учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить достижений науки и техники в области диагностирования машин и оборудования, освоить прогрессивные технологии и технические средства АПК и испытания сельскохозяйственной техники
ПКС-5: Способен провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве;
ИД-1 ПКС-5.1 Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники
ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса
ПКС-9: Способен проводить стандартные испытания сельскохозяйственной техники;
ИД-1 ПКС-5.1 Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники
ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса
способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники
способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники, но допускает ошибки
способы стандартного испытания сельскохозяйственной техники
ПКС-11: Способен проводить стандартные испытания оборудования для технического сервиса;
ИД-1 ПКС-5.1 Владеет навыками организации проведения курсов повышения квалификации и тренинг сотрудников подразделений, осуществляющих механизацию технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
ИД-1ПКС -9.1 Проводит стандартные испытания сельскохозяйственной техники
ИД-1ПКС-11.1 Проводит стандартные испытания оборудования для технического сервиса
форма текущего контроля успеваемости)
работ
обсуждение результатов
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Роль и место диагностирования машин при поддержании их работоспособности.(ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
2. Основные понятия, термины и определения технической диагностики. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
3. Классификация машинно-тракторного парка АПК. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
4. Закономерности изменения технического состояния машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
5. Характерные отказы при эксплуатации машин и способы их устранения. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
6. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
7. Техническое диагностирование – как одно из важнейших элементов при сертификации услуг сервисных предприятий. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
8. Этапы управления технических состояний машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
9. Классификация методов диагностирования. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
10. Диагностические параметры и их классификация. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
11. Проверка мощностных и топливно-экономических показателей работы двигателя с использованием прибора ИМД-Ц. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
12. Диагностирование цилиндро-поршневой группы двигателя. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
13. Диагностирование механизма газораспределения. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
14. Диагностирование и регулировка элементов системы питания двигателя. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
15. Определение общего технического состояния дизеля малогабаритным электронным прибором ЭМДП. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
16. Диагностирование и техническое обслуживание электрооборудование тракторов. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
17. Диагностирование гидросистемы механизма навески трактора. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
18. Диагностирование узлов и механизмов зерноуборочного комбайна. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
19. Определение остаточного ресурса деталей и узлов при прогнозировании.( ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
20. Контролепригодность машин. (ПКС-5, ПКС-9, ПКС-11)
Вопросы для самостоятельной работы обучающихся
1. Дайте характеристику понятий: "надежность", "изнашивание", "ресурс".
2. Приведите примеры деталей, где преобладают те или иные характерные виды изнашивания.
3. Какие бывают виды диагностирования в зависимости от назначения?
4. Каковы мероприятия по предупреждению неисправностей машин?
5. Что называют предельными и допустимыми без ремонта величинами неисправностей и как их устанавливают?
6. Что подразумевается под производственным и технологическим процессами.
7. Для чего служит дефектовка деталей и как обнаружить трещины и др. дефекты у деталей?
8. В чем состоят особенности проведения разборочных работ и какие дефектовочные операции должны быть
9. Сварка и наплавка - как один из основных способов ремонта, деталей типа "вал", "втулка", "корпусных изделий".
10. Перечислите оборудование применяемое при газовой сварке. Преимущества и недостатки газовой сварки и ТБ.
11. Перечислите оборудование применяемое при электрической дуговой сварке и ТБ.
12. Что собой представляет электрод Э-34?
13. Особенности восстановления чугунных деталей?
14. Особенности восстановления деталей из сплавов АС?
15. Для чего и какие именно детали маркируют при разборке двигателя?
16. Основные задачи комплектовки деталей?
17. Какие неисправности встречаются у блоков двигателей и чем объяснить их появление?
18. Какое применяют оборудование и как растачивают гильзы или цилиндры в блоках?
19. Какое применяют оборудование и как доводят рабочую поверхность цилиндров и гильз после расточки?
20. Как проводят операцию гильзования блоков?
21. Перечислить основные неисправности аккумуляторных батарей и их признаки.
22. Как приготовить электролит и как зарядить аккумуляторные батареи?
23. Как должны храниться аккумуляторные батареи?
24. Перечислите основные неисправности генераторов постоянного тока.
25. Как и по каким показателям испытывают генератор?
26. Каковы особенности испытания генераторов переменного тока?
27. Как проверить неисправность диодов, выпрямителей?
28. По каким показателям и как испытывают и регулируют прерыватель-распределитель?
29. Каковы неисправности конденсатора и как испытывают конденсатор?
30. Перечислите основные неисправности стартеров. Как проверяют и регулируют механизм привода стартера?
31. Как проводят испытания стартеров?
32. Перечислите основные неисправности ТНВД. Какие типы ТНВД применяются на автотракторных дизельных двигателях?
33. Как проверить и отрегулировать работу регулятора топливного насоса?
34. Каков характер износа деталей плунжерной пары и какие способы определения его пригодности?
35. Как проверить и отрегулировать количество топлива и угол начала впрыска топлива, подаваемого насосными элементами топливного насоса?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Каким способом намагничивают детали, имеющие поперечные трещины?
2. Преимущества вибродуговой наплавки?
3. Укажите достоинство хромирования перед другими видами гальванического
наращивания.
4. На каком принципе основан магнитный метод определения дефектов?
5. Как определяется плотность тока при гальваническом наращивании?
6. На что влияет увеличение зазора в контактах прерывателя?
7. Как определяется угол замкнутого состояния контактов на стенде УКС-60?
8. Каким способ намагничивают детали, имеющие продольные или косо расположенные
трещины?
9. Какая внешняя характеристика источника тока рекомендуется при ручной сварки?
10. В чем сущность метода отжигающих валиков;
11. Как определяется выход металла по току?
12. К чему приводит ослабление пружины подвижного контакта прерывателя?
13. Как выбирается номер наконечника?
14. Какие компоненты входят в состав толстых покрытий электродов?
15. Какие компоненты входят в состав толстых покрытий сварочных электродов?
16. В чем трудность сварки алюминия и его сплавов?
17. Недостатки вибродуговой наплавки.
18. При каком соотношении хромового ангидрида к серной кислоте происходит
наибольшее осаждение металла?
19. Укажите величину припуска на расточку и хонингование цилиндров двигателей
внутреннего сгорания.
20. Условный ремонт это?
Комплект тестовых заданий
Тест 1.
1.Что такое наработка объекта (технической системы)?
1. Время эксплуатации объекта.
2. Продолжительность или объём выполненной работы при выполнении своих функций.
2. Наработка объекта это:
1. Объём выполненной работы в установленных для объекта единицах.
2. Время эксплуатации объекта.
3. Затраты средств по мере эксплуатации объекта.
3. Исправное состояние объекта - это состояние при котором:
1. Объект полностью соответствует всем требованиям нормативно - технической документации на объект.
2. Объект имеет незначительные отклонения от требований нормативно - технической документации на объект.
3. Объект работоспособен, но имеет отклонения от требований нормативно - технической документации на объект.
4. Работоспособное состояние объекта - это состояние при котором:
1. Объект должен находиться в исправном состоянии.
2. Объект полностью соответствует всем требованиям нормативно - технической документации на объект.
3. Объект может выполнять рабочие функции, для которых он предназначен.
Тест 2.
1 .Какое состояние объекта определяется как его отказ?
Неисправное состояние.
Предельное состояние.
Неработоспособное состояние.
2. К какому свойству надёжности относится показатель "параметр потока отказов"?
1. К ремонтопригодности.
2. К долговечности.
3. К безотказности.
3. К какому свойству надёжности относится показатель "средний ресурс"?
1. К ремонтопригодности.
2. К долговечности.
3. К безотказности.
4. К какому свойству надёжности относится показатель "гамма - процент-ный ресурс"?
1. К ремонтопригодности.
2. К долговечности.
3. К безотказности.
З.К какому свойству надёжности относится показатель "вероятность нро-ведения ремонта в заданное время"?
1. К ремонтопригодности.
2. К долговечности.
3. К безотказности.
6. К какому свойству надёжности относится показатель "среднее время восстановления работоспособности после отказа"?
1. К ремонтопригодности.
2. К долговечности.
3. К безотказности.
7. Параметрический отказ объекта - это отказ, при котором:
1. Объект неработоспособен.
2. Объект работоспособен, но один из параметров его технического состояния достиг предельного состояния.
3. Объект работоспособен, но один из параметров его технического состояния вышел за пределы допуска на изготовление объекта.
8. Постепенный отказ объекта - это отказ, момент появления которого:
1. Зависит от наработки объекта.
2. Не зависит от наработки объекта.
3. Зависит от характера предыдущего отказа объекта.
9. Внезапный отказ объекта - это отказ, момент появления которого:
1. Зависит от наработки объекта.
2. Не зависит от наработки объекта.
3. Зависит от характера предыдущего отказа объекта.
10.Отказ функционирования объекта - это отказ, при котором:
2. Какой либо параметр объекта достиг предельного состояния.
3. Объект не исправен.
11.Отказом объекта является состояние, при котором объект:
1. Находится в неисправном состоянии.
2. Находится в неработоспособном состоянии.
3. Объект не соответствует каким либо требованиям нормативно - технической документации.
Кейс 1. Подзадача 1.
В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор. Он необходим для:
1 - снижения шумности работы двигателя;
2 - уменьшения износа клапанов;
3 - компенсации теплого расширения деталей;
4 - повышения безопасности работы механизма.
Кейс 1. Подзадача 2.
В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор. При помощи каких инструментов можно зазор отрегулировать? Укажите не менее двух вариантов ответа
- Микрометр, отвертка;
- Отвертка, набор шупов;
- Гаечный ключ, набор щупов;
- Линейка отвертка.
Кейс 1. Подзадача 3.
В газораспределительном механизме поршневого двигателя внутреннего сгорания между торцом клапана и бойком коромысла должен быть зазор.
Как повлияет на выходные показатели работы двигателя:
1 - увеличения зазора во впускном клапане;
2 - уменьшение зазора в выпускном клапане;
3 - отсутствие зазора.
Укажите соответственно для каждого нумерованного элемента задания:
- снижается мощность двигателя, улучшается очистка цилиндра от выхлопных газов;
- снижается мощность двигателя, повышается дымность выхлопа;
- снижается крутящий момент двигателя, работа двигателя прекращается;
- повышается расход топлива, снижается крутящий момент двигателя.
Кейс 2. Подзадача 1.
Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.
А какую функцию она еще выполняет?
1 - Кратковременно отсоединяет двигатель от трансмиссии;
2 - Длительно отсоединяет двигатель от трансмиссии;
3 - Обеспечивает резкое движение машины с места;
4 - Улучшает плавность хода машины.
Кейс 2. Подзадача 2.
Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.
Каким способом можно изменить свободный ход педали управления муфтой сцепления?
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1 - Удлинением регулировочной тяги;
3 - Увеличением числа фрикционных накладок;
4 - Уменьшением числа фрикционных накладок.
Кейс 2. Подзадача 3.
Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии трактора служит муфта сцепления.
В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности муфты сцепления:
1 - муфта пробуксовывает;
2 - муфта «ведет»
3 - при выключении муфта сильно нагревается
Укажите основные причины возникновения неисправностей для каждого нумерованного элемента задания
- отсутствует свободный ход педали сцепления;
- велик свободный ход педали сцепления;
- износ фрикционных накладок;
- замаслены фрикционные накладки ведомых дисков.
Кейс 3. Подзадача 1.
В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется аккумуляторная батарея.
Каково напряжение одного отдельно взятого аккумулятора?
1- 2 Вольта;
2- 6 Вольт;
3- 12 Вольт;
4- 24 Вольта.
Кейс 3. Подзадача 2.
В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется аккумуляторная батарея.
Какие компоненты необходимы для приготовления электролита?
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1 - Колодезная вода, соляная кислота;
2 - Серная кислота, дисцилированная вода;
3 - Дисцилированная вода, керамическая посуда;
4 - Серная кислота, стеклянная посуда.
Кейс 3. Подзадача 3.
В качестве источника тока в системе электрооборудования автомобиля используется
аккумуляторная батарея.
В процессе эксплуатации батареи могут возникнуть следующие неисправности:
1 - Ускоренный саморазряд;
2 - Сульфатация пластин;
3 - Короткое замыкание пластин.
Укажите для каждой неисправности основные причины их возникновения:
- загрязнение электролита или поверхности батареи;
- пониженный уровень электролита, нарушение правил хранения;
- выпадение активной массы, разрушение сепараторов;
- повышенный уровень электролита, окисление клемм.
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Работа 1
Диагностика технического состояния агрегатов гидравлической системы трактора МТЗ-80/82.
1. Проверка общего состояния агрегатов гидравлической системы навесного устройства.
2. Проверка транспортной усадки штока гидроцилиндра и утечек масла по штоку.
3. Проверка подачи насоса гидросистемы.
4. Проверка технического состояния распределителя и силового (позиционного) регулятора по расходу масла.
5. Проверка давления открытия предохранительного клапана и автоматического возврата золотников распределителя.
6. Измерение расхода масла при отключенном регуляторе.
7. Измерение расхода масла при работе регулятора.
8. Измерение расхода масла при работе распределителя.
Работа 2
Диагностирование дизельного двигателя Д-240 трактора МТЗ.
1. Диагностирование фильтров.
2. Диагностирование топливного насоса.
3. Диагностирование форсунок.
4. Определения уровня дыма в отработавших газах дизельного двигателя.
5. Определение момента впрыска топлива.
6. Диагностика работы плунжерной пары ТНВД.
7. Диагностика настройки топливной рейки ТНВД.
8. Проверка герметичности топливоподводящих трубок системы питания двигателя.
Работа 3
Диагностирование электрооборудования тракторов.
1. Проверка аккумуляторной батареи.
2. Диагностика работы генератора постоянного тока.
3. Проверка работы световой сигнализации и рабочего освещения.
4. Диагностика стартера двигателя.
5. Диагностика катушек, реле.
6. Диагностика электропроводки.
7. Диагностика контрольных приборов.
8. Диагностика электрокатушек.
Вопросы для самостоятельной работы обучающихся
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Кейс-задания
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п