учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучить основные понятия и термины, применяемые в лесном хозяйстве;
- изучить новейшие способы теоретической и экспериментальной работы в области лесоведения, лесоводства и тактических приемах и мероприятиях в тушении лесных пожаров;
- сформировать системный и интегрированный подход к решению проблем с проводимой политикой в области лесопользования.
ПКС-2: способностью понимать современные проблемы научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
ПКС-4: способностью изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
перспективы их применения
пожаров
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Современные аспекты лесоведения, лесоводства и лесной пирологии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Системность природных объектов и системный анализ в лесоведении (ПКС-2, ПКС -4)
2. Понятие леса. Структура и свойства лесных сообществ (ПКС-4)
3. Биосферные функции леса и его социальное значение (ПКС-2; ПКС-4)
4. География леса. Природная зональность лесной растительности (ПКС-2; ПКС-4)
5. Лес как элемент географического ландшафта (ПКС-2; ПКС-4).
6. Экология леса (ПКС-2; ПКС-4)
7. Классификация лесов (ПКС-2; ПКС-4).
8. Лесная типология. Задачи и методология лесной типологии, её развитие (ПКС-2, ПКС -4).
9. Причины деградации лесов. Лесные ресурсы России (ПКС-2; ПКС-4).
10. Структура лесных экосистем (ПКС-2; ПКС-4).
11. Смена пород. Виды и причины смены пород. Продуктивность, устойчивость (ПКС-2).
12. Прогнозирование динамики лесов. Конкуренция (ПКС-2; ПКС-4).
13. Эталонные леса. Биоразнообразие. (ПКС-2; ПКС-4)
14. Способы повышения углерододепонирующей роли лесов (ПКС-2; ПКС-4).
15. Экологизация лесной науки (ПКС-2; ПКС-4)
16. Математизация лесной науки (ПКС-2; ПКС-4).
17. Компьютеризация лесной науки (ПКС-2; ПКС-4).
18. ГИС технологии. Методы анализа данных (ПКС-2; ПКС-4)
19. Рациональные технологии сплошных рубок (ПКС-2; ПКС-4).
20. Современные выборочные рубки и перспективы их применения (ПКС-2; ПКС-4).
21. Современные практики постепенных рубок в России и зарубежных странах (ПКС-2; ПКС-4).
22. Современные практики очистки лесосек в России и зарубежных странах (ПКС – 2, ПКС - 4).
24. Основные направления современных исследований в лесоводстве (ПКС-2)
25. Лесопожарная проблематика (ПКС-2; ПКС-4).
26. Экологическая роль лесных пожаров (ПКС-2; ПКС-4)
27. Научные исследования в пирологии (ПКС-2; ПКС-4)
28. Технические средства пожаротушения (ПКС-2; ПКС-4)
29. Приборы для оценки степени пожарной опасности (ПКС-2; ПКС-4).
30. Современные технологии мониторинга, прогнозирования и тушения лесных пожаров. (ПКС – 2, ПКС - 4).
Комплект тестовых заданий
1 Вариант
1. Укажите возможные отрицательные (негативные) экологические и социальные последствия, которые следует учитывать при плантационном лесоводстве: а) возможное иссушение почв; б) использование пестицидов для защиты созданных плантаций; в) снижение оборота рубки до 5–15 лет; г) применение минеральных удобрений; д) использование генетически модифицированных видов древесных пород; е) увеличение объема сырья для целлюлозно-бумажной промышленности; ж) снижение биологического разнообразия, вытеснение местных видов.
2. Биологическая продуктивность это - а) способность организмов вырабатывать органическое вещество; б) скорость выработки органического вещества в единицах массы, площади и времени; в) количество органического вещества на площадь.
3. Что в лесных экосистемах называют популяцией? а) совокупность живых организмов, б) совокупность организмов одного возраста, в) совокупность организмов одного вида, г) совокупность организмов одного вида, обитающих на определенной площади, д) совокупность организмов одного вида разного возраста, обитающих на определенной площади.
4. Из предложенного перечня лесных организмов выберите продуценты, консументы и редуценты. Медведь, лось, ель европейская, жимолость лесная, белка, большой еловый усач, мышь, крот, заяц, бобр, норка, дятел, рысь, дождевой червь, глухарь, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, кладония оленья, опенок осенний, жук-навозник, плаун годичный, сфагнум болотный, трутовик настоящий, черника обыкновенная, мухомор пантерный, вампир обыкновенный, подберезовик, губка еловая, короед-типограф, беркут, цетрария исландская, дуб черешчатый.
5. Какие из перечисленных ниже видов хвойных лесов являются эдификаторами или ключевыми видами: ель европейская, сосна обыкновенная, ива козья, сосна сибирская, кедр, кислица, зеленые мхи; кедровка, заяц-беляк, росомаха, лось, волк, куница?
6. Среди перечисленных укажите примеры микро: и мезонарушений лесных экосистем: а) создание животными системы троп; б) образование ветровально-почвенных комплексов; в) прохождение по территории крупного лесного пожара; г) порои почвы кротами и другими роющими животными; д) массовый ветровал деревьев, вызванный ураганом; е) промышленная рубка леса.
7. Какие из нижеперечисленных признаков характерны для ненарушенных лесных экосистем: а) упрощенный видовой состав; б) значительное количество окон в лесном пологе; в) отсутствие или незначительное количество очень старых и крупных деревьев; г) наличие «экотонов» (переходных территорий между участками разной растительности); д) большой запас мертвой древесины в виде сухостоя и валежника?
8. Среди перечисленных найдите средообразующие функции леса: а) поддержание параметров атмосферы и глобального климата; б) выращивание лекарственных растений; в) формирование почв и защита их от эрозии; г) создание топлива для производства тепловой энергии; д) обеспечение качества поверхностных вод; е) влияние на культуру, быт и религию местного населения.
9. Планы противопожарного устройства территории содержат: а) перечень лесных участков, закрытых для посещения и проведения работ; б) виды противопожарных мероприятий и объемы выполненных работ по каждому лесхозу; в) пункты оповещения и телефоны о возникновении пожаров в лесу и штрафные санкции за нарушение правил пожарной безопасности.
10. На способность лесных материалов к загоранию оказывает влияние: а) глубина снежного покрова зимой; б) продолжительность бездождевого периода; в) высота над уровнем моря.
11. Горимость лесов – это: а) площадь лесов, пройденная пожаром за сезон, выраженная в % от площади лесов обследуемого объекта; б) соотношение площадей, пройденных низовым пожаром к площади верховых и подземных; в) скорость прогорания 1 га леса (мин., час).
12. По многолетним данным около 65 % выгоревшей площади в Бурятии приходится на а) хвойные молодняки и культуры; б) луга, вырубки, редины, гари; в) березняки, травяные типы ельников, перестойные лиственничники.
13. Предупредительные меры по охране лесов должны проводиться а) на основе сложившейся на данный момент пожароопасной ситуации; б) на основе планов противопожарного устройства лесов (лесоустроительных или специальных; в) исходя из структуры лесов и лесохозяйственных мероприятий, проводимых в последние 2 года.
14. Ширина минерализованной полосы от плуга ПКЛ-70 а) 2,3 м; б) 1.; м; в) 3,2 м; а бульдозер захватывает полосу а) до 1,7 м; б) 2,8 м; в) до 3,6 м.
15. Ширина противопожарного барьера (лиственная опушка вместе с противопожарным разрывом) составляет: а) 120-150 м; б) 95-110 м; в) 160-180 м.
16. Авиапатрулирование проводится на территориях а) 500 млн. га лесов; б) более 700 млн. га; в) не менее 850 млн. га.
17. Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводят по следующим направлениям: а) сбор сведений от местных жителей, туристов и т.д.; б) гражданская оборона и региональное отделение МЧС; в) патрулирование лесов (наземное и авиационное), наблюдение с пожарных вышек, анализ космических снимков.
18. Огонь верхового пожара хорошо виден с высоты а) 150 м; б) 400 м; в) 600 м.
19. Лесоустройство лесных предприятий состоит из следующих видов работ… а) подготовительных и полевых; б) подготовительных, полевых и камеральных; в) полевых и камеральных; г) подготовительных, полевых, камеральных и
20. Лесоводственно - техническая форма хозяйства, при которой предусматривается получение преимущественно крупной и средней деловой древесины называется…
а) мелкотоварной; б) среднетоварной; в) крупнотоварной; г) смешанной.
21. Способность деревьев или древостоев обеспечивать естественное лесовозобновление занимаемых ими площадей называют…а) урожайной спелостью; б) возобновительной спелостью; в) естественной спелостью; г) защитной спелостью.
22. Возрастные группы древостоев (молодняки, средневозрастные и т. д.) выделяются в зависимости от…а) группы лесов; б) производственной необходимости; в) возраста рубки древостоев и биологических особенностей древесных пород; г) формы хозяйства.
23. Перекрытие двух соседних снимков одного маршрута называют…а) поперечным; б) продольным; в) средним; г) оптимальным.
24. Распознавание на аэрофотоснимках границ выделов, дорог, просек и других элементов внутренней ситуации – это…а) таксационное дешифрирование; б) трансформирование снимков; в) контурное дешифрирование; г) специальное дешифрирование.
25. Площадь аэрофотоснимков, ограниченная линиями, проведёнными через середины продольных и поперечных перекрытий, называется…а) неиспользуемой; б) эксплуатационной; в) рабочей; г) периферийной.
26. Запас эксплуатационного фонда – это сумма запасов…а) спелых древостоев; б) спелых и перестойных древостоев; в) перестойных древостоев; г) приспевающих, спелых и перестойных древостоев.
27. Основными задачами подготовительных работ при лесоустройстве являются… а) восстановление границ предприятия; б) съёмка границ лесничества; в) изучение организационной структуры и состояния лесного фонда предприятия; г) подбор и проверка лесотаксационных нормативов.
28. Масштаб аэрофотоснимков при инвентаризации лесного фонда зависит от… а) площади лесного предприятия; б) характера местности; в) разряда лесоустройства; г) состава насаждений.
29. Режим ведения лесного хозяйства, при котором наиболее эффективно обеспечивается достижение поставленных целей, называется…а) лесокультурное производство; б) лесоводственно-техническая форма хозяйства; в) оборот рубки; г) оборот хозяйства.
30. Состояние дерева или древостоя, при котором они отмирают, усыхают, называется…а) возобновительной спелостью; б) естественной спелостью; в) технической спелостью; г) урожайной спелостью.
2 Вариант
1. На способность лесных материалов к загоранию оказывает влияние: а) глубина снежного покрова зимой; б) продолжительность бездождевого периода; в) высота над уровнем моря.
2. Горимость лесов – это: а) площадь лесов, пройденная пожаром за сезон, выраженная в % от площади лесов обследуемого объекта; б) соотношение площадей, пройденных низовым пожаром к площади верховых и подземных; в) скорость прогорания 1 га леса (мин., час).
3. По многолетним данным около 65 % выгоревшей площади в Бурятии приходится на а) хвойные молодняки и культуры; б) луга, вырубки, редины, гари; в) березняки, травяные типы ельников, перестойные лиственничники.
4. Предупредительные меры по охране лесов должны проводиться а) на основе сложившейся на данный момент пожароопасной ситуации; б) на основе планов противопожарного устройства лесов (лесоустроительных или специальных; в) исходя из структуры лесов и лесохозяйственных мероприятий, проводимых в последние 2 года.
5. Ширина минерализованной полосы от плуга ПКЛ-70 а) 2,3 м; б) 1.; м; в) 3,2 м; а бульдозер захватывает полосу а) до 1,7 м; б) 2,8 м; в) до 3,6 м.
6. Ширина противопожарного барьера (лиственная опушка вместе с противопожарным разрывом) составляет: а) 120-150 м; б) 95-110 м; в) 160-180 м.
7. Авиапатрулирование проводится на территориях а) 500 млн. га лесов; б) более 700 млн. га; в) не менее 850 млн. га.
8. Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводят по следующим направлениям: а) сбор сведений от местных жителей, туристов и т.д.; б) гражданская оборона и региональное отделение МЧС; в) патрулирование лесов (наземное и авиационное), наблюдение с пожарных вышек, анализ космических снимков.
9. Огонь верхового пожара хорошо виден с высоты а) 150 м; б) 400 м; в) 600 м.
10. Лесоустройство лесных предприятий состоит из следующих видов работ…а) подготовительных и полевых; б) подготовительных, полевых и камеральных; в) полевых и камеральных; г) подготовительных, полевых, камеральных и дополнительных.
11. Лесоводственно - техническая форма хозяйства, при которой предусматривается получение преимущественно крупной и средней деловой древесины называется…а) мелкотоварной; б) среднетоварной; в) крупнотоварной; г) смешанной.
12. Способность деревьев или древостоев обеспечивать естественное лесовозобновление занимаемых ими площадей называют…а) урожайной спелостью; б) возобновительной спелостью; в) естественной спелостью; г) защитной спелостью.
13. Возрастные группы древостоев (молодняки, средневозрастные и т. д.) выделяются в зависимости от…а) группы лесов; б) производственной необходимости; в) возраста рубки древостоев и биологических особенностей древесных пород; г) формы хозяйства.
14. Перекрытие двух соседних снимков одного маршрута называют…а) поперечным; б) продольным; в) средним; г) оптимальным.
15. Распознавание на аэрофотоснимках границ выделов, дорог, просек и других элементов внутренней ситуации – это…а) таксационное дешифрирование; б) трансформирование снимков; в) контурное дешифрирование; г) специальное дешифрирование.
16. Площадь аэрофотоснимков, ограниченная линиями, проведёнными через середины продольных и поперечных
17. Запас эксплуатационного фонда – это сумма запасов…а) спелых древостоев; б) спелых и перестойных древостоев; в) перестойных древостоев; г) приспевающих, спелых и перестойных древостоев.
18. Основными задачами подготовительных работ при лесоустройстве являются… а) восстановление границ предприятия; б) съёмка границ лесничества; в) изучение организационной структуры и состояния лесного фонда предприятия; г) подбор и проверка лесотаксационных нормативов.
19. Масштаб аэрофотоснимков при инвентаризации лесного фонда зависит от… а) площади лесного предприятия; б) характера местности; в) разряда лесоустройства; г) состава насаждений.
20. Режим ведения лесного хозяйства, при котором наиболее эффективно обеспечивается достижение поставленных целей, называется…а) лесокультурное производство; б) лесоводственно-техническая форма хозяйства; в) оборот рубки; г) оборот хозяйства.
21. Состояние дерева или древостоя, при котором они отмирают, усыхают, называется…а) возобновительной спелостью; б) естественной спелостью; в) технической спелостью; г) урожайной спелостью.
22. Укажите возможные отрицательные (негативные) экологические и социальные последствия, которые следует учитывать при плантационном лесоводстве: а) возможное иссушение почв; б) использование пестицидов для защиты созданных плантаций; в) снижение оборота рубки до 5–15 лет; г) применение минеральных удобрений; д) использование генетически модифицированных видов древесных пород; е) увеличение объема сырья для целлюлозно-бумажной промышленности; ж) снижение биологического разнообразия, вытеснение местных видов.
23. Биологическая продуктивность это - а) способность организмов вырабатывать органическое вещество; б) скорость выработки органического вещества в единицах массы, площади и времени; в) количество органического вещества на площадь.
24. Что в лесных экосистемах называют популяцией? а) совокупность живых организмов, б) совокупность организмов одного возраста, в) совокупность организмов одного вида, г) совокупность организмов одного вида, обитающих на определенной площади, д) совокупность организмов одного вида разного возраста, обитающих на определенной площади.
25. Из предложенного перечня лесных организмов выберите продуценты, консументы и редуценты. Медведь, лось, ель европейская, жимолость лесная, белка, большой еловый усач, мышь, крот, заяц, бобр, норка, дятел, рысь, дождевой червь, глухарь, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, кладония оленья, опенок осенний, жук-навозник, плаун годичный, сфагнум болотный, трутовик настоящий, черника обыкновенная, мухомор пантерный, вампир обыкновенный, подберезовик, губка еловая, короед-типограф, беркут, цетрария исландская, дуб черешчатый.
26. Какие из перечисленных ниже видов хвойных лесов являются эдификаторами или ключевыми видами: ель европейская, сосна обыкновенная, ива козья, сосна сибирская, кедр, кислица, зеленые мхи; кедровка, заяц-беляк, росомаха, лось, волк, куница?
27. Среди перечисленных укажите примеры микро: и мезонарушений лесных экосистем: а) создание животными системы троп; б) образование ветровально-почвенных комплексов; в) прохождение по территории крупного лесного пожара; г) порои почвы кротами и другими роющими животными; д) массовый ветровал деревьев, вызванный ураганом; е) промышленная рубка леса.
28. Какие из нижеперечисленных признаков характерны для ненарушенных лесных экосистем: а) упрощенный видовой состав; б) значительное количество окон в лесном пологе; в) отсутствие или незначительное количество очень старых и крупных деревьев; г) наличие «экотонов» (переходных территорий между участками разной растительности); д) большой запас мертвой древесины в виде сухостоя и валежника?
29. Среди перечисленных найдите средообразующие функции леса: а) поддержание параметров атмосферы и глобального климата; б) выращивание лекарственных растений; в) формирование почв и защита их от эрозии; г) создание топлива для производства тепловой энергии; д) обеспечение качества поверхностных вод; е) влияние на культуру, быт и религию местного населения.
30. Планы противопожарного устройства территории содержат: а) перечень лесных участков, закрытых для посещения и проведения работ; б) виды противопожарных мероприятий и объемы выполненных работ по каждому лесхозу; в) пункты оповещения и телефоны о возникновении пожаров в лесу и штрафные санкции за нарушение правил пожарной безопасности.
Кейс-задача
Правила пожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение на примере конкретного лесничества
Задания
1. Определить основные требования Правил пожарной безопасности, основные нормативные акты.
2. Выяснить ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах нарушение на примере конкретного лесничества.
3. Ознакомиться с составлением протокола о лесном пожаре и нарушении Правил пожарной безопасности.
Цель работы: ознакомить обучающихся с Правилами противопожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение на примере конкретного лесничества.
Технология работы
Определить основные требования Правил пожарной безопасности, основные нормативные акты. Выяснить ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах на конкретном примере. Ознакомиться с составлением протокола о лесном пожаре и нарушении Правил пожарной безопасности в конкретном лесничестве.
Задачи работы
1. Знакомство с Правилами пожарной безопасности в лесах России.
3. Знакомство с составлением протокола о нарушении Правил пожарной безопасности и наложении штрафов.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о содержании Правил пожарной безопасности.
2. Расскажите о порядке составлении протокола о нарушении Правил пожарной безопасности.
3. Расскажите о контроле за выполнением Правил пожарной безопасности.
4. Расскажите о наложении штрафов за нарушения Правил пожарной безопасности в вашем лесничестве.
1. Понятие о лесе, его признаки и свойства. Лесообразовательный процесс: понятие, факторы, его обуславливающие, и основные направления.
2. Многофункциональное значение леса: экологическое, социально- гигиеническое, сырьевое; основные направления повышения продуктивности лесов.
3. Дифференциация лесов Земли и отдельных регионов: понятие, основной фактор, обусловливающий дифференциацию, типы лесной растительности широтные и долготные лесорастительные таксоны и их краткая характеристика.
4. Горные леса: понятие, специфика их природы, вертикальная поясность и ее причины, экологические функции.
5. Деградация лесов: понятие, пути, причины, масштаб последствия для Земли; направления технической политики лесного хозяйства РФ по предотвращению процесса.
6. Районирование лесов: понятие, теоретические аспекты, существующие частные виды, необходимые комплексные виды для ведения лесного хозяйства и их районообразующие факторы.
7. Экология леса: понятие об экологии, ее виды, группы экологических факторов; биоэкос - понятие, его роль в формировании высокопродуктивных лесов.
8. Экологические законы: перечень, их суть для теоретического обоснования формирования и выращивания лесов.
9. Горизонтальная структура лесов, компоненты лесного насаждения их эколого-лесоводственное и хозяйственно-экономическое значение.
10. Роль дикой лесной фауны в жизни леса и пути регулирования взаимоотношений; экологические последствия пастьбы домашнего скота в лесу и пути снижения наносимого вреда.
11. Естественное лесовосстановление: виды, роль экологических микрофакторов, мероприятия по оптимизации процесса; программа изучения лесовозобновления.
12. Смена пород: понятие, виды и их факторы; характеристика экогенетических смен в таежных лесах Сибири, их эколого-лесоводственная и хозяйственно-экономическая оценка и пути предотвращения негативных смен.
13. Типы леса: понятие, применяемые в РФ типологические классификации; группы типов леса: понятие, принципы группировки типов леса; значение лесной типологии для теории и практики лесного хозяйства.
14. Применяемые типологические классификации в РФ: принципы построения, объем типа леса, преимущества и недостатки, сходство и различия (по каждой из классификаций).
15. Теоретические основы и пути дальнейшего совершенствования лесной типологии.
16. Виды (способы) рубок по хозяйственному назначению и их цели; классификация рубок спелых и перестойных насаждений.
17. Организационно-технические параметры (элементы) лесосек, их эколого-лесоводственное значение и обусловливающие (нормирующие) факторы.
18. Эколого-лесоводственные и хозяйственно-экономические преимущества и недостатки естественного и искусственного, предварительного, сопутствующего и последующего, семенного и вегетативного естественного лесовозобновления.
19. Сплошнолесосечные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
20. Постепенные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
21. Выборочные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
22. Теоретические основы назначения видов (способов) рубок спелых и перестойных насаждений.
23. Рубки ухода: теоретические предпосылки, условия применения, комплексная эффективность.
24. Основные и специализированные виды рубок ухода: понятие, характеристика, основные лесоводственные цели, условия применения.
25. Методы рубок ухода: понятие, теоретические основы характеристика, условия применения.
26. Способы рубок ухода: понятие, характеристика, условия применения, сравнительные преимущества и недостатки.
27. Особенности рубок ухода в лесных насаждениях различных лесных формаций и различного целевого назначения.
28. Технологии и технические средства лесосечных работ при рубках спелых и перестойных насаждений, технические условия выбора, экологические последствия
29. Технологии и технические средства лесосечных работ при различных видах рубках ухода, технические условия выбора, экологические последствия.
30. Экологические и лесоводственные требования к лесосечным работам при рубках спелых и перестойных
31. Теоретические основы таксации древесных стволов (образующая, сбег, форма и полнодревесность ствола).
32. Закономерности изменения приростов по различным таксационным показателям ствола. Их соотношение и практическое применение. Исследование приростов древостоев. Способы определения приростов по запасу.
33. Теоретические основы таксации растущих деревьев и их совокупностей. Методические положения по определению запаса и выхода сортиментов совокупностей отдельных деревьев.
34. Учение об элементах леса. Научно-производственные основы таксации древостоев по элементам леса и ярусам. Методические положения по определению их таксационных показателей.
35. Закономерности строения древостоев их практическое применение. Современные представления о строении древостоев. Особенности строения древостоев, подверженных хозяйственному воздействию (удобрения, осушения, рубки ухода, выборочные рубки).
36. Теоретические основы составления объемных, сортиментных и товарных таблиц, таблиц хода роста и стандартных таблиц полнот и запасов древостоев их применение. Задачи и пути совершенствования таксационной нормативной базы.
37. Теоретические основы бонитирования лесных площадей. Нормальные и модальные древостои. Современные представления о нормальном лесе и эталонном лесе.
38. Лесотаксационные исследования с применением методов математической статистики и компьютерной техники. Выборочные методы таксации леса. Теория угловых проб. Круговые пробные площади, их теоретическое обоснование, применение.
39. Таксация и материально-денежная оценка лесосек. Применение компьютерной техники для оценки лесосек.
40. Дистанционные методы изучения лесных ресурсов. Теоретические основы радиолокационной, тепловой, лазерной и других съемок, перспективы их применения в лесном деле. Аэрофотосъемка и ее технические средства.
41. Цели и задачи изучения морфологии насаждений, морфологическое строение древостоев и их полога. Методы определения морфологических показателей насаждений. Дешифровочные таксационно-морфологические показатели.
42. Теоретические основы лесоводственно-технических форм хозяйства и практическое их применение. Виды спелости леса в чистых и смешанных по составу, в простых и сложных по форме насаждениях. Способы определения основных видов спелости и их применение.
43. Лесоводственно-экономическое обоснование возраста рубки, оборота рубки и оборота хозяйства. Расчеты размера разных видов пользования лесом. обоснование системы лесохозяйственных мероприятий.
44. Теоретические основы и практическое значение применения разных методов лесоустройства. Особенности непрерывного лесоустройства и участкового метода и их практическое применение в лесах разных категорий в РФ. Особенности применяемых методов лесоустройства в зарубежных странах. Информационные и ГИС-технологии в лесоустройстве. Государственная инвентаризация лесов
45. Лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, государственный лесной реестр.
46. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние.
47. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
48. Решение задач по тушению лесных пожаров в различных условиях
49. Основные требования безопасности работ при тушении лесных пожаров
50. Применение управляемого огня на вырубках
51. Экологическая роль пожаров
52. Системы охраны лесов и принципы их районирования.
53. Основные мероприятия по предупреждению возникновения пожаров.
54. Отрицательные и положительные последствия пожаров для лесных биоценозов.
Темы для докладов, рефератов
1. Понятие о лесе, его признаки и свойства. Лесообразовательный процесс: понятие, факторы, его обуславливающие, и основные направления.
2. Многофункциональное значение леса: экологическое, социально- гигиеническое, сырьевое; основные направления повышения продуктивности лесов.
3. Дифференциация лесов Земли и отдельных регионов: понятие, основной фактор, обусловливающий дифференциацию, типы лесной растительности широтные и долготные лесорастительные таксоны и их краткая характеристика.
4. Горные леса: понятие, специфика их природы, вертикальная поясность и ее причины, экологические функции.
5. Деградация лесов: понятие, пути, причины, масштаб последствия для Земли; направления технической политики лесного хозяйства РФ по предотвращению процесса.
6. Районирование лесов: понятие, теоретические аспекты, существующие частные виды, необходимые комплексные виды для ведения лесного хозяйства и их районообразующие факторы.
7. Экология леса: понятие об экологии, ее виды, группы экологических факторов; биоэкос - понятие, его роль в формировании высокопродуктивных лесов.
8. Экологические законы: перечень, их суть для теоретического обоснования формирования и выращивания лесов.
9. Горизонтальная структура лесов, компоненты лесного насаждения их эколого-лесоводственное и хозяйственно-экономическое значение.
10. Роль дикой лесной фауны в жизни леса и пути регулирования взаимоотношений; экологические последствия пастьбы домашнего скота в лесу и пути снижения наносимого вреда.
11. Естественное лесовосстановление: виды, роль экологических микрофакторов, мероприятия по оптимизации процесса; программа изучения лесовозобновления.
12. Смена пород: понятие, виды и их факторы; характеристика экогенетических смен в таежных лесах Сибири, их
13. Типы леса: понятие, применяемые в РФ типологические классификации; группы типов леса: понятие, принципы группировки типов леса; значение лесной типологии для теории и практики лесного хозяйства.
14. Применяемые типологические классификации в РФ: принципы построения, объем типа леса, преимущества и недостатки, сходство и различия (по каждой из классификаций).
15. Теоретические основы и пути дальнейшего совершенствования лесной типологии.
16. Виды (способы) рубок по хозяйственному назначению и их цели; классификация рубок спелых и перестойных насаждений.
17. Организационно-технические параметры (элементы) лесосек, их эколого-лесоводственное значение и обословливающие (нормирующие) факторы.
18. Эколого-лесоводственные и хозяйственно-экономические преимущества и недостатки естественного и искусственного, предварительного, сопутствующего и последующего, семенного и вегетативного естественного лесовозобновления.
19. Сплошнолесосечные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
20. Постепенные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
21. Выборочные рубки: понятие, теоретические основы, виды (способы), их преимущества и недостатки, условия применения.
22. Теоретические основы назначения видов (способов) рубок спелых и перестойных насаждений.
23. Рубки ухода: теоретические предпосылки, условия применения, комплексная эффективность.
24. Основные и специализированные виды рубок ухода: понятие, характеристика, основные лесоводственные цели, условия применения.
Темы для презентаций
1. Методы рубок ухода: понятие, теоретические основы характеристика, условия применения.
2. Способы рубок ухода: понятие, характеристика, условия применения, сравнительные преимущества и недостатки.
3. Особенности рубок ухода в лесных насаждениях различных лесных формаций и различного целевого назначения.
4. Технологии и технические средства лесосечных работ при рубках спелых и перестойных насаждений, технические условия выбора, экологические последствия
5. Технологии и технические средства лесосечных работ при различных видах рубках ухода, технические условия выбора, экологические последствия.
6. Экологические и лесоводственные требования к лесосечным работам при рубках спелых и перестойных насаждений и рубках ухода.
7. Теоретические основы таксации древесных стволов (образующая, сбег, форма и полнодревесность ствола).
8. Закономерности изменения приростов по различным таксационным показателям ствола. Их соотношение и практическое применение. Исследование приростов древостоев. Способы определения приростов по запасу.
9. Теоретические основы таксации растущих деревьев и их совокупностей. Методические положения по определению запаса и выхода сортиментов совокупностей отдельных деревьев.
10. Учение об элементах леса. Научно-производственные основы таксации древостоев по элементам леса и ярусам. Методические положения по определению их таксационных показателей.
11. Закономерности строения древостоев их практическое применение. Современные представления о строении древостоев. Особенности строения древостоев, подверженных хозяйственному воздействию (удобрения, осушения, рубки ухода, выборочные рубки).
12. Теоретические основы составления объемных, сортиментных и товарных таблиц, таблиц хода роста и стандартных таблиц полнот и запасов древостоев их применение. Задачи и пути совершенствования таксационной нормативной базы.
13. Теоретические основы бонитирования лесных площадей. Нормальные и модальные древостои. Современные представления о нормальном лесе и эталонном лесе.
14. Лесотаксационные исследования с применением методов математической статистики и компьютерной техники. Выборочные методы таксации леса. Теория угловых проб. Круговые пробные площади, их теоретическое обоснование, применение.
15. Таксация и материально-денежная оценка лесосек. Применение компьютерной техники для оценки лесосек.
16. Дистанционные методы изучения лесных ресурсов. Теоретические основы радиолокационной, тепловой, лазерной и других съемок, перспективы их применения в лесном деле. Аэрофотосъемка и ее технические средства.
17. Цели и задачи изучения морфологии насаждений, морфологическое строение древостоев и их полога.
18. Методы определения морфологических показателей насаждений.
19. Дешифровочные таксационно-морфологические показатели.
20. Теоретические основы лесоводственно-технических форм хозяйства и практическое их применение.
21. Виды спелости леса в чистых и смешанных по составу, в простых и сложных по форме насаждениях. Способы определения основных видов спелости и их применение.
22. Лесоводственно-экономическое обоснование возраста рубки, оборота рубки и оборота хозяйства.
23. Теоретические основы и практическое значение применения разных методов лесоустройства. Особенности непрерывного лесоустройства и участкового метода и их практическое применение в лесах разных категорий в РФ.
24. Особенности применяемых методов лесоустройства в зарубежных странах.
25. Информационные и ГИС-технологии в лесоустройстве.
27. Лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, государственный лесной реестр.
28. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние.
29. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
30. Решение задач по тушению лесных пожаров в различных условиях
31. Основные требования безопасности работ при тушении лесных пожаров
32. Применение управляемого огня на вырубках
33. Экологическая роль пожаров
34. Системы охраны лесов и принципы их районирования.
35. Основные мероприятия по предупреждению возникновения пожаров.
36. Отрицательные и положительные последствия пожаров для лесных биоценозов.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п