учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- 06.009. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 4 августа 2014 г. N 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный N 33973);
- 06.013. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 19 июля 2022 г. N 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2022 г., регистрационный N 469714);
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основ эмпирической социологии; ознакомление с основными этапами развития эмпирической социологии; изучение методики проведения социологических исследований; ознакомление с основными методами социологических исследований; получение практических навыков проектирования методического инструментария, анализа вторичной социологической информации; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.
ПКС-3: Способен разрабатывать и реализовывать индивидуальные и/или коллективные проекты в сфере рекламы и связей с общественностью;
:
не знает документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
не знает особенности планирования рекламной или PR кампании, этапы создания коммуникационного продукта, виды исследований.
плохо знает документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
плохо знает особенности планирования рекламной или PR кампании, этапы создания коммуникационного продукта, виды исследований.
знает документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
знает особенности планирования рекламной или PR кампании, этапы создания коммуникационного продукта, виды исследований.
в полной мере знает документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
в полной мере знает особенности планирования рекламной или PR кампании, этапы создания коммуникационного продукта, виды исследований.
:
не умеет готовить основные документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
не умеет использовать результаты исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
плохо умеет готовить основные документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
плохо умеет использовать результаты исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
умеет готовить основные документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
умеет использовать результаты исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
в полной мере умеет готовить основные документы по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
в полной мере умеет использовать результаты исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
:
не владеет навыками подготовки основных документов по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
не владеет навыками применения результатов исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
плохо владеет навыками подготовки основных документов по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
плохо владеет навыками применения результатов исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
владеет навыками подготовки основных документов по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
владеет навыками применения результатов исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
в полной мере владеет навыками подготовки основных документов по сопровождению проекта в сфере рекламы и (или) связей с общественностью;
в полной мере владеет навыками применения результатов исследований для планирования рекламной или PR кампании при создании коммуникационного продукта.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс», кормовые рационы, 1С предприятие 1.0
http://bgsha.ru/art.php?i=3110
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Основные этапы развития эмпирической социологии
Программа социологического исследования: назначение и принципы составления
Назначение и структура рабочего плана социологического исследования
Шкалы и индексы
Роль гипотезы в социологическом исследовании
Сущность и основные понятия выборочного социологического исследования
Обеспечение надежности, обоснованности и точности социологического измерения
Качество социологической информации
Количественные и качественные методы в социологическом исследовании
Понятие документа в социологическом исследовании
Анализ документов как метод сбора эмпирической информации в социологическом исследовании: возможности и ограничения
Традиционный метод анализа документов
Контент-анализ документов в социологическом исследовании
Наблюдение как метод сбора эмпирической информации в социологическом исследовании: возможности и ограничения
Классификация видов наблюдения
Технология организации и проведения наблюдения
Эксперимент как метод социологического исследования
Классификация экспериментов
Структура экспериментальной ситуации
Область применения эксперимента в социологии
Опрос как метод сбора эмпирической информации в социологическом исследовании: возможности и ограничения
Основные разновидности опроса
Основные концепции вопроса. Логическая структура вопроса
Специфика анкетного опроса (анкетирования)
Анкета как опросный документ: логика, структура, содержание, оформление
Специфика интервьюирования
Разновидности (техники) интервьюирования
Метод фокус-группы
Роль модератора в проведении фокус-группы
Метод экспертных оценок: сущность, возможности и ограничения. Классификация техник экспертного метода
Критерии отбора экспертов
Обработка и анализ экспертной информации
Социометрический опрос: сущность, возможности, область применения. Основные понятия социометрии
Программа, этапы и инструментарий проведения социометрического опроса. Социометрические критерии
Критерии подготовки первичной социологической информации к обработке: реализация программных установок
Основной смысл обработки информации с помощью компьютера и других вычислительных средств. Первичная и вторичная, индивидуальная и совокупная социологическая информация
Научный отчет как основной результирующий документ социологического исследования: его административное, юридическое и финансовое значение
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Объект, предмет эмпирической социологии
1. Объект, предмет эмпирической социологии
2. Структура эмпирической социологии
3. Функции эмпирической социологии.
Тема: Основные этапы развития эмпирической социологии
1. Эмпирические социальные исследования в XIX веке в Европе.
2. Эмпирические исследования в США.
3. Прикладные исследования социальных проблем в советский период.
4. Современные российские социологические центры.
Тема. Виды социологических исследований: пилотажные, описательные, аналитические, прогностические
1. Пилотажные социологические исследования
2. Аналитические исследования
3. Повторные исследования.
Тема. Рабочий план исследования.
1. Структура рабочего плана
2. Календарный график
3. Смета исследования
Тема: Выборочный метод исследования. Выборка. Типы выборки.
1. Выборочный метод: основные понятия, сущность выборочного метода.
2. Генеральная и выборочная совокупность.
3. Репрезентативность выборки.
4. Виды выборок.
Тема. Ошибки выборки.
1. Типичные ошибки в выборке
2. Последствия ошибок выборки для достоверности результатов исследования.
3. Индикаторы качества шкалы: надежность, устойчивость, точность, валидность.
1. Особенности интервью как метода сбора социальной информации.
2. Этапы подготовки и проведения интервью.
3. Подготовка и подбор интервьюеров, контроль качества их работы.
4. Программные вопросы и задачи глубинного интервью.
5. Особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью.
Тема: Метод наблюдения.
1. Специфика наблюдения в социологии.
2. Виды наблюдения по степени формализации.
3. Виды наблюдения по степени участия наблюдателя: особенности невключенного (внешнего) и включенного (участвующего) наблюдения.
4. Полевое и лабораторное наблюдение.
5. Стандартизации процедур учета и счета.
Тема: Анализ документов.
1. Традиционный (понимающий, неформализованный) анализ документальных источников.
2. Формализованный анализ документальных источников: (контент-анализ, количественный анализ, количественно-качественный анализ).
Тема: Социометрические методы исследования.
1. Социометрия как метод изучения малых групп.
2. История становления метода социометрии.
3. Социометрические критерии, их виды: социометрическая тестовая методика, психодрама, групповая моренотерапия.
4. Процедура проведения социометрического опроса.
5. Анализ результата социометрических измерений.
Тема: Анализ и обработка данных в социологии.
1. Методы и процедуры анализа, интерпретации и концептуализации эмпирических данных.
2. Объяснение социологических данных.
3. Социологический отчет.
Комплект заданий для практических работ
Тема: Количественные методы исследований
1. Теория как метод.
2. Эмпирические методы исследования.
3. Количественные методы в социологии.
4. Проблемы достоверности, валидности, репрезентативности в количественной методологии.
Тема: Качественные методы исследований
1. Специфика качественных методов исследования.
2. Преимущества и ограничения применения качественных методов исследования.
3. Виды качественных методов исследования.
4. Проблемы достоверности, валидности, репрезентативности в качественной методологии.
Тема. Программа социологического исследования.
1. Алгоритм программы
2. Гипотезы: виды, назначение
3. Логический анализ основных понятий
Тема. Измерительные шкалы
1. Номинальная шкала
2. Ранговая шкала
3. Интервальная шкала.
4. Шкала отношений.
Тема: Неопросные методы социологических исследований.
1. Специфика неопросных методов социологических исследований.
2. Наблюдение, эксперимент, анализ документов.
3. Преимущества и недостатки неопросных методов.
Тема: Метод эксперимента.
1. Типы экспериментов в социологии.
2. Виды экспериментов по содержанию.
3. Этические проблемы эксперимента в социологии.
Тема: Экспертные методы исследований.
1. Общая характеристика метода экспертного опроса.
2. Классификация экспертных методов.
3. Этап подбора экспертов: поиск потенциальных экспертов, оценки компетентности экспертов, определение численности экспертных групп.
4. Этап сбора экспертной информации: его процедурные особенности, преимущества процедур с обратной связью без непосредственного взаимодействия экспертов.
5. Этап анализа экспертной информации
Перечень дискуссионных тем
Тема. Опросные методы социологического исследования: основные понятия, специфика.
1. Как увеличить достоверность ответов респондентов?
Тема. Анкетный опрос
1. Критика анкетного опроса как метода манипулирования общественным мнением.
2. Основные ограничения и проблемы анкетного опроса.
Тема. Фокус-группа
1. Как отобрать участников фокус группы по теме исследования: «Социальные проблемы студенческой молодежи»?
2. Сценарий фокус-группы: «Социальные проблемы студенческой молодежи»?
Комплект тестовых заданий
Материалы тестовых заданий.
Тема 1. Основные этапы развития эмпирической социологии.
Тема 2. Количественные и качественные методы исследований.
Тема 3. Программа социологического исследования.
Тема 4. Выборочный метод исследования. Выборка. Типы выборки.
Тема 5. Измерительные шкалы.
Тема 6. Опросные методы социологического исследования.
Тема 7. Неопросные методы социологического исследования.
Тема 8. Анкетный опрос.
Тема 9. Интервьюирование.
Тема 10. Фокус-группа.
Тема 11. Метод наблюдения.
Тема 12. Метод эксперимента.
Тема 13. Анализ документов.
Тема 14. Экспертные методы исследования.
Тема 15. Социометрические методы исследования.
Тема 16. Анализ и обработка данных в социологии. Подготовка социологического отчета.
Вариант 1.
1) Какой критерий лежит в основе разделения исследований на "массовые" и "экспертные"?
а) глубина и степень сложности проблемы
б) характеристики объекта исследования
в) источник первичной социологической информации
г) специфика использования получаемой информации
2) Исследования, которые проводятся по единой программе и регулярно замеряют изменения социального объекта во времени, называются:
а) мониторинговыми
б) экспериментальными
в) разведывательными
г) точечными
3) Совокупность системы общих принципов и положений, приемов, операций и исследовательских процедур, при помощи которых конструируется социологическое знание, называется:
а) теорией
б) методологией
в) концепцией
г) программой
4) Программа социологического исследования выполняет функцию:
а) инструмента сбора первичных данных;
б) инструмента проверки гипотез исследования;
в) инструментом составления научного отчета;
г) инструментом обработки эмпирического материала.
5) Какой вид опроса является разновидностью разведывательного исследования?
а) экспертный опрос
б) массовый опрос
в) экспресс-опрос
г) опрос общественного мнения
6) Социологическая гипотеза содержит:
а) теоретическое знание о структуре объекта исследования
б) практические данные о структуре объекта исследования
в) авторскую позицию в отношении состояния объекта исследования
г) методологические принципы изучения объекта исследования
7) Выборочная совокупность представляет собой:
а) микромодель генеральной совокупности
б) произвольный выбор элементов генеральной совокупности
в) совокупность удобных для исследования элементов генеральной совокупности
г) определенную часть объекта исследования
8) В основу построения выборки закладываются:
а) характеристики объекта исследования
б) показатели социальной статистики
в) характеристики предмета исследования
9) Какой статистический показатель является основным для правильно построенной выборки?
а) объем выборки
б) ошибка репрезентативности
в) количество единиц генеральной совокупности
г) доля выборки
10) Допустимая ошибка выборки составляет:
а) 3%
б) 5%
в) 10%
г) не более 12%
11) Основным принципом построения вероятностной выборки является:
а) возможность для каждого элемента генеральной совокупности быть представленным в выборке
б) возможность математико-статистической обработки результатов исследования
в) возможность удобной работы с каждым элементом генеральной совокупности, представленным в выборке
г) возможность устранения смещения структуры выборки
12) Построение случайной выборки основывается:
а) на возможностях и желании исследователя
б) на учете случайных факторов, влияющих на состояние объекта
в) на вероятностных методах отбора респондентов
г) на экспертных методах отбора респондентов
13) Понятие «репрезентативность» означает:
а) свойство выборки воспроизводить структуру генеральной совокупности
б) свойство объекта воспроизводить ситуацию исследования
в) свойство генеральной совокупности воспроизводить структуру объекта
г) свойство задач исследования воспроизводить его цель
14) Характеристики индикатора в анкете группируются в виде
а) вариантов ответа на вопрос
б) открытых вопросов
в) разделов анкеты (блоки вопросов анкеты)
г) неосновных вопросов
15) Для измерения какого типа социальных явлений применяется шкала Э. Богардуса?
а) психофизиологических качеств личности
б) социально-психологического климата в коллективе
в) социальной дистанции
г) измерения рейтинга предметов
16) Какой метод проведения социологического исследования не относится к группе методов опроса?
а) фокус-групповой метод
б) экспертный метод
в) тестирование
г) включенное наблюдение
17) Метод анкетирования предполагает:
а) личный контакт исследователя и респондента
б) опосредованный контакт исследователя и респондента
в) вид контакта в зависимости от выбора исследователя
г) вид контакта в зависимости от желания респондента
18) При каком виде опроса возникают наибольшие сложности с возвращением заполненных анкет?
а) почтовый опрос
б) Интернет-опрос
в) социометрический опрос
г) групповой опрос
19) Скрытое влияние группы в наибольшей степени обнаруживается при проведении:
а) телефонного опроса
б) почтового опроса
в) экспертного опроса
г) группового анкетирования
20) Контрольные вопросы в опросе используются с целью:
а) проверки искренности респондента
б) проверки качества анкеты
в) проверки уровня образования респондента
г) проверки компетентности исследователя
Вариант 2.
1) Социально-демографический блок анкеты включает:
а) объективные характеристики респондента
б) субъективные характеристики респондента
в) мнение респондента о своем социальном статусе
г) мнение исследователя о психологических характеристиках объекта
2) Вопросы, отделяющие носителя проблемы от тех, кто этой проблемы не имеет, называются:
б) оценочные
в) вопросы-фильтры
г) контрольные
3) Максимальная возможность выбора направления беседы предоставляется респонденту при проведении:
а) глубинного интервью;
б) структурированного интервью;
в) свободного интервью;
г) фокус-группового интервью.
4) Применение Дельфийской техники экспертного опроса предполагает:
а) многократный опрос одной группы экспертов по различным проблемам
б) многократный опрос одной группы экспертов по одной проблеме
в) длительную работу экспертной группы в тесном личностном контакте
г) однократный опрос различных групп экспертов по одной проблеме
5) При формировании экспертной группы следует учитывать мнения экспертов:
а) о личности своих коллег
б) о компетентности коллег
в) о научной позиции своих коллег
г) об уровне конформизма своих коллег
6) Какой из заочных методов экспертных оценок обладает характеристикой "регулируемость обратной связи с экспертами"?
а) метод Дельфи
б) метод шкалированных оценок
в) метод формализованного опроса
г) метод аналитической записки
7) Различия качественных и количественных исследований в области социальных наук определяются:
а) спецификой источника информации
б) спецификой поля существования объекта исследования
в) спецификой метода получения информации
г) спецификой исследовательского коллектива
8) Какой из перечисленных ниже методов сбора информации не относится к качественным методам?:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) массовый опрос
г) фокусированное интервью
9) Увеличение числа участников фокус-группы свыше 12 человек приводит:
а) к сдвигу выборки
б) к снижению активности участников группы
в) к формированию малых групп в исследуемой аудитории
г) к повышению агрессии участников исследования
10) В процессе групповой дискуссии при проведении фокус-группового интервью модератор играет роль:
а) руководителя дискуссии
б) эксперта
в) рядового члена группы
г) стороннего наблюдателя
11) В качестве документа в социологии выступает:
а) только письменный текст
б) только статистические таблицы
в) только отчет о социологическом исследовании
г) любой носитель социальной информации
12) К какому виду документов относятся статистические данные?
а) к историческим документам
б) к регулятивным документам
в) к информационным документам
г) к правовым документам
13) Что в социологии принято называть «включенным наблюдением»:
а) изучение объекта с помощью инструментальных методик
б) изучение объекта в непосредственном контакте с ним
в) наблюдение за движущимися объектами
г) начало социологического исследования
14) Что такое контент-анализ:
а) экспрес-опрос
б) разновидность анализа документов
в) наблюдение
г) изучение контингента
15) Какое исследование в социологии называют пилотным:
а) исследование среди летного состава
б) предварительное исследование
г) повторное исследование
16) При составлении социологической анкеты используются различные по форме вопросы (открытые и закрытые). Какие вопросы, на ваш взгляд, можно отнести к открытым:
а) вопросы, знакомые для большинства респондентов
б) вопросы на свободную тему
в) вопросы, не требующие серьезных размышлений
г) вопросы без вариантов ответов
17) Что называют в социологической анкете «паспортичкой»:
а) паспортные данные обследуемых
б) общие сведения о проводимом исследовании
в) совокупность социально-демографических характеристик респондента
г) кодировку анкеты для машинной обработки
18) Как называется в социологии опрос, проводимый в письменной форме:
а) рейтинг
б) анкетирование
в) интервьюирование
г) собеседование
19) Какое исследование в социологии называют панельным:
а) исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени
б) исследование одних и тех же объектов в течение длительного времени
в) закрытое исследование
г) масштабное исследование
20) Что такое закрытый вопрос анкеты:
а) вопрос на неизвестную тему
б) вопрос с вариантами ответов
в) анонимный вопрос
г) вопрос, не требующий ответа
Тема. Основные этапы развития эмпирической социологии
История эмпирической социологии XIX в.
Эмпирические исследования в США
Индустриальная социология
Изучение социальных проблем в дореволюционной России
Советская прикладная социология
Современные социологические исследования в России
Тема. Качественные методы исследований
1. Качественные методы: преимущества, недостатки
2. Проблема репрезентативности качественных методов социологических исследований
3. Области применения качественных методов исследования.
Тема. Измерительные шкалы
1. Способы и формы шкалирования.
2. Применение шкал в исследовании социальных явлений.
3. Шкалы сумматорного типа: область применения.
Тема. Неопросные методы социологических исследований: основные понятия, специфика.
1. Сравнительный анализ опросных и неопросных методов исследования.
2. Специфика данных, полученных путем применения неопросных методов исследования.
3. Особенности обработки первичных данных, полученных неопросными методами исследования.
Тема. Фокус-группа
1. Правила, ограничения проведения фокус-группы.
2. Преимущества и недостатки фокус-группы.
3. Особенности обработки данных фокус-группового исследования.
Тема. Экспертные методы исследования
1. Требования к квалификации экспертов.
2. Способы и методы поиска экспертов.
3. Преимущества и недостатки экспертных методов.
Тема. Подготовка социологического отчета.
1. Алгоритм подготовки социологического отчета.
2. Правила оформления, структура социологического отчета.
Темы рефератов
Тема. Виды социологических исследований: пилотажные, описательные, аналитические, прогностические
1. Пилотажные вилы исследований: специфика.
2. Виды повторных исследований.
3. Прогностические исследования: специфика.
Тема. Рабочий план исследования
2. Смета социологического исследования.
3. Календарный план-график социологического исследования
Темы докладов
Тема. Объект, предмет эмпирической социологии
1. Эмпирическая социология как отрасль общей социологии.
2. Дискуссии о предмете эмпирического социологии.
3. Функции эмпирической социологии.
Тема. Количественные методы исследований
1. Специфика количественных методов исследования
2. Виды количественных методов исследования.
3. Особенности обработки данных, полученных количественными методами исследований.
Тема. Ошибки выборки
1. Типы ошибки выборки.
2. Ремонт выборки.
3. Методы сокращения ошибок выборки.
Тема. Шкалы сумматорного типа
1. Типы сумматорных шкал.
2. Возможности применения сумматорных шкал.
3. Особенности обработки данных, полученных с применением шкал сумматорного типа.
Тема. Опросные методы социологического исследования: основные понятия, специфика.
1. Специфика опросных методов.
2. История применения опросных методов.
3. Критика опросных методов.
Тема. Интервьюирование
1. Интервью как социологический метод исследования
2. Требования к интервьюерам.
3. Специфика обработки интервью.
Тема. Метод эксперимента
1. Особенности метода эксперимента.
2. История применения метода эксперимента.
3. Преимущества и ограничения метода эксперимента.
Тема. Анализ документов
1. Традиционный анализ документов.
2. Контент-анализ документов.
Тема. Социометрические методы исследования
1. Этические правила проведения социометрических исследований.
2. Социометрические показатели
Тема. Анализ и обработка количественных данных в социологии.
1. Специфика обработки количественных данных.
2. Специфика анализа количественных данных
Тема. Анализ и обработка качественных данных в социологии
1. Специфика обработки качественных данных
2. Специфика анализа качественных данных
Темы индивидуальных творческих заданий
Выполните самостоятельно следующие творческие задания:
Тема. Программа социологического исследования
Выберите самостоятельно тему исследования. Составьте программу социологического исследования.
Тема. Выборочный метод исследования. Выборка. Типы выборки
Произведите описание генеральной совокупности и расчет выборки для исследования по выбранной Вами проблеме.
Тема. Анкетный опрос
Создайте макет анкеты на выбранную Вами ранее тему. Анкета должна содержать в себе все виды вопросов (открытые, закрытые, функциональные). Составьте логическую структуру анкеты (вопросы-индикаторы/гипотезы/задачи).
Тема. Метод наблюдения
Создайте на выбранную Вами ранее тему исследования инструментарий для проведения наблюдения.
Доклад
Эссе
Тестирование
Выполнение индивидуальных творческих заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п