2024-2025_m350406_o_1_plx_Методы диагностирования машин и оборудования в АПК
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Методы диагностирования машин и оборудования в АПК
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
15
15
Лабораторные занятия
30
30
Контактная работа
45
45
Сам. работа
63
63
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.т.н., Высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик Татаров Николай Таданович _________________
 
к.т.н., Высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик Езепчук Анатолий Леонидович _________________
 
к.т.н., Высшее. Профессиональное обучение.Инженер-педагог Балданов Константин Петрович _________________
 
 
Методы диагностирования машин и оборудования в АПК
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709);

- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);

 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: сформировать у обучающихся систему профессиональных знаний, умений и навыков по вопросам современных методов диагностирования машин и оборудования в АПК и испытания сельскохозяйственной техники

Задачи:  изучить достижений науки и техники в области диагностирования машин и оборудования, освоить прогрессивные технологии и технические средства АПК и испытания сельскохозяйственной техники   

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-5: Способен провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Технологическая практика 
1
2 семестр
 
Ресурсосберегающие технологии в агроинженерии 
2
1 семестр
 
Инновационные технологии в агроинженерии 
3
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Эксплуатационная практика 
1
4 семестр
 
Педагогическая практика 
2
4 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
3
4 семестр
 
Преддипломная практика 
4
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-5: Способен провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве;

ИД-1 ПКС-5.1  Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники

ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса

 
Знать и понимать  как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не знает как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 1 
 
Плохо знает как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 2 
 
знает как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере знает как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не умеет провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 1 
 
Плохо умеет провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 2 
 
умеет провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не владеет навыками как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

Уровень 2 
 
владеет навыками как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере владеет навыками как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-9: Способен проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники;

ИД-1 ПКС-5.1  Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники

ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса

 
Знать и понимать  как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
В полной мере владеет навыками как провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
Уровень 1 
 
Плохо знает

способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники

Уровень 2 
 
знает

способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере знает

способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не умеет проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники
Уровень 1 
 
Плохо умеет проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники

Уровень 2 
 
умеет проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере умеет проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не владеет навыками проведения стандартных испытаний сельскохозяйственной техники

Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками проведения стандартных испытаний сельскохозяйственной техники

Уровень 2 
 
владеет навыками проведения стандартных испытаний сельскохозяйственной техники, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере владеет навыками проведения стандартных испытаний сельскохозяйственной техники

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-11: Способен проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса;

ИД-1 ПКС-5.1  Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве

ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники

ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса

 
Знать и понимать  как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не знает способы стандартного испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 1 
 
Плохо знает способы стандартного испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 2 
 
знает способы стандартного испытания оборудования для технического сервиса, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере знает способы стандартного испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не умеет проводить  стандартные испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 1 
 
Плохо умеет проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 2 
 
умеет проводить  стандартные испытания оборудования для технического сервиса, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере умеет проводить  стандартные испытания оборудования для технического сервиса

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) как проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники и стандартные испытания оборудования для технического сервиса:
 
Не владеет навыками проведения  стандартных  испытаний оборудования для технического сервиса

Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками проведения  стандартных  испытаний оборудования для технического сервиса

Уровень 2 
 
владеет навыками проведения  стандартных  испытаний оборудования для технического сервиса, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
В полной мере владеет навыками проведения  стандартных  испытаний оборудования для технического сервиса

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Основы диагностирования машин
 
1.1
Основные положения теории оптимизации и технической диагностики
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
2
Лекция визуализация
Лек
 
1.2
Положения, термины и определения. Задачи технической диагностики.
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лек
 
1.3
Основные положения теории оптимизации и технической диагностики
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лаб
 
1.4
Положения, термины и определения. Задачи технической диагностики.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
4
Работа в малых группах
Лаб
 
1.5
Закономерность изменения технического состояния машин.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
собеседование, обсуждение результатов

Лаб
 
1.6
Современные технологии восстановления изношенных деталей
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Ср
 
1.7
Производственный процесс ремонта машин и оборудования
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
кейс-задания
Ср
 
1.8
Технологические процессы восстановления деталей
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
обсуждение результатов
Ср
 
Раздел 2. Методы диагностирования машин
 
2.1
Закономерность изменения технического состояния машин.
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
2
Лекция визуализация
Лек
 
2.2
Диагностирование в системе управления техническим состоянием машин.
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
2
Лекция визуализация
Лек
 
2.3
Диагностические параметры.
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лек
 
2.4
Классификация методов диагностирования.
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лек
 
2.5
Диагностирование в системе управления техническим состоянием машин.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лаб
 
2.6
Диагностические параметры.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лаб
 
2.7
Классификация методов диагностирования.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лаб
 
2.8
Восстановление типовых деталей и ремонт сборочных единиц машин и оборудования
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Ср
 
2.9
Основные понятия и определения надёжности. Физические основы надёжности машин
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Ср
 
2.10
Процесс подготовки машин к разборке машин
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
кейс-задания
Ср
 
2.11
Особенности механической обработки восстанавливаемых деталей
33
8
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
обсуждение результатов
Ср
 
Раздел 3. Современные технологии диагностирования
 
3.1
Совершенствование концепции технического диагностирования машин в АПК.
33
1
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Лек
 
3.2
Современные технологии восстановления изношенных деталей
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
2
Лекция визуализация
Лек
 
3.3
Совершенствование концепции технического диагностирования машин в АПК.
33
4
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
4
Работа в малых группах
Лаб
 
3.4
Современные технологии восстановления изношенных деталей
33
2
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
собеседование,

обсуждение результатов

Лаб
 
3.5
Совершенствование концепции технического диагностирования машин в АПК.
33
7
ПКС-9,ПКС-11,ПКС-5
устный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Бобрович Л. В., Гордеев А. С., Горшенин В. И., Жидков С. А., Завражнов А. И., Заовражный А. И. Современные проблемы науки и производства в агроинженерии:Доп. МСХ РФ в кач-ве учебника для высших аграрных учебных заведений по напр. 110300- "Агроинженерия". - СПб.: Лань, 2013. - 495
Л1.1
 
Маслов Г. Г., Карабаницкий А. П. Техническая эксплуатация средств механизации АПК [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 192 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/254699 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Раднаев Д. Н., Петунов С. В., Ямпилов С. С., Лабаров Д. Б. Тракторы с шарнирно сочлененной рамой NEW HOLLAND серии 9000 [Электронный ресурс]:Рекомендовано УМО вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Агроинженерия". - Улан-Удэ: Издательство БГСХА имени В. Р. Филиппова, 2015. - 138 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=2336 
Л2.1
 
Методы и технические средства диагностирования сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс]:. - Белгород: БелГАУ им.В.Я.Горина, 2017. - 52 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/123420 
Л2.2
 
 
Методическая литература
 
Татаров Н. Т., Балданов К. П. Методы диагностирования машин и оборудования в АПК [Электронный ресурс]:методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия. - , 2021. - 50 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=4764 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
357
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «РОСТСЕЛЬМАШ») (357)
36 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Гидрораспределитель, гидравлический мотор, секция гидрораспределителя, гидравлический насос, привод вентилятора, силовой привод, гидроцилиндр, силовой электропривод, тандем насосов рулевого управления, напорный клапан, мотор-редуктор, угловой редуктор, генератор, насос-дозатор, гидропривод, гидромотор привода ротора, насос шестеренный, компрессор, крышка муфты электромагнита, блок с датчиком, редуктор, редуктор понижения оборотов, Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
167
Учебная аудитория для проведения лабораторных занятий (167)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, трактор ЮМЗ-6, диагностическое оборудование, 2 стенда
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Методы диагностирования машин и оборудования в АПК [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост.: Татаров Н.Т., Балданов К.П.– Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 50 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4764
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Татаров Николай Таданович
Высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик
к.т.н.доцент
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Езепчук Анатолий Леонидович
Высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик
к.т.н.доцент
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Балданов Константин Петрович
Высшее. Профессиональное обучение.Инженер-педагог
к.т.н.доцент 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания,

 
включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине

1. Роль и место диагностирования машин при поддержании их работоспособности.(ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

2. Основные понятия, термины и определения технической диагностики. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

3. Классификация машинно-тракторного парка АПК. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

4. Закономерности изменения технического состояния машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

5. Характерные отказы при эксплуатации машин и способы их устранения. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

6. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

7. Техническое диагностирование – как одно из важнейших элементов при сертификации услуг сервисных предприятий. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

8. Этапы управления технических состояний машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

9. Классификация методов диагностирования. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

10. Диагностические параметры и их классификация. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

11. Проверка мощностных и топливно-экономических показателей работы двигателя с использованием прибора ИМД-Ц. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

12. Диагностирование цилиндро-поршневой группы двигателя. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

13. Диагностирование механизма газораспределения. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

14. Диагностирование и регулировка элементов системы питания двигателя. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

15. Определение общего технического состояния дизеля малогабаритным электронным прибором ЭМДП. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

16. Диагностирование и техническое обслуживание электрооборудование тракторов. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

17. Диагностирование гидросистемы механизма навески трактора. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

18. Диагностирование узлов и механизмов зерноуборочного комбайна. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

19. Определение остаточного ресурса деталей и узлов при прогнозировании.( ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

20. Контролепригодность машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)

Вопросы для самостоятельной работы обучающихся

1. Дайте характеристику понятий: "надежность", "изнашивание", "ресурс".

2. Приведите примеры деталей, где преобладают те или иные характерные виды изнашивания.

3. Какие бывают виды диагностирования в зависимости от назначения?

4. Каковы мероприятия по предупреждению неисправностей машин?

5. Что называют предельными и допустимыми без ремонта величинами неисправностей и как их устанавливают?

6. Что подразумевается под производственным и технологическим процессами.

7. Для чего служит дефектовка деталей и как обнаружить трещины и др. дефекты у деталей?

8. В чем состоят особенности проведения разборочных работ и какие дефектовочные операции должны быть 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
выполнены при разборке?

9. Сварка и наплавка - как один из основных способов ремонта, деталей типа "вал", "втулка", "корпусных изделий".

10. Перечислите оборудование применяемое при газовой сварке. Преимущества и недостатки газовой сварки и ТБ.

11. Перечислите оборудование применяемое при электрической дуговой сварке и ТБ.

12. Что собой представляет электрод Э-34?

13. Особенности восстановления чугунных деталей?

14. Особенности восстановления деталей из сплавов АС?

15. Для чего и какие именно детали маркируют при разборке двигателя?

16. Основные задачи комплектовки деталей?

17. Какие неисправности встречаются у блоков двигателей и чем объяснить их появление?

18. Какое применяют оборудование и как растачивают гильзы или цилиндры в блоках?

19. Какое применяют оборудование и как доводят рабочую поверхность цилиндров и гильз после расточки?

20. Как проводят операцию гильзования блоков?

21. Перечислить основные неисправности аккумуляторных батарей и их признаки.

22. Как приготовить электролит и как зарядить аккумуляторные батареи?

23. Как должны храниться аккумуляторные батареи?

24. Перечислите основные неисправности генераторов постоянного тока.

25. Как и по каким показателям испытывают генератор?

26. Каковы особенности испытания генераторов переменного тока?

27. Как проверить неисправность диодов, выпрямителей?

28. По каким показателям и как испытывают и регулируют прерыватель-распределитель?

29. Каковы неисправности конденсатора и как испытывают конденсатор?

30. Перечислите основные неисправности стартеров. Как проверяют и регулируют механизм привода стартера?

31. Как проводят испытания стартеров?

32. Перечислите основные неисправности ТНВД. Какие типы ТНВД применяются на автотракторных дизельных двигателях?

33. Как проверить и отрегулировать работу регулятора топливного насоса?

34. Каков характер износа деталей плунжерной пары и какие способы определения его пригодности?

35. Как проверить и отрегулировать количество топлива и угол начала впрыска топлива, подаваемого насосными элементами топливного насоса?

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Каким способом намагничивают детали, имеющие поперечные трещины?

2. Преимущества вибродуговой наплавки?

3. Укажите достоинство хромирования перед другими видами гальванического

наращивания.

4. На каком принципе основан магнитный метод определения дефектов?

5. Как определяется плотность тока при гальваническом наращивании?

6. На что влияет увеличение зазора в контактах прерывателя?

7. Как определяется угол замкнутого состояния контактов на стенде УКС-60?

8. Каким способ намагничивают детали, имеющие продольные или косо расположенные

трещины?

9. Какая внешняя характеристика источника тока рекомендуется при ручной сварки?

10. В чем сущность метода отжигающих валиков;

11. Как определяется выход металла по току?

12. К чему приводит ослабление пружины подвижного контакта прерывателя?

13. Как выбирается номер наконечника?

14. Какие компоненты входят в состав толстых покрытий электродов?

15. Какие компоненты входят в состав толстых покрытий сварочных электродов?

16. В чем трудность сварки алюминия и его сплавов?

17. Недостатки вибродуговой наплавки.

18. При каком соотношении хромового ангидрида к серной кислоте происходит

наибольшее осаждение металла?

19. Укажите величину припуска на расточку и хонингование цилиндров двигателей

внутреннего сгорания.

20. Условный ремонт это?

Комплект тестовых заданий

Тест 1.

1.Что такое наработка объекта (технической системы)?

1. Время эксплуатации объекта.

2. Продолжительность или объём выполненной работы при выполнении своих функций.

 
3. Затраты средств по мере эксплуатации объекта.

2. Наработка объекта это:

1. Объём выполненной работы в установленных для объекта единицах.

2. Время эксплуатации объекта.

3. Затраты средств по мере эксплуатации объекта.

3. Исправное состояние объекта - это состояние при котором:

1. Объект полностью соответствует всем требованиям нормативно - технической документации на объект.

2. Объект имеет незначительные отклонения от требований нормативно - технической документации на объект.

3. Объект работоспособен, но имеет отклонения от требований нормативно - технической документации на объект.

4. Работоспособное состояние объекта - это состояние при котором:

1. Объект должен находиться в исправном состоянии.

2. Объект полностью соответствует всем требованиям нормативно - технической документации на объект.

3. Объект может выполнять рабочие функции, для которых он предназначен.

Тест 2.

1 .Какое состояние объекта определяется как его отказ?

Неисправное состояние.

Предельное состояние.

Неработоспособное состояние.

2. К какому свойству надёжности относится показатель "параметр потока отказов"?

1. К ремонтопригодности.

2. К долговечности.

3. К безотказности.

3. К какому свойству надёжности относится показатель "средний ресурс"?

1. К ремонтопригодности.

2. К долговечности.

3. К безотказности.

4. К какому свойству надёжности относится показатель "гамма - процент-ный ресурс"?

1. К ремонтопригодности.

2. К долговечности.

3. К безотказности.

З.К какому свойству надёжности относится показатель "вероятность нро-ведения ремонта в заданное время"?

1. К ремонтопригодности.

2. К долговечности.

3. К безотказности.

6. К какому свойству надёжности относится показатель "среднее время восстановления работоспособности после отказа"?

1. К ремонтопригодности.

2. К долговечности.

3. К безотказности.

7. Параметрический отказ объекта - это отказ, при котором:

1. Объект неработоспособен.

2. Объект работоспособен, но один из параметров его технического состояния достиг предельного состояния.

3. Объект работоспособен, но один из параметров его технического состояния вышел за пределы допуска на изготовление объекта.

8. Постепенный отказ объекта - это отказ, момент появления которого:

1. Зависит от наработки объекта.

2. Не зависит от наработки объекта.

3. Зависит от характера предыдущего отказа объекта.

9. Внезапный отказ объекта - это отказ, момент появления которого:

1. Зависит от наработки объекта.

2. Не зависит от наработки объекта.

3. Зависит от характера предыдущего отказа объекта.

10.Отказ функционирования объекта - это отказ, при котором:

 
1. Объект не работоспособен.

2. Какой либо параметр объекта достиг предельного состояния.

3. Объект не исправен.

11.Отказом объекта является состояние, при котором объект:

1. Находится в неисправном состоянии.

2. Находится в неработоспособном состоянии.

3. Объект не соответствует каким либо требованиям нормативно - технической документации.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Кейс-задания

Кейс 1. Подзадача 1.

В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор. Он необходим для:

1 - снижения шумности работы двигателя;

2 - уменьшения износа клапанов;

3 - компенсации теплого расширения деталей;

4 - повышения безопасности работы механизма.

Кейс 1. Подзадача 2.

В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор. При помощи каких инструментов можно зазор отрегулировать? Укажите не менее двух вариантов ответа

- Микрометр, отвертка;

- Отвертка, набор шупов;

- Гаечный ключ, набор щупов;

- Линейка отвертка.

Кейс 1. Подзадача 3.

В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор.

Как повлияет на выходные показатели работы двигателя:

1 - увеличения зазора во впускном клапане;

2 - уменьшение зазора в выпускном клапане;

3 - отсутствие зазора.

Укажите соответственно для каждого нумерованного элемента задания:

- снижается мощность двигателя, улучшается очистка цилиндра от выхлопных газов;

- снижается мощность двигателя, повышается дымность выхлопа;

- снижается крутящий момент двигателя, работа двигателя прекращается;

- повышается расход топлива, снижается крутящий момент двигателя.

Кейс 2. Подзадача 1.

Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.

А какую функцию она еще выполняет?

1 - Кратковременно отсоединяет двигатель от трансмиссии;

2 - Длительно отсоединяет двигатель от трансмиссии;

3 - Обеспечивает резкое движение машины с места;

4 - Улучшает плавность хода машины.

Кейс 2. Подзадача 2.

Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.

Каким способом можно изменить свободный ход педали управления муфтой сцепления?

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1 - Удлинением регулировочной тяги;

 
2 - Укорочением регулировочной тяги;

3 - Увеличением числа фрикционных накладок;

4 - Уменьшением числа фрикционных накладок.

Кейс 2. Подзадача 3.

Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.

В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности муфты сцепления:

1 - муфта пробуксовывает;

2 - муфта «ведет»

3 - при выключении муфта сильно нагревается

Укажите основные причины возникновения неисправностей для каждого нумерованного элемента задания

- отсутствует свободный ход педали сцепления;

- велик свободный ход педали сцепления;

- износ фрикционных накладок;

- замаслены фрикционные накладки ведомых дисков.

Кейс 3. Подзадача 1.

В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется аккумуляторная батарея.

Каково напряжение одного отдельно взятого аккумулятора?

1- 2 Вольта;

2- 6 Вольт;

3- 12 Вольт;

4- 24 Вольта.

Кейс 3. Подзадача 2.

В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется аккумуляторная батарея.

Какие компоненты необходимы для приготовления электролита?

Укажите не менее двух вариантов ответа:

1 - Колодезная вода, соляная кислота;

2 - Серная кислота, дисцилированная вода;

3 - Дисцилированная вода, керамическая посуда;

4 - Серная кислота, стеклянная посуда.

Кейс 3. Подзадача 3.

В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется

аккумуляторная батарея.

В процессе эксплуатации батареи могут возникнуть следующие неисправности:

1 - Ускоренный саморазряд;

2 - Сульфатация пластин;

3 - Короткое замыкание пластин.

Укажите для каждой неисправности основные причины их возникновения:

- загрязнение электролита или поверхности батареи;

- пониженный уровень электролита, нарушение правил хранения;

- выпадение активной массы, разрушение сепараторов;

- повышенный уровень электролита, окисление клемм.

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Работа 1

Диагностика технического состояния агрегатов гидравлической системы трактора МТЗ-80/82.

1. Проверка общего состояния агрегатов гидравлической системы навесного устройства.

2. Проверка транспортной усадки штока гидроцилиндра и утечек масла по штоку.

3. Проверка подачи насоса гидросистемы.

4. Проверка технического состояния распределителя и силового (позиционного) регулятора по расходу масла.

5. Проверка давления открытия предохранительного клапана и автоматического возврата золотников распределителя.

6. Измерение расхода масла при отключенном регуляторе.

7. Измерение расхода масла при работе регулятора.

8. Измерение расхода масла при работе распределителя.

 

Работа 2

Диагностирование дизельного двигателя Д-240 трактора МТЗ.

1. Диагностирование фильтров.

2. Диагностирование топливного насоса.

3. Диагностирование форсунок.

4. Определения уровня дыма в отработавших газах дизельного двигателя.

5. Определение момента впрыска топлива.

6. Диагностика работы плунжерной пары ТНВД.

7. Диагностика настройки топливной рейки ТНВД.

8. Проверка герметичности топливоподводящих трубок системы питания двигателя.

Работа 3

Диагностирование электрооборудования тракторов.

1. Проверка аккумуляторной батареи.

2. Диагностика работы генератора постоянного тока.

3. Проверка работы световой сигнализации и рабочего освещения.

4. Диагностика стартера двигателя.

5. Диагностика катушек, реле.

6. Диагностика электропроводки.

7. Диагностика контрольных приборов.

8. Диагностика электрокатушек.

 
Перечень вопросов к зачету

Вопросы для самостоятельной работы обучающихся

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Комплект тестовых заданий

Кейс-задания

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
 
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная
 
«отлично»

формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

 
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы
 
и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6