2024-2025_b35_03_03_о_4_plx_География почв
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.О.24 География почв
 
Почвоведение и агрохимия
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен, Курсовая работа
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 4

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
36
36
Практические занятия
36
36
Контактная работа
72
72
Сам. работа
108
108
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., Высшее. Агрономия.  Ученый агроном.  Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение» Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна _________________
 
 
География почв
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_4.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Хутакова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: получение знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области почвоведения

Задачи:  изучить методологию, методы и законы географии почв, почвообразовательные процессы, почвенно-географическое районирование, структуру почвенного покрова, основные типы почв почвенно-биоклиматических поясов, их генезис, классификацию, строение, состав и свойства, особенности их использования в сельском хозяйстве; научить выявлять связи между факторами почвообразования и характером почвенного покрова

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Почвоведение с основами геологии 
1
3 семестр
 
Ознакомительная практика 
2
2 семестр
 
Математика и математическая статистика 
3
2 семестр
 
Химия 
4
2 семестр
 
Ботаника 
5
2 семестр
 
Информатика 
6
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Технологическая практика 
3
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;

 
Знать и понимать  методологию, методы и законы географии почв, почвообразовательные процессы, почвенно-географическое районирование, структуру почвенного покрова, основные типы почв почвенно-биоклиматических поясов, их генезис, классификацию, строение, состав и свойства, особенности их использования в сельском хозяйстве, информационные ресурсы для получения материалов, используемых в географии почв:
 
методологию, методы и законы географии почв, почвообразовательные процессы, почвенно-географическое районирование, структуру почвенного покрова, основные типы почв почвенно-биоклиматических поясов, их генезис, классификацию, строение, состав и свойства, особенности их использования в сельском хозяйстве, информационные ресурсы для получения материалов, используемых в географии почв
Уровень 1 
 
 
Уметь делать (действовать)  диагностировать основные типы почв, оценивать уровень их плодородия и определять направления использования в земледелии, читать почвенные карты, анализировать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований:
 
диагностировать основные типы почв, оценивать уровень их плодородия и определять направления использования в земледелии, читать почвенные карты, анализировать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований
Уровень 1 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками распознавания типов почв, оценки уровня их плодородия, обоснования направления использования в земледелии, выделения почвенных комбинаций. поиска материалов для географии почв по различным открытым ресурсам:
 
навыками распознавания типов почв, оценки уровня их плодородия, обоснования направления использования в земледелии, выделения почвенных комбинаций. поиска материалов для географии почв по различным открытым ресурсам
Уровень 1 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Общая часть 
 
1.1
Понятие о географии, генезисе и классификации почв
44
4
ОПК-1
2
Лек
 
1.2
Понятие о географии, генезисе и классификации почв
44
4
ОПК-1
Пр
 
1.3
Факторы почвообразования 
44
4
ОПК-1
Лек
 
1.4
Факторы почвообразования 
44
2
ОПК-1
2
Пр
 
1.5
Законы географии почв. Почвенно-географическое районирование
44
2
ОПК-1
Лек
 
1.6
Законы географии почв. Почвенно-географическое районирование
44
2
ОПК-1
Пр
 
1.7
Структура почвенного покрова
44
2
ОПК-1
Лек
 
1.8
Структура почвенного покрова
44
2
ОПК-1
Пр
 
Раздел 2. Почвенный покров России
 
2.1
Полярный почвенно-биоклиматический пояс
44
2
Лек
 
2.2
Полярный почвенно-биоклиматический пояс
44
2
Пр
 
2.3
Бореальный почвенно-биоклиматический пояс
44
8
2
Лек
 
2.4
Бореальный почвенно-биоклиматический пояс
44
8
Пр
 
2.5
Суббореальный почвенно-биоклиматический пояс
44
4
2
Лек
 
2.6
Суббореальный почвенно-биоклиматический пояс
44
6
Пр
 
2.7
Засоленные почвы
44
2
2
Лек
 
2.8
Засоленные почвы
44
4
2
Пр
 
2.9
Горные почвы
44
2
Лек
 
2.10
Почвы  пойм
44
2
Лек
 
2.11
Почвенный покров Забайкалья, Предбай-калья, Республики Тывы
44
4
Лек
 
2.12
Почвенный покров Забайкалья, Предбай-калья, Республики Тывы
44
4
Пр
 
2.13
Почвы пойм
44
2
Пр
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Убугунова В. И., Пьянкова Н. А. Генезис, классификация и география почв:Учебно-метод.пособие для студентов. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2002. - 72
Л1.1
 
Хубракова Б. Ц., Намсараева М. М., Бадмаев Н. Б., Хутакова С. В. География почв:учебное пособие для обучающихся по направлению  подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочвоведение". - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА, 2024. - 59
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Хутакова С. В. Общее почвоведение [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся очного и заочного отделения по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочвоведение". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 120 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00284 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Лаврентьева И. Н., Убугунова В. И., Чимитдоржиева И. Б., Андреева И. М., Батудаев А. П., Сосорова С. Б. География почв [Электронный ресурс]:методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся направления 35.03.03 "Агрохимия и агропочвоведение". - , 2018. - 24 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01429 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
444
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (444)
90 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, интерактивная панель с возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
435
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (435)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, доска аудиторная, интерактивная панель с возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет. Список ПО: Kaspersky  indpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат 
 
410а
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (кабинет для самостоятельной работы обучающегося и курсового проектирования (выполнения курсовой работы)) (410 а)
22 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, аудиторная доска, проекционный экран, плоттер струйный, 10 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Цыренгармаева Бэлэгма Цыденбаловна
Высшее. Агрономия.  Ученый агроном.  Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» «Агрохимия и агропочвоведение»
к.б.н.
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Комплект вопросов для проведения собеседования

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Тема: География почв как наука. Элементарные почвообразовательные процессы

1. Какие почвообразовательные процессы относятся к группе биогенно-аккумулятивных ЭПП.

2. Охарактеризуйте группу гидрогенно-аккумулятивных ЭПП.

3. Дайте характеристику почвообразовательным процессам, входящим в группу метаморфические ЭПП.

4. Дайте характеристику почвообразовательным процессам, входящим в группу элювиально-иллювиальные ЭПП.

5. Какие почвообразовательные процессы относятся к группе педотурбационные ЭПП.

6. Охарактеризуйте группу деструктивных ЭПП.

7. Что такое классификации почв?

8. Назовите основную таксономическую единицу российской классификации почв?

9. Что такое диагностика почв?

10. Перечислите основные таксономические единицы новой классификации почв России.

11. Назовите отличительные особенности классификации и диагностики почв России, 2004 г.

12. На каких принципах основывается американская классификация почв?

Тема: Законы географии почв. Почвенно-географическое районирование

1. Объясните сущность горизонтальной (широтной) почвенной зональности.

2. Как проявляется закон вертикальной зональности?

3. Перечислите вертикальные растительно-климатические и вертикальные зоны Вашего региона.

4. В чем проявляются фациальные особенности почвенного покрова?

5. К какой фации относятся Бурятия, Читинская область?

6. В чем выражается суть закона аналогичных топографических рядов?

7. Задачи почвенно-географического районирования.

8. Перечислите основные таксонимические единицы почвенно-географического районирования.

9. Что понимают под понятием «почвенно-биоклиматический пояс»?

10. Что лежит в основе выделения наиболее крупных таксономических единиц почвенно-географического районирования?

11. Какие условия положены в основу выделения низших таксономических единиц почвенно-географического районирования?

Тема: Зона арктических почв Арктики и тундровых почв Субарктики

1. Раскройте особенности почвообразования и дайте характеристику почв арктической зоны.

2. Дайте характеристику особенностей почвообразования и почвам субарктической зоны?

3. Основные криогенные процессы в полярном поясе, их краткая характеристика.

4. Особенности тундрового почвообразования.

5. Строение, состав и свойства зональных тундровых глеевых почв.

6. Строение и свойства глееземов.

7. Строение и свойства криоземов.

8. Сельскохозяйственное использование тундровых почв.

Тема: Зона глееподзолистых и подзолистых иллювиально-гумусовых почв северной тайги

1. Сущность элювиально-глеевого процесса и особенности его проявления в зоне северной тайги.

2. Назовите диагностические признаки глееподзолистых почв, напишите строение профиля.

3. Какой процесс формирует профиль подзолистых почв, его диагностика морфологическая и аналитическая?

4. Влияние факторов почвообразования на особенности проявления подзолистого процесса.

5. В чем сущность проявления процесса лессивирования и его диагностика?

Тема: Зона подзолистых почв средней тайги. Зона дерново-подзолистых почв южной тайги

1. Какие процессы формируют профиль дерново-подзолистых почв?

2. Строение, состав и свойства дерново-подзолистых почв.

3. Сходство и различие подзолистых и болотно-подзолистых почв.

Тема: Восточно-Сибирская мерзлотно-таежная почвенно-биоклиматическая область мерзлотно-таежных и палевых мерзлотно-таежных

1. Перечислите характерные черты почвообразования Восточно-Сибирской мерзлотно-таежной области.

2. Особенности почвенного покрова зоны средней тайги.

3. Генетические особенности подбуров, строения профиля, состав и свойства.

Тема: Серые лесные почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

1. Перечислите основные элементарные почвообразовательные процессы, формирующие профиль серых лесных почв и дайте их краткую характеристику.

2. Строение, состав и свойства серых лесных почв.

3. Сходства и различия серых лесных, дерново-подзолистых и черноземных почв.

4. Подтиповые особенности серых лесных почв.

5. Фациально-провинциальные особенности серых лесных почв.

6. Агрономическая оценка серых лесных почв.

Тема: Черноземы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

1. Особенности проявления факторов почвообразования черноземов.

2. Дайте характеристику основным почвообразовательным процессам, участвующим в формировании черноземов.

3. Дайте диагностику морфологическую и аналитическую основным подтипов чернозема.

4. Фациально-провинциальные особенности черноземов.

5. Особенности сельскохозяйственного использования черноземов.

 
Тема: Каштановые почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

1. Особенности условий почвообразования зоны сухих степей.

2. Генезис каштановых почв.

3. Строение каштановых почв.

4. Классификация каштановых почв

5. Провинциальные особенности каштановых почв.

6. Особенности сельскохозяйственного использования почв.

Тема: Аллювиальные почвы речных долин бассейна р. Селенга

1. Укажите особенности условий почвообразования в поймах и дельтах рек.

2. Назовите основные элементы строения речной долины.

3. Дайте генетическую и агрономическую характеристику основным типам аллювиальных почв.

4. Использование аллювиальных почв в сельском хозяйстве, в чем особенность мероприятий по повышению их плодородия и охраны.

5. Сравните классификации аллювиальных почв 1977 и 2004 гг. Найдите сходства и отличия.

Критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала.

Шкала оценивания собеседования

оценка «отлично» (86-100 баллов) - обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

6.2. Комплект тестовых заданий

Тема: Зона подзолистых почв средней тайги. Зона дерново-подзолистых почв южной тайги

Задание 1

Растительность, под воздействием которой формируются подзолистые почвы:

1) травянистая суходольных лугов;

2) мохово-лишайниковая с примесью кустарничков и изреженной угнетенной сосной;

3) древесная хвойных лесов с моховым наземным покровом;

4) древесная смешанных лесов с травянистым наземным покровом.

Задание 2

Процесс почвообразования, характеризующий сущность оподзоливания:

1) аккумуляция гумуса в верхнем горизонте;

2) накопление ила в верхней части профиля почв;

3) разрушение почвенных минералов и вынос продуктов разрушения;

4) образование и накопление глинистых минералов в горизонте В (по классификации и диагностике почв СССР, 1977).

Задание 3

Особенности валового состава подзолистых почв:

1) кремнезем и полуторные оксиды распределены по профилю равномерно;

2) верхняя часть профиля обогащена кремнеземом и обеднена полуторными оксидами;

3) средняя часть профиля, по сравнению с материнской породой, обогащена карбонатами;

4) содержание полуторных оксидов по всему профилю высокое, а в средней его части достигает 50%.

Задание 4

Органические вещества, преобладающие в составе гумуса подзолистых почв:

1) гуминовые кислоты;

 
2) ульминовые кислоты;

3) фульвокислоты;

4) гуматы кальция.

Задание 5

Состав поглощенных катионов в подзолистой почве:

1) Са2+, Mg2+, H+, Al3+; в верхних горизонтах преобладают водород и алюминий;

2) Са2+, Mg2+, H+, Al3+; преобладают кальций и магний;

3) Са2+ и Mg2+; водород и алюминий отсутствуют;

4) Са2+и Mg2+; доля водорода незначительна.

Задание 6

Реакция среды подзолистой почвы:

1) сильнокислая или среднекислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;

2) слабокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;

3) близкая к нейтральной или нейтральная по всему профилю;

4) слабощелочная в верхней части профиля, с глубиной степень щелочности увеличивается.

Задание 7

Тип водного режима, при котором образуются дерново-подзолистые почвы:

1) промывной;

2) застойный;

3) периодически промывной;

4) непромывной.

Задание 8

Растительность, под воздействием которой формируются дерново-подзолистые почвы:

1) травянистая суходольных лугов;

2) древесная хвойных лесов с моховым покровом;

3) древесная смешанных лесов с травянистым покровом;

4) древесная светлохвойных (лиственничных) лесов с мохово-травянистым покровом.

Задание 9

Характер материнских пород, на которых формируются дерново-подзолистые почвы:

1) засоленные;

2) бескарбонатные;

3) карбонатные (СаСО3 в форме мицелия и белоглазки);

4) карбонатные (СаСО3 в форме щебня известняка).

Задание 10

Особенности состава и свойств почвообразующих пород, благоприятствующие накоплению гумуса в дерново-подзолистых почвах:

1) высокое содержание кремнезема;

2) кислая реакция и высокое содержание обменного Al3+;

3) обогащенность пород крупнопылеватой фракцией;

4) повышенное содержание оснований и ила.

Задание 11

Состав почвообразующих пород, на которых формируются дерновые почвы:

1) бескарбонатные;

2) карбонатные в форме щебня известняка;

3) покровные суглинки;

4) флювиогляциальные отложения.

Задание 12

Доминирующий процесс почвообразования при формировании дерновых почв:

1) подзолистый;

2) лессиваж;

3) оглеение;

4) дерновый.

Задание 13

Особенности валового состава дерново-подзолистой почвы:

верхняя часть профиля обогащена кремнеземом и обеднена полуторными оксидами;

2) весь профиль резко обеднен основаниями, содержание кремнезема невысокое;

3) содержание полуторных оксидов по всему профилю высокое, а в средней его части достигает 50%;

4) кремнезем и полуторные оксиды распределены по профилю равномерно.

Задание 14

Состав поглощенных катионов дерново-подзолистой почвы:

1) Са2+, Mg2+, H+, Al3+;преобладают кальций и магний;

2) Са2+ и Mg2+, водород и алюминий отсутствуют;

3) Са2+и Mg2+, доля водорода незначительна;

4) Са2+, Mg2+, Na+.

Задание 15

Реакция дерново-подзолистой почвы:

1) средне- или слабокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается;

2) близкая к нейтральной или нейтральная по всему профилю;

 
3) слабокислая или близкая к нейтральной в верхней части профиля, слабощелочная – в нижней части профиля;

4) сильнокислая в верхней части профиля, с глубиной степень кислотности уменьшается.

Задание 16

Мелиорант, используемый для нейтрализации рН и регулирования состава ППК дерново-подзолистой почвы:

1) гипс;

2) аммиачная селитра;

3) известь;

4) торф.

Тема: Серые лесные почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

Задание 1

Тип водного режима, при котором образуются серые лесные почвы:

1) непромывной;

2) промывной;

3) периодически промывной;

4) выпотной.

Задание 2

Фация серых лесных почв, характеризующаяся наилучшим тепловым режимом:

1) Западно-Европейская;

2) Восточно-Европейская;

3) Западно- и Среднесибирская;

4) Восточно-Сибирская.

Задание 3

Растительность, под воздействием которой формируются серые лесные почвы:

1) смешанные хвойно-мелколиственные леса с травянистым покровом;

2) светлохвойные (лиственные) леса с мохово-травянистым покровом;

3) злаково-разнотравная лугово-степная или степная;

4) широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.

Задание 4

Характер материнских пород, на которых формируются серые лесные почвы:

1) карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения);

2) бескарбонатные (моренные, флювиогляциальные и озерно-ледниковые отложения);

3) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;

4) эоловые.

Задание 5

Причина ослабления развития процесса оподзоливания в зоне серых лесных почв.

1) широкое распространение песчаных пород;

2) преобладание широколиственных травянистых лесов, ослабление нисходящих токов воды, широкое распространение карбонатных пород;

3) значительная расчлененность рельефа;

4) глубокое залегание грунтовых вод.

Задание 6

Типичные новообразования (или включения) в горизонте В серой лесной почвы:

1) легкорастворимые соли в форме прожилок, конкреций и пятен в верхней части профиля;

2) СаСО3 в форме мицелия, конкреций, белоглазки (в средней и нижней частях профиля);

3) СаСО3 только в форме белоглазки в Вк, гипс – в горизонте С;

4) обильная белесоватая присыпка SiO2 в средней части профиля.

Задание 6

Содержание гумуса в гумусо-аккумулятивном горизонте и характер изменения его количества по профилю серых лесных почв:

1) в среднем 6-12%, довольно резко уменьшается с глубиной;

2) от 2% до 6-8%, довольно резко уменьшается с глубиной;

3) от 1% до 2%, постепенно уменьшается с глубиной;

4) от 2% до 3%, постепенно уменьшается с глубиной.

Задание 7

Формы гумусовых веществ, преобладающие в светло-серых лесных почвах:

1) фульвокислоты;

2) гуминовые кислоты;

3) гумины;

4) гуматы кальция.

Задание 8

Изменение степени гумусированности и оподзоленности в серых лесных почвах при движении с запада на восток:

1) увеличение оподзоленности и уменьшение содержания гумуса;

2) увеличение мощности гумусовых горизонтов и нарастание степени оподзоленности;

3) увеличение содержания гумуса при уменьшении мощности гумусовых горизонтов и ослаблении степени оподзоленности;

4) увеличение мощности гумусовых горизонтов и снижение содержания гумуса, оподзоленность не изменяется.

Задание 9

 
Реакция почвы в серых лесных почвах:

1) от слабощелочной в верхней части, до сильнощелочной – в иллювиально-карбонатном горизонте;

2) от среднекислой до нейтральной;

3) от сильнокислой до слабокислой;

4) близкая к нейтральной или слабощелочная.

Задание 10

Состав поглощенных катионов серых лесных почв:

1) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ - до 15-20% от ЕКО;

2) Са2+, Mg2+, H+; содержание Н+ - более 15-20% от ЕКО;

3) Са2+, Mg2+, H+; содержание Н+ - до 15-20% от емкости поглощения;

4) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+.

Задание 11

Фактор, лимитирующий плодородие серых лесных почв:

1) развитие эрозионных процессов;

2) широкое распространение среднесуглинистых пылеватых почв;

3) участие в ПК контуров серых лесных поверхностно-слабооглеенных почв; 4) недостаточная теплообеспеченность почв Европейской части зоны.

Тема: Черноземы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

Задание 1

Тип водного режима степей:

1) промывной;

2) периодически промывной;

3) выпотной;

4) непромывной.

Задание 2

Растительность, под воздействием которой формируются черноземы:

1) типчаково-ковыльная или полынно-типчаково-ковыльная;

2) эфемерово-разнотравная или эфемеровая осоково-мятликовая;

3) злаково-разнотравная лугово-степная или степная;

4) широколиственные (мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.

Задание 3

Характер материнских пород, на которых формируются черноземы:

1) бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины);

2) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;

3) высококарбонатные и засоленные;

4) карбонатные (лессы, лессовидные и элювиальные отложения).

Задание 4

Породы, способствующие формированию наиболее гумусированных черноземов:

1) лессы;

2) глинистые;

3) супеси;

4) песчаные легкие суглинки.

Задание 5

Процесс, являющийся наиболее яркой чертой черноземообразования:

1) оглинение;

2) оподзоливание;

3) гумусово-аккумулятивный;

4) гумусово-иллювиальный.

Задание 6

Главные черты взаимодействия органических веществ с минеральной частью почвы при черноземообразовании:

1) образование высокодисперсных органо-минеральных соединений с полуторными оксидами;

2) разложение минералов под воздействием гумусовых веществ;

3) образование органо-минеральных комплексов из устойчивых органо-минеральных соединений;

4) диспергирование глинистых минералов.

Задание 7

Мощность гумусового профиля, наиболее характерная для типичных черноземов:

1) 30-40 см;

2) 50-60 см;

3) 60-80 см;

4) >80 см.

Задание 8

Новообразования, характерные для черноземов оподзоленных:

1) белоглазка;

2) железо-марганцевые конкреции;

3) кремнеземистая присыпка;

4) легкорастворимые соли.

Задание 9

Новообразования, типичные для южных черноземов:

 
1) кремнеземистая присыпка;

2) ортштейны;

3) белоглазка;

4) железо-марганцевые конкреции.

Задание 10

Провинция, в которой черноземы имеют наиболее высокое залегание гипсовых и солевых горизонтов:

1) Украинская;

2) Приазовско-Предкавказская;

3) Забайкальская;

4) Казахстанская.

Задание 11

Содержание гумуса в гумусово-аккумулятивном горизонте и характер изменения его количества по профилю черноземов:

1) от 4 до 12%, с глубиной постепенно уменьшается;

2) от 2% до 6-8%, довольно резко уменьшается с глубиной;

3) в среднем 6-12%, довольно резко уменьшается с глубиной;

4) от 2% до 6-8%, постепенно уменьшается с глубиной;

Задание 12

Черноземы, имеющие наибольшее содержание гумуса:

1) супесчаные;

2) легкосуглинистые;

3) тяжелосуглинистые;

4) глинистые.

Задание 13

Фракции гумуса, преобладающие в черноземах:

1) фульвокислоты 1-й и 2-й фракций;

2) гуматы 3-й фракции;

3) гуматы 2-й фракции;

4) гуматы 1-й фракции.

Задание 14

Состав поглощенных катионов черноземов:

1) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – до 15-20% от ЕКО;

2) Са2+ и Mg2+, H+; содержание Н+ – до 15-20% от ЕКО;

3) Са2+, Mg2+; присутствует Na+, а в верхней части профиля – Н+;

4) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+.

Задание 15

Состав обменных катионов оподзоленных черноземов:

1) Са2+, Mg2+;

2) Са2+, Mg2+, Н+;

3) Са2+, Mg2+, Na+;

4) Са2+, Mg2+, Fe3+Al3+.

Задание 16

Подтип черноземов с составом поглощенных катионов Ca2+, Mg2+, Na+:

1) оподзоленные;

2) выщелоченные;

3) южные;

4) типичные.

Задание 17

Состав обменных катионов южных черноземов:

1) Са2+, Mg2+;

2) Са2+, Mg2+, Al3+;

3) Са2+, Mg2+, Na+;

4) Са2+, Mg2+, Н+.

Задание 18

Реакция среды черноземов:

1) слабокислая, близкая к нейтральной или нейтральная;

2) слабощелочная в верхней части, средне- или  сильнощелочная – в  нижней  части  профиля;

3) близкая к нейтральной или нейтральная в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;

4) среднекислая или слабокислая в верхней части, среднещелочная – в нижней части профиля.

Задание 19

Черноземы, имеющие степень насыщенности основаниями 80-90%:

1) выщелоченные;

2) солонцеватые;

3) карбонатные;

4) солончаковатые.

Задание 20

Величина общей пористости, характерная для гумусовых горизонтов черноземов:

1) 20-30%;

 
2) 30-40%;

3) 40-50%;

4) 50-60%.

Задание 21

Структура, характерная для горизонта В1 солонцеватых черноземов:

1) зернистая;

2) комковатая;

3) пылеватая;

4) ореховато-призматическая.

Задание 22

Фация, в которой черноземы имеют лучший тепловой режим:

1) Юго-Западная;

2) Центральная;

3) Западно- и Среднесибирская;

4) Восточно-Сибирская.

Задание 23

Наложение солонцового процесса на черноземообразование способствует:

1) усилению процесса черноземообразования;

2) формированию гуматного состава гумуса;

3) ухудшению процесса гумусообразования;

4) формированию агрономически ценной структуры.

Тема: Каштановые почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв, сельскохозяйственное использование

Задание 1

Тип водного режима, при котором образуются каштановые почвы:

1) непромывной;

2) промывной;

3) периодически промывной;

4) выпотной.

Задание 2

Растительность, под воздействием которой формируются каштановые почвы:

1) эфемерово-разнотравная или эфемеровая осоково-мятликовая;

2) изреженная типчаково-ковыльная или полынно-типчаково-ковыльная (проективное покрытие 50-70%); 3) сильно изреженная полынно-солянковая с примесью эфемеров (проективное покрытие 20-40%);

4) злаково-разнотравная лугово-степная или степная.

Задание 3

Характер материнских пород, на которых формируются каштановые почвы:

1) карбонатные (лессы, лессовидные и эллювиально-делювиальные отложения);

2) бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины);

3) карбонатные, содержат гипс, а иногда и легкорастворимые соли;

4) высококарбонатные и засоленные.

Задание 4

Процесс почвообразования, являющийся ведущим при формировании каштановых почв:

1) солонцовый;

2) осолодение;

3) гумусо-аккумулятивный;

4) оглеение.

Задание 5

Признаки, свидетельствующие о солонцеватости каштановых почв:

1) наличие горизонта белоглазки;

2) кремнеземистая присыпка в горизонте В1;

3) уплотнение горизонта В1, лакировки и примазки на гранях призматических структурных отдельностей;

4) вскипание от НСl в горизонте В2.

Задание 6

Солонцеватость чаще всего наблюдается в почвах:

1) светло-каштановых;

2) каштановых;

3) темно-каштановых;

4) лугово-каштановых.

Задание 7

Содержание гумуса в каштановых почвах Забайкалья (%):

1) 1,5-3;

2) 4-6;

3) 0,5-1;

4) > 6.

Задание 8

Глубина вскипания от НСl в профиле каштановых почв:

1) только в горизонте С;

 
2) в зависимости от подтипа – в Вк, В1, А;

3) в зависимости от подтипа – в С, В2, В1;

4) чаще с поверхности.

Задание 9

Состав поглощенных катионов, характерный для каштановых почв:

1) Са2+, Mg2+; в некоторых подтипах – кроме того, небольшое количество Н+ или Na+;

2) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – до 3-15 % от ЕКО;

3) Са2+, Mg2+, Na+; содержание Na+ – более 15-20 % от ЕКО;

4) Са2+, Mg2+; присутствует Na+; а в верхней части профиля – Н+.

Задание 10

Степень солонцеватости каштановой почвы с содержанием обменного Na 7% от емкости поглощения:

1) несолонцеватая;

2) слабосолонцеватая;

3) среднесолонцеватая;

4) сильносолонцеватая.

Задание 11

Реакция среды каштановых почв:

1) слабощелочная в верхней части, средне- или сильнощелочная – в нижней части профиля;

2) слабокислая или среднекислая в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;

3) близкая к нейтральной или нейтральная в верхней части, слабощелочная – в нижней части профиля;

4) сильнощелочная по всему профилю.

Задание 12

Мучнистая форма выделения карбонатов в каштановых почвах характерна для провинции:

1) Восточно-Предкавказской;

2) Заволжской;

3) Казахстанской;

4) Забайкальской.

Задание 13

Почвы, имеющие наилучший водный режим:

1) светло-каштановые;

2) каштановые;

3) темно-каштановые;

4) лугово-темно-каштановые.

Критерии оценивания:

– отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания:

оценка «отлично» (86-100 баллов) - выполнено 86-100% заданий;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - выполнено 71-85% заданий;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - выполнено 56-70% заданий;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выполнено 0-56% заданий.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем курсовых работ

­ Генезис и география таежных почв бассейна оз. Байкал (любой природный район).

­ Почвы лесостепной (или сухостепной) зоны Бурятии (Республики Тыва, Забайкальского края).

­ Плодородие и современное состояние почв Байкальского региона.

­ Морфологические и генетические особенности серых лесных почв Забайкалья (Предбайкалья).

­ Зональные и региональные особенности распространения черноземов в Забайкалье (Предбайкалья).

­ Каштановые почвы Забайкалья (Предбайкалья).

­ Аллювиальные почвы речных долин бассейна Селенги (любые бассейны).

­ Почвенный покров Кабанского района (любой административный или природный район Республики Бурятии, Республики Тыва, Забайкальского края).

­ Структура почвенного покрова и агрономическая оценка почв ФГУП «Байкальское» Россельхозакадемии (любое функционирующие хозяйство Республики Бурятии, Республики Тыва, Забайкальского края).

­ Сравнительна характеристика почвенного покрова Республики Бурятии и Забайкальского края.

­ Почвы криолитозоны Забайкалья.

­ Засоленные почвы Иволгинской котловины (любой котловины или района).

­ История изучения почв Забайкалья (Предбайкалья).

­ Современные проблемы классификации почв.

­ Развитие представления о почвообразовательных процессах.

­ Сельскохозяйственное использование основных типов почв в условиях Восточной Сибири.

­ Торфяные почвы дельты р. Селенги и их сельскохозяйственное использование.

 
Комплект вопросов для проведения собеседования

Критерии оценивания собеседования

Перечень видов оценочных средств
 
Шкала оценивания собеседования

Комплект тестовых заданий

Критерии оценивания тестовых заданий

Шкала оценивания собеседования

Комплект заданий для практических (лабораторных) работ

Критерии оценивания заданий

Шкала оценивания заданий

Темы докладов

Критерии оценивания доклада

Шкала оценивания доклада

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на
 
замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

 
0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны.
 
Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6