учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Цифровые энергосистемы и комплексы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1, 2
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: - сформировать у обучающихся цельный образ истории России с пониманием ее специфических проблем, синхронизировать российский исторический процесс с общемировым, а также развить умения работы с историческими источниками и научной литературой;
- овладеть знаниями исторических фактов – дат, мест, участников и результатов важнейших событий, а также исторических названий, терминов; усвоить исторические понятия, концепции;
- выработать у студентов навыки и умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;
- сформировать представление об оценках исторических событий и явлений, навыки критического
мышления (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам);
- сформировать у будущих специалистов патриотически ориентированную политическую культуру на основе понимания исторических аспектов актуальных геополитических и социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения с учетом имеющегося у человечества исторического опыта;
- сформировать ответственность будущего специалиста за результаты своей деятельности, помочь определить собственные параметры его жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской деятельности и личном участии в общественных преобразованиях, а также нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем современности;
- сформировать у студентов представление об историческом пути российской цивилизации как неотъемлемой части мирового исторического процесса через изучение основных культурно-исторических эпох;
- сформировать у студентов целостное представление об основных периодах и тенденциях развития
многонационального российского государства с древнейших времен по настоящее время;
- обучить студентов выделению, анализу наиболее существенных связей и признаков исторических явлений и процессов, систематизации и обобщению исторических источников, сведению отдельных и часто разрозненных фактов и событий в стройную систему достоверных знаний, выявлению причинно-следственных связей между ними, глубинных процессов, определяющих ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию;
- сформировать подход к истории российского государства как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, становления единого культурно-исторического пространства;
- выработать потребность в компаративистском подходе к оценке сходных процессов и явлений, таких как освоение новых территорий, строительство империи, складывание форм и типов государственности, организационных форм социума и др.;
- выработать сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам и явлениям, исключающее возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
- выработать сознательное отношение к истории прошлого региона как основы для формирования исторического сознания, воспитания общегражданской идентичности и патриотизма.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-1УК-5 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
ИД-2УК-5 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
ИД-3 УК-5 Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.
- основные даты, участников и результаты важнейших исторических событий;
- место и роль России в истории человечества и в современном мире; наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов
:
ИД-2 не знает и не понимает место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития;
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 не знает и не понимает методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей
ИД-2 знает частично место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития;
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает частично методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей
ИД-2 знает в целом место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития;
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает в целом методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей
ИД-2 знает в совершенстве место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития;
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает в совершенстве методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами определять собственную позицию по отношению к окружающему миру, осознавать самобытность российской истории, и ее непосредственную взаимосвязь с различными этическими, религиозными и ценностными системами, сообществами.:
ИД-2 не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 не умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет не в полной мере демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет не в полной мере толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет в целом толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет в совершенстве демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет в совершенстве толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
- навыками оценочной деятельности (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).
- приемами исторического описания (рассказ о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.).:
ИД-2 не владеет навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;
навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 не владеет навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет частично навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет частично навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет в целом навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;
навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет в целом навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет в совершенстве навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет в совершенстве навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
источниковедения курса истории России
стол
Устный опрос, проверка конспекта / письменной работы, тестирование
Завершение объединения русских земель.
феодализма при Петре I
Проблемная лекция
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Е., Дамбаев Д. Н. История России [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по
естественно-научным, сельскохозяйственным, инженерно-техническим, экономическим, гуманитарным
направлениям подготовки и специальностям. - , 2024. - 122 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02957
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (419 б)
38 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 8 стендов. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебная аудитория для проведения лекций (315)
180 посадочных мест, оснащенные учебной мебелью, экраном светодиодным, ультратонким моторизированным LCD монитором, ПК в сборе с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, трансляционным громкоговорителем, шкафом телекоммуникационным настенным разборным, трибуной ЛДСП, пультом председателя цифровым , пультом делегата цифровым (5 шт), столом президиума ЛДСП на 5 посадочных мест, IP-PTZ-камерой для видеоконференцсвязи, расходные материалы.
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 1. Научная хронология и летосчисление в истории России
Вопросы для обсуждения
1. История как наука.
2. Хронологические рамки истории России. Периодизация основных исторических этапов.
3. История России как часть мировой истории.
Тема 2. Вопросы современной историографии и источниковедения курса истории России
Вопросы для обсуждения:
1. Историография как специальная дисциплина и ее значение
2. Становление отечественной историографии
3. Общая характеристика исторических источников. Классификация исторических источников.
4. Историческая наука Республики Бурятия
Тема 3. Образование государства Русь
Вопросы для обсуждения:
1. Восточные славяне: геополитическое положение, племена, хозяйство.
2. Предпосылки возникновения древнерусского государства. Норманская, антинорманская теории.
3. Социально - экономический и политический строй Киевской Руси (IХ – ХII вв.)
Тема 4. Особенности общественного строя в период Средневековья в странах Европы и Азии
Вопросы для обсуждения:
1. Периодизация и региональные особенности эпохи средневековья.
2. Тенденции политического и социально-экономического развития государств Европы и Азии в эпоху средневековья.
3. Общая характеристика средневековой Руси
Тема 5. Противостояние Золотой Орде и европейским захватчикам
Вопросы для обсуждения:
1. Нашествие монголо- татар на Русь
2. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений
3. Борьба с экспансией крестоносцев
Тема 6. Становление единого Русского (Московского)
государства в XV в.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и условия возвышения Москвы
2. Смысл и значение Куликовской битвы
3. Политика московских князей, «феодальная война»
4. Процесс государственной централизации при Иване III
Тема 7. Древнерусская культура, роль православия в становлении единого государства
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности древнерусской культуры.
2. Развитие языка и письменности.
3. Крещение Руси и роль православия в становлении единого государства.
4. Древнерусская архитектура
Тема 8. Эпоха Ивана IV Грозного
Вопросы для обсуждения:
2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады (цели и итоги).
3. Опричнина: цели, сущность и последствия.
4. Внешняя политика Ивана Грозного (цели, направления, итоги).
Тема 9. Смутное время в России
Вопросы для обсуждения:
1. Политические, экономические и социальные причины кризиса на рубеже XVI – начала XVII вв.
2. Основные этапы Смуты, феномен самозванства.
3. Польско-литовская и шведская интервенция. Подъем освободительного движения.
Тема 10. Основные направления внутренней и внешней политики России XVII вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича Романова
2. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
3. Социально-экономическое развитие Российского государства в XVII в.
Тема 11. Реформы Петра I
Вопросы для обсуждения:
1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки преобразований.
2. Реформы Петра I. Дискуссии о наследии Петра I
3. Внешняя политика России
Тема 12. Реформы Екатерины II
Вопросы для обсуждения:
1. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
2. Реформы Екатерины II.
3. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева: причины, основные этапы, итоги
4. Внешняя политика Екатерины II
Тема 13. Русская культура в ХVIII веке
Вопросы для обсуждения:
1. Новые тенденции в культуре
2. Наука и образование
3. Литература, музыка, театр
4. Живопись и архитектура
Тема 14. Внутренняя политика Российской империи в первой половине XIX в.
Вопросы для обсуждения:
1. Реформы Александра I
2. М.М. Сперанский и его проект реформы государственного устройства России
3. Внутренняя политика Николая I
Тема 15. Внешняя политика России в XIX в.
Вопросы для обсуждения:
1. Великая Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг.
2. Восточный вопрос и роль России на Балканах
3. Кавказская война
4. Крымская война 1853-1856 гг.
Тема 16. Общественно – политическое движение в России в XIX веке
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения общественно-политического движения в России в начале XIX в. Движение декабристов
2. Идейные течения и общественные движения 30-50х гг. XIX в.
3. Народничество
4. Рабочее движение и возникновение первых марксистских кружков
Тема 17. Великие реформы 1860-1870-х гг.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и предпосылки реформ Александра II.
2. Отмена крепостного права.
3. Военная, земская, судебная, финансовая реформы.
Тема 18. Революция в России 1905-1907 гг.: изменение политической системы страны
Вопросы для обсуждения:
1. Причины, характер, этапы революции
2. Формирование политических партий накануне и в годы революции
3. Государственная Дума (I, II, II) в системе центральной власти
4. Итоги Первой революции
Тема 19. Первая мировая война (1914-1918 гг.)
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и характер войны
2. Вступление в войну России
3. Военные действия русской армии в 1914 -1916 гг.
4. Брест-литовский мир
Тема 20. Революции 1917 года
Вопросы для обсуждения:
2. От Февраля к Октябрю 1917 г.
3. Победа Октябрьской Социалистической революции. II съезд Советов, Декрет о земле, Декрет и мире
Тема 21. СССР в 1920-1930-е гг.
Вопросы для обсуждения:
1. Переход к новой экономической политике (НЭП)
2. Образование СССР
3. Индустриализация
4. Коллективизация
Тема 22. Советская культура 1917-1940 гг.
Вопросы для обсуждения:
1. Культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2. Образование и наука
3. Литература и искусство
Тема 23. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
Вопросы для обсуждения:
1. Нападение Германии на СССР. Причины временных неудач Красной Армии.
2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
3. Разгром немецко-фашистских войск. Итоги войны и цена Победы советского народа.
Тема 24. Геноцид советского народа на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны
Вопросы для обсуждения:
1. Фашистский оккупационный режим. План «Ост».
2. Партизанское и подпольное движение на оккупированных территориях СССР.
3. Судебные процессы над главными военными преступниками: Нюрнбергский, Токийский, Хабаровский.
Тема 25. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)
Вопросы для обсуждения:
1. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны.
2. Общественно-политическая жизнь страны. От реформаторских настроений к укреплению тоталитаризма.
3. Изменения в политическом руководстве
4. Направления и задачи внешней политики
Тема 26. «Хрущевская оттепель» (1953-1964 гг.)
Вопросы для обсуждения:
1. 1953 г.: Курс на демократизацию советского общества
2. Экономические и социальные реформы 50-60-х гг.
3. Развитие сельского хозяйства при Н. С. Хрущеве
4. Научно-техническое развитие СССР
5. Мирное существование: успехи и противоречия
Тема 27. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.
Вопросы для обсуждения:
1. Противоречия социально-экономического развития СССР во второй половине1960-х – первой половине 1980-х гг.
2. Международное положение и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.: между «холодной войной» и разрядкой.
Тема 28. СССР в 1985-1991. Распад СССР
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость перестройки в СССР. Цели, задачи, концепция перестройки.
2. Социально-экономические реформы 1985—1991 гг.: основные направления, итоги и последствия.
3. Политические реформы в годы перестройки и их последствия.
4. Проблемы межнациональных отношений и национально-государственного строительства. Распад СССР и образование СНГ.
Тема 29. Культура СССР и РФ во второй половине ХХ в.
Вопросы для обсуждения:
1. Культура в послевоенный период
2. Достижения советской науки во второй половине ХХ в.
3. Оттепель в литературно-художественной жизни
4. Советская архитектура во второй половине ХХ в.
Тема 30. Основные тенденции, проблемы и противоречия мировой истории конца ХХ - начала XXI века
Вопросы для обсуждения
1. Формирование и развитие постиндустриального общества.
2. Глобализация и региональная интеграция.
3. Новые социальные и культурные проблемы.
Тема 31. РФ и проблемы современного мироустройства на рубеже ХХI столетия.
Вопросы для обсуждения:
1. Новая система международных отношений
2. Проблемы нового миропорядка
3. Роль России в новых геополитических условиях
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
2. Древнейшие мировые цивилизации (особенности становления и развития западного и восточного типа цивилизаций, причины возникновения первых государственных образований в Месопотамии, Древнем Египте, Древней Греции).
3. Причины возникновения государства у восточных славян, правление князя Олега, Игоря, княгини Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава мудрого и др. Повесть временных лет, «Русская правда». Любечский съезд. Причины феодальной раздробленности. Взаимоотношения Киевского государства с соседями. Развитие ремесла и торговли.
4. Европа в эпоху классического средневековья (особенности западно-европейского феодализма, теории возникновения средневекового города, генезис средневекового города, социальная структура средневекового общества, особенности становления и развития национальных государств в эпоху классического средневековья). Реформация и контрреформация.
5. Причины объединения русских земель вокруг Москвы. Борьба Москвы с Тверью. Взаимоотношения Руси и Золотой орды. Куликовская битва. Иван Калита, Семеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II, Иван III. Междоусобная война Московской Руси. Теория Москва третий Рим.
6. Российское государство в XVI-XVII вв. (реформы Ивана Грозного, опричнина, Ливонская война, присоединение Сибири, причины «смутного времени», Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, правление семибоярщины, деятельность народных ополчений, социально-экономическое развитие Российского государства в XIX в., крестьянские выступления XVII в., соборное уложение 1649 г., присоединение Украины, Никоновская церковная реформа, вечный мир с Польшей)
7. Европа и Америка в условиях становления буржуазных отношений (особенности становления буржуазных отношений в странах Европы, влияние английской буржуазной революции на развитие буржуазных отношений, французская буржуазная революция, становление и развитие колониальных владений)
8. Российское государство в XVIII в. Российская империя после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя. Усиление крепостничества и социальные конфликты во второй половине XVII–XVIII в. Крепостнические войны под руководством С. Разина и Е. Пугачева. Внешняя политика России XVIII в. Северная война. Основание Петербурга. Битва под Полтавой. Победа Российского флота. Утверждение России на Балтике. Каспийский поход Петра I. Борьба России за выход к Черному морю. Азовские походы, русско-турецкие войны XVIII в. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая в конце XVIII в. Участие России в Семилетней войне. Борьба России с французской экспансией в Европе. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Россия и походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Вхождение казаков в состав России. Российские владения на Тихом океане.
9. Крестьянские реформы, реформы в области образования и печати. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, П.Д. Киселев.
10. Первые декабристские организации. «Русская правда» П. Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева. Северное и Южное общества декабристов. Ссылка декабристов в Сибирь. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Народничество, его основные направления. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский М. А. Бакунин П. Н. Ткачёв В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. Группа «Освобождение труда». «Южно-российский рабочий союз» и «Северный союз русских рабочих».
11. Причины и предпосылки Первой мировой войны. Экономика Российской империи в условиях Первой мировой войны. Продовольственный кризис. Свержение самодержавия. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина. Второй всероссийский съезд Советов. Причины Гражданской войны. Причины победы большевиков.
12. СССР в 1920-30 гг. Новая экономическая политика, кризисы НЭПа, образование СССР, индустриализация – первые пятилетние планы, коллективизация, внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
13. Причины Второй мировой войны. Начало военных действий. «Странная война». Нападение Германии на СССР. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Формирование антигитлеровской коалиции. Военные операции советских войск. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Ленд-лиз. Сельское хозяйство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Война против милитаристской Японии. Итоги Великой отечественной и Второй мировой войны.
14. Изменения в мире после Второй мировой войны. «Холодная война». НАТО, ОВД, АНЗЮС, план Маршала, СЭВ. Карибский кризис. Восстановление промышленности и сельского хозяйства в послевоенный период. Альтернативы постсталинского развития СССР (март 1953-июль 1957 гг.) ХХ съезд партии. Н.С. Хрущев. Социальные реформы Н.С. Хрущева. Противоречивость экономического развития СССР. Основные противоречия политического развития СССР. Конституция 1977 г.
15. Этапы перестройки. Политика ускорения. Гласность. «Парад суверенитетов». Демонтаж союзной государственности. Радикальные экономические реформы. Формирование новой российской государственности. СНГ. Внешняя политика Российской Федерации.
Вопросы модулей
Модуль I
1. Объект и предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Принципы периодизации истории.
2. Отечественная историография. Виды и формы
исторических источников. Методология истории.
3. Восточные славяне до образования государства:
4. Образование и развитие древнерусского государства.
Норманнская теория.
5. Феодальная раздробленность на Руси. Новые политические центры.
6. Борьба Руси с католической агрессией в XIII в.
7. Борьба Руси с татаро-монгольским нашествием.
8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы.
9. Образование и развитие русского централизованного
государства. Иван III (XIV - XV вв.).
10. Иван IV: от реформ к опричнине. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
11. «Смутное время»: Россия на рубеже ХVI-ХVII вв.
12. Россия в годы правления Первых Романовых.
13. Реформы Петра I.
14. Внешняя политика России в конце XVII в первой четверти XVIII в.
Модуль II
1. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке
2. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). Семилетняя война в Европе
3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Раздел Польши. Присоединение Крыма.
4. Антифеодальные выступления в России в XVIII в.
5. Внутренняя и внешняя политика Александра I
6. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика
7. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы
8. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в России
9. Контрреформы Александра III
10. Крымская война (1853-1856 гг.)
11. Рабочее движение и распространение марксизма в России на рубеже XIX – XX вв. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин
12. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
13. Первая мировая война (1914-1918 гг.): причины, ход, итоги
14. Революция в России (1905-1907 гг.)
15. Столыпинская аграрная реформа
Модуль III
1. Февральская революция 1917 г.: причины, характер, основные события, итоги
2. Великая октябрьская социалистическая революция. Первые мероприятия советской власти
3. Интервенция и гражданская война в России
4. Политика «военного коммунизма» и НЭПа: сущность, опыт, уроки, историческое значение
5. Образование СССР. Национально-государственное строительство в 20-30-е годы
6. Индустриализация и коллективизация: история и результаты
7. Культурная революция в СССР (20-30-е гг.)
8. Международные отношения и межвоенный период (20-30-е годы XX века). Лига наций
9. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): основные этапы, итоги и уроки
10. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): причины временных неудач Красной Армии.
11. Битва под Москвой
12. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
13. Освобождение территории Советского Союза от фашистских захватчиков
14. Партизанское движение
15. Подвиг тыла
Модуль IV
1. Крах колониальной системы
2. Переход СССР к мирному строительству. Преодоление трудностей восстановительного периода (1945-1955 гг.)
3. Осложнение международной обстановки в послевоенный период. Начало «Холодной войны».
4. Советское государство и общество в «хрущевское десятилетие» (1953-1964 гг.)
5. Экономические реформы 60-х гг. в СССР. Их незавершенность
6. Проблемы развития советского общества в 70-80-е годы XX века
7. События августа 1991 г. Распад СССР (декабрь 1991 г.). Конституция РФ (1993 г.)
8. Внешняя политика СССР в 60-80-е годы
9. СССР в 1985-1991 гг.
10. Развитие культуры и искусства СССР
11. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX в. и в начале XXI в.
12. Проблемы формирования новой системы международных отношений в начале XXI в.
13. Внешняя политика России. Специальная военная операция
Перечень вопросов к зачету
2. Отечественная историография. Виды и формы исторических источников. Методология истории.
3. Восточные славяне до образования государства: расселение, хозяйственная жизнь, религия (VI-IХ вв.).
4. Образование и развитие древнерусского государства. Норманнская теория.
5. Феодальная раздробленность на Руси. Новые политические центры.
6. Борьба Руси с католической агрессией в XIII в.
7. Борьба Руси с татаро-монгольским нашествием.
8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы.
9. Образование и развитие русского централизованного государства. Иван III (XIV - XV вв.).
10. Иван IV: от реформ к опричнине. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
11. «Смутное время»: Россия на рубеже ХVI-ХVII вв.
12. Россия в годы правления Первых Романовых.
13. Реформы Петра I.
14. Внешняя политика России в конце XVII в первой четверти XVIII в.
15. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке
16. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). Семилетняя война в Европе
17. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Раздел Польши. Присоединение Крыма.
18. Антифеодальные выступления в России в XVIII в.
19. Внутренняя и внешняя политика Александра I
20. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика
21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы
22. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в России
23. Народничество
24. Контрреформы Александра III
25. Крымская война (1853-1856 гг.)
26. Рабочее движение и распространение марксизма в России на рубеже XIX – XX вв. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин
27. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
28. Первая мировая война (1914-1918 гг.): причины, ход, итоги
29. Революция в России (1905-1907 гг.)
30. Столыпинская аграрная реформа
Перечень вопросов к зачету с оценкой
1. Объект и предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Принципы периодизации истории.
2. Отечественная историография. Виды и формы исторических источников. Методология истории.
3. Восточные славяне до образования государства: расселение, хозяйственная жизнь, религия (VI-IХ вв.).
4. Образование и развитие древнерусского государства. Норманнская теория.
5. Феодальная раздробленность на Руси. Новые политические центры.
6. Борьба Руси с католической агрессией в XIII в.
7. Борьба Руси с татаро-монгольским нашествием.
8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы.
9. Образование и развитие русского централизованного государства. Иван III (XIV - XV вв.).
10. Иван IV: от реформ к опричнине. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
11. «Смутное время»: Россия на рубеже ХVI-ХVII вв.
12. Россия в годы правления Первых Романовых.
13. Реформы Петра I.
14. Внешняя политика России в конце XVII в первой четверти XVIII в.
15. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке
16. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). Семилетняя война в Европе
17. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Раздел Польши. Присоединение Крыма.
18. Антифеодальные выступления в России в XVIII в.
19. Внутренняя и внешняя политика Александра I
20. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика
21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы
22. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в России
23. Крымская война (1853-1856 гг.)
24. Контрреформы Александра III
25. Рабочее движение и распространение марксизма в России на рубеже XIX – XX вв. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин
26. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
27. Первая мировая война (1914-1918 гг.): причины, ход, итоги
28. Социально-экономическое развитие Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. Реформы С.Ю. Витте
29. Революция в России (1905-1907 гг.)
30. Политические партии в России в начале ХХ в.
31. Внешняя политика России в начале ХХ в.
33. Февральская революция 1917 г.: причины, характер, основные события, итоги. Двоевластие
34. Октябрьская социалистическая революция. Первые мероприятия советской власти
35. Интервенция и гражданская война в России
36. Политика «военного коммунизма» и НЭПа: сущность, опыт, уроки, историческое значение
37. Образование СССР. Национально-государственное строительство в 20-30-е годы
38. Индустриализация и коллективизация: история и результаты
39. Культурная революция в СССР (20-30-е гг.)
40. Международные отношения и межвоенный период (20-30-е годы XX века). Лига наций
41. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): причины временных неудач Красной Армии. Битва под Москвой
42. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
43. Освобождение территории Советского Союза от фашистских захватчиков
44. Геноцид советского народа на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны
45. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
46. Подвиг тыла
47. Переход СССР к мирному строительству. Преодоление трудностей восстановительного периода (1945-1955 гг.)
48. Осложнение международной обстановки в послевоенный период. Начало «Холодной войны».
49. Советское государство и общество в «хрущевское десятилетие» (1953-1964 гг.)
50. Экономические реформы 60-х гг. в СССР. Их незавершенность
51. Проблемы развития советского общества в 70-80-е годы XX века
52. События августа 1991 г. Распад СССР (декабрь 1991 г.). Конституция РФ (1993 г.)
53. Внешняя политика СССР в 1960-80-е годы
54. СССР в 1985-1991 гг.
55. Развитие культуры и искусства СССР
56. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX в. и в начале XXI в.
57. Проблемы формирования новой системы международных отношений в начале XXI в.
58. Внешняя политика России. Специальная военная операция
1. Феофан Грек – последний представитель византийского искусства в истории русской монументальной живописи.
2. «Жития» - особый литературный жанр («Великие ЧетьиМинеи»)
3. Ордынское иго глазами современников и потомков.
4. Опричная политика: шаг к кризису российской государственности и общества или дальнейшее их укрепление?
5. Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала XVII века. Проблема выбора альтернатив политического развития.
6. Борис Годунов, Василий Шуйский – несостоявшиеся реформаторы России.
7. .«День народного единства: к истории праздника»
8. Символ верности Родине: Русский крестьянин И. Сусанин»
9. «Нет нужды доказывать ошибочность тезиса об одиночестве Петра… В действительности у Петра было множество помощников, подвизавшихся на военном, дипломатическом, административном и культурном поприщах… Следует помнить о двух обстоятельствах: об исключительном даре Петра угадывать таланты и умело их использовать и о привлечении им помощников из самой разнородной национальной и социальной среды» (Н.И. Павленко).
10. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем» (А.С. Пушкин).
11. «Монархи и монархини, сидевшие на троне от Екатерины I до Петра III, использовали его прежде всего для удовлетворения личных надобностей, для того, чтобы получать удовольствия, жить в праздности, не обременяя себя никакими заботами, избегая малейшего напряжения неразвитого интеллекта» (Н.И. Павленко).
12. Роль «бироновщины», на наш взгляд, состояла не в пресловутом «засилье иноземцев», а в том, что правление Анны «закрыло» возможность наметившейся было эволюции петровской системы и тем самым окончательно перевело практику политической борьбы в русло переворота» (И.В. Курукин).
13. «Под ее (Елизаветы) скипетром выросло поколение новых людей, уже не битых петровской дубиною…Идеи Просвещения, не ограниченные никакими препятствиями, стали быстро проникать в Россию. Это сказывалось на сознании дворянства, на общем распространении начал гуманизма и терпимости. Елизаветинское царствование подготовило новую, екатерининскую эпоху» (Е.В. Анисимов).
14. «Легко убедиться, что некоторые из начинаний Петра III имели прогрессивный характер…Однако этот прогрессивный характер перечеркивается методами, которыми он пытался их проводить, указывающими на полное отсутствие у него такого важного качества, как политический реализм» (А.Б. Каменский).
15. «Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое» (В.О. Ключевский).
16. «Русский бунт бессмысленный и беспощадный»: восстание Е.И. Пугачева.
17. «Любые конкретные мероприятия Павла I не объяснят причины его гибели… При Павле не было никакого особенного ущемления общедворянских интересов, не было и политического конфликта между господствующим классом и императором… В заговоре против него принципиальная сторона совершенно отсутствовала. В заговорщиках
18. Падение цен на нефть в начале 1980-х гг. как один из факторов распада СССР.
19. Было ли необходимо развенчание культа личности Сталина для советского общества?
20. Средства социальной коммуникации в обществе СССР и их влияние на жизни советских людей (Письма, телеграммы ушли из жизни современного человека. Постарайтесь порассуждать, лучше ли бумажное письмо электронного письма?)
21. Героизм советских граждан на полях сражений Великой Отечественной войны. («Героями не рождаются...», порассуждайте над данной фразой. Расскажите о двух героях войны, покажите, как война отразилась на судьбах советских людей).
22. Приватизация начала 1990-х гг. в России: развал государственного сектора экономики или формирование новой социальной страты частных собственников?
23. Конституционный кризис 1992-1993 гг.: к чему стремились стороны конфликта?
24. Пандемия covid-19: как изменилась жизнь россиян?
25. Влияние экономического кризиса начала 1990-х гг. на развитие системы образования: как «выживали» университеты?
26. Нобелевские лауреаты из России: вклад в мировую науку (на выбор студента)
Темы рефератов:
Методология исторической науки.
Географические рамки истории России.
Системы летосчисления.
Формационный подход
А. Тойнби и цивилизационный подход
Татищев В.Н., Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Платонов С.Ф., Покровский Н.М.
Специальные исторические дисциплины
Роль исторических источников в изучении истории
Принятие христианства на Руси
Древнерусская дружина
Кочевые народы степи и Русь
Русские земли глазами современников
Походы русских князей на половцев
Археологические культуры эпохи бронзы и раннего железного века на территории Байкальского региона
Мир кочевников. Великая степь в XII в.; объединение монголов и формирование державы Чингисхана.
Средневековый город. Ремесло, цехи, гильдии.
Исторические портреты русских князей (Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Чингис Хан, Сергий радонежский)
Монгольские завоевания
Золотая Орда
Куликовская битва
«Повесть о разорении Рязани» как исторический источник
Отражение в былинах и сказаниях темы борьбы с монгольскими завоевателями («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.).
Исторический портреты (Иван III, Василий III)
Теория «Москва – третий Рим» как политическая и религиозная концепция
Борьба между Москвой и Тверью за великокняжеский престол
Борьба между Москвой и Тверью за великокняжеский престол
Значение победы русских войск над ханом Мамаем
Стояние на реке Угре ее историческое значение
Древнерусская иконопись.
Зодчество в Древней Руси.
Русские религиозные праздники.
«Слово о полку Игореве»
Русская народная сказка
Софийский собор в Новгороде, Церковь Покрова на Нерли
Исторический портрет: Иван Грозный, Андрей Курбский, Алексей Адашев, Малюта Скуратов, Борис Годунов, Василий Шуйский.
«Избранная Рада» - неформальное правительство Ивана Грозного.
Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.
Ливонская война: предпосылки, причины, ход, результаты
Медицина эпохи Ивана Грозного.
Поход Ермака. Присоединение Сибири к Российскому государству
Купцы, промышленники Строгановы
Исторический портрет: Борис Годунов, Марина Мнишек, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Лжедмитрий I, Патриарх Филарет
Самозванцы в период Смуты.
Выборный царь Василий Шуйский.
Народные ополчения в период Смуты.
Исторические портреты: Михаил Федорович, Алесей Михайлович, протопоп Аввакум, Никон, Богдан Хмельницкий, Афанасий Ордин-Нащекин, Ерофей Хабаров, Семен Дежнев
Присоединение Украины к Российскому государству
Формирование всероссийского рынка
Крестьянская война под предводительством С. Разина
Открытия Русских путешественников XVII в.
Церковный раскол. Реформа патриарха Никона
День народного единства: к истории праздника
Исторические портреты Петра I, А. Меньшикова, Б. Шереметьева, и других современников Петра I
Полтавская битва
Крестьянская война С.Т. Разина
Крестьянская война Е. Пугачева
А.В. Суворов – великий русский полководец
Соборное Уложение 1649 г.
Русский просветитель Н.И. Новиков
Первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович
История церковного раскола
Исторический портрет: Екатерина II, А. Суворов, Ф. Ушаков, Е. Пугачев, Г. Потемкин
М.В. Ломоносов, значение его деятельности в истории русской науки
Деятельность Академии наук
Путешествие Екатерины II в Крым
Русско-турецкие войны
Кунсткамера – первый естественно-исторический музей в России
Эрмитаж
История строительства Санкт-Петербурга
И.И. Бецкой его роль в развитии образования Российской империи
Деятели российской культуры XVIII в.: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев, И.Н. Болтин, М.М. Щербатов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Ф.-Б. Растрелли, В.И. Баженов, И.М. Никитин, А.М. Матвеев
Исторический портрет: М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев, А.Х. Бенкендорф
Промышленный переворот в России
Развитие транспорта в России в I половине ХIХ в.
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина
Крестьянская реформа П.Д. Киселёва
Исторический портрет: Александр I, Николай I, П.И. Багратион, М.И. Кутузов, М.А. Барклай де Толли, Д. Давыдов, А.П. Ермолов, Шамиль, П.С. Нахимов
Бородинское сражение
Партизанское движение в период Отечественной войны 1812 г.
Исторический портрет: П.И. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский, И.В, Кириевский, А.С. Хомяков, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, В. М. Петрашевский, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, В.Г. Плеханов, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин.
Декабристы в Бурятии
Дело В. Засулич
Император Александр II.
«Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова.
Исторический портрет министра на фоне эпохи (по выбору: П.А. Валуев, А. Н. Головнин, Д.Н. Милютин и др.).
Исторические портреты П.А. Столыпина, Николая II, С.Ю. Витте, В.И. Ленина, П.Н. Милюкова и других политических деятелей начала XX в.
Российский опыт парламентаризма – I – III Думы
Революционные события в нашем крае
Русско-японская война (1904-1905 гг.)
Российские герои Первой мировой войны,
Брусиловский прорыв
Исторические портреты М.В. Алексеева, А.А. Брусилова
Политические портреты В.И. Ленина, А.Ф. Керенского, Г.Е. Львова, А.И. Гучкова и других политических деятелей революций 1917 г.
Первая мировая война
Брестский мир 1918 г.
Гражданская война (1917-1922 гг.)
Исторические портреты участников Гражданской войны: М.Н. Тухачевский, В.И. Чапаев, А.В. Колчак, А.И. Деникин и др.
Установление советской власти в Верхнеудинске
Исторический портрет: И.В. Сталин, Л.Б. Каменев, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, М.И. Калинин, С.М. Киров и др.
Антоновщина
Мировой экономический кризис. Великая депрессия
Национальная политика СССР в 1920 1930-е гг.
Раскулачивание в деревне
Политические репрессии 1930-х гг. Сопротивление сталинизму.
Восстание в Кронштадте
Исторические портреты А. Блока, С. Есенина, М. Булгакова, В. Маяковского А. Горького, А.А. Прокофьева, П.Д. Корина и других писателей, художников, композиторов
Советская школа: история создания
Культура в годы НЭП
Достижения и противоречия культурной жизни страны
Вклад О.Ю. Шмидта, И.Д. Папанина в изучение Арктики
Ученые: И.П. Павлов, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский и др.
Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИИЛ)
Первые вузы в Бурят-Монголии
Московская битва и её историческое значение.
Блокада Ленинграда.
Сталинградская битва.
Курская битва.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны.
Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны.
Г. К. Жуков: исторический портрет.
СССР в войне с Японией.
Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции.
Исторический портрет генерала Карбышева Д.М.
Руководители партизанского движения: Ковпак С.А., Пономаренко П.К.
Подпольная антифашистская молодежная организация «Молодая Гвардия».
Военные операции партизанских соединений против фашистов в годы Великой Отечественной войны.
«Фабрики смерти»: Освенцим, Майданек, Бжезинка, Дохау.
Нежелательные народы в Европе и их судьба (цыгане, славяне, евреи).
Массовые расстрелы и карательные операции против мирного населения. Трагедия Хатыни.
Преступления нацистов против мирного населения на временно оккупированной территории СССР.
Советские военнопленные в немецком плену.
Преступления против детства. Жизнь в оккупации: эксплуатация, лишения и голод.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
Исторический портрет: Л.П. Берия, Н.А. Вознесенский, Г.М. Маленков, И.В. Курчатов, В.М. Молотов
Дело врачей
Денежная реформа
Создание и испытание атомной бомбы в СССР
ООН: история создания и принципы функционирования
Политические портреты государственных деятелей: Г. М. Маленкова, Л. П. Берия, Н.С. Хрущева, В. М. Молотова, Н.А. Булганина и др.
Ю. А. Гагарин – первый космонавт
Карибский кризис: причины и способы преодоления
ХХ съезд партии и его значение
Освоение целины
Выступления в Новочеркасске 1962 г.
Исторический портрет: Л.И. Брежнев, Б.В. Андропов, К.У. Черненко
Советское общество второй половины 1960-х и начала 1980-х гг.
Диссидентское движение в СССР в середине 1960-х – первой половины 1980-х гг.
Экономическая реформа 1965 г. в СССР «Косыгинская реформа»
Изменение социальной структуры советского общества в 1960 – 1980-е годы и их влияние на состояние общества
Конфликт на о. Даманский
Политические портреты М.С. Горбачева, Н.И. Рыжкова, Б.Н. Ельцина и др.
Становление многопартийности в СССР
Парад суверенитетов
Б.Л. Пастернак, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, В.Г. Распутин, А.В. Вампилов, А.А. Тарковский, Ю. Любимов, М. Шостакович, М. Ростропович, В. Высоцкий, М. Плесецкая и др.
Повесть И. Эренбурга «Оттепель»
Журналы «Звезда» и «Ленинград», Журнал «Новый мир»
«Дело» Клюевой-Роскиной
Борьба с космополитизмом
Партийные постановления по вопросам культуры
История театра «Современник», «Театра на Таганке»
Развитие театра во второй половине ХХ в.
Интернет и его роль в современном мире.
Межэтнические конфликты в конце XX в. - начале XXI века.
Интеграционные процессы в Евразии.
Темы групповых творческих проектов
Русский утопический социализм
Западники и славянофилы
Революционные кружки и группы
Движение народников
Рабочее движение
Первые марксистские кружки и группы
Перечень тем для подготовки презентаций
1. Отечественная историография в прошлом и настоящем (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков).
2. Цивилизационный подход в исторической науке.
3. Формационный подход в исторической науке.
4. Исторические портреты (Князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, А.Невский, Чингисхан, Иван Калита, Иван III, Д.Донской, И.Грозный и др.).
5. Князь Владимир и крещение Руси.
6. Образование Монгольского государства.
7. Новгородская боярская республика
8. Куликовская битва и ее историческое значение
9. Ливонский орден, борьба Руси с западной агрессией
10. Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного
11. Борис Годунов: личность, политик, государь.
12. Социальная структура российского общества в XVII в
13. Установление крепостного права на Руси
14. Литва как второй центр объединения русских земель.
15. Церковный раскол
16. Государство и церковь XV - XVI вв.
17. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.
18. Присоединение Сибири.
19. Присоединение Украины к Российскому государству
20. Крестьянская война под предводительством С. Разина
21. «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра.
22. Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.
23. Эволюция социальной структуры общества. Дворцовые перевороты.
24. Укрепление России на побережье Балтийского моря (Северная война).
25. Кризис феодально-крепостнической системы.
26. Восстание декабристов
27. Отмена крепостного права 1861 г.
28. Контрреформы Александра III.
29. Борьба с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г.
30. Роль ополчения в освобождении Москвы. К.Минин и Д. Пожарский.
31. Русско-японская война. Первая мировая война.
32. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.
33. Политические портреты: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.Н. Милюков и др.
34. Позиции и тактика политических сил в период двоевластия
35. Красный и белый террор.
36. Аграрные программы белых правительств.
37. Причины первоначальных успехов и окончательного поражения Белого движения в ходе гражданской войны в России, 1917-1920 гг.
38. Политические портреты: В.И. Ленин, Г.Е. Львов, А.И. Гучков, А.Ф. Керенский Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин, С.М. Киров, Л.П. Берия и др.
39. Первые декреты Советской Власти
40. Индустриализация и коллективизация в Бурятии
41. Голод 1932 - 1933 гг.: причины и последствия.
42. А. Стаханов и стахановское движение.
43. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия
44. СССР и западные союзники в годы Великой Отечественной войны
45. СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.
46. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.
47. Выдающие полководцы Великой Отечественной войны
48. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
49. Политические портреты государственных деятелей: Г.М. Маленков, Л.П. Н.С. Хрущев, В.М. Молотов и др.
50. Значение ХХ съезда КПСС
51. Освоение целины: достижения и проблемы.
52. Ю.А. Гагарин - первый космонавт
53. Карибский кризис
54. Война в Афганистане
55. Л. И. Брежнев: человек и политик.
57. Становление многопартийности в СССР
58. События августа 1991 и распад СССР
59. Исторические портреты политических лидеров России: Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского, Г.А. Явлинского, В.В. Путина и др.
Перечень вопросов к зачету с оценкой,
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии),
Вопросы модулей,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (темы письменных работ): темы рефератов, темы эссе, перечень тем презентаций, перечень вопросов для самостоятельного изучения, темы групповых творческих проектов
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п