учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- ;
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: знакомство с основными культурными и дикорастущими лекарственными и эфиромасличными растениями, их многообразием и использованием в хозяйственной деятельности;
- изучение химического состава, биологических и экологических особенностей лекарственных и эфиромасличных растений в естественных местообитаниях и условиях культуры;
- ознакомление студентов с современными технологиями возделывания лекарственных и эфирномасличных растений;
- приобретение навыков организации и проведения сбора урожая лекарственных и эфирномасличных культур, первичной обработки продукции, сушки и закладки её на хранение
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лекарственные растения Байкальского региона
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. История применения и выращивания лекарственных и эфирно-масличных растений в разных странах
2. История развития лекарственного растениеводства в России
3. Преимущества ЛР в сравнении с синтетическими лекарственными средствами. К чему приводит стихийная заготовка ЛРС).
4. Введение дикорастущих видов в культуру.
5. Какие растения вводят в культуру?
6. Алкалоиды: общая характеристика, растения, содержащие алкалоиды, медико-биологическое значение
7. Гликозиды: общая характеристика, классификация, распространение в растениях, медико-биологическое значение
8. Витамины А, В1,С, К, Е распространение в растениях, медико-биологическое значение
9. Сапонины, горечи, дубильные вещества: содержание в растениях, медико-биологическое значение
10. Значение витаминов и фитонцидов для здоровья человека
11. Влияние внешних условий на образование и накопление БАВ в лекарственных растениях
12. Методы выявления новых лекарственных растений
13. Характеристика основных морфологических видов ЛРС
14. Правила сбора основных видов ЛРС
15. Сушка основных групп лекарственного сырья
16. Упаковка, маркировка, транспортировка, хранение ЛРС.
17. Характеристика основных способов подготовки семян к посеву
18. Скарификация, виды скарификации
20. «Правила заготовки пищевых и лесных ресурсов» согласно приказа МПР РФ от 10.04.2007г. Период восстановления ЛР.
21. Какие правила необходимо соблюдать при заготовке ЛРС
22. Группы лекарственных растений в зависимости от места произрастания
23. Лекарственные растения семейства Розовые: характеристика, представители. Кровохлебка лекарственная: описание, распространение, используемые органы, применение
24. Зверобой продырявленный: описание, распространение, используемые органы, применение
25. Лекарственные растения семейства Астровые: примеры, описание, использование
26. Ромашка аптечная: описание, распространение, используемые органы, применение.
27. Лекарственные растения семейства Бобовые: характеристика, представители
28. Солодка уральская, термопсис ланцетный: описание, распространение, используемые органы, применение
29. Тысячелистник обыкновенный: описание, распространение, используемые органы, применение
30. Тимьян ползучий: описание, распространение, используемые органы, применение
31. Пастушья сумка: описание, распространение, используемые органы, применение
32. Цикорий обыкновенный, мордовник обыкновенный: описание, распространение, используемые органы, применение.
33. Лекарственные растения семейства Лютиковые: привести примеры - распространение, используемые органы, применение
34. Лекарственные растения семейства Яснотковые: характеристика. Пустырник сердечный: описание, распространение, используемые органы, применение.
35. Спорынья: описание, распространение, используемые органы, применение.
36. Лекарственные растения Байкальского региона (ОПК-1).
37. Эфирные масла, их распространение в растениях. Образование и накопление эфирных масел
38. Эфиромасличные культуры семейства Сельдерейные: примеры, описание, использование.
39. Эфиромасличные культуры семейства Яснотковые: примеры, описание, использование
41. Домашние лекарственные растения: примеры, описание, использование
40. Сбор, сушка, хранение эфиромасличных культур
42. Использование лекарственных растений в ландшафтном дизайне
43. Интродукция, акклиматизация, натурализация ЛР
44. Причины уменьшения запасов дикорастущих ЛР в РФ.
Комплект тестовых заданий
Раздел № 1. Дикорастущие лекарственные растения и их рациональное использование.
1. Кого называли ризотомами:
а) египетских жрецов, использующих растения для лечения больных; б) сборщиков лекарственных растений в Греции; в) монахов выращивающих травы в садах при монастырях и изготавливающих из них лечебные препараты.
2. Вертограды - это:
а) переводные рукописные травники; б) аптекарские огороды; в) аптеки; г) склады для хранения лекарственных трав.
3. В 1701г. Петр I издал Указ, в котором повелел:
а) создать в Москве «зелейные ряды»; б) закрыть в Москве «зелейные ряды», а целебными травами торговать в аптеках; в) организовать при Аптекарском приказе школу для подготовки первых русских врачей
4. В середине I века врач римской армии _________ составил обширный травник, включивший в себя большинство известных на тот момент лекарственных растений (более 500 видов). Эта книга стала первым подробным травником в европейской медицинской науке.
а) Диоскорид; б) К. Гален; в) Авл Корнелий Цельс; г) Гиппократ.
5. Филогенетический метод поиска новых лекарственных растений иначе называют:
а) методом сита; б) методом родства; в) методом массовых анализов.
6. Метод поиска новых лекарственных растений, который используется при проведении массового полевого фитохимического анализа на основные БАВ всех без выбора видов растений определенной местности называется:
а) метод родства; б) метод сита; в) филогенетический метод.
7. Образуемые растениями биологически активные вещества (летучие органические вещества различного химического состава), убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов (главным образом микробов) называются __________.
8. Какие удобрения играют большую роль в биосинтезе и накоплении алкалоидов:
а) фосфорные, б) азотные; в) калийные
Дефицит этого витамина в пище вызывает серьезное заболевание – цингу:
а) витамин А; б) витамин В; в) витамин С; г) витамин Е.
9. Вставьте пропущенное слово. Витамин ______ образующийся в хлорофилловых зернах растений необходим для нормального свертывания крови. Содержится в листьях крапивы, хвое сосны и ели и др.
10. Какой набор растительных продуктов можно рекомендовать человеку, в организме которого недостаток витамина С.
а) Морковь, огурцы, виноград; б) Лимоны, черная смородина, облепиха; в) Клюква, слива, бананы.
11. Вещества, содержащиеся в высших растениях, губительно действующие на болезнетворные бактерии, низшие грибы и простейшие организмы. В наибольшем количестве содержатся в луке, честноке, редьке, хрене, чернике и др. называются:
а) сапонины; б) витамины; в) фитонциды; г) гликозиды.
12. Эти БАВ содержатся в одуванчике, полыни обыкновенной, тысячелистнике обыкновенном и др. Они обладают
а) алкалоиды; б) дубильные вещества; в) горечи; г) витамин В.
13. Витамин К содержится:
а) в плодах рябины обыкновенной; б) в листьях крапивы; в) в плодах шиповника; г) в плодах черемухи обыкновенной
14. Атропин, стрихнин, кофеин – это ____________.
15. Выберите правильные ответы (от 1 до 5). К растениям, содержащим сердечные гликозиды, относятся:
а) наперстянка; б) чабрец; в) тысячелистник; г) ландыш; д) цикорий
16. Закончите предложение. Многие лекарственные растения содержат органические соединения, молекулы которых состоят из двух частей гликона и генина (агликона). Эти биологически активные вещества называются __________.
17. Эти вещества, найденные в коре дуба, чернике и др. обладают выраженным вяжущим и противовоспалительным действием. Поэтому препараты и растения их содержащие применяют при лечении желудочно-кишечных расстройств, ожогов и т.д.
а) алкалоиды; б) сапонины; в) фитонциды; г) дубильные вещества; д) гликозиды.
18. Суточная потребность в этом витамине составляет 90 мг/сут. Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг этого витамина.
а) витамин А; б) витамин С; в) витамин В1; г) витамин Е.
19. Ядовитые свойства аконита были известны еще в глубокой древности. Все растение от корней до пыльцы – чрезвычайно ядовито. Это связано с содержанием в нем______.
20. Органические соединения, без которых в организме невозможен обмен веществ. Снижение их содержания влечет за собой изменения в составе ферментных систем организма, что приводит к снижению его защитных сил - это:
а) алкалоиды; б) витамины; в) фитонциды; г) пигменты; д) гликозиды
21. Период восстановления в естественных условиях бадана толстолистного составляет: надземной массы _____ лет; корневищ _____лет.
22. При заготовке подземных органов многолетних травянистых растений на 1м2 оставляют ____ взрослых развитых растений (для обсеменения), а семена заготовленных растений стряхивают в лунку.
а) 2-3; б) 3-5; в) 5-7.
23. Укажите неверный ответ. Наибольшее накопление веществ загрязнителей происходит в растениях:
а) с крупными листьями; б) с мелкими листьями; в) с опушенными листьями, г) образующих густые заросли.
24. Верно ли утверждение: «Запрещается сбор редких и исчезающих, охраняемых растений, внесенных в Красную книгу. В исключительных случаях их заготовка разрешается в ограниченных количествах, с разрешения или по лицензии государственных структур, отвечающих за охрану растений».
а) да; б) нет.
25. Вставьте пропущенные слова. Для планирования заготовок необходимо знать не только величину выявленных _______ лекарственных растений, но и сроки их __________ после окончания заготовок.
26. В зависимости от места преимущественного произрастания растений, используемых в качестве лекарственно-технического сырья, их подразделяют на 4 группы. Первая группа объединяет растения, произрастающие в основном в зоне лесов, вторая группа включает растения, ареал распространения которых луга и пастбища, Третья группа объединяет растения, местом произрастания которых являются болота и побережья водоемов. Четвертая группа включает _____________.
27. Укажите неверное утверждение. При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения рекомендуется руководствоваться следующим:
а) заготовка соцветий и надземных органов («травы») однолетних растений проводится на одной заросли один раз в 2 года; б) заготовка надземных органов («травы») многолетних растений - один раз в 4-6 лет; в) подземных органов большинства видов лекарственных растений - не чаще одного раза в 5-8 лет.
28. Установите соответствие. Жизненные формы растений.
1. Спорынья а) полукустарник
2. Шиповник б) многолетнее травянистое растение
3. Шалфей лекарственный в) кустарник
4. Пион (марьин корень) г) гриб паразит
29. К какому из нижеперечисленных семейств относится кровохлѐбка лекарственная (Sanguisorba officinalis)?
а) Rosaceae; б) Asteraceae (Compositae); в) Plantaginaceae; г) Poaceae.
30. Установите соответствие:
Растение: Семейство:
1. Горец змеиный ……… ………………… a) розоцветные
2 Черника обыкновенная б) гречишные
3. Лапчатка прямостоячая в) асфоделовые
4. Алоэ древовидное г) вересковые
31. По морфологическим признакам определить лекарственное растение: корень стержневой, стебли ветвистые, покрыты волосками, оранжевый млечный сок, околоцветник двойной, чашечка-2, венчик- 4, тычинок много, пестик 1, соцветие - простой зонтик, плод коробочка:
а) Одуванчик лекарственный; б) Крапива двудомная; в) Мята перечная; г) Чистотел большой.
32. По морфологическим признакам определить лекарственное растение: корень стержневой; нижние листья - прикорневые, черешковые, перистораздельные, стеблевые сидячие, ланцетные; цветки - мелкие, белые; соцветие - кисть; плод - двугнездный, стручочек.
а) Чистотел большой; б) Пастушья сумка; в) Горец птичий; г) Тимьян обыкновенный
33. Выберите правильный вариант. Все эти растения являются ядовитыми:
а) борец северный, белена черная, горец птичий; б) мордовник обыкновенный, лютик едкий, шиповник, багульник болотный: в) чемерица Лобеля, клещевина, чистотел большой; г) зверобой продырявленный, клевер луговой, паслен
34. К какому из нижеперечисленных семейств относится одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)?
а) Campanulaceae; б) Grossulariaceae; в) Asteraceae (Compositae); г) Rosaceae
35. Вставьте пропущенное слово. Лекарственные формы из корня этого реликтового растения Дальнего Востока являются высокоэффективными тонизирующими и общеукрепляющими средствами. ________ включен в Красную книгу, культивируется в России (Приморский край), Северной и Южной Корее, Китае, Японии, США, Канаде, Вьетнаме.
36. К какому из нижеперечисленных семейств относится пастушья сумка (Сapsella bursa pastoris)?
а) Hypericaceae; б) Cruciferae (Brassicaceae); в) Polygonaceae; г) Chenopodiaceae
37. Установите соответствие:
1. Ландыш майский а) Бобовые
2. Пустырник сердечный б) Астровые
3. Термопсис ланцетовидный в) Лилейные;
4. Одуванчик лекарственный г) Яснотковые
Раздел № 2 Культивируемые лекарственные и эфиромасличные растения.
Лекарственное и эфиромасличное сырье
1. Сколько лет требуется для введения в культуру однолетних лекарственных растений?
а) 1-2 г; б) 3-4 г; в) 4-5 лет.
2. Сколько лет требуется для введения в культуру многолетних лекарственных растений, размножающихся семенным путем?
а) 3-4 г; б) 5-6 лет; в) 6-8 лет; г) до 10 лет
3. Приспособление растения к новым климатическим условиям, отличным от условий ареала – это:
а) акклиматизация; б) интродукция; в) натурализация.
4. Выращивание лекарственных растений (ЛР) в промышленных масштабах по рекомендациям агротехники возделывания в данных условиях с целью получения качественного сырья - это
а) натурализация; б) интродукция; в) культивирование.
5. Введение в культуру дикорастущих растений, как в пределах ареала, так и в новых областях, там, где эти виды не встречались до сих пор ни в диком, ни в культивируемом состоянии называется __________.
6. Укажите неверный ответ. В культуру вводят:
а) Лекарственные растения с обширным ареалом, образующие заросли; б) Лекарственные растения, дающие крупнотоннажное сырье; в) Редкие или исчезающие виды лекарственных растений.
7. В районах достаточного увлажнения с малоплодородными, бедными азотом почвами следует вводить в лекарственные севообороты посевы:
а) бобовых и зернобобовых культур; б) картофеля; в) овощных культур.
8. Вставьте пропущенные слова. Подготовленное к посеву поле должно иметь выровненную __________структуру и достаточно высокий запас _______ в верхнем слое почвы.
9. Закончите предложение. Процесс имитации влияния природных зимних условий на семена растений, для того чтобы семенам было легче всходить, а также меры по ускорению прорастания семян и повышению их всхожести, применяемые перед посадкой (например искусственное длительное выдерживание семян при определённой пониженной температуре) называется
________.
10. Закончите предложение. Частичное нарушение целостности твёрдой водонепроницаемой оболочки семян с целью облегчения их набухания и прорастания и увеличения процента всхожести называется ______________.
11. Укажите неверный вариант. Нельзя располагать участок с лекарственными культурами в непосредственной близости:
а) от железнодорожного полотна и автомобильных дорог; б) от промышленных предприятий; в) от лесного массива.
12. Эфироносы умеренной зоны (мята, мелисса) накапливают повышенное количество эфирного масла:
а) при жаркой погоде; б) при умеренной температуре воздуха и высокой влажности; в) при любой погоде, т.к. природные факторы не оказывают заметного влияния на накопление эфирных масел.
13. Эфирными маслами называют:
а) сложные, летучие природные соединения основного характера, содержащие в своем составе азот; б) сложные природные соединения, образующие с белками нерастворимые комплексы и обладающие дубящими свойствами; в) смеси летучих, душистых природных соединений, относящиеся к терпеноидам и обладающие своеобразным запахом.
14. Установите соответствие: Эфиромасличные растения накапливают эфирное масло в определенных органах:
1. Плоды а) Мята
2. Цветы б) Кориандр
3. Зеленая масса в) Лаванда
15. Температура сушки сырья с эфирными маслами:
а) 25—35°С; б) 40 - 50°С; в) 55-60°С; г) 70 - 90°С.
16. Большинство эфиромасличных растений флоры РФ относится к семейству:
а) Лютиковые; б) Лилейные; в) Яснотковые; г) Вересковые.
17. Установите соответствие. Жизненные формы эфиромасличных растений:
1. деревья а) роза; б) кориандр;
2. кустарники и полукустарники в) мята;
3. травы г) эвкалипт; д) лаванда,
18. К какому из нижеперечисленных семейств относится мята перечная (Mentha piperita)?
а) Labiatae (Lamiaceae); б) Rosaceae; в) Valerianaceae; г) Solanaceae.
19. Вечнозеленый полукустарник семейства Яснотковые. В хороших условиях это кустик высотой 30-70 см, диаметром
а) Мята перечная; б) Шалфей мускатный; в) Лаванда узколистная; г) Анис обыкновенный.
20. Установите соответствие: Эфиромасличные растения накапливают эфирное масло в определенных органах:
1. Семена а) Эвкалипт
2. Цветы б) Тмин
3. Листья в) Лаванда
21. Собранное лекарственное сырье содержит, как правило, - %, а высушенное - __- _% влаги.
22. Когда осуществляют заготовку листьев?
а) в период распускания; б) перед началом или во время цветения растения; в) в период образования плодов; г) в конце вегетации.
23. Сушка корней считается законченной, если:
а) корни на изломе темнеют; б) корни ломаются с характерным треском; в) корни становятся эластичными, мягкими; г) земля легко отделяется от корней
24. Какое лекарственное растительное сырье называют Alabastra:
а) корневища; б) шишки; в) листья; г) бутоны; д) цветки.
25. Корни и корневища собирают: (не менее 2 вариантов ответа):
а) весной до начала вегетации растений; б) весной, во время сокодвижения; в) летом, во время цветения растений; г) осенью, в конце вегетации.
26. В какой период вегетации заготавливают лекарственное растительное сырье «Траву»:
а) начало вегетации; б) бутонизация; в) цветение; г) плодоношение; д) конец вегетации
27. Листья шалфея сушат при температуре 35˚ С, потому что они содержат
а) дубильные вещества; б) витамины; в) эфирные масла; г) гликозиды.
28. У каких лекарственных растений срезают или осторожно обламывают вручную лишь цветущие верхушки, длиной в 10-15 см, и боковые веточки (от 1 до 5 правильных ответов):
а) ландыш; б) пустырник; в) полынь; г) чистотел; д) черемша.
29. Закончите предложение. Части или органы лекарственных растений, полученные по определенной технологии, используемые в высушенном, реже — свежем виде, для получения фитопрепаратов, разрешенных уполномоченными на то органами для применения в установленном порядке в медицине нашей страны, и соответствующие всем требованиям действующей нормативной документации называют _______ ________ ________.
30. Вставьте пропущенное слово. Собирать листья до _______ не рекомендуется, так как в это время сырье получается неполноценным и, кроме того, это ведет к истощению и ослаблению растений.
31. Сырье большинства лекарственных культур убирают:
а) в пасмурную погоду; б) в сухую солнечную погоду; в) при любых погодных условиях.
32. Укажите неверный вариант. Чтобы ароматические и целебные свойства высушенных растений хорошо сохранились, их хранят:
а) в сосудах из темного стекла, б) в коробках, в) в бумажных и холщовых мешках; г) в упаковке из пластмассы.
33. Можно ли листья лекарственных растений собирать в течение всего вегетационного периода несколько раз с одних и тех же растений.
а) да; б) нет; в) только у определенных видов.
34. Для сушки цветков, листьев и трав в основном используется ______ сушка.
1. История применения лекарственных растений.
2. Фитотерапия в России.
3. Травники и вертограды.
4. Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных трав.
5. Охрана редких лекарственных растений в заповедниках и заказниках.
6. Лекарственные комнатные растения.
7. Лекарственные и эфиромасличные растения в ландшафтном дизайне.
8. Ароматерапия.
9. Аптекарские огороды.
10. Медицинский фитодизайн.
11. Лекарственные свойства сельскохозяйственных растений.
12. Лекарственные растения, используемые в парфюмерном производстве. Загадка запаха эфирного масла.
13. Эфиромасличные растения, используемые в медицинской практике и в быту.
14. Биологически активные вещества в лекарственных растениях.
15. Лекарственные растения - источники витаминов.
16. Алкалоиды. Лекарственные растения, содержащие алкалоиды.
17. Заготовка лекарственных растений в России.
18. Введение дикорастущих видов лекарственных растений в культуру.
19. Целебные свойства растений семейства Капустные.
20. Целебные свойства растений семейства Розоцветные.
21. Лекарственные свойства растений семейства Астровые.
23. Лекарственные растения тибетской медицины.
24. Дикорастущие лекарственные растения Бурятии.
25. Народная фитотерапия.
26. Лекарственные растения в мифах и легендах.
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п