) Чтобы они не имели ложной информации.

B) Чтобы они использовались в крайних случаях.

C) Чтобы они не были обращены против человека.

D) Чтобы они не могли управляться без действия человека.

17. Что не может дать наука:

А) Правильное объяснение происхождению и развитию явлений.

B) Раскрывание существенных связей между явлениями.

C) Вооружение человека знанием объективных законов реального мира.

D) Объяснение метафизических сущностей.

18. Выберите две особенности современной науки:

А) Коллективные формы деятельности.

B) Разработка средств и методов исследования.

C) Методы, основанные на новых технологиях.

D) Производство и распространение научного знания

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:

1. Условия организации научно-исследовательской работы в Российской Федерации и

в Республике Казахстан.

2. Условия организации научно-исследовательской работы за рубежом (взять

отдельную страну).

3. Анализ современного управления в сфере науки в Российской Федерации.

4.Анализ управления в сфере науки за рубежом (на примере отдельной страны).

5. Структура высшего образования за рубежом (отдельная страна).

6. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России как система

послевузовского образования.

7. Роль и значение высшего образования в современной России.

8. Виды высших учебных заведений в Российской Федерации и их научный

потенциал.

9. Роль государства в подготовке квалифицированных кадров.

 
10. Проблемы получения высшего образования в Р.Ф.

11. Конкуренция на рынке образовательных услуг.

12. Институциальная автономия и проблема управления в высшем образовании.

13. Понятие науки и классификация наук.

14. Научное исследование. Этапы научно-исследовательской работы.

15. Понятие метода и методологии научного исследования.

16. Этапы научно-исследовательской работы.

17. Сбор научной информации как основа научной студенческой работы.

18. Написание и оформление научных работ студентов.

 
Устный, письменный опрос, тестирование, зачет
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
 
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5

 
орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства,
 
частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6