2024-2025_b350308_o_3_plx_Ихтиофауна Байкальского региона
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Технологический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Технологический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Ачитуев В.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Биология и биологические ресурсы

уч. ст., уч. зв.
Николаева Н.А.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура

Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство

Дисциплины (модуля)
Б1.О.25 Ихтиофауна Байкальского региона
 
Биология и биологические ресурсы
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 4

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
36
36
Практические занятия
36
36
Контактная работа
72
72
Сам. работа
36
36
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
,  Болотова Жанна Гомбожаповна _________________
 
 
Ихтиофауна Байкальского региона
Программа дисциплины
 
b350308_o_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Николаева Н.А.

Биология и биологические ресурсы
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Технологический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Технологический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Николаева Н.А.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: сформировать знания о таксономическом и видовом разнообразии ихтиофауны Байкальского региона; морфологии, биологии и экологии массовых промысловых и редких и исчезающих видов рыб Байкальского региона, их распространении

Задачи: ознакомление с морфологией, биологией и экологией массовых промысловых, редких и исчезающих видов рыб Байкальского региона, их распространением, методами идентификации основных групп рыб Байкальского региона; закономерностями приспособления рыб к обитанию в разных экологических условиях Байкальского региона

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Общая биология 
1
2 семестр
 
Общая ихтиология 
2
3 семестр
 
Гидрология 
3
2 семестр
 
Математика 
4
1 семестр
 
Биологическая химия 
5
3 семестр
 
Химия 
6
2 семестр
 
Теория эволюции 
7
2 семестр
 
Гистология и эмбриология рыб 
8
1 семестр
 
Микробиология 
9
2 семестр
 
Зоология беспозвоночных 
10
2 семестр
 
Зоология позвоночных 
11
3 семестр
 
Ознакомительная практика (по зоологии) 
12
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Искусственное воспроизводство рыб 
1
5 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Сырьевая база рыбной промышленности 
3
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
4
8 семестр
 
Государственная итоговая аттестация 
5
8 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
6
8 семестр
 
Технологическая практика 
7
6 семестр
 
Байкаловедение 
8
5 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;

ИД-1ОПК-1.1. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры

 
Знать и понимать  :
 
не знает основные законы естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 1 
 
в целом  достаточно знает основные законы естественнонаучных дисциплин для решения практических (профессиональных) задач
Уровень 2 
 
в целом достаточно знает основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры для решения  стандартных  задач
Уровень 3 
 
в полной мере основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры достаточно для решения сложных практических (профессиональных) зада
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
не умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 1 
 
в целом достаточно умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения практических (профессиональных) задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 2 
 
в целом достаточно умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 3 
 
в целом достаточно умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения  сложных практических (профессиональных) зада
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 1 
 
не владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 2 
 
в целом не достаточно владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 3 
 
в целом достаточно владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения  стандартных  задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. История ихтиологических исследований на оз. Байкал. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны
 
1.1
История ихтиологических исследований на оз. Байкал. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны
44
16
ОПК-1
6
Лек
 
1.2
История ихтиологических исследований на оз. Байкал. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны
44
16
ОПК-1
4
Пр
 
1.3
История ихтиологических исследований на оз. Байкал. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны
44
8
ОПК-1
Ср
 
Раздел 2. Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона
 
2.1
Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона
44
6
ОПК-1
2
Лек
 
2.2
Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона
44
6
ОПК-1
Пр
 
2.3
Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона
44
8
ОПК-1
Ср
 
Раздел 3. Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал . Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб
 
3.1
Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб
44
6
ОПК-1
Лек
 
3.2
Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб
44
6
ОПК-1
2
Пр
 
3.3
Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб
44
8
ОПК-1
Ср
 
Раздел 4. Ихтиофауна водоемов и водотоков бассейна оз. Байкал
 
4.1
Ихтиофауна основных рыбопромысловых районов оз. Байкал. Ихтиофауна Гусино-Убукунской группы озер, озер Прибайкалья и водоемов бассейна р. Баргузин,  водоемов бассейна рек В.Ангара, Кичера и высокогорных озер
44
4
ОПК-1
Лек
 
4.2
Ихтиофауна основных рыбопромысловых районов оз. Байкал. Ихтиофауна Гусино-Убукунской группы озер, озер Прибайкалья и водоемов бассейна р. Баргузин,  водоемов бассейна рек В.Ангара, Кичера и высокогорных озер
44
4
ОПК-1
Пр
 
4.3
Ихтиофауна основных рыбопромысловых районов оз. Байкал. Ихтиофауна Гусино-Убукунской группы озер, озер Прибайкалья и водоемов бассейна р. Баргузин,  водоемов бассейна рек В.Ангара, Кичера и высокогорных озер
44
6
ОПК-1
Ср
 
4.4
Ихтиофауна Баунтовских и Еравно-Харгинских,Ивано-Арахлейских озер, водоемов бассейна  р. Чара, Торейских озер Братского и Усть-Илимского водохранилищ
44
4
ОПК-1
2
Лек
 
4.5
Ихтиофауна Баунтовских и Еравно-Харгинских,Ивано-Арахлейских озер, водоемов бассейна  р. Чара, Торейских озер Братского и Усть-Илимского водохранилищ
44
4
ОПК-1
Пр
 
4.6
Ихтиофауна Баунтовских и Еравно-Харгинских,Ивано-Арахлейских озер, водоемов бассейна  р. Чара, Торейских озер Братского и Усть-Илимского водохранилищ
44
6
ОПК-1
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Тылик К. В. Общая ихтиология:Допущено УМО по образованию в области рыбного хозяйства в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Водные биоресурсы и аквакультура". - Калининград: Аксиос, 2015. - 394
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Аполлова Т. А., Мухордова Л. Л., Тылик К. В. Практикум по ихтиологии:Доп. Управлением науки и образования Федерального агентства по рыболовству в кач-ве учебного пособия для вузов по напр. подготовки 111400 "Водные биоресурсы и аквакультуры". - М.: Изд-во "МОРКНИГА", 2013. - 338
Л2.1
 
Саускан В. И. Краткое описание промысловых рыб Мирового океана. Луциановые, Помадазиевые, Спаровые, Горбылевые, Нототениевые, Белокровные [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 88 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/126923 
Л2.2
 
 
Методическая литература
 
Болотова Ж. Г. Ихтиофауна Байкальского региона [Электронный ресурс]:методических рекомендаций для обучающихся по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура. - , 2020. - 99 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01215 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
203
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных
30 посадочных мест Интерактивная панель [LMP8602MLRU] Lumien 3840 x 2160 @ 60 Hz, ИК тачскрин 20 касаний, яркость 350cd/m2, контрастность 1200:1, матовое 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (203)
покрытие,4GB DDR4 + 32GB, Android 8.0, Звук 2x10 Вт +1x15 Вт, WEB 8MP, встр, микр. 6шт, пульт ДУ, 2 стилуса 15 компьютеров :системный блок Intel Core i5-10400/H510/8GB*2/SSD 500GB/iGPU/черный Монитор 23.8" MSI Modern MD241PWчерный 1920x1080@75 Гц, IPS, 5 мс, 1000 : 1, 250 Кд/м², 178°/178°, HDMI, USB Type-C Клавиатура Gembird KB-8355U, USB, черный, лазерная гравировка символов, кабель 1,85м Мышь A4Tech Fstyler FM12 черный оптическая (1200dpi) USB (3but) Сетевой фильтр 1,8м (5 розеток,) белый рабочее место преподавателя Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016, Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic, Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR»
 
204
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (204)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя оснащенный учебной мебелью: Интерактивная панель [LMP8602MLRU] Lumien 3840 x 2160 @ 60 Hz, ИК тачскрин 20 касаний, яркость 350cd/m2, контрастность 1200:1, матовое покрытие,4GB DDR4 + 32GB, Android 8.0, Звук 2x10 Вт +1x15 Вт, WEB 8MP, встр, микр. 6шт, пульт ДУ, 2 стилуса трибуна, А-23.0 Шкаф 80x40x191 Агат светло-серый – 7 шт, Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 5 шт, Микроскоп цифровой Discovery 5 шт, модель скелет голубя    2, модель скелет кролика    2, модель скелет лягушки    2, модель скелет рыбы    2, влажный препарат беззубка    5, влажный препарат внутреннее строение брюхоногого моллюска    5, влажный препарат внутреннее строение крысы    5, влажный препарат внутреннее строение лягушки    5, влажный препарат внутреннее строение птицы    5, влажный препарат внутреннее строение рыбы    5, влажный препарат гадюка    5, влажный препарат креветка    5, влажный препарат нереида    5, влажный препарат пескожил    5, влажный препарат развитие курицы    5, 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
влажный препарат сцифомедуза    5, влажный препарат тритон    5, влажный препарат уж    5, влажный препарат "черепаха болотная"    5, влажный препарат ящерица    5, коллекция насекомых половой диморфизм    5, коллекция развитие насекомых с неполным превращением    5, коллекция развитие насекомых с полным превращением    5, комплект микропрепаратов зоология    2. Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016, Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic, Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR»
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Ихтиофауна Байкальского региона : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Ж. Г. Болотова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 99 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=4083. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул.экрана. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Болотова Жанна Гомбожаповна
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Перечень вопросов к зачету

1. История ихтиологических исследований на оз. Байкал  

2. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны

3. Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона

4. Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал

5. Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб

6. Ихтиофауна основных рыбопромысловых районов оз. Байкал. Ихтиофауна Гусино-Убукунской группы озер

7. Ихтиофауна озер Прибайкалья и водоемов бассейна р. Баргузин.

8. Ихтиофауна водоемов бассейна рек В.Ангара, Кичера и высокогорных озер

9. Ихтиофауна Ивано-Арахлейских озер, водоемов бассейна р. Чара, Торейских озер

10. Ихтиофауна Баунтовских и Еравно-Харгинских озер

11. Ихтиофауна Братского и Усть-Илимского водохранилищ

12. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны Байкальского региона.

13. Отряд Осетрообразные: биолого-экологическая характеристика.

14. Отряд Карпообразные. Характеристика отряда, систематический обзор.

15. . Отряд Карпообразные семейство Карповые

16. Отряд Карпообразные семейство Балиторовые, Вьюновые

17. Отряд Сомообразные семейство Сомовые, Косатковые

18. Отряд Щукообразные семейство Щуковые. Характеристика отряда, систематический обзор. (ОПК- 1)

19. Отряд Трескообразные семейство Налимовые

20. Отряд Лососеобразные семейство Лососевые

21. Отряд Лососеобразные семейство Хариусовые

22. Отряд Лососеобразные семейство Сиговые

23. Отряд Скорпенообразные подсемейство. Рогатковые

24. Отряд Скорпенообразные подсемействоЖелтокрылковые

25. Отряд Скорпенообразные подсемействоГоломянковые

26. Отряд Скорпенообразные. Характеристика отряда

27. Отряд Скорпенообразные подсемейство Глубинные широколобки

28. Отряд Окунеобразные семейство Окуневые, семейство Головешковые

30. Редкие и исчезающие виды рыб, статус, меры по сохранению генофонда

31. Чужеродные виды рыб, их распространение и влияние на аборигенную ихтиофауну

Перечень вопросов для самостоятельной работы и проведения устных опросов

1. Видовой состав рыб обитает в водоемах и водотоках бассейна оз. Байкал?

2. Зоогеографическое районирование видового разнообразия ихтиофауны оз. Байкал.

3. Экологические группы рыб по типу питания обитают в оз. Байкал?

4. Экологические группы рыб по особенностям пространственного распределения по горизонтали и вертикали в оз. Байкал?

5. Виды рыб - основа численности и биомассы прибрежно-соровой зоны

6. Миграции рыб прибрежно-соровой зоны озера.

7. Экологический тип по времени размножения рыб прибрежно-соровой зоны озера

8. Экологическая группа по типу нерестового субстрата рыб прибрежно-соровой зоны озера

9. Какие рыбы составляют основу численности и биомассы зоны литорали оз. Байкал?

10. Рыбы литорали, размножение которых происходит непосредственно в озере.

11. Рыбы литорали, размножение которых происходит в верховьях байкальских притоков.

12. Время нереста рыб литорали: байкальского озерного сига, озерно-речного сиг-пыжьяна, налима?

13. Какими рыбами образован ихтиоценоз пелагиали?

14. Что характерно для рыбного населения пелагиали?

15. Уникальные приспособления голомянок к обитанию в толще воды.

16. Назовите уникальные особенности биологии голомянок.

17. Какие миграции совершают желтокрылка и длиннокрылка?

18. Назовите морфо-экологические группы у байкальского омуля.

19. Чем отличаются морфо-экологические группы байкальского омуля друг от друга?

20. Какая морфо-экологическая группа омуля отличается наиболее высоким темпом роста?

21. Назовите основное место размножения пелагического омуля.

22. Назовите основные места размножения прибрежно-пелагического омуля.

23. Назовите основные места размножения придонно-глубоководного омуля.

24. Назовите промысловых рыб пелагиали.

25. Какие рыбы населяют зону абиссали?

26. Какие особенности биологии и экологии имеют абиссальные виды рыб в Байкале?

27. Какие рыбы составляют основу биомассы и продукции ихтиоценоза оз. Байкал?

28. В каких зонах озера наблюдаются напряженные пищевые отношения у рыб?

29. Чем обусловлена низкая степень конкуренции у глубоководных широколобок?

30. К каким экологическим группам по типу питания относятся глубинные широколобки?

31. Чем обусловлена напряженность в пищевых отношениях рыб пелагиали?

32. Какую роль в прибрежно-соровой зоне озера играет ротан-головешка?

 
33. Какие чужеродные виды рыб натурализовались в Байкале?

34. В какой зоне озера преимущественно распространены рыбы-вселенцы?

35. Какие абиотические факторы среды влияют на воспроизводство весенненерестующих рыб?

36. Назовите рыб сем. Карповых, обитающих в Байкальском регионе.

37. Назовите отличительные признаки отряда Осетрообразных.

38. Назовите отличительные признаки отряда Карпообразных.

39. Назовите отличительные признаки отряда Сомообразных.

40. Назовите отличительные признаки отряда Щукообразных.

41. Назовите отличительные признаки отряда Лососеобразных.

42. Отличительные признаки отряда Трескообразных.

43. Назовите отличительные признаки отряда Скорпенообразных.

44. Назовите карповые рыбы (сем.Cyprinidae), объекты акклиматизации и рыборазведения.

45. Какими семействами представлен отр. Карпообразных в Байкальском регионе?

46. Назовите редких рыб отр. Карпообразных.

47. Назовите рыб сем. Карповых, обитающих в Байкальском регионе.

48. Какими семействами представлен отр. Лососеобразных в Байкальском регионе

49. Назовите краснокнижных представителей сем. Лососевых

50. Назовите краснокнижных представителей сем. Сиговых

51. Биология баунтовского сига?

52. Представители сем. Осетрообразных, обитающих в Забайкальском крае

Кейс-задания Вариант 1

Кейс 1 подзадача 1

Рыбы не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. Это рыбы отряда:

1. Сомообразные

2. Карпообразные

3. Щукообразные

4. Окунеобразные

Кейс 1 подзадача 2

Рыбы этого отряда не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. Какие семейства относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. Сомовые

2. Балиторовые

3. Косатковые

4. Вьюновые

Кейс 1 подзадача 3

Рыбы этого отряда не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. По типу нерестового субстрата эти рыбы преимущественно относятся к экологической группе:

1. фитофилы

2. литофилы

3. псаммофилы

4. пелагофилы

Кейс 2 подзадача 1

Рыбы имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие - это отличительные признаки рыб отряда:

1. Сомообразные

2. Скорпенообразные

3. Карпообразные

4. Окунеобразные

Кейс 2 подзадача 2

Рыбы этого отряда имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие. Какие семейства относятся к этому отряду….

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. Рогатковые

2. Окуневые

3. Головешковые

4. Сомовые

Кейс 2 подзадача 3

Рыбы этого отряда имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие. По типу нерестового субстрата эти рыбы относятся к экологической группе:

1. фитофилы

2. пелагофилы

3. литофилы

 
4. псаммофилы

Кейс 3 подзадача 1

Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Назовите семейство, к которому принадлежат эти рыбы:

1. Хариусовые

2. Лососевые

3. Сиговые

4. Рогатковые

Кейс 3 подзадача 2

Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Какие виды рыб относятся к этому семейству? Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. ленок

2. тугун

3. таймень

4. омуль

Кейс 3 подзадача 3

Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Назовите краснокнижных представителей этого семейства. Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. сиг-хадары

2. сиг-пыжьян

3. тугун

4. байкальский сиг

Вариант 2

Кейс 1 подзадача 1

Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. Как называется этот отряд:

1. Лососеобразные

2. Сомообразные

3. Осетрообразные

4. Карпообразные

Кейс 1 подзадача 2

Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. Какие рыбы этого отряда обитают в :

1. бассейне оз. Байкал

2. р. Амур

Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:

1. калуга

2. амурский осетр

3. сибирский осетр

4. стерлядь

Кейс 1 подзадача 3

Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. По типу нерестового субстрата эти рыбы относятся к группе:

5. фитофилы

6. литофилы

7. псаммофилы

8. пелагофилы

Кейс 2 подзадача 1

Рыбы имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки

- это отличительные признаки отряда:

1. Лососеобразные

2. Сомообразные

3. Скорпенообразные

4. Карпообразные

Кейс 2 подзадача 2

Рыбы этого отряда имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки. Какое семейство относится к этому отряду….

5. Рогатковые

6. Окуневые

 
7. Карповые

8. Сиговые

Кейс 2 подзадача 3

Рыбы этого отряда имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки. Какие рыбы из этого отряда являются самыми многочисленными в оз. Байкал. Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. песчаная широколобка

2. большая голомянка

3. желтокрылка

4. малая голомянка

Кейс 3 подзадача 1

В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.

Укажите ее:

1. профундаль

2. пелагиаль

3. прибрежно-соровая

4. литораль

Кейс 3 подзадача 2

В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.

Назовите основные причины этого явления. Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. сильный пресс промысла

2. высокая численность рыб

3. малое видовое разнообразие пищевых объектов

4. пищевые ниши заняты вселенцами

Кейс 3 подзадача 3

В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.

Назовите промысловую рыбу этой зоны:

1. окунь

2. омуль

3. малая голомянка

4. длиннокрылка

Вариант 3

Кейс 1 подзадача 1

Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Это рыбы отряда:

1. Сомообразные

2. Лососеобразные

3. Карпообразные

4. Окунеобразные

Кейс 1 подзадача 2

Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие семейства относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. Сиговые

2. Окуневые

3. Хариусовые

4. Вьюновые

Кейс 1 подзадача 3

Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие рыбы относятся к семействам этого отряда:

1. Сиговые

2. Лососевые

Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:

1. таймень

2. ленок

3. омуль

4. тугун

Кейс 2 подзадача 1

Анальный плавник рыб проходит по всему хвостовому стеблю, первый луч грудного плавника зазубрен; на верхней челюсти пара длинных усов, нижняя имеет 2 пары усиков; тело голое, обильно покрыто слизью; голова широкая, уплощенная; рот большой. К какому отряду относятся эти рыбы?

5. Трескообразные

6. Скорпенообразные

7. Карпообразные

8. Сомообразные

Кейс 2 подзадача 2

 
У рыб этого отряда анальный плавник проходит по всему хвостовому стеблю, первый луч грудного плавника зазубрен; на верхней челюсти пара длинных усов, нижняя имеет 2 пары усиков; тело голое, обильно покрыто слизью; голова широкая, уплощенная; рот большой. Какие семейства относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:

9. Рогатковые

10. Налимовые

11. Косатковые

12. Сомовые

Кейс 2 подзадача 3

У рыб этого отряда анальный плавник проходит по всему хвостовому стеблю, первый луч грудного плавника зазубрен; на верхней челюсти пара длинных усов, нижняя имеет 2 пары усиков; тело голое, обильно покрыто слизью; голова широкая, уплощенная; рот большой. Какие рыбы относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:

1. косатка-скрипун

2. налим

3. косатка-плеть

4. щука

Кейс 3 подзадача 1

Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Назовите ее:

5. профундаль

6. пелагиаль

7. прибрежно-соровая

8. литораль

Кейс 3 подзадача 2

Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Какие рыбы составляют основу ее численности и биомассы? Укажите не менее двух вариантов ответа:

5. налим, байкальский хариус

6. большая голомянка, малая голомянка

7. желтокрылка, длиннокрылка

8. окунь, плотва

Кейс 3 подзадача 3

Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Назовите причину, по которой самые многочисленные рыбы пелагиали не осваиваются промыслом:

1. они слишком мелкие

2. они слишком жирные

3. они не образуют скоплений и стай

4. они поедаются нерпой

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы выступлений

1. Отр. Осетрообразные. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

2. Отр. Карпообразные, сем. Карповые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

3. Отр. Карпообразные, сем. Балиторовые, сем. Вьюновые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

4. Отр. Сомообразные сем. Сомовые, сем. Косатковые; Отр. Щукообразные сем. Щуковые; Отр. Трескообразные, сем. Налимовые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

5. Отр. Лососеобразные, сем. Лососевые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

6. Отр. Лососеобразные, сем. Хариусовые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

7. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

8. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

9. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

10. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Рогатковые, п/сем. Желтокрылковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

11. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Рогатковые, п/сем. Желтокрылковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

12. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Голомянковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

 
13. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Голомянковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

14. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Глубинные широколобки. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

15. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Глубинные широколобки. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

16. Отр. Окунеобразные, сем. Окуневые, сем. Головешковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей

17. Редкие и исчезающие виды рыб, статус, меры по сохранению генофонда 18.Чужеродные виды рыб и их распространение в водоемах бассейна оз. Байкал. 19.Осетровые рыбы Забайкальского края

20.Биология и экология п/сем Линевых 21.Биология и экология сем. Балиторовых 22.Биология и экология сем. Щуковых 23.Биология и экология гольца арктического

24. Биология и экология белого байкальского хариуса

25. Редкие сиговые рыбы Иркутской области

26. Неэндемичные рыбы сем Рогатковых

27. Род Ерши

 
перечень вопросов к зачету,

перечень вопросов для самостоятельной работы и проведения устных опросов,

темы выступлений,

кейс-задания

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении
 
понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют
 
несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

 
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической
 
последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6