учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: изучить экологические требования и биологические особенности декоративных видов растений; изучить декоративные свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ПКС-2: Способен оценить пригодность агроландшафтов для возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда;
ПКС-2 Способен оценить пригодность агроландшафтов для возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда
Способен оценить пригодность агроландшафтов для возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда
ИД-2 На начальном поверхностном уровне знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Иногда допускает грубые ошибки
ИД-3 Знает и понимает некоторые зональные географические условия произрастания декоративных растений
ИД-2 Неплохо знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Иногда допускает ошибки
ИД-3 Знает и понимает основные зональные географические условия произрастания декоративных растений
ИД-2 Полностью знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Ошибок не допускает
ИД-3 Полностью знает и понимает зональные географические условия произрастания декоративных растений. Часто владеет дополнительной информацией
ИД-2 Почти не умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений
ИД-3 Практически не умеет определять оптимальные размеры и контуры полей.
ИД-2 На начальном поверхностном уровне знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Иногда допускает грубые ошибки
ИД-3 На достаточно посредственном, но достаточном уровне умеет определять оптимальные размеры и контуры полей без учета зональных особенностей. Практически не умеет определять перечень растений, учитывающий эти особенности
ИД-2 Неплохо умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений
ИД-3 На хорошем уровне умеет определять оптимальные размеры и контуры полей с учетом некоторых зональных особенностей. Хорошо умеет определять перечень растений, учитывающий эти особенности.
ИД-2 На высоком уровне умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений
ИД-3 Очень хорошо умеет определять оптимальные размеры и контуры полей с учетом зональных особенностей. Умеет определять оптимальный перечень растений, учитывающий эти особенности
ИД-2 Фактически не способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине
ИД-3 Практически не владеет методикой определения оптимальных размеров и контуров полей.
ИД-2 На пороговом уровне способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине. Допускает ошибки.
ИД-3 Неполно владеет методикой определения оптимальных размеров и контуров полей с некоторым учетом зональных особенностей. Часто не способен давать рекомендации по выращиванию декоративных культур с учетом их экологических особенностей
ИД-2 Достаточно хорошо способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине; навыками организации и ухода за декоративными культурами с учетом экологических и биологических особенностей растений
ИД-3 Неплохо владеет методикой определения оптимальных размеров и контуров полей с учетом некоторых зональных особенностей. Часто способен давать верные рекомендации по выращиванию декоративных культур с учетом их экологических особенностей
ИД-2 Отлично способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий; навыками организации и ухода за декоративными культурами с учетом экологических и биологических особенностей растений
ИД-3 Полностью владеет методикой определения оптимальных размеров и контуров полей с учетом зональных особенностей. Способен давать рекомендации по выращиванию декоративных культур с учетом их экологических особенностей
Температура как экологический фактор
1.Температура тела растения совпадает:
а) с температурой воздуха; б) ниже температуры воздуха; в) выше температуры воздуха; г) совпадение температуры тела растения и окружающей среды является исключением, а несовпадение – правилом.
2.Как называется группа холодолюбивых организмов?
а) криофилы; б) гигрофилы; в) термофилы; г) ксерофилы.
3. Многие цветковые растения приспосабливаются к весенним холодам таким образом:
а) стебель покрывается специальной защитной пленкой; б) изменяются размеры и количество листьев; в) листья опускаются вниз, скручиваются и теряют зеленую окраску; г) листья и стебли сильно опущены, а все ткани способны вырабатывать антоциан.
4. Под морозостойкостью понимают устойчивость растений к действию: а) отрицательных температур; б) низких положительных температур; в) отрицательных температур, близких к абсолютному нулю (до – 270⁰); г) нет правильного ответа.
5. Индикаторами силы осенних заморозков служат декоративные виды (не менее 2-х ответов):
а) флоксы; б) астры; в) бархатцы; г) вербена; д) георгины.
6. При быстром снижении температуры зимними ночами на стволах деревьев появляется трещина, это называется:
а) яровизация; б) морозобоина; в) стратификация
7. Какие приёмы ухода за растениями способствуют повышению их морозоустойчивости?
а) внесение азотных удобрений в осенний период; б) внесение фосфорных и калийных удобрений в осенний период; в) рыхление почвы; г) обильный полив в осенний период.
8. Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность:
а) вегетировать под снежным покровом; б) плодоносить в течение зимы; в) вегетировать сразу после снеготаяния; г) фотосинтезировать в течение всей зимы.
9. Какие морфологические особенности характерны для растений холодных местообитаний?
10. Способность растений длительное время переносить низкие положительные температуры (от 1 до 10 °С).
а) морозоустойчивость; б) холодостойкость; в) зимостойкость.
Вода как экологический фактор
1. Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются:
а) гидрофиты;б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты.
2. Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы:
а) гидрофиты; б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты.
3. Для растений-гигрофитов характерны признаки:
а) большие листья с тонкой кутикулой; б) мощное развитие корневой системы вглубь; в) длинные неразвитые механически стебли; г) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа.
4. Это растения, большая часть площади которых (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея и т.д. Их называют__________.
5. Как приспосабливаются к недостатку влаги в почве суккуленты?
а) путём добывания её из глубоких горизонтов почвы; б) путём уменьшения испарения воды через стебли и листья; в) путём запасания влаги в стеблях или листьях; г) путём сбрасывания листьев.
6. Для растений-мезофитов характерны признаки:
a) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа; б) нетерпимы к длительной засухе; в) стебель травянистый с воздухоносными полостями; г) отсутствие специфической морфологической адаптации.
7. Какое из перечисленных растений относится к ксерофитам?
а) тысячелистник обыкновенный; б) кошачья лапка; в) василёк луговой; г) овсяница луговая.
8. Как приспосабливаются растения пустынь на сыпучих песках?
а) образуют стелющиеся формы; б) образуют придаточные корни от ствола на любой высоте; в) образуют подушкообразные формы; г) образуют формы перекати-поле.
9. Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a) гидрофиты; б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты
10.Суккуленты – это:
а) мезофиты; б) гигрофиты; в) ксерофиты; г) гидрофиты.
11. Способность растений сохранять жизнедеятельность после длительного избыточного увлажнения называется:
а) влагоустойчивостью; б) водопользованием; в) влагоемкостью; г) водопроницаемостью
12. Большинство луговых злаковых и бобовых растений по отношению к воде относятся к:
а) ксерофитам; б) гигрофитам; в) мезофитам; г) гидатофитам.
13. Толстая кутикула, утолщение пробкового слоя, опушение листьев, развитие карликовости, развитие стелящихся форм, подушковидная форма роста, повышение концентрации клеточного сока – это адаптации к:
а) высокой температуре; б) к холоду; в) к кислотности почв; г) к недостатку влаги.
14. Укажите неверный ответ. Типичные, или теневые, гигрофиты
а) обитают в сырых теплых и тенистых тропических лесах; б) в умеренно-холодном климате развиваются под пологом лесов; в) предпочитают небольшие водоемы.
15. Большинство сельскохозяйственных культур по отношению к влаге являются:
а) ксерофитами; б) мезофитами; в) гигрофитами.
16. Для растений-ксерофитов характерны следующие признаки:
а) стебель травянистый с воздухоносными полостями; б) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные; в) мощное развитие корневой системы вглубь.
Свет как экологический фактор
1. У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
а) питания; б) дыхания; в) роста; г) цветения.
2. Функцию фотосинтеза выполняют:
а) хромопласты; б) хлоропласты; в) лейкопласты; г) этиопласты.
3. Растения, растущие в условиях низкой освещённости:
а) сциофиты; б) оксилофиты; в) псаммофиты; г) гелиофиты.
4. Фотопериодически длиннодневными растениями являются (не менее 2-х ответов):
а) пшеница; б) рис; в) клевер; г) астры, д) георгины; е) овес
5. Для тенелюбивых растений характерны
а) укороченные междоузлия; б) мелкие опушенные листья, расположенные вертикально; в) крупные, тонкие, без опушения листья, расположенные горизонтально; г) кроны деревьев ажурные, слабо облиственные.
6. Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа; б) устьица располагаются по обеим сторонам листа; в) довольно толстые листья; г) клетки эпидермиса содержат хлоропласты.
7. Растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения, которые плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами, называются:
а) гелиофиты; б) сциофиты; в) факультативные гелиофиты
8. Астры, хризантемы – это растения:
а) короткого дня; б) длинного дня; в) нейтральные к длине дня.
9. Отношение к световому режиму меняется у растений и в онтогенезе. Проростки и ювенильные растения многих луговых видов и древесных пород ______теневыносливы, чем взрослые особи.
10. Явление фотопериодизма у растений - это
а) внешний суточный ритм, обусловленный сменой дня и ночи; б) реакция организма на интенсивность освещения; в) реакция организма на сезонные изменения длины дня и ночи
11. Растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний называются:
а) гелиофиты; б) сциофиты; в) факультативные гелиофиты.
12. Какие факторы окружающей среды играют ведущую роль в регулировании сезонного развития растений?
а) температура и фотопериод; б) влажность почвы и содержание в ней питательных веществ; в)
13. Вставьте пропущенное слово. Листья у ________ располагаются горизонтально, нередко хорошо выражена листовая мозаика. Листья темно‑зеленые, более крупные и тонкие. Клетки эпидермы с более тонкими наружными стенками и тонкой кутикулой, часто содержат хлоропласты. Хлоропласты крупные, но число их в клетках невелико.
14. Ярусное сложение фитоценоза определяется
а) различной потребностью видов в условиях освещения; б) неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа; в) различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях; г) рельефом местообитания.
15. Сциофиты - это:
а) светолюбивые растения; б) теневыносливые растения; в) тенелюбивые растения; г) засухоустойчивые растения.
Эдафические факторы в жизни растений
1. Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам (не менее 2-х ответов):
а) гидрофиты; б) галофиты; в) базофиты; г) ксерофиты
2. Совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать влияние на живые организмы (растения):
а) орографические факторы; б) эдафические факторы; в) пирогенные факторы; г) климатические факторы.
3. Растения, предпочитающие кислые почвы называют:
а) базифилы; б) ацидофилы; в) нейтрофилы
4. Назовите группу растений, произрастающую на каменистых почвах:
а) псаммофиты, б) петрофиты; в) кальцефиты; г) галофиты
5. Растения, особо требовательные к повышенному содержанию азота в почве, называют нитрофилами. Какие из предложенных ниже растений относятся к нитрофилам (от 0 до 5 ответов).
а) малина; б) крапива; в) можжевельник; г) сфагновые мхи; д) иван-чай.
6. Растения, растущие на засоленных почвах, солончаках и солонцах, называются: а) галофитами; б) петрофитами; в) псаммофитами; г) кальцефитами.
7. К микроэлементам, необходимым для жизни растения в малых количествах, относятся: а) углерод, азот, бор б) водород, кислород, цинк в) калий, кальций, магний г) медь, марганец, железо.
8. Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
а) гидрофиты; б) галофиты; в) базофиты; г) ксерофиты.
Биотические факторы
1. Все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ – это:
а) экологические факторы; б) абиотические факторы; в) биотические факторы; г) лимитирующие факторы
2. Самоизреживание растений происходит в результате:
а) межвидовой конкуренции; б) внутривидовой конкуренции; в) деятельности животных; г) действия абиотических факторов среды.
3. В широком понимании влияние организмов одной популяции на организмы другой выделением в биоценотическую среду различных продуктов метаболизма – это:
а) конкуренция; б) аллелопатия; в) паразитизм; г) комменсализм.
4. Закончите предложение. Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с _________.
5. Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a) феромоны; б) фунгициды; в) фитонциды; г) детергенты.
6. Распространение плодов и семян животными, называется:
a) анемохория; б) зоохория; в) гидрохория; г) антропохория.
7. Жизненные формы растений – это а) плавающие, ползущие; б) однодомные, двудомные; в) покрытосеменные, голосеменные; г) деревья, кустарники, травы.
8. В симбиозе живут (не менее 2-х ответов):
а) береза и гриб-трутовик; б) шмели и клевер; в) клубеньковые бактерии и горох; г) муха и венерина мухоловка.
9. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются представителями типа взаимодействий:
а) нейтрализм; б) аменсализм; в) комменсализм; г) симбиоз.
10. Отношения между растениями, при которых имеется взаимная польза - это:
а) симбиоз; б) паразитизм; в) хищничество; г) аменсализм.
11. Взаимоотношения растений в сообществе В.Н. Сукачев называл: а) коакциями б) синергизмом в) антогонизмом г) аддитивными отношениями.
12. Отметьте признаки, характерные для растений-паразитов.
а) хорошо развитый фотосинтетический аппарат; б) отсутствие фотосинтетического аппарата; в) хорошо развитая корневая система; г) плохо развитая корневая система; д) наличие гаусторий;
Синэкология. Фитоценозы
1. Наука, изучающая взаимоотношения растений и окружающей среды - это:
а) ботаника; б) геоботаника; в) география растений; г) экология растений.
2. Экология растений фактически оформляется в самостоятельное научное направление в конце XIX в. после работ ученого:
Последовательная смена одних биоценозов (фитоценозов) другими на определённом участке среды называется:
а) эволюция; б) регрессия; в) симбиоз; г) сукцессия.
3. В любом фитоценозе идет конкуренция за:
а) свет, пищу, воду между особями различных видов и особями одного и того же вида б) только за свет в) только за пищу г) только за воду.
4. Приспособленность растений к совместному обитанию в растительном сообществе выражается:
а) в реакции растений на смену времени года; б) в способности растений реагировать на неблагоприятные условия окружающей среды; в) в ярусном расположении; г) в неравномерности развития различных видов растений в фитоценозе; д) в реакции растений на изменения длины дня.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Экологические группы растений по отношению к освещенности.
2. Экологические группы растений по отношению к засоленности.
3. Экологические группы растений по отношению к физическому составу почв.
4. Экологические группы растений по отношению к химическому составу почв.
5. Аллелопатия и её виды.
6. Определение фитоценоза. Привести примеры искусственного и естественного фитоценоза.
7. Назвать признаки агроценоза, отличающие его от естественного фитоценоза.
8. Экологические стратегии растений.
9. К каким жизненным формам по Серебрякову относятся декоративные растения? Приведите примеры
10. К каким жизненным формам по Раункиеру относятся декоративные растения? Приведите примеры.
11. Взаимодействие культурных посевов и лесопарковых ландшафтов с естественной окружающей средой.
12. Приведите примеры симбиоза и паразитизма по отношению к культурным растениям в декоративных агроландшафтах
13. Особенности выращивания декоративных растений в Байкальском регионе.
14. Декоративные водные растения.
15. Декоративные растения-ксерофиты
16. Декоративные растения-мезофиты
17. Декоративные растения естественной флоры Байкальского региона, пригодные для использования в озеленении. Риски подобного использования.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
1. Что является предметом дисциплины экология растений, каковы ее задачи? (ПКС-2)
2. На какие группы делятся растения в зависимости от способа регулирования водного баланса, и каковы их особенности? (ПКС-2)
3. Какие экологические группы растений выделяют по отношению к водному режиму местообитания? (ПКС-2)
4. Охарактеризуйте особенности экологии водных растений (ПКС-2).
5. Охарактеризуйте снег, лед, град как специфические экологические факторы в жизни растений (ПКС-2).
6. Дайте характеристику эколого-физиологическим показателям водного режима растений (ПК-2).
7. Каковы основные стратегии приспособления растений к разной обеспеченности водой (влагой) (ПКС-2).
8. Что такое водный дефицит? В каких условиях он возникает? (ПКС-2)
Свет как экологический фактор.
1. Охарактеризуйте роль света в жизни растений (ПКС-2).
2. Охарактеризуйте растительный организм как оптическую систему (ПКС-2).
3. Какие факторы влияют на количество солнечной радиации, поступающей на Землю и на её качественный состав? (ПКС-2)
4. Дайте характеристику фотопериодизму, как одной их основных адаптаций растений к свету. Какие типы растений различают по их фотопериодической реакции? Приведите примеры (ПКС-2).
5. Какие адаптации возникли у растений к поглощению света? Охарактеризуйте изменчивость отношения растений к свету, как экологическому фактору (ПКС-2).
6. Какие признаки теневыносливости растений Вам известны. Приведите примеры (ПКС-2).
7. Какие экологические группы растений выделяют по отношению к световому режиму? (ПКС-2)
8. Назовите анатомо-морфологические адаптации к свету, характерные для гелиофитов и сциофитов. Раскройте их сущность и значение (ПКС-2).
9. Является ли отношение к световому режиму местообитаний неизменным видовым признаком? Обоснуйте свою точку зрения (ПКС-2).
Эдафические факторы в жизни растения.
1. Охарактеризуйте роль кальция, как эдафического фактора в жизни растений (ПКС-2).
2. Охарактеризуйте роль азота, как эдафического фактора в жизни растений (ПКС-2).
3. Дайте характеристику торфу, как субстрату для растений. Перечислите адаптации растений торфяных болот (ПКС-2).
4. Охарактеризуйте роль орографических факторов в жизни растений (ПКС-2).
5. Опишите особенности экологии высокогорных растений (ПКС-2).
6. Охарактеризуйте роль мезорельефа в жизни растений (ПКС-2).
7. Охарактеризуйте роль микрорельефа в жизни растений (ПКС-2).
Синэкология растений. Фитоценология и геоботаника.
1. Охарактеризуйте основные типы биотических связей в фитоценозах (ПКС-2).
2. Приведите пример каждого ценоэлемента, используя знания о флоре Бурятии (ПКС-2).
3. Охарактеризуйте динамику ярусов в водных и наземных фитоценозах (ПКС-2).
4. Охарактеризуйте основные положения учения о консорциях (ПКС-2).
Экология декоративных растений.
1. Какую роль играет вода в жизни декоративных растений? (ПКС-2)
2. На какие группы подразделяются цветочно-декоративные растения по потребности к свету? (ПК-2)
3. Какие условия необходимы для роста и развития декоративных культур? (ПКС-2)
Антропогенные факторы. Урбосистема как среда обитания декоративных растений.
1. Что такое «газоустойчивость» растений, чем она определяется? (ПКС-2)
2. Назовите основные механизмы, обеспечивающие газоустойчивость растений (ПКС-2).
3. Как влияют токсичные газы на физиологические характеристики растений? (ПКС-2)
1. История развития экологии растений
2. Использование солнечной энергии отдельными группами растений для производства биомассы.
3. Свет и его влияние на основные жизненные функции растений.
4. Свет как ботанико-географический фактор.
5. Взаимоотношение растительного покрова с осадками.
6. Экологическое значение рН почвы и отношение к ней различных групп декоративных растений.
7. Тепло как экологический фактор и его влияние на распространение растений.
8. Вода как экологический фактор.
10. Экология городских растений.
11. Петрофитные растения и их характеристика.
12. Ксерофиты и их приспособления к условиям окружающей среды.
13. Суточные и сезонные изменения в жизни растений.
14. Декоративные качества и экологические свойства декоративных цветочных растений.
15. Факторы среды, влияющие на развитие водных и околоводных декоративных растений.
16. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их использование в ландшафтном дизайне.
17. Зависимость жизнедеятельности растения от температуры окружающей среды.
18. Выделение экологических групп растений и их морфология в связи с произрастанием на разных почвах.
19. Экология сообществ. Фитоценозы.
20. Выращивание цветочно-декоративных растений в Забайкалье.
21. Газоустойчивость растений и устойчивость к основным видам промышленных загрязнений
Перечень дискуссионных тем
1. Декоративные растения сциофиты, гелиофиты, теневыносливые. Особенности ухода и выращивания.
2. Декоративные растения галофиты, кальциефилы, криофиты, пирофиты, псаммофиты и т. д. Особенности ухода и выращивания.
3. Определение происхождения различных декоративных растений.
4. Взаимоотношения растений в искусственных посадках.
5. Перспективность использования местных видов в озеленении.
6. Совмещенные и смешанные посевы.
Перечень тем эссе
1. Естественные фитоценозы окрестностей Улан-Удэ.
2. Совместное произрастание и взаимодействие искусственных и естественных посадок.
3. Экологические группы декоративных растений и условия их произрастания в городе Улан-Удэ.
4. Карта совместимости растений. Что можно и что нельзя выращивать совместно.
5. Механизмы аллелопатии.
6. Совместимость растений естественных и искусственных фитоценозов
Температура как экологический фактор
1.Температура тела растения совпадает:
а) с температурой воздуха; б) ниже температуры воздуха; в) выше температуры воздуха; г) совпадение температуры тела растения и окружающей среды является исключением, а несовпадение – правилом.
2.Как называется группа холодолюбивых организмов?
а) криофилы; б) гигрофилы; в) термофилы; г) ксерофилы.
3. Многие цветковые растения приспосабливаются к весенним холодам таким образом:
а) стебель покрывается специальной защитной пленкой; б) изменяются размеры и количество листьев; в) листья опускаются вниз, скручиваются и теряют зеленую окраску; г) листья и стебли сильно опущены, а все ткани способны вырабатывать антоциан.
4. Под морозостойкостью понимают устойчивость растений к действию: а) отрицательных температур; б) низких положительных температур; в) отрицательных температур, близких к абсолютному нулю (до – 270⁰); г) нет правильного ответа.
5. Индикаторами силы осенних заморозков служат декоративные виды (не менее 2-х ответов):
а) флоксы; б) астры; в) бархатцы; г) вербена; д) георгины.
6. При быстром снижении температуры зимними ночами на стволах деревьев появляется трещина, это называется:
а) яровизация; б) морозобоина; в) стратификация
7. Какие приёмы ухода за растениями способствуют повышению их морозоустойчивости?
а) внесение азотных удобрений в осенний период; б) внесение фосфорных и калийных удобрений в осенний период; в) рыхление почвы; г) обильный полив в осенний период.
8. Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность:
а) вегетировать под снежным покровом; б) плодоносить в течение зимы; в) вегетировать сразу после снеготаяния; г) фотосинтезировать в течение всей зимы.
9. Какие морфологические особенности характерны для растений холодных местообитаний?
а) удлинённые прямостоячие побеги; б) небольшие размеры растений, стелющиеся и подушкообразные формы; в) вертикальное расположение листьев на побеге; г) густое опушение листьев.
10. Способность растений длительное время переносить низкие положительные температуры (от 1 до 10 °С).
а) морозоустойчивость; б) холодостойкость; в) зимостойкость.
Вода как экологический фактор
1. Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются:
а) гидрофиты;б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты.
2. Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы:
а) гидрофиты; б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты.
а) большие листья с тонкой кутикулой; б) мощное развитие корневой системы вглубь; в) длинные неразвитые механически стебли; г) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа.
4. Это растения, большая часть площади которых (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея и т.д. Их называют__________.
5. Как приспосабливаются к недостатку влаги в почве суккуленты?
а) путём добывания её из глубоких горизонтов почвы; б) путём уменьшения испарения воды через стебли и листья; в) путём запасания влаги в стеблях или листьях; г) путём сбрасывания листьев.
6. Для растений-мезофитов характерны признаки:
a) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа; б) нетерпимы к длительной засухе; в) стебель травянистый с воздухоносными полостями; г) отсутствие специфической морфологической адаптации.
7. Какое из перечисленных растений относится к ксерофитам?
а) тысячелистник обыкновенный; б) кошачья лапка; в) василёк луговой; г) овсяница луговая.
8. Как приспосабливаются растения пустынь на сыпучих песках?
а) образуют стелющиеся формы; б) образуют придаточные корни от ствола на любой высоте; в) образуют подушкообразные формы; г) образуют формы перекати-поле.
9. Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a) гидрофиты; б) гигрофиты; в) гидатофиты; г) мезофиты
10.Суккуленты – это:
а) мезофиты; б) гигрофиты; в) ксерофиты; г) гидрофиты.
11. Способность растений сохранять жизнедеятельность после длительного избыточного увлажнения называется:
а) влагоустойчивостью; б) водопользованием; в) влагоемкостью; г) водопроницаемостью
12. Большинство луговых злаковых и бобовых растений по отношению к воде относятся к:
а) ксерофитам; б) гигрофитам; в) мезофитам; г) гидатофитам.
13. Толстая кутикула, утолщение пробкового слоя, опушение листьев, развитие карликовости, развитие стелящихся форм, подушковидная форма роста, повышение концентрации клеточного сока – это адаптации к:
а) высокой температуре; б) к холоду; в) к кислотности почв; г) к недостатку влаги.
14. Укажите неверный ответ. Типичные, или теневые, гигрофиты
а) обитают в сырых теплых и тенистых тропических лесах; б) в умеренно-холодном климате развиваются под пологом лесов; в) предпочитают небольшие водоемы.
15. Большинство сельскохозяйственных культур по отношению к влаге являются:
а) ксерофитами; б) мезофитами; в) гигрофитами.
16. Для растений-ксерофитов характерны следующие признаки:
а) стебель травянистый с воздухоносными полостями; б) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные; в) мощное развитие корневой системы вглубь.
Свет как экологический фактор
1. У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
а) питания; б) дыхания; в) роста; г) цветения.
2. Функцию фотосинтеза выполняют:
а) хромопласты; б) хлоропласты; в) лейкопласты; г) этиопласты.
3. Растения, растущие в условиях низкой освещённости:
а) сциофиты; б) оксилофиты; в) псаммофиты; г) гелиофиты.
4. Фотопериодически длиннодневными растениями являются (не менее 2-х ответов):
а) пшеница; б) рис; в) клевер; г) астры, д) георгины; е) овес
5. Для тенелюбивых растений характерны
а) укороченные междоузлия; б) мелкие опушенные листья, расположенные вертикально; в) крупные, тонкие, без опушения листья, расположенные горизонтально; г) кроны деревьев ажурные, слабо облиственные.
6. Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа; б) устьица располагаются по обеим сторонам листа; в) довольно толстые листья; г) клетки эпидермиса содержат хлоропласты.
7. Растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения, которые плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами, называются:
а) гелиофиты; б) сциофиты; в) факультативные гелиофиты
8. Астры, хризантемы – это растения:
а) короткого дня; б) длинного дня; в) нейтральные к длине дня.
9. Отношение к световому режиму меняется у растений и в онтогенезе. Проростки и ювенильные растения многих луговых видов и древесных пород ______теневыносливы, чем взрослые особи.
а) более; б) менее.
10. Явление фотопериодизма у растений - это
а) внешний суточный ритм, обусловленный сменой дня и ночи; б) реакция организма на интенсивность освещения; в) реакция организма на сезонные изменения длины дня и ночи
11. Растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний называются:
а) гелиофиты; б) сциофиты; в) факультативные гелиофиты.
12. Какие факторы окружающей среды играют ведущую роль в регулировании сезонного развития растений?
а) температура и фотопериод; б) влажность почвы и содержание в ней питательных веществ; в)
13. Вставьте пропущенное слово. Листья у ________ располагаются горизонтально, нередко хорошо выражена листовая мозаика. Листья темно‑зеленые, более крупные и тонкие. Клетки эпидермы с более тонкими наружными стенками и
14. Ярусное сложение фитоценоза определяется
а) различной потребностью видов в условиях освещения; б) неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа; в) различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях; г) рельефом местообитания.
15. Сциофиты - это:
а) светолюбивые растения; б) теневыносливые растения; в) тенелюбивые растения; г) засухоустойчивые растения.
Эдафические факторы в жизни растений
1. Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам (не менее 2-х ответов):
а) гидрофиты; б) галофиты; в) базофиты; г) ксерофиты
2. Совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать влияние на живые организмы (растения):
а) орографические факторы; б) эдафические факторы; в) пирогенные факторы; г) климатические факторы.
3. Растения, предпочитающие кислые почвы называют:
а) базифилы; б) ацидофилы; в) нейтрофилы
4. Назовите группу растений, произрастающую на каменистых почвах:
а) псаммофиты, б) петрофиты; в) кальцефиты; г) галофиты
5. Растения, особо требовательные к повышенному содержанию азота в почве, называют нитрофилами. Какие из предложенных ниже растений относятся к нитрофилам (от 0 до 5 ответов).
а) малина; б) крапива; в) можжевельник; г) сфагновые мхи; д) иван-чай.
6. Растения, растущие на засоленных почвах, солончаках и солонцах, называются: а) галофитами; б) петрофитами; в) псаммофитами; г) кальцефитами.
7. К микроэлементам, необходимым для жизни растения в малых количествах, относятся: а) углерод, азот, бор б) водород, кислород, цинк в) калий, кальций, магний г) медь, марганец, железо.
8. Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
а) гидрофиты; б) галофиты; в) базофиты; г) ксерофиты.
Биотические факторы
1. Все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ – это:
а) экологические факторы; б) абиотические факторы; в) биотические факторы; г) лимитирующие факторы
2. Самоизреживание растений происходит в результате:
а) межвидовой конкуренции; б) внутривидовой конкуренции; в) деятельности животных; г) действия абиотических факторов среды.
3. В широком понимании влияние организмов одной популяции на организмы другой выделением в биоценотическую среду различных продуктов метаболизма – это:
а) конкуренция; б) аллелопатия; в) паразитизм; г) комменсализм.
4. Закончите предложение. Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с _________.
5. Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a) феромоны; б) фунгициды; в) фитонциды; г) детергенты.
6. Распространение плодов и семян животными, называется:
a) анемохория; б) зоохория; в) гидрохория; г) антропохория.
7. Жизненные формы растений – это а) плавающие, ползущие; б) однодомные, двудомные; в) покрытосеменные, голосеменные; г) деревья, кустарники, травы.
8. В симбиозе живут (не менее 2-х ответов):
а) береза и гриб-трутовик; б) шмели и клевер; в) клубеньковые бактерии и горох; г) муха и венерина мухоловка.
9. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются представителями типа взаимодействий:
а) нейтрализм; б) аменсализм; в) комменсализм; г) симбиоз.
10. Отношения между растениями, при которых имеется взаимная польза - это:
а) симбиоз; б) паразитизм; в) хищничество; г) аменсализм.
11. Взаимоотношения растений в сообществе В.Н. Сукачев называл: а) коакциями б) синергизмом в) антогонизмом г) аддитивными отношениями.
12. Отметьте признаки, характерные для растений-паразитов.
а) хорошо развитый фотосинтетический аппарат; б) отсутствие фотосинтетического аппарата; в) хорошо развитая корневая система; г) плохо развитая корневая система; д) наличие гаусторий;
Синэкология. Фитоценозы
1. Наука, изучающая взаимоотношения растений и окружающей среды - это:
а) ботаника; б) геоботаника; в) география растений; г) экология растений.
2. Экология растений фактически оформляется в самостоятельное научное направление в конце XIX в. после работ ученого:
а) Е. Варминга; б) Б. Келлера; в) Г. Вальтера; г) Т. Найта.
Последовательная смена одних биоценозов (фитоценозов) другими на определённом участке среды называется:
а) эволюция; б) регрессия; в) симбиоз; г) сукцессия.
3. В любом фитоценозе идет конкуренция за:
а) свет, пищу, воду между особями различных видов и особями одного и того же вида б) только за свет в) только за пищу г) только за воду.
4. Приспособленность растений к совместному обитанию в растительном сообществе выражается:
а) в реакции растений на смену времени года; б) в способности растений реагировать на неблагоприятные условия окружающей среды; в) в ярусном расположении; г) в неравномерности развития различных видов растений в фитоценозе; д) в реакции растений на изменения длины дня.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Экологические группы растений по отношению к освещенности.
2. Экологические группы растений по отношению к засоленности.
3. Экологические группы растений по отношению к физическому составу почв.
4. Экологические группы растений по отношению к химическому составу почв.
5. Аллелопатия и её виды.
6. Определение фитоценоза. Привести примеры искусственного и естественного фитоценоза.
7. Назвать признаки агроценоза, отличающие его от естественного фитоценоза.
8. Экологические стратегии растений.
9. К каким жизненным формам по Серебрякову относятся декоративные растения? Приведите примеры
10. К каким жизненным формам по Раункиеру относятся декоративные растения? Приведите примеры.
11. Взаимодействие культурных посевов и лесопарковых ландшафтов с естественной окружающей средой.
12. Приведите примеры симбиоза и паразитизма по отношению к культурным растениям в декоративных агроландшафтах
13. Особенности выращивания декоративных растений в Байкальском регионе.
14. Декоративные водные растения.
15. Декоративные растения-ксерофиты
16. Декоративные растения-мезофиты
17. Декоративные растения естественной флоры Байкальского региона, пригодные для использования в озеленении. Риски подобного использования.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п