учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных понятий и терминов, применяемых в области физиологии растений; изучение принципов структурной и функциональной организации растений; формирование знаний о механизмах регуляции по получению качественного урожая с/х и лесных культур; изучение основных методов исследования в физиологии и биохимии растений.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2.Рузавин Ю.Н. Физиология и биохимия растений : методические указания к лабораторным занятиям / Ю. Н. Рузавин, И. Б. Чимитдоржиева, М. А. Шиханова ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 156 с.
3. Рузавин Ю.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений : Доп. МСХ РФ в качестве учебника для студентов вузов по агрономическим спец. / Н. Н. Третьяков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КолосС, 2005. - 656 с
4. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений : методические указания по самостоятельной работе для студентов очного и заочного обучения агрономического факультета / Ю. Н. Рузавин, И. Н. Лаврентьева, М. Р. Маладаева ; ДКПиО при МСХ РФ ФГОУ ВПО"БГСХА"Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН; Кафедра почвоведения и агрохимии. - Улан-Удэ : БГСХА, 2004. - 64 с
5. Биохимия растений : учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшей школы / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: А. С. Сыренжапова, А. В. Буянтуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 199 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00419. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА.
6. Исследовательские лабораторные работы по физиологии и биохимии растений : учебное пособие / Ю. Н. Рузавин, И. П. Быков, А. С. Билтуев, А. А. Маладаев ; ФГОУ ВПО " Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова", Каф. агрохимии и почвоведения. - Улан-Удэ : Издательство БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2008. - 219 с.
7. Физиология и биохимия сельскохозяйственных культур : Рек. УМО вузов РФ по агр. образованию в качестве учеб. пособия / Ю. Н. Рузавин, А. С. Сыренжапова ; ФГОУ ВПО "Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова". Каф. почвоведения и агрохимии. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2006. - 116 с.
8. Физиология растений : рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению "Лесное дело", специальностям 250201 - Лесное хозяйство, 250203 - Садово-парковое и ландшафтное строительство / А. В. Веретенников ; Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА). - М. : Академический Проект, 2006. - 480 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Физиология и биохимия растительной клетки
1.Запасные вещества растений и их роль.
2.Физиологическая роль органоидов растительной клетки
3.Строение растительной клетки. Отличия от животной клетки.
Тема 2. Фотосинтез
1.Зависимость фотосинтеза от внешних и внутренних факторов среды.
2.Характеристика фотосинтетических пигментов.
Тема 3. Дыхание
1.Интенсивность дыхания и ее зависимость от внешних и внутренних факторов.
2.Дыхание больного растения.
Тема 4. Водный обмен. Водный режим.
1.Зависимость транспирации от условий среды, суточный ход. Пути снижения уровня транспирации.
2.Влияние внешних и внутренних факторов среды на водный обмен растений
Тема 5. Минеральное питание
1.Влияние внешних и внутренних факторов на минеральное питание растений
2.Физиологическая роль микро- и макроэлементов.
3.Поступление нитратов в растения и пути их снижения.
Тема 6. Обмен и транспорт органических веществ в растениях
1.Способы регулирования транспорта веществ с целью повышения урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции
Тема 7. Рост и развитие растений
1.Физиология формирования плодов, семян и других продуктивных частей растений.
2.Физиология цветения. Накопление и превращение веществ при формировании семян. Влияние внутренних и внешних факторов на качество семян. Физиология покоя семян.
3.Превращение веществ при созревании сочных плодов.
4.Физиологические основы хранения семян, плодов, овощей, сочных плодов и грубых кормов.
Тема 8. Приспособление и устойчивость растений
1.Устойчивость растений к различным факторам (газо-, соле-,жароустойчивость и др.)
Тема 9. Физиология и биохимия формирования качества урожая с/х культур
1.Физиолого-биохимические особенности сельскохозяйственных культур
2.Клейковина. Типы. Условия созревания. Качество хлебобулочных изделий.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1. Стрессоустойчивость растений. Механизмы. Виды. Пути повышения стрессоустойчивости сельскохозяйственных культур в условиях Бурятии.
2. Лимитирующие факторы для роста и развития растений в Забайкалье. Проблемы и перспективы повышения урожайности сельскохозяйственных культур в криоаридных условиях.
3. Питание растений в криоаридных условиях Забайкалья
Индивидуальные задания для ситуационных задач
А) Задания к теме Физиология и биохимия растительной клетки
1 Получите искусственную клеточку Траубе согласно методике и объясните полученные все варианты.
2 . Определите сосущую силу у моркови и объясните полученные результаты. Заполните таблицу, зарисуйте опыт.
Б) Задания к теме Водный обмен растений:
1 Предложите мероприятия по улучшению водного режима в условиях Забайкалья в период засушливого вегетационного периода на примере пшеницы.
2 . Определите водный дефицит, водоудерживающую способность, дыхание у моркови и сделать выводы об условиях хранения растениеводческой продукции.
3. Рассчитайте норму полива в предложенных вариантах субстрата и обоснуйте свой ответ. Предложите свои варианты культур по выращиванию в данных почвогрунтах.
Перечень вопросов к экзамену
1.Предмет и задачи физиологии растений, место в системе биологических дисциплин (ОПК-1)
2.Влияние внешних и внутренних факторов на интенсивность фотосинтеза (ОПК-1)
3.Физиологическая роль фосфора. (ОПК-1)
4.Лист как орган фотосинтеза (ОПК-1)
5.Холодоустойчивость растений. Способы ее повышения (ОПК-1)
6.Физиологические нарушения при недостатке отдельных элементов питания (ОПК-1)
7.Понятие о росте, развитии, онтогенезе растений (ОПК-1)
9.Характеристика растений Сз и C4 (ОПК-1)
10.Интенсивность дыхания растений и ее зависимость от внешних и внутренних факторов ( ОПК-1)
11.Поглощение и транспорт минеральных веществ в растениях (ОПК-1)
12.Регуляция роста и онтогенеза (ОПК-1)
13.Транспирация, ее роль и значение и методы ее измерения (ОПК-1)
14.Транспорт веществ через мембрану растительной клетки (ОПК-1)
15.Физиологическая роль микроэлементов (основные положения) (ОПК-1)
16.Физиологическая роль кальция (ОПК-1)
17.Отличия С3 и С4 растений (ОПК-1)
18.Защитно-приспособительные реакции растений против повреждающих воздействий внешней среды (ОПК-1)
19.Способы ускорения созревания плодов. Пути регулирования качества семян и плодов (ОПК-1)
20.Физиологические основы устойчивости (ОПК-1)
21.Гормональная теория развития растений (ОПК-1)
22.Растения как открытые системы. Типы превращений (ОПК-1)
23.САМ – метаболизм (ОПК-1)
24.Причины накопления избыточных количеств нитратов в растениях и пути их снижения в сельскохозяйственной продукции (ОПК-1)
25.Морозоустойчивость растений. Способы повышения морозоустойчивости. Закаливание растений, ее фазы (ОПК-1)
26.Засухоустойчивость растений и пути ее повышения (ОПК-1)
27.Фитогормоны как факторы, регулирующие рост и развитие целого растения (ОПК-1)
28.Питание растений азотом (ОПК-1)
29. Механизмы поступления питательных веществ из почвы в корни растений (ОПК-1)
30.Состояние воды в тканях и ее физиологическая роль (ОПК-1)
31.Химические и физиологические свойства каротиноидов, их роль в растениях (ОПК-1)
32.Физиологическая роль бора (ОПК-1)
33.Классификация фитогормонов. Роль их в растениях (ОПК-1)
34.Основные закономерности изменения качества урожая в зависимости от почвенно- климатических условий (ОПК-1)
35.Закаливание растений, его фазы (ОПК-1)
36.Значение транспирации в жизни растений (ОПК-1)
37.Классификация растений в онтогенезе (ОПК-1)
38.Общие сведения о росте и развитии растений (ОПК-1)
39.Физиологические основы орошения (ОПК-1)
40.Физиологические основы применения удобрений (ОПК-1)
41.Устойчивость растений к болезням (ОПК-1)
42.Движение органов растений, их приспособительное значение (ОПК-1)
43.Внешние признаки голодания растений по азоту, фосфору и калию (ОПК-1)
44.Зимостойкость как устойчивость ко всему комплексу неблагоприятных факторов перезимовки (вымокание, выпревание, гибель под ледяной коркой и т.д.) (ОПК-1)
45.Солеустойчивость растений. Возможность повышения солеустойчивости (ОПК-1)
46.Гликолиз и его регуляция (анаэробная фаза дыхания) и его энергетика (ОПК-1)
47. Особенности питания растений при выращивании без почвы (ОПК-1)
48.Цикл Кребса (аэробное дыхание), его значение и энергетика (ОПК-1)
49.Планетарная роль растений в природе (ОПК-1)
50.Водообмен растений (ОПК-1)
51.Классификация с/х культур, пищевая и кормовая их ценность (ОПК-1)
52.Причины накопления избыточных количеств нитратов в растениях и пути их снижения в сельскохозяйственной продукции (ОПК-1)
53.Локализация роста у высших растений (ОПК-1)
54.Влияние на фотосинтез температуры, воды, СО2 в воздухе (ОПК-1)
55.Поступление и превращение соединений азота в растениях (ОПК-1)
56.Транспирация и ее регулирование растением (ОПК-1)
57.Фотохимический этап фотосинтеза. Циклическое и нециклическое фотосинтетическое фосфолирование (ОПК-1)
58.Физиологические основы регулирования дыхания при хранении растениеводческой продукции (ОПК-1)
59.Физиологическая роль меди (ОПК-1)
60.Физиолого-биохимические особенности масленичных культур (ОПК-1)
61.Возможные пути повышения фотосинтетической активности сельскохозяйственных растений.
62.Устойчивость растений против вредных газообразных выделений промышленности и транспорта (ОПК-1)
63.Понятие о росте, развитии, онтогенезе растений (ОПК-1)
64.Физиологические особенности засухоустойчивости с/х растений. Диагностика жаро- и засухоустойчивости (ОПК-1)
65.Водный режим растений в условиях засухи (ОПК-1)
66.Химические и физиологические свойства хлорофилла, их роль в растениях
67. Устойчивость растений к вредителям (ОПК-1)
68.Физиологическая роль магния (ОПК-1)
69.Физиолого-биохимические особенности зернобобовых культур (ОПК-1)
70.Зависимость роста от внутренних факторов (ОПК-1)
71. Действие радиации на растение (ОПК-1)
72.Клетка как целостная открытая система (ОПК-1)
74.Основные механизмы поглощения элементов минерального питания (ОПК-1)
75.Фитогормоны, как факторы, регулирующие рост и развитие целого растения (ОПК-1)
76.Физиологические особенности зерновых злаковых культур (ОПК-1)
77.Зависимость роста от экологических факторов (ОПК-1)
78.Классификация почвенной влаги и ее доступность растениям (ОПК-1)
79.Особенности азотного питания бобовых (ОПК-1)
80.Понятие о росте, развитии, онтогенезе растений (ОПК-1)
81.Фотосинтез суккулентных растений (ОПК-1)
82.Значение воды для формирования урожая (ОПК-1)
83.Регуляция роста и онтогенеза (ОПК-1)
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
Укажите номер правильного ответа:
1.Критическим периодом для растений при воздействии стрессовых условий являются:
1.Начало вегетации.
2. Фаза закладки генеративных органов.
3 Фаза цветения.
4. Период созревания семян и плодов
2. Первая фаза закалки растений к морозам проходит в условиях:
1. Свет и низкие положительные температуры в ночное время.
2. Свет и низкие отрицательные температуры в ночное время.
3. Постепенное снижение температуры до отрицательных величин.
3.Зимостойкость сельскохозяйственных растений – это:
1. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры .
2.Устойчивость растений к комплексу неблагопр.факторов в зимнее время.
3. Способность растений переносить переменные температуры.
4. Факторы внешней среды, вызывающие повреждение растений от зимней засухи:
1. Сильные морозы после оттепели.
2. Бесснежные зимы.
3. Постоянные и сильные ветры.
5. В основе полегания растений следующие причины:
1.Слабое развитие механических тканей стебля.
2. Большое содержание токсических веществ.
3. Большое содержание воды в растениях.
6.Неустойчивыми к засолению являются древесные растения:
1.Инжир. 2. Маслины. 3 Облепиха. 4. Яблоня.
7. При сильном хлоридном засолении в растениях накапливаются токсические вещества:
1. Аммиак, жиры, углеводы.
2. Аммиак, кадаверин, путресцин.
3. Аммиак, белок, кетокислоты.
8. В качестве биоиндикаторов при загрязнении среды вредными газами используются:
1. Грибы и бактерии.
2. Мхи и лишайники.
3. Папоротники и водоросли.
9. Общие признаки повреждения растений токсическими газами:
1. Некроз листьев и их дальнейшее отмирание.
2 Пожелтение листьев.
3. Фиолетовый налет на листьях
10. При неблагоприятных условиях в клетке возрастает содержание:
1. Пролина. 2 витамина. 3. Метионина 4. Жиров
11.Устойчивость растений к заморозкам – это способность переносить:
1. Небольшие отрицательные температуры.
2 Низкие положительные температуры.
3. Переменные температуры.
12. Вторая фаза закалки обеспечивает:
1. Увеличение количества ауксинов и цитокининов.
2. Отток из цитозоля клеток свободной воды.
3. Уменьшение количества абсцизовой кислоты.
13. Для борьбы с полеганием можно применять::
1.Гербициды. 2. Дефолианты. 3. Ретарданты. 4. Десиканты
14. Действие неблагоприятных факторов, превысившие пороговое значение у растений, как правило:
1. Функция отклоняется от нормы.
2 Первоначальный знак функции со временем меняется на противоположный.
3. Функция возрастает.
15. При подготовке к зиме в растениях в большом количестве накапливаются:
1. Аминокислоты. 2 Нуклеиновые кислоты. 3. Сахара. 4. Ауксины
16. Наиболее токсичными для растений является засоление:
17. Факторы внешней среды, вызывающие выпревание сельскохозяйственных растений:
1. Теплая зима с большим снежным покровом.
2.Холодная зима с малым снежным покровом.
3Холодная зима с большим снежным покровом.
18. Первая фаза закалки растений обеспечивает:
1. Уменьшает количество ингибиторов.
2. Накопление в клетках сахарозы и других олигосахаридов.
3. Отток из цитозоля клеток свободной воды.
19. В процессе расщепления молекулы глюкозы до конечных продуктов, т.е. углекислого газа и воды, синтезируется__________ молекул АТФ
1)36 2.)38 3) 7 4) 10
20. Реакции гликолиза протекают в ______
2)Митохондриях. 2) цитоплазме. 3) хлоропластах 4) ядре
21.Величина дыхательного коэффициента зависит от ………….
1)Содержания СО2 2) природы органического вещества.
3)содержания О2 4) температуры
22.Теорию перекисного окисления обосновал………
1) А.Н.Бах 2) О.Варбург 3)В.И.Палладин 4) С.П.Костычев
23.В состав коферментов входит……..
1) Бор 2) Калий 3)Кальций 4) железо
23. Величина дыхательного коэффициента прорастающих семян масличных растений
1) 2 2) Больше 1 3) Меньше 1,0 4) 1,0
24.Физиологическим показателем эффективности дыхания служит отношение количеств …
1) выделившейся двуокиси углерода/ потреблению кислорода
2) окисленного субстрата/ выделившейся двуокиси углерода
3)Фосфата, пошедшего на фосфорилирование АТФ/ потребление О2
4) окисленного субстрата/ потребленного кислорода
25.В состав простетической группы полифенолксидаз входит …
1) железо 2) марганец 3) медь 4) железопорфирин
26. Образование аланина связано с прямымаминированием:
1) кетоглутаровой кислоты 2) пировиноградной кислоты
3) щавелевоуксусной кислоты 4) фумаровой кислоты
26.. Локализация в клетках гидролитических ферментов:
1) в сферосомах 2) в митохондриях 3) лизосомах 40 в рибосомах
27. За сутки растение может поглотить СО2 (кг)
1) 240 2) 120 3)300 4)60
27. В состав простетической группы флавиновыхдегидрогеназ входит витамин:
1) витамин РР – амид никотиновой кислоты 2) тиамин ( витамин В1)
3) пиродоксин (витамин 6) 4) рибофлавин ( витамин В2)
28. Простетической группой каталазы является:
1) железо 2) железопорфирин 30 медьпорфирин 4) медь
29. Калорийность жира
1) 17,6 кДж/г 2) 15,5 кДж/г 3038,9 кДж/г 4) 5 кДж/г
30. Дыхательный коэффициент (ДК) за счет органических кислот:
1)0,7-0,8 2)0,3-0,7 3)1,33-4 4)0,8-1,1
31.Функция кофермента G в дыхательной цепи:
1) перенос электронов на О2 2) промежуточный перенос водорода
3) перенос водорода на О2 4) промежуточный перенос электронов ..
32. Минимальное значение коэффициента дыхания во время прорастания семян пшеницы при 12-250С:
1) 0,73 2) 0,61.. 3)0,47 4)0,35
33.Цитохромксидаза осуществляет:
1) промежуточный перенос водорода 2) перенос водорода на О2
3) промежуточный перенос электронов 4) перенос электронов на О2..
33. На одну молекулу глюкозы, окисленной в аэробном дыхании образуется молекул АТФ:
1)22 2)30.. 3)49 4)38
34. При дегидрировании янтарной кислоты в цикле Кребса образуется:
1)Кетоглютаровая кислота 2)яблочная кислота
3) фумаровая кислота .. 4) щавелевоуксусная кислота
35. В состав простетической группы оксидаз входят…
1)железо 2) марганец 3)железопорфирин 4) медь..
36.В состав простетической группы пероксидазы входит..
1)Железо.. 2) медьпорфирин 3) медь 4) железопорфирин
37. Космическая роль зеленых растений заключается в:
1)Фиксации энергии квантов солнечного света…
2) поглощении углекислого газа.
3)выделении кислорода.
4) стабилизации газового состава атмосферы
1) углеродн. группы порфиринового ядра. 2) Сложной эфирной связи.
3)циклопентановое кольцо. 4) системы конъюгированных двойных связей
39. первичным продуктом фазы карбоксилирования цикла Кальвина является
1) рибулоза – 1,5- дифосфат 2) фруктозо- 1,6- дифосфат
3) фосфоглицериновый альдегид 4) фосфоглицериновая кислота..
40. Зеленый цвет растений обусловлен:
1) наличием металлорганической связи в центре молекулы хлорофилла.
2) поглощение красной и синей части спектра
3) растворимостью а органическом растворителе
4) наличием спиртовых группировок в молекуле хлорофилла.
41. Исходным материалом для фотосинтеза служат…
1) Н2О и О2 2) О2 и СО2 3) СО2 и Н2О 4С6Н12О6 и О2
42.Растения, не выносящие затенения и произрастающие в природе на открытых местах называются…
1) светотолерантные 2) световыносливыми
3) светозависимыми. 4) светолюбивями
43.Доля ФАР В ОБЩЕЙ СОЛНЕЧНОЙ РАДИАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ (В5)
1) 4-10 2)20-42 3)42-50 4080-85
43. Установите правильную последовательность перенос энергии квантов света при фотосинтезе:
1) светофокусирующие антенные пигменты
2)Светособирающие антенные пигменты
3) реакционный центр (РЦ).
4) Звенья электрон-транспортной цепи (ЭТЦ),
44. Теоретически возможный КПД фотосинтеза посевов ,%
1) 5-6 2)1-2 3)0 -3 4)8-0-10
Вариант 2
Задание 1. Часть клетки, свойственная только растениям:
1) клеточная стенка; 2)мезоплазма; 3)плазмалемма; 4)гиалоплазма
Задание 2. Часть клетки, главным образом, участвующая в росте клеточной стенки:
1) митохондрии; 2) лизосомы; 3) Аппарат Гольджи; 4) сферосомы
Задание 3.Оптимальная влажность почвы для сельскохозяйственных культур в %:
1) менее 50; 2) 60-65; 3)75-80; 4)90-95
Задание 4. Сильное уплотнение почвы или затопление её ослабляет поглощение воды корнями вследствие:
1) Подавления дыхания; 2) Нехватки элементов минерального питания; 3) Снижения интенсивности транспирации; 4) Уменьшение количества доступной воды
Задание 5. Отношение суммарного расхода воды за вегетацию 1 га посевов (экватранспирация) к созданной биомассе или хозяйственно полезному урожаю определяет:
1) Коэффициент завядания; 2) Коэффициент водопотребления; 3) Относительная транспирация; 4) Интенсивность транспирации
Задание 6. Часть хлоропласта, в котором протекает цикл Кальвина:
1) В строме; 2) Во внутренней оболочке мембраны; 3) Во внешней мембране оболочки; 4) В тилакоидах гран.
Задание 7. К С4 растениям относятся сельскохозяйственные культуры:
1) Просо, сорго, кукуруза, сахарный тростник; 2) Картофель, подсолнечник, сахарная свекла, горох; 3) Ячмень, просо сорго, кукуруза; 4) Пшеница, овес, ячмень, рис
Задание 8. Дополните: присутствуют ли пластиды в клетках всех живых существ____________________________________________
Задание 9. На одну молекулу глюкозы, окисленную в аэробном дыхании, образуется молекул АТФ:
1)22
2)30
3)48
4)38.
Задание10. Наибольшая потребность в минеральных элементов на этапе:
1)Цветения
2)Молодости.
3)Плодоношения
4)Размножения
Задание 11. Основной критерий, используемый для определения функционирования либо отсутствия активного транспорта ионов в растении:
1)Действие дыхательных ядов.
2)Температурная зависимость
3)Концентрационный градиент
4)Электрохимический градиент
1)4,5
2)5,5
3)6,0
4)7,0.
Задание 13. Не нуждается в яровизации при всех сроках посева группа однолетников:
1)Озимые
2)Яровые
3)Двуручки.
4)Полуозимые
Задание 14. По мнению М.Х.Чайлахяна, в гормональный комплекс флоригена входят:
1)Гиббереллины и антезины.
2)Этилен и антезины
3)Гиббереллины и ауксины
4)Цитокинины и антезины
Задание 15. Для борьбы с полеганием применяют:
1)Хлорхолинхлорид
2)Индолилмасляную кислоту
3)Этрел
4)Гиббереллин
Задание 16. Самыми неустойчивыми к хроническому воздействию двуокиси серы являются:
1)люпин и клевер.
2)Вика и кукуруза
3)Лук и салат
4)Горох и рапс
Задание 17. Углеводный комплекс корнеплодов в основном представлен:
1)Крахмалом
2)Сахарозой и моносахаридами.
3)Пектиновыми веществами
Задание 18.Содержание клейковины в зерне сильной пшеницы в %:
1)20-25
2)26-28
3)Более 28.
Задание 19. Установите соответствие:
Культуры Источник витаминов
1)Зернобобовые А. аскорбиновая кислота Е
2)Овощные Б. В1,В2, В6,РР,Е
В. Аскорбиновая кислота, В2, РР,
Г. фолиевая кислота
Задание 20. Установите соответствие:
Белки: Локализация в зерне:
1) Проламины А. зародыш
2) Глобулины Б. эндосперм
В. Семенная кожура
Задание 21. По степени устойчивости к засолению различают растения:
1) Устойчивые А. овес, просо, кукуруза, подсолнечник,
2) Среднеустойчивые картофель, лук, морковь, томаты
3) Слабоустойчивы Б. пшеница, сорго, гречиха, лен, репа,
В. Ячмень, горчица ,клевер, капуста,
сахарная свекла, шпинат
Задание 22. Виды и действующие факторы тропизмов
Вид: Фактор:
1) фототропизм А. сила тяжести
2) геотропизм Б. обводненность
3) гидротропизм В. освещенность
4) хемотропизм Г. кислород
5) термотропизм Д. электрические вещества
6) аэротропизм Е. химические вещества
Ж. температура
Задание 23. Биосинтез в растениях фитогормонов
1)Гиббереллины А. образование более крупных гроздьев у вино-
града. Приближает цветение длиннодневных
растений. Двулетники переходят к цветению
без яровизации. Сдвигает пол растений в
в мужскую сторону (конопля, тыква),
стимулирует прорастание свежеубранных
клубней картофеля; способствует
формированию крупных бессемянных
(партенокарпических) сочных плодов
2)абсцизины Б. Уменьшение длины и утолщение стебля; ускоряет созревание плодов.
Способствует смещению пола растений в женскую сторону огурец.
В. Закрывание устьиц, существенное уменьшение потерь воды
Задание 24. Установите правильную последовательность:
Фазы прорастания семян
1)гетеротрофный рост проростка
2)проклевывание
3)Набухание
4)Переход к автрофному питанию
Задание 25. Нарушение функций при недостатке азота , установите последовательность:
1)Снижение интенсивности дыхания
2)Торможение поглотительной деятельности корня
3)Нарушение водного обмена
4)Подавление роста
5)Снижение интенсивности фотосинтеза
Задание 26. Вклад в физиологию растений Ученые:
1)Создание первого осмометра А) Д.А.Сабинин
2) открытие законов осмоса Б) К.А.Тимирязев
3) описание осмотических явле- В) В.Пфеффер
ний в растении Г) Г. Дютроше
4) установление связи осмотических Д) А.С.Фаминцин
явлений с дыханием Е) Н.А.Максимов
Задание 27. Установите последовательность:
Часть клетки: Название:
1) «свободное пространство» в растении А. тонопласт
2) совокупность всех протопластов Б. плазмодесмы
3) мембрана вакуоли В. Клеточная стенка
4) наружная мембрана клетки Г. симпласт
5) внешняя поверхность клетки Д. плазмалемма
6) структура, связывающая цитоплазмы Е. апопласт
Отдельных клеток Ж. симпорт
Вопросы повышенного уровня (Кейс-стади):
Задание 28. Если осмотическое давление клеточного сока в клетке, уравновешенной с чистой водой при нормальном атмосферном давлении, составляет 110КПа, каково будет тургорное давление?
Задание 29. В золе зерна пшеницы содержится 30,5% К2О и 48,1% Р2О5, в золе соломы соответственно 13,8 и 5,1%. Сколько кг каждого из элементов выносят растения пшеницы с 1 га при урожае зерна 20 ц/га? Соотношение зерна и соломы равно 1:1,2. Содержание золы в зерне 1,9%, в соломе 4,9.
Задание 30. Два одинаковых листа в течение двух суток были закрыты светонепроницаемым материалом, а затем освещены: первый лист красным, а второй – синим светом одинаковой интенсивности. У какого листа будет более высокое содержание крахмала? С чем это связано?
Вариант 3
Задание 1. Какие органические соединения входят в состав клеточных мембран:
1)Белки
2)Белки, фосфолипиды и углеводы
3)Белки и липиды
4)Углеводы
Задание 2 . Сколько кодируемых аминокислот участвует в построении белка.
1)200; 2)300; 3)18; 4)20.
1)Гиббереллина; 2)Абсцизовой кислоты. 3) Ауксина; 4) Цитокинина
Задание 4. Дополните: не оказывает отрицательного влияния на процессы жизнедеятельности водный дефицит, не превышающий _______%
Задание 5. Для определения интенсивности фотосинтеза в суммарном уравнении фотосинтеза не используется.
1)Вода;2)Кислород;3)Углекислый газ;4)Глюкоза
Задание 6.Убывание вклада колоса (метелки) в ассимиляцию СО2 растениями.
1)Ржи; 2)Овса; 3)Ячменя 4) Пшеницы
Задание 7. Простетической группой каталазы является:
1)железо
2)железопорфирин
3)медьпорфирины
4)медь
Задание 8. Величина дыхательного коэффициента созревающих семян масличных культур.
1)Равна единице;2)Меньше единицы;3)Больше единицы;4)Равна трем
Задание 9. Основной механизм поглощения ионов при высокой концентрации последних в среде.
1)Пиноцитоз;2)Активный транспорт;3)Адсорбция;4)Диффузия.
Задание 10. Число необходимых для большинства высших растений макроэлементов, исключая водород, кислород и углерод:
1) 5; 2)6; 3)7; 4)8
Задание 11. На завершающем этапе восстановления нитратов необходим:
1)Марганец
2)Цинк
3)Медь.
4)железо
Задание 12. У пшеницы в фазу налива зерна формируется:
1)колосковые бугорки (число колосков в колосе)
2)озерненность колоса (число зерен в колосе)
3)кустистость (число продуктивных побегов)
4)масса зерновки (масса 1000 зерен)
Задание 13. Вакуоль образуется в фазу:
1)дифференциации
2)эмбриональную
3)растяжения.
Задание 14. При повышенной влажности воздуха усиливается токсическое действие:
1)фтористого водорода
2)хлористого водорода
3)двуокиси серы.
4)Углекислого газа
Задание 15. Холодостойкость растений это..
1)Способность переносить небольшие положительные температуры.
2) Способность переносить небольшие отрицательные температуры
3)Способность переносить низкие отрицательные температуры
Задание 16. Интенсивное поглощение фосфора из почвы во время формирования семян характерно для:
1)Зерновых
2)Зернобобовых
3)Масличных
Задание 17. Аскорбиновая кислота локализуется в основном в :
1)Покровных тканях плодов.
2)Паренхиме
3)Семенной кожуре
Задание 18. Содержание клейковины ( в%) в зерне слабой пшеницы:
1)Менее 25.
3)Более 28
Задание 19. Установите соответствие:
Накопление в зерне Увеличение доли
1)Белков А. красного света
2)Углеводов Б. зеленого света
В. Синего света
Задание 20. Формирование плодов Фитогормоны
1)Рост растяжением А. ауксины
2)Созревание Б. гиббереллины
В. абсцизовая кислота
Г. этилен
Задание 21. Установите соответствие: Снижение урожая зерновых при засухе в период прохождения этапов органогенеза (Ф.М.Куперман) является следствием:
Этап: Элемент продуктивности:
1)1-1У А. количество колосков и цветков в колосе
2)У-У111 Б. число побегов и число заложившихся
колосков в колосе
3)1Х-Х11 В. количество и масса семян (плодов)
Задание 22. Соотношение длины темного и светлого периода суток для индукции цветения:
Группа растений Факторы
1) длиннодневные А. Длинная ночь
2) короткодневные Б. Короткая ночь
3) нейтральные В Любое соотношение дня и ночи
Задание 23. Понятие «рост» и «развитие»
Понятие: Признаки:
1)Рост А. Новообразование цитоплазмы и клеточных
структур, приводящих к увеличению числа и раз-
меров клеток, органов и всего растения в целом
2)развитие Б. Качественные изменения живых структур,
обусловленных прохождением жизненного цикла
Задание 24. Биосинтез в растении фитогормонов.
Фитогормоны: Локализация:
1)Цитокинины А. преимущественно в верхушечных меристемах стебля
2)Абсцизины Б. преимущественно в апикальной меристеме корней
3) Этилен В. в растущих апикальных стеблевых почках
Задание 25. Установите соответствие:
Реакция растения Недостаток элемента
1)Ослизнение корней А. марганца
2)Отмирание верхних листьев Б. азота
В. железа
Г. кальция
Задание 26. Установите правильную последовательность:
Включение азота в органические соединения.
1)Образование аммиака
2)Образование глутаминовой кислоты
3)Образование нитритов
4)Образование глутамина
Задание 27. Установите соответствие:
Метод определения Принцип
1)Интенсивность транспирации А. учет потери воды за короткий
По Л.А.Иванову интервал времени
2)Водоудерживающей Б. наблюдение за состоянием устьиц
способности по А.Арланду В. сравнение содержания воды в тка-
3)Водного дефицита ни с количеством, насыщающим орган
Г. учет потери воды завядающими растениями
Вопросы повышенного уровня:
Задание 28. Растение пересажано в почву. Осмотическое давление почвенного раствора равно 0,2 МПа. В момент посадки осмотическое давление корневых волосков равнялось 0,9 МПа, а тургорное давление – 0,8 МПа. Сможет ли растение жить в данной почве? Объясните.
Задание 30. Какие химические соединения выступают в роли предшественников различных растительных гормонов? Каковы пути их превращения в молекулу гормонов?
1.Холодостойкость растений.
2.Морозоустойчивость растений.
3.Зимостойкость растений.
4.Влияние на растения избытка влаги.
5.Полегание растений и его причины.
6.Жароустойчивость растений.
7.Засухоустойчивость растений.
8.Солеустойчивость растений.
9.Газоустойчивость растений.
10.Действие радиации на растения.
Перечень тем для доклада и составления презентации к семинару – конференции
по теме «Физиология и биохимия формирования качества урожая с/х культур»
1.Физиолого-биохимические особенности формирования зерновых культур на примере (пшеница, овес, рожь, рис, просо, ячмень, кукуруза);
2.Физиолого-биохимические особенности формирования зернобобовых культур на примере (горох, бобы, соя, фасоль, вика, чечевица, люпин);
3.Физиолого-биохимические особенности формирования овощных культур на примере (капуста, томаты, баклажаны, огурцы и др.);
4.Физиолого-биохимические особенности формирования масленичных культур на примере (подсолнечник, лен, хлопчатник, конопля, горчица, рапс, клещевина);
5.Физиолого-биохимические особенности формирования плодово-ягодных культур на примере (яблоки, груша, вишня, виноград, земляника, крыжовник, смородина, апельсины и др.);
6.Физиолого-биохимические особенности формирования картофеля;
7.Физиолого-биохимические особенности формирования корнеплодов;
8.Физиолого-биохимические особенности формирования кормовых трав.
Примерный план составления презентации:
Введение
Глава1. Краткая общая характеристика группы сельскохозяйственной культуры
1.1.Биологическая характеристика культуры
1.2.Пищевая и кормовая ценность культуры
Глава 2. Краткая характеристика природно-климатических условий Бурятии
2.1. Природно-климатические условия
2.2. Краткая характеристика почв
Глава 3. Физиология и биохимия сельскохозяйственной культуры, выращиваемой в Бурятии
3.1. Биохимический состав исследуемой культуры
3.2. Сорта и виды СХК районированные в Бурятии
3.2. Изменение биохимического состава в процессе онтогенеза
3.3. Влияние абиотических факторов среды на химический состав культуры
3.4. Влияние удобрений на биохимический состав культуры и пути повышения качества сельскохозяйственной культуры.
Выводы
2. Темы рефератов, докладов;
3. Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса;
4. Комплект тестовых заданий;
5. Перечень дискуссионных тем для круглого стола;
6. Индивидуальные задания для ситуационных задач.
7. Перечень тем для доклада и составления презентации к семинару – конференции
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п