учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- 14.012. Профессиональный стандарт "ИНЖЕНЕР ПО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 августа 2018 г. N 566н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2018 г., регистрационный N 52178);
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение экологических функции и значимости лесов, экологических факторов, влияющих на жизнь леса; ознакомление с последствиями проведения сплошных и не сплошных рубок с применением агрегатной техники; изучение нормативов на сохранность подроста в различных лесорастительных условиях; изучение видов неблагоприятных воздействий на леса, способов борьбы с ними или снижения их воздействия (влияние пожаров, вредителей, болезней и промышленных выбросов на лесную среду); развитие понимания ответственности
лесопользователей за нарушение лесохозяйственных требований; изучение видов и масштабов воздействия на водные ресурсы; изучение последствий влияния затопленной древесины на водные объекты.
ПКС-3: Умением применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем;
лесных экосистем; экологические основы рационального использования лесных ресурсов; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; роль основных компонентов лесных экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов; каким образом использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств:
отрицательных последствий антропогенного воздействия на лесные экосистемы; использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:
целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:
ПКС-4: Умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;
лесных экосистем; экологические основы рационального использования лесных ресурсов; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; роль основных компонентов лесных экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов; каким образом использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств:
ИД-2. Не знает и не понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.
ИД-2. Знает и понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.
отрицательных последствий антропогенного воздействия на лесные экосистемы; использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:
ИД-2. Не умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
ИД-2. Не в полной мере умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
ИД-2. Умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:
ИД-2. Не владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
ИД-2. Владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Зоны лесных ресурсов (ПКС-3, ПКС-4).
2. Оценка современного состояния лесов в мире (ПКС-3, ПКС-4).
3. Оценка современного состояния лесов в России (ПКС-3, ПКС-4).
4. Воздействие антропогенных факторов на лесную растительность (ПКС-3, ПКС-4).
5. Характеристика земель лесного фонда РФ (ПКС-3, ПКС-4).
6. Структура лесного фонда РФ по категориям земель (ПКС-3, ПКС-4).
7. Виды территорий по категориям защитности, их характеристика и отличительные признаки (ПКС-3, ПКС-4).
8. Эксплуатационные параметры древесных ресурсов (породный состав, бонитет, прирост, спелость, возраст рубки) (ПКС-3, ПКС-4).
9. Эксплуатационные параметры древесных ресурсов (оценка древесного сырья, фитомасса древостоя, классификация деревьев, выбор расчетных деревьев) (ПКС-3, ПКС-4).
10. Классификация типов леса П.С. Погребняка (ПКС-3, ПКС-4).
11. Классификация типов леса В.Г. Сукачева (ПКС-3, ПКС-4).
12. Классификация типов леса В.Н. Нестерова (ПКС-3, ПКС-4).
13. Пользование лесом (ПКС-3, ПКС-4).
14. Роль живых организмов в биосфере, понятие продуктивности лесов (ПКС-3, ПКС-4)
15. Экологические факторы, ограничивающие развитие живых организмов (ПКС-3, ПКС-4)
16. Виды рубок леса и их влияние на экологическую обстановку (ПКС-3, ПКС-4).
17. Функции санитарно-защитной зоны (ПКС-3, ПКС-4)
18. Загрязнения сточных вод при работе лесозаготовительной техники (ПКС-3, ПКС-4)
19. Защита почв от водной эрозии при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)
20. Защита почв от ветровой эрозии при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)
21. Антропогенное воздействие на почву при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)
22. Антропогенное засоление, заболачивание и опустынивание земель (ПКС-3, ПКС-4)
23. Очистка стоков л/х предприятий (ПКС-3, ПКС-4)
24. Видовая и пространственная структура лесного биоценоза (ПКС-3, ПКС-4)
25. Основные типы загрязнения почв (ПКС-3, ПКС-4)
26. Основные виды взаимодействий организмов в биоценозе (ПКС-3, ПКС-4)
28. Основные характеристики экосистемы (ПКС-3, ПКС-4)
29. Мелиорация земель (ПКС-3, ПКС-4)
30. Влияние автотранспорта на почву (ПКС-3, ПКС-4)
31. Возмещение вреда, причиненного в результате аварии на объектах (ПКС-3, ПКС-4).
32. Ответственность за нарушение требований законодательства в области экологической безопасности (ПКС-3, ПКС-4).
33. Экологические нарушения, вызванные антропогенной деятельностью при проведении лесозаготовительных работ (ПКС-3, ПКС-4).
34. Организация и проведение производственного экологического контроля на лесозаготовительных предприятиях (ПКС-3, ПКС-4).
35. Порядок осуществления аналитического контроля на ЛЗ предприятии (ПКС-3, ПКС-4).
36. Воздействие лесозаготовительной техники и технологии на лесные почвогрунты (ПКС-3, ПКС-4).
37. Воздействие техники и технологии лесосечных работ на биологическое разнообразие лесной среды (ПКС-3, ПКС-4).
38. Сохранение подроста при проведении рубок (ПКС-3, ПКС-4).
39. Сохранение ключевых биотопов (ПКС-3, ПКС-4).
40. Оценка процессов деформирования при циклическом уплотнении почвы (ПКС-3, ПКС-4)
41. Технологические процессы основных работ при разработке труднодоступных лесосек (ПКС-3, ПКС-4).
42. Уплотнение почво-грунта лесосеки при работе канатной трелевочной установки (ПКС-3, ПКС-4).
43. Оценка экологической эффективности лесосечных работ (ПКС-3, ПКС-4).
44. Методика оценки и показатели экологической эффективности работы трелевочных тракторов (ПКС-3, ПКС-4).
45. Оценка качества лесоэксплуатации (ПКС-3, ПКС-4).
46. Захламление леса различными отходами, разливы ГСМ (ПКС-3, ПКС-4).
47. Влияние вырубок леса на состояние водных объектов (ПКС-3, ПКС-4).
48. Восстановление и повышение плодородия нарушенных почв (ПКС-3, ПКС-4)
1 Для малолесных, густонаселенных районов складывается комплекс целей хозяйствования, среди которых основными являются:
а) защитные функции леса;
б) рекреационные функции леса;
в) хозяйственные функции леса;
г) нет приоритета.
2. Переход от одноцелевой к многоцелевым моделям лесоуправления представляет собой:
а) интенсивное лесопользование;
б) экстенсивное лесопользование.
3. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, допускается:
а) создание лесоперерабатывающей инфраструктуры;
б) создание лесных плантаций;
в) проведение рубок ухода за лесом;
г) проведение санитарных рубок.
4. В лесопарковых зонах не запрещается:
а) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
б) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
в) ведение сельского хозяйства;
г) разработка месторождений полезных ископаемых;
д) проведение санитарных рубок.
5. В лесах с радиоактивным заражением полностью запрещены следующие лесохозяйственные мероприятия:
а) создание лесных питомников;
б) содействие естественному возобновлению;
в) создание минерализованных полос;
г) рубки ухода за лесом.
6. Лесосека это:
а) часть территории лесного фонда;
б) часть лесосырьевой базы;
в) участок спелого леса;
г) участок с лесной растительностью.
7. Что относится к отходам ствола дерева?
а) вершинки;
б) пни и корни;
в) валежник;
г) тонкомер.
8. Что относится к отходам кроны деревьев?
а) вершинки;
б) пни и корни;
в) валежник;
9. К лесосечным отходам относят:
а) обломки стволов и вершин;
б) сучья и ветви;
в) откомлевки;
г) горбыль.
10. Для сохранения продуктивных ягодников при многоцелевом лесопользовании придется заменять: а) сплошные рубки выборочными;
6) выборочные рубки сплошными.
11. Перечислите все случаи, когда запрещается использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных декоративных, лекарственных растений:
а) необлесившиеся лесосеки, прогалины;
б)участки леса отнесены к защитным и особо защитным;
в)участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию;
г) на участке встречаются виды растений, занесенные в красную книгу;
д) нелесные земли из состава земель лесного фонда.
12. Самоизреживание растений происходит в результате:
а) межвидовой конкуренции;
б) внутривидовой конкуренции;
в) деятельности животных;
г) действия абиотических факторов среды.
13. Совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать влияние на живые организмы (растения):
а) орографические факторы;
б) эдафические факторы;
в) пирогенные факторы;
г) климатические факторы.
14. Ярусное сложение фитоценоза определяется
а) различной потребностью видов в условиях освещения;
б) неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа;
в) различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях;
г) рельефом местообитания.
15. Сциофиты - это:
а) светолюбивые растения;
б) теневыносливые растения;
в) тенелюбивые растения;
г) засухоустойчивые растения.
16. Растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения, которые плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами, называются:
а) гелиофиты;
б) сциофиты;
в) факультативные гелиофиты
17. У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
а) питания;
б) дыхания;
в) роста;
г) цветения.
18. При быстром снижении температуры зимними ночами на стволах деревьев появляется трещина, это называется:
а) яровизация;
б) морозобоина;
в) стратификация
19. Температура тела растения совпадает:
а) с температурой воздуха;
б) ниже температуры воздуха;
в) выше температуры воздуха;
г) совпадение температуры тела растения и окружающей среды является исключением, а несовпадение - правилом.
20. Жизненные формы растений - это
а) плавающие, ползущие;
б) однодомные, двудомные;
в) покрытосеменные, голосеменные;
г) деревья, кустарники, травы.
21. В любом фитоценозе идет конкуренция за:
а) свет, пищу, воду между особями различных видов и особями одного и того же вида
б) только за свет
в) только за пищу
г) только за воду.
б) в способности растений реагировать на неблагоприятные условия окружающей среды; в) в ярусном расположении;
г) в неравномерности развития различных видов растений в фитоценозе;
д) в реакции растений на изменения длины дня.
23. В симбиозе живут (не менее 2-х ответов):
а) береза и гриб-трутовик;
б) шмели и клевер;
в) клубеньковые бактерии и горох;
г) муха и венерина мухоловка.
24. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются представителями типа взаимодействий: а) нейтрализм;
б) аменсализм;
в) комменсализм;
г) симбиоз.
25. Все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ - это:
а) экологические факторы;
б) абиотические факторы;
в) биотические факторы;
г) лимитирующие факторы
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
1. Таежные леса России.
2. Смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса России.
3. Определение «вегетационный период».
4. Основные климатические факторы, влияющие на растения.
5. Коэффициент Г.Т. Селянинова.
6. Влияние климата на жизнь леса.
7. Определение «интродукция».
8. Светолюбивые и теневыносливые виды растений.
9. Продолжительность и периодичность освещения.
10. Шкала отношения древесных пород к теплу по П.С. Погребняку.
11. Очень теплолюбивые виды растений.
12. Теплолюбивые виды растений.
13. Среднетребовательные к теплу виды растений.
14. Малотребовательные к теплу виды растений.
15. Влияние влаги на лес.
16. Осадки и лес.
17. Влажность воздуха в лесу.
18. Транспирация растений.
19. Углерододепонирующая роль леса.
20. Углекислый газ и лес.
21. Содержание углекислого газа в зависимости от времени суток и года.
22. Почвенные микроорганизмы и углекислый газ.
23. Влияние леса на ветер.
25. Зависимость снижения скорости ветра по мере удаления от опушки внутрь леса.
26. Физические особенности лесных почв.
27. Состав атмосферных осадков в лесу и их влияние на почву.
28. Лесной опад и его виды.
29. Образование лесной подстилки и гумуса.
31. Влияние леса на фауну.
32. Животные темнохвойных и светлохвойных лесов.
33. Зависимость перемещения лосей по лесу от сезонных смен кормов.
34. Влияние человека на разнообразие лесной фауны.
35. Влияние фауны на лес.
36. 1. Влияние развития промышленности на биоразнообразие лесных экосистем.
37. Определение «биоразнообразие».
38. Влияние пожаров на биоразнообразие лесных экосистем.
39. Основные нормативно-правовые документы Российской Федерации, регламентирующие сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.
Темы рефератов.
1. Недостатки и особенности классификации Крафта.
2. Дифференциация и отпад, их роль в жизни леса.
3. Лесная фитомасса и биомасса.
4. Возраст древостоя и этапы роста.
5. Виды древесных растений, произрастающих в темнохвойной и светлохвойной тайге.
6. Страны, в которых произрастают бореальные леса.
8. Горные леса России.
9. Развитие растений под пологом леса.
10. Экологические группы растений леса по отношению к свету.
11. Горизонтальная структура фитоценоза леса.
12. Выжимание растений и побивание побегов.
13. Морозобойные трещины и отлупы.
14. Виды рубок леса и их влияние на экологию.
15. Защита почв от водной эрозии при лесопользовании.
16. Возмещение вреда, причиненного экосистеме леса в результате аварии на объектах.
17. Оценка экологической эффективности лесосечных работ.
18. Влияние вырубок леса на состояние водных объектов.
19. Оценка процессов деформирования при циклическом уплотнении почвы.
20. Воздействие лесозаготовительной техники и технологии на лесные почвогрунты
Перечень тем эссе
1. Экологические группы растений по отношению к температуре.
2. Адаптации древесно-кустарниковой растительности к низким температурам
3. Адаптации древесно-кустарниковой растительности к высоким температурам
4. Характеристика подроста и молодняка и способы их учета.
5. Лесоводственные требования к проведению лесосечных работ на лесосеках с наличием подроста и молодняка.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п