2024-2025_b35_03_03_о_3_plx_Бонитировка почв
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Бонитировка почв
 
Почвоведение и агрохимия
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
5
Продолжительность в часах/неделях
180/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 7

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
98
98
Итого
180
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., Высшее. Агрономия.  Ученый агроном.  Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение» Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна _________________
 
 
Бонитировка почв
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Хутакова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: изучение основных положений и способов методики почвенно-экологической оценки и бонитировки почв, определения почвенно-экологических показателей для различных типов почв и угодий

Задачи:  получить знания для самостоятельного решения вопросов связанных с бонитировкой почв и сельскохозяйственных угодий, кадастровой оценкой земель Республики Бурятия, освоить различные методики бонитировки почв

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Ознакомительная практика 
1
2 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
2
6 семестр
 
Производственная практика 
3
6 семестр
 
Основы экогеохимии агроландшафта 
4
2 семестр
 
Технологическая практика 
5
4 семестр
 
Учебная практика 
6
4 семестр
 
Технологическая практика 
7
6 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Преддипломная практика 
2
8 семестр
 
Агроэкологический мониторинг 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы;

 
Знать и понимать  Земельные ресурсы Республики Бурятия. Историю бонитировки почв. Бонитировочную документацию, практическое применение результатов бонитировки почв:
 
Земельные ресурсы Республики Бурятия. Историю бонитировки почв. Бонитировочную документацию, практическое применение результатов бонитировки почв
Уровень 1 
 
 
Уметь делать (действовать)  Пользоваться почвенной картой и методикой бонитировки почв. Выполнять отбор почвенных образцов, проводить химический, физико-химический анализ, выполнять индексацию почв. Определять почвенно-экологические показатели для всех видов пашни, сенокосов и пастбищ, многолетних насаждений.:
 
Пользоваться почвенной картой и методикой бонитировки почв. Выполнять отбор почвенных образцов, проводить химический, физико-химический анализ, выполнять индексацию почв. Определять почвенно-экологические показатели для всех видов пашни, сенокосов и пастбищ, многолетних насаждений.
Уровень 1 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) использовать методиками бонитировки почв, составления почвенных карт.:
 
методиками бонитировки почв, составлением почвенных карт.
Уровень 1 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Введение в дисциплину, история развития бонитировки почв
 
1.1
Введение. Понятие бонитировки почв и история развития
77
2
ПКС-2
Лек
 
1.2
Плодородие почв. Модели плодородия почв, показатели плодородия и их оценка
77
2
ПКС-2
Лек
 
1.3
Плодородие почв. Модели плодородия почв, показатели плодородия и их оценка
77
4
Пр
 
1.4
Агропроизводственная группировка почв и основные положения методики оценки земель
77
2
Лек
 
1.5
Агропроизводственная группировка почв и основные положения методики оценки земель
77
2
Пр
 
1.6
Практическая документация в разные периоды оценки почв, индексация почв на картах.
77
2
Лек
 
1.7
Практическая документация в разные периоды оценки почв, индексация почв на картах.
77
2
Пр
 
1.8
Земельные ресурсы России и Республики Бурятия
77
4
Лек
 
1.9
Земельные ресурсы России и Республики Бурятия
77
2
Пр
 
1.10
Плодородие почв. Модели плодородия почв, показатели плодородия и их оценка
77
12
Ср
 
1.11
Агропроизводственная группировка почв и основные положения методики оценки земель
77
20
Ср
 
1.12
Почвенно-экологическая оценка и бонитировка почв по методу И.И.Карманова
77
12
Ср
 
Раздел 2. Методы бонитировки почв, современное состояние бонитировки почв
 
2.1
Расчет почвенно-экологических показателей по И.И.Карманову
77
2
ПКС-2
2
Лек
 
2.2
Расчет почвенно-экологических показателей по И.И.Карманову
77
2
Пр
 
2.3
Бонитировка почв по методу Благовидова Н.Л, Гаврилюка Ф.Я., Крылатова А.К
77
2
Лек
 
2.4
Бонитировка почв по методу Благовидова Н.Л, Гаврилюка Ф.Я., Крылатова А.К
77
2
Пр
 
2.5
Бонитировка лесных почв и оценка городских земель
77
2
2
Лек
 
2.6
Почвенно-экологическая оценка и бонитировка почв по методу И.И.Карманова
77
2
2
Лек
 
2.7
Земельный кадастр, кадастровая оценка земель 
77
2
Лек
 
2.8
Земельный кадастр, кадастровая оценка земель. Кадастровая оценка земель РБ
77
4
Пр
 
2.9
Расчет баллов бонитета почв под пашней обычной, осушенной и орошаемой для различных регионов страны
77
2
2
Лек
 
2.10
Расчет баллов бонитета почв под пашней обычной, осушенной и орошаемой для различных регионов страны
77
2
Пр
 
2.11
Расчет баллов бонитета почв различных угодий Республики Бурятия
77
2
2
Лек
 
2.12
Расчет баллов бонитета пастбищ и сенокосов
77
2
Пр
 
2.13
Определение средневзвешенного балла бонитета для комплексов почв
77
2
Пр
 
2.14
Построение шкал бонитировки почв по природным зонам
77
2
Лек
 
2.15
Построение шкал бонитировки почв по природным зонам
77
2
Пр
 
2.16
Оценка земельных ресурсов
77
2
2
Лек
 
2.17
Оценка земельных ресурсов
77
4
Пр
 
2.18
Расчет баллов бонитета почв под пашней обычной, осушенной и орошаемой для различных регионов страны
77
20
Ср
 
2.19
Расчет баллов бонитета почв различных угодий Республики Бурятия
77
8
Ср
 
2.20
Расчет баллов бонитета пастбищ и сенокосов
77
12
Ср
 
2.21
Определение средневзвешенного балла бонитета для комплексов почв
77
14
Ср
 
Раздел 3. Практическое применение результатов бонитировки почв
 
3.1
Агроэкологическая оценка почв по Кирюшину
77
2
Лек
 
3.2
Агроэкологическая оценка почв по Кирюшину
77
2
Пр
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Кирюшин В. И. Агрономическое почвоведение:Доп. МСХ РФ в качестве учебника для студентов вузов по напр. 110100 "Агрохимия и агропочвоведение". - М.: КолосС, 2010. - 687
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Чимитдоржиева И. Б., Рузавин Ю. Н., Норбованжилов Р. Д. Бонитировка почв [Электронный ресурс]:Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочвоведение". - Улан-Удэ: ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 106 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00212 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Аксѐнова Ю. В., Шпедт А. А. Бонитировка почв: практикум [Электронный ресурс]:. - Омск: Омский ГАУ, 2021. - 79 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/197789 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
444
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (444)
90 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, интерактивная панель с возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
435
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (435)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, доска аудиторная, интерактивная панель с возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет. Список ПО: Kaspersky  indpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
410а
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (кабинет для самостоятельной работы обучающегося и курсового проектирования (выполнения курсовой работы)) (410 а)
22 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, аудиторная доска, проекционный экран, плоттер струйный, 10 персональных компьютеров с возможностью подключения к 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
сети Интернет и доступом в ЭИОС, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
 
437
Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (437)
4 посадочных мест, оснащённых мебелью, 2 персональных компьютера с доступом в интернет, ноутбук – 2 шт. Оборудование: вытяжной шкаф, стол лабораторный,  аквадистиллятор электрический, холодильник для хранения препаратов, учебно-методические пособия; книжный шкаф. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна
Высшее. Агрономия.  Ученый агроном.  Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение»
к.б.н.
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
 
Перечень  вопросов к экзамену

1. Что такое бонитировка почв, цели и задачи предмета (ПКС-2).

2. Кто был автором первого учебника по генетическому почвоведению, в котором специальная глава была посвящена бонитировке почв? (ПКС-2).

3. Каково важнейшее условие определения реальной рыночной стоимости земельных угодий? (ПКС-2).

4. В чем заключались основные результаты проведения туров бонитировки почв и экономической оценки сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации в конце XX в.? (ПКС-2).

5. Почему непосредственное использование материалов последнего тура экономической оценки земель не обеспечивала необходимую объективность стоимостной оценки сельскохозяйственных угодий? (ПКС-2).

6. Что включает определение балла бонитета почв в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий? (ПКС-2).

7. По какому принципу отбираются критерии балльной оценки почв? (ПКС-2).

8. Какими материалами необходимо располагать для проведения бонитировки почв? (ПКС-2).

9. Можно ли установить баллы бонитета почв по урожайности? (ПКС-2).

10. Можно ли оценить почвы без данных урожайности? (ПКС-2).

11. Что такое средняя и средневзвешенная урожайность? (ПКС-2).

12. Почему диагностические признаки природных свойств почв при бонитировке могут быть разными? (ПКС-2).

13. На какие этапы подразделяются работы по бонитировке почв? (ПКС-2).

14. Какие исходные данные необходимо собрать для составления бонитировочных шкал по свойствам почв и по урожайности на первом этапе работ по бонитировке почв? (ПКС-2).

15. Как рассчитываются бонитировочные баллы по свойствам почв? (ПКС-2).

16. Для чего необходима математическая обработка полученных показателей бонитировки? (ПК-2).

17. В чем состоит основная задача второго этапа по бонитировке почв? (ПКС-2).

18. Какова цель третьего этапа работ по бонитировке почв? (ПКС-2).

19. Как определяется площадь земельных угодий или почвенных разностей на почвенно¬ картографическом материале? (ПКС-2).

20. Что собой представляют поправочные коэффициенты в бонитировке почв? (ПКС-2).

21. Какой бонитет земель корректно характеризует качество земель - средний или средневзвешенный? (ПКС-2).

22. Почему бонитировка почв используется при экономической оценке земель? (ПКС-2).

Комплект  вопросов для устного опроса.

1. Что понимается под почвенным плодородием?

2. Чем характеризуются основные виды плодородия?

3. Какие свойства, элементы и условия определяют уровень плодородия?

4. Физические факторы плодородия почв.

5. Охарактеризуйте оптимальные и критические параметры свойств почв.

6. Назовите лимитирующие факторы плодородия каштановых почв Бурятии.

7. Какие мероприятия применяют для регулирования плодородия почв?

8. Как влияют физико-механические свойства почвы на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур?

9. Назовите приемы регулирования физико-механических свойств почвы

10. Что Вы понимаете под водным режимом и водным балансом почвы? Назовите основные его статьи.

11. Назовите и дайте характеристику типам водного режима. Каковы мероприятия по его регулированию

12. Дайте понятие почвенного воздуха, назовите его состав и отличие от атмосферного воздуха.

13. В каких состояниях находится почвенный воздух?

14. Каково значение воздухопроницаемости?

15. Значение почвенного воздуха в жизни почвы и продуктивности растений.

16. Что такое газообмен и какие факторы его определяют?

17. Что такое дыхание почв?

18. Охарактеризуйте воздушные свойства почв.

19. Воздушный режим почв и приемы его оптимизации.

20. Каково влияние гранулометрического состава, сложения и структуры почвы на их воздушный режим?

21. Охарактеризуйте поглотительную способность почв. Виды поглотительной способности.

22. Дайте понятие о природе сорбционных процессов, рядах поглощения ионов.

23. Чем обусловливается кислотность почв? Дайте определение актуальной и потенциальной кислотности почв. В чем состоит принципиальное различие между ними?

24. Биологическая активность почв и ее агрономическое значение.

25. Назовите компоненты органического вещества почвы и долю их участия в формировании плодородия.

26. Назовите источники и оптимальные условия для образования гумусовых веществ.

27. Чем отличается микробиологическая активность криоаридных почв от почв западных территорий России?

28. Какие факторы являются лимитирующими развитие микробиоценоза в различных почва Забайкалья?

29. Какие микроорганизмы населяют почву и участвуют в разложении органических веществ?

30. В каких экологических условиях активно развивается почвенная микрофлора?

31. Какова роль гумуса в почвообразовани и плодородии почв?

32. Что называют почвенными коллоидами? Каково их содержание их в почве?

33. Каковы сущность и значение в плодородии почв обменной и биологической поглотительной способности?

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
34. Какое влияние оказывает состав обменных катионов на химические и физические свойства почвы?

35. В чем состоит агрономическое значение структуры почвы?

36. Каков состав и концентрация почвенного раствора в засоленных и незасоленных почвах?

37. Каково значение почвенного раствора в почвообразовании и питании растений?

38. Каким требованиям должна удовлетворять плодородная почва?

39. Что такое «закон» убывающего плодородия?

40. Какой процесс называют подзолообразовательным? Какие условия необходимы для его развития и в чем его сущность?

41. Каковы причины образования болот?

42. Как используют почвы низинных и верховых болот?

43. Почему черноземы имеют большой гумусовый горизонт и содержат много гумуса?

44. Как образуются солончаки? Каковы свойства солончаков и пути их коренного улучшения?

45. Что такое крупномасштабная почвенная карта? Как ее составляют?

46. Что такое бонитировка почв? В каких единицах выражают бонитет и по каким показателям его устанавливают?

47. Что относится к результатам кадастровой деятельности?

48. Какие объекты не могут быть поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства?

49. Перечислите разделы которые входят в государственный кадастр недвижимости и в чем их особенность?

50. Какой документ подготавливается в процессе кадастровой деятельности и в чем заключается его особенность?

51. Какие виды собственности на землю существуют в РФ?

52. Где возник кадастр?

53. Какой орган осуществляет ведение кадастра в России?

54. КакКомплект тестовых заданий

Тест 1. Дополнительный доход, возникающий в результате интенсификации производства на лучших по плодородию землях, называется:

а) абсолютной рентой;

б) дифференциальной рентой I по плодородию;

в) дифференциальной рентой II;

г) дифференциальной рентой I по местоположению;

д) монопольной рентой.

Тест 2. Какие из ниже перечисленных факторов не оказывают существенного воздействия на оценочную стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения:

а) местоположение;

б) плодородие почвы;

в) величина доходов населения;

г) величина земельного налога;

д) все факторы существенно влияют на оценочную стоимость?

Тест 3. Какой из ниже перечисленных методов наиболее широко используется для оценки сельскохозяйственных земель в настоящее время:

а) метод сравнения продаж;

б) метод капитализации земельной ренты;

в) метод остатка для земли;

г) метод распределения;

д) все ответы верны?

Тест 4. Каким методом рассчитывается коэффициент капитализации при оценке рыночной стоимости сельскохозяйственных угодий:

а) по модели оценки капитальных активов;

б) по модели средневзвешенной стоимости капитала;

в) методом кумулятивного построения;

г) используется коэффициент из методики кадастровой оценки;

д) все ответы верны?

Тест 5. При проведение кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий расчетный рентный доход включает:

а) абсолютный рентный доход;

б) дифференциальный рентный доход;

в) монопольную ренту;

г) ренту по плодородию;

д) включает а и б;

е) включает а, б, г.

Тест 6. При проведение кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость рассчитывается по следующей формуле:

а) Расчетный рентный доход × 50

б) Дифференциальный доход + абсолютный рентный доход

в) Расчетный рентный доход × 33

г) (Цена продажи – цена производства) × урожайность

Тест 7. Сколько глобальных факторов почвообразования было установлено В.В. Докучаевым?

а) один;

б) два;

 
в) три;

г) четыре;

д) пять.

Тест 8. Первую научную классификацию почв разработал:

а) Е. Гильгарт;

б) В.В. Докучаев;

в) И.А. Соколов;

г) К.К. Гедройц;

д) Е. Рамани.

Тест 9. Метод остатка можно использовать при оценке:

а) сельскохозяйственных земель;

б) земель поселений, застроенных общественными объектами;

в) земель поселений, застроенных торговыми помещениями;

г) лесных земель;

д) все ответы неверны.

ие работы ведет кадастровый инженер?

Тест 10. Капитализация земельной ренты используется для оценки:

а) земель поселений, застроенных коммерческими объектами;

б) земель поселений, застроенных жилыми объектами;

в) земель под промышленными предприятиями;

г) земель сельскохозяйственного назначения;

д) все ответы верны.

Тест 11. Виды плодородия почв:

а) естественное;

б) абсолютное;

в) экономическое;

г) относительное;

д) все ответы верны.

Тест 12. При бонитировке почв за объект оценки принимается:

а) механический состав;

б) материнская и подстилающая породы;

в) почвенная разновидность;

г) запасы гумуса;

д) нормальная урожайность.

Тест 13. Кадастровая стоимость это:

а) капитализированный расчетный рентный доход;

б) дифференциальный рентный доход;

в) абсолютная земельная рента;

г) монопольная земельная рента.

Тест 14. По скольким группам земель проводится государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения:

а) 4;

б) 6;

в) 5;

г) 7.

Тест 15. Интегральными характеристиками сельскохозяйственных угодий являются:

а) балл бонитета;

б) индекс технологических свойств сельскохозяйственных угодий;

в) эквивалентное расстояние от сельскохозяйственных угодий до пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и баз снабжения материально–техническими ресурсами, км;

г) все ответы верны.

Тест 16. Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем:

а) умножения расчетный рентный доход на срок капитализации земельной ренты

б) умножения дифференциального дохода на площадь земельного участка;

в) умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь;

г) все ответы верны.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов

1. История развития бонитировки почв.

2. Экономическая оценка земель

3. Количественная оценка земель

4. Агрономическая характеристика почв

5. Кадастровая оценка земель

6. Методы бонитировки почв

7. Этапы бонитировки почв

 
Перечень видов оценочных средств
 
1.Комплект контрольных  вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценки

Шкала оценивания

2. Комплект  тестовых заданий

Критерии оценки

Шкала оценивания

3. Перечень тем  рефератов

Критерии оценивания

Шкала оценивания

4. Перечень дискуссионных тем для круглого стола

Критерии оценки

Шкала оценивания

5. Кейс-задачи

Критерии оценки

Шкала оценивания

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе
 
присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в

 
ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения
 
предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6