2024-2025_b35_03_03_о_3_plx_Картография почв
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.О.28 Картография почв
 
Почвоведение и агрохимия
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
17
17
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., Высшее. Агрономия. Ученый агроном. Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение» Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна _________________
 
 
Картография почв
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Хутакова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: получение знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области почвенной картографии

Задачи: анализ материалов почвенного, агрохимического и экологического состояния агроландшафтов; составление почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; формирование навыков работы с топографической картой и материалами

дистанционного зондирования земли; проведение полевого почвенного картирования в различных масштабах (крупномасштабное, детальное); создание почвенных карт в среде ГИС

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Агрометеорология 
1
2 семестр
 
Учебная практика 
2
4 семестр
 
Ландшафтоведение 
3
3 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Растениеводство 
1
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
2
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;

 
Знать и понимать  :
 
основы почвенного картирования; виды почвенных съемок, полевые методы исследования

почв с целью картирования, дешифрирование, методику составления почвенных карт и картограмм

для целей соответствия требованиям сельскохозяйственных культур к условиям произрастания;

свойствам почвы, регулируемым приемами обработки;

Уровень 1 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
пользоваться материалами почвенных и агрохимических исследований, проводить полевую почвенную съёмку; создавать почвенные карты, работать с топографической картой и материалами дистанционного зондирования земли для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур; устанавливать соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур (сортов сельскохозяйственных культур) при их размещении на территории землепользования;
Уровень 1 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
методами сбора информации – полевого почвенного картирования в различных масштабах и дешифрирования; методикой составления почвенных карт и картограмм, необходимой для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Уровень 1 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Топографические и почвенные карты
 
1.1
1.1 Общие представления о топографических

и почвенных картах. Работа с серией карт

разных масштабов. Знакомство с

топографическими знаками.

55
2
ОПК-4
2
Лек
 
1.2
1.1 Общие представления о топографических

и почвенных картах. Работа с серией карт

разных масштабов. Знакомство с

топографическими знаками.

55
2
ОПК-4
Пр
 
1.3
1.2 Изучение форм рельефа и

расчлененности. Знакомство с контурными

планами внутрихозяйственного

землеустройства. Картографические основы,

используемые при картировании почв.

55
4
ОПК-4
2
Лек
 
1.4
Топографические и

почвенные карты.

Изучение форм рельефа

и расчлененности.

55
3
Ср
 
Раздел 2. Аэрокосмические материалы. Дешифрирование
 
2.1
2.1 Основные виды фотооснов. Детальное

знакомство с аэроматериалами

55
2
ОПК-4
Лек
 
2.2
2.1 Основные виды фотооснов. Детальное

знакомство с аэроматериалами

55
2
ОПК-4
Пр
 
2.3
Топографическое дешифрирование фотоматериалов.

Прямое дешифрирование и почвенное дешифрирование

по косвенным признакам.

55
2
ОПК-4
Лек
 
2.4
Топографическое дешифрирование фотоматериалов.

Прямое дешифрирование и почвенное дешифрирование

по косвенным признакам.

55
2
ОПК-4
Пр
 
2.5
Особенности дешифрирования почв тундровой, таежной,

лесостепной, степной, полупустынной и пустынной зон.

55
4
ОПК-4
Лек
 
2.6
Особенности дешифрирования почв тундровой, таежной,

лесостепной, степной, полупустынной и пустынной зон.

55
4
ОПК-4
Пр
 
2.7
Аэрокосмические

материалы.

Дешифрирование

55
4
ОПК-4
Ср
 
Раздел 3. Методика крупномасштабного картографирования
 
3.1
3.1 Основные периоды по составлению

почвенной карты: подготовительный, полевой,

камеральный

55
2
ОПК-4
2
Лек
 
3.2
Этапы составления

почвенной

крупномасштабной

карты:

подготовительный,

полевой и камеральный

55
6
ОПК-4
Пр
 
3.3
3.2 Изучение и подготовка картографической

основы, изучение систематического списка

почв, комплектование снаряжения, общее

маршрутное знакомство с территорией,

планирование рабочих маршрутов, типы

почвенных разрезов и полуям, категории

сложности обследования

55
2
ОПК-4
Лек
 
3.4
Изучение и подготовка картографической основы,

изучение систематического списка почв, комплектование

снаряжения, общее маршрутное знакомство с

территорией, планирование рабочих маршрутов, типы

почвенных разрезов и полуям, категории сложности

обследования

55
2
ОПК-4
Пр
 
3.5
3.3 Полевое определение горизонтов,

гранулометрического состава, структурных

агрегатов. Картирование почвенного покрова.

Лабораторные анализы

55
2
ОПК-4
Лек
 
3.6
3.3 Полевое определение горизонтов,

гранулометрического состава, структурных

агрегатов. Картирование почвенного покрова.

Лабораторные анализы

55
2
ОПК-4
Пр
 
3.7
Методика

крупномасштабного

картографирования.

55
6
ОПК-4
Ср
 
Раздел 4. Методика детального почвенного картографирования
 
4.1
4.1 Условные обозначения детальных

почвенных карт: типов, подтипов,

почвообразующих пород,

гранулометрического состава

55
4
ОПК-4
Лек
 
4.2
4.1 Условные обозначения детальных

почвенных карт: типов, подтипов,

почвообразующих пород,

гранулометрического состава

55
4
ОПК-4
4
Пр
 
4.3
4.2 Различные знаки дополнительных

признаков почв: эродированности,

дефлированности,оглеенности, каменистости

55
2
ОПК-4
2
Лек
 
4.4
4.2 Различные знаки дополнительных

признаков почв: эродированности,

дефлированности,оглеенности, каменистости

55
2
ОПК-4
2
Пр
 
4.5
Методика детального

почвенного

картографирования

55
4
ОПК-4
Ср
 
Раздел 5. Методика создания почвенных карт в среде ГИС
 
5.1
5.1 Сканирование и регистрация

изображения. Создание слоя. Формирование

базы данных. Освоение способов создания

объектов. Освоение способов изменения

объектов

55
2
ОПК-4
2
Лек
 
5.2
5.1 Сканирование и

регистрация

изображения.

Формирование базы

данных. Освоение

способов создания и

изменения объектов.

Создание электронных

карт форм рельефа и

элементов мезорельефа,

размещение точек

копания

55
4
ОПК-4
Пр
 
5.3
5.2 Создание электронной карты форм и

элементов мезорельефа. Создание

электронной карты размещения точек копания

55
4
ОПК-4
Лек
 
5.4
5.2 Создание электронной карты форм и

элементов мезорельефа. Создание

электронной карты размещения точек копания

55
2
ОПК-4
Пр
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=425287 
Л1.1
 
Берлянт А. М. Картография:Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 336
Л1.2
 
Убугунова В. И., Воробьева Г. А., Пьянкова Н. А. Почвенно-ландшафтная картография:учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2009. - 75
Л1.3
 
Картография почв [Электронный ресурс]:учебное пособие для обучающихся направления подготовки 35.03.03 агрохимия и агропочвоведение. - Уссурийск: Приморская ГСХА, 2017. - 108 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/149271 
Л1.4
 
Картография с основами топографии [Электронный ресурс]:. - Кызыл: ТувГУ, 2020. - 92 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/175179 
Л1.5
 
Осоргина О. Н., Казаков М. А. Картография [Электронный ресурс]:методические указания. - Самара: СамГАУ, 2022. - 100 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/279002 
Л1.6
 
Юндунов Х. И., Елтошкина Н. В. Картография почв [Электронный ресурс]:учебн?е п???бие для ?тудент?в очного, заочного и заочного с применением дистанционных образовательных технологий обучения, ?бучaющих?я п? нaпрaвлению п?дг?т?вки 35.03.03 – агрохимия и агропочвоведение. - Иркутск: Иркутский ГАУ, 2020. - 118 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/300125 
Л1.7
 
Ковалёва Е. В., Лопачёв Н. А., Степанова В. И. Картография почв [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 128 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/328532 
Л1.8
 
Володина Т. И. Методические указания для практических занятий по дисциплине «Почвенно-ландшафтная картография с применением ГИС-технологий» направление 35.04.03 «Агрохимия и агропочвоведение», магистерская программа «Мониторинг земель и агроэкологическая оценка агроландшафтов» [Электронный ресурс]:. - Великие Луки: Великолукская ГСХА, 2024. - 67 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/426959 
Л1.9
 
 
Дополнительная литература
 
Ширинян А. А. Картография с основами топографии: рельеф на спортивных картах [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2025. - 44 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/450956 
Л2.12
 
Картавцева Е. Н. Тематическая картография [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Томск: ТГАСУ, 2023. - 120 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/408596 
Л2.11
 
Ширинян А. А. Картография с основами топографии: рельеф на спортивных картах [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 44 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/378491 
Л2.10
 
Ещенко Е. Г. Картография [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Барнаул: АГАУ, 2021. - 81 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/197214 
Л2.9
 
Корягина Н. В., Корягин Ю. В. Картография в землеустройстве [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Пенза: ПГАУ, 2020. - 218 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/170965 
Л2.7
 
Макаренко С. А. Картография (курс лекций) [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Воронеж: ВГАУ, 2015. - 146 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/181774 
Л2.8
 
Докучаев В. В. Картография русских почв. Объяснительный текст к почвенной карте Европейской России [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 120 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52678 
Л2.5
 
Южанинов В.С. Картография с основами топографии:Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 302
Л2.4
 
Корягина Н.В., Корягин Ю.В. Топография и картография [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 219 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=439620 
Л2.3
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=392737 
Л2.2
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=376213 
Л2.1
 
Матушкин А. С. Цифровая картография [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Киров: ВятГУ, 2017. - 121 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/164419 
Л2.6
 
 
Методическая литература
 
Волкова И. С. Картография с основами топографии. Тестирование [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие предназначенное для студентов бакалавриата очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «география», «экономика». - Воронеж: ВГПУ, 2022. - 60 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/266876 
Л3.10
 
Комиссарова Е. В. Общая картография с основами маткартографии [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Новосибирск: СГУГиТ, 2021. - 160 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/222359 
Л3.9
 
Макаренко С. А., Ломакин С. В. Картография и ГИС (ГИС "Панорама") [Электронный ресурс]:учебное пособие для бакалавров и магистров по направлению 21.03.02 «землеустройство и кадастры». - Воронеж: ВГАУ, 2016. - 118 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/178906 
Л3.8
 
Гиндемит А. М., Шаяхметов М. Р. Картография почв [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Омск: Омский ГАУ, 2018. - 81 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/176588 
Л3.7
 
Хутакова С. В., Алтаев А. А., Балданов Н. Д. Картография почв [Электронный ресурс]:учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся очного и заочного отделения по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и почвоведение". - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 119 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02467 
Л3.6
 
Шульгина О.В. Картография с основами топографии. Словарь-справочник [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 229 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=425113 
Л3.3
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=438197 
Л3.4
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=423658 
Л3.2
 
Раклов В.П. Картография и ГИС [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 215 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=392089 
Л3.1
 
Хутакова С. В. Картография почв [Электронный ресурс]:учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся очного и заочного отделения по направлению подготовки 35.03.03 «агрохимия и агропочвоведение». - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 119 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/441959 
Л3.11
 
Цифровая картография и геоинформатика:Краткий терминологический словарь. - М.: Картгеоцентр-геодезиздат, 1999. - 46
Л3.5
 
Макаренко С. А. Картография (курс лекций) [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2015. - 147 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/72676.html 
Л3.12
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
444
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (444)
90 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, интерактивная панель с возможность 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
 
440а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (кабинет геологии и геоморфологии) (440а)
21 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, доска аудиторная,   мультимедийный проектор, проекционный экран, возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  ноутбук переносной, коллекция минералов,  доступ в интернет, 4 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
410а
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (кабинет для самостоятельной работы обучающегося и курсового проектирования (выполнения курсовой работы)) (410 а)
22 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, аудиторная доска, проекционный экран, плоттер струйный, 10 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна
Высшее. Агрономия. Ученый агроном. Профессиональная переподготовка 
к.б.н.
 
«Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение»
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Предмет и задачи картографии почв (ОПК -4)

2. История изучения почвенной картографии(ОПК -4)

3. Основные положения почвенной картографии (ОПК -4)

4. Понятие о картах(ОПК -4)

5. Классификация карт(ОПК -4)

6. Масштабы карт(ОПК -4)

7. Номенклатура карт(ОПК -4)

8. Картографические основы для составления почвенных карт(ОПК -4)

9. Топографические карты(ОПК -4)

10. Условные знаки земельных угодий(ОПК -4)

11. Условные внемасштабные знаки(ОПК -4)

12. Контурные условные знаки(ОПК -4)

13. Пояснительные записки к топографическим картам(ОПК -4)

14. Положительные формы рельефа(ОПК -4)

15. Отрицательные формы рельефа(ОПК -4)

16. Формы склонов(ОПК -4)

17. Классификация склонов по крутизне поверхности(ОПК -4)

18. Характерные линии рельефа(ОПК -4)

19. Горизонтальное расчленение рельефа(ОПК -4)

20. Вертикальное расчленение рельефа(ОПК -4)

21. Чтение топографических карт(ОПК -4)

22. Условные обозначения пашни, залежей, сенокосов и пастбищ(ОПК -4)

23. Условные обозначения лесов, кустарников(ОПК -4)

24. Условные обозначения степной растительности(ОПК -4)

25. Аэрокосмические снимки(ОПК -4)

26. Топографическое дешифрирование аэроматериалов(ОПК -4)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
27. Дешифровочные признаки(ОПК -4)

28. Форма изображения объектов на аэрофотоснимках(ОПК -4)

29. Тон изображения аэрофотоснимков(ОПК -4)

30. Структура изображения поверхностей (ОПК -4)

31. Почвенное дешифрирование(ОПК -4)

32. Дешифрирование почв таежной зоны(ОПК -4)

33. Дешифрирование пойменных почв(ОПК -4)

34. Дешифрирование почв лесостепи(ОПК -4)

35. Дешифрирование почв степной зоны(ОПК -4)

36. Дешифрирование  почв пустынь(ОПК -4)

37. Дешифрирование засоленных почв(ОПК -4)

38. Дешифрирование горных почв(ОПК -4)

39. Подготовительный период исследования почв при проведении почвенных картографических работ(ОПК -4)

40. Организация почвенных исследований (ОПК -4)

41. Изучение и подготовка картографической основы (ОПК -4)

42. Составление систематического списка почв(ОПК -4)

43. Рекогносцировочные исследования(ОПК -4)

44. Планирование рабочих маршрутов(ОПК -4)

45. Типы почвенных разрезов, правила их закладки и привязки(ОПК -4)

46. Морфологическое описание почв(ОПК -4)

47. Индексы основных горизонтов(ОПК -4)

48. Индексы почв(ОПК -4)

49. Полевое определение гранулометрического состава(ОПК -4)

50. Отбор почвенных образцов(ОПК -4)

51. Методика составления полевой почвенной карты по топографической основе(ОПК -4)

52. Методика составления почвенной карты с использованием материалов аэрофотосъемки(ОПК -4)

53. Предварительная обработка полевых материалов(ОПК -4)

54. Камеральный анализ. Составление и оформление оригинала почвенной карты(ОПК -4)

55. Агропроизводственная группировка почв(ОПК -4)

56. Картограммы, дополняющие почвенную карту: обеспеченность подвижными соединениями фосфора, калия, легкогидролизуемого азота, кислотности почв и др. (ОПК -4)

57. Картограммы, детализирующие почвенную карту: картограммы эрозии, солонцеватости, засоленности, гумусированности, каменистости, переувлажненности(ОПК -4)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1 модуль по темам «Топографические и почвенные карты» и «Аэрокосмические материалы. Дешифрирование»

1. Предмет и задачи картографии почв.

2. История изучения почвенной картографии

3.Основные положения почвенной картографии

4. Понятие о картах

5. Классификация карт

6. Масштабы карт

7. Номенклатура карт

8. Картографические основы для составления почвенных карт

9. Топографические карты

10. Условные знаки земельных угодий.Условные внемасштабные знаки

12. Контурные условные знаки

13. Пояснительные записки к топографическим картам

14. Положительные формы рельефа

15. Отрицательные формы рельефа

16. Формы склонов.Классификация склонов по крутизне поверхности. Характерные линии рельефа

17. Горизонтальное и вертикальное расчленение рельефа

18.Чтение топографических карт

19.Условные обозначения пашни, залежей, сенокосов и пастбищ

20. Условные обозначения лесов, кустарников, степной растительности

21. Аэрокосмические снимки

22. Топографическое дешифрирование аэроматериалов

23. Дешифровочные признаки

24. Почвенное дешифрирование почвенного покрова

25. Дешифрирование почв таежной зоны

2 модуль по темам «Методика крупномасштабного картографирования», «Методика детального почвенного картографирования» и «Методика создания почвенных карт в среде ГИС»

1. Подготовительный период исследования почв при проведении почвенных картографических работ

2. Организация почвенных исследований

3. Изучение и подготовка картографической основы

4. Составление систематического списка почв

5. Рекогносцировочные исследования

 
6. Планирование рабочих маршрутов

7. Типы почвенных разрезов, правила их закладки и привязки

8. Морфологическое описание почв

9. Индексы основных горизонтов

10. Индексы почв

11. Полевое определение гранулометрического состава

12. Отбор почвенных образцов

13. Методика составления полевой почвенной карты по топографической основе

14. Методика составления почвенной карты с использованием материалов аэрофотосъемки

15. Предварительная обработка полевых материалов

16. Камеральный анализ

17. Составление и оформление оригинала почвенной карты

18. Система условных обозначений

23. Индексы почв природно-климатических зон

27. Агропроизводственная группировка почв

28. Картограммы, дополняющие почвенную карту: обеспеченность подвижными соединениями фосфора, калия, легкогидролизуемого азота, кислотности почв и др.

29. Картограммы, детализирующие почвенную карту: картограммы эрозии, солонцеватости, засоленности, гумусированности, каменистости, переувлажненности.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Картография почв в России

2. Мировые почвенные карты

3. Обзорные почвенные карты

4. Мелкомасштабные почвенные карты

5. Среднемасштабные почвенные карты

6.  Крупномасштабные почвенные карты

6. Детальные почвенные карты

7. Почвенная съемка

8. Этапы составления почвенных карт

9. Информационные источники картографического  материала

 
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания

Шкала оценивания

Комплект заданий для практических работ

Критерии оценивания

Шкала оценивания

Комплект тестовых заданий

Критерии оценивания

Шкала оценивания

Кейс-задачи

Критерии оценивания

Шкала оценивания

Коллоквиум

Критерии оценивания

Шкала оценивания

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные
 
ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6