учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучить основные понятия и проблемы современной лесной науки;
- изучить специфику объектов и методов исследований в лесу;
- сформировать системный подход к решению всех проблем и задач в области лесного хозяйства.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД 2 не знает методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 не в полной мере знает методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 хорошо методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 в полной мере знает методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 не умеет применять методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 не в полной мере умеет применять методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 хорошо умеет применять методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 в полной мере умеет применять методику как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 не владеет методом, как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 не в полной мере владеет методом, как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 хорошо владеет методом, как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ИД 2 в полной мере владеет методом, как вырабатывать стратегию действий при проведении исследовательской работы в лесу
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;;
Не знает, как выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Плохо знает, как выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Хорошо знает, как выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Отлично знает, как выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Не умеет выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Плохо умеет выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Хорошо умеет выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Отлично умеет выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Не владеет навыками выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Плохо владеет навыками выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Хорошо владеет навыками выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
Отлично владеет навыками выявлять перспективные направления повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере.
ОПК-4: Способен проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;;
Не знает, как интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Плохо знает, как интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Хорошо знает, как интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Отлично знает, как интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Не умеет интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Плохо умеет интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Хорошо умеет интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Отлично умеет интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Не владеет навыками интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Плохо владеет навыками интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Хорошо владеет навыками интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
Отлично владеет навыками интерпретировать, делать выводы и представлять результаты научных исследований в профессиональной сфере.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
области лесного дела
исследований
России. Подготовка специалистов для лесного ведомства. Краткий исторический обзор подготовки кадров для лесной отрасли
России Лесоводственная литература. Лесные деятели Росси
Роль науки в современном обществе. Основные функции науки
практикой. Классификация наук; виды научных исследований. Финансирование научно-исследовательских работ
потенциала. Влияние лесохозяйственных мероприятий на продуктивность лесов.
мониторинга лесных насаждений
болезней леса
структурные элементы и методы исследований. Объекты научных исследований в лесном хозяйстве
изучения плодоношения лесных деревьев, естественного и искусственного
возобновления леса. Изучение смены древесных пород.
2. Сохранение биоразнообразия в лесном хозяйстве : учебно-методическое пособие по выполнению практических и самостоятельных работ для магистрантов по направлению подготовки 35.04.01 "Лесное дело" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Ю. А. Кузнецов [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 192 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3114.
3. Опытное дело с основами биометрии в лесном хозяйстве : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: Е. В. Коновалова, С. Ч. Содбоева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 101 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=4059. - Режим доступа: Электронная библиотека Бурятской ГСХА.
4. Искусственное и естественное лесовосстановление на гарях с учетом особенностей природно-климатических условий территории Республики Бурятия : научно-практические рекомендации / М. В. Баханова, С. В. Кисова, Е. В. Коновалова [и др.]. ; рец.: А. А. Воинков, В. В. Бакиров ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2022. - 46 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=5526. - 500 экз. - ISBN 978-5-8200-0499-5
5. Современные аспекты лесоведения, лесоводства и лесной пирологии: методические указания для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 35.04.01 "Лесное дело"
/ М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост. Ю. А. Рупышев. - Улан-Удэ: ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 46 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4280
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
Методология научных исследований
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Методология научных исследований. Понятие метода и методологии научных исследований. (ОПК-4)
3. Научные методы эмпирического исследования. (ПКС-4)
4. Научные методы теоретического исследования. (ОПК-1)
5. Объекты научных исследований в лесном хозяйстве. (ПКС-4)
6. Подготовка к полевым работам в лесных экосистемах. (ОПК-4)
7. Планирование научно-исследовательской работы в лесном хозяйстве. (УК-1)
8. Выбор темы научных исследований. (ОПК-1)
9. Методика исследования и его основные этапы. (ПКС-4)
10. Методика закладки пробных площадей в лесном хозяйстве. (ОПК-4)
11. Методики сбора и обработки экспериментальных материалов. (УК-1)
12. Апробация результатов исследования. (ОПК-4)
13. Информационное обеспечение научных исследований. Основные источники научной информации. (ОПК-1)
14. Информационное обеспечение научных исследований. Изучение литературы и отбор фактического материала. (ОПК-4)
15. Основные методы исследований в лесоводстве. (УК-1)
16. Организация работы на постоянных пробных площадях. (ОПК-1)
17. Подбор объектов исследования в лесном хозяйстве. (ПКС-4)
18. Основные направления современных исследований в лесоводстве. (ОПК-1)
19. Особенности научного мышления и научного труда. (ОПК-4)
20. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях. (УК-1)
21. Методика изучения лесовосстановления под пологом леса и на вырубках. (ОПК-1)
22. Методика изучения воздействия пожаров на лесные фитоценозы. (ОПК-4)
23. Методика исследования динамики лесного фонда. (ПКС-4)
25. Методика изучения состояния лесных культур. (ОПК-1)
26. Роль научных исследований в развитии лесного хозяйства. (ОПК-4)
27. Лесопатологический мониторинг. Понятия и определения. (ПКС-4)
28. Цель и задачи лесопатологического мониторинга. (ОПК-1)
29. Методология лесопатологического мониторинга. (УК-1)
30. Основные задачи защиты леса в современных условиях. (ОПК-4)
Комплект тестовых заданий
1 Вариант
Вопрос 1. Что такое наука?
а) увлечение;
б) профессия;
в) сфера человеческой деятельности;
г) хобби.
Вопрос 2. Чем занимается наука?
а) сбором информации;
б) анализом информации;
в) обработкой информации;
г) сбором, анализом и обработкой информации.
Вопрос 3. Общенаучные методы исследований.
а) эмпирико-теоретические;
б) логико-теоретические (формально-логические и мыслительно-логические методы);
г) мыслительно-теоретические;
д) эмпирико-теоретические, логико-теоретические и мыслительно-теоретические.
Вопрос 4. Что включает в себя эмпирико-теоретический метод исследования?
а) наблюдение и измерение;
б) описание и эксперимент;
в) измерение и эксперимент;
г) наблюдение и измерение, описание и эксперимент.
Вопрос 5. Чем представлены формально - логические методы исследования?
а) аксиоматическим методом;
б) формализацией и аналогией;
в) абстрагированием и моделированием;
г) формализацией и аналогией, аксиоматическим методом, абстрагированием и моделированием
Вопрос 6. Что включает в себя мыслительно - логические методы исследований?
а) анализ и синтез;
б) индукцию и дедукцию;
в) сравнение и обобщение;
г) анализ, синтез, индукцию и дедукцию, сравнение и обобщение.
Вопрос 7. Что включают в себя мыслительно-теоретические методы исследований?
а) проблему, гипотезу и доказательство;
б) исследовательский вопрос (проблему);
в) гипотезу и доказательство.
Вопрос 8. Что образует структуру теории?
а) понятие и категория;
б) суждение;
в) научный термин и принцип;
Вопрос 9. Какие функции выполняет наука?
а) познавательную;
б) мировоззренческую;
в) производственную;
г) образовательную;
д) познавательную, мировоззренческую, производственную и образовательную.
Вопрос 10.Как классифицируются науки?
а) естественные и гуманитарные;
б) технические и естественные;
в) социально-экономические и сельскохозяйственные;
Вопрос 11.К каким наукам относится лесное хозяйство?
а) естественным;
б) сельскохозяйственным;
в) техническим;
г) гуманитарным;
социально-экономическим.
Вопрос 12.Какие методы исследований чаще всего применяются в лесном хозяйстве?
а) исторический, структурный и системный;
б) системный;
в) исторический;
г) структурный.
Вопрос 13.Какие виды исследований направлены на решение практических задач в лесном хозяйстве?
а) фундаментальные;
б) прикладные;
в) поисковые.
Вопрос 14.Кто является автором классического труда по лесоводству «Учение о лесе»?
а) Г.Н.Высоцкий;
б) Н.С.Нестеров;
в) Г.Ф.Морозов;
г) Д.М.Кравчинский.
Вопрос 15.Что является объектами прикладных исследований в лесном хозяйстве?
а) отдельные деревья и их части;
б) древостои и насаждения;
в) отдельные деревья и их части, древостои и насаждения, другие компоненты леса;
г) другие компоненты леса.
Вопрос 16.Основные этапы выполнения НИР:
а) подготовительный, проведение исследований и оформление научных результатов;
б, подготовительный, проведение исследований, обработка, оформление и внедрение научных результатов;
в) проведение исследований, обработка и оформление научных результатов.
Вопрос 17.Какие виды научных, учебных и справочно-информационных изданий нужно использовать при проведении НИР?
а) монографии и учебники;
б) сборники научных трудов и справочники;
в) научные журналы, монографии, сборники научных трудов, диссерта-ции, справочники, учебники и др. издания;
г) диссертации и научные журналы.
Вопрос 18.Основные направления прикладных НИР в лесном хозяйстве:
а) повышение биологической продуктивности лесов, реконструкция мало-продуктивных насаждений;
б) защита леса от вредителей, болезней и пожаров;
в) повышение биологической устойчивости лесов,
г) естественное и искусственное лесовосстановление;
д) все перечисленные выше направления исследований.
Вопрос 19.Что является основой современного учения о лесе?
а) учение о типах леса;
б) биология леса;
в) экология леса;
г) биология и экология леса;
д) смена древесных пород.
Вопрос 20.Какой метод прикладных исследований в лесоводстве является основным?
а) фитопатологический;
б) лесоводственный;
в) физиолого-биохимический;
г) эколого-лесоводственный,
д) экологический.
Вопрос 21.Какие основные методы используются при изучении биологии отдельных компонентов леса?
а) биологические;
б) экологические;
д) био-экологические.
Вопрос 22.Что в лесоводстве подразумевается под понятием «динамика леса»?
а) лесная типология;
б) смена древесных пород и других компонентов леса;
в) дифференциация деревьев в лесу;
г) возобновление леса.
Вопрос 23.Основные факторы, определяющие смену древесных пород.
а) климат и влияние человека;
б) почвенно-климатические условия;
в) биология и экология древесных пород;
г) фауна и другие биотические факторы;
д) все перечисленные факторы.
Вопрос 24.Какие виды смен древесных пород в лесу бывают?
а) длительные;
б) кратковременные;
в) длительные и кратковременные.
Вопрос 25.Каковы биологическая и хозяйственная оценки смены древесных пород?
а) положительная;
б) зависит от характера смены пород;
в) отрицательная.
Вопрос 26.Продуктивность леса это:
а) объём древесины, произведенный лесом на единице площади;
б) количество биологических ресурсов, произведенных лесом на единице площади;
в) фитомасса, произведенная лесом на единице площади.
Вопрос 27.Виды продуктивности леса.
а) биологическая;
б) древесная;
в) экологическая;
г) комплексная;
д) все перечисленные выше.
Вопрос 28.Какие методы исследований наиболее применимы при изучении био-продуктивности леса?
а) лесоводственный и экологический;
б) лесотаксационный и лесоводственный;
в) эколого-географические.
Вопрос 29.Какими методами определяется запас насаждений?
а) по модельным деревьям;
б) по пробным площадям;
в) способом перечислительной таксации;
г) всеми перечисленными методами.
Вопрос 30.Какой метод определения запаса насаждений чаще всего применяют на практике?
а) метод модельных деревьев;
б) метод перечислительной таксации;
в) метод пробных площадей.
Вопрос 31.По каким таблицам производится определение запаса насаждений?
а) по сортиментным;
б) по товарным;
в) по тем и другим.
Вариант 2
Вопрос 1. Что включают в себя мыслительно-теоретические методы исследова-ний?
а) проблему, гипотезу и доказательство;
б) исследовательский вопрос (проблему);
в) гипотезу и доказательство.
Вопрос 2. Что такое мониторинг лесов?
б) постоянное наблюдение за лесом;
в) обследование лесов.
Вопрос 3. Основные блоки мониторинга лесов в России.
а) мониторинг лесных пожаров и лесопатологический мониторинг;
в) комплексный мониторинг лесов в районах промышленных воздействий и радиационный мониторинг лесов;
д) все перечисленные виды мониторинга.
Вопрос 4. Что такое лесопатологический мониторинг?
а) лесопатологическое обследование насаждений;
б) постоянное наблюдение за санитарным состоянием леса;
в) определение санитарного состояния леса.
Вопрос 5. Основная задача лесопатологического мониторинга?
а) обследование леса на предмет поражения вредителями и болезнями;
б) систематическое и длительное наблюдение за развитием вредителей и болезней леса;
в) изучение вредителей и болезней леса.
Вопрос 6. Что должно быть результатом лесопатологического мониторинга ле-са?
а) санитарная и хозяйственная оценка леса;
б) экологическая оценка леса;
в) экономическая оценка леса.
Вопрос 7. Объекты лесопатологического мониторинга.
а) лесные насаждения и лесорастительные условия;
б) санитарное состояние лесов и комплекс вредителей и болезней;
в) антропогенное воздействие на леса;
г) все перечисленные объекты.
Вопрос 8. Основные параметры лесопатологического мониторинга.
а) вредоносность и распространение основных вредителей и болезней;
б) санитарное состояние леса,
в) комплекс вредителей и болезней леса;
г) все перечисленные параметры.
Вопрос 9. Какие виды надзора за развитием вредителей и болезней необходимо осуществлять при ведении лесопатологического мониторинга?
а) общий надзор;
б) общий и специальный надзор;
в) специальный надзор.
Вопрос 10. В каких случаях назначается лесопатологические обследования?
а) в случае массового развития вредителей и болезней;
б) при обнаружении в период проведения общего и специального надзоров очагов опасных вредителей и болезней;
в) при ухудшении санитарного состояния леса.
Вопрос 11. Какими методами проводятся лесопатологические обследования?
а) рекогносцировочным;
б) рекогносцировочным и детальным;
в) детальным.
Вопрос 12. К какому классу биологической устойчивости относится насаждение, в котором размер и характер текущего отпада в несколько раз пре-вышает естественный отпад?
а) I – биологически устойчивое насаждение;
б) II – насаждение с нарушенной устойчивостью;
в) III – насаждение с утраченной устойчивостью.
Вопрос 13. С какой целью определяются категории состояния деревьев?
а) для определения патологического состояния;
б) для учёта вредителей и болезней;
в) для определения видов вредителей и возбудителей болезней
Вопрос 14. Диагноз болезни растения это:
а) определение (распознавание) болезни по совокупности признаков (сим-птомов) патологического состояния растения;
б) определение возбудителя болезни;
в) установление причины заболевания.
а) установления типа болезни и характера заболевания;
б) установления типа болезни, характера заболевания, установление воз-будителя или причины заболевания и назначение мер борьбы;
в) установление возбудителя или причины заболевания и назначение мер борьбы.
Вопрос 16. Основные методы диагностики болезней.
а) макроскопический и микроскопический;
б) микологический и биологический;
в) микроскопический и микологический;
г) макроскопический, микроскопический и микологический
Вопрос 17. Что такое агрессивность возбудителя болезни?
а) вредоносность болезни;
б) способность возбудителя нападать на растение, преодолевать его сопро-тивление, питаться и размножаться в нем;
в) способность вызывать заболевание.
Вопрос 18. Вредоносность болезни это:
а) способность возбудителя болезни преодолевать сопротивление расте-ния;
б) последствия болезни, проявляющиеся в снижении урожая и другой про-дукции;
в) способность возбудителя болезни вызывать патологический процесс
Вопрос 19. Что такое заболевание растений?
а) реакция растения на заражение или повреждение;
б) внедрение возбудителя болезни в растение;
в) последствия заражения растения.
Вопрос 20. Какие признаки нужно учитывать при диагностике болезни по мак-роскопическим признакам?
а) признаки, характерные для возбудителя болезни;
б) признаки проявления патологического состояния растения;
в) признаки, характеризующие неблагоприятные условия роста растения;
г) все перечисленные признаки.
Вопрос 21. Наиболее важные макроскопические признаки, характерные для воз-будителей болезней.
а) мицелий и плодоношения;
б) мицелиальные шнуры и пленки;
в) склероции и стромы;
г) ризоморфы и ризоктонии
Вопрос 22. Наиболее важные признаки патологического состояния дерева.
а) усыхание кроны, гнили, рак;
б) рак и гнили;
в) усыхание кроны и гнили.
Вопрос 23. Наиболее достоверные признаки наличия гнили в дереве можно опре-делить по следующим признакам:
а) по состоянию коры и ствола;
б) по состоянию вершин и боковых ветвей;
в) по состоянию всех частей дерева.
Вопрос 24. Какие образования грибов наиболее важны при диагностике болезней по микроскопическим признакам?
а) мицелий и его видоизменения;
б) плодоношения;
в) спороношения;
г) спороношения и плодоношения
Вопрос 25. На чём основаны лесохозяйственные методы защиты леса?
а) на использовании лесоводственных приёмов для защиты леса от вреди-телей и болезней;
б) на использовании лесозащитных и лесокультурных приёмов;
в) на использовании лесохозяйственных и лесоводственных приёмов.
Вопрос 26. На чём основаны физико-механические методы защиты леса?
а) на использовании физических средств защиты леса от вредителей и бо-лезней;
б) на использовании механических средств и ручных приспособлений;
в) на использовании физических, механических средств и ручных инстру-ментов.
Вопрос 27. Биологические методы защиты леса основаны:
а) на использовании хищных насекомых и энтомофагов;
б) на использовании грибов - антагонистов и грибов – паразитов вредите-лей леса;
в) на использовании биологически активных веществ и токсинов, проду-цируемых грибами и микроорганизмами;
Вопрос 28. Какие наиболее простые способы вычисления среднего арифметиче-ского?
а) способ непосредственного вычисления;
б) способ округления;
в) способ сумм;
г) способ разбивки вариационного ряда на классы.
Вопрос 29. Какой статистический показатель характеризует среднюю изменчи-вость изучаемого признака?
а) среднее арифметическое;
б) вариационный коэффициент;
в) среднее квадратическое отклонение
Вопрос 30. Какой статистический показатель характеризует относительную из-менчивость изучаемого признака или свойства?
а) средняя ошибка;
б) показатель точности;
в) коэффициент изменчивости, или вариационный коэффициент
Вопрос 31. Какой статистический показатель позволяет по частному значению среднего арифметического судить об общей величине среднего ариф-метического изучаемого признака или свойства?
а) вариационный коэффициент;
б) среднее квадратическое отклонение;
в) средняя ошибка среднего арифметического.
1. Значение прикладных научных исследований в развитии лесной отрасли в новых экономических условиях и в формировании современного специалиста лесного хозяйства
2. Методологические основы научного познания и творчества
3. Методология общего лесоводства и положение его в цикле лесохозяйственных знаний
4. Определение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений
5. Методика разработки лесозащитных мероприятий
6. Методика изучения лесовосстановления под пологом леса и на вырубках.
7. Методика изучения воздействия пожаров на лесные фитоценозы.
8. Методика исследования динамики лесного фонда.
9. Методика исследования влияния рубок ухода на рост и развитие древостоев.
10. Методика изучения состояния лесных культур.
11. Роль научных исследований в развитии лесного хозяйства
12. Лесопатологический мониторинг. Понятия и определения.
13. Цель и задачи лесопатологического мониторинга.
14. Методология лесопатологического мониторинга.
15. Основные задачи защиты леса в современных условиях
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Значение прикладных научных исследований в развитии лесной отрасли в новых экономических условиях и в формировании современного специалиста лесного хозяйства
2. Методологические основы научного познания и творчества
3. Методология общего лесоводства и положение его в цикле лесохозяйственных знаний
4. Определение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений
5. Методика разработки лесозащитных мероприятий
6. Методика изучения лесовосстановления под пологом леса и на вырубках.
7. Методика изучения воздействия пожаров на лесные фитоценозы.
8. Методика исследования динамики лесного фонда.
9. Методика исследования влияния рубок ухода на рост и развитие древостоев.
10. Методика изучения состояния лесных культур.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Наука как неотъемлемый компонент современного общества. Цели и задачи науки
2. Методы научных исследований
3. Виды и структура научных работ
4. Организация научных студенческих работ
5. Методика научно-исследовательской работы
6. Метод закладки пробных площадей
7. Виды работ, проводимые на пробных площадях
9. Структура научного исследования
10. Вера и знание
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п