учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Пищевая безопасность, производство и переработка животноводческой продукции
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование знаний по основам питания, изменений основных компонентов пищи в результате технологических операций, подверженности продукции животноводства интоксикации контаминантами химической и биологической природы в процессе производства, хранения и реализации; обеспечению качества и безопасности сырья и пищевых продуктов; гигиеническому контролю за пищевой продукцией из генетически модифицированных источников; гигиенические принципы нормирования и контроль за применением пищевых добавок, управлению безопасностью на всей цепи производства продуктов питания
ПКС-1: Способен проводить научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы, анализировать результаты, формулировать выводы);
ИД-1ПКС-1 Знает структуру научной работы и правила ее оформления
ИД-2ПКС-1 Умеет провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 Владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 не знает проведение статистической обработки и анализа результатов исследований, извлечение выводы
ИД-3ПКС-1 не знает методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 плохо знает проведение статистической обработки и анализа результатов исследований, извлечение выводы
ИД-3ПКС-1 плохо знает методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 знает проведение статистической обработки и анализа результатов исследований, извлечение выводы, однако допускает некоторые неточности
ИД-3ПКС-1 знает методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области, однако допускает некоторые неточности
ИД-2ПКС-1 знает проведение статистической обработки и анализа результатов исследований, извлечение выводы
ИД-3ПКС-1 знает методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 не умеет провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 не умеет использовать методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 плохо умеет провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 плохо умеет использовать методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 умеет провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-1 умеет использовать методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-1 умеет провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 умеет использовать методы планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 не владеет проведением статистической обработки и анализом результатов исследований, извлечением выводов
ИД-3ПКС-1 не владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 плохо владеет проведением статистической обработки и анализом результатов исследований, извлечением выводов
ИД-3ПКС-1 плохо владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 владеет проведением статистической обработки и анализом результатов исследований, извлечением выводов с ошибками
ИД-3ПКС-1 владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области с ошибками
ИД-2ПКС-1 владеет проведением статистической обработки и анализом результатов исследований, извлечением выводов
ИД-3ПКС-1 владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Основы питания и безопасность пищевых продуктов : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 36.04.02 «Зоотехния», направленность (профиль) подготовки «Пищевая безопасность, производство и сбыт традиционных продуктов питания» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 27 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01541. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тестовые вопросы
Индивидуальные задания для решения ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
Основы питания и безопасность продукции животноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Классификация пищевых добавок (ПКС-1).
2. Характеристика пищевых добавок, улучшающих цвет пищевых продуктов (ПКС-1).
3. Характеристика пищевых добавок, улучшающих вкус и аромат пищевых продуктов (ПКС-1).
4. Характеристика пищевых добавок, улучшающих консистенцию пищевых продуктов (ПКС-1).
5. Характеристика пищевых добавок, способствующих увеличению сроков годности пищевых продуктов (ПКС-1).
6. Характеристика пищевых добавок, ускоряющих и облегчающих ведение технологических процессов (ПКС-1).
7. Основные аспекты биологической опасности пищевых продуктов: болезни пищевого происхождения, микотоксикозы пищи, пищевой инфекции (ПКС-1).
8. Безопасность продовольственного сырья, пищевых продуктов, сущности, уровни, виды, основные критерии ее оценки (ПКС-1).
9. Концепция продовольственной безопасности России (ПКС-1).
10. Опасности, связанные с дисбалансом питательных веществ в рационе человека (ПКС-1).
11. Загрязнение пищевого сырья растительного и животного происхождения микроорганизмами и их метаболитами. Микробные инфекции и интоксикации (ПКС-1).
12. Водная и воздушная среда как источник загрязнения пищевого сырья и продуктов растительного и животного происхождения (ПКС-1).
13. Загрязнение сырья химическими элементами (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк), нитратами и нитритами, Токсиколого-гигиеническая характеристика химических элементов. Радиоактивное загрязнение сырья и пищевых продуктов (ПКС-1).
14. Химические компоненты растениеводческой пищевой продукции и сырья водного происхождения. Опасности зооантропонозных инфекций и гельминтозы (ПКС-1).
15. Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве и нитрозосоединениями (ПКС-1).
16. Химические опасности пищевых продуктов: диоксины, ПАУ, ПХД, нитраты, нитриты, нитрозовые смеси (ПКС-1).
17. Опасности, связанные с наличием тяжелых металлов, пестицидов, радионуклидов в пищевых продуктах (ПКС-1).
18. Загрязнение продуктов в ходе технологической обработки сырья (ПКС-1).
19. Химические компоненты продуктов растительного и животного происхождения (ПКС-1).
21. Генетически модифицированные пищевые источники (GMO) (ПКС-1).
22. Гигиенический контроль за производством пищевой продукции с использованием генетически модифицированных источников (ПКС-1).
23. Идентификация и фальсификация пищевой продукции (ПКС-1).
24. Нормативно-правовая база для борьбы с фальсификацией (ПКС-1)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов. Консерванты. Антибиотики. Пищевые антиокислители. Биологически активные добавки
1. Дайте характеристику понятия «пищевые добавки». Определите их роль в создании продуктов питания. Приведите классификацию пищевых добавок с различными технологическими функциями. Расскажите о рациональной системе цифровой кодификации пищевых добавок с литерой «Е».
2. Что понимают под гигиенической регламентацией пищевых добавок в продуктах питания? Назовите главные условия, выполнение которых обеспечивает безопасность применения пищевых добавок.
3. Дайте классификацию пищевым красителям.
4. Чем объясняется повышенное внимание потребителей и технологов к окраске продуктов питания?
5. Назовите основные натуральные красители.
6. Что представляют собой каротиноиды, хлорофиллы, энокрасители?
7. Какие другие представители натуральных красителей вам известны?
8. Приведите примеры синтетических красителей. Их особенности по сравнению с натуральными красителями.
9. Дайте определение понятию цветорегулирующие материалы. Назовите известных вам представителей этой группы соединений.
10. Перечислите основные группы загустителей и гелеобразователей.
11. Приведите несколько примеров пищевых эмульгаторов, опишите их смежные функции.
12. Дайте определение эфирным маслам. Назовите основных представителей эфирных масел.
13. Какие химические компоненты входят в состав эфирных масел? Дайте определение понятия «пищевые эссенции».
14. В чем отличие натуральных, идентичных натуральным и синтетических ароматизаторов?
15. Какие химические компоненты входят в их состав? Какие пищевые добавки относятся к усилителям и модификаторам вкуса? Приведите примеры.
16. Дайте определение понятия «подслащивающие вещества» (подсластители). На какие группы веществ их можно разделить? В чем причина широкого применения интенсивных подсластителей в пищевой технологии? Какие представители интенсивных подсластителей вам известны? Назовите их.
17. Дайте определение понятия «консерванты». Их роль в сохранении пищевого сырья и готовых продуктов. Приведите примеры основных консервантов. Охарактеризуйте их. С чем связана необходимость применения консервантов?
18. Дайте определение понятия «пищевые антиокислители». В чем разница в поведении антиокислителей, синергистов антиокислителей, комплексообразователей? Назовите основные антиокислители. Определите роль антиокислителей в сохранении пищевых продуктов.
19. Дайте определение понятия «биологически активные добавки». Приведите их классификацию. Их роль в создании современных продуктов питания.
Безопасность пищевых продуктов.
1. Основные аспекты биологической опасности пищевых продуктов: болезни пищевого происхождения, микотоксикозы пищи, пищевой инфекции
2. Безопасность продовольственного сырья, пищевых продуктов, сущности, уровни, виды, основные критерии ее оценки. Концепция продовольственной безопасности России. Правовое регулирование продовольственной безопасности. Гигиенические характеристики основных компонентов пищи. Охрана продуктов питания от чужеродных веществ - важная гигиеническая проблема. Опасности, связанные с дисбалансом питательных веществ в рационе человека
3. Загрязнение пищевого сырья растительного и животного происхождения микроорганизмами и их метаболитами. Микробные инфекции и интоксикации
4. Водная и воздушная среда как источник загрязнения пищевого сырья и продуктов растительного и животного происхождения. Загрязнение сырья химическими элементами (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк), нитратами и нитритами, Токсиколого-гигиеническая характеристика химических элементов. Радиоактивное загрязнение сырья и пищевых продуктов
5. Химические компоненты растениеводческой пищевой продукции и сырья водного происхождения. Опасности зооантропонозных инфекций и гельминтозы. Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве и нитрозосоединениями, Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса, молока и рыбы
6. Химической опасности пищевых продуктов: диоксины, ПАУ, ПХД, нитраты, нитриты, нитрозовые смеси и тяжелых металлов, пестицидов, радионуклидов. Загрязнение продуктов в ходе технологической обработки сырья. Диоксины и ПАУ.
7. Химические компоненты продуктов растительного и животного происхождения. Пищевая безопасность введения добавок. Гигиенические принципы нормирования и контроль за применением пищевых добавок, технологических и биологически активных добавок.
8. Параметры качества: основы, важность и измерения (метрология). Метрологическое обеспечение производства. Метрологической службы предприятия. - Метрологическая лаборатория.
9. Генетически модифицированные пищевые источники (GMO). Гигиенический контроль за производством
10. Фальсификация продовольственных товаров. Нормативно-правовой базы для борьбы с фальсификацией. Значение маркировки в обеспечении безопасности продукции. Идентификация и фальсификация пищевой продукции. Тароупаковочные материалы, применяемые в пищевой промышленности. Вопросы экологии полимерной упаковки.
11. Что такое безопасность продуктов питания? Из каких критериев она складывается?
12. Какова классификация вредных веществ, поступающих в организм человека с пищей?
13. Перечислите источники и пути загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
14. Назовите основные группы ксенобиотиков из окружающей среды, загрязняющих сырье и пищевые продукты.
15. Какие контаминанты-загрязнители обладают способностью аккумулироваться и передаваться по пищевым цепям?
16. Назовите основные природные токсиканты, дайте оценку степени их опас¬ности для организма человека.
17. Что такое антиалиментарные факторы питания? Назовите и дайте краткую характеристику этим компонентам пищевого сырья и продуктов питания.
18. Что такое генетически модифицированные продукты питания? В чем может заключаться их опасность для здоровья человека?
19. Назовите величины, характеризующие меру токсичности, и основные параметры, регламентирующие поступление чужеродных веществ с пищей.
20. В чем выражается сущность процесса детоксикации ксенобиотиков в организме человека? Какие две основные фазы включает метаболизм чужеродных соединений?
Тестовые вопросы
1. В соответствии с требованиями Директивы Европейского Союза 1139/98/ЕС с 1 сентября 1998 г. пищевая продукция из генетически модифицированных организмов или содержащая их в качестве компонентов должна быть снабжена:
A) упаковкой специальной формы;
Б) упаковкой специального цвета;
B) только металлической упаковкой специальной формы;
Г) специальными этикетками;
Д) соответствующими продукту средствами детоксикации.
2. Экологической характеристикой упаковочных материалов принято считать:
A) единицы загрязнения среды UBP, которые учитывают возможность и легкость утилизации, а также другие показатели, рассчитываемые по специальной методике; Б) единицы загрязнения среды UBP, которые учитывают только стоимость упаковки;
B) единицы загрязнения среды UBP, которые учитывают суммарную массу и суммарный объем упаковочного материала;
Г) единицы загрязнения среды UBP, которые учитывают количество (процент) используемых в упаковке искусственных (синтетических) веществ;
Д) единицы загрязнения среды UBP, которые учитывают класс токсичности используемых в упаковочном материале вредных веществ - контаминантов.
3. Контаминанты - это:
A) компоненты пищевых продуктов, содержащие вторичные органические амины; Б) все потенциально опасные соединения исключительно антропогенного происхождения;
B) все потенциально опасные соединения только природного происхождения;
Г) особо опасные соединения микробиологического происхождения в пищевых продуктах;
Д) потенциально опасные соединения антропогенного или природного происхождения неорганической и органической природы, в том числе микробиологического происхождения, в пищевых продуктах.
4. В России допустимые концентрации нитрофуранов в пищевых продуктах:
A) не установлены;
Б) отсутствуют из-за полной, 100%-ной невозможности их контаминации;
B) отсутствуют, кроме 5-нитро-2-замещенных фуранов, проявляющих повышенную антимикробную активность;
Г) отсутствуют, поскольку все нитрофураны обладают ярко выраженным бактерицидным и бактериостатическим действием;
Д) установлены и повсеместно контролируются соответствующими официальными государственными органами.
5. Трансгенные организмы - это:
A) только растения, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии;
Б) только животные, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии;
B) только микроорганизмы, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии;
Г) только вирусы, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии;
Д) животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии.
6 Алкоголи - это:
A) многоатомные спирты;
Б) одноатомные спирты, органические соединения, содержащие гидроксильную группу ОН у насыщенного атома углерода;
B) одноатомные спирты, неорганические соединения, не содержащие гидроксильную группу ОН у насыщенного атома углерода;
Д) неорганические соединения, содержащие в своем составе гидроксильную группу ОН.
7 Согласно рекомендации ВОЗ (аналогичный уровень принят в России) допустимая суточная доза ТХДД для человека составляет:
A) 10 нг/кг;
Б) 10 мкг/кг;
B) 10 мг/кг;
Г) 10 г/кг;
Д) 102 г/кг.
8. По данным ФАО допустимая суточная доза (ДСД) свинца и его ПДК в питьевой воде составляют, соответственно:
A) ДСД - около 0,7 мг/кг массы тела, ПДК - не нормируется;
Б) ДСД - не нормируется, ПДК - 0,5 мг/л;
B) ДСД и ПДК не нормируются;
Г) ДСД - около 0,007 мг/кг массы тела, ПДК - 0,05 мг/л;
Д) ДСД - около 0,007 мг/кг массы тела, ПДК - 0,05 мг/л (ПДК - только для детского и диетического питания).
9. В1992 г. в Риме состоялась первая Международная конференция, где обсуждались актуальные проблемы экологии питания, инициатором которой были:
A) Россия;
Б) США;
B) Япония;
Г) Комитет по образованию, науке и культуре ЮНЕСКО и Комитет по экологии и защите окружающей природной среды ЮНЕП Организации Объединенных Наций;
Д) Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Организации Объединенных Наций.
10. Использование полимерных и других материалов в качестве упаковки продовольственных товаров направлено на решение следующих задач, исключая одну:
A) обеспечение возможности расфасовки и транспортировки продукта;
Б) защита продукта от воздействия окружающей среды, болезнетворных микроорганизмов;
B) сохранение питательной ценности продукта;
Г) увеличение срока годности продукта;
Д) повышение питательной ценности продукта путем его искусственной полимервитаминизации.
11. В настоящее время идентифицировано канцерогенных представителей полициклических ароматических углеводородов (ПАУ):
A) более 200;
Б) более 20;
B) не более 2;
Г) идентификация подобных сложных полициклических соединений технически невозможна;
Д) идентификация подобных соединений технически возможна, но не производится, поскольку это не имеет ни научного, ни практического смысла.
12. По токсичности при однократном поступлении в организм через желудочно-кишечный тракт пестициды делятся на (где ЛД50 - доза, вызывающая гибель подопытных животных), кроме (один неверный ответ):
A) сильнодействующие - ЛД50 до 50 мг/кг;
Б) высокотоксичные — ЛД50 =200 мг/кг;
B) среднетоксичные — ЛД50 от 200 до 1000 мг/кг;
Г) малотоксичные — ЛД50 более 1000 мг/кг;
Д) нетоксичные - ЛД50 не ограничена.
13. В случае использования генетически модифицированных организмов, интегральный риск — это:
A) вероятность осуществления нежелательного воздействия генетически модифицированного организма на окружающую среду;
Б) вероятность осуществления нежелательного воздействия генетически модифицированного организма на сохранение биологического разнообразия;
B) вероятность осуществления нежелательного воздействия генетически модифицированного организма на здоровье человека вследствие передачи чужеродных генов;
Г) вероятность осуществления нежелательного воздействия генетически модифицированного организма на сохранение биологического разнообразия, включая здоровье человека, вследствие передачи генов;
Д) вероятность осуществления нежелательного воздействия генетически модифицированного организма на другие организмы этого вида.
14. В организм человека кадмий поступает:
A) с пищей - 20%, через легкие из атмосферы и при курении - 80%;
Б) только с пищей - до 100%;
B) с пищей - 80%, через легкие из атмосферы и при курении - 20%;
Г) через легкие из атмосферы и при курении - до 100%;
Д) только при курении - до 100%.
15. По кумулятивным свойствам (где коэффициент кумуляции — отношение суммарной дозы препарата при многократном введении к дозе, вызывающей гибель животных при однократном введении) пестициды делятся на вещества, обладающие (указать один неверный ответ):
A) сверхкумуляцией — коэффициент кумуляции менее 1;
B) умеренной кумуляцией — коэффициент кумуляции 3-5;
Г) слабовыраженной кумуляцией — коэффициент кумуляции более 5;
Д) полным отсутствием кумулятивных свойств.
16. К наиболее опасным веществам химического происхождения, используемым в современном сельскохозяйственном производстве, с точки зрения загрязнения продуктов питания и негативного влияния на здоровье населения, относятся:
A) азотные удобрения, содержащие нитраты;
Б) пестициды;
B) фосфатные и калийные удобрения;
Г) стимуляторы роста растений;
Д) ингибиторы роста растений.
17. По стойкости пестициды делятся на (один неправильнй ответ):
A) очень стойкие — время разложения на нетоксичные компоненты свыше 2 лет;
Б) стойкие — время разложения на нетоксичные компоненты 0,5-1 год;
B) умеренно стойкие — время разложения на нетоксичные компоненты 1-6 мес.;
Г) малостойкие — время разложения на нетоксичные компоненты около 1 мес.;
Д) нестойкие — время разложения на нетоксичные компоненты - не боле 10 час.
18. В качестве пестицидов не используются:
A) хлорорганические соединения;
Б) ртутьорганические соединения;
B) аурумсодержащие дефолианты;
Г) фосфорорганические соединения;
Д) синтетические пиретроиды;
Е) медьсодержащие фунгициды.
19. Комиссия ФАО/ВОЗ установила допустимую суточную дозу (ДСД) мышьяка:
A) 0,05 мг/кг массы тела, что составляет для взрослого человека около 3 мг/сутки;
Б) 0,5 мг/кг массы тела, что составляет для взрослого человека около 30 мг/сутки;
B) 5 мг/кг массы тела, что составляет для взрослого человека до 0,3 г/сутки;
Г) 0,05 мг для человека независимо от массы его тела и возраста;
Д) ДСД мышьяка до настоящего времени не установлена.
20. Полиэтилен используется для упаковки:
A) только жиросодержащих продуктов;
Б) только водосодержащих продуктов;
B) жиросодержащих продуктов и ограниченно - водосодержащих;
Г) водосодержащих продуктов и ограниченно - жиросодержащих;
Д) всех пищевых продуктов без ограничений.
21. По определению ВОЗ наркотик - это социальный токсикант, а наркомания - это:
A) состояние хронического отравления, вызванного введением наркотика;
Б) состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотика;
B) состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного случайным введением наркотика;
Г) состояние эпизодического отравления, вызванного введением наркотика;
Д) привыкание к наркотику.
22. Возможные пути загрязнения продуктов питания (указать одно неверное утверждение):
A) миграция в продукты питания токсических веществ из оборудования, посуды, упаковки, вследствие использования неразрешенных неметаллических материалов, в т. ч. полимерных, или металлов;
Б) образование в пищевых продуктах эндогенных соединений в процессе технологической обработки - кипячения, жарения, облучения и др.;
B) несоблюдение санитарных требований к технологии производства и хранения пищевых продуктов, приводящее к образованию микотоксинов, ботулотоксинов, других бактериальных токсинов;
Г) поступление в продукты питания токсических веществ, в том числе радионуклидов, из окружающей среды — атмосферы, гидросферы, литосферы; Д) образование в пищевых продуктах экзогенных соединений в процессе технологической обработки - кипячения, жарения, облучения и др.
23. Ксенобиотиками называют:
A) чужеродные для живого организма химические вещества природного происхождения;
Б) чужеродные для живого организма химические вещества антропогенного происхождения;
B) чужеродные для живого организма химические вещества природного или антропогенного происхождения в зависимости от конкретных условий;
Г) все химические вещества, образующиеся в процессе химических производств; Д) технический термин «ксенобиотик» для пищевых продуктов неприменим.
24. Полиамид предназначен для упаковки:
A) жироемких продуктов и неприемлем для контакта с водой;
Б) водоемких продуктов и неприемлем для контакта с жиром;
B) только твердых сухих продуктов;
Г) только водоемких продуктов;
Д) может использоваться для упаковки всех пищевых продуктов без ограничений.
25. Рекомендуемая ФАО/ВОЗ ПДК ртути в водопроводной воде, идущей для приготовления пищи, составляет:
A) количественно не нормируется;
B) 5 мг/л;
Г) 0,5 мг/л;
Д) 0,005 мг/л.
26. Минеральными источниками азота в почве являются следующие два вещества:
A) силикаты;
Б) бораты;
B) нитраты;
Г) аммоний;
Д) фосфаты;
Е) озонаты.
27. Система анализа опасностей по критическим контрольным точкам (НАССР) включает семь основных этапов (выявить один неверный ответ):
A) определение вторичных базовых элементов системы и их гармонизация с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 в части отсутствия искусственных ингредиентов, неизвестных ксенобиотиков и новых контаминантов; Б) оперативный экспресс-анализ продукции на предмет наличия в ней опасных микроорганизмов;
B) определение наиболее критических этапов производства, где возможно заражение продукции;
Г) установление и строгое соблюдение предельных нормативов для производственных процессов и оборудования;
Д) систематический мониторинг всей технологической линии производства;
Е) разработка мер по корректированию производственных процессов;
Ж) постоянная запись технологических параметров;
З) постоянная проверка полученной информации; внедрение системы мер по снижению патогенных компонентов в продовольствии.
28. Допустимые количества миграции (ДКМ) в продукт опасных для здоровья химических соединений полимерных упаковочных материалов измеряются в:
A) г/л;
Б) мг/л;
B) мг/м3;
Г) г/м3;
Д) мф/л3.
29. Источниками загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов радионуклидами не могут быть:
A) испытаниями ядерного оружия;
Б) добыча и переработка урановых и ториевых руд;
B) обогащение урана изотопом U, т.е. получение уранового топлива;
Г) радиоволны;
Д) работа ядерных реакторов;
Е) переработка ядерного топлива с целью извлечения радионуклидов для нужд народного хозяйства;
Ж) хранение и захоронение радиоактивных отходов.
30. Основными культурами коммерческих посевов трансгенных культур в мире являются:
A) соя, кукуруза, хлопчатник масличный рапс;
Б) картофель;
B) папайя;
Г) тыква, томаты;
Д) кукуруза, хлопчатник.
31. Алкогольные напитки могут быть отнесены к антиалиментауным факторам:
A) нет;
Б) да;
B) да или нет - в зависимости от процентного содержания алкоголя в напитке;
Г) да или нет - в зависимости от объемного содержания алкоголя в напитке;
Д) не знаю.
32. Загрязнение пищевых продуктов микроорганизмами и метаболитами вызывает следующие формы заболеваний (один верный ответ):
A) пищевое отравление (пищевая интоксикация) и пищевая токсикоинфекция;
Б) пищевое отравление и пищевая токсикоинфекция (пищевая интоксикация);
B) пищевое отравление и внепищевая токсикоинфекция;
Г) и пищевое, и не пищевое отравления (все виды отравлений);
Д) загрязнение пищевых продуктов микроорганизмами и метаболитами у человека заболеваний не вызывает.
33. Федеральный Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ:
A) обеспечивает создание правовой базы, регулирующей отношения в цепи производство - потребление пищевых продуктов, устанавливает ответственность государственных органов и юридических лиц в области качества и безопасности пищевой продукции, а также права и обязанности граждан и отдельных групп населения в этой области;
Б) устанавливает основные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, обязательные для выполнения как юридическими, так и физическими лицами;
B) устанавливает систему надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов специально созданными военизированными муниципальными инспекциями;
Г) устанавливает систему государственного нормирования количества и качества трансгенных продуктов, экспортируемых из-за рубежа;
Д) устанавливает систему лицензирования и сертификации трансгенных пищевых продуктов по представлениям
34. Пищевую интоксикацию вызывает:
A) все известные ксенобиотики;
Б) все известные ксенобиотики и некоторые контаминанты;
B) токсин, продуцируемый микроорганизмом, который попадает и развивается в продуктах;
Г) только стафилококки;
Д) только ботулотоксины А и Е.
356. Пищевые интоксикации условно подразделяют на:
A) бактериальные токсикозы первой и второй группы;
Б) микотоксикозы первой, второй, четвертой и третьей группы;
B) бактериальные токсикозы и микотоксикозы;
Г) чрезвычайно опасные, опасные и малоопасные;
Д) условные и безусловные (реальные и псевдореальные).
36. Безопасность пищевой продукции - это (полный ответ):
A) соответствие пищевой продукции санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, ветеринарным и фитосанитарным правилам, соблюдение которых исключает опасное влияние на жизнь и здоровье людей нынешнего и будущего поколений;
Б) соответствие пищевой продукции санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, ветеринарным и фитосанитарным правилам, соблюдение которых исключает опасное влияние на жизнь и здоровье людей;
B) соответствие пищевой продукции санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, ветеринарным и фитосанитарным правилам, соблюдение которых исключает опасное влияние на жизнь и здоровье людей нынешнего поколения;
Г) соответствие пищевой продукции санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, ветеринарным и фитосанитарным правилам, соблюдение которых исключает опасное влияние на жизнь и здоровье людей будущих поколений;
Д) полное соответствие пищевой продукции всем санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
37. Микроорганизмы вирусы, вызывающие пищевую токсикоинфекцию, - это:
A) мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида);
Б) мельчайшие клеточные частицы, не состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида);
B) мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из белковой оболочки (капсида);
Г) мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида);
Д) все известные науке мельчайшие частицы, в т.ч. клеточные и неклеточные.
38. Гормональные препараты не используются в ветеринарии и животноводстве с целью:
A) стимуляции роста животных;
Б) улучшения вкусовых качеств;
B) улучшения усвояемости кормов;
Г) многоплодия;
Д) регламентации сроков беременности;
Е) ускорения полового созревания.
39. Главной причиной острой интоксикации нитратами является:
A) окисление нитратов в нитриты, что может протекать в пищевых продуктах или пищеварительном канале;
Б) восстановление нитратов в нитриты, что протекает только в пищеварительном канале;
B) восстановление нитратов в нитриты, что может протекать в пищевых продуктах или пищеварительном канале;
Г) восстановление нитратов в нитриты, что протекает только в пищевых продуктах; Д) нитраты являются метгемоглобинообразователями и, в этой связи, обладают выраженной токсичностью, что объясняет преимущественно эмбриотоксическое действие таких соединений.
40. Гигиенический мониторинг предполагает:
A) определение степени загрязнения окружающей среды, продовольственного сырья и продуктов питания токсичными и радиоактивными элементами, а также изучение фактического состояния качества и безопасности продуктов питания для различных групп населения в динамике;
Б) анализ и обобщение результатов балансовых расчетов продовольствия, выполняемых Госкомстатом РФ;
B) анализ и обобщение всех сведений о соблюдении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов физическими и юридическими лицами;
Г) анализ и обобщение сведений Госкомстата РФ о демографической ситуации и состоянии здоровья населения;
Д) анализ и обобщение сведений о потреблении пищевых продуктов в семьях по результатам обследования семейных бюджетов, проводимых Госкомстатом РФ.
41. Пищевая и сельскохозяйственная организация при ООН - это:
A) ВОЗ;
Б) ФАО;
B) ЮНЕП;
Г) МАГАТЭ;
Д) ЮНЕСКО.
Индивидуальные задания для решения ситуационных задач
Задача 1. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для молока пастеризованного, выработанного по ГОСТ 32922-2014 Молоко коровье пастеризованное - сырье. Технические условия. Основные
Задача 2. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для кефира, выработанного по ГОСТ 31454-2012 Кефир. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Задача 3. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для сметаны 10% жирности, выработанной по ГОСТ 31452-2012 Сметана. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Задача 4. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для творога с массовой долей жира 5%, выработанного по ГОСТ 31453-2013 Творог. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Задача 5. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для колбасок куриных, выработанных по ГОСТ 33357-2015 Колбасы варено-копченые из мяса птицы. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ТС 034/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции".
Задача 6. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для консервов «Сельдь тихоокеанская натуральная», выработанных по ГОСТ 7452-2014 Консервы из рыбы натуральные. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ЕАЭС 040/2016 Технический регламент Евразийского экономического союза О безопасности рыбы и рыбной продукции.
Задача 7. Заполните протокол испытаний аккредитованной испытательной лаборатории для хлеба Дарницкого, выработанных по ГОСТ 26983-2015 Хлеб дарницкий. Технические условия. Основные требования по безопасности представлены в ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза О безопасности пищевой продукции.
Задача 8. Если продукцию производят в соответствии с ГОСТ, в котором указана пищевая ценность, можно ли эти данные указывать на этикетке? Или нужно эту произведенную продукцию подвергнуть исследованиям пищевой ценности? Является ли нарушением указание на этикетке продукта информации о пищевой ценности в соответствии с нормативным документом, на основании которого он произведен? Обязательно ли изготовителю определять показатели пищевой ценности продукции, произведенной по ГОСТ, если эта информация указана в Приложении? Есть ли нормативный документ, регламентирующий эти действия? Какова ответственность изготовителя за несоблюдение этого документа?
Ответ:
На основании п.12 ч.4.9 ст.4 ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» показатели пищевой ценности пищевой продукции определяются изготовителем пищевой продукции аналитическим или расчетным путем.
В разных стандартах технических условий (общих технических условий) требования к пищевой ценности продукции устанавливаются по-разному.
Например, в справочном приложении А к ГОСТ Р 58233-2018 «Хлеб из пшеничной муки. Технические условия» приведена расчетная пищевая ценность хлеба из пшеничной муки.
Но поскольку это справочная информация, то вы не можете указать приведенные в стандарте значения показателей пищевой ценности в маркировке изготовленного по ГОСТ Р 58233-2018 хлеба.
Вы должны выполнить требование п.12 ч.4.9 ст.4 ТР ТС 022/2011, в соответствии с которым именно изготовитель продукции, а не разработчик проекта стандарта должен определять показатели пищевой ценности продукции.
Невыполнение требования технического регламента является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Темы заданий для работы в малых группах
1. Пищевая ценность и качество пищевых продуктов. Основные понятия. Основы рационального питания
2. Характеристика белковых веществ. Пищевая и биологическая ценность белков. Превращения белков в технологическом потоке
3. Характеристика углеводов. Превращения углеводов при производстве пищевых продуктов
4. Характеристика липидов. Пищевая ценность масел и жиров. Превращения липидов при производстве продуктов питания
5. Вода. Активность воды AW и стабильность пищевых продуктов
6. Ферменты. Применение ферментов в пищевых технологиях
7. Загрязнение микроорганизмами и их метаболитами
8. Антиалиментарные факторы
9. Загрязнение химическими элементами
10. Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве
11. Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве
12. Загрязнения нитратами, нитритами и нитрозосоединениями
13. Диоксины и полициклические ароматические угловодороды
14. Радиоактивное загрязнение сельскохозяйственного сырья и продовольствия
15. Классификация и экспертиза пищевых добавок
1. Вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
2. Вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);
3. Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);
4. Вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).
5. Е100 —: Е182,—красители;
6. Е200 и далее — консерванты;
7. Е300 и далее — антиокислители (антиоксиданты);
8. Е400 И далее — стабилизаторы консистенции;
9. Е450 и далее, Е1000 — эмульгаторы;
10. Е500 и далее — регуляторы кислотности, разрыхлители;
11. Е600 И далее — усилители вкуса и аромата;
12. Ё700 — Е800 — запасные индексы для другой возможной информации;
13. Е900 и далее — глазирующие агенты, улучшители хлеба.
14. Загрязнение веществами и соединениями, применяемые в растениеводстве
15. Диоксины и полициклические ароматические углеводороды
16. Полимерные и другие материалы
17. Характеристика основных групп пищевых добавок
18. Продукты питания, созданные с использованием ГМИ
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п