учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2, 3
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
процессах почвообразования, о типах почв, их строении, составе и свойствах; почвенном покрове;
об основных о методах оценки почвенного плодородия, приемах регулирования почвенного
плодородия, картографирования почв; степени пригодности почв для возделывания
сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв, геологические
(эндогенные, экзогенные ) процессы, их значение в формировании горных пород, рельефа.
Задачи: изучение состава и свойств почв; условий почвообразования, принципов классификации
почв, знать об основных типах почв, их строении, плодородии и сельскохозяйственном
использовании; знать основные приемы регулирования почвенного плодородия; методику
почвенного картографирования почв.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
геологии, почвоведения на современном этапе
Почвообразовательный процесс.
Морфология почв
вещества почв
регулирование. Тепловой режим почв и его
регулирование. Плодородие почв, виды, факторы,
оптимальные параметры, пути повышения
регулирование. Тепловой режим почв и его
регулирование. Плодородие почв, виды, факторы,
оптимальные параметры, пути повышения.
регулирование. Тепловой режим почв и его
регулирование. Плодородие почв, виды, факторы,
оптимальные параметры, пути повышения.
почвенного профиля в различных природно
-
климатических зонах
почвенного профиля в различных природно
-
климатических зонах
почвенного профиля в различных природно
-
климатических зонах
Тепловые свойства и тепловой режим почв
Тепловые свойства и тепловой режим почв
Тепловые свойства и тепловой режим почв
табличного материала по составу,
свойствам почв, их генезис
лесной, лесостепной, степной зон
распространения почв. Диагностика, номенклатура и
классификация почв
распространения почв. Диагностика, номенклатура и
классификация почв
распространения почв. Диагностика, номенклатура и
классификация почв
Классификация почв. Структура почвенного покрова.
Классификация почв. Структура почвенного покрова.
Классификация почв. Структура почвенного покрова.
почв. Использование материалов почвенного
обследования
почв. Использование материалов почвенного
обследования
почв. Использование материалов почвенного
обследования
табличного материала
исследований их использование в
сельском хозяйстве
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Теория почвообразовательного процесса В.В. Докучаева.
2. История изучения почв за рубежом.
3. История изучения почв в России.
4. Атмосфера и климатические условия как фактор почвообразования
5. Роль почвы в функционировании биосферы и поддержании жизни на Земле.
6. Морфология почвы как внешнее выражение сложного процесса ее формирования,
химического состава и физических свойств.
7. Экологические функции почв.
8. Организация опытнической работы по изучению почв.
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Основы геологии
1. Форма рельефа, связанная по происхождению с тектоническими явлениями:
1) нанорельеф; 2) макрорельеф; 3) микрорельеф; 4) мезорельеф.
2. Мезорельеф оказывает влияние на:
1) перераспределение тепла и влаги; 2) континентальность климата; 3) широтную
зональность; 4) формирование географических поясов.
3. Автоморфные почвы формируются:
1) при близком залегании грунтовых вод; 2) в условиях свободного стока атмосферных
вод и глубоком залегании грунтовых вод (более 6 м); 3) при длительном застое
атмосферных вод; 4) в условиях свободного стока атмосферных вод и близком –
грунтовых (1–2 м).
4. Гидроморфные почвы формируются:
1) на вершинах склонов; 2) в притеррасной части поймы; 3) при свободном оттоке
атмосферных вод; 4) при глубоком залегании грунтовых вод и недостаточном
атмосферном увлажнении.
1) холодный (полярный); 2) теплый; 3) жаркий; 4) холодно-умеренный (бореальный).
6. Климатическая область Республики Бурятия:
1) влажная; 2) исключительно сухая (супераридная); 3) умеренно сухая (семиаридная); 4)
избыточно влажная.
7. Коэффициент увлажнения – это:
1) годовое количество атмосферных осадков; 2) количество испарившейся грунтовой
воды; 3) количество воды, необходимое для роста и развития растений; 4) отношение
среднемноголетнего количества осадков к количеству испарившейся воды с открытой
водной поверхности за год.
8. Травянистый опад степной зоны характеризуется:
1) низкой зольностью; 2) высоким содержанием смол; 3) обогащенностью биофильными
элементами; 4) повышенным содержанием лигнина и дубильных веществ.
9. Кислые магматические породы, преобладающие в Бурятии – это:
1) базальты; 2) габбро; 3) граниты; 4) вулканический туф.
10. Осадочные породы:
1) конгломераты; 2) сланцы; 3) мрамор; 4) гранит.
11. Метаморфические породы:
1) сланцы; 2) брекчии; 3) лессы; 4) гранит.
12. Четвертичные отложения, оставшиеся на месте выветривания:
1) морские; 2) элювиальные; 3) эоловые; 4) озерно-ледниковые.
13. К факторам химического выветривания относятся:
1) изменение температурного режима; 2) атмосферные явления; 3) физическое воздействие воды;
4) реакция окисления, гидролиза.
14. Результат физического выветривания:
1) гидролиз минералов; 2) образование органоминеральных соединений; 3) изменение
химического состава исходных пород; 4) механическое разрушение.
15. В гидроморфных условиях протекает процесс:
1) подзолообразовательный; 2) дерновый; 3)глеевый; 4) лессиважа.
16. В почвах степной зоны Бурятии протекает процесс:
1) дерновый; 2) торфообразование; 3) глеевый; 4) подзолообразовательный.
17. В почвах пустынной зоны протекает процесс:
1) глеевый; 2) засоления; 3) подзолообразовательный; 4) лессиважа.
18. В почвах лесной зоны протекает процесс:
1) педотурбации; 2) гидрогенно-аккумулятивный; 3) элювиальный; 4) биогенно-аккумулятивный.
Раздел 2. Общая схема почвообразовательного процесса
1. В гидроморфных условиях протекает процесс:
1) подзолообразовательный; 2) дерновый; 3)глеевый; 4) лессиважа.
2. В почвах степной зоны Бурятии протекает процесс:
1) дерновый; 2) торфообразование; 3) глеевый; 4) подзолообразовательный.
3. В почвах пустынной зоны протекает процесс:
1) глеевый; 2) засоления; 3) подзолообразовательный; 4) лессиважа.
4. В почвах лесной зоны протекает процесс:
1) педотурбации; 2) гидрогенно-аккумулятивный; 3) элювиальный; 4) биогенно-аккумулятивный.
Раздел 3. Состав, свойства, режимы почв
1. Высокогумусные черноземы имеют структуру:
1) столбчатую; 2) плитчатую; 3) зернистую; 4) пылеватую.
2. Агрономически ценные агрегаты, мм:
1. < 0,01; 2) 0,25-3; 3) 5-10; 4) 50-100.
3. Пористость (скважность) почв зависит от:
1) содержания гумуса; 2) температурного режима; 3) количества элементов питания;
4) от включений и новообразований почв.
4. Оптимальные параметры плотности сложения почв для большинства сельскохозяйственных
культур, г/см3:
1. 0,5-1,0; 2) 1,1-1,4; 3) 3,0-4,0; 4) 2,0-2,5.
5. Критический уровень плотности почвы, г/см3:
1) 1,0-1,2; 2) более 1,4-1,5; 3) 0,9-1,0; 4) до 1,0.
6. Тяжелые по гранулометрическому составу почвы и содержащие в составе ППК много натрия
имеют структуру:
1) пылеватую; 2) ореховатую; 3) глыбистую, столбчатую; 4) зернистую.
7. Для легких по гранулометрическому составу и малогумусных почв Забайкалья характерна такая
структура:
1) пылеватая, пылевато-комковатая; 2) столбчатая; 3) призматическая; 4) зернистая,
ореховатая.
8. С целью улучшения структурного состояния почв проводят:
1) посев многолетних трав и внесение навоза; 2) внесение минеральных удобрений; 3)
введение парового поля в севооборот; 4) орошение.
9. Катион, способствующий увеличению пластичности:
10. Большой липкостью обладают почвы:
1) песчаные; 2) легкосуглинистые; 3) глинистые; 4) супесчаные.
Раздел 4. География почв
1. В основу выделения почвенных округов положено:
1) общность структуры почвенного покрова (СПП) в пределах отдельных частей
провинции, обусловленная особенностями рельефа и состава пород; 2) участие в
почвенном покрове заболоченных почв; 3) соотношение культурной и естественной
растительности; 4) степень распаханности территории.
2. Почвенно-биоклиматический пояс на территории России, представленный наибольшим
разнообразием почвенных зон:
1) полярный; 2) бореальный; 3) суббореальный; 4) субтропический.
3. Почвенно-климатический пояс на территории России, где наиболее широко представлены
горные провинции:
1) полярный; 2) бореальный; 3) суббореальный; 4) субтропический.
4. Развитие закона аналогичных топографических рядов в географии почв определяет:
1) общность генезиса почвообразующих пород; 2) выделение зональных типов и
подтипов почв по рельефу; 3) сходство с расположении почв в меридиональном
направлении; 4) общность в проявлении процессов миграции и аккумуляции веществ,
обусловленная изменениями условий почвообразования на основных элементах
рельефа (водораздел-склон-долина).
5. Почвенно-климатические фации выделяются по:
1) типу господствующей растительности; 2) различию в составе почвообразующих пород;
3) господствующему зональному типу почв; 4) сумме активных температур и
длительности сохранения отрицательных температур в зональном типе почв.
6. В степной зоне теплая фация выделяется на территории:
1) Восточной Сибири; 2) Западной Сибири; 3) Украины; 4) Забайкалья.
7. Почвенная провинция – это часть:
1) почвенно-биоклиматического пояса; 2) почвенной зоны (подзоны); 3) почвеннобиоклиматической области; 4) почвенного района.
8. Основное отличие почвенного района от почвенного округа:
1) комбинации различных типов; 2) количественные различия по доле участия в
почвенном покрове одних и тех же родов, видов и разновидностей почв; 3) господство
в почвенном покрове округа авторморфных почв, а в почвенном районе – гидроморфных;
4) преимущественное участие в структуре почвенного покрова (СПП) округа контрастных
комбинаций, а в почвенном покрове района неконтрастных комбинаций.
9. Генетический тип почвы – это группа почв, выделяющаяся:
1) в пределах рода по степени развития почвообразовательного процесса; 2) по
общности строения почвенного профиля, однотипностью основного процесса
почвообразования; 3) по генетическим свойствам почвообразующей породы; 4) по
гранулометрическому составу.
10. Номенклатура почв – это:
1) показатели, по которым почву относят к определенному типу; 2) характеристика,
отражающая структуру почвенного покрова; 3) название почв; 4) морфологическая
характеристика почв.
Раздел 5. Материалы почвенных исследований и их использование
Обзорные почвенные карты отражают почвы:
1) областей; 2) республик; 3) хозяйств; 4) материков, государств.
1. Картография почв изучает:
1) строение почв; 2) почвенные карты; 3) состав почв; 4) агрономическую оценку.
2. Детальные почвенные карты характеризуют почвенный покров:
1) краев, областей; 2) опытных полей; 3) государств; 4) регионов.
3. При использовании материалов почвенных исследований в целях осушения почв учитывают:
1) глубину залегания грунтовых вод; 2) питательный режим; 3) степень эродированности;
4) мощность гумусового горизонта.
4. Среднемасштабные почвенные карты характеризуют почвы:
1) областей; 2) материков; 3) фермерских хозяйств; 4) опытных полей.
5. Агропроизводственная группировка почв – это объединение почв близких по:
1) генетическим, агрономическим свойствам; 2) генезису; 3) гранулометрическому
составу; 4) минералогическому составу.
6. При гипсовании почв используют почвенные карты и картограммы, отражающие:
1) физико-химические свойства и состав поглощенных катионов; 2) степень
эродированности; 3) гранулометрический состав; 4) степень заболоченности.
7. При использовании почвенных карт и картограмм в целях рационального применения
удобрений учитывают:
1) питательный режим; 2) физические свойства; 3) однородность почвенного покрова; 4)
гранулометрический состав.
8. При использовании почвенных карт и картограмм в целях мелиорации почв учитывают:
состав поглощенных катионов; 4) эродированность почв.
9. Почвенная карта отражает:
1) физические свойства; 2) пространственное расположение почв; 3) морфологические
признаки; 4) генетическую характеристику.
10. В одну агропроизводственную группу могут быть включены почвы:
1) разные по мощности гумусового горизонта; 2) близкие по генезису, но очень разные по
агрономическим свойствам; 3) различной реакции среды; 4) близкие по генезису и
агрономическим свойствам.
1. Номенклатура и типы генетических горизонтов почв различных природных зон.
2. Строение почвенного профиля, его зависимость от факторов почвообразования.
3. Формирование почвенного профиля в подзоне северной тайги, морфологические
признаки генетических горизонтов.
4. Строение почвенного профиля, особенности морфологических признаков
гидроморфных почв. Роль воды в почвообразовании.
5. Круговорот воды в природе.
6. Роль грунтовых вод в водном балансе почв.
7. Значение мерзлой воды в почвообразовании.
8. Разрушительная роль воды, виды водной эрозии и меры борьбы с ней.
9. Приемы регулирования водного режима почв.
10. Источники почвенного гумуса. Разложение органических остатков в почве.
11. Микроорганизмы, и их значение в гумусообразовании.
12. Гумус и плодородие почв.
13. Формы гумуса основных типов почв.
14. Экологическая роль гумуса.
15. Агрегатообразование в различных типах почв.
16. Синтетические структурообразователи почв и их применение в сельском хозяйстве.
17. Роль гумусовых веществ в формировании водопрочных агрегатов.
18. Влияние глинистых минералов на физико-механические свойства почв.
19. Плужная подошва и почвенная корка, их вред и пути устранения
Темы для подготовки презентаций
1. Почва. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения
2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы
3. Роль органических веществ в почвообразовании и плодородии почв и питании растений
4. Окультуривание почв и понятие «культурная почва». Основные проблемы охраны почв.
5. Тепло и влага как основные факторы среды, определяющие состав и продуктивность
зональной растительности.
Критерии оценки контрольных вопросов
Шкала оценивания
Комплект дискуссионных вопросов
Критерии оценки контрольных вопросов
Шкала оценивания
Темы рефератов
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Темы для подготовки презентаций
Критерии оценивания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания,
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п