учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3, 4
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
Задачи: изучить факторы жизни растений и приемы их оптимизации; освоить законы земледелия и их использование в практике сельскохозяйственного производства; изучить классификацию сорных растений и меры борьбы с ними; овладеть методикой разработки схем севооборотов и оценки их продуктивности; изучить способы, приемы, системы обработки почвы; освоить методы защиты почв от эрозии и дефляции; ознакомление с научными основами систем земледелия.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
ИД-1 ОПК-4.1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
ИД- 2 ОПК-4.2 Обосновывает элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно–климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Не знает об элементах системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики
ИД-2. Знает об элементах системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД - 2 . Знает хорошо об элементах системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Отлично знает об элементах системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
составлять элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики;
ИД-2. Не умеет обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
составлять элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики;
ИД-2. Умеет обосновывать некоторые элементы системы земледелия и технологии возделывания отдельных сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
составлять элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики;
ИД-2. Хорошо умеет обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
составлять элементы системы земледелия; технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики;
ИД-2. Отлично умеет обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
навыками возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Не имеет навыков разработки элементов системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
навыками возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Имеет некоторые навыки разработки элементов системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
навыками возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Хорошо владеет навыками разработки и обоснования элементов системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
навыками возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенноклиматическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики.
ИД-2. Отлично владеет навыками разработки и обоснования элементов системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий
Комплект тестовых заданий
Темы рефератов (презентаций)
Комплект заданий для практических занятий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
проверка задания
тестирование
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
Батудаев, Антон Прокопьевич. Общее земледелие : учебное пособие / А. П. Батудаев ; ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2016. - 248 с. Библиотека БГСХА
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова. – Улан-Удэ : Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2022. – 162 с. Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.Расскажите о главных морфологических признаках почвы.
2.Какие горизонты выделяются в профиле почвы?
3. Что называется мощностью почвы?
4.Что такое гранулометрический состав почвы?
5.Что такое структура почвы?
6.Расскажите о физических свойствах почвы?
7.Значение воды в жизни растений.
8.Какие выделяются формы почвенной влаги?
9.Какие выделяются группы по характеру связи с твердой фазой почвы и степени подвижности воды?
10.Дайте определение влажности почвы?
11.Что такое наименьшая влагоемкость (НВ) и полная влагоемкость (ПВ)?
12.Какие в зависимости от количества осадков и их испарения выделяют типы водного режима?
13.Что такое почвенный воздух?
14.Что понимается под термином «аэрация»?
15.Какими свойствами почвы определяется газообмен?
16.Дайте характеристику воздухопроницаемости и воздухоемкости?
17.Назовите источники тепла в почве.
18.Назовите основные тепловые свойства почвы.
19.Дайте характеристику весовой и обьемной теплоемкости.
20.Макроэлементы – что это такое?
21.Что собой представляют микроэлементы?
22.Что такое «физический песок» и «физическая глина»?
23.Агрегаты, какой размерности являются агрономически ценными, глыбистыми и пылью?
24.Какие приняты оценки структурного состояния почвы?
25.Классификация структурного состояния почвы по содержанию агрегатов 0,25-10,0 мм в процентах к воздушно-сухой массы почвы.
26. Какие выделяются факторы жизни растений?
27. Какой закон иллюстрирует «Бочка» Добенека?
28. Кто первым сформулировал закон минимума?
29.Какие необходимы параметры почвы для определения доступной (продуктивной) влажности почвы?
Тема: Сорные растения и меры борьбы с ними
1. Охарактеризуйте вред, наносимый сорняками сельскому хозяйству.
2. Почему не удается полностью уничтожить сорную растительность?
3. Что такое порог вредоносности, перечислите и изложите их сущность?
4. На каких признаках построена классификация сорняков?
5. Назовите современную классификацию сорняков?
6. Что такое карта засоренности полей и как её составляют?
7. Что представляют собой предупредительные меры борьбы с сорнякми и какие из них вам известны?
8. Каковы приспособительные особенности семян сорняков?
9. В чем состоят различия между способами борьбы с сорняками?
10. В чем роль химических мер борьбы с сорняками, их преимущества и недостатки с прочими?
11. Назовите признаки, по которым классифицируют сорные растения?
12. Какие признаки (свойства) положены в основу классификации гербицидов?
13. Чем вызвана необходимость системы мероприятий по борьбе с сорняками и её составные части?
14. В чем заключается сущность комплексных мер борьбы с сорными растениями?
15. Что такое интегрированная система защиты растений?
16. В чем заключается сущность комплексных мер борьбы с сорными растениями?
1. Что представляет собой предшественники?
2. Сгруппируйте сельскохозяйственные культуры как предшественники?
3. Какие предшественники яровой пшеницы лучшие в условиях Забайкалья?
4. Что такое паровое поле севооборота?
5. Какие Вам известны виды пара? Охарактеризуйте их.
6. Какие пары получили наибольшее распространение в Бурятии и почему?
7. Расскажите о роли чистого пара в борьбе с сорняками.
8. Что такое сборное поле севооборота и требования, предъявляемые к нему.
9. Занятые пары и их роль в современном земледелии.
10. Расскажите о сидеральных парах.
11. Какие из зерновых культур дают больший урожай зерна по чистому пару?
12. Какие предшественники предпочтительные для овса?
13. Какое последействие оказывает яровая пшеница на последующие культуры?
14. Что понимаете под понятием «звено севооборота»?
15. Какие типы и виды севооборотов Вам известны?
16. Чем отличаются зернопаровые севообороты от плодосменных?
17. Что представляет собой ротация севооборотов?
18. Что такое схема севооборотов?
19. Что понимаете под понятием «введение» и «освоение» севооборота?
20. Какой агрономический документ отражает состояние севооборота во времени?
21. Что понимаете под продуктивностью севооборота и по каким показателям она определяется?
22. Расскажите о системе удобрения в севооборотах.
23. Какова продуктивность севооборотов в земледельческих зонах Бурятии?
Тема: Обработка почвы
1. Что такое обработка почвы?
2. Какие технологические приемы обработки почвы Вы знаете?
3. Что Вы можете сказать о теоретическом обосновании обработки почвы в Бурятии?
4. Какие системы обработки чистого пара применяются в Бурятии?
5. Какие виды обработки почвы Вы знаете?
6. Расскажите о системе обработки в занятых парах.
7. Что представляет собой зяблевая обработка почвы?
8. Ваше отношение к плоскорезной обработке почвы в полевых севооборотах.
9. Как влияют различные обработки пара на содержание продуктивной влаги в почве?
10. Как влияет обработка почвы на ее биологическую активность?
11. Как влияет система обработки почвы на засоренность культур севооборота?
12. Что можете сказать о разноглубинной обработке почвы?
13. Для чего необходимо проводить углубление пахотного слоя почвы?
14. Что такое весновспашка и Ваше отношение к ней?
15. Что понимаете под прикатыванием почвы, и как этот прием используется в условиях Бурятии?
16. Как реагируют зерновые культуры на различные обработки почвы?
17. Расскажите о сроках подъема зяби и его особенности в Бурятии.
18. Как влияет состояние поверхности почвы на эродируемость почвы?
19. Зависит ли эффективность различных систем обработки почвы от биологических особенностей сельскохозяйственных культур?
20. Расскажите о теоретическом обосновании прикатывания почвы в условиях Бурятии.
21. Как влияет прикатывание почвы на урожайность зерновых культур?
Тема: Защита почвы от эрозии и деградации
1. Что такое ветровая эрозия?
2. Что понимают под термином «дефляция»?
3. Какие факторы влияют на развитие ветровой эрозии?
4. Каковы особенности ветровой эрозии в условиях Бурятии?
5. Как влияют агроклиматические особенности региона на развитие ветровой эрозии?
6. Какая структура почвы наиболее устойчива к ветровой эрозии?
7. Как начинается ветровая эрозия?
8. Роль стерни в защите почвы от эрозии?
9. Как влияет ветровая эрозия на плодородие почвы?
10. Как влияет ветровая эрозия на физические свойства почвы?
11. Что понимается под полосным размещением сельскохозяйственных культур?
12. Можно ли определенной схемой севооборота уменьшить негативное влияние ветровой эрозии?
13. Зависит ли урожайность зерновых культур от полосного размещения и их ширины?
14. Что такое лавинообразный эффект при развитии ветровой эрозии?
15. Как противостоят различные сельскохозяйственные культуры действию дефляционных процессов?
Тема: Системы земледелия
1. Раскройте типы и виды систем земледелия, и их признаки.
3. Чем объясняется большая продуктивность паровой системы земледелия по сравнению с примитивной системой?
4. Чем отличается система земледелия лесостепной зоны от систем земледелия в сухой степи Республики Бурятия?
5. Каковы особенности систем земледелия на орошаемых землях?
6. В чем сущность и каковы составные части современных систем земледелия?
7.Основоположники учения о системах земледелия в России.
8.Каковы основные задачи систем земледелия ?
9. Расскажите о природно-климатических зонах и приемах адаптации систем земледелия Западного Забайкалья (Республика Бурятия).
10.Каковы основные задачи и пути их решения в засушливых условиях Восточной Сибири?
11. В чем сущность систем земледелия степных и лесостепных районов Сибири?
12. Назовите основные звенья систем земледелия Республики Бурятия.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука.
2. Оценка с/х культур как предшественников зерновых культур.
3. Основные приемы механической обработки почвы и их задачи.
4. История развития земледелия, вклад ученых нашей страны в ее развитие.
5. Дать понятие сорных растений, засорителях.
6. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы.
7. Факторы жизни сельскохозяйственных растений.
8. Основные биологические особенности сорняков и меры борьбы с ними.
9. Влияние севооборота и отдельных групп культур на агрофизические и агрохимические свойства почвы.
10. Законы научного земледелия, устанавливающие связь между факторами жизни растений.
11. Карта засоренности полей севооборота и методика ее составления в производственных условиях.
12. Развитие и современное состояние научных основ обработки почвы.
13. Закон возврата – научная основа воспроизводства почвенного плодородия.
14. Принципы построения севооборотов, основные звенья полевых, кормовых севооборотов. Дать схемы.
15. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. Требования к качеству проведения.
16. Использование законов земледелия в практике сельского хозяйства.
17. Дать классификацию сорных растений по способу питания и продолжительности жизни.
18. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи.
19. Плодородие почвы. Виды плодородия. Пути воспроизводства плодородия почв.
20. Дать классификацию мер борьбы с сорняками.
21. Система обработки ранних паров в зависимости от зон, засоренности и эродированности почвы.
22. Достижение науки и передового опыта по повышению плодородия почвы и урожайности
сельскохозяйственных культур.
23. Биологические, физические и химические причины необходимости чередования культур.
24. Противоэрозионная обработка почвы в районах проявления ветровой эрозии. Роль стерни и комковатости
почвы в предотвращении ветровой эрозии.
25. Биологические показатели плодородия почвы и пути его улучшения.
26. Классификация гербицидов, дозы, способы и сроки их применения на посевах сельскохозяйственных культур.
27. Предпосевная обработка почвы, ее главные задачи требования к качеству.
28. Агрофизические показатели плодородия почвы и пути его улучшения.
29. История развития учения о севооборотах.
30. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на
каштановых почвах республики Бурятия.
31. Агрохимические показатели плодородия почвы.
32. Биологические особенности овсюга и меры борьбы с ним.
33. Агротехническое значение многолетних трав и место их в севообороте.
34. Методы повышения плодородия и окультуривания почв (биологические, агрофизические, агрохимические).
35. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в сухостепной зоне Бурятии. Обоснование этих схем.
36. Послепосевная обработка почвы, ее задачи, приемы и сроки проведения.
37. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги.
38. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов в лесостепной зоне Бурятии. Обоснование этих севооборотов.
39. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка)
40. Пути регулирования водного режима почвы в земледелии.
41. Дайте схемы полевых, кормовых севооборотов в степной зоне Бурятии. Обоснование этих севооборотов.
42. Система обработки занятых паров в республике Бурятия.
43. Воздушный режим почвы и методы его регулирования.
44. Комковатость почвы и методика определения. Шкала оценки устойчивости почвы к ветровой эрозии.
45. Характеристика систем земледелия по основным почвенно-климатическим зонам страны.
46. Тепловые свойства и тепловой режим почвы, практические приемы его регулирования.
47. Система обработки занятых паров в республике Бурятия.
48. История развития систем земледелия и их характеристика.
49. Вред, причиняемый сорняками сельскохозяйственному производству.
50. Кормовые севообороты и их роль в интенсификации кормопроизводства.
Комплект тестовых заданий
Тема: Научные основы земледелия
1. Размер агрономически ценных агрегатов в мм:
1. 0,01—0,1
2. 0,25—10,0
3. 10,0—20,0
4. 0,25—0,1
2. Строение пахотного слоя - это:
1. расположение по профилю почвы различных генетических горизонтов почвы
2. соотношение объема твердой фазы почвы ко всем видам пор
3. соотношение объема капиллярных пор к некапиллярным
3.Ионы ППК, обладающие способностью «склеивать почвенные частицы в агрегаты:
1. К+
2. Са2+
3. N+
4. Ма+
5. Na+
4. Процессы гумусонакопления в почве при рыхлении почвы:
1. возрастают
2. снижаются
3. не изменяются
5. Проникновение воды в почву: Установите соответствие
1. Хорошее
2. Застаивается
Состояние пористости:
а) капиллярные поры преобладают над некапиллярными
б) некапиллярные поры преобладают над капиллярными
в) соотношение капиллярной и не¬ капиллярной пористости 1:1
6. Плотность почвы, г/см3:
1. < 1,00
2. > 1,5
3. 1,01-1,20
4. 1,21-1,40
5. 1,41-1,50
Степень уплотнения:
а) очень плотная
б) среднеплотная
в) плотная
г) рыхлая
д) очень рыхлая
7. Оптимальная плотность почвы, г/см3:
1. 1,0-1,1
2. 1,2-1,3
3. 1,1-1,2
Культура:
а) картофель
б) ячмень
в) горох
8. Структура почвы:
1. микро-
2. макро-
3. глыбистая
Размер почвенных агрегатов, мм
а) более 10
б) 0,25-0,01
в) от 10 до 0,25
Установите последовательность
1. определение нетто-баланса
2. поступление азота в почву
3. количество минерализованного гумуса почвы
4. вынос азота с урожаем
5. новообразованный гумус из растительных остатков и органических удобрений
10. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке возрастания их структурообразующей способности:
1. горох
2. многолетние травы
3. ячмень
4. кукуруза
5. озимая пшеница
11. Расположите сельскохозяйственные культуры в порядке увеличения массы их растительных остатков:
1. Картофель
2. Ячмень
3. Озимая пшеница
4. Многолетние травы
5. Лен
Тема: Сорные растения и меры борьбы с ними
Тема: Севообороты
Укажите правильный ответ.
1. Лучший предшественник для сахарной свеклы в зоне недостаточного увлажнения ЦЧЗ:
1. клевер 2-го года пользования
2. горох
3. озимая пшеница
4. кукуруза
5. клевер 1-го года пользования
2. В пятипольном севообороте сахарную свеклу можно возделывать не более раз:
1. 2
2. 3
3. 1
3. Лучший предшественник для озимой пшеницы в лесостепной части центральных черноземных областей:
1. кукуруза на силос
2. бобовые культуры
3. многолетние травы
4. чистый пар
5. яровые зерновые культуры
4. В севообороте органические удобрения вносят под:
1. лен
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
5. горох
5. Севооборотом называется научно обоснованное чередование:
1. сельскохозяйственных культур во времени
2. сельскохозяйственных культур и пара на полях
3. сельскохозяйственных культур и пара во времени и на полях
6. Культура, переносящая повторные посевы:
1. ячмень
2. сахарная свекла
3. озимая пшеница
4. горох
5. картофель
6. подсолнечник
7. Культура, переносящая бессменные посевы в течение 5-6 лет:
1. лен
2. озимая рожь
4. многолетние травы
5. овес
8. Лучший предшественник озимых в подзоне недостаточного увлажнения Северного Кавказа:
1. многолетние травы
2. кукуруза на силос
3. пар чистый
4. однолетние травы
Установите соответствие
9. Сельскохозяйственная культура:
1. сахарная свекла
2. озимая пшеница
3. ячмень
4. Предшественник для ЦЧО:
а) пар чистый
б) картофель
в) озимая пшеница
10. Регион:
1. Центральные районы Нечерно-земной зоны
2. Северо - Западный
3. Центрально-Черноземная обл.
Предшественник для озимой пшеницы
а) пар чистый
б) пар занятой
в) озимая пшеница
г) пропашные
д) многолетние травы
11. Вид промежуточной культуры:
1. подсевные
2. озимые
3. пожнивные
4. поукосные
Сельскохозяйственная культура:
а) сераделла
б) горчица
в) вика озимая
г) рапс
д) озимая рожь
Установите последовательность
12. Чередования культур в севообороте (начиная с многолетних
трав):
1. озимая пшеница
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
13. Чередования культур в полевом севообороте для ЦЧО:
1. ячмень
2. однолетние травы
3. подсолнечник
4. пар чистый
5. озимая пшеница
6. сахарная свекла
14. Чередования культур в полевом севообороте для Ростовской
Области (начиная с чистого пара):
1. сорго
2. ячмень
4. пар чистый
5. озимая пшеница
6. однолетние травы
15. Чередования культур в севообороте (начиная с люпина на зе¬леный корм):
1. картофель
2. овес
3. люпин на зеленый корм
4. озимая пшеница
16. Предшественники льна в порядке возрастания их ценности:
1. кукуруза на силос
2. многолетние травы
3. картофель
4. ячмень
5. горох
Дополните
17. Разновидность занятого пара, в котором возделывается культура для заделки ее зеленой массы в почву, называется
_______________________________________________________________
16. Разновидность чистого пара при его основной обработке весной
называется_________________________________________________________
19. Лучшим предшественником яровых зерновых в зонах развития ветровой эрозии является
пар__________________________________________________
20. Лучшим предшественником озимой пшеницы в ЦЧО является_______
21. Разновидность пара, в котором парозанимающей культурой
является ранний картофель ____________________________________________
Разновидность чистого пара, в котором основная обработка
проводится с осени и называется
Тема: Обработка почвы
Укажите номер правильного ответа.
1. Равномерность глубины вспашки по показателю, если среднее значение глубины составило 19 см, а заданная глубина
22 см::
1. отличная
2. хорошая
3. удовлетворительная
4. неудовлетворительная
2. Орудие, с помощью которого можно достичь оптимальной плотности посевного слоя почвы, если в момент посева она
была 0,8 г/см3:
1. КПС-4 + БЗСС-1,0
2. РВК-3,6
3. ЗККШ-6
4. КФГ-3,6
5.КШУ-6 + БЗСС-1
3. Вид минимальной обработки дерново-подзолистой почвы под озимую рожь после однолетних трав при малолетнем
типе засоренности 40 шт./м2:
1. вспашка на 20-22 см ПЛН-4-35 + ПВР-2,3
2. лущение лемешное на 15-16 см, ППЛ-10-25 + БЗСС-1
3. лущение дисковое на 4-8 см, ЛДГ-10а
4. рыхление на 8-10 см, КШУ-6 + БЗСС-1
4. Допустимая глыбистость (комки диаметром более 3 см) поверхностного слоя почвы для яровых зерновых культур, %:
1. 30
2. 15
3. 20
4. 25
5. Культура в севообороте, под которую целесообразно углублять пахотный слой:
1. озимая рожь
2. лен
3. однолетние травы
6. Крутизна поля, при которой применяют ступенчатую вспашку:
1. 1-3°
2. 3-5°
3. 3-8°
4. Более 8°
7. Гранулометрический состав почвы, при которой следует применять плуги с культурными отвалами типа ПЛЖ-31
1. легкосуглинистые старопахотные
2. среднесуглинистые старопахотные
3. тяжелосуглинистые старопахотные
4. глинистые
8. Орудие, применяемое для предпосевной обработки почвы под озимую пшеницу, если глыбистость поверхностного
слоя составляет 15%:
1.РВК-3,6
2.КФГ-3,6
3.БДТ-7 +БЗСС-1
4.КПС-4 +БЗСС-1
5.Глыбистость допустимая, крошения не требуется
9. Культура в севообороте, под которую можно уменьшить глубину основной обработки хорошо окультуренной почвы
при малолетнем типе засоренности:
1. кукуруза на силос
2. озимая рожь
3. картофель
4. многолетние травы 1-го года пользования
5. многолетние травы 2-го года пользования
10. Культура, под которую в севообороте целесообразно применить чизелеванием на 30 см для разуплотнения плужной
«подошвы»:
1. овес
2. однолетние травы
3. озимая пшеница
4. картофель
5. ячмень
6. горох
11. Плуг, применяемый для вспашки каменистых почв:
1. ПТК-8-35
2. ПГП-7-40
3. ПЛИ-6-35
4. ПЛН-5-35
5. ПЛН-4-35
12. Наибольшая глубина лущения стерни при корневищном типе засоренности, см:
1. 5-6
2. 6-8
3. 8-10
4. 15-16
13. Глубина лемешного лущения при корнеотпрысковом типе засоренности, см:
1. 5-6
2. 6-8
3. 8-10
4. 10-12
5. 15-16
14. Орудие, используемое для разрушения почвенной корки на посевах ячменя без подсева многолетних трав:
1. БЗТС-1,0
2. БИГ-3
З. БСО-4А
4. ШБ-2,5
15. Глубина предпосевной обработки предварительно вспаханной серой лесной тяжелосуглинистой почвы под озимую
пшеницу, см:
1. 5-6
3. 10-12
4. 12-14
16. Наилучший срок щелевания озимых культур, размещаемых на полях с уклоном 3-5°:
1. до посева
2. после посева
3. поздней осенью, при замерзании почвы
4. весной, во время подкормки
17. Направление, в котором следует бороновать посевы зерновых культур, чтобы не повредить растение:
1. вдоль рядков посева
2. поперек рядков посева
3. по диагонали поля (под углом 45°)
4. направление обработки не имеет значения
18. Рабочие органы культиватора, используемые на запыреенных участках:
1.зубовые
2. плоскорежущие
3. пружинные
4. долотообразные
5. ножевидные
Установите последовательность
19. Приема обработки почвы по мере увеличения глубины:
1. плантажная вспашка
2. вспашка культурная
3. лущение лемешным лущильником
4. дискование
5. боронование зубовой бороной
Дополните
20. Если заданная глубина обработки 6 см, а средняя фактическая 4,5, то равномерность предпосевной обработки
легкосуглинистой почвы можно считать____________________________________________________________
21. При вспашке выполняются технологические операции:
1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
22. Боронование зяби зубовыми боронами обеспечивает:
1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
23. Плоскорезная обработка почвы проводится с целью:
1______________, 2_______________, 3________________ 4________________.
24. На склоновых землях проводится: 1) вспашка поперек склона, 2) предпосевная культивация ____________, 3) посев
______________.
Тема: Защита почвы от эрозии и деградации
1. Под влиянием каких природных факторов развиваются эрозионные процессы?
а) тепла и ветра
б) воды и ветра
в) воды и тепла
г) света и ветра
2. Наиболее вредоносная разновидность водной эрозии
а) капельная
б) поверхностная
в) овражная
г) склоновая
3. Разновидность водной эрозии, при которой происходит смыв частиц почвы называется
а) линейной
б) капельной
в) поверхностной
г) овражной
4. Если снос и смыв почв превышает темп почвообразования, то это
а) типичная эрозия
б) ускоренная эрозия
в) нормальная эрозия
г) замедленная эрозия
а) двойной
б) одновременной
в) совместной
г) злостной
6. Наиболее вредоносная разновидность ветровой эрозии
а) пыльная буря
б) снежный буран
в) торнадо
г) ураган
7. Эрозия почвы, скорость которой не превышает темп почвообразования, называют
а) замедленной
б) нормальной
в) безвредной
8. Эрозия почвы в условиях искусственного орошения называется
а) капельной
б) сточной
в) оросительной
г) ирригационной9. Укажите размер эрозионно-опасных частиц
а) менее 0,01 мм
б) 0,01-0,1 мм
в) 0,1-0,5 мм
г) менее 1 мм
10. Порог устойчивости почвы к ветровой эрозии наступает при комковатости почвы в пределах
а) 45-50%
б)50-55%
в)55-60%
г) 60-65%
11. Какой из указанных категорий смытости почв лишний?
а) очень слабосмытые
б) слабосмытые
в) сильносмытые
г) очень сильносмытые
12. Какой из приемов обработки почвы не относится к специальным противоэрозионным
а) щелевание
б) кротование
в) обвалование
г) дискование
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства.
2. История развития земледелия России в XIX веке.
3. Законы земледелия, их значение в современный период.
4. Проблемы плодородия почв и пути их решения.
5. Сорные растения Бурятии. Особенности борьбы с ними.
6. Эрозия почвы, меры борьбы в различных зонах.
7. Ветровая эрозия в Бурятии.
8. Зональная система земледелия Республики Бурятия.
9. Вклад Д.Н. Прянишникова в развитие отечественного земледелия.
10. Физико-механические свойства почвы.
11. Требования культурных растений к условиям жизни.
12. Законы земледелия и их использование.
13. Водный режим почвы и его регулирование.
14. Состав гумуса и его свойства.
15. Вред, наносимый сорными растениями.
Темы для презентаций
1. Проектирование систем севооборотов в интенсивном земледелии в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
3. Состояние засоренности полей и разработка эффективных мер борьбы с сорной растительностью в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
4. Проектирование системы севооборотов, обработки почвы и комплексных мер борьбы с сорняками в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
Комплект заданий для практических занятий
Тема: Научные основы земледелия
Задача 1. Определить объемную массу почвы, если объем взятой почвы составляет 100 см3, масса данной абсолютно
сухой почвы составляет 110 г.
Задача 2. Рассчитать плотность почвы для слоя 0-10 см, если масса сырой почвы 140 г, объем этой почвы 100 см3,
влажность – 28%.
Задача 3. Определить объемную массу для слоя почвы 0-10 см, если цилиндр, которым проводился отбор образца, имел
радиус 2,5 см, высоту – 10 см. Масса сырой почвы в цилиндре составляла 250 г, влажность – 20%.
Задача 4. Определить плотность почвы, если оббьем взятой почвы составляет 90 см3, масса данной абсолютно-сухой
почвы 120 г.
Задача 5. Определить плотность почвы для слоя почвы 10-20 см, если цилиндр, которым проводился отбор образца, имел
радиус 2,8 см, высоту – 8 см. Масса абсолютно сухой почвы 245 г.
Тема: Севообороты
1) Составить схему севооборота по данной структуре использования пашни. Определить число полей в севообороте, тип
и вид севооборота, для какой земледельческой зоны республики можно рекомендовать?
Структура пашни:
-ячмень - 25%
-пшеница - 25%
-пар чистый - 25%
-овес на з/м - 25%.
2) Составить схему севооборота по следующей структуре пашни:
-овес -10%
-пшеница -30%
- пар чистый -20%
-кукуруза -10%
-подсолнечник -10%
-овес на з/м -20%
Итого: 100%.
3) - пшеница – 20%
-пар занятый -20%
- овес – 20%
- горох-20%
-ячмень-20%
4) Составить схему севооборота, состоящую из одного поля яровой пшеницы, одного поля овса и одного поля пара
занятого. Рассчитать структуру использования пашни, определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой
зоны Бурятии можно рекомендовать?
5) Составить схему севооборота, где яровой пшеницей занято 25%, чистым паром – 25%, овсом – 50%, кукурузой – 25%.
Определить тип и вид севооборота, для какого по своему направлению хозяйства он подходит и в какой земледельческой
зоне оно должно находиться?
6) Составить схему севооборота при следующей представленности культур и пара – овес – 20%, яровая пшеница – 30%,
горох – 20%, чистый пар – 20%, яровая рожь – 10%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
7) Разместить в схеме прифермского севооборота культуры следующим образом: подсолнечник на силос будет занимать
20%, овес – 20%, кукуруза – 20%, картофель – 10%, турнепс – 10%, горох + овес – 20%. Для какой земледельческой зоны
республики можно рекомендовать составленную схему?
8) Почвозащитный с полосным размещением культур и пара севооборот имеет следующую структуру: пар чистый –
20%, зерновые – 60%, пропашные – 20%. Определить тип и вид севооборота.
9) Составить полевой шестипольный севооборот, в котором под зерновыми занято 66,6% пашни, пропашными – 16,7% и
зернобобовыми – 16,7%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны его можно рекомендовать?
10) В схеме севооборота представлены многолетние травы пятилетнего срока использования, которые занимают 50%
площади пашни, кукуруза – 10%, яровая пшеница – 20%, овес – 20%. Составить схему почвозащитного севооборота с
полосным размещением культур и многолетних трав, определить тип и вид севооборота.
11) Разработать почвозащитный севооборот, где посевами зерновых будет занято 66,6%, а чистым паром – 33,4%
площади. Для какой зоны можно рекомендовать эту схему, определить тип вид севооборота.
По заданным площадям посевов сельскохозяйственных культур и пара
составлении схем севооборотов ведущую зерновую культуру или их семенные посевы размещать по лучшим
предшественникам. При составлении схем севооборотов можно использовать сборное поле, где размещается несколько
культур одной хозяйственно-биологической группы (зерновые, пропашные и т.д.). Решите следующие задачи.
1. Составить схему севооборота при следующей структуре использования пашни: яровая пшеница – 200 га,
чистый пар – 201 га, овес – 400 га, кукуруза – 201 га. Указать тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
2. Составить схему севооборота, в которой под яровую пшеницу отведены 300 га, чистый пар – 301 га, донник –
300 га, овес – 300 га. Определить тип и вид севооборота. Для какой земледельческой зоны его можно рекомендовать?
3. Схема полосного почвозащитного севооборота включает зерновые культуры 500 га, чистый пар – 250 га.
Определить тип и вид севооборота, количество звеньев, указать, в какой зоне она может быть рекомендована.
4. Составить схему полевого севооборота, в которой зерновые и зернобобовые культуры занимают 750 га,
пропашные – 300 га. Средний размер поля севооборота равен 150 га. Определить структуру посевов, указать тип и вид
севооборота.
5. Составить схему севооборота, в которой зерновые занимают 1200 га, чистый пар – 400 га, однолетние травы
летнего срока посева – 400 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру использования пашни.
6. Разработать схему севооборота, где сидеральный донниковый пар занимает 180 га, яровая пшеница – 270 га,
яровая рожь – 90 га, горох – 180 га, овес – 180 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру
использования пашни.
7. Составить схему 4-польного полевого севооборота из следующего набора сельскохозяйственных культур и
паров: чистый пар – 200 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га, ячмень – 100 га, занятый пар – 200 га, яровая рожь – 100 га.
Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны он более приемлем?
8. Составить схему полевого севооборота, указать тип и вид, где он может быть внедрен? Набор культур и пара
следующий: зерновые – 1200 га, из них: яровая пшеница – 800 га, овес – 200 га, ячмень – 200 га; пропашные – 400 га;
чистый пар – 400 га.
9. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 800 га, из них: яровая рожь – 200 га, яровая пшеница –
400 га, овес – 200 га; пар занятый (донник) – 200 га, чистый пар – 200 га.
10. Донник в севообороте занимают 400 га, зерновые – 400 га. Составить схему 4-польного севооборота.
Определить тип и вид севооборота, в какой земледельческой зоны он более приемлем?
11. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 300 га, донник – 100 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га,
ячмень – 100 га. Определить тип и вид севооборота.
Разработка системы севооборотов
В любом хозяйстве имеется несколько севооборотов, образующих систему севооборотов. В системе севооборотов могут
быть представлены полевые и кормовые севообороты различных видов. Система севооборотов отражает структуру
использования пашни в земледельческой зоне, где расположено хозяйство. При разработке системы севооборотов можно
до 10-15% площади пашни оставлять вне севооборота.
1. Составить схему севооборотов для хозяйства сухостепной зоны.
Площадь пашни, всего - 4600 га;
в том числе: паров - 1200 га;
из них: чистых - 900 га;
занятых донником - 300 га;
посевов: - 3400 га;
из них: яровая пшеница - 1000 га;
овес - 1100 га;
ячмень - 700 га;
однолетние травы - 100 га;
картофель - 100 га;
кукуруза - 400 га.
2. Составить систему севооборотов для хозяйства, на пашне которого развита ветровая эрозия.
Площадь пашни, всего - 3900 га;
в том числе - паров - 1400 га;
из них: чистых - 1000 га;
занятых донником - 400 га;
яровой пшеницы - 1000 га;
овес - 1000 га;
картофель - 50 га;
турнепс - 150 га;
однолетние травы - 300 га;
рапс - 300 га
3. Разработать систему севооборотов для хозяйства степной зоны.
Площадь пашни, всего - 4720 га;
в т.ч. паров - 1300 га;
из них: чистых - 800 га;
яровая пшеница - 1000 га;
овес - 700 га;
ячмень - 300 га;
овес + горох - 200 га;
овес на з/м - 700 га;
донник - 200 га;
картофель - 200 га;
кукуруза - 420 га.
4. Составить систему севооборотов с полосным размещением культур и пара.
Пашни, всего - 3000 га;
из них: чистого пара - 1000 га;
зерновые - 2000 га.
5. Составить систему севооборотов для хозяйства лесостепной зоны.
Пашни, всего - 4500 га;
в т.ч. чистого пара - 200 га;
посевов - 4300 га;
из них яр. пшеница - 1000 га;
овес - 600 га;
ячмень - 400 га;
кукуруза - 400 га;
подсолнечник - 300 га;
однолетние травы - 700 га;
картофель - 300 га;
многолетние травы (кострец) - 400 га;
овес на з/м - 200 га.
Тема: Обработка почвы
1. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепной зоне Бурятии. Предшественник - зерносмесь на
сенаж. Тип засоренности корневищно-стержнекорневой, встречаются и малолетние сорняки, степень засоренности 3
балла. Поле имеет крутизну склона от 3-5 градусов. Почва серая лесная. Имеет место ветровая и водная эрозии почвы.
2. Разработать систему обработки чистого пара в степной зоне. Предшественник - овес. Тип засоренности
корневищно-малолетний, степень засоренности 4 балла. Крутизна склона от 1-3 градусов. Почва - чернозем мучнисто-
карбонатный.
3. Разработать систему обработки чистого пара для сухостепной зоны Бурятии: предшественник - овес, тип
засорения - корневищно-малолетний, степень засорения 4 балла. Почвы каштановые, легкого гранулометрического
состава, рельеф равнинный.
4. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепи. Предшественник - зерновые, тип засоренности -
корневищно-малолетний и составляет 3 балла. Рельеф невыровненный, крутизна склона составляет 3-5 градусов. Почва
серая лесная, мощность пахотного слоя 20 см.
5. Разработать рациональную, научно-обоснованную систему обработки чистого пара в лесостепной зоне. Почва
серая лесная, предшественник зернофуражные культуры, засоренность корнеотпрысковыми сорняками и составляет 2
балла. Рельеф равнинный.
6. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Западного Забайкалья. Предшественник - овес,
тип засорения - корневищно-малолетний, степень засорения поля 3 балла. Почва каштановая, мощность пахотного слоя
20 см. В качестве кулисного растения использовать горчицу.
7. Разработать систему обработки почвы чистого пара под яровую пшеницу в сухостепной зоне. Засоренность поля корневищными и малолетними сорняками. Степень
засоренности 3 балла. Почва каштановая, предшественник - зерновые на сенаж, поле подвержено ветровой эрозии.
8. Разработать систему обработки почвы в сидеральном пару. Лесостепная зона. В качестве сидератов
используется отава донника второго года пользования. Тип засорения корнеотпрысково-малолетний и составляет 3
балла. Поле не подвержено ветровой эрозии.
9. Разработать систему обработки почвы чистого пара под овес в степной зоне Бурятии. Почва имеет
легкосуглинистый гранулометрический состав. Поле
засорено пыреем ползучим, степень засорения 3 балла, имеются и малолетние сорняки. Предшественник – однолетние
травы.
10. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – горохоовсяная
смесь на зеленый корм, тип засорения корневищно-стержнекорневой. Засоренность 3 балла.
11. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – донник на силос.
Тип засорения корнеотпрысково-овсюжный, засоренность 3 балла. В пар вносится 40 т/га полупревшего навоза. Рельеф
равнинный. Эрозии почв нет. Мощность пахотного слоя почв 25 см.
12. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Бурятии. Почва каштановая легкого
гранулометрического состава. В качестве кулисного растения использовать подсолнечник. Тип засорения корневищно-
корнеотпрысково-малолетний, степень засоренности 2 балла. Рельеф равнинный. Предшественник – горох + овес на
сенаж.
1. Разработать систему обработки почвы в зернопаровом севообороте при полосном размещении культур и пара,
расположенного на землях, подверженных ветровой эрозии в сухостепной зоне. Засорение полей малолетне-
корневищное. Почва каштановая, легкого гранулометрического состава.
2. Яровая пшеница
3. Овес
4. Овес на з/м летнего
срока посева
2. Разработать систему обработки почвы в приведенных ниже севооборотах в степной зоне. Засорение полей
корневищно-малолетнее. Почва каштановая, рельеф имеет уклон от 1-3 градусов.
Схема:
1. Чистый пар
2. Яровая пшеница
3. Овес
4. Однолетние травы весеннего срока посева (срок посева -1 декада июня)
3. Разработать систему обработки почвы в севообороте в степной зоне. Засоренность полей корнеотпрысково-
малолетнее, степень ее 3 балла. Почва каштановая, легкого гранулометрического состава. Рельеф выровненный,
мощность пахотного слоя – 22 см.
Схема 1.
1. Чистый пар
2. Яровая пшеница + донник
3. Донник (зан.пар)
4. Овес
5. Однолетние травы
Схема 2.
1. Чистый пар (кулисный)
2. Овес + донник
3. Донник (зан.пар)
4. Ячмень
5. Однолетние травы весеннего срока посева
6. Ячмень
4. Разработать систему обработки почвы в севообороте, сухостепная зона, тип засорения корневищно-малолетний, 3
балла. Почва каштановая, супесчаная, мощность пахотного слоя – 18 см. В паровое поле вносится навоз – 40 т/га.
1. Чистый пар
2. Яровая пшеница
З. Овес
4. Зерносмесь на сенаж
5. Разработать систему обработки почвы в следующих кормовых севооборотах в лесостепной зоне на богаре. Тип
засорения корневищно-малолетний, степень ее 2 балла. Почва серая лесная, мощность пахотного слоя – 24 см.
Схема 1.
1. Силосные (кукуруза, подсолнечник)
2. Корнеклубнеплоды (картофель, корнеплоды)
3. Силосные (подсолнечник, кукуруза)
4. Зернофуражные (овес, ячмень)
Схема 2.
1. Силосные
2. Горохо-овсяная смесь весеннего посева + многолетние травы
3. Многолетние травы
4. Многолетние травы
5. Многолетние травы
6. Разработать систему обработки почвы в кормовом севообороте на орошаемых землях в лесостепной зове.
Засоренность корнеотпрысково-малолетнее, степень ее 3 балла. Почва серая лесная, оподзоленная, мощность пахотного
слоя – 23 см.
1. Силосные (смешанные посевы кукурузы и подсолнечника)
2. Горохо-овсяная смесь весеннего посева и рапс летнего посева
3. Корнеклубнеплоды
4. Горохо + овсяная смесь весеннего посева, редька масличная летнего посева.
Комплект тестовых заданий
Темы рефератов (презентаций)
Комплект заданий для практических занятий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п