учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: расширить экологический кругозор;– проиллюстрировать сложность и противоречивость современных биоэтических воззрений в виду межкультурного разнообразия общества в этическом, философском контекстах и необходимость чёткой и ясной позиции в отношении к разумной эксплуатации биологических ресурсов биосферы;– сформировать определённые этические критерии, определяющие реальные
современные принципы охраны природы и разумного природопользования, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2.2. ИД-2. Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-5.2. ИД-2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения.
ИД-2 не знает основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не знает способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не знает основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проект
ИД-2 знает частично основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает частично способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает частично основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проект
ИД-2 знает в целом основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает в целом способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает в целом основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проект
ИД-2 знает основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проект
принципы биологической этики при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности:
ИД-2 не умеет проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не умеет решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не умеет публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет частично проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет частично решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет частично публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет в целом проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет в целом решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет в целом публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 не владеет проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не владеет решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не владеет публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет частично проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет частично решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет частично публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет в целом проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет в целом решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет в целом публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-2.2. ИД-2. Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-5.2. ИД-2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения.
ИД-2 не знает историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 не знает способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает частично историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 знает частично способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает в целом историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 знает в целом способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 знает способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
принципы биологической этики при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности:
ИД-2 не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 не умеет дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 умеет частично демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет частично дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет в целом дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 не владеет уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 не владеет дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 владеет частично уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет частично не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграци
ИД-2 владеет в целом уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет в целом не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграци
ИД-2 владеет уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграци
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Биоэтика как учебный предмет в вузе
как учебный предмет в вузе
учебный предмет в вузе
Подготовка доклада
ислам, христианство
религиозных учениях
христианство
нравственного воспитания
воспитания
http://bgsha.ru/art.php?i=4486
Основы биоэтики : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки «Биология», «Водные биоресурсы и аквакультура» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: Д. В. Тарнуев [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2024. - 257 с. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/03085. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект тестовых заданий для текущего контроля
3. Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
4. Примеры биоэтических задач (по Борейко, 2004), для семинарских занятий
5. Перечень тем для докладов
Основы биоэтики
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу. (УК-2, УК-5)
2. Факторы и причины возникновения биоэтики и ее соотношение с биомедицинской этикой. (УК-2, УК-5)
3. Междисциплинарный характер биоэтики. (УК-2, УК-5)
4. Биоэтика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт. (УК-2, УК-5)
5. Характеристика этики биологической, экологической и медицинской. (УК-2, УК-5)
6. Философские и правовые основы биоэтики. (УК-2, УК-5)
7. Взаимосвязь биоэтики и биомедицинской этикой. (УК-2, УК-5)
8. Основные принципы биоэтики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др. (УК-2, УК-5)
9. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века. (УК-2, УК-5)
10. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия. (УК-2, УК-5)
11. Принципы антропоцентризм и теоцентризма. (УК-2, УК-5)
12. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох. (УК-2, УК-5)
13. Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер). (УК-2, УК-5)
14. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch». (УК-2, УК-5)
14. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи. (УК-2, УК-5)
16. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству(УК-2, УК-5)
17 Экспериментирование на животных (УК-2, УК-5)
18. Животные и развлечения (УК-2, УК-5)
19. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика. (УК-2, УК-5)
20. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности. (УК-2, УК-5)
22. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко). (УК-2, УК-5)
23. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра. (УК-2, УК-5)
24. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы. (УК-2, УК-5)
25. Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма. (УК-2, УК-5)
26. Проблема права и долга в отношении к животным(УК-2, УК-5)
27. Проблема физических и нравственных страданий у животного(УК-2, УК-5)
28. Проблема владения животными(УК-2, УК-5)
19. Истоpия отношения человека к животным(УК-2, УК-5)
30. Законодательство по защите животных (УК-2, УК-5)
31. Отношение «человек и животное». Современное состояние проблемы. (УК-2, УК-5)
32. Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных. (УК-2, УК-5)
33. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя. (УК-2, УК-5)
34. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука. (УК-2, УК-5)
35. Качество биологического измерения и становление количественной биологии. (УК-2, УК-5)
36 Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова). (УК-2, УК-5)
37. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого. (УК-2, УК-5)
38. Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы. (УК-2, УК-5)
39. Альтернативное биотестирование. (УК-2, УК-5)
40. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace. (УК-2, УК-5)
41. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика). (УК-2, УК-5)
42. Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что - нужно. (УК-2, УК-5)
43. Духовная культура и биоэтика. (УК-2, УК-5)
44. Прогресс - как нравственный и духовный рост человека. (УК-2, УК-5)
45. Этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке. (УК-2, УК-5)
46. Этика медика и этики биолога - сходство и отличия. (УК-2, УК-5)
Комплект тестовых заданий для текущего контроля
1. Термин «биоэтика» ввел:
a. В. Р. Поттер;
b. В. И. Вернадский;
c. А. Л. Чижевский;
d. Н. Н. Моисеев.
2. Термин «биоэтика» предложен В.Р. Поттером в :
a. 1959 г.;
b. 1969 г.;
c. 1979 г.;
d. 1989 г.
3. Биоэтика - это раздел этики, рассматривающий отношение человека к:
a. другим людям
b. животным
c. достижениям биомедицины
d. различным живым формам
4. Биоэтика выделилась в самостоятельную область знаний в:
a. 18 веке;
b. 19 веке;
c. первой половине 20 века;
d. второй половине 20 века.
5. Источником биоэтики является:
a. религия;
b. философия;
c. наука;
d. все вместе.
6. Этика – это:
a. общественные отношения.
b. область знания, изучающая все добродетели.
c. форма общественного сознания
d. наука о морали и нравственности
7. Область знания, изучающая совокупность человеческих добродетелей была названа этикой:
a. Аристотелем;
b. Плутархом;
c. Платоном;
d. Пифагором.
8. Термин «этика» вошёл в европейские языки из:
a. греческого языка;
c. турецкого языка;
d. санскрита.
9. По родовой принадлежности этика относится к:
a. философии
b. психологии
c. истории
d. экономике
10. Впервые термин «мораль» ввёл:
a. Цицерон
b. Аристотель
c. И. Кант
d. Платон
11. Мораль–это:
a. совокупность норм, принципов, идеалов, регулирующих отношения и поведение людей в обществе;
b. форма общественного сознания;
c. наука о всеобщих законах развития общества
d. совокупность способностей и склонностей человека
12. Термин «мораль» вошёл в европейские языки из:
a. санскрита;
b. арабского;
c. латыни;
d. греческого языка.
13. Альтруизм –это:
a. выражение сочувствия в словах;
b. внутреннее, скрытое от всех, чувство сожаления относительно чужой беды;
c. помощь, стимулируемая желанием получить в результате выгоду;
d. бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.
14. Нравственность–это:
a. совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений;
b. характеристика поведения конкретного человека, его внутренних качеств;
c. отклассифицированные культурой по критерию «добро и зло» отношения и нравы людей.
d. нет верного ответа
15. Биософия – это:
a. Учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
b. Учение о мудрости жизни
c. Раздел философии, занимающийся анализом и осмыслением новейших достижений различных наук в выявлении закономерностей саморазвития всего живого на Земле.
d. Учение о сбережении здоровья
16. Основателем античной этики считается:
a. Фалес
b. Сократ
c. Платон
d. Аристотель
17. Принцип антропоцентризма выражается в:
a. требовании невреждения в отношении живых существ
b. признании прав человека
c. признании равноправия в отношениях человека и живой природы
d. признании интересов человека (общества) в качестве достаточного основания принятия решений в отношении живой природы.
18. Принцип биоцентризма выражается в:
a. последовательном проведении природохранных мер
b. признании прав животных
c. признании равноправия в отношениях человека и живой природы
d. признании интересов человека (общества) в качестве достаточного основания для
принятия решений в отношении живой природы
19. Отличие антропоцентризма от биоцентризма заключается в том, что в центре внимания находится:
a. человек;
b. природа;
c. вид;
d. живое существо.
20. Принцип космоцентризма выражается в:
a. признании равноправия всего сущего во Вселенной;
b. признании равноправия в отношениях человека и живой природы ;
c. признании интересов человека (общества) в качестве достаточного основания для принятия решений в отношении живой природы;
d. нет верного ответа
21. Какой трактат содержит молитву, которая начинается такими словами: «Пусть все существа повсюду пребывают в
a. Библия;
b. «Сутта-нипата» (собрание текстов буддийского канона);
c. Коран
d. Бхагавадгита
22. Принцип «ахимса» предполагает:
a. переход души в другие живые существа;
b. что всякое действие предполагает противодействие;
c. не причинение вреда живому;
d. отказ от жертвоприношений.
23. «Политеистическим религиозным учением является:
a. Иудаизм;
b. Буддизм;
c. Ислам;
d. Протестантство.
24. Религиозно-нравственные принципы запрещают потребление мяса и жестокое обращение
с животными в:
a. Индуизме;
b. Христианстве;
c. Исламе;
d. Иудаизме.
25. Альтернативой животноводству является:
a. веганство;
b. посты;
c. «безубойная диета»;
d. сокращение потребления мяса.
26. Причиной этического вегетарианства является:
a. развитие духовности человека;
b. отсутствие морального права у человека на лишение животных жизни;
c. ухудшение качества мясной пищи;
d. улучшение здоровья.
27. Основателем вегетарианства в Европе называют:
a. Пифагора;
b. Сенеку
c. Плутарха;
d. Швейцера.
28. Этические проблемы использования животных в развлечениях связаны с рядом занятий
человека, кроме:
a. охоты и рыболовства;
b. травли и боев животных;
c. зоопарков и цирков;
d. содержанием в питомниках представителей вымирающих видов.
29. Движение за «права животных" впервые провозгласило, что:
a. животные имеют такие права на жизнь и избавление от страданий, как и человек;
b. отношения к животным должно оцениваться как «правильное», если оно совпадает
с точкой зрения большинства людей
c. необходимо учитывать моральный статус животных, но отдавать предпочтение ценности человека
d. необходимо гуманное отношение к животным
30. Принцип биологического равноправия
a. Каждый должен получать то, что ему причитается
b. Каждый биологический вид имеет равные права на существование и развитие
c. Добровольное согласие субъекта испытания имеет первостепенное значение
d. Все связано со всем
31. Идея «глубинной экологии»:
a. Мир существует не как ресурс и не может свободно эксплуатироваться людьми.
b. Все связано со всем
c. Думай глобально - действуй локально
d. За все надо платить
32. Конвенция о биологическом разнообразии была принята 12 мая 1992 в г.
Найроби:
a. ООН
b. ЮНЕСКО
c. ЮНЕП
d. ВОЗ
33. Красная книга это:
a. Аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов
b. Первый в истории международный свод правил о проведении экспериментов на людях
c. Документ, налагающий строгие ограничения на возможные злоупотребления достижениями медицинской и
d. Документ, запрещающий клонирование человека с использованием клеток эмбриона
34. Биотестирование – это:
a. Определение степени опасности среды с помощью биологических объектов: водорослей, простейших дафний и пр.
b. Обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций на них живых организмов
c. Активизация физико-химического и биологического этапов восстановления земель.
d. Технология или одна из ступеней очистки воды
35. Всемирное общество защиты животных
a. WFPA
b. WSPA
c. WHO
d. IUCN
36. Понятие «этика дикой природы» было введено:
a. Л. Грэбер
b. Д. Ловлоком
c. Ю.Хаpгpоувом
d. Д. Кайфеpом
37. Экологическая этика утверждает идеи, кроме
a. ценности жизни каждого отдельного существа;
b. права дикой природы на существование;
c. права видов на существование;
d. этической ценности мира природы.
38. Гуманное отношение к животным строится на позиции:
a. справедливости и сопереживания;
b. экономической выгоды;
c. как необходимого условия существования биосферы;
d. полезности для человечества.
39. Наибольшее количество лабораторных животных используется в:
a. медицинских экспериментах;
b. фундаментальных исследованиях;
c. военных исследованиях;
d. образовании.
40. Кому принадлежат такие слова: «Мыслящего человека узнают по священному
благоговению перед жизнью»:
a. В.Гюго;
b. Ф.Кафке;
c. И.Бунину;
d. Э.По.
41. Основным аргументом специалистов медиков против экспериментов на животных
является:
a. большая стоимость исследований;
b. частое несовпадение результатов полученных на животных при их переносе на
человека;
c. нанесение страданий животному;
d. негуманное поведение людей.
42. Замена экспериментов на животных альтернативными моделями не включает работ с
использованием:
a. культуры клеток;
b. тканей и органов животных;
c. эмбрионов кур;
d. клинических исследований на людях.
43. В сферу интересов биомедицинской этики не входит:
a. достижения генных технологий;
b. отношение к животным;
c. отношение к растениям;
d. отношение к пациентам.
44. Программа гуманизации медико-биологических экспериментов (концепция трех R),
предложенная в 1959 г. Берчем и Расселом, не содержит положения:
a. уменьшения числа животных в эксперименте;
b. использования вместо животных альтернативных моделей;
c. повышения качества экспериментов;
d. отказа от экспериментов на животных.
45. Уменьшение количества животных в экспериментах достигается в результате ряда
мероприятий, кроме:
a. правильного планирования эксперимента;
b. использования здоровых животных;
c. использования стандартных по генотипу животных;
46. Первый в мире закон о защите животных от жестокого обращения был принят в:
a. Швейцарии
b. США
c. Германии
d. Великобритании.
47. Современные международные нормативные документы, предусматривающие защиту животных в различных областях их использования называются:
a. договорами;
b. конвенциями;
c. соглашениями;
d. постановления.
48. В каком году в царской России было создано Российское общество покровительства животным?
a. 1865 году
b. 1800 году
c. 1907 году
d. 1820 году
49. Международное общество защиты животных было создано в:
a. 1959 году
b. 1867 году
c. 1905 году
d. 1634 году
50. В 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН принят первый международный документ, подчеркивающий, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.
a. Концепция устойчивого развития
b. Всемирная Хартия природы
c. Программа коэволюции человека и природы
d. Пpава животных и человеческие обязанности
51. В каком году в России принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды»?
a. 2002 году
b. 1995 году
c. 2010 году
d. 2020 году
52. В каком году в России принят Федеральный закон «О животном мире»?
a. 2002 году
b. 1995 году
c. 2010 году
d. 2020 году
53. В каком году в России принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»?
a. 2002 году
b. 1995 году
c. 2010 году
d. 2020 году
54. В 1947 году был принят документ:
a. Нюрнбергский кодекс
b. Хельсинская декларация Всемирной медицинской организации
c. Конвенция Совета Европы о защите прав человека в биомедицине
d. Декларация о клонировании человека.
Примеры биоэтических задач (по Борейко, 2004), для семинарских занятий
Задача 1. Согласно теории прав природы, синиц, чижей нельзя отлавливать для содержания в клетках, так как это нарушает их право на естественную свободу в естественной среде обитания. Но ведь держа зимой птиц в клетке, мы, таким образом, спасаем их от бескормицы. Как быть?
Задача 2. В жизни часто возникает ситуация, когда человеку, чтобы спасти свою жизнь или здоровье, приходится лишать жизни комаров, гельминтов, болезнетворных микробов. Но ведь, убивая их, человек тем самым нарушает их право на жизнь.
Задача 3. Человек разводит коров, свиней, а затем в целях своего пропитания лишает их жизни, чем посягает на их право на жизнь. Правильно ли это?
Задача 4. Охотник любитель убивает на охоте зайца. На ферме разводят телят, которых тоже лишают жизни. Как в первом, так и во втором случае, человек забирает у животного жизнь. Однако, почему любительская охота с позиции экологической этики является безнравственной, а выращивание телят на мясо так не осуждается.
Задача 5. Во многих заповедниках и национальных парках проводятся санитарные рубки и другие мероприятия, направленные против короедов. Может ли это с позиции экологической этики считаться правильным?
Задача 6. В одном заповеднике развелось много кабанов и оленей. Они стали наносить экосистеме заповедника ущерб, уничтожив практически весь подрост. Было предложено организовать в заповеднике охоту, что бы не только снизить количество кабанов и оленей, но еще и заработать деньги для заповедника. Правильно ли это?
Задача 7. Активисты одной организации в защиту животных закупили в зоомагазине всех канареек и выпустили их на
Задача 8. В одном заповеднике при помощи давилок в целях научных исследований добывается огромное количество мышевидных грызунов. Этично ли это?
Задача 9. В одном из заповедников, где обитает редкий, занесенный в Красную книгу вид кулика, расплодились серые вороны, которые, расклевывая его яйца, поставили на грань исчезновения всю популяцию редкого кулика. Администрация заповедника приняла решение об отстреле серой вороны, что, в свою очередь, грубо нарушает права особей этого вида на жизнь. Как быть?
Задача 10. Обитающие в заповеднике волки стали делать вылазки на соседние с заповедником фермы, режа скот. Крестьяне обратились к руководству заповедника с требованием уничтожить волков. Как быть?
Задача 11. В элеваторе завелось много мышей и крыс, наносящих серьезный материальный ущерб. Директор элеватора предполагает для борьбы с ними закупить яд. Как расценивать этот поступок с точки зрения экоэтики.
Задача 12. В результате строительства многоэтажного жилого дома планируется засыпать песком и гравием небольшое болото, где обитают лягушки и другая живность (видов, занесенных в Красную книгу нет). Как следует поступать с точки зрения экоэтики?
Задача 13. Научный сотрудник зоологического института подал заявку в природоохранный орган с просьбой дать ему разрешение на отстрел 20-30 особей нескольких обычных видов птиц с целью сбора материала для диссертации. Этично ли проводить такую «научно-исследовательскую» охоту?
Задача 14. На улице росло несколько ив было решено их подстричь, дабы сделать «пушистее» и красивее. Как расценить это решение с точки зрения экоэтики?
Задача 15. В целях ограничения численности серой вороны работники охотничьего хозяйства часто применяют такой прием: окольцовывают одну ворону, выпускают ее, а затем в газете помещают объявление о вознаграждении тому, кто ее подстрелит и покажет кольцо. В погоне за наградой бывают уничтожены сотни птиц. Как вы оцениваете подобное мероприятие?
Задача 16. В некоторых охотничьих хозяйствах в вольерном полусвободном режиме разводят оленей, кабанов, уток с целью выпускать их под ружье охотников-любителей. Подобная охота с точки зрения ее организаторов считается примером гуманного и экологического отношения к животным. А как она расценивается с позиции экоэтики?
Задача 17. Активисты радикальной организации за права животных провели акцию по разгрому университетского вивария, где содержались крысы, белые мыши, лягушки и кролики, над которыми ставились научные опыты. Исследовательское оборудование было уничтожено, а животные выпущены на волю. Как оценить это событие с позиции экологической этики?
Задача 18. В Йеллоустонском национальном парке (США) произошел такой случай. Дикий бизон провалился под лед на реке. Когда работников парка спросили о помощи животному, они ответили, что это – естественный природный случай и потому пусть бизон выплывает или тонет сам. Но несколько посетителей парка начали спасать бизона, не зная, что работники парка решили предоставить самой природе решать его судьбу. Животное извлекли из воды, но оно обессилело и к утру погибло. Журналист, писавший об этом, осудил службу национального парка. «Это вовсе не научный вопрос, – сказал он, – это вопрос нравственный». А что вы думаете об этом?
Задача 19. Между защитниками природы и охотниками, рыбаками-любителями произошел конфликт. Первые вступались за уток и карасей, доказывая, что эти дикие животные имеют право на жизнь и свободу. Вторые утверждали, что они имеют право на любительскую охоту и рыбалку, и поэтому никто не должен им запрещать охотится и рыбачить. Чьи права должны быть защищены?
Задача 20. В небольшом итальянском городе Монда власти запретили держать в аквариумах рыбок. Мэрия выпустила постановление, в котором отмечается, что «у рыбки, живущей в аквариуме, вырабатывается искаженное представление о реальности», от чего она ужасно страдает». Кроме того, не все хозяева устанавливают хорошие фильтры, от чего жизнь аквариумных рыбок становится просто невыносимой. Как вы относитесь к данному постановлению?
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
1. Тема Философские основы биоэтики
1.1. Понятие биоэтики. Биоэтика как наука и мировоззрение. Биоэтика как учебный предмет в вузе
1 Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу.
2 Факторы и причины возникновения биоэтики и ее соотношение с биомедицинской этикой.
3 Междисциплинарный характер биоэтики.
4 Биоэтика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт
5 Характеристика этики биологической, экологической и медицинской.
6 Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер).
7 Основные понятия этики. Мораль и нравственность.
8 Этические теории, объясняющие происхождение и сущность морали.
9 Понятие и задачи биоэтики.
10 Основные направления биоэтики: биологическое, медицинское, экологическое.
11 Принципы биоэтичного отношения к миру. Эмпатия и принцип справедливости.
12 Понятие об антропоцентризме и биоцентризме.
1.2. Биоэтика в философских учениях различных эпох
1 Биоэтика III тысячелетия - как переход от антропоцентризма к биоцентризму.
2 Нравственно-биологический аспект социального прогресса.
3 Биоэтические идеи в философии Древнего мира.
4 Биоэтическая мысль в эпоху Средневековья.
6 Биоэтическая проблематика в философских учениях эпохи Просвещения и XIXвека.
7 Основные принципы этической концепции А. Швейцера.
8 «Благоговение перед жизнью»-как основной принцип биоэтики.
9 Экологическая этика О. Леопольда.
10 Идеи ученых-космистов о разрушительном воздействии на природу техногенной деятельности человека.
11 Учение В.И. Вернадского-о биосфере и ноосфере.
12 Натурфилософия К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевского, Н.А. Умова - ее влияние на биоцентрическое мировоззрение личности.
13 Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма.
1.3. Принципы биоэтики, ее философские и правовые основы
1. Философские и правовые основы биоэтики.
2. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия.
3. Принципы антропоцентризма и теоцентризма.
4. Биоэтика в философских учениях различных эпох.
5. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.
6. Концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская.
2. Тема Религиозно-исторические основы биоэтики
2.1. Этические учения древности
1. Биоэтика в этических учениях древности и античной философии.
2. Этисты средневековья и эпохи Возрождения.
3. Западные гуманисты XVII-XVIII вв. Х. Приматт, И. Бе6нтам.
4. Универсальная этика А.Швейцера.
2.2. Отношение к животным в религиозных учениях
1. Истоpия отношения человека к животным.
2. Исторический характер этики и биоэтики.
3. Развитие тотемизма в различных странах.
4. Отношение к животным в древних цивилизациях.
5. Проблема отношения человека к животным в восточных религиях. Принцип ахимса.
6. Отношение к животным в исламе.
7. Отношение к животным в иудаизме и христианстве.
8. Почитание растений и животных в Древнем мире (Египет, Римская империя, Греция).
2.3. Религии и животные. Индуизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, ислам, христианство
1. Христианство: отношение к растениям и животным.
2. Иудеи и живая природа: взаимодействие и отношения.
3. Мусульмане и живая природа: проблемы взаимодействия
4. Отношение к растениям и животным у людей, исповедующих синтоизм.
5. Буддизм: современное отношение к растениям и животным.
6. Индуизм и живой мир природы: положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
7. Даосизм: отношение к растениям и животным.
3. Тема. Области использования животных
3.1. Использование животных человеком и проблемы биоэтики
1. Животные и развлечения.
2. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века.
3. Экспериментирование на животных.
4. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности.
5. Альтернативное биотестирование.
6. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика).
7. Проблема владения животными
8. Качество биологического измерения и становление количественной биологии.
9. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука.
10. Этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке.
11. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко).
3.2. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству
1. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.
2. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.
3. Пища будущего.
4. Все о вегетарианстве
5. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству.
6. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя.
7. Альтернативы животноводству. Этическое вегетарианство.
9. Этические проблемы содержания животных в доме.
3.3. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика
1. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика.
2. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch».
3. Зоопарки: понятие, за и против.
4. Основы экологической этики.
5. Основные экофилософские концепции.
6. Концепции охраны дикой природы
7. Этический принципы защиты животного и растительного мира.
3.4. Принципы этичного отношения к животным
1. Проблема бездомных животных в больших городах и населенных пунктах
2. Компьютерное моделирование процессов, как альтернативный метод жестокому эксперименту над животными.
3. П. Сингер. Его теоретическая и практическая деятельность в борьбе за права животных.
4. Проблема права и долга в отношении к животным.
5. Проблема физических и нравственных страданий у животного.
6. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого.
7. Самостоятельная ценность животных.
8. Животное как чувствующее существо.
9. Проблема права и долга у людей в отношении животных.
10. Идея единства человека и животных.
11. Концепция прав животных. Т. Риган, П. Сингер, Э. Линзи.
12. Плюралистический утилитаризм.
13. Этические проблемы животноводства.
3.5. Пути формирования этичного отношения к животным
1 Прогресс - как нравственный и духовный рост человека.
2 Духовная культура и биоэтика.
3 Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных.
4 Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова).
3.6. Биоэтика и медицина: проблемы и перспективы сотрудничества
1 Проблемы современной ксенотрансплантологии
2 Этические проблемы клонирования
3 Иммуннокоррекция сельскохозяйственных животных в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды.
4 Современные проблемы клонирования.
5 Этика медика и этики биолога - сходство и отличия.
6 Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что – нужно.
7 Взаимосвязь биоэтики и биомедицинской этикой.
8 Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace.
9 История экспериментирования на животных.
10 Использование животных в биомедицинских экспериментах.
11 Законы о защите лабораторных животных в европейских странах, США, России.
12 Лицензирование проведения лабораторных исследований на животных.
13 Пути снижения количества экспериментальных животных в научных исследованиях.
14 Альтернативы использованию животных в экспериментах.
15 Проблема переноса результатов исследования с животных на человека.
16 Генетические требования к лабораторным животным.
17 Экологические требования к лабораторным животным.
18 Гнотобиоты, СПФ-животные, конвенциональные животные.
19 Требования к методам работы с лабораторными животными.
20 Технология производства и содержания животных.
21 Этические проблемы современных генных технологий.
22 Мутантные, трансгенные и клонированные животные.
23 Перспективы использования генной инженерии у человека и этические проблемы.
24 Этический аспект клонирования человека.
25 Отношение к клонированию общественности и религиозных учений.
26 Моральный аспект генетического тестирования человека.
27 Евгеника.
28 Исторический характер формирования этических принципов в медицине.
29 Моральные принципы медицинской биоэтики.
30 Этические правила взаимоотношения врача и пациента.
31 Этические проблемы перинатальной диагностики.
32 Этические проблемы репродуктивных технологий и их религиозная оценка.
34 Проведение экспериментов на человеке.
35 Проведение экспериментов на человеческом эмбрионе. Использование тканей и органов плода и этические последствия.
4. Тема. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Воспитание, образование и биоэтика
4.1. Общественное движение в защиту животных
1 Современные общественные движения в защиту биоразнообразия
2 Мировые экологические движения.
3 Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы.
4 Организации по защите животных и направления их работы.
5 Общественные движения в защиту животных в России.
4.2. Правовое регулирование отношений к живому в РФ, в современном мире
1. Законодательство по защите животных в развитых западных государствах.
2. Законодательство по защите животных в России.
3. Лесное законодательство. Лесной кодекс Российской Федерации, его роль в сохранении биоразнообразия в лесах.
4. Водное законодательство. Водный кодекс Российской Федерации, его роль в сохранении биоразнообразия в водной среде;
5. Земельное законодательство. Земельный кодекс Российской Федерации его роль в сохранении биоразнообразия при землепользовании;
6. Законодательство о недрах. Федеральный закон «О недрах», его роль в сохранении биоразнообразия при недропользовании.
7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
8. Федеральный закон «О животном мире».
9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
10. Федеральный закон «Об охране озера Байкал».
4.3. Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
1 Роль биоэтики в нравственном воспитании личности.
2 Сопереживание, эмпатия, бережливость, ответственность - важные принципы отношения человека к живой природе.
3 Гуманное отношение к животным в поэзии С. Есенина, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Евтушенко, Э.А. Осадова.
4 Отношение «человек и животное». Современное состояние проблемы.
5 Основные принципы биоэтики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др.
1. Биоэтика в философских и религиозных учениях.
2. Биоэтика как наука и мировоззрение.
3. Филосософско-методологическая функция биоэтики.
4. Роль биоэтики в процессе формирования естественно научного мировоззрения.
5. Проблемы биоэтики в философских и этических учениях различных эпох.
6. Отношение к природе в традиционных (языческих) религиях.
7. Отношение к природе в античной культуре.
8. Отношение к природе в индуизме и буддизме
9. Отношение к природе в исламе.
10. Отношение к природе в иудейско-христианской культуре.
11. Биоэтика и нравственная антропология Православия.
12. Ответственность человека перед природой и его долг перед будущими поколениями.
13. Этика А.Швейцера «Благоговение перед жизнью».
14. Принципы этичного отношения к животным, использование животных в развлечениях.
15. Биоэтика – путь к расширению границ нравственности.
16. Антропоцентризм и биоцентризм – два видения мира.
17. Концепция биоцентризма как методологическая основа биоэтики.
18. Роль биоэтики в подготовке молодых специалистов.
19. Идея равных прав человека и природы.
20. Высказывания известных ученых, писателей, актеров, музыкантов, государственных деятелей
о роли биоэтики в духовном становлении личности.
21. Гуманное отношение к животным в поэзии.
22. Принципы этичного отношения к животным.
23. Проблема внутренней самостоятельной ценности природы
24. Этические проблемы животноводства.
26. Проблемы экологии и биоэтика.
27. Гармонизация взаимодействия человека и природы.
28. Моральный долг и экологическая ответственность.
29. Актуальные проблемы экологической этики.
30. Эколо-этическая культура населения и этическое воспитание.
31. Формирование экологической культуры в процессе обучения.
32. Этика земли О.Леопольда.
33. Глубинная этика А.Нэсса
34. Общественное движение в защиту животных и законодательство.
35. Современные этические общественные движения.
36. Мировые общественные движения в защиту животных.
37. Движение за права и «освобождение» животных.
38. Биоэтика и право.
39. Международное и национальное законодательство о защите животных от жестокого
обращения.
40. Особенности законодательства Великобритании о защите животных от жестокого обращения.
41. Российское законодательство о защите животных от жестокого обращения.
42. Этические проблемы генных технологий.
43. Идея справедливости в здравоохранении и медицине.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п