2024-2025_b350305_о_4_plx_plx_Лекарственные и эфиромасличные растения
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.05 Садоводство

Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика

Дисциплины (модуля)
Б1.О.30 Лекарственные и эфиромасличные растения
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
44
44
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., высшее, учёный агроном-эколог Бессмольная Маргарита Яковлевна _________________
 
 
Лекарственные и эфиромасличные растения
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- ;

 
b350305_о_4.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, , 
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование базовых теоретических знаний и практических профессиональных навыков распознавания и применения основных лекарственных и эфирномасличных растений

Задачи: знакомство с  основными  культурными и дикорастущими  лекарственными и эфиромасличными растениями, их многообразием и использованием в хозяйственной деятельности;

- изучение химического состава, биологических и экологических особенностей лекарственных и эфиромасличных  растений в естественных местообитаниях и условиях культуры;

- ознакомление студентов с современными технологиями возделывания лекарственных и эфирномасличных растений;

- приобретение навыков организации и проведения сбора урожая лекарственных и эфирномасличных культур, первичной обработки продукции, сушки и закладки её на хранение

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Агрометеорология 
1
2 семестр
 
Химия 
2
2 семестр
 
Информатика 
3
1 семестр
 
Математика и математическая статистика 
4
2 семестр
 
Ботаника 
5
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Сельскохозяйственная экология 
1
4 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Агрохимия 
3
4 семестр
 
Селекция и семеноводство садовых культур 
4
6 семестр
 
Декоративное садоводство 
5
5 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
6
8 семестр
 
Виноградарство с основами переработки винограда 
7
7 семестр
 
Фитопатология и энтомология 
8
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;

 
Знать и понимать  :
 
ИД-2 Не знает и не  понимает: роль и значение основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства

Уровень 1 
 
ИД-2 Знает и понимает: поверхностно роль и значение основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства

Уровень 2 
 
ИД-2 Знает и понимает: хорошо роль и значение основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства

Уровень 3 
 
ИД-2 Знает и понимает: в полной мере  роль и значение основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
ИД-2 Не умеет применять основные законы математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
ИД-2 Умеет посредственно применять основные законы математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
ИД-2 Умеет хорошо применять основные законы математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 3 
 
ИД-2 Умеет в полной мере применять основные законы математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
ИД-2 Не владеет: навыками использования основных законов математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
ИД-2 Владеет: слабо навыками использования основных законов математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
ИД-2 Владеет: хорошо навыками использования основных законов математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 3 
 
ИД-2 Владеет: свободно навыками использования основных законов математических и естественных наук для решения задач в области профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Вопросы к зачёту

Темы рефератов

Комплект тестовых заданий

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Дикорастущие лекарственные растения и их рациональное использование
 
1.1
История лекарственного и эфирномасличного  растениеводства. Основные методы поиска лекарственных растений
33
4
Лек
 
1.2
Содержание биологически активных веществ в растениях и их воздействие на организм человека
33
4
Лек
 
1.3
Ресурсы дикорастущих лекарственных растений и их рациональное использование
33
4
Лек
 
1.4
Основные дикорастущие древесно-кустарниковые лекарственные растения
33
4
Лек
 
1.5
Лекарственные растения Байкальского региона
33
4
Лек
 
1.6
История лекарственного и эфиромасличного растениеводства. Аптекарский огород
33
2
Пр
 
1.7
Действующие вещества (БАВ) лекарственных растений 
33
2
2
мастер-класс
Пр
 
1.8
Лекарственные комнатные растения
33
2
Пр
 
1.9
Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных растений. Семейства Астровые, Розоцветные
33
2
Пр
 
1.10
Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных растений. Семейства Яснотковые, Гречишные,  Зверобойные Бобовые
33
2
Пр
 
1.11
Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных растений. Семейства Пасленовые, Лютиковые
33
2
Пр
 
1.12
Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных растений. Семейства Капустные, Лилейные
33
2
Пр
 
1.13
Лекарственные растения Байкальского региона
33
2
Пр
 
1.14
Введение в культуру дикорастущих видов лекарственных растений.
33
2
2
мастер-класс
Пр
 
1.15
История лекарственного и эфиромасличного растениеводства. Аптекарский огород
33
4
Ср
 
1.16
Содержание БАВ в растениях и их воздействие на организм человека.
33
4
Ср
 
1.17
Календарь  сбора  лекарственных  растений 
33
4
Ср
 
1.18
Ядовитые растения. Характеристика, технология выращивания.
33
4
Ср
 
Раздел 2. Культивируемые лекарственные и эфиромасличные растения. Лекарственное и эфиромасличное сырье
 
2.1
Лекарственное и эфиромасличное сырьё. Морфологические группы ЛРС.  Сбор и заготовка лекарственного сырья
33
2
Лек
 
2.2
Культивируемые лекарственные растения
33
4
2
лекция-визуализация
Лек
 
2.3
Технология производства лекарственных культур
33
4
Лек
 
2.4
Особенности выращивания и переработки эфиромасличных  растений 
33
2
Лек
 
2.5
Сбор лекарственного растительного сырья. Основные морфологические виды лекарственного растительного сырья 
33
2
Пр
 
2.6
Сушка  и хранение лекарственного сырья
33
2
2
мастер-класс
Пр
 
2.7
Технология производства лекарственных культур.
33
2
2
мастер-класс
Пр
 
2.8
Ядовитые растения. Характеристика, технология выращивания.
33
2
Пр
 
2.9
Эфирные масла. Особенности выращивания эфиромасличных растений.
33
2
Пр
 
2.10
Основные эфиромасличные культуры России Семейства Сельдерейные Яснотковые).
33
2
Пр
 
2.11
Лекарственные и эфиромасличные культуры в ландшафтном дизайне 
33
2
2
мастер-класс
Пр
 
2.12
Эфирные масла. Особенности выращивания эфиромасличных растений.
33
10
Ср
 
2.13
Лекарственное и эфиромасличное сырье
33
10
Ср
 
2.14
Лекарственные и эфиромасличные культуры в ландшафтном дизайне.
33
6
Ср
 
2.15
Охрана редких лекарственных растений в ООПТ.

Лекарственные растения Байкальского региона

33
2
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Носов А.М. Лекарственные растения:. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 350
Л1.1
 
Анцупова Т. П., Дашиева Ж. Д., Ендонова Г. Б., Жапова О. И., Ильина Л. П., Павлова Е. П. Лекарственные растения Бурятии в науке и практике:монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. - 150
Л1.2
 
Лигун А. М., Берсенева С. А. Лекарственные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Уссурийск: Приморская ГСХА, 2014. - 386 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70635 
Л1.3
 
Лекарственные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 - лесное дело. - Пенза: ПГАУ, 2015. - 107 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/142169 
Л1.4
 
Ториков В. Е., Мешков И. И. Культивируемые и дикорастущие лекарственные растения [Электронный ресурс]:монография. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 272 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206561 
Л1.5
 
Брюхина С. А., Трунов Ю. В., Меделяева А. Ю. Лекарственные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 112 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/427895 
Л1.6
 
 
Дополнительная литература
 
Сметанин А.Н. Плодово-ягодные, овощные и культивируемые лекарственные растения / Аннотированный атлас [Электронный ресурс]:Атлас. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 112 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=449067 
Л2.1
 
Маланкина Е.Л. Лекарственные растения в декоративном садоводстве [Электронный ресурс]:Научно-популярная литература. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2025. - 240 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=455773 
Л2.2
 
Сафонов Н. Н. Лекарственные растения. Большой атлас:справочное издание. - Москва: Издательство АСТ, 2023. - 304
Л2.3
 
Ториков В. Е., Мешков И. И. Культивируемые и дикорастущие лекарственные растения [Электронный ресурс]:монография. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 272 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/324989 
Л2.4
 
Ермаков С. А. Медоносные и лекарственные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие для обучающихся по направлению 35.03.04 агрономия. - Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2023. - 72 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/339980 
Л2.5
 
Ториков В. Е., Мешков И. И. Культурные растения в мировом земледелии. Лекарственные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 112 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/362783 
Л2.6
 
 
Методическая литература
 
Поломошнова Н. Ю., Бессмольная М. Я. Лекарственные и эфиромасличные растения [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2014. - 133 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/138758 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
114
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Вегетарий (114)
Оборудование: стеллаж для рассады с подцветкой 10 шт., стол - 3 шт 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
124
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Кабинет флористики и фитодизайна (124)
10 посадочных мест, оснащенные учебной мебелью, доска аудиторная, маркерная доска, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети интернет.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Поломошнова, Н. Ю. Лекарственные и эфиромасличные растения: учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования / Н. Ю. Поломошнова, М. Я. Бессмольная. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2014. - 133 с http://bgsha.ru/art.php?i=2238

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Бессмольная Маргарита Яковлевна
высшее, учёный агроном-эколог
к.б.н., доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету

1. История применения и выращивания лекарственных и эфирно-масличных растений в разных странах

2. История развития лекарственного растениеводства в России

3. Преимущества ЛР в сравнении  с синтетическими лекарственными средствами. К чему приводит стихийная заготовка ЛРС).

4. Введение дикорастущих видов в культуру.

5. Какие растения вводят в культуру?

6. Алкалоиды: общая характеристика, растения, содержащие алкалоиды, медико-биологическое значение

7. Гликозиды: общая характеристика, классификация, распространение в растениях, медико-биологическое значение

8. Витамины А, В1,С, К, Е распространение в растениях, медико-биологическое значение

9. Сапонины, горечи, дубильные вещества: содержание в растениях, медико-биологическое значение

10. Значение витаминов и фитонцидов для здоровья человека

11. Влияние внешних условий на образование и накопление БАВ в лекарственных растениях

12. Методы выявления новых лекарственных растений

13. Характеристика основных морфологических видов ЛРС

14. Правила сбора основных видов ЛРС

15. Сушка основных групп лекарственного сырья

16. Упаковка, маркировка, транспортировка, хранение ЛРС.

17. Характеристика  основных способов подготовки семян к посеву

18. Скарификация, виды скарификации

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
19. Посев лекарственных культур. Уход за посевами (культивация, внесение удобрений)

20. «Правила заготовки пищевых и лесных ресурсов» согласно приказа МПР РФ от 10.04.2007г. Период восстановления ЛР.

21. Какие правила необходимо соблюдать при заготовке ЛРС

22. Группы лекарственных растений в зависимости от места произрастания

23. Лекарственные растения семейства Розовые: характеристика, представители. Кровохлебка лекарственная: описание, распространение, используемые органы, применение

24. Зверобой продырявленный:  описание, распространение, используемые органы, применение

25. Лекарственные растения семейства Астровые: примеры, описание, использование

26. Ромашка аптечная: описание, распространение, используемые органы, применение.

27. Лекарственные растения семейства Бобовые: характеристика, представители

28. Солодка уральская, термопсис ланцетный: описание, распространение, используемые органы, применение

29. Тысячелистник обыкновенный: описание, распространение, используемые органы, применение

30. Тимьян ползучий: описание, распространение, используемые органы, применение

31. Пастушья сумка: описание, распространение, используемые органы, применение

32. Цикорий обыкновенный, мордовник обыкновенный: описание, распространение, используемые органы, применение.

33. Лекарственные растения семейства Лютиковые: привести примеры - распространение, используемые органы, применение

34. Лекарственные растения семейства Яснотковые: характеристика. Пустырник сердечный: описание, распространение, используемые органы, применение.

35. Спорынья: описание, распространение, используемые органы, применение.

36. Лекарственные растения Байкальского региона (ОПК-1).

37. Эфирные масла, их распространение в растениях. Образование и накопление эфирных масел

38. Эфиромасличные культуры семейства Сельдерейные: примеры, описание, использование.

39. Эфиромасличные культуры семейства Яснотковые: примеры, описание, использование

41. Домашние лекарственные растения: примеры, описание, использование

40. Сбор, сушка, хранение эфиромасличных культур

42. Использование лекарственных растений в ландшафтном дизайне

43. Интродукция, акклиматизация, натурализация ЛР

44. Причины уменьшения запасов дикорастущих ЛР в РФ.

Комплект тестовых заданий

Раздел № 1. Дикорастущие лекарственные растения и их рациональное использование.

1. Кого называли  ризотомами:

а) египетских жрецов, использующих растения для лечения больных; б) сборщиков лекарственных растений в Греции; в) монахов выращивающих травы в садах при монастырях и изготавливающих из них лечебные препараты.

2. Вертограды - это:

а) переводные рукописные травники; б) аптекарские огороды; в) аптеки; г) склады для хранения лекарственных трав.

3. В 1701г. Петр I  издал Указ, в котором повелел:

а) создать в Москве «зелейные ряды»; б) закрыть в Москве «зелейные ряды», а целебными травами торговать в аптеках; в) организовать при Аптекарском приказе школу для подготовки первых русских врачей

4. В середине I века врач римской армии _________ составил обширный травник, включивший в себя большинство известных на тот момент лекарственных растений  (более 500 видов). Эта книга стала первым подробным травником в европейской медицинской науке.

а) Диоскорид; б) К. Гален; в) Авл Корнелий Цельс; г) Гиппократ.

5. Филогенетический метод поиска новых лекарственных растений иначе называют:

а) методом сита; б) методом родства; в) методом массовых анализов.

6. Метод поиска новых лекарственных растений, который используется  при проведении массового полевого  фитохимического анализа на основные БАВ всех без выбора  видов растений определенной местности называется:

а) метод родства; б) метод сита; в) филогенетический метод.

7. Образуемые растениями биологически активные вещества (летучие органические вещества различного химического состава), убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов (главным образом микробов) называются __________.

8. Какие удобрения  играют большую роль в биосинтезе и накоплении алкалоидов:  

а) фосфорные, б) азотные; в) калийные

Дефицит этого витамина в пище вызывает серьезное заболевание – цингу:

а) витамин А; б) витамин В; в) витамин С; г) витамин Е.

9. Вставьте пропущенное слово. Витамин ______ образующийся в хлорофилловых зернах растений необходим для нормального свертывания крови. Содержится в листьях крапивы, хвое сосны и ели и др.

10. Какой набор растительных продуктов можно рекомендовать человеку, в организме которого недостаток витамина С.

а) Морковь, огурцы,  виноград;  б) Лимоны, черная смородина,  облепиха;  в) Клюква, слива, бананы.

11. Вещества, содержащиеся в высших растениях, губительно действующие на болезнетворные бактерии, низшие грибы и простейшие организмы. В наибольшем количестве содержатся в луке, честноке, редьке, хрене, чернике и др. называются:

а) сапонины; б) витамины; в) фитонциды; г) гликозиды.

12. Эти БАВ содержатся в одуванчике, полыни обыкновенной,  тысячелистнике обыкновенном и др. Они обладают 

 
горьким вкусом, стимулируют выделение желудочного сока и возбуждают аппетит.

а) алкалоиды; б) дубильные вещества; в) горечи; г) витамин В.

13. Витамин  К содержится:

а)  в плодах рябины обыкновенной; б) в листьях крапивы; в) в плодах шиповника; г) в плодах черемухи обыкновенной

14. Атропин, стрихнин, кофеин – это  ____________.

15. Выберите правильные ответы (от 1 до 5). К растениям, содержащим сердечные гликозиды, относятся:

а) наперстянка; б) чабрец; в) тысячелистник; г) ландыш; д) цикорий

16. Закончите предложение. Многие лекарственные растения содержат органические соединения, молекулы которых состоят из двух частей гликона и генина (агликона). Эти биологически активные вещества называются __________.

17. Эти вещества, найденные в коре дуба, чернике и др. обладают выраженным вяжущим и противовоспалительным действием. Поэтому препараты и растения их содержащие применяют при лечении желудочно-кишечных расстройств, ожогов и т.д.

а) алкалоиды; б) сапонины; в) фитонциды;  г) дубильные вещества; д) гликозиды.

18. Суточная потребность в этом витамине составляет 90 мг/сут. Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг этого витамина.

а) витамин А; б) витамин С; в)  витамин В1; г) витамин Е.

19. Ядовитые свойства аконита были известны еще в глубокой древности. Все растение от корней до пыльцы – чрезвычайно ядовито.  Это связано с содержанием в нем______.

20. Органические соединения, без которых в организме невозможен обмен веществ. Снижение  их содержания влечет за собой изменения в составе ферментных систем организма, что приводит к снижению его защитных сил - это:

а) алкалоиды; б) витамины; в) фитонциды;  г) пигменты; д) гликозиды

21. Период восстановления в естественных условиях бадана толстолистного составляет: надземной  массы _____ лет;  корневищ _____лет.

22. При заготовке подземных органов многолетних травянистых растений на 1м2 оставляют ____  взрослых развитых растений  (для обсеменения),  а семена заготовленных растений стряхивают в лунку.

а) 2-3; б) 3-5; в) 5-7.

23. Укажите неверный ответ. Наибольшее  накопление  веществ загрязнителей происходит в растениях:

а) с крупными листьями; б) с мелкими листьями; в) с опушенными листьями, г) образующих густые заросли.

24. Верно ли утверждение: «Запрещается сбор редких и исчезающих,  охраняемых растений, внесенных в Красную книгу. В исключительных случаях их заготовка разрешается в ограниченных количествах, с разрешения или по лицензии государственных структур, отвечающих за охрану растений».

а) да; б) нет.

25. Вставьте пропущенные слова. Для планирования заготовок необходимо знать не только величину выявленных _______ лекарственных растений, но и сроки их __________ после окончания заготовок.

26. В зависимости от места преимущественного произрастания растений, используемых в качестве лекарственно-технического сырья, их подразделяют на 4 группы.  Первая группа объединяет растения, произрастающие в основном в зоне лесов, вторая группа включает  растения, ареал распространения которых луга и пастбища, Третья группа объединяет растения, местом произрастания которых являются болота и побережья водоемов.  Четвертая группа включает _____________.

27. Укажите неверное утверждение.  При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения рекомендуется руководствоваться следующим:

а) заготовка соцветий и надземных органов («травы»)  однолетних растений проводится на одной заросли один раз в 2 года; б) заготовка надземных органов («травы») многолетних растений - один раз в 4-6 лет;  в) подземных органов большинства видов лекарственных растений - не чаще одного раза в 5-8 лет.

28. Установите соответствие. Жизненные формы растений.

1. Спорынья                                                   а) полукустарник

2. Шиповник                                                   б)  многолетнее травянистое растение

3. Шалфей лекарственный                           в) кустарник

4. Пион (марьин корень)                               г) гриб паразит

29. К какому из нижеперечисленных семейств относится кровохлѐбка лекарственная (Sanguisorba officinalis)?

а) Rosaceae; б) Asteraceae (Compositae); в) Plantaginaceae; г) Poaceae.

30. Установите соответствие:

     Растение:                                                                   Семейство:

1. Горец змеиный ………           …………………       a) розоцветные

2 Черника обыкновенная                                         б) гречишные

3. Лапчатка прямостоячая                                       в) асфоделовые

4. Алоэ древовидное                                               г) вересковые

31. По морфологическим признакам определить лекарственное растение: корень стержневой, стебли ветвистые, покрыты волосками, оранжевый млечный сок, околоцветник двойной, чашечка-2, венчик- 4, тычинок много, пестик 1, соцветие - простой зонтик, плод коробочка:

а) Одуванчик лекарственный; б) Крапива двудомная; в) Мята перечная; г) Чистотел большой.

32. По морфологическим признакам определить лекарственное растение:  корень  стержневой; нижние листья - прикорневые, черешковые, перистораздельные, стеблевые сидячие, ланцетные; цветки - мелкие, белые; соцветие - кисть; плод - двугнездный, стручочек.

а) Чистотел большой; б) Пастушья сумка; в) Горец птичий; г) Тимьян обыкновенный

33. Выберите правильный вариант. Все эти растения являются ядовитыми:

а) борец северный, белена черная, горец птичий; б) мордовник обыкновенный, лютик едкий, шиповник, багульник болотный: в) чемерица Лобеля, клещевина, чистотел большой;  г) зверобой продырявленный, клевер луговой, паслен 

 
сладко-горький.

34. К какому из нижеперечисленных семейств относится одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)?

а) Campanulaceae; б) Grossulariaceae; в) Asteraceae (Compositae); г) Rosaceae

35. Вставьте пропущенное слово.  Лекарственные формы из корня этого реликтового растения Дальнего Востока являются высокоэффективными тонизирующими и общеукрепляющими средствами. ________ включен в Красную книгу, культивируется в России (Приморский край), Северной и Южной Корее, Китае, Японии, США, Канаде, Вьетнаме.

36. К какому из нижеперечисленных семейств относится пастушья сумка (Сapsella bursa pastoris)?

а) Hypericaceae; б) Cruciferae (Brassicaceae); в) Polygonaceae; г) Chenopodiaceae

37. Установите соответствие:

1. Ландыш  майский                                                      а) Бобовые

2. Пустырник сердечный                                              б) Астровые

3. Термопсис ланцетовидный                                       в) Лилейные;

4. Одуванчик лекарственный                                       г) Яснотковые

Раздел № 2 Культивируемые лекарственные и эфиромасличные растения.

Лекарственное и эфиромасличное сырье

1. Сколько лет требуется для введения в культуру однолетних лекарственных растений?

а) 1-2 г; б) 3-4 г; в) 4-5 лет.

2. Сколько лет требуется для введения в культуру многолетних лекарственных растений, размножающихся семенным путем?

а) 3-4 г; б) 5-6 лет; в) 6-8 лет; г) до 10 лет

3. Приспособление растения к новым климатическим условиям, отличным от условий ареала – это:

а) акклиматизация; б) интродукция; в) натурализация.

4. Выращивание лекарственных растений (ЛР) в промышленных масштабах по рекомендациям агротехники возделывания в данных условиях с целью получения качественного сырья - это

а) натурализация; б) интродукция; в) культивирование.

5. Введение в культуру дикорастущих растений, как в пределах ареала, так и в новых областях, там, где эти виды не встречались до сих пор ни в диком, ни в культивируемом состоянии называется __________.

6. Укажите неверный ответ. В культуру вводят:

а) Лекарственные растения с обширным ареалом, образующие заросли; б) Лекарственные растения, дающие крупнотоннажное сырье; в) Редкие или исчезающие виды лекарственных растений.

7. В районах достаточного увлажнения с малоплодородными,  бедными азотом почвами следует вводить в лекарственные севообороты посевы:

а) бобовых и зернобобовых культур; б) картофеля; в) овощных культур.

8. Вставьте пропущенные слова. Подготовленное к посеву поле должно иметь выровненную __________структуру и достаточно высокий запас _______ в верхнем слое почвы.

9. Закончите предложение. Процесс имитации влияния природных зимних условий на семена растений, для того чтобы семенам было легче всходить, а также меры по ускорению прорастания семян и повышению их всхожести, применяемые перед посадкой (например искусственное длительное выдерживание семян при определённой пониженной температуре) называется

________.

10. Закончите предложение. Частичное нарушение целостности твёрдой водонепроницаемой оболочки семян с целью облегчения их набухания и прорастания и увеличения процента всхожести называется ______________.

11. Укажите неверный вариант. Нельзя располагать участок с лекарственными культурами в непосредственной близости:

а) от железнодорожного полотна и автомобильных дорог; б) от промышленных предприятий; в) от лесного массива.

12. Эфироносы умеренной зоны  (мята, мелисса) накапливают повышенное количество эфирного масла:

а) при жаркой погоде; б) при умеренной температуре воздуха и высокой влажности; в) при любой погоде, т.к. природные факторы не оказывают заметного влияния на накопление эфирных масел.

13. Эфирными маслами называют:

а) сложные, летучие природные соединения основного характера, содержащие в своем составе азот; б)  сложные природные соединения, образующие с белками нерастворимые комплексы и обладающие дубящими свойствами; в) смеси летучих, душистых природных соединений, относящиеся к терпеноидам  и обладающие своеобразным запахом.

14. Установите соответствие: Эфиромасличные растения накапливают эфирное масло в определенных органах:

1. Плоды                                                      а) Мята

2. Цветы                                                       б) Кориандр

3. Зеленая масса                                        в) Лаванда

15. Температура сушки сырья с эфирными маслами:

а) 25—35°С; б) 40 - 50°С; в) 55-60°С; г) 70 - 90°С.

16. Большинство эфиромасличных растений флоры РФ относится к семейству:

а) Лютиковые; б) Лилейные; в) Яснотковые; г) Вересковые.

17. Установите соответствие. Жизненные формы эфиромасличных растений:

1. деревья                                                        а) роза; б) кориандр;

2. кустарники и полукустарники                     в) мята;   

3. травы                                                            г) эвкалипт; д) лаванда,

18. К какому из нижеперечисленных семейств относится мята перечная (Mentha piperita)?

а) Labiatae (Lamiaceae); б) Rosaceae; в) Valerianaceae; г) Solanaceae.

19. Вечнозеленый полукустарник семейства Яснотковые. В хороших условиях это кустик высотой 30-70 см, диаметром 

 
60-80 см. Цветки неправильной формы, венчик трубчатый. Окраска венчика светло-голубая, реже белая, фиолетовая. Растение относительно теплолюбивое, незимостойкое, светолюбивое и не выносит затенения, засухоустойчивое, нетребовательное к почвам. Но для него непригодны тяжелые глинистые почвы с близким залеганием грунтовых вод. Одна из главнейших в мире эфиромасличных культур.

а) Мята перечная; б) Шалфей мускатный; в) Лаванда узколистная; г) Анис обыкновенный.

20. Установите соответствие: Эфиромасличные растения накапливают эфирное масло в определенных органах:

1. Семена                                                     а) Эвкалипт

2. Цветы                                                       б) Тмин

3. Листья                                                      в) Лаванда

21. Собранное лекарственное сырье содержит, как правило,    -   %, а высушенное -    __-   _%  влаги.

22. Когда осуществляют заготовку листьев?

а) в период распускания; б) перед началом или во время цветения растения; в) в период образования плодов; г) в конце вегетации.

23. Сушка корней считается законченной, если:

а) корни на изломе темнеют; б) корни ломаются с характерным треском; в) корни становятся эластичными, мягкими; г) земля легко отделяется от корней

24. Какое  лекарственное растительное сырье называют Alabastra:

а) корневища; б) шишки; в) листья; г) бутоны; д) цветки.

25. Корни и корневища собирают: (не менее 2 вариантов ответа):

а) весной до начала вегетации растений; б) весной, во время сокодвижения; в) летом, во время цветения растений; г) осенью, в конце вегетации.

26. В какой период вегетации заготавливают лекарственное растительное сырье «Траву»:

а) начало вегетации; б) бутонизация; в) цветение; г) плодоношение; д) конец вегетации

27. Листья шалфея сушат при температуре 35˚ С, потому что они содержат

а) дубильные вещества; б) витамины;  в) эфирные масла; г) гликозиды.

28. У каких  лекарственных растений срезают или осторожно обламывают вручную лишь цветущие верхушки, длиной в 10-15 см, и боковые веточки (от 1 до 5 правильных ответов):

а) ландыш; б) пустырник;  в) полынь;  г) чистотел; д) черемша.

29. Закончите предложение. Части или органы лекарственных растений,  полученные по определенной технологии, используемые в высушенном,  реже —  свежем виде,  для получения фитопрепаратов,  разрешенных уполномоченными на то органами для применения в установленном порядке в медицине нашей страны, и соответствующие всем требованиям действующей нормативной документации называют _______  ________ ________.

30. Вставьте пропущенное слово. Собирать листья до _______ не рекомендуется, так как в это время сырье получается неполноценным и, кроме того, это ведет к истощению и ослаблению растений.

31. Сырье большинства лекарственных культур убирают:

а)  в пасмурную погоду; б) в сухую солнечную погоду; в) при любых погодных условиях.

32. Укажите неверный вариант. Чтобы ароматические и целебные свойства высушенных растений хорошо сохранились, их хранят:

а) в сосудах из темного стекла, б) в коробках, в) в бумажных и холщовых мешках; г) в упаковке из  пластмассы.

33. Можно ли листья лекарственных растений собирать в течение всего вегетационного периода несколько раз с одних и тех же растений.

а) да; б) нет; в) только у определенных видов.

34. Для сушки цветков, листьев и трав в основном используется ______ сушка.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. История применения лекарственных растений.

2. Фитотерапия в России.

3. Травники и вертограды.

4. Основные промысловые виды дикорастущих лекарственных трав.

5. Охрана редких лекарственных растений в заповедниках и заказниках.

6. Лекарственные комнатные растения.

7. Лекарственные и эфиромасличные растения в ландшафтном дизайне.

8. Ароматерапия.

9. Аптекарские огороды.

10. Медицинский фитодизайн.

11. Лекарственные свойства сельскохозяйственных растений.

12. Лекарственные растения, используемые в парфюмерном производстве. Загадка запаха эфирного масла.

13. Эфиромасличные растения, используемые в медицинской практике и в быту.

14. Биологически активные вещества в лекарственных растениях.

15. Лекарственные растения  - источники витаминов.

16. Алкалоиды. Лекарственные растения, содержащие алкалоиды.

17. Заготовка лекарственных растений в России.

18. Введение дикорастущих видов лекарственных растений в культуру.

19. Целебные свойства растений семейства Капустные.

20. Целебные свойства растений семейства Розоцветные.

21. Лекарственные свойства растений семейства Астровые.

 
22. Использование ядовитых растений в фитотерапии.

23. Лекарственные растения тибетской медицины.

24. Дикорастущие лекарственные растения Бурятии.

25. Народная фитотерапия.

26. Лекарственные растения в мифах и легендах.

 
Вопросы к зачёту

Темы рефератов

Комплект тестовых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на
 
замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

 
0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны.
 
Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6