учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомление с морфологией, биологией и экологией массовых промысловых, редких и исчезающих видов рыб Байкальского региона, их распространением, методами идентификации основных групп рыб Байкальского региона; закономерностями приспособления рыб к обитанию в разных экологических условиях Байкальского региона
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ИД-1ОПК-1.1. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. История ихтиологических исследований на оз. Байкал
2. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны
3. Фаунистические комплексы и экологическое разнообразие ихтиофауны оз. Байкал и Байкальского региона
4. Трофические связи рыб в водных сообществах оз. Байкал
5. Зарегулирование стока из оз. Байкал и его влияние на рыб
6. Ихтиофауна основных рыбопромысловых районов оз. Байкал. Ихтиофауна Гусино-Убукунской группы озер
7. Ихтиофауна озер Прибайкалья и водоемов бассейна р. Баргузин.
8. Ихтиофауна водоемов бассейна рек В.Ангара, Кичера и высокогорных озер
9. Ихтиофауна Ивано-Арахлейских озер, водоемов бассейна р. Чара, Торейских озер
10. Ихтиофауна Баунтовских и Еравно-Харгинских озер
11. Ихтиофауна Братского и Усть-Илимского водохранилищ
12. Таксономическое и видовое разнообразие ихтиофауны Байкальского региона.
13. Отряд Осетрообразные: биолого-экологическая характеристика.
14. Отряд Карпообразные. Характеристика отряда, систематический обзор.
15. . Отряд Карпообразные семейство Карповые
16. Отряд Карпообразные семейство Балиторовые, Вьюновые
17. Отряд Сомообразные семейство Сомовые, Косатковые
18. Отряд Щукообразные семейство Щуковые. Характеристика отряда, систематический обзор. (ОПК- 1)
19. Отряд Трескообразные семейство Налимовые
20. Отряд Лососеобразные семейство Лососевые
21. Отряд Лососеобразные семейство Хариусовые
22. Отряд Лососеобразные семейство Сиговые
23. Отряд Скорпенообразные подсемейство. Рогатковые
24. Отряд Скорпенообразные подсемействоЖелтокрылковые
25. Отряд Скорпенообразные подсемействоГоломянковые
26. Отряд Скорпенообразные. Характеристика отряда
27. Отряд Скорпенообразные подсемейство Глубинные широколобки
28. Отряд Окунеобразные семейство Окуневые, семейство Головешковые
30. Редкие и исчезающие виды рыб, статус, меры по сохранению генофонда
31. Чужеродные виды рыб, их распространение и влияние на аборигенную ихтиофауну
Перечень вопросов для самостоятельной работы и проведения устных опросов
1. Видовой состав рыб обитает в водоемах и водотоках бассейна оз. Байкал?
2. Зоогеографическое районирование видового разнообразия ихтиофауны оз. Байкал.
3. Экологические группы рыб по типу питания обитают в оз. Байкал?
4. Экологические группы рыб по особенностям пространственного распределения по горизонтали и вертикали в оз. Байкал?
5. Виды рыб - основа численности и биомассы прибрежно-соровой зоны
6. Миграции рыб прибрежно-соровой зоны озера.
7. Экологический тип по времени размножения рыб прибрежно-соровой зоны озера
8. Экологическая группа по типу нерестового субстрата рыб прибрежно-соровой зоны озера
9. Какие рыбы составляют основу численности и биомассы зоны литорали оз. Байкал?
10. Рыбы литорали, размножение которых происходит непосредственно в озере.
11. Рыбы литорали, размножение которых происходит в верховьях байкальских притоков.
12. Время нереста рыб литорали: байкальского озерного сига, озерно-речного сиг-пыжьяна, налима?
13. Какими рыбами образован ихтиоценоз пелагиали?
14. Что характерно для рыбного населения пелагиали?
15. Уникальные приспособления голомянок к обитанию в толще воды.
16. Назовите уникальные особенности биологии голомянок.
17. Какие миграции совершают желтокрылка и длиннокрылка?
18. Назовите морфо-экологические группы у байкальского омуля.
19. Чем отличаются морфо-экологические группы байкальского омуля друг от друга?
20. Какая морфо-экологическая группа омуля отличается наиболее высоким темпом роста?
21. Назовите основное место размножения пелагического омуля.
22. Назовите основные места размножения прибрежно-пелагического омуля.
23. Назовите основные места размножения придонно-глубоководного омуля.
24. Назовите промысловых рыб пелагиали.
25. Какие рыбы населяют зону абиссали?
26. Какие особенности биологии и экологии имеют абиссальные виды рыб в Байкале?
27. Какие рыбы составляют основу биомассы и продукции ихтиоценоза оз. Байкал?
28. В каких зонах озера наблюдаются напряженные пищевые отношения у рыб?
29. Чем обусловлена низкая степень конкуренции у глубоководных широколобок?
30. К каким экологическим группам по типу питания относятся глубинные широколобки?
31. Чем обусловлена напряженность в пищевых отношениях рыб пелагиали?
32. Какую роль в прибрежно-соровой зоне озера играет ротан-головешка?
34. В какой зоне озера преимущественно распространены рыбы-вселенцы?
35. Какие абиотические факторы среды влияют на воспроизводство весенненерестующих рыб?
36. Назовите рыб сем. Карповых, обитающих в Байкальском регионе.
37. Назовите отличительные признаки отряда Осетрообразных.
38. Назовите отличительные признаки отряда Карпообразных.
39. Назовите отличительные признаки отряда Сомообразных.
40. Назовите отличительные признаки отряда Щукообразных.
41. Назовите отличительные признаки отряда Лососеобразных.
42. Отличительные признаки отряда Трескообразных.
43. Назовите отличительные признаки отряда Скорпенообразных.
44. Назовите карповые рыбы (сем.Cyprinidae), объекты акклиматизации и рыборазведения.
45. Какими семействами представлен отр. Карпообразных в Байкальском регионе?
46. Назовите редких рыб отр. Карпообразных.
47. Назовите рыб сем. Карповых, обитающих в Байкальском регионе.
48. Какими семействами представлен отр. Лососеобразных в Байкальском регионе
49. Назовите краснокнижных представителей сем. Лососевых
50. Назовите краснокнижных представителей сем. Сиговых
51. Биология баунтовского сига?
52. Представители сем. Осетрообразных, обитающих в Забайкальском крае
Кейс-задания Вариант 1
Кейс 1 подзадача 1
Рыбы не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. Это рыбы отряда:
1. Сомообразные
2. Карпообразные
3. Щукообразные
4. Окунеобразные
Кейс 1 подзадача 2
Рыбы этого отряда не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. Какие семейства относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Сомовые
2. Балиторовые
3. Косатковые
4. Вьюновые
Кейс 1 подзадача 3
Рыбы этого отряда не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, их отличительная особенность - наличие в глотке глоточных зубов. Глоточные зубы 1,2 и 3-х рядные. Имеют жерновок. Многие имеют выдвижной рот. Усики если имеются, то их не более 3 пар. Чешуя циклоидная или редко тело голое. По типу нерестового субстрата эти рыбы преимущественно относятся к экологической группе:
1. фитофилы
2. литофилы
3. псаммофилы
4. пелагофилы
Кейс 2 подзадача 1
Рыбы имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие - это отличительные признаки рыб отряда:
1. Сомообразные
2. Скорпенообразные
3. Карпообразные
4. Окунеобразные
Кейс 2 подзадача 2
Рыбы этого отряда имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие. Какие семейства относятся к этому отряду….
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Рогатковые
2. Окуневые
3. Головешковые
4. Сомовые
Кейс 2 подзадача 3
Рыбы этого отряда имеют два спинных плавника, в первом из которых все лучи колючие. По типу нерестового субстрата эти рыбы относятся к экологической группе:
1. фитофилы
2. пелагофилы
3. литофилы
Кейс 3 подзадача 1
Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Назовите семейство, к которому принадлежат эти рыбы:
1. Хариусовые
2. Лососевые
3. Сиговые
4. Рогатковые
Кейс 3 подзадача 2
Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Какие виды рыб относятся к этому семейству? Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. ленок
2. тугун
3. таймень
4. омуль
Кейс 3 подзадача 3
Это рыбы семейства лососеобразных рыб, обитающих в Байкальском регионе. Они имеют чешую средних или крупных размеров, пятен на плавниках нет, окраска тела серебристая однотонная. Назовите краснокнижных представителей этого семейства. Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. сиг-хадары
2. сиг-пыжьян
3. тугун
4. байкальский сиг
Вариант 2
Кейс 1 подзадача 1
Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. Как называется этот отряд:
1. Лососеобразные
2. Сомообразные
3. Осетрообразные
4. Карпообразные
Кейс 1 подзадача 2
Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. Какие рыбы этого отряда обитают в :
1. бассейне оз. Байкал
2. р. Амур
Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:
1. калуга
2. амурский осетр
3. сибирский осетр
4. стерлядь
Кейс 1 подзадача 3
Рыбы этого отряда имеют хрящевой скелет. Тело покрыто 5 рядами костных жучек, чешуи на теле нет. Верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, на верхней лопасти имеются фулькры. В сердце имеется артериальный конус, в кишечнике спиральный клапан. Рот нижний. По типу нерестового субстрата эти рыбы относятся к группе:
5. фитофилы
6. литофилы
7. псаммофилы
8. пелагофилы
Кейс 2 подзадача 1
Рыбы имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки
- это отличительные признаки отряда:
1. Лососеобразные
2. Сомообразные
3. Скорпенообразные
4. Карпообразные
Кейс 2 подзадача 2
Рыбы этого отряда имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки. Какое семейство относится к этому отряду….
5. Рогатковые
6. Окуневые
8. Сиговые
Кейс 2 подзадача 3
Рыбы этого отряда имеют голое тело; два спинных плавника, иногда сливающихся, в первом из которых все лучи мягкие; брюшные плавники располагаются под грудными, хвостовой плавник обычно без выемки. Какие рыбы из этого отряда являются самыми многочисленными в оз. Байкал. Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. песчаная широколобка
2. большая голомянка
3. желтокрылка
4. малая голомянка
Кейс 3 подзадача 1
В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.
Укажите ее:
1. профундаль
2. пелагиаль
3. прибрежно-соровая
4. литораль
Кейс 3 подзадача 2
В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.
Назовите основные причины этого явления. Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. сильный пресс промысла
2. высокая численность рыб
3. малое видовое разнообразие пищевых объектов
4. пищевые ниши заняты вселенцами
Кейс 3 подзадача 3
В этой зоне озера Байкал складываются самые напряженные пищевые отношения между рыбами.
Назовите промысловую рыбу этой зоны:
1. окунь
2. омуль
3. малая голомянка
4. длиннокрылка
Вариант 3
Кейс 1 подзадача 1
Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Это рыбы отряда:
1. Сомообразные
2. Лососеобразные
3. Карпообразные
4. Окунеобразные
Кейс 1 подзадача 2
Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие семейства относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Сиговые
2. Окуневые
3. Хариусовые
4. Вьюновые
Кейс 1 подзадача 3
Между спинным и хвостовым плавниками у этих рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник. Спинной плавник один. Чешуя циклоидная. Длина до 1,5 м. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие рыбы относятся к семействам этого отряда:
1. Сиговые
2. Лососевые
Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:
1. таймень
2. ленок
3. омуль
4. тугун
Кейс 2 подзадача 1
Анальный плавник рыб проходит по всему хвостовому стеблю, первый луч грудного плавника зазубрен; на верхней челюсти пара длинных усов, нижняя имеет 2 пары усиков; тело голое, обильно покрыто слизью; голова широкая, уплощенная; рот большой. К какому отряду относятся эти рыбы?
5. Трескообразные
6. Скорпенообразные
7. Карпообразные
8. Сомообразные
Кейс 2 подзадача 2
9. Рогатковые
10. Налимовые
11. Косатковые
12. Сомовые
Кейс 2 подзадача 3
У рыб этого отряда анальный плавник проходит по всему хвостовому стеблю, первый луч грудного плавника зазубрен; на верхней челюсти пара длинных усов, нижняя имеет 2 пары усиков; тело голое, обильно покрыто слизью; голова широкая, уплощенная; рот большой. Какие рыбы относятся к этому отряду? Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. косатка-скрипун
2. налим
3. косатка-плеть
4. щука
Кейс 3 подзадача 1
Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Назовите ее:
5. профундаль
6. пелагиаль
7. прибрежно-соровая
8. литораль
Кейс 3 подзадача 2
Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Какие рыбы составляют основу ее численности и биомассы? Укажите не менее двух вариантов ответа:
5. налим, байкальский хариус
6. большая голомянка, малая голомянка
7. желтокрылка, длиннокрылка
8. окунь, плотва
Кейс 3 подзадача 3
Эта зона оз. Байкал обладает наибольшей рыбопродуктивностью. Назовите причину, по которой самые многочисленные рыбы пелагиали не осваиваются промыслом:
1. они слишком мелкие
2. они слишком жирные
3. они не образуют скоплений и стай
4. они поедаются нерпой
1. Отр. Осетрообразные. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
2. Отр. Карпообразные, сем. Карповые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
3. Отр. Карпообразные, сем. Балиторовые, сем. Вьюновые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
4. Отр. Сомообразные сем. Сомовые, сем. Косатковые; Отр. Щукообразные сем. Щуковые; Отр. Трескообразные, сем. Налимовые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
5. Отр. Лососеобразные, сем. Лососевые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
6. Отр. Лососеобразные, сем. Хариусовые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
7. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
8. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
9. Отр. Лососеобразные, сем. Сиговые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
10. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Рогатковые, п/сем. Желтокрылковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
11. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Рогатковые, п/сем. Желтокрылковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
12. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Голомянковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
14. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Глубинные широколобки. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
15. Отр. Скорпенообразные, п/сем. Глубинные широколобки. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
16. Отр. Окунеобразные, сем. Окуневые, сем. Головешковые. Морфо-анатомическая характеристика, систематика, распространение и биолого-экологические особенности представителей
17. Редкие и исчезающие виды рыб, статус, меры по сохранению генофонда 18.Чужеродные виды рыб и их распространение в водоемах бассейна оз. Байкал. 19.Осетровые рыбы Забайкальского края
20.Биология и экология п/сем Линевых 21.Биология и экология сем. Балиторовых 22.Биология и экология сем. Щуковых 23.Биология и экология гольца арктического
24. Биология и экология белого байкальского хариуса
25. Редкие сиговые рыбы Иркутской области
26. Неэндемичные рыбы сем Рогатковых
27. Род Ерши
перечень вопросов для самостоятельной работы и проведения устных опросов,
темы выступлений,
кейс-задания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п