учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5, 6
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение минерального питания растений и способов его регулирования путем научно обоснованного и рационального применения удобрений; изучение агрохимических свойств почв, определяющих их плодородие, потребность в минеральных и органических удобрениях, а также в химической мелиорации; освоение методов количественного анализа растений, минеральных, органических удобрений и мелиорантов, почв и грунтов химическими и инструментальными методами; изучение классификаций минеральных и органических удобрений, а также химических мелиорантов, их состава, свойств и агротехнических требований к их применению; формирование базовых знаний по разработке систем применения удобрений в хозяйствах, севооборотах и при возделывании отдельных сельскохозяйственных культур в различных почвенно-климатических зонах страны.
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;;
ИД - 1 - Проводит лабораторные анализы образцов почв, растений и удобрений;
ИД - 2 - Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследованиях в области агрохимии, агропочвоведении и агроэкологии;
ИД - 3 - Использует классические и современные методы агрохимии, агропочвоведении и агроэкологии.
:
ИД 2 - не знает способы и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3- не знает органические и минеральные удобрениях, сельскохозяйственные машины для внесения удобрений.
ИД 2- знает частично способы и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - знает частично содержание действующего вещества в удобрениях и сельскохозяйственные машины для внесения удобрений.
ИД 2 - знает в целом способы и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3- знает в целом содержание действующего вещества в удобрениях и сельскохозяйственные машины для внесения удобрений.
ИД 2 - знает в совершенстве способы и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры.
ИД 3 - знает в совершенстве ассортимент минеральных и органических удобрений, технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры.
:
ИД 2 - не умеет определять способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - не умеет рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определять способы и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры.
ИД 2 - плохо умеет определять способы и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - плохо умеет рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определять способы и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры.
ИД 2 - хорошо умеет определять способы и технологию их внесения под сельскохозяйственные
культуры;
ИД 2 - хорошо умеет рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определять способы и технологию их внесения под сельскохозяйственные
культуры.
ИД 2 - владеет в совершенстве умениями определять способ и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - отлично умеет рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, владеет в совершенстве умениями определять способ и технологию внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры.
:
ИД 2 - не владеет способами и технологиями внесения удобрений под основные сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - не владеет навыками воспроизводства плодородия основных типов и разновидностей почв, технологиями внесения удобрений под основные сельскохозяйственные культуры.
ИД 2 - плохо владеет способами и технологиями внесения удобрений под основные сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - плохо владеет навыками воспроизводства плодородия основных типов и разновидностей почв, технологиями внесения удобрений под основные сельскохозяйственные культуры.
ИД 2 - хорошо владеет способами и технологиями внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 -хорошо владеет навыками воспроизводства плодородия основных типов и разновидностей почв, технологиями внесения удобрений под основные сельскохозяйственные культуры.
ИД 2 - отлично владеет способами и технологиями внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры;
ИД 3 - владеет в совершенстве навыками внесения оптимальных доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай культур, способами и технологиями внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Агрохимия / Э. А. Муравин. - М. : КолосС, 2009. - 463 с. – 20 экз.
3. Кидин, В. В. Агрохимия: Учебное пособие / Кидин В.В. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 351 с. (Высшее образование: Бакалавриат) ISBN 978-5-16-010009-8
4. Маладаев А.А., Меркушева М.Г., Абашеева Н.Е. Краткий почвенно-агрохимический словарь терминов и определений. ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова». – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2010. – 100с. (25 экз.)
5. Агрохимия : Учебное пособие к самост. работе студ-в. / А. А. Маладаев, Л. Л. Убугунов, Н. Е. Абашеева ; МСХ РФ; ФГБОУ ВПО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2011, - 266 с. (61 экз.)
6. Лабораторный практикум по агрохимии для агрономических специальностей : учебное пособие / А.Н. Есаулко, В.В. Агеев, А.И. Подколзин и др. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ставрополь: АГРУС, 2010. - 276 с.
7. Биологические основы агрохимии почв : учебное пособие для студентов агрономических направлений очной и заочной форм обучения / А. С. Билтуев, И. Б. Чимитдоржиева, Ю. Н. Рузавин ; ФГБОУ ВПО "БГСХА им. В.Р. Филиппова", каф-ра почвоведения и агрохимии. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2015. - 92 с.
8. Агрохимия : учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская БСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: М. М. Намсараева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 198 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 1. Питание растений
1. Определение агрохимии как науки. Задачи и проблемы, в том числе экологические.
3. Роль системы агрохимического обслуживания в химизации и экологизации земледелия.
4. Основные этапы развития теории питания растений.
5. Назовите отечественных и зарубежных ученых, в том числе современных, внесших вклад в развитие теории питания растений, развитие агрохимии.
6. Химический состав сухого вещества различных групп растений.
7. Что такое органогенные и зольные элементы? Назовите их.
8. Назовите макро-, микро- и ультрамикроэлементы, пределы их содержания в растениях,
9. Поступление питательных веществ в растения разных групп в различные периоды их роста. «Критический» и «максимальный» периоды поступления питательных веществ в растения.
10. Что такое реутилизация отдельных элементов питания растений? Объясните на примерах.
11. Что такое биологический и хозяйственный выносы элементов питания? Покажите их уровень на примере разных групп растений.
12. Как вы понимаете круговорот и баланс элементов питания в земледелии?
13. Назовите типы питания растений, объясните их основные положения.
14. Воздушное питание растений, механизм, связь с корневым питанием.
15. Назовите приемы улучшения воздушного и корневого питания и дайте им обоснование.
16. Функции корня.
17. Объясните механизм поглощения питательных элементов корнями; влияние внешних условий.
18. Что такое физиологически уравновешенная питательная среда?
19. Объясните явления антагонизма и синергизма ионов, роль их в питании растений, приведите примеры.
20. Как вы понимаете физиологическую реакцию солей (удобрений)?
21. Объясните на примерах зависимость поступления питательных элементов в растения от физиологической реакции солей (удобрений).
Раздел 2. Свойства почвы в качестве условий питания
1. Что такое потенциальное и эффективное плодородие почв, уровень их в различных типах почв.
2. Значение почвенного раствора, почвенного воздуха и твердой фазы в питании растений,
3. Роль гумуса в создании плодородия, определяющих экологическую функцию почвы.
4. Назовите содержание гумуса в основных типах почв, в том числе в почвах Бурятии.
5. Какое значение имеет минеральная часть почвы в питании растений?
6. Дайте определение поглотительной способности почвы по Гедройцу. Значение поглотительной способности почвы в питании растений и применении удобрений.
7. Что такое емкость поглощения, ее величина в разных типах почв, роль в питании растений и экологической стабильности почв.
8. Состав поглощенных катионов в разных типах почв.
9. Как происходит поглощение анионов почвой?
10. Реакция почвенного раствора основных типов почв, в том числе почв Бурятии.
11. Что такое актуальная и потенциальная кислотность? Ее роль при применении удобрений.
12. Как и для каких целей определяют степень насыщенности почв основаниями?
13. Дайте определение и объясните буферность почв и значение ее при применении удобрений и экологической устойчивости почв при антропогенном воздействии.
14. Дайте агрохимическую характеристику основных типов почв Бурятии, уровня экологической устойчивости их к негативным воздействиям природного и антропогенного характера.
Раздел 3. Минеральные и органические удобрения
1. Содержание азота в основных типах почв, формы азота.
2. Что такое аммонификация, нитрификация, денитрификация (назовите оптимальные экологические условия среды).
3. Особенности круговорота азота в природе.
4. Объясните, почему аммиак является альфой и омегой в обмене азотистых веществ в растениях.
5. Назовите условия поглощения нитратного и аммиачного азота растениями.
6. Азотный обмен растений, роль амидов.
7. Что такое «сырой» протеин? Уровень его содержания в растениях.
8. Назовите причины накопления нитратов в растениях. Нитратное загрязнение, способы предупреждения.
9. Классификация азотных удобрений.
10. Расскажите об аммиачной селитре, ее свойствах, составе и применении.
11. Каковы состав, свойства, особенности применения мочевины.
12. Расскажите о взаимодействии азотных удобрений с почвой. Каков коэффициент использования азота удобрений растениями?
13. В виде каких соединений фосфор поступает в растения? Расскажите о классификации минерального фосфора по степени доступности для растений.
14. Назовите основные соединения фосфора в почвах разного генезиса.
15. Как понимаете химическое связывание фосфора разными почвами?
16. В чем заключается обменное поглощение фосфора почвами?
17. Что служит сырьем для получения фосфорных удобрений?
18. Классификация фосфорных удобрений.
19. Свойства и применение простого и двойного суперфосфата.
20. Каково валовое содержание калия в различных почвах?
22. Классификация калийных удобрений.
23. Расскажите об особенностях применения хлористого и сернокислого калия.
24. Расскажите о взаимодействии калийных удобрений с почвой.
25. Влияние калийных удобрений на урожай и качество сельскохозяйственных культур.
26. Расскажите о классификации комплексных удобрений. Приведите примеры.
27. Содержание микроэлементов в различных почвах Бурятии, России.
28. Какие микроэлементы наиболее широко применяются в сельском хозяйстве?
29. Физиологическая роль бора, молибдена, кобальта, меди, марганца, цинка. Содержание их в растениях.
30. Назовите формы борных, молибденовых и кобальтовых удобрений и особенности их применения.
31. Назовите формы медных, марганцевых и цинковых удобрений и особенности их применения.
32. Тяжелые металлы, радионуклеиды в составе минеральных удобрений. Способы снижения их экологической опасности.
33. Расскажите о роли органических удобрений в повышении плодородия почв и урожая растений.
34. Расскажите о химическом составе различных видов навоза.
35. Каковы условия эффективного применения навоза?
36. Перечислите способы хранения навоза.
37. Какова доступность азота, фосфора и калия из навоза для растений?
38. Дайте сравнительную характеристику усвояемости растениями питательных веществ из навоза.
39. Перечислите основные виды подстилки.
40. Назовите значение подстилки для увеличения выхода навоза и улучшения его качества.
41. Какие способы снижения потерь питательных веществ при хранении подстилочного навоза вы знаете?
42. Устройство навозохранилища, санитарно-гигиенические и экологические требования.
43. Расскажите об организации хранения навоза в поле.
44. Назовите состав навозной жижи, условия ее хранения и применения.
45. Назовите состав птичьего помета, условия хранения и применения. Санитарно- гигиенические и экологические требования к его качеству.
46. Перечислите виды торфа и расскажите о торфяных компостах.
47. Дайте агрохимическую характеристику торфяных компостов.
48. Как готовят торфяные компосты? Условия их применения в сельском хозяйстве.
49. Зеленые удобрения, их роль в повышении плодородия и экологической устойчивости почв к деградации.
50. Условия эффективного применения зеленого удобрения в различных регионах.
51. Дайте агрохимическую характеристику различных видов сапропелей
Раздел 4. Система применения удобрений.
1. Понятие о системе применения удобрений, ее цель и основные задачи.
2. Особенности системы применения удобрений по почвенно-климатическим зонам Бурятии.
3. Влияние почвенно-климатических условий на эффективность органических и минеральных удобрений.
4. Негативные экологические последствия химизации земледелия и научно-практические мероприятия по их предотвращению
5. Агрохимические условия и эффективность применения удобрений.
6. Позитивное экологическое влияние органических и минеральных удобрений при их оптимальном внесении на окружающую среду, свойства и плодородие почв.
7. Теоретические и практические основы совместного внесения органических и минеральных удобрений. Организационно-экономические условия применения удобрений.
8. Экономическая эффективность применения удобрений.
9. Приемы, сроки и способы внесения удобрений. Роль различных приемов внесения удобрений в оптимизации минерального питания сельскохозяйственных культур.
10. Методы составления СПУ в севообороте.
11. Потребление элементов питания растениями в различные периоды роста и их вынос урожаем.
12. Коэффициенты использования питательных веществ растениями из почвы. Разностные и балансовые коэффициенты использования удобрений.
Тестовые задания
Раздел 1. Питание растений
1. АГРОХИМИЯ КАК НАУКА ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВЫВАЕТ
1) оптимизацию питания растений применением удобрение и сохранение плодородия почв
2) применение химических средств защиты растений
3) биологическую активность почв
4) технологию производства минеральных удобрений
2. ЗА СЧЕТ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРОДУКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР МОЖНО ПОВЫСИТЬ НА
1) 5-10 %
2) 30-50 %
3) 3-5 %
4) 10-15 %
3. В СОСТАВ СУХОГО ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ ВХОДИТ
1) 90-95 % органических соединений
2) 5-10 % минеральных солей
4) 5-10 % органических и 90-95 % минеральных соединений
4. НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ УСВАИВАЮТ В
1) фазу кущения
2) период выхода в трубку до колошения
3) период цветения
4) период молочно-восковой спелости
5. МОЛИБДЕН АКТИВИЗИРУЕТ В РАСТЕНИЯХ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
1) фосфорный
2) азотный
3) калийный
4) углеводный
6. ЛУЧШЕ УСВАИВАЕТСЯ РАСТЕНИЯМИ ФОСФОР ИЗ СОЕДИНЕНИЙ
1) СаНРО4
2) Са(Н2РО4)2
3) Са3(РО4)2
4) Р2О5
7. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К УРОВНЮ КАЛИЙНОГО ПИТАНИЯ
1) пшеница
2) картофель
3) ячмень
4) рожь
Раздел 2. Свойства почвы в качестве условий питания
1. АММОНИЙНЫЙ АЗОТ ЛУЧШЕ УСВАИВАЕТСЯ ИЗ ПОЧВ С РЕАКЦИЕЙ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА
1) нейтральной и щелочной
2) нейтральной
3) щелочной
4) кислой
2. ПОЧВА КАК ПРИРОДНЫЙ БУФЕР ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ
1) повышать подвижность нитратов и хлора
2) снижать подвижность питательных элементов
3) повышать подвижность тяжелых металлов
4) препятствовать поступлению химических токсикантов в растения, в грунтовые воды
3. ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОЧВЫ С УДОБРЕНИЯМИ ИМЕЕТ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ ПОГЛОТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОЧВЫ
1) физико-химическая
2) химическая
3) механическая
4) биологическая
4. ХИМИЧЕСКАЯ ПОГЛОТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОЧВЫ ПРИВОДИТ К ОБРАЗОВАНИЮ СОЛЕЙ
1) легкорастворимых
2) нерастворимых
3) слаборастворимых
4) труднорастворимых и нерастворимых
5. ЕСЛИ В ПОЧВЕННОМ РАСТВОРЕ КОНЦЕНТРАЦИИ [H+] = 10-5, [OH-] = 10-9, ТО рН РАВЕН
1) 14
2) 9
3) 5
4) 4,5
6. СОДЕРЖАНИЕ ПОДВИЖНОГО ФОСФОРА И ОБМЕННОГО КАЛИЯ В ЧЕРНОЗЕМНЫХ И КАШТАНОВЫХ ПОЧВАХ БУРЯТИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО МЕТОДУ
1) Кирсанова
2) Чирикова
3) Мачигина
4) Масловой
7. ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) подвижными формами питательных элементов
2) валовым содержанием химических элементов
3) количеством гумуса
4) общим количеством азота
8. КАШТАНОВЫЕ ПОЧВЫ БУРЯТИИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ
1) низким содержанием гумуса
2) легким гранулометрическим составом
3) маломощным гумусовым горизонтом
4) характерны все 3 пункта
9. ИСТОЧНИКОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО АЗОТА В ПОЧВЕ ЯВЛЯЮТСЯ
1) кукуруза, подсолнечник, рапс
3) донник, люцерна, люпин
4) картофель, капуста, горох
Раздел 3. Удобрения
1. НАИБОЛЕЕ КОНЦЕНТРИРОВАННЫМ АЗОТНЫМ УДОБРЕНИЕМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ
1) сульфат аммония
2) аммиачная селитра
3) безводный (жидкий) аммиак
4) мочевина (карбамид)
2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДВОЙНОГО СУПЕРФОСФАТА
1) 16-20 % Р2О5, водорастворимый
2) 34,6 % Р2О5, нерастворимый в воде, но растворимый в слабых кислотах
3) 46-49 % Р2О5, водорастворимый
1) 60 % Р2О5, нерастворимый в воде, но растворимый в слабых кислотах
Блок 2
1. Содержание сухого вещества в товарной продукции, %:
1. зерно злаковых и бобовых А. 5-10
2. картофель (клубни) Б. 10-15
3. сахарная свекла (корнеплоды) В. 15-20
4. люцерна (зеленая масса) Г. 20-25
Д. 25-30
Е. 80-90
2. Содержание золы в растениях, % на сухую массу:
1. зерно злаковых культур А. 1-2
2. зерно бобовых культур Б. 2-4
3. сено бобовых полевых культур В. 4-6
4. сено луговых трав Г. 5-10
Д. 10-20
3. Примерное содержание белка, %:
1. пшеница (зерно) А. 10-15
2. горох (зерно) Б 15-20
3. клевер (сено) В. 20-30
4. картофель (клубни) Г. 1,5-2,5
4. Содержание органического вещества (гумуса) в пахотном слое основных типов почв, %:
1. дерново-подзолистые А. 1-2
2. серые лесные Б. 1-3
3. черноземы типичные В. 3-5
4. каштановые Г. 6-9
5. сероземы Д. 10-12
5. Содержание калия (К20) в удобрениях, %:
1. хлористый калий А. 40
2. калийная соль Б. 58-60
3. сульфат калия В. 63-66
4. поташ Г. 46-50
5. калимагнезия Д. 28-30
Е. 20-25
6. Соответствие вида плодородия почвы содержанию элементов питания:
1. потенциальное А. валовое содержание органогенных элементов
2. эффективное Б. валовое содержание биогенных элементов
В. содержание растворимых элементов питания в почвенном растворе
Г. содержание доступных растениям элементов питания в почве
7. Принцип разделения удобрений:
1. минеральные и органические А. количество основных элементом питания
2. простые и комплексные Б. агрегатное состояние удобрений
3. местные и промышленные В. химический состав и природа
Г. происхождение и место получения
8. Наличие элементов питания в минеральных удобрениях
1. простые А. содержат все необходимые растениям макроэлементам
2. комплексные Б. содержат все необходимые растениям макро- и микроэлементы
В. содержат один элемент питания
Г. содержат два или несколько элементов питания
9. Укажите азотные удобрения с высокой гигроскопичностью:
1. сульфат аммония
2. аммиачная селитра
4. карбамид
. Комплект дискуссионных вопросов для проведения «Круглого стола»
1. Роль удобрений в современном земледелии России и за рубежом
2. Сравнительная характеристика действия минеральных и органических удобрений
3. Экологические аспекты агрохимии
4. Ранок минеральных удобрений в России и за рубежом
Кейс-задачи:
- Рассчитать количество доступных для растений форм питательных веществ в почве с учетом коэффициентов использования в кг/га, если Апах - 20 см, d - 1,32, при средней обеспеченности подвижным Р2О5 и обменным К20 по Чирикову. Определить усвояемое количество азота, если содержание гумуса равно 3,0 %.
- Вынос азота с урожаем зерновых культур составил 120, фосфора - 40, калия - 80 кг. Рассчитать дозы минеральных и органических удобрений с учетом коэффициентов использования, если 50 % азота вносят с навозом.
- Определить запасы и усвояемое количество подвижных форм питательных элементов в т/га, если содержание гумуса в почве 2,8 %; подвижного фосфора и обменного калия соответствует 3 классу обеспеченности почв по Чирикову: Aпax = 20 см, d - 1,4.
- Под силосные культуры внесено 60 т/га полужидкого бесподстилочного навоза. Сколько азота будет внесено н использовано кукурузой (1 т навоза содержит 4,0 кг азота).
- Исходя из агрохимической характеристики серой лесной среднесуглинистой почвы (рн-5,0; содержание гумуса 3,2 %; Р2О5 - 130 мг/кг; К2О - 150 мг/кг), определить возможный урожай картофеля без внесения удобрений.
Темы рефератов
1. Живая фаза почвы.
2. Роль микроорганизмов в накоплении питательных веществ в почве.
3. Микрофлора почвы и гумус.
4. Аэробные и анаэробные микроорганизмы в почве.
5. Микроорганизмы почвы и его роль в питании растений.
6. Роль микроорганизмов в минерализации гумуса.
7. Живая фаза почвы и его роль в поглотительной способности почв.
8. Азот в питании растений.
9. Круговорот азота в природе и в земледелии.
10. Роль фосфора в жизни растений.
11. Фосфор в почве и доступность его растениям.
12. Круговорот фосфора в агроценозах.
13. Этапы развития теории питания растений.
14. Минеральная теория питания растений
15. Состав почвенного азота. Трансформация азота в почве
16. Факторы влияющие на эффективность азотных удобрений
17. Система применения азотных удобрений в Забайкалье (дозы, сроки и способы внесения)
18. Классификация азотных удобрений
19. Роль фосфора в питании растений.
20. Виды почвенного фосфора и его запасы в почвах Бурятии
21. Система применения фосфорных удобрений (дозы, сроки и способы внесения)
22. Трансформация фосфорных удобрений в почве
23. Фосфорные удобрения, классификация и характеристика
24. Роль калия в питании растений . Критические и периоды максимального поглощения.
25. Виды почвенного калия и его запасы в почвах Бурятии.
26. Система применения калийных удобрений (дозы, сроки и способы внесения)
27. Калийные удобрения, классификация и общая характеристика
28. Основные свойства органических удобрений (химические, биологические и физические)
29. Классификация органических удобрений
30. Навоз, содержание питательных веществ в зависимости от его вида
31. Виды хранения и заготовки навоза
32. Способы снижения потерь элементов питания из навоза
33. Применение навозных удобрений в системе земледелия Бурятии
34. Сидеральные удобрения и способы выращивания и использования
35. Трансформация органических удобрений в почве
36. Птичий помет и содержание в нем элементов питания
37. Технология использования птичьего помета
38. Типы торфа, условия его образования и химический состав
39. Принципы компостирования и виды компостов
40. Виды компостов с применением торфа, технология заготовки
1. Живая фаза почвы.
2. Роль микроорганизмов в накоплении питательных веществ в почве.
3. Микрофлора почвы и гумус.
4. Аэробные и анаэробные микроорганизмы в почве.
5. Микроорганизмы почвы и его роль в питании растений.
6. Роль микроорганизмов в минерализации гумуса.
7. Живая фаза почвы и его роль в поглотительной способности почв.
8. Азот в питании растений.
9. Круговорот азота в природе и в земледелии.
10. Роль фосфора в жизни растений.
11. Фосфор в почве и доступность его растениям.
12. Круговорот фосфора в агроценозах.
13. Этапы развития теории питания растений.
14. Минеральная теория питания растений
15. Состав почвенного азота. Трансформация азота в почве
16. Факторы влияющие на эффективность азотных удобрений
17. Система применения азотных удобрений в Забайкалье (дозы, сроки и способы внесения)
18. Классификация азотных удобрений
19. Роль фосфора в питании растений.
20. Виды почвенного фосфора и его запасы в почвах Бурятии
21. Система применения фосфорных удобрений (дозы, сроки и способы внесения)
22. Трансформация фосфорных удобрений в почве
23. Фосфорные удобрения, классификация и характеристика
24. Роль калия в питании растений . Критические и периоды максимального поглощения.
25. Виды почвенного калия и его запасы в почвах Бурятии.
26. Система применения калийных удобрений (дозы, сроки и способы внесения)
27. Калийные удобрения, классификация и общая характеристика
28. Основные свойства органических удобрений (химические, биологические и физические)
29. Классификация органических удобрений
30. Навоз, содержание питательных веществ в зависимости от его вида
31. Виды хранения и заготовки навоза
32. Способы снижения потерь элементов питания из навоза
33. Применение навозных удобрений в системе земледелия Бурятии
34. Сидеральные удобрения и способы выращивания и использования
35. Трансформация органических удобрений в почве
36. Птичий помет и содержание в нем элементов питания
37. Технология использования птичьего помета
38. Типы торфа, условия его образования и химический состав
39. Принципы компостирования и виды компостов
40. Виды компостов с применением торфа, технология заготовки
Критерии оценивания
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
2. Тестовые задания
3. Комплект дискуссионных вопросов для проведения «Круглого стола»
4. Кейс-задачи
5. Темы рефератов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п