2024-2025_b350301_o_4_plx_Экология леса
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Лесоводство и лесоустройство

уч. ст., уч. зв.
Кисова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
35.03.01 Лесное дело

Направленность (профиль) Лесное хозяйство

Дисциплины (модуля)
Б1.В.01 Экология леса
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
48
48
Сам. работа
33
33
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
отсутсвует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Экология леса
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 706);

- 14.012. Профессиональный стандарт "ИНЖЕНЕР ПО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 августа 2018 г. N 566н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2018 г., регистрационный N 52178);

 
b350301_o_4.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Кисова С.В.

Лесоводство и лесоустройство
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: получение знаний об особенностях лесных сообществ, их многообразии и распространении, изучение комплекса мероприятий по возобновлению и охране леса.

Задачи: изучение экологических функции и значимости лесов, экологических факторов, влияющих на жизнь леса; ознакомление с последствиями проведения сплошных и не сплошных рубок с применением агрегатной техники; изучение нормативов на сохранность подроста в различных лесорастительных условиях; изучение видов неблагоприятных воздействий на леса, способов борьбы с ними или снижения их воздействия (влияние пожаров, вредителей, болезней и промышленных выбросов на лесную среду); развитие понимания ответственности

лесопользователей за нарушение лесохозяйственных требований; изучение видов и масштабов воздействия на водные ресурсы; изучение последствий влияния затопленной древесины на водные объекты.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Умением применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
научно-исследовательская работа 
1
6 семестр
 
Учебная практика 
2
2 семестр
 
преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Лесная генетика и селекция 
4
3 семестр
 
технологическая (проектно-технологическая) практика 
5
4 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
6
8 семестр
 
Производственная практика 
7
6 семестр
 
технологическая (проектно-технологическая) практика 
8
6 семестр
 
ознакомительная практика 
9
2 семестр
 
научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) 
10
4 семестр
 
Технология вегетативного размножения 
11
6 семестр
 
Рекреационное лесоводство 
12
8 семестр
 
Подсочка и побочное пользование лесом 
13
3 семестр
 
Основы лесного мониторинга 
14
3 семестр
 
Биология зверей и птиц с основами охотоведения 
15
3 семестр
 
Защитное лесоразведение 
16
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Умением применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем;

 
Знать и понимать  каким образом применять современные методы исследования лесных и урбоэкосистем; основные законы экологии; экологию лесных растений; особенности функционирования

лесных экосистем; экологические основы рационального использования лесных ресурсов; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе  профессиональной деятельности; роль основных компонентов лесных экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов; каким образом использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств:

 
ИД-1. Не знает и не понимает методики оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне методики оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает методики оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции, но допускает некоторые неточности.
Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает методики оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем; применять современные методы исследования лесных экосистем; намечать меры по предотвращению

отрицательных последствий антропогенного воздействия на лесные экосистемы; использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:

 
ИД-1. Не умеет выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции
Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции, но допускает некоторые неточности.
Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками применения современных методов исследования лесных и урбоэкосистем; навыками практического использования методов исследования лесных экосистем; навыками планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное использование лесных ресурсов; навыками использования знания о природе леса в

целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:

 
ИД-1. Не владеет навыками выполнения оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками выполнения оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками выполнения оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции, но допускает некоторые неточности.
Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками выполнения оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие и экосистемные функции.
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

 
Знать и понимать  каким образом применять современные методы исследования лесных и урбоэкосистем; основные законы экологии; экологию лесных растений; особенности функционирования

лесных экосистем; экологические основы рационального использования лесных ресурсов; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе  профессиональной деятельности; роль основных компонентов лесных экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов; каким образом использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств:

 
ИД-1. Не знает и не понимает средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Не знает и не понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Знает и понимает технологические системы, средства и методы создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость и эстетическую ценность.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем; применять современные методы исследования лесных экосистем; намечать меры по предотвращению

отрицательных последствий антропогенного воздействия на лесные экосистемы; использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:

 
ИД-1. Не умеет применять средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Не умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет применять средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Не в полной мере умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет применять средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет применять средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. В полной мере умеет использовать знания о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками применения современных методов исследования лесных и урбоэкосистем; навыками практического использования методов исследования лесных экосистем; навыками планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное использование лесных ресурсов; навыками использования знания о природе леса в

целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств.:

 
ИД-1. Не владеет навыками применения средств и методов воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Не владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками применения средств и методов воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками применения средств и методов воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками применения средств и методов воздействия на объекты профессиональной деятельности для формирования технологических систем, повышающих продуктивность лесов и обеспечивающих их рациональное использование.

ИД-2. В полной мере владеет навыками использования знаний о технологических системах, средствах и методах создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Экология леса
 
1.1
Экология как наука: цели, и задачи экологии лесозаготовок. Лес как экологическая система. Возрастные этапы древостоя. Классификация Крафта. Зооценозы леса.

11
4
ПКС-3,ПКС-4
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Биологическая продуктивность лесов. Экологические факторы и их значение в жизни леса. Возобновление леса. Почвы леса.

11
6
ПКС-3,ПКС-4
6
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Классификация природных ресурсов. Лесной фитоценоз и его компоненты. Этапы формирования лесного сообщества. Типы сукцессий в лесу. Естественный отбор в лесу.

11
8
ПКС-3,ПКС-4
Пр
 
1.4
Методика оценки биопродуктивности. Температурный режим леса. Семенное и вегетативное возобновление леса. Влияние лесов на формирование климата.

11
8
ПКС-3,ПКС-4
Пр
 
1.5
Субтропические леса России и особенности их функционирования. Шкала отношения древесных пород к влаге (по П.С. Погребняку).

11
16
ПКС-3,ПКС-4
Ср
 
Раздел 2. Изменение экологического состояния леса при антропогенном и техногенном воздействии
 
2.1
Экологическая оценка состояния лесов России. Транспортные проблемы леса. Загрязнение, засорение и истощение водных ресурсов. Основы лесного законодательства РФ. Понятие о рубках главного пользования. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.

11
4
ПКС-3,ПКС-4
Лек
 
2.2
Нормативы на сохранность подроста в различных лесорастительных условиях. Организация лесных питомников. Лесокультурные площади, лесокультурный фонд. Проблема лесных пожаров в России.

11
2
ПКС-3,ПКС-4
Лек
 
2.3
Оценка состояния лесов Байкальского региона и республики Тыва. Экологические проблемы при эксплуатации автомобильных лесных дорог. Изучение последствий влияния затопленной древесины на водные объекты. Рубки ухода за лесом, их цели, задачи, методы и время проведения. Побочные виды пользования лесом.

11
10
ПКС-3,ПКС-4
Пр
 
2.4
Основные методики сохранности подроста. Посадочный материал, выращивание в питомниках и его назначение. Основные хозяйственные части питомника. Способы создания лесных культур. Проблемы истощения лесного фонда.

11
6
ПКС-3,ПКС-4
Пр
 
2.5
Воздействие техники и технологии лесосечных работ на биологическое разнообразие лесной среды. Захламление леса различными отходами, разливы ГСМ.

11
17
ПКС-3,ПКС-4
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Казаков М. В., Поломошнова Н. Ю., Пашина М. Н. Экология леса [Электронный ресурс]:Методические указания для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 «Лесное дело». - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 50 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01929 
Л1.1
 
Корсунова Т. М. Экология:учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2017. - 54
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Коротченко И. С. Экология [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Красноярск: КрасГАУ, 2018. - 270 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/187121 
Л2.1
 
Поломошнова Н. Ю., Бессмольная М. Я., Кисова С. В. Экология и охрана окружающей среды:учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2015. - 117
Л2.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Казаков М. В., Поломошнова Н. Ю., Пашина М. Н. Экология леса [Электронный ресурс]:Методические указания для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 «Лесное дело». - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 50.

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутсвуетотсутсвует
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету.

1. Зоны лесных ресурсов (ПКС-3, ПКС-4).

2. Оценка современного состояния лесов в мире (ПКС-3, ПКС-4).

3. Оценка современного состояния лесов в России (ПКС-3, ПКС-4).

4. Воздействие антропогенных факторов на лесную растительность (ПКС-3, ПКС-4).

5. Характеристика земель лесного фонда РФ (ПКС-3, ПКС-4).

6. Структура лесного фонда РФ по категориям земель (ПКС-3, ПКС-4).

7. Виды территорий по категориям защитности, их характеристика и отличительные признаки (ПКС-3, ПКС-4).

8. Эксплуатационные параметры древесных ресурсов (породный состав, бонитет, прирост, спелость, возраст рубки) (ПКС-3, ПКС-4).

9. Эксплуатационные параметры древесных ресурсов (оценка древесного сырья, фитомасса древостоя, классификация деревьев, выбор расчетных деревьев) (ПКС-3, ПКС-4).

10. Классификация типов леса П.С. Погребняка (ПКС-3, ПКС-4).

11. Классификация типов леса В.Г. Сукачева (ПКС-3, ПКС-4).

12. Классификация типов леса В.Н. Нестерова (ПКС-3, ПКС-4).

13. Пользование лесом (ПКС-3, ПКС-4).

14. Роль живых организмов в биосфере, понятие продуктивности лесов (ПКС-3, ПКС-4)

15. Экологические факторы, ограничивающие развитие живых организмов (ПКС-3, ПКС-4)

16. Виды рубок леса и их влияние на экологическую обстановку (ПКС-3, ПКС-4).

17. Функции санитарно-защитной зоны (ПКС-3, ПКС-4)

18. Загрязнения сточных вод при работе лесозаготовительной техники (ПКС-3, ПКС-4)

19. Защита почв от водной эрозии при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)

20. Защита почв от ветровой эрозии при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)

21. Антропогенное воздействие на почву при лесопользовании (ПКС-3, ПКС-4)

22. Антропогенное засоление, заболачивание и опустынивание земель (ПКС-3, ПКС-4)

23. Очистка стоков л/х предприятий (ПКС-3, ПКС-4)

24. Видовая и пространственная структура лесного биоценоза (ПКС-3, ПКС-4)

25. Основные типы загрязнения почв (ПКС-3, ПКС-4)

26. Основные виды взаимодействий организмов в биоценозе (ПКС-3, ПКС-4)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
27. Виды эрозии почв в лесу (ПКС-3, ПКС-4)

28. Основные характеристики экосистемы (ПКС-3, ПКС-4)

29. Мелиорация земель (ПКС-3, ПКС-4)

30. Влияние автотранспорта на почву (ПКС-3, ПКС-4)

31. Возмещение вреда, причиненного в результате аварии на объектах (ПКС-3, ПКС-4).

32. Ответственность за нарушение требований законодательства в области экологической безопасности (ПКС-3, ПКС-4).

33. Экологические нарушения, вызванные антропогенной деятельностью при проведении лесозаготовительных работ (ПКС-3, ПКС-4).

34. Организация и проведение производственного экологического контроля на лесозаготовительных предприятиях (ПКС-3, ПКС-4).

35. Порядок осуществления аналитического контроля на ЛЗ предприятии (ПКС-3, ПКС-4).

36. Воздействие лесозаготовительной техники и технологии на лесные почвогрунты (ПКС-3, ПКС-4).

37. Воздействие техники и технологии лесосечных работ на биологическое разнообразие лесной среды (ПКС-3, ПКС-4).

38. Сохранение подроста при проведении рубок (ПКС-3, ПКС-4).

39. Сохранение ключевых биотопов (ПКС-3, ПКС-4).

40. Оценка процессов деформирования при циклическом уплотнении почвы (ПКС-3, ПКС-4)

41. Технологические процессы основных работ при разработке труднодоступных лесосек (ПКС-3, ПКС-4).

42. Уплотнение почво-грунта лесосеки при работе канатной трелевочной установки (ПКС-3, ПКС-4).

43. Оценка экологической эффективности лесосечных работ (ПКС-3, ПКС-4).

44. Методика оценки и показатели экологической эффективности работы трелевочных тракторов (ПКС-3, ПКС-4).

45. Оценка качества лесоэксплуатации (ПКС-3, ПКС-4).

46. Захламление леса различными отходами, разливы ГСМ (ПКС-3, ПКС-4).

47. Влияние вырубок леса на состояние водных объектов (ПКС-3, ПКС-4).

48. Восстановление и повышение плодородия нарушенных почв (ПКС-3, ПКС-4)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект тестовых заданий

1 Для малолесных, густонаселенных районов складывается комплекс целей хозяйствования, среди которых основными являются:

а) защитные функции леса;

б) рекреационные функции леса;

в) хозяйственные функции леса;

г) нет приоритета.

2. Переход от одноцелевой к многоцелевым моделям лесоуправления представляет собой:

а) интенсивное лесопользование;

б) экстенсивное лесопользование.

3. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, допускается:

а) создание лесоперерабатывающей инфраструктуры;

б) создание лесных плантаций;

в) проведение рубок ухода за лесом;

г) проведение санитарных рубок.

4. В лесопарковых зонах не запрещается:

а) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

б) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

в) ведение сельского хозяйства;

г) разработка месторождений полезных ископаемых;

д) проведение санитарных рубок.

5. В лесах с радиоактивным заражением полностью запрещены следующие лесохозяйственные мероприятия:

а) создание лесных питомников;

б) содействие естественному возобновлению;

в) создание минерализованных полос;

г) рубки ухода за лесом.

6. Лесосека это:

а) часть территории лесного фонда;

б) часть лесосырьевой базы;

в) участок спелого леса;

г) участок с лесной растительностью.

7. Что относится к отходам ствола дерева?

а) вершинки;

б) пни и корни;

в) валежник;

г) тонкомер.

8. Что относится к отходам кроны деревьев?

а) вершинки;

б) пни и корни;

в) валежник;

 
г) откомлевки.

9. К лесосечным отходам относят:

а) обломки стволов и вершин;

б) сучья и ветви;

в) откомлевки;

г) горбыль.

10. Для сохранения продуктивных ягодников при многоцелевом лесопользовании придется заменять: а) сплошные рубки выборочными;

6) выборочные рубки сплошными.

11. Перечислите все случаи, когда запрещается использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных декоративных, лекарственных растений:

а) необлесившиеся лесосеки, прогалины;

б)участки леса отнесены к защитным и особо защитным;

в)участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию;

г) на участке встречаются виды растений, занесенные в красную книгу;

д) нелесные земли из состава земель лесного фонда.

12. Самоизреживание растений происходит в результате:

а) межвидовой конкуренции;

б) внутривидовой конкуренции;

в) деятельности животных;

г) действия абиотических факторов среды.

13. Совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать влияние на живые организмы (растения):

а) орографические факторы;

б) эдафические факторы;

в) пирогенные факторы;

г) климатические факторы.

14. Ярусное сложение фитоценоза определяется

а) различной потребностью видов в условиях освещения;

б) неоднородностью условий увлажнения в пределах биотопа;

в) различной потребностью видов в почвенно-грунтовых условиях;

г) рельефом местообитания.

15. Сциофиты - это:

а) светолюбивые растения;

б) теневыносливые растения;

в) тенелюбивые растения;

г) засухоустойчивые растения.

16. Растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения, которые плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами, называются:

а) гелиофиты;

б) сциофиты;

в) факультативные гелиофиты

17. У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:

а) питания;

б) дыхания;

в) роста;

г) цветения.

18. При быстром снижении температуры зимними ночами на стволах деревьев появляется трещина, это называется:

а) яровизация;

б) морозобоина;

в) стратификация

19. Температура тела растения совпадает:

а) с температурой воздуха;

б) ниже температуры воздуха;

в) выше температуры воздуха;

г) совпадение температуры тела растения и окружающей среды является исключением, а несовпадение - правилом.

20. Жизненные формы растений - это

а) плавающие, ползущие;

б) однодомные, двудомные;

в) покрытосеменные, голосеменные;

г) деревья, кустарники, травы.

21. В любом фитоценозе идет конкуренция за:

а) свет, пищу, воду между особями различных видов и особями одного и того же вида

б) только за свет

в) только за пищу

г) только за воду.

 
22. Приспособленность растений к совместному обитанию в растительном сообществе выражается: а) в реакции растений на смену времени года;

б) в способности растений реагировать на неблагоприятные условия окружающей среды; в) в ярусном расположении;

г) в неравномерности развития различных видов растений в фитоценозе;

д) в реакции растений на изменения длины дня.

23. В симбиозе живут (не менее 2-х ответов):

а) береза и гриб-трутовик;

б) шмели и клевер;

в) клубеньковые бактерии и горох;

г) муха и венерина мухоловка.

24. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются представителями типа взаимодействий: а) нейтрализм;

б) аменсализм;

в) комменсализм;

г) симбиоз.

25. Все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ - это:

а) экологические факторы;

б) абиотические факторы;

в) биотические факторы;

г) лимитирующие факторы

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.

1. Таежные леса России.

2. Смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса России.

3. Определение «вегетационный период».

4. Основные климатические факторы, влияющие на растения.

5. Коэффициент Г.Т. Селянинова.

6. Влияние климата на жизнь леса.

7. Определение «интродукция».

8. Светолюбивые и теневыносливые виды растений.

9. Продолжительность и периодичность освещения.

10. Шкала отношения древесных пород к теплу по П.С. Погребняку.

11. Очень теплолюбивые виды растений.

12. Теплолюбивые виды растений.

13. Среднетребовательные к теплу виды растений.

14. Малотребовательные к теплу виды растений.

15. Влияние влаги на лес.

16. Осадки и лес.

17. Влажность воздуха в лесу.

18. Транспирация растений.

19. Углерододепонирующая роль леса.

20. Углекислый газ и лес.

21. Содержание углекислого газа в зависимости от времени суток и года.

22. Почвенные микроорганизмы и углекислый газ.

23. Влияние леса на ветер.

25. Зависимость снижения скорости ветра по мере удаления от опушки внутрь леса.

26. Физические особенности лесных почв.

27. Состав атмосферных осадков в лесу и их влияние на почву.

28. Лесной опад и его виды.

29. Образование лесной подстилки и гумуса.

31. Влияние леса на фауну.

32. Животные темнохвойных и светлохвойных лесов.

33. Зависимость перемещения лосей по лесу от сезонных смен кормов.

34. Влияние человека на разнообразие лесной фауны.

35. Влияние фауны на лес.

36. 1. Влияние развития промышленности на биоразнообразие лесных экосистем.

37. Определение «биоразнообразие».

38. Влияние пожаров на биоразнообразие лесных экосистем.

39. Основные нормативно-правовые документы Российской Федерации, регламентирующие сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.

Темы рефератов.

1. Недостатки и особенности классификации Крафта.

2. Дифференциация и отпад, их роль в жизни леса.

3. Лесная фитомасса и биомасса.

4. Возраст древостоя и этапы роста.

5. Виды древесных растений, произрастающих в темнохвойной и светлохвойной тайге.

6. Страны, в которых произрастают бореальные леса.

 
7. Смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса России.

8. Горные леса России.

9. Развитие растений под пологом леса.

10. Экологические группы растений леса по отношению к свету.

11. Горизонтальная структура фитоценоза леса.

12. Выжимание растений и побивание побегов.

13. Морозобойные трещины и отлупы.

14. Виды рубок леса и их влияние на экологию.

15. Защита почв от водной эрозии при лесопользовании.

16. Возмещение вреда, причиненного экосистеме леса в результате аварии на объектах.

17. Оценка экологической эффективности лесосечных работ.

18. Влияние вырубок леса на состояние водных объектов.

19. Оценка процессов деформирования при циклическом уплотнении почвы.

20. Воздействие лесозаготовительной техники и технологии на лесные почвогрунты

Перечень тем эссе

1. Экологические группы растений по отношению к температуре.

2. Адаптации древесно-кустарниковой растительности к низким температурам

3. Адаптации древесно-кустарниковой растительности к высоким температурам

4. Характеристика подроста и молодняка и способы их учета.

5. Лесоводственные требования к проведению лесосечных работ на лесосеках с наличием подроста и молодняка.

 
тестирование, рефераты, вопросы для проведения устных опросов, темы эссе,  перечень вопросов к зачету 
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий
 
или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют
 
дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

Степень удовлетворения критериям
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
для учета в рейтинге (оценка)

86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

 
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы;
 
теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6