учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основные понятия и определения, применяемые в зоогеографии; изучить биоразнообразие и его значение для устойчивости биосферы; прогнозирование изменений животного мира.
ОПК-1: Способен применять знание биологического разнообразия и использовать методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы эссе (выступлений), Комплект тестов для сдачи модулей, Комплект кейс-задач, Перечень тем конспектов
Зоогеография
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Зоогеографии как наука, ее цель и задачи. (ОПК-1)
2. Основные разделы современной зоогеографии. (ОПК-1)
3. История развития зоогеографии(ОПК-1)
4. Экологические факторы среды. (ОПК-1)
5. Условия существования и распространения наземных животных (ОПК-1)
6. Основные типы биомов суши земного шара. (ОПК-1)
7. Учение об ареале. (ОПК-1)
8. Методы картирования ареалов (ОПК-1))
9. Топография или структура ареала (кружево ареала) (ОПК-1)
10. Составляющие или оси координат для номенклатуры ареалов. ((ОПК-1)
11. Формы ареала и типы его границ. (ОПК-1)
12. Формирование и динамика ареала. ((ОПК-1)
13. Разорванные ареалы и их происхождение. (ОПК-1)
14. Типы сплошных ареалов. Причины, определяющие форму ареала. (ОПК-1)
15. Основные препятствия и преграды для расселения животных. (ОПК-1)
16. Расселение животных (активное, пассивное). (ОПК-1)
17. Антропогенный фактор в расселении животных. (ОПК-1)
18. Центры происхождения и распространения видов. (ОПК-1)
19. Понятие о фауне (виды фаун). (ОПК-1)
20. Основные признаки фауны. (ОПК-1)
21. Структура и сравнительный анализ фауны. (ОПК-1)
22. Генезис фауны или фауногенез и его способы. (ОПК-1)
23. Теории происхождения фаун (ОПК-1)
24. Основные закономерности в распространении материковых животных. (ОПК-1)
25. Краткая история животного мира земли (эволюция фаун в палеозое и мезозое; кайнозой: третичный период, четвертичный период). (ОПК-1)
26. Эндемизм. (ОПК-1)
27. Понятие об эндемиках, неоэндемиках и палеоэндемиках. (ОПК-1)
28. Реликты и типы реликтов. (ОПК-1)
29. Автохтоны и аллохтоны или иммигранты. (ОПК-1)
30. Островная фауна. Классификация островов. (ОПК-1)
31. Основные особенности островной фауны животных. (ОПК-1)
32. Зоогеографическое районирование суши по Бобринскому. (ОПК-1)
33. Нотогейская суша. ((ОПК-1)
34. Характерные черты фауны Новозеландской области. (ОПК-1)
35. Характерные черты фауны Австралийской области. (ОПК-1)
36. Характерные черты фауны Полинезийской области(ОПК-1)
37. Неогейская суша. (ОПК-1)
38. Характерные черты фауны Неотропической области(ОПК-1)
39. Палеогейская суша. (ОПК-1)
40. Характерные черты фауны Мадагаскарской области. (ОПК-1)
41. Характерные черты фауны Эфиопской области. (ОПК-1)
42. Характерные черты фауны Индо-Малайской области. (ОПК-1)
43. Арктогейская суша (ОПК-1)
44. Характерные черты фауны Голарктической области. (ОПК-1)
45. Ландшафтно-географические зоны Голарктики. (ОПК-1)
46. Фаунистическое районирование и характерные черты фауны тундры. (ОПК-1)
47. Фаунистическое районирование и основные черты фауны тайги. (ОПК-1)
48. Фаунистическое районирование широколиственных лесов. (ОПК-1)
49. Характеристика фауны европейского широколиственного леса. (ОПК-1)
50. Характеристика фауны дальневосточного широколиственного леса (ОПК-1)
51. Характеристика фауны широколиственного леса Северной Америки. (ОПК-1)
52. Фаунистическое районирование степей. (ОПК-1)
53. Характерные черты фауны Европейско-Казахстанских степей. (ОПК-1)
54. Характеристика фауны монгольских степей. (ОПК-1)
55. Характеристика фауны Североамериканских степей. (ОПК-1)
56. Фаунистическое районирование пустынь. (ОПК-1)
57. Характерные черты фауны пустынь Сахары. (ОПК-1)
58. Характерные черты фауны пустынь Арало-Каспийских пустынь. (ОПК-1)
59. Характерные черты фауны пустынь Центральной Азии. (ОПК-1)
60. Характерные черты фауны пустынь Северной Америки. (ОПК-1)
61. Характерные представители горной фауны Внутренней Азии.
62. Характерные представители горной фауны Средней Азии. (ОПК-1)
63. Характерные представители горной фауны Кавказа. (ОПК-1)
64. Зоогеографические (фаунистические) области мирового океана (ОПК-1)
66. Зоогеографическое районирование Бурятии (ОПК-1)
67. Животный мир Бурятии. (ОПК-1)
Перечень вопросов к экзамену
1. Зоогеографии как наука, ее цель и задачи. (ОПК-1)
2. Основные разделы современной зоогеографии. (ОПК-1)
3. История развития зоогеографии(ОПК-1)
4. Экологические факторы среды. (ОПК-1)
5. Условия существования и распространения наземных животных (ОПК-1)
6. Основные типы биомов суши земного шара. (ОПК-1)
7. Учение об ареале. (ОПК-1)
8. Методы картирования ареалов (ОПК-1))
9. Топография или структура ареала (кружево ареала) (ОПК-1)
10. Составляющие или оси координат для номенклатуры ареалов. ((ОПК-1)
11. Формы ареала и типы его границ. (ОПК-1)
12. Формирование и динамика ареала. ((ОПК-1)
13. Разорванные ареалы и их происхождение. (ОПК-1)
14. Типы сплошных ареалов. Причины, определяющие форму ареала. (ОПК-1)
15. Основные препятствия и преграды для расселения животных. (ОПК-1)
16. Расселение животных (активное, пассивное). (ОПК-1)
17. Антропогенный фактор в расселении животных. (ОПК-1)
18. Центры происхождения и распространения видов. (ОПК-1)
19. Понятие о фауне (виды фаун). (ОПК-1)
20. Основные признаки фауны. (ОПК-1)
21. Структура и сравнительный анализ фауны. (ОПК-1)
22. Генезис фауны или фауногенез и его способы. (ОПК-1)
23. Теории происхождения фаун (ОПК-1)
24. Основные закономерности в распространении материковых животных. (ОПК-1)
25. Краткая история животного мира земли (эволюция фаун в палеозое и мезозое; кайнозой: третичный период, четвертичный период). (ОПК-1)
26. Эндемизм. (ОПК-1)
27. Понятие об эндемиках, неоэндемиках и палеоэндемиках. (ОПК-1)
28. Реликты и типы реликтов. (ОПК-1)
29. Автохтоны и аллохтоны или иммигранты. (ОПК-1)
30. Островная фауна. Классификация островов. (ОПК-1)
31. Основные особенности островной фауны животных. (ОПК-1)
32. Зоогеографическое районирование суши по Бобринскому. (ОПК-1)
33. Нотогейская суша. ((ОПК-1)
34. Характерные черты фауны Новозеландской области. (ОПК-1)
35. Характерные черты фауны Австралийской области. (ОПК-1)
36. Характерные черты фауны Полинезийской области(ОПК-1)
37. Неогейская суша. (ОПК-1)
38. Характерные черты фауны Неотропической области(ОПК-1)
39. Палеогейская суша. (ОПК-1)
40. Характерные черты фауны Мадагаскарской области. (ОПК-1)
41. Характерные черты фауны Эфиопской области. (ОПК-1)
42. Характерные черты фауны Индо-Малайской области. (ОПК-1)
43. Арктогейская суша (ОПК-1)
44. Характерные черты фауны Голарктической области. (ОПК-1)
45. Ландшафтно-географические зоны Голарктики. (ОПК-1)
46. Фаунистическое районирование и характерные черты фауны тундры. (ОПК-1)
47. Фаунистическое районирование и основные черты фауны тайги. (ОПК-1)
48. Фаунистическое районирование широколиственных лесов. (ОПК-1)
49. Характеристика фауны европейского широколиственного леса. (ОПК-1)
50. Характеристика фауны дальневосточного широколиственного леса (ОПК-1)
51. Характеристика фауны широколиственного леса Северной Америки. (ОПК-1)
52. Фаунистическое районирование степей. (ОПК-1)
53. Характерные черты фауны Европейско-Казахстанских степей. (ОПК-1)
54. Характеристика фауны монгольских степей. (ОПК-1)
55. Характеристика фауны Североамериканских степей. (ОПК-1)
56. Фаунистическое районирование пустынь. (ОПК-1)
57. Характерные черты фауны пустынь Сахары. (ОПК-1)
58. Характерные черты фауны пустынь Арало-Каспийских пустынь. (ОПК-1)
59. Характерные черты фауны пустынь Центральной Азии. (ОПК-1)
60. Характерные черты фауны пустынь Северной Америки. (ОПК-1)
61. Характерные представители горной фауны Внутренней Азии.
62. Характерные представители горной фауны Средней Азии. (ОПК-1)
63. Характерные представители горной фауны Кавказа. (ОПК-1)
65. Региональная зоогеография бассейна озера Байкал (ОПК-1)
66. Зоогеографическое районирование Бурятии (ОПК-1)
67. Животный мир Бурятии. (ОПК-1)
Перечень контрольных вопросов для самостоятельного изучения темы и для устных опросов
Экологические основы зоогеографии
1. Основные разделы современной зоогеографии.
2. Экологическая толерантность животных.
3. Экологическая валентность вида
4. Условия существования и распространения животных на суше.
5. Условия существования и распространения животных в море.
6. Условия существования и распространения животных в пресных водах.
Хорология
1. Учение об ареале.
2. Структура ареала.
3. Формирование и динамика ареала.
4. Расселение животных (активное, пассивное).
5. Антропогенный фактор в расселении животных.
6. Центр происхождения и распространения видов.
Учение о фауне
1. .Понятие о фауне (виды фаун).
2. Теории формирования фаун.
3. Структура и сравнительный анализ фауны
4. Генезис фауны
5. Эндемизм.
6. Островная фауна.
Систематическая зоогеография
1. Зоогеографическое районирование суши. Принципы районирования.
2. Нотогейская суша. Характерные черты фаун.
3. Новозеландская область. Фаунистический обзор.
4. Австралийская область. Фаунистический обзор.
5. Полинезийская область. Фаунистический обзор.
6. Неогейская суша. Характерные черты фауны
7. Неотропическая область. Фаунистический обзор.
8. Палеологейская суша. Характерные черты фаун.
9. Мадагаскарская область. Фаунистический обзор
10. Эфиопская область. Фаунистический обзор
11. Индомалайская область. Фаунистический обзор.
12. . Арктогейская суша.
13. Голарктическая область. Характерные черты фауны Голарктической области. Фаунистический обзор.
14. Фауны экологических зон Голарктики (тундры, тайга, мелколиственные и широколиственные леса, степи, пустыни, горы).
15. Зоогеографические (фаунистические) области Мирового океана.
16. Региональная зоогеография бассейна озера Байкал. Общая физико-географическая и ландшафтная характеристика территории.
17. Фауна водоемов Забайкалья. Эндемизм байкальской гидрофауны: причины и следствия.
Фауна Байкальского региона
1. Фауна Байкальского региона.
2. Животный мир Бурятии.
3. Эндемики Байкальского региона.
4. Ихтиофауна озера Байкал
5. Эндемизм байкальской гидрофауны: причины и следствия.
6. Редкие виды животных и птиц, занесенные в Красную книгу Бурятии.
7. Мероприятия по сохранению редких и исчезающих животных в Бурятии.
8. Фауна горных тундр Байкальского региона.
9. Фауна тайги Байкальского региона.
10. Фауна мелколистных лесов Байкальского региона.
11. Фауна участков лесостепи, степей Байкальского региона.
Комплект кейс – задач
Вариант 1
Кейс 1 подзадача 1
В состав данной зоогеографической области входят материк Австралия, острова Тасмания, Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тимор, архипелаг Бисмарка.
Какая это зоогеографическая область:
2. Неотропическая
3. Австралийская
4. Эфиопская
Кейс 1 подзадача 2
В состав данной зоогеографической области входят материк Австралия, острова Тасмания, Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тимор, архипелаг Бисмарка.
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.однопроходные млекопитающие (утконосы, ехидны)
2.полорогие (бизон, буйвол, овцебык)
3.сумчатые (кенгуру, вомбаты, кускусы)
4.тапир, ягуар
Кейс 1 подзадача 3
В состав данной зоогеографической области входят материк Австралия, острова Тасмания, Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тимор, архипелаг Бисмарка.
Какие животные характерны для следующих подобластей:
1.Собственно Австралийская подобласть
2. Папуасская подобласть
Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:
1.утконос, эму, лирохвосты
2.кускусы, древесные кенгуру
3.тасманийский дьявол
4.проехидна, казуары
Кейс 2 подзадача 1
Данная область охватывает весь африканский материк к югу от Сахары, южную часть Аравийского полуострова, остров Сокутру и ряд мелких островов, расположенных к западу от Африки.
Какая это зоогеографическая область:
1. Голарктическая
2. Неотропическая
3. Австралийская
4. Эфиопская
Кейс 2 подзадача 2
Данная область охватывает весь африканский материк к югу от Сахары, южную часть Аравийского полуострова, остров Сокутру и ряд мелких островов, расположенных к западу от Африки.
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.однопроходные млекопитающие (утконосы, ехидны)
2.эндемичные отряды млекопитающих - даманы и трубкозубы, африканские страусы
3.сумчатые (кенгуру, вомбаты, кускусы)
4.бамбуковые крысы, ящеры, слоны, носороги, оленьки, человекообразные обезьяны, птицы-носороги
Кейс 2 подзадача 3
Данная область охватывает весь африканский материк к югу от Сахары, южную часть Аравийского полуострова, остров Сокутру и ряд мелких островов, расположенных к западу от Африки.
Какие животные характерны для следующих подобластей:
1. Восточноафриканская подобласть
2. Западноафриканская подобласть
3. Капская (южноафриканская) подобласть
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1.оленек, карликовый бегемот, мартышки, горилла
2.вивверы, грызуны, большеухая лисица, горная зебра, бурая гиена
3.антилопы, жирафы, буйволы, бегемоты, слоны, носороги, зебры
Кейс 3 подзадача 1
Данный биом распространен в Субарктике, образуя циркумполярную зону вдоль северных берегов Евразии и Америки, характеризуется длинной суровой зимой с плотным снеговым покровом и коротким летом, вечной мерзлотой, бедным растительным покровом.
Какой это биом?
1. пустыни
2. степи
3. тундра
4. тайга
Кейс 3 подзадача 2
Данный биом распространен в Субарктике, образуя циркумполярную зону вдоль северных берегов Евразии и Америки, характеризуется длинной суровой зимой с плотным снеговым покровом и коротким летом, вечной мерзлотой, бедным растительным покровом.
Характерными чертами фауны данного биома являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.белый песец, копытный лемминг, белая сова и пуночка
3.северный олень, белая куропатка
4.тапир, ягуар
Кейс 3 подзадача 3
Данный биом распространен в Субарктике, образуя циркумполярную зону вдоль северных берегов Евразии и Америки, характеризуется длинной суровой зимой с плотным снеговым покровом и коротким летом, вечной мерзлотой, бедным растительным покровом.
Какие животные эндемичны (характерны) для следующих частей:
1. Скандинавско-Кольская часть
2. Европейско-Сибирская часть
3. Восточносибирская часть
4. Американская тундра
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1. сибирский лемминг, краснозобая казарка
2. желтобрюхий лемминг, полевка Миддендорфа, розовая чайка
3.овцебык, бурый лемминг, канадская казарка
4. норвежский лемминг
Вариант 2
Кейс 1 подзадача 1
Данная область занимает о-ва Новой Зеландии (Южный, Северный, Стюарта и несколько мелких) и лежащие к югу Чатам, Оклендские, Кемпбелл и Антиподов.
Какая это зоогеографическая область:
5. Голарктическая
6. Неотропическая
7. Новозеландская
8. Эфиопская
Кейс 1 подзадача 2
Данная область занимает о-ва Новой Зеландии (Южный, Северный, Стюарта и несколько мелких) и лежащие к югу Чатам, Оклендские, Кемпбелл и Антиподов.
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.однопроходные млекопитающие (утконосы, ехидны)
2.отсутствие местных млекопитающих, за исключением двух видов летучих мышей и одного вида крыс
3.сумчатые (кенгуру, вомбаты, кускусы)
4.полное отсутствие змей и наличие эндемичного вида – гаттерии.
Кейс 1 подзадача 3
Данная область занимает о-ва Новой Зеландии (Южный, Северный, Стюарта и несколько мелких) и лежащие к югу Чатам, Оклендские, Кемпбелл и Антиподов.
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1.млекопитающие
2. птицы
3.пресмыкающиеся
4.земноводные
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1.эму
2.гаттерия
3.маорийская крыса
4.лиопельма
Кейс 2 подзадача 1
Данная область занимает п-ов Индостан, о-в Шри-Ланка, п-ов Индокитай, Большие и Малые Зондские о-ва до Бали и Сулавеси на восток и Филиппинские о-ва
Какая это зоогеографическая область:
1.Голарктическая
2.Неотропическая
3.Новозеландская
4.Индо-Малайская
Кейс 2 подзадача 2
Данная область занимает п-ов Индостан, о-в Шри-Ланка, п-ов Индокитай, Большие и Малые Зондские о-ва до Бали и Сулавеси на восток и Филиппинские о-ва
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.однопроходные млекопитающие (утконосы, ехидны)
2.эндемичны отряд шестокрылов, семейства долгопятов, тупай, гиббонов
3.слоны, носороги, ящеры, оленьки, полуобезьяны, человекообразные обезьяны, птицы-носороги, питоны
4.полное отсутствие змей и наличие эндемичного вида – гаттерии.
Кейс 2 подзадача 3
Данная область занимает п-ов Индостан, о-в Шри-Ланка, п-ов Индокитай, Большие и Малые Зондские о-ва до Бали и Сулавеси на восток и Филиппинские о-ва
1. Индийская подобласть
2. Бирмано-Китайская
3. Зондская
4. Филиппинская
5. Сулавесская
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1.макаки, гиббоны, лангуры,крыланы,виверры,белки,летяги,шестокрыл,малайский медведь
2.эндемичны роды мышиных, виды шестокрыла, долгопята, обезьяноед
3.эндемичны роды хохлатый павиан, буйвол-аноа, свинья-бабирус
4.антилопа нильгау, четырехрогая, гарна, медведь-губач, гульман
5.чепрачный тапир, орангутан, обезьяна-носач, обилие гиббонов, шестокрыл, долгопяты, летучий дракон
Кейс 3 подзадача 1
Южнее тундры через всю Евразию и Северную Америку проходит широкая полоса данного биома. Это лес, состоящий из хвойных и мелколиственных пород деревьев. Из хвойных пород деревьев наиболее распространены ель, лиственница, сосна, несколько реже пихта и сибирский кедр.
Какой это биом?
. пустыни
2. степи
3. тундра
4. тайга
Кейс 3 подзадача 2
Южнее тундры через всю Евразию и Северную Америку проходит широкая полоса данного биома. Это лес, состоящий из хвойных и мелколиственных пород деревьев. Из хвойных пород деревьев наиболее распространены ель, лиственница, сосна, несколько реже пихта и сибирский кедр.
Характерными чертами фауны данного биома являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.белый песец, копытный лемминг, белая сова и пуночка
2.соболь, трехпалый дятел, бурозубки
3.северный олень, белая куропатка
4.лось, росомаха, заяц-беляк, бурый медведь
Кейс 3 подзадача 3
Южнее тундры через всю Евразию и Северную Америку проходит широкая полоса данного биома. Это лес, состоящий из хвойных и мелколиственных пород деревьев. Из хвойных пород деревьев наиболее распространены ель, лиственница, сосна, несколько реже пихта и сибирский кедр.
Какие животные эндемичны (характерны) для следующих частей:
1. Европейско-Обская
2. Восточно-Сибирская
3. Американская
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1. кабарга, соболь, каменный глухарь, северная пищуха
2. илька, древесный дикобраз, красные белки, американские летяги
3. обыкновенный крот, европейская норка, лесная куница, обыкновенный глухарь, западный лось
Вариант 3
Кейс 1 подзадача 1
Данная область охватывает всю Южную и Центральную Америку, о-ва Вест-Индские, Галапагосские, Хуан-Фернандесские, Фольклендские и Огненную землю.
Какая это зоогеографическая область:
9. Голарктическая
10. Неотропическая
11. Австралийская
12. Эфиопская
Кейс 1 подзадача 2
Данная область охватывает всю Южную и Центральную Америку, о-ва Вест-Индские, Галапагосские, Хуан-Фернандесские, Фольклендские и Огненную землю.
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.однопроходные млекопитающие (утконосы, ехидны)
2.отряд неполнозубые (броненосцы, муравьеды, ленивцы)
3.сумчатые (кенгуру, вомбаты, кускусы)
4.эндемичные семейства обезьян (цепкохвостые и игрунки)
Кейс 1 подзадача 3
Данная область охватывает всю Южную и Центральную Америку, о-ва Вест-Индские, Галапагосские, Хуан-Фернандесские, Фольклендские и Огненную землю.
Какие животные характерны для следующих подобластей:
1. Патагоно-Чилийская подобласть
2. Бразильская (Амазонская) подобласть
3. Центральноамериканская подобласть
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1.обезьяны, ленивцы, тапиры, опоссумы, гигантский броненосец, кустарниковая собака, гоацин
2.ценолесты,олень пуду, очковый медведь, вискаша, нанду
3.щелезубы, летучие мыши, крокодилы
4.эндемичны грызуны и летучие мыши
Кейс 2 подзадача 1
Данная область занимает всю Европу, Северную Африку, большую часть Азии, Северную Америку
Какая это зоогеографическая область:
1. Голарктическая
2. Неотропическая
3. Австралийская
4. Эфиопская
Кейс 2 подзадача 2
Данная область занимает всю Европу, Северную Африку, большую часть Азии, Северную Америку
Характерными чертами фауны являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.сравнительно бедная фауна
2.отряд неполнозубые (броненосцы, муравьеды, ленивцы)
3.сумчатые (кенгуру, вомбаты, кускусы)
4.эндемичных групп высокого систематического ранга мало
Кейс 2 подзадача 3
Данная область занимает всю Европу, Северную Африку, большую часть Азии, Северную Америку
Какие животные характерны для следующих биомов:
1. Тундра
2. Тайга
3. Степи
4. Пустыни
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1.эндемичны соболь, росомаха, бурый медведь, лесной лемминг, клест-еловик, семейство тетеревиных
2. суслики,хорек,жаворонок,тарбаган,даурский еж, хомячок, дзерен
3.песец, копытный лемминг, овцебык, пуночка,белая сова
4. тушканчики, песчанки, фенек, антилопы-орикс и адакс, рябки
Кейс 3 подзадача 1
Данный биом в Евразии образует полосу, протянувшуюся от Молдовы и Украины к Восточной Монголии, между листопадными, иногда хвойными лесами на севере и аридными и пустынными зонами на юге. В Северной Америке занимает широкую срединную полосу от Манитобы и Саскачевана на севере до Мексиканского залива на юге и от Мичигана на востоке до Скалистых гор на западе. Характеризуется открытым ландшафтом, продолжительным жарким летом, испытывают недостаток влаги, особенно во второй половине.
Какой это биом?
1. пустыни
2. степи
3. тундра
4. тайга
Кейс 3 подзадача 2
Данный биом в Евразии образует полосу, протянувшуюся от Молдовы и Украины к Восточной Монголии, между листопадными, иногда хвойными лесами на севере и аридными и пустынными зонами на юге. В Северной Америке занимает широкую срединную полосу от Манитобы и Саскачевана на севере до Мексиканского залива на юге и от Мичигана на востоке до Скалистых гор на западе. Характеризуется открытым ландшафтом, продолжительным жарким летом, испытывают недостаток влаги, особенно во второй половине.
Характерными чертами фауны данного биома являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
1.грызуны, жаворонки, дрофа
2.соболь, трехпалый дятел, бурозубки
3.северный олень, белая куропатка
4.тушканчики, сайгак, заяц-толай
Кейс 3 подзадача 3
Данный биом в Евразии образует полосу, протянувшуюся от Молдовы и Украины к Восточной Монголии, между листопадными, иногда хвойными лесами на севере и аридными и пустынными зонами на юге. В Северной Америке занимает широкую срединную полосу от Манитобы и Саскачевана на севере до Мексиканского залива на юге и от Мичигана на востоке до Скалистых гор на западе. Характеризуется открытым ландшафтом, продолжительным жарким летом, испытывают недостаток влаги, особенно во второй половине.
Какие животные эндемичны для следующих частей:
1. Европейско-Казахстанские
2. Монгольские
3. Североамериканские
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1. даурский еж, дзерен, тарбаган, даурский и алашанский суслик, монгольский и забайкальский хомячок
3. крапчатый, малый и европейский суслик, байбак, обыкновенный слепыш, большой тушканчик
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п