2024-2025_b350310_о_1_plx_plx_Декоративная дендрология
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура

Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование

Дисциплины (модуля)
Б1.О.21.01 Декоративная дендрология
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
8
Продолжительность в часах/неделях
288/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
48
48
Контактная работа
80
80
Сам. работа
181
181
Итого
288
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., высшее, учёный агроном-эколог Бессмольная Маргарита Яковлевна _________________
 
 
Декоративная дендрология
Программа дисциплины
 
b350310_о_1.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является знакомство обучающихся с ассортиментом древесно-кустарниковых растений, формирование и закрепление у обучающихся основ комбинирования древесно-кустарниковых групп и композиций, с учетом их роста и развития и применение этих знаний в профессиональной деятельности

Задачи: дать обучающимся основные теоретические и практические навыки при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения с использованием древесных насаждений; обосновывать элементы технологии выращивания декоративных растений применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы архитектуры и градостроительства 
1
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Интегрированная защита растений 
1
5 семестр
 
Техническое обслуживание объектов ландшафтной архитектуры 
2
7 семестр
 
Строительные технологии в ландшафтной архитектуре 
3
7 семестр
 
Фитопатология и энтомология 
4
5 семестр
 
Геодезия с основами землеустройства 
5
4 семестр
 
Механизация в ландшафтном строительстве 
6
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
7
8 семестр
 
Технологическая практика 
8
4 семестр
 
Газоноведение 
9
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;

 
Знать и понимать  ассортимент древесно-кустарниковых растений; материалы почвенных исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов технологий выращивания декоративных растений на объектах ландшафтной архитектуры; основы комбинирования древесно-кустарниковых групп и  композиций; элементы технологии выращивания декоративных растений применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории; основы предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения:
 
ИД-1 Не знает и не  понимает ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений; материалы почвенных исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов технологий выращивания декоративных растений и газонов на объектах ландшафтной архитектуры

ИД-2 Не знает и понимает основы комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не знает и понимает основы предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере знает и понимает ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений; материалы почвенных исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов технологий выращивания декоративных растений и газонов на объектах ландшафтной архитектуры

ИД-2 Не в полной мере знает и понимает основы комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не в полной мере знает и понимает основы предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 2 
 
ИД-1 Знает и понимает ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений; материалы почвенных исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов технологий выращивания декоративных растений и газонов на объектах ландшафтной архитектуры, но допускает некоторые неточности

ИД-2 Знает и понимает основы комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории, но допускает некоторые неточности

ИД-3 Знает и понимает основы предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения, но допускает некоторые неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере знает и понимает ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений; материалы почвенных исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов технологий выращивания декоративных растений и газонов на объектах ландшафтной архитектуры

ИД-2 В полной мере  знает и понимает основы комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 В полной мере  знает и понимает основы предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  комбинировать древесно-кустарниковые группы, с учетом их роста и развития; пользоваться материалами  почвенных исследований; реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности; комбинировать древесно-кустарниковые группы и композиции; элементы технологии выращивания декоративных растений применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории; использовать  результаты предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения:
 
ИД-1 Не умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции, с учетом их роста и развития; пользоваться материалами  почвенных исследований; реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности

ИД-2 Не умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не умеет использовать  результаты предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере умеет использовать  результаты предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

ИД-2 Не в полной мере умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не в полной мере умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции, с учетом их роста и развития; пользоваться материалами  почвенных исследований; реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности

Уровень 2 
 
ИД-1 Умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции, с учетом их роста и развития; пользоваться материалами  почвенных исследований; реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности

ИД-2 Умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории, но допускает некоторые неточности

ИД-3 Умеет использовать  результаты предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения, но допускает некоторые неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции, с учетом их роста и развития; пользоваться материалами  почвенных исследований; реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности

ИД-2 В полной мере  умеет комбинировать древесно-кустарниковые группы и цветочные композиции; элементы технологии выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 В полной мере  умеет использовать  результаты предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками комбинирования древесно-кустарниковой группы и композиций, с учетом их роста и развития  при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения; навыками выращивания декоративных растений применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории; навыками применения результатов предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения:
 
ИД-1 Не владеет навыками комбинирования древесно-кустарниковой группы и цветочных композиций, с учетом их роста и развития  при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

ИД-2 Не владеет навыками выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не владеет навыками применения результатов предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере владеет навыками комбинирования древесно-кустарниковой группы и цветочных композиций, с учетом их роста и развития  при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

ИД-2 Не в полной мере владеет навыками выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 Не в полной мере владеет навыками применения результатов предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет навыками комбинирования древесно-кустарниковой группы и цветочных композиций, с учетом их роста и развития  при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения, но допускает некоторые неточности

ИД-2 Владеет навыками выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории, но допускает некоторые неточности

ИД-3 Владеет навыками применения результатов предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения, но допускает некоторые неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере владеет навыками комбинирования древесно-кустарниковой группы и цветочных композиций, с учетом их роста и развития  при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначе

ИД-2 В полной мере  владеет навыками выращивания декоративных растений и газонов применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории

ИД-3 В полной мере  владеет навыками применения результатов предпроектных изысканий при разработке проектов благоустройства и озеленения территорий различного назначения

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Основы биологии и экологии древесных растений
 
1.1
Жизненные формы древесных растений
33
2
2
лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Общая классификация древесных растений
33
4
2
лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Экологические группы древесных растений
33
4
2
лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Жизненные формы древесных растений
33
4
Пр
 
1.5
Общая классификация древесных растений
33
4
Пр
 
1.6
Экологические группы древесных растений
33
6
Пр
 
1.7
Декоративные качества кроны
33
2
Пр
 
1.8
Декоративные качества листьев
33
2
Пр
 
1.9
Декоративные качества цветков
33
2
Пр
 
1.10
Декоративные качества плодов
33
2
Пр
 
1.11
Декоративные качества стволов древесно-кустарниковых пород
33
2
Пр
 
1.12
Общая классификация древесных растений
33
20
Ср
 
1.13
Экологические группы древесных растений
33
20
Ср
 
1.14
Декоративные параметры древесно-кустарниковых растений
33
20
Ср
 
Раздел 2. Систематика древесно-кустарниковых пород. Древесно-кустарниковые породы в озеленении
 
2.1
Отдел голосеменные (Pinophyta, или Gumnospermae)
33
6
Лек
 
2.2
Отдел покрытосеменные (AngiospermaeBrongn.)
33
8
Лек
 
2.3
Древесно-кустарниковые породы в озеленении
33
8
4
лекция-визуализация
Лек
 
2.4
Отдел голосеменные (Pinophyta, или Gumnospermae)
33
8
Пр
 
2.5
Отдел покрытосеменные (AngiospermaeBrongn.)
33
8
Пр
 
2.6
Использование древесно-кустарниковых пород в озеленении
33
8
Пр
 
2.7
Отдел голосеменные (Pinophyta, или Gumnospermae)
33
40
Ср
 
2.8
Отдел покрытосеменные (AngiospermaeBrongn.)
33
40
Ср
 
2.9
Древесно-кустарниковые породы в озеленении
33
41
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Филиппова А. В. Декоративная дендрология с основами озеленения. Часть 1 [Электронный ресурс]:тексто-графические учебные материалы. - Кемерово: КемГУ, 2012. - 135 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/134310 
Л1.1
 
Ступакова О. М., Аксянова Т. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:. - Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. - 88 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/195218 
Л1.2
 
Тарасова О. П., Халиуллина О. Р. Декоративная дендрология: практикум [Электронный ресурс]:. - Оренбург: ОГУ, 2024. - 103 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/437705 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Сост.: Трубачева Т.А., Цымбал Г.С., Чепурина Т.В. Декоративная дендрология: методические указания, контрольное задание для бакалавров направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2015. - 20 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64135 
Л2.1
 
Сунцова Н. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:методические указания. - Ижевск: Ижевская ГСХА, 2021. - 27 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/209051 
Л2.2
 
 
Методическая литература
 
Бессмольная М. Я., Манханов А. Д., Поломошнова Н. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2014. - 71 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/138748 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
124
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Кабинет флористики и фитодизайна (124)
10 посадочных мест, оснащенные учебной мебелью, доска аудиторная, маркерная доска, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети интернет.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
114
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Вегетарий (114)
Оборудование: стеллаж для рассады с подцветкой 10 шт., стол - 3 шт 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Декоративная дендрология: учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования / М. Я. Бессмольная, А. Д. Манханов, Т. Ю. Поломошнова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Департамент науч.-технол. политики и образ., Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2014. - 71 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2730
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Бессмольная Маргарита Яковлевна
высшее, учёный агроном-эколог
к.б.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других

 
приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Понятие о дендрологии, ее история и задачи

2. Особенности древесных растений.

3. Основные положения систематики растений.

4. Экологическая и географическая изменчивость.

5. Понятие о жизненной форме древесных растений.

6. Деревья – жизненная форма древесных растений.

7. Кустарники – жизненная форма древесных растений

8. Кустарнички, полукустарники, растения – подушки – жизненная форма древесных растений.

9. Лианы – жизненная форма древесных растений.

10. Онтогенез древесных растений и его этапы.

11. Эмбриональный и ювенильный этапы онтогенеза.

12. Виргинильный и генеративный этапы онтогенеза.

13. Группы роста деревьев и кустарников.

14. Фенологическое развитие древесных растений.

15. Фенология. Микрофенология. Значение фенологии для лесного хозяйства и для практики озеленения городов и населенных пунктов.

16. Понятие экологических факторов, условия существования.

17. Экология растений. Экологические свойства растений (Примеры).

18. Экологические факторы и их группы.

19. Абиотические экологические факторы и их влияние на древесные растения.

20. Освещенность – экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к свету.

21. Тепло – как экологический фактор. Термические пояса Земного шара. Классификация древесных растений по теплолюбию.

22. Жароустойчивость, холодоустойчивость древесных растений.

23. Заморозкоустойчивость и морозоустойчивость древесных растений (примеры).

24. Вода – важнейший экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к воде (примеры

25. Воздух, его состав и влияние на растения. Устойчивость древесных растений к дыму и газам (примеры).

26. Ветер и его влияние на древесные растения

27. Ботанический вид и его ареал.

28. Эдафические условия и их влияние на древесные растения. Эдафические группы древесных растений.

29. Древесные растения – индикаторы почвенных условий (примеры).

30. Растительная ассоциация. Эдификаторы ассоциации (примеры).

31. Рельеф как экологический фактор. Влияние рельефа на растительность.

32. Биотические факторы и их влияние на растения.

33. Антропогенные экологические факторы.

34. Голосеменные растения. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Хвойные растения: их значение и основные представители

35. Покрытосеменные растения. Жизненный цикл. Покрытосеменные растения: их значение и основные представители

36. Особенности применения древесно-кустарниковых растений в озеленении

Комплект разноуровневых заданий

1. Задания на выбор одного правильного ответа

1. В какую геологическую эпоху появились первые древесные растения:

а) докембрий;

б) мезозой;

в) палеозой

2. Дендрология изучает:

а) болезни древесных растений;

б) Морфологию  древесных растений;

в) Клеточное строение организмов

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
3. Совокупность приспособлений к условиям обитания, выраженных во внешнем облике организма называется:

а) адаптация;

б) жизненная форма;

в) акклиматизация;

4. По характеру развития ствола древесные растения представлены:

а) суккулентами;

б) кустарниками;

в) хамефитами;

5. Растения с ясно выраженным стволом в течение всего онтогенеза:

а) кустарник;

б) полукустарник;

в) дерево

6. Растения с гибким, неустойчивым стеблем, нуждающимся в опоре:

а) кустарничек;

б) лиана;

в) дерево стланец

7.Какой признак положен в основу биоморфологической классификации К. Раункиера:

а) положение почек возобновления относительно поверхности почвы;

б) характер развития стебля;

в) отношение к свету

8. По отношению, к какому экологическому фактору выделяют следующие группы растений: гелиофиты, сциофиты:

а) влажность;

б) свет;

в) температура

9. В каких условиях проявляются преимущества сциофитов:

а) сильного затенения;

б) сильного освещения;

в) низких температур

10. Наука, изучающая внешнее строение растений, взаимодействие органов растений и различные видоизменения в связи с выполняемыми  функциями и условиями среды называется:

а) дендрология;

б) морфология;

в) фенология

11. Тип ветвления, при котором центральный побег развивается из верхушечной почки и растет сильнее боковых:

а) моноподиальное;

б) дихотомическое;

в) симподиальное

12. Околоцветник образуют:

а) пестик и тычинки;

б) лепестки и тычинки;

в) чашечка и венчик

13. Если через ось цветка можно провести несколько плоскостей симметрии, цветок называют:

а) актиноморфный;

б) зигаморфный;

в) ассиметричным

14. Вся область обитания вида, рода:

а) экологическая ниша;

б) фитоценоз;

в) ареал

15. Деятельность человека направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произраставших:

а) интродукция;

б) акклиматизация;

в) адаптация

16. Кроны с четкими геометрическими очертаниями, имеющие ось симметрии называют:

а) габитус;

б) регулярные;

в) иррегулярные

17. Деревья свыше 25м высотой относятся к следующей группе роста:

а) Д1

б) Д2

в) Д3

18. Фитоценоз это:

а) сообщество растительных организмов;

б) все животное население территории;

в) почвенные условия

19. Процесс последовательной смены фитоценозов называют:

а) синузия

 
б) сукцессия;

в) деградация

20. Рододендрон золотистый относится к жизненной форме:

а) кустарник;

б) полукустарник;

в) кустарничек.

2. Задания открытого типа (вставьте пропущенное слово)

1. В лесах республики Бурятия преобладают древесные растения отдела__________

2. Жизненная форма, имеющая хорошо выраженный ствол_________________

3. Древесные растения с длинными, нуждающимися в опоре__________

4. Древесные растения, наиболее требовательные к интенсивности света_________

5. Одиночные посадки растений, чаще на фоне газона__________

6. Назовите основные типы цветков по строению генеративной сферы__________

7. Назовите древесно – кустарниковые растения с декоративными сочными плодами__________

8. На сколько групп по величине цветков подразделяют декоративно - цветущие древесные породы__________

9. По каким признакам цветков различаются древесно - кустарниковые растения__________

10. Перечислите признаки декоративности шишек хвойных пород __________

11. Какими биологическими особенностями определяется форма кроны деревьев и кустарников __________

3. Задания закрытого типа

1. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Термин «жизненная форма растений» означает…

2. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Главные образователи лесов…

3. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Древесные растения-подушки -

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

Дать характеристику декоративному виду. (Дендрологическая, экологическая и биологическая характеристика. Агротехника выращивания. Особенности размножения. Характеристика сортов, форм и разновидностей. Примеры перспективного использования в озеленении):

1. Туя;

2. Можжевельник;

3. Ель;

4. Лиственница;

5. Сосна;

6. Ива;

7. Рябина;

8. Яблоня;

9. Клен;

10. Спиреи;

11. Розы садовые;

12. Розы парковые;

13. Барбарисы;

14. Кизильник;

15. Форзиция;

16. Гортензия;

17. Чубушник;

18. Курильский чай;

19. Снежноягодник;

20. Пузыреплодник;

21. Лианы;

22. Магония;

23. Сирень;

24. Дерен;

25. Калина;

26. Миндаль;

27. Лох;

28. Рододендрон;

 
29. Лещина;

30. Смородина;

31. Айва;

32. Вереск, эрика

 
Вопросы к экзамену

Темы рефератов

Комплект разноуровневых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения
 
выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

 
0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны.
 
Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6