учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого лесного хозяйства;
- изучить способы реализации принципов и концептуальных основ устойчивого лесного хозяйства;
- сформировать системный и интегрированный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области устойчивого лесного хозяйства.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-1УК-1 Осуществляет критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПКС-1 Способен выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэ-косистемы, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ИД-1ПКС-1 Дает оценку влияния лесохозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ПКС-3 готовность к разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров
ИД-1ПКС-3 Способен разрабатывать проекты мероприятия и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом экологических, экономических параметров
- лесохозяйственные технологии и критерии определения качества работ, назначения технологических операций;
- методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
ИД-2 Не знает как осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-2 Не в полной мере знает как осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-2Хорошо знает как осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-2В полной мере знает как осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- оценивать правильность и обоснованность назначения лесохозяйственных технологий, определять качество их исполнения;
- применять методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
ИД-2Не умеет применять методику перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2Не в полной мере умеет применять методику перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2Хорошо умеет применять методику перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2В полной мере умеет применять методику перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
- навыками определения качества исполнения лесохозяйственных технологий, оценки правильности и обоснованности назначения лесохозяйственных технологий;
- навыками разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
ИД-2 Не владеет методикой перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2Не в полной мере владеет методикой перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2Хорошо владеет методикой перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ИД-2В полной мере владеет методикой перспективных направлений для повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере
ПКС-1: способностью выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбо- экосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов;
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-1УК-1 Осуществляет критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПКС-1 Способен выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэ-косистемы, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ИД-1ПКС-1 Дает оценку влияния лесохозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ПКС-3 готовность к разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров
ИД-1ПКС-3 Способен разрабатывать проекты мероприятия и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом экологических, экономических параметров
- лесохозяйственные технологии и критерии определения качества работ, назначения технологических операций;
- методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
- оценивать правильность и обоснованность назначения лесохозяйственных технологий, определять качество их исполнения;
- применять методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
- навыками определения качества исполнения лесохозяйственных технологий, оценки правильности и обоснованности назначения лесохозяйственных технологий;
- навыками разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
не владеет навыками выполнения оценки влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэ-косистемы, оздоровительные и иные полезные функции лесов.
ПКС-3: готовностью к разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров;
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД-1УК-1 Осуществляет критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПКС-1 Способен выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэ-косистемы, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ИД-1ПКС-1 Дает оценку влияния лесохозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов
ПКС-3 готовность к разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров
ИД-1ПКС-3 Способен разрабатывать проекты мероприятия и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом экологических, экономических параметров
- лесохозяйственные технологии и критерии определения качества работ, назначения технологических операций;
- методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
Хорошо знает методику разработки проектов и мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйств
- оценивать правильность и обоснованность назначения лесохозяйственных технологий, определять качество их исполнения;
- применять методику разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
- навыками определения качества исполнения лесохозяйственных технологий, оценки правильности и обоснованности назначения лесохозяйственных технологий;
- навыками разработки проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Сохранение экосистем и биологического разнообразия : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Лесное дело» / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. В. Ю. Татарникова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2023. - 95 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02200.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Темы рефератов
Сохранение биоразнообразия в лесном хозяйстве
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Какие концепции характеризуют биоразнообразие? (ОПК-1)
2. Что входит в состав биоты?(ПКС-1)
3. Дайте определение видовому разнообразию растений и животных. (ПКС-1)
4. К каким последствиям приводит сокращение биоразнообразия? (ОПК-1)
5. Что такое генетическое разнообразие? (ПКС-3)
6. Чем обеспечивает человечество лесное биоразнообразие? (ПКС-1)
7. Основные причины сокращения лесного биоразнообразия. (ОПК-1)
8. Как влияют инвазивные виды древесно-кустарниковых пород на лесное разнообразие? (ПКС-3)
9. Для каких районов характерно сокращение биологического разнообразия? (ПКС-1)
10. На что направлена эволюция человека? (ОПК-1)
11. В чем заключаются различия между эволюцией человека и эволюцией растений? (ПКС-3)
12. Раскройте негативную сторону кризиса собирательства и примитивного промысла. (ОПК-1)
13. Что понимается под правовой охраной природы? (ПКС-1)
14. Какие задачи решает действующее природоохранное законодательство? (ПКС-3)
15. Назовите важнейшие инструменты проведения глобальной экологической политики. (ПКС-3)
16. После какой международной конференции охрана биоразнообразия стала объектом международного внимания? (ПКС-3)
17. Источники законодательной базы России в области охраны окружающей среды. (ОПК-1)
18. Система экологического законодательства на субъектовном уровне. (ПКС-1)
19. Какие правила применяются, если международным договором РФ установлены правила в области охраны окружающей среды не соответствующие федеральным законам? (ПКС-3)
20. С какого года действует Международная программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения биоразнообразия? (ПКС-1)
21. В каком году правительством РФ подтверждена Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, Финляндия, 1991 год)? (ОПК-1)
22. Какое направление деятельности в области восстановления, защиты и восстановления планетарной экосистемы отнесено к первоочередному? (ПКС-3)
23. Может ли быть оправдана хозяйственная деятельность, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба? (ПКС-1)
24. На каком уровне должен быть ущерб окружающей среде от хозяйственной деятельности с учетом экономических и социальных факторов? (ПКС-1)
25. К какой группе целевых контролируемых параметров отнесены леса Указом Президента РФ от 01.04.96 №440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»? (ПКС-3)
26. Принцип выделения регионов России с особыми условиями сохранения биоразнообразия. (ПКС-1)
28. Назовите особенности регионов России с высокой концентрацией промышленного производства? (ПКС-1)
29. Перечислите меры, необходимые для сохранения биоразнообразия, в регионах России, расположенных вдоль морских и сухопутных границ. (ПКС-3)
30. Каким нормативно-правовым актом утверждены критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации? (ОПК-1)
31. Почему критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ являются руководящими нормативами федерального уровня для координации действий в системе лесного хозяйства? (ПКС-3)
32. Дайте определение совокупности основных положений по ведению лесного хозяйства, выполнение которых обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. (ПКС-1)
33. По каким показателям контролируются критерии сохранения и устойчивого управления лесами? (ОПК-1)
34. Что является количественными и описательными характеристиками критериев устойчивого управления лесами? (ОПК-1)
35. Что предполагает практическая деятельность по сохранению биологического разнообразия? (ПКС-3)
36. Назовите основные стратегические цели критерия устойчивого управления лесами «Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл».(ОПК-1)
37. Является ли поддержание состава и структуры лесного фонда стратегической целью критерия сохранения биоразнообразия?(ПКС-1)
38. По каким причинам создание оптимальных условий для опыления растений и распространения семян, перемещения животных между отдельными участками леса и их размножения относится к стратегическим целям критерия сохранения биологического разнообразия? (ПКС-3)
39. Почему оценка доли площади лесов, занимаемой хвойными, твердолиственными и мягколиственными породами, относится к ключевым критерия сохранения биологического разнообразия? (ПКС-1)
40. Назовите отрицательные моменты изменений породного состава лесов как одного из ключевых элементов сохранения биологического разнообразия.(ОПК-1)
41. Как влияет изменение возрастной и породной структуры лесов на сохранение их биологического разнообразия? (ПКС-3)
42. С какой периодичностью определяются индикаторы сохранения биологического разнообразия? (ПКС-1)
43. По какому официальному документу определяется индикатор сохранения биологического разнообразия «Количество видов растений и животных, в своем распространении связанных с лесом и находящихся под угрозой исчезновения»? (ОПК-1)
44. Какие категории лесных территорий, предназначены для сохранения или поддержания генетического разнообразия лесов? (ПКС-3)
45. Какие категории ООПТ учитываются при оценке критерия сохранения биологического разнообразия? (ПКС-1)
46. Какой показатель особо охраняемых природных территорий определяет тенденцию сохранения биологического разнообразия? (ПКС-1)
47. Как влияет снижение доли площади покрытых лесом земель, под спелыми и перестойными лесами, на сохранение биологического разнообразия? (ПКС-3)
48. Учитываются ли классы возраста лесообразующих пород при определении тенденции сохранения биологического разнообразия? (ПКС-1)
49. Как влияет на сохранение биологического разнообразия снижение площадей основных лесообразующих пород? (ПКС-1)
50. Учитываются ли площади лесов, имеющих научное или историческое значение, при определении тенденции сохранения биологического разнообразия? (ОПК-1)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Дайте определение понятию «биоразнообразие».
2. Назовите основные задачи сохранения биоразнообразия.
3. Дайте определение понятию «биота».
4. Назовите самую богатую видами группу организмов?
5. Какие леса обладают высоким биологическим разнообразием?
6. Дайте характеристику экосистемному разнообразию.
7. Назовите основную экосистемную услугу, которую обеспечивает лесное биоразнообразие.
8. Дайте определение инвазивным видам лесной растительности.
9. Для каких целей необходимо сохранение биологического разнообразия?
10. На что направлена эволюция растений и животных?
11. Назовите исторические экологические кризисы.
12. Какую цель преследует правовая охрана природы?
13. Какие источники международно-правовой охраны окружающей среды занимают центральное место?
14. В каком году охрана биоразнообразия стала объектом внимания международного уровня?
15. Основной принцип разработки законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ?
16. Система экологического законодательства на федеральном уровне.
17. Чем определяется международное сотрудничество России в области охраны окружающей среды?
18. В каком году Президентом РФ одобрены основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития?
19. Назовите основополагающие критерии при принятии решений по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
21. Какие характеристики включены в состав целевых параметров устойчивого развития?
22. Принцип выделения уникальных природных комплексов России.
23. Особенности регионов с доминированием в хозяйстве добычи полезных ископаемых.
24. Назовите особенности российских регионов, расположенных вдоль морских и сухопутных границ.
25. Каким государственным органом и в каком году разработано принципиально новое положение государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов - критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации?
2. Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве Карелии.
3. Управление биологическими и технологическими системами в лесном хозяйстве Скандинавских стран.
4. Проектирование освоения лесов с целью заготовки древесины с учетом сохранения биологического разнообразия в ________ лесничестве Республики Бурятия.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п