учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 4
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить методологию, методы и законы географии почв, почвообразовательные процессы, почвенно-географическое районирование, структуру почвенного покрова, основные типы почв почвенно-биоклиматических поясов, их генезис, классификацию, строение, состав и свойства, особенности их использования в сельском хозяйстве; научить выявлять связи между факторами почвообразования и характером почвенного покрова
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Какие почвообразовательные процессы относятся к группе биогенно-аккумулятивных ЭПП.
2. Охарактеризуйте группу гидрогенно-аккумулятивных ЭПП.
3. Дайте характеристику почвообразовательным процессам, входящим в группу метаморфические ЭПП.
4. Дайте характеристику почвообразовательным процессам, входящим в группу элювиально-иллювиальные ЭПП.
5. Какие почвообразовательные процессы относятся к группе педотурбационные ЭПП.
6. Охарактеризуйте группу деструктивных ЭПП.
7. Что такое классификации почв?
8. Назовите основную таксономическую единицу российской классификации почв?
9. Что такое диагностика почв?
10. Перечислите основные таксономические единицы новой классификации почв России.
11. Назовите отличительные особенности классификации и диагностики почв России, 2004 г.
12. На каких принципах основывается американская классификация почв?
Тема: Законы географии почв. Почвенно-географическое районирование
1. Объясните сущность горизонтальной (широтной) почвенной зональности.
2. Как проявляется закон вертикальной зональности?
3. Перечислите вертикальные растительно-климатические и вертикальные зоны Вашего региона.
4. В чем проявляются фациальные особенности почвенного покрова?
5. К какой фации относятся Бурятия, Читинская область?
6. В чем выражается суть закона аналогичных топографических рядов?
7. Задачи почвенно-географического районирования.
8. Перечислите основные таксонимические единицы почвенно-географического районирования.
9. Что понимают под понятием «почвенно-биоклиматический пояс»?
10. Что лежит в основе выделения наиболее крупных таксономических единиц почвенно-географического районирования?
11. Какие условия положены в основу выделения низших таксономических единиц почвенно-географического районирования?
Тема: Зона арктических почв Арктики и тундровых почв Субарктики
1. Раскройте особенности почвообразования и дайте характеристику почв арктической зоны.
2. Дайте характеристику особенностей почвообразования и почвам субарктической зоны?
3. Основные криогенные процессы в полярном поясе, их краткая характеристика.
4. Особенности тундрового почвообразования.
5. Строение, состав и свойства зональных тундровых глеевых почв.
6. Строение и свойства глееземов.
7. Строение и свойства криоземов.
8. Сельскохозяйственное использование тундровых почв.
Тема: Зона глееподзолистых и подзолистых иллювиально-гумусовых почв северной тайги
1. Сущность элювиально-глеевого процесса и особенности его проявления в зоне северной тайги.
2. Назовите диагностические признаки глееподзолистых почв, напишите строение профиля.
3. Какой процесс формирует профиль подзолистых почв, его диагностика морфологическая и аналитическая?
4. Влияние факторов почвообразования на особенности проявления подзолистого процесса.
5. В чем сущность проявления процесса лессивирования и его диагностика?
Тема: Зона подзолистых почв средней тайги. Зона дерново-подзолистых почв южной тайги
1. Какие процессы формируют профиль дерново-подзолистых почв?
2. Строение, состав и свойства дерново-подзолистых почв.
3. Сходство и различие подзолистых и болотно-подзолистых почв.
Тема: Восточно-Сибирская мерзлотно-таежная почвенно-биоклиматическая область мерзлотно-таежных и палевых мерзлотно-таежных
1. Перечислите характерные черты почвообразования Восточно-Сибирской мерзлотно-таежной области.
2. Особенности почвенного покрова зоны средней тайги.
3. Генетические особенности подбуров, строения профиля, состав и свойства.
Тема: Серые лесные почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование
1. Перечислите основные элементарные почвообразовательные процессы, формирующие профиль серых лесных почв и дайте их краткую характеристику.
2. Строение, состав и свойства серых лесных почв.
3. Сходства и различия серых лесных, дерново-подзолистых и черноземных почв.
4. Подтиповые особенности серых лесных почв.
5. Фациально-провинциальные особенности серых лесных почв.
6. Агрономическая оценка серых лесных почв.
Тема: Черноземы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование
1. Особенности проявления факторов почвообразования черноземов.
2. Дайте характеристику основным почвообразовательным процессам, участвующим в формировании черноземов.
3. Дайте диагностику морфологическую и аналитическую основным подтипов чернозема.
4. Фациально-провинциальные особенности черноземов.
5. Особенности сельскохозяйственного использования черноземов.
1. Особенности условий почвообразования зоны сухих степей.
2. Генезис каштановых почв.
3. Строение каштановых почв.
4. Классификация каштановых почв
5. Провинциальные особенности каштановых почв.
6. Особенности сельскохозяйственного использования почв.
Тема: Аллювиальные почвы речных долин бассейна р. Селенга
1. Укажите особенности условий почвообразования в поймах и дельтах рек.
2. Назовите основные элементы строения речной долины.
3. Дайте генетическую и агрономическую характеристику основным типам аллювиальных почв.
4. Использование аллювиальных почв в сельском хозяйстве, в чем особенность мероприятий по повышению их плодородия и охраны.
5. Сравните классификации аллювиальных почв 1977 и 2004 гг. Найдите сходства и отличия.
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала.
Шкала оценивания собеседования
оценка «отлично» (86-100 баллов) - обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения;
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
6.2. Комплект тестовых заданий
Тема: Зона подзолистых почв средней тайги. Зона дерново-подзолистых почв южной тайги
Задание 1
Растительность, под воздействием которой формируются подзолистые почвы:
1) травянистая суходольных лугов;
2) мохово-лишайниковая с примесью кустарничков и изреженной угнетенной сосной;
3) древесная хвойных лесов с моховым наземным покровом;
4) древесная смешанных лесов с травянистым наземным покровом.
Задание 2
Процесс почвообразования, характеризующий сущность оподзоливания:
1) аккумуляция гумуса в верхнем горизонте;
2) накопление ила в верхней части профиля почв;
3) разрушение почвенных минералов и вынос продуктов разрушения;
4) образование и накопление глинистых минералов в горизонте В (по классификации и диагностике почв СССР, 1977).
Задание 3
Особенности валового состава подзолистых почв:
1) кремнезем и полуторные оксиды распределены по профилю равномерно;
2) верхняя часть профиля обогащена кремнеземом и обеднена полуторными оксидами;
3) средняя часть профиля, по сравнению с материнской породой, обогащена карбонатами;
4) содержание полуторных оксидов по всему профилю высокое, а в средней его части достигает 50%.
Задание 4
Органические вещества, преобладающие в составе гумуса подзолистых почв:
1) гуминовые кислоты;
3) фульвокислоты;
4) гуматы кальция.
Задание 5
Состав поглощенных катионов в подзолистой почве:
1) Са2+, Mg2+, H+, Al3+; в верхних горизонтах преобладают водород и алюминий;
2) Са2+, Mg2+, H+, Al3+; преобладают кальций и магний;
3) Са2+ и Mg2+; водород и алюминий отсутствуют;
4) Са2+и Mg2+; доля водорода незначительна.
Задание 6
Реакция среды подзолистой почвы:
1) сильнокислая или среднекислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;
2) слабокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;
3) близкая к нейтральной или нейтральная по всему профилю;
4) слабощелочная в верхней части профиля, с глубиной степень щелочности увеличивается.
Задание 7
Тип водного режима, при котором образуются дерново-подзолистые почвы:
1) промывной;
2) застойный;
3) периодически промывной;
4) непромывной.
Задание 8
Растительность, под воздействием которой формируются дерново-подзолистые почвы:
1) травянистая суходольных лугов;
2) древесная хвойных лесов с моховым покровом;
3) древесная смешанных лесов с травянистым покровом;
4) древесная светлохвойных (лиственничных) лесов с мохово-травянистым покровом.
Задание 9
Характер материнских пород, на которых формируются дерново-подзолистые почвы:
1) засоленные;
2) бескарбонатные;
3) карбонатные (СаСО3 в форме мицелия и белоглазки);
4) карбонатные (СаСО3 в форме щебня известняка).
Задание 10
Особенности состава и свойств почвообразующих пород, благоприятствующие накоплению гумуса в дерново-подзолистых почвах:
1) высокое содержание кремнезема;
2) кислая реакция и высокое содержание обменного Al3+;
3) обогащенность пород крупнопылеватой фракцией;
4) повышенное содержание оснований и ила.
Задание 11
Состав почвообразующих пород, на которых формируются дерновые почвы:
1) бескарбонатные;
2) карбонатные в форме щебня известняка;
3) покровные суглинки;
4) флювиогляциальные отложения.
Задание 12
Доминирующий процесс почвообразования при формировании дерновых почв:
1) подзолистый;
2) лессиваж;
3) оглеение;
4) дерновый.
Задание 13
Особенности валового состава дерново-подзолистой почвы:
верхняя часть профиля обогащена кремнеземом и обеднена полуторными оксидами;
2) весь профиль резко обеднен основаниями, содержание кремнезема невысокое;
3) содержание полуторных оксидов по всему профилю высокое, а в средней его части достигает 50%;
4) кремнезем и полуторные оксиды распределены по профилю равномерно.
Задание 14
Состав поглощенных катионов дерново-подзолистой почвы:
1) Са2+, Mg2+, H+, Al3+;преобладают кальций и магний;
2) Са2+ и Mg2+, водород и алюминий отсутствуют;
3) Са2+и Mg2+, доля водорода незначительна;
4) Са2+, Mg2+, Na+.
Задание 15
Реакция дерново-подзолистой почвы:
1) средне- или слабокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;
2) близкая к нейтральной или нейтральная по всему профилю;
4) сильнокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается.
Задание 16
Мелиорант, используемый для нейтрализации рН и регулирования состава ППК дерново-подзолистой почвы:
1) гипс;
2) аммиачная селитра;
3) известь;
4) торф.
Тема: Серые лесные почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование
Задание 1
Тип водного режима, при котором образуются серые лесные почвы:
1) непромывной;
2) промывной;
3) периодически промывной;
4) выпотной.
Задание 2
Фация серых лесных почв, характеризующаяся наилучшим тепловым режимом:
1) Западно-Европейская;
2) Восточно-Европейская;
3) Западно- и Среднесибирская;
4) Восточно-Сибирская.
Задание 3
Растительность, под воздействием которой формируются серые лесные почвы:
1) смешанные хвойно-мелколиственные леса с травянистым покровом;
2) светлохвойные (лиственные) леса с мохово-травянистым покровом;
3) злаково-разнотравная лугово-степная или степная;
4) широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.
Задание 4
Характер материнских пород, на которых формируются серые лесные почвы:
1) карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения);
2) бескарбонатные (моренные, флювиогляциальные и озерно-ледниковые отложения);
3) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;
4) эоловые.
Задание 5
Причина ослабления развития процесса оподзоливания в зоне серых лесных почв.
1) широкое распространение песчаных пород;
2) преобладание широколиственных травянистых лесов, ослабление нисходящих токов воды, широкое распространение карбонатных пород;
3) значительная расчлененность рельефа;
4) глубокое залегание грунтовых вод.
Задание 6
Типичные новообразования (или включения) в горизонте В серой лесной почвы:
1) легкорастворимые соли в форме прожилок, конкреций и пятен в верхней части профиля;
2) СаСО3 в форме мицелия, конкреций, белоглазки (в средней и нижней частях профиля);
3) СаСО3 только в форме белоглазки в Вк, гипс – в горизонте С;
4) обильная белесоватая присыпка SiO2 в средней части профиля.
Задание 6
Содержание гумуса в гумусо-аккумулятивном горизонте и характер изменения его количества по профилю серых лесных почв:
1) в среднем 6-12%, довольно резко уменьшается с глубиной;
2) от 2% до 6-8%, довольно резко уменьшается с глубиной;
3) от 1% до 2%, постепенно уменьшается с глубиной;
4) от 2% до 3%, постепенно уменьшается с глубиной.
Задание 7
Формы гумусовых веществ, преобладающие в светло-серых лесных почвах:
1) фульвокислоты;
2) гуминовые кислоты;
3) гумины;
4) гуматы кальция.
Задание 8
Изменение степени гумусированности и оподзоленности в серых лесных почвах при движении с запада на восток:
1) увеличение оподзоленности и уменьшение содержания гумуса;
2) увеличение мощности гумусовых горизонтов и нарастание степени оподзоленности;
3) увеличение содержания гумуса при уменьшении мощности гумусовых горизонтов и ослаблении степени оподзоленности;
4) увеличение мощности гумусовых горизонтов и снижение содержания гумуса, оподзоленность не изменяется.
Задание 9
1) от слабощелочной в верхней части, до сильнощелочной – в иллювиально-карбонатном горизонте;
2) от среднекислой до нейтральной;
3) от сильнокислой до слабокислой;
4) близкая к нейтральной или слабощелочная.
Задание 10
Состав поглощенных катионов серых лесных почв:
1) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ - до 15-20% от ЕКО;
2) Са2+, Mg2+, H+; содержание Н+ - более 15-20% от ЕКО;
3) Са2+, Mg2+, H+; содержание Н+ - до 15-20% от емкости поглощения;
4) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+.
Задание 11
Фактор, лимитирующий плодородие серых лесных почв:
1) развитие эрозионных процессов;
2) широкое распространение среднесуглинистых пылеватых почв;
3) участие в ПК контуров серых лесных поверхностно-слабооглеенных почв; 4) недостаточная теплообеспеченность почв Европейской части зоны.
Тема: Черноземы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование
Задание 1
Тип водного режима степей:
1) промывной;
2) периодически промывной;
3) выпотной;
4) непромывной.
Задание 2
Растительность, под воздействием которой формируются черноземы:
1) типчаково-ковыльная или полынно-типчаково-ковыльная;
2) эфемерово-разнотравная или эфемеровая осоково-мятликовая;
3) злаково-разнотравная лугово-степная или степная;
4) широколиственные (мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.
Задание 3
Характер материнских пород, на которых формируются черноземы:
1) бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины);
2) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;
3) высококарбонатные и засоленные;
4) карбонатные (лессы, лессовидные и элювиальные отложения).
Задание 4
Породы, способствующие формированию наиболее гумусированных черноземов:
1) лессы;
2) глинистые;
3) супеси;
4) песчаные легкие суглинки.
Задание 5
Процесс, являющийся наиболее яркой чертой черноземообразования:
1) оглинение;
2) оподзоливание;
3) гумусово-аккумулятивный;
4) гумусово-иллювиальный.
Задание 6
Главные черты взаимодействия органических веществ с минеральной частью почвы при черноземообразовании:
1) образование высокодисперсных органо-минеральных соединений с полуторными оксидами;
2) разложение минералов под воздействием гумусовых веществ;
3) образование органо-минеральных комплексов из устойчивых органо-минеральных соединений;
4) диспергирование глинистых минералов.
Задание 7
Мощность гумусового профиля, наиболее характерная для типичных черноземов:
1) 30-40 см;
2) 50-60 см;
3) 60-80 см;
4) >80 см.
Задание 8
Новообразования, характерные для черноземов оподзоленных:
1) белоглазка;
2) железо-марганцевые конкреции;
3) кремнеземистая присыпка;
4) легкорастворимые соли.
Задание 9
Новообразования, типичные для южных черноземов:
2) ортштейны;
3) белоглазка;
4) железо-марганцевые конкреции.
Задание 10
Провинция, в которой черноземы имеют наиболее высокое залегание гипсовых и солевых горизонтов:
1) Украинская;
2) Приазовско-Предкавказская;
3) Забайкальская;
4) Казахстанская.
Задание 11
Содержание гумуса в гумусово-аккумулятивном горизонте и характер изменения его количества по профилю черноземов:
1) от 4 до 12%, с глубиной постепенно уменьшается;
2) от 2% до 6-8%, довольно резко уменьшается с глубиной;
3) в среднем 6-12%, довольно резко уменьшается с глубиной;
4) от 2% до 6-8%, постепенно уменьшается с глубиной;
Задание 12
Черноземы, имеющие наибольшее содержание гумуса:
1) супесчаные;
2) легкосуглинистые;
3) тяжелосуглинистые;
4) глинистые.
Задание 13
Фракции гумуса, преобладающие в черноземах:
1) фульвокислоты 1-й и 2-й фракций;
2) гуматы 3-й фракции;
3) гуматы 2-й фракции;
4) гуматы 1-й фракции.
Задание 14
Состав поглощенных катионов черноземов:
1) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – до 15-20% от ЕКО;
2) Са2+ и Mg2+, H+; содержание Н+ – до 15-20% от ЕКО;
3) Са2+, Mg2+; присутствует Na+, а в верхней части профиля – Н+;
4) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+.
Задание 15
Состав обменных катионов оподзоленных черноземов:
1) Са2+, Mg2+;
2) Са2+, Mg2+, Н+;
3) Са2+, Mg2+, Na+;
4) Са2+, Mg2+, Fe3+Al3+.
Задание 16
Подтип черноземов с составом поглощенных катионов Ca2+, Mg2+, Na+:
1) оподзоленные;
2) выщелоченные;
3) южные;
4) типичные.
Задание 17
Состав обменных катионов южных черноземов:
1) Са2+, Mg2+;
2) Са2+, Mg2+, Al3+;
3) Са2+, Mg2+, Na+;
4) Са2+, Mg2+, Н+.
Задание 18
Реакция среды черноземов:
1) слабокислая, близкая к нейтральной или нейтральная;
2) слабощелочная в верхней части, средне- или сильнощелочная – в нижней части профиля;
3) близкая к нейтральной или нейтральная в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;
4) среднекислая или слабокислая в верхней части, среднещелочная – в нижней части профиля.
Задание 19
Черноземы, имеющие степень насыщенности основаниями 80-90%:
1) выщелоченные;
2) солонцеватые;
3) карбонатные;
4) солончаковатые.
Задание 20
Величина общей пористости, характерная для гумусовых горизонтов черноземов:
1) 20-30%;
3) 40-50%;
4) 50-60%.
Задание 21
Структура, характерная для горизонта В1 солонцеватых черноземов:
1) зернистая;
2) комковатая;
3) пылеватая;
4) ореховато-призматическая.
Задание 22
Фация, в которой черноземы имеют лучший тепловой режим:
1) Юго-Западная;
2) Центральная;
3) Западно- и Среднесибирская;
4) Восточно-Сибирская.
Задание 23
Наложение солонцового процесса на черноземообразование способствует:
1) усилению процесса черноземообразования;
2) формированию гуматного состава гумуса;
3) ухудшению процесса гумусообразования;
4) формированию агрономически ценной структуры.
Тема: Каштановые почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование
Задание 1
Тип водного режима, при котором образуются каштановые почвы:
1) непромывной;
2) промывной;
3) периодически промывной;
4) выпотной.
Задание 2
Растительность, под воздействием которой формируются каштановые почвы:
1) эфемерово-разнотравная или эфемеровая осоково-мятликовая;
2) изреженная типчаково-ковыльная или полынно-типчаково-ковыльная (проективное покрытие 50-70%); 3) сильно изреженная полынно-солянковая с примесью эфемеров (проективное покрытие 20-40%);
4) злаково-разнотравная лугово-степная или степная.
Задание 3
Характер материнских пород, на которых формируются каштановые почвы:
1) карбонатные (лессы, лессовидные и эллювиально-делювиальные отложения);
2) бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины);
3) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;
4) высококарбонатные и засоленные.
Задание 4
Процесс почвообразования, являющийся ведущим при формировании каштановых почв:
1) солонцовый;
2) осолодение;
3) гумусо-аккумулятивный;
4) оглеение.
Задание 5
Признаки, свидетельствующие о солонцеватости каштановых почв:
1) наличие горизонта белоглазки;
2) кремнеземистая присыпка в горизонте В1;
3) уплотнение горизонта В1, лакировки и примазки на гранях призматических структурных отдельностей;
4) вскипание от НСl в горизонте В2.
Задание 6
Солонцеватость чаще всего наблюдается в почвах:
1) светло-каштановых;
2) каштановых;
3) темно-каштановых;
4) лугово-каштановых.
Задание 7
Содержание гумуса в каштановых почвах Забайкалья (%):
1) 1,5-3;
2) 4-6;
3) 0,5-1;
4) > 6.
Задание 8
Глубина вскипания от НСl в профиле каштановых почв:
1) только в горизонте С;
3) в зависимости от подтипа – в С, В2, В1;
4) чаще с поверхности.
Задание 9
Состав поглощенных катионов, характерный для каштановых почв:
1) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+;
2) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – до 3-15 % от ЕКО;
3) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – более 15-20 % от ЕКО;
4) Са2+, Mg2+; присутствует Na+; а в верхней части профиля – Н+.
Задание 10
Степень солонцеватости каштановой почвы с содержанием обменного Na 7% от емкости поглощения:
1) несолонцеватая;
2) слабосолонцеватая;
3) среднесолонцеватая;
4) сильносолонцеватая.
Задание 11
Реакция среды каштановых почв:
1) слабощелочная в верхней части, средне- или сильнощелочная – в нижней части профиля;
2) слабокислая или среднекислая в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;
3) близкая к нейтральной или нейтральная в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;
4) сильнощелочная по всему профилю.
Задание 12
Мучнистая форма выделения карбонатов в каштановых почвах характерна для провинции:
1) Восточно-Предкавказской;
2) Заволжской;
3) Казахстанской;
4) Забайкальской.
Задание 13
Почвы, имеющие наилучший водный режим:
1) светло-каштановые;
2) каштановые;
3) темно-каштановые;
4) лугово-темно-каштановые.
Критерии оценивания:
– отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания:
оценка «отлично» (86-100 баллов) - выполнено 86-100% заданий;
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - выполнено 71-85% заданий;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - выполнено 56-70% заданий;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выполнено 0-56% заданий.
Генезис и география таежных почв бассейна оз. Байкал (любой природный район).
Почвы лесостепной (или сухостепной) зоны Бурятии (Республики Тыва, Забайкальского края).
Плодородие и современное состояние почв Байкальского региона.
Морфологические и генетические особенности серых лесных почв Забайкалья (Предбайкалья).
Зональные и региональные особенности распространения черноземов в Забайкалье (Предбайкалья).
Каштановые почвы Забайкалья (Предбайкалья).
Аллювиальные почвы речных долин бассейна Селенги (любые бассейны).
Почвенный покров Кабанского района (любой административный или природный район Республики Бурятии, Республики Тыва, Забайкальского края).
Структура почвенного покрова и агрономическая оценка почв ФГУП «Байкальское» Россельхозакадемии (любое функционирующие хозяйство Республики Бурятии, Республики Тыва, Забайкальского края).
Сравнительна характеристика почвенного покрова Республики Бурятии и Забайкальского края.
Почвы криолитозоны Забайкалья.
Засоленные почвы Иволгинской котловины (любой котловины или района).
История изучения почв Забайкалья (Предбайкалья).
Современные проблемы классификации почв.
Развитие представления о почвообразовательных процессах.
Сельскохозяйственное использование основных типов почв в условиях Восточной Сибири.
Торфяные почвы дельты р. Селенги и их сельскохозяйственное использование.
Критерии оценивания собеседования
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания тестовых заданий
Шкала оценивания собеседования
Комплект заданий для практических (лабораторных) работ
Критерии оценивания заданий
Шкала оценивания заданий
Темы докладов
Критерии оценивания доклада
Шкала оценивания доклада
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п