2024-2025_b350306_o_3_El_plx_Электронная техника
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Электрификация и автоматизация селького хозяйства

уч. ст., уч. зв.
Балданов М.Б.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии

Дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Электронная техника
 
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Лабораторные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Контактная работа
64
64
Сам. работа
80
80
Итого
144
 
Программу составил(и):
 
д.т.н, высшее, инженер Лабаров Дамдин Булатович _________________
 
 
Электронная техника
Программа дисциплины
 
b350306_o_3_El.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Балданов М.Б.

Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Балданов М.Б.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-8: Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Автоматизация и роботизация технологических процессов 
1
8 семестр
 
Производственная практика 
2
8 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Выполнение и  защита выпускной квалификационной работы 
4
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-8: Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы;

ПКС-8 Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы

 
Знать и понимать  Знает и понимает в работе лабораторных исследований по общепринятым методикам, составлении их описания и формулировании выводов:
 
ИД-1 Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний недостаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 1 
 
ИД-1 Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 2 
 
ИД-1 Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач

Уровень 3 
 
ИД-1 Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Умеет проводить лабораторные исследования, составлять описание и делать выводы:
 
ИД-1 Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся умений  недостаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 1 
 
ИД-1 Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся умений в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 2 
 
ИД-1 Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся умений и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач

Уровень 3 
 
ИД-1 Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся умений и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Владеет навыками в проведении лабораторных работ исследовательского характера, описывать и формулировать выводы:
 
ИД-1 Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний недостаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 1 
 
ИД-1 Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся умений в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач

Уровень 2 
 
ИД-1 Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач

Уровень 3 
 
ИД-1 Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. 
 
1.1
Тема: Основные элементы аналоговой электроники
55
8
Лек
 
1.2
Тема: Транзистор – основа построения электронных систем
55
8
2
Лекция - визуализация
Лек
 
1.3
Тема: Многопереходные полупроводниковые приборы
55
4
Лек
 
1.4
Тема: Усилители электрических сигналов
55
4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.5
Тема: Основные схемы усилителей  электрических сигналов
55
4
Лек
 
1.6
Тема: Выпрямители переменного тока
55
4
2
Лекция - визуализация
Лек
 
1.7
Изучение контрольно–измерительной аппаратуры
55
2
Устный опрос
Пр
 
1.8
Исследование прямой ветви вольт-амперной характеристики p-n переходов с различной площадью переходов и шириной запрещенной зоны полупроводника
55
4
2
Устный опрос
Пр
 
1.9
Исследование обратной ветви вольт-амперной характеристики p-n переходов с различной площадью переходов и шириной запрещенной зоны полупроводника
55
2
Устный опрос, кейс-задачи
Пр
 
1.10
Исследование влияния температуры на вольт-амперную характеристику p-n перехода
55
2
Устный опрос, кейс-задачи
Пр
 
1.11
Исследования электрических режимов пробоя p-n перехода
55
2
2
Дискуссия
Пр
 
1.12
Исследование работы однофазных выпрямителей
55
4
2
Дискуссия
Пр
 
1.13
Исследование выпрямительных полупроводниковых диодов и  кремниевых стабилитронов
55
4
Устный опрос, тестирование
Лаб
 
1.14
Исследование биполярных транзисторов соединённых по схеме с общим эмиттером
55
4
2
Устный опрос, тестирование, кейс-задачи
Лаб
 
1.15
Исследование биполярных транзисторов соединённых по схеме с общей базой
55
4
Устный опрос, тестирование
Лаб
 
1.16
Снятие характеристик и определение параметров полевого транзистора
55
4
2
Устный опрос, тестирование
Лаб
 
1.17
Основные элементы аналоговой электроники
55
14
дискуссия, кейс-задачи
Ср
 
1.18
Транзистор – основа построения электронных систем
55
14
Устный опрос, кейс-задачи
Ср
 
1.19
Многопереходные полупроводниковые приборы
55
14
Устный опрос, кейс-задачи
Ср
 
1.20
Усилители электрических сигналов
55
14
Устный опрос, кейс-задачи
Ср
 
1.21
Основные схемы усилителей  электрических сигналов
55
14
Дискуссия, тестирование
Ср
 
1.22
Выпрямители переменного тока
55
10
Устный опрос, кейс-задачи
Ср
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
267
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для самостоятельной работы (267)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью,  Интерактивная панель Lumien LMP860MLRU 86: 3d принтер, Комплекты учебно-лабораторного оборудования «Основы электроники и схемотехники», «Электротехника и основы электроника»,  «Электротехника и основы электроника» (ЭТОЭ-СРМ-1), Цифровые осциллографы серии UTD-2000L
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Лабаров Дамдин Булатович
высшее, инженер
д.т.нпрофессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С 
 
ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету с оценкой

1. Электропроводность полупроводников. Беспримесные и примесные полупроводники (ПКС-8).

2. Образование электронно-дырочного перехода (ПКС-8).

3. Физические процессы в р-п переходе. ВАХ. Электрический и тепловой пробой перехода (ПКС-8).  

4. Полупроводниковые резисторы, диоды, стабилитроны (ПКС-8).

5. Биполярные транзисторы. Устройство и усилительные свойства. Схемы включения транзистора (ПКС-8).

6. Схема включения биполярного транзистора с ОЭ. Входные и выходные характеристики, h-параметры (ПКС-8).

7. Полевые транзисторы с p-n-переходом, с изолированным затвором (МДП-транзисторы); их вольтамперные характеристики и параметры (ПКС-8).

8. Тиристоры. Определение. Классификация. Физические процессы в динисторе и тиристоре. ВАХ и основные параметры тиристоров (ПКС-8).

9. Интегральные микросхемы. Классификация ИМС. Основные параметры ИМС.

10. Однофазный однополупериодный выпрямитель. Схема. Принцип действия. Основные соотношения (ПКС-8).

11. Однофазный двухполупериодный (мостовой) выпрямитель. Схема. Принцип действия. Основные соотношения (ПКС-8).  

12. Трехфазный мостовой выпрямитель. Схема. Принцип действия. Основные соотношения.

13. Управляемый выпрямитель. Схема. Принцип действия. Основные соотношения (ПКС-8).

14. Сглаживающие фильтры, назначение, типы, расчет фильтра (ПКС-8).

15. Параметрический стабилизатор напряжения. Схема. Принцип действия (ПКС-8).  

16. Условные изображения, структура, принцип работы фоторезисторов, фотодиодов, фототранзисторов, светодиодов. Области их применения (ПКС-8).

17. Усилители. Общие сведения. Классификация. Принцип построения усилительных каскадов. Режим покоя (ПКС-8).

18. Усилительный каскад на биполярном транзисторе с ОЭ. Назначение элементов схемы. Принцип работы, временная диаграмма (ПКС-8).

19. Операционные усилители. Амплитудная характеристика. Структурная схема, обозначение, общие свойства (ПКС-8).

20. Триггеры. Основные определения и назначение. Классификация триггеров. Принцип работы (ПКС-8).

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Тема: Транзистор – основа построения электронных систем

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
1. В чём отличие принципа действия полевых и биполярных транзисторов?

2. Поясните названия: полевой, канальный, униполярный.

3. В чём заключается принцип действия полевого транзистора с управляющим p-n переходом?

4. Как и почему называются выводы полевого транзистора?

5. Какая аналогия между выводами биполярных и полевых транзисторов?

6. Как обозначаются полевые транзисторы с управляющим p-n переходом в схемах?

7. Что будет происходить в полевом транзисторе с p-n переходом, если изменять напряжение на затворе?

8. Как используя технологию изготовления биполярных транзисторов n-p-n типов можно сделать полевой транзистор с управляющим p-n переходом и p-каналом?

9. Поясните, название МДП- и МОП- транзисторы.

10. В чём заключается принцип действия МДП-транзистора?

11. Что такое встроенный и индуцируемый каналы?

12. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с индуцируемым n-каналом, чтобы ток стока увеличился?

13. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с встроенным n-каналом, чтобы между истоком и стоком отсутствовал ток?

14. Чем отличаются каналы в полевых транзисторах с p-n переходом и МДП-транзисторах?

15. Как обозначаются МДП-транзисторы в схемах?

Тема: Многопереходные полупроводниковые приборы

1. Что такое собственная и примесная проводимость полупроводника?  

2.   За счет чего в p - n переходе возникает: диффузионный ток, контактная разность потенциалов, дрейфовый ток?

3.   Рассказать о механизме протекания основного тока через закрытый переход диода.

4.   Рассказать о механизме протекания основного тока через открытый переход диода.

5.   Как нужно подключить источник эдс, чтобы диод был закрыт?

6.  В чем отличие ВАХ диода и стабилитрона?

7.   Каковы основные соотношения между токами транзистора?

8.   Какие напряжения и какой полярности нужно подключать к p-п-p транзистору?

9.   Какой вид имеют ВАХ транзистора, включенного с ОБ?

10.   Какова размерность параметра h11?

11.   Какой вид имеет зависимость Iк = f(Iэ) при Uк = const?

12.   Как, исходя из семейства выходных характеристик , определить параметр h21?

13.   Чем объясняется наличие обратного тока коллектора Iк?

14.   Объяснить вид входных и выходных вольтамперных характеристик транзистора (схемы  с ОБ),  используя происходящие в кристалле процессы.

15.   Какой вид имеют ВАХ транзистора, включенного с ОЭ?

16.   Какова размерность параметра h22 и его физическая сущность?

17.   Почему ток коллекторного перехода при Uк > I B слабо зависит от приложенного напряжения?

18.   Как по ВАХ можно вычислить коэффициенты усиления по току и напряжению транзисторного усилителя?

19.   Почему ток коллекторного перехода (схема ОЭ) при Uк I B сильно зависит от изменения коллекторного напряжения?

20.   Приведите схему транзисторного электронного ключа и объясниете принцип работы ключа.

21.   Приведите схему транзисторного усилителя напряжения и объясниете принцип работы усилителя.

22.   Приведите схему практического применения полупроводниковых приборов в  выбранной Вами профессии и объясните принцип ее работы.

Тема: Усилители электрических сигналов

1. Перечислите основные параметры электронных усилителей.

2. Приведите классификацию электронных усилителей.

3. При каких условиях нелинейные искажения увеличиваются?

4. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС по коэффициентам усиления.

5. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК по значениям RВХ и RВЫХ. Чем обусловлено их различие?

6. Сравните частотные свойства каскадов с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС, объясните причины различия.

7. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим коэффициентом усиления?

8. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим входным сопротивлением, наибольшим выходным сопротивлением?

9. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшей температурной нестабильностью?

10. Объясните назначение всех компонентов схем усилителей с ОЭ, ОБ, ОК, ОИ, ОС, 0З.

11. Каковы основные способы задания режима транзистора в усилительных каскадах ОЭ, ОБ, ОК?

12. Когда следует применять усилительные каскады, включенные по схеме с ОЭ, ОБ, ОК или с ОС, ОИ, ОЗ?

13. Объясните влияние температуры на режим работы усилительных каскадов с ОЭ, ОБ, ОК.

14. Какие вы знаете способы температурной стабилизации режима работы усилительных каскадов?

15. Как влияет ООС на амплитудно-частотную характеристику усилителя?

16. Приведите схемы усилителей на биполярных и униполярных транзисторах с местными ООС по постоянному току и дайте их краткую характеристику.

Тема: Основные схемы усилителей  электрических сигналов

1. Дайте определение усилителю электрических сигналов.

 
2. Нарисуйте схему замещения усилителя электрических сигналов.

3. Приведите основные характеристики усилителей.

4. Дайте определение коэффициенту усиления по напряжению, току и мощности.

5. Как выразить коэффициент усиления в логарифмических единицах?

6. Приведите формулу комплексного коэффициента усиления.

7. Дайте определение частотным характеристикам усилителя.

8. Как определить частотные характеристики из комплексного коэффициента усиления?

9. Как определить частоту среза АЧХ усилителя?

10. Дайте определение входному и выходному сопротивлению усилителя?

11. Что такое коэффициент нелинейных искажений и как его найти?

12. Что такое обратная связь? Какие обратные связи бывают в усилителях?

13. Когда возникает отрицательная и положительная обратная связь?

14. Приведите схемы получения сигнала обратной связи усилителя.

15. Нарисуйте схемы введения сигнала обратной связи.

16. Приведите структурную схему усилителя, охваченного отрицательной обратной связью. Чему равен коэффициент усиления усилителя с отрицательной обратной связью.

17. Зачем вводят отрицательную обратную связь?

18. Что такое коэффициент петлевогго усиления?

19. Чему равен коэффициент усиления усилителя при глубокой отрицательной обратной связи (АКос >> 1)?

Перечень дискуссионных вопросов

Тема: Основные элементы аналоговой электроники

1. Какова природа электропроводности твердых веществ? Классифицируйте твердые вещества по электропроводности. Чем обусловлена электропроводность собственного полупроводника? С какой целью в полупроводник вводят примеси? Как влияют на электропроводность полупроводника донорные и акцепторные примеси? Объясните, что такое дырки? Каково их движение в полупроводнике при отсутствии и под действием разницы потенциалов?

2. Объясните отличие собственного и примесного полупроводников? Какие носители являются основными и неосновными в полупроводниках n- и p-типов? Почему? Объяснить причины возникновения диффузионного и дрейфового токов в полупроводнике.

3. Что такое p-n-переход? Как он формируется? Поясните принцип действия p-n-перехода.

4. Объяснить с физической точки зрения вентильные свойства p-n-перехода. 5. Показать отличия между вольт-амперными характеристиками кремниевого и германиевого диодов. Привести типовые значения для, пр r , обр r , Uпр , 0 I этих диодов. Как определить данные параметры по ВАХ?

6. Перечислить параметры, определяемые по ВАХ реального диода. Как они определяются?

7. Записать математическую модель идеализированного p-n-перехода и пояснить физический смысл каждого параметра. Нарисовать ВАХ идеализированного p-n-перехода. Сравните идеальную и реальную вольт-амперные характеристики диода.

8. Приведите ВАХ диода для разных рабочих температур? Чем обусловлен обратный ток в диоде и как зависит от температуры и обратного напряжения?

9. Охарактеризуйте виды пробоя p-n-перехода.

10. Привести схемы замещения диодов и их аппроксимированные вольт-амперные характеристики. Как определяются параметры элементов в схемах замещения? Дайте рекомендации по применению схем.

11. Какова область применения выпрямительных диодов? Перечислите и поясните основные параметры и значения выпрямительных диодов.

12. В каких случаях целесообразно применение импульсных диодов? Почему? Поясните с помощью диаграмм процесс запирания диода в импульсных схемах. Перечислите основные параметры импульсных диодов. 13. Нарисуйте УГО и ВАХ стабилитрона. Почему такие диоды называют стабилитронами? Перечислите и поясните основные параметры стабилитронов и их типовые значения. Привести схему простейшего параметрического стабилизатора со стабилитроном. Пояснить принцип действия.

14. Какой полупроводниковый диод называют стабистором? Почему? Как стабистор включается в электрическую цепь? Какие полупроводниковые диоды называются варикапами? Приведите схему включения варикапа, поясните принцип действия.

15. Какие полупроводниковые приборы называют диодами Шоттки? Нарисуйте УГО диода Шоттки. Укажите область их применения, достоинства и недостатки. Приведите УГО и ВАХ туннельного диода, укажите области применения.

16. По каким параметрам выбираются диоды на практике?

17. Опишите систему обозначений полупроводниковых диодов.

Тема: Выпрямители переменного тока

1.   Объяснить состав и принцип работы выпрямителя (по его блок-схеме).

2.   Объяснить работу однотактного выпрямителя с омической нагрузкой и привести диаграммы напряжений и токов.

3. Объяснить принцип работы Г образного L-C фильтра.

4.   Объяснить работу однотактового выпрямителя с емкостным фильтром и привести диаграмму напряжений и токов.

5.   Объяснить работу однотактового выпрямителя с индуктивным фильтром. и привести диаграмму напряжений и токов.

6.   Привести примеры различных фильтров для выпрямителей малой, средней и большой мощности.

7.   Объяснить работу параметрического стабилизатора на кремниевом стабилитроне и привести диаграмму напряжений и токов.

8.   Объяснить работу компенсационного стабилизатора последовательного типа и привести диаграмму напряжений и 

 
токов.

9.   Объяснить причины нестабильности напряжения нагрузки при изменении величины нагрузки и указать пути стабилизации напряжения нагрузки.

10.   Перечислить параметры и характеристики выпрямительных устройств.

11.   Во сколько раз отличается величина среднего выпрямленного напряжения у однотактового и двухтактного выпрямителей с резистивной нагрузкой без фильтра?

12.   Чему равно среднее значение напряжения однотактового выпрямителя с емкостным фильтром в режиме холостого хода?

13.   Чему равно среднее значение напряжения двухтактного выпрямителя с емкостным фильтром в режиме холостого хода?

14.   У какого выпрямителя (однотактового или двухтактного) величина пульсаций больше и почему?

15.   Как вводится понятие среднего выпрямленного напряжения, коэффициента пульсаций и коэффициента стабилизации выпрямителя?

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект тестовых заданий

1. Полупроводниковым диодом является электронный прибор с

-:a) двумя p-n переходами

-:b) тремя p-n переходами

+:c) одним p-n переходом

-:d) четырьмя p-n переходами

2. В полупроводниковых диодах односторонняя проводимость связана с тем, что в них имеются

+:a) две области с электронной и дырочной проводимостью

-:b) две области с дырочной проводимостью

-:c) две области с электронной проводимостью

-:d) все выше перечисленное верно

3. Идеально чистый полупроводник при очень низкой температуре и отсутствии внешних воздействий ведет себя как

-:a) парамагнетик

-:b) ферромагнетик

+:c) диэлектрик

4. Включение p-n перехода, при котором происходит понижение потенциального барьера и через переход протекает относительно большой ток, называется

-:a) динамическим включением

-:b) обратным включением

+:c) прямым включением

-:d) статическим включением

5. Диод Шотки отличается от точечно-контактного диода тем, что

-:a) на нем происходит малое падение напряжения при прямом включении

-:b) в нем используется переход металл-полупроводник

+:c) верны ответы а) и б)

-:d) он имеет малые габариты

6. Диод, работающий в области электрического пробоя, называется

+:a) варикапом

-:b) стабистором

-:c) стабилитроном

-:d) ветодиодом

7. Стабилитрон работает при

-:a) прямом смещении p-n перехода

-:b) нулевом токе через p-n переход

-:c) тепловом пробое p-n перехода

+:d) обратном смещении p-n перехода

8. Полупроводниковый диод, применяемый в качестве конденсатора с электрически управляемой емкостью, называется

-:a) стабистором

-:b) стабилитроном

+:c) варикапом

-:d) светодиодом

9. Варикап работает при

-:a) прямом смещении p-n перехода

 
-:b) нулевом токе через p-n переход

+:c) обратном смещении p-n перехода

-:d) электрическом пробое p-n перехода

10. Тиристор – полупроводниковый прибор, состоящий из

-:a) двух слоев полупроводника с чередующимся типом проводимости -:b) трех слоев полупроводника с чередующимся типом проводимости

-:c) одного слоя полупроводника с проводимостью n или р типа

+:d) четырех слоев полупроводника с чередующимся типом проводимости

11. Характеристика триодного тиристора при значительном увеличении тока управляющего электрода приближается к характеристике

-:a) диода

-:b) реостата

+:c) варикапа

-:d) резистора

12. Биполярным транзистором называется полупроводниковый прибор

+:a) с двумя взаимодействующими p-n переходами  

-:b) с одним p-n переходом  

-:c) с четырехслойной структурой p-n-p-n или n-p-n-p

-:d) с переходами металл-полупроводник

13. Наименьшее входное сопротивление имеет схема включения биполяр¬ного транзистора

-:a) с общим эмиттером

-:b) с общим коллектором

+:c) с общей базой

14. Инжекцией носителей заряда в биполярном транзисторе типа p-n-p называется перемещение дырок из

-:a) базы в эмиттер

-:b) базы в коллектор

+:c) эмиттера в базу

-:d) коллектора в базу

15. Для усиления сигнала с помощью биполярного транзистора используется

-:a) инверсный режим

+:b) активный режим

-:c) режим отсечки

-:d) режим насыщения

16. Активный режим работы биполярного транзистора – это режим, при котором

+:a) эмиттерный переход открыт, коллекторный – закрыт

-:b) оба p-n перехода закрыты

-:c) оба p-n перехода открыты

-:d) эмиттерный переход закрыт, коллекторный – открыт

17. Режим насыщения биполярного транзистора – это режим, при котором

-:a) оба p-n перехода закрыты

-:b) эмиттерный переход закрыт, коллекторный – открыт

-:c) эмиттерный переход открыт, коллекторный – закрыт

+:d) оба p-n перехода открыты

18. Режим отсечки биполярного транзистора –  режим, при котором

-:a) оба p-n перехода открыты

-:b) эмиттерный переход закрыт, коллекторный – открыт

+:c) оба p-n перехода закрыты

-:d) эмиттерный переход открыт, коллекторный – закрыт

19. Переход носителей заряда из базы в коллектор называется

-:a) регенерацией   

-:b) рекомбинацией

+:c) экстракцией

-:d) инжекцией

20. Конструктивные особенности, принципиально отличающие базу транзистора от эмиттера и коллектора, состоят в

-:a) толщине

-:b) концентрации примеси

-:c) типе примеси

 
+:d) все перечисленное верно

21. Для нормальной работы биполярного транзистора необходимо, чтобы

-:a) концентрация дырок рэ в эмиттере была существенно ниже концентрации электронов nб в базе (рэ<< nб)

-:b) концентрация дырок рэ в эмиттере была равна концентрации электронов nб в базе (рэ= nб)

+:c) концентрация дырок рэ в эмиттере была существенно выше концентрации электронов nб в базе (рэ>> nб)

22. Если в базе транзистора увеличить концентрацию примесей, то ток ба¬зы

+:a) увеличится

-:b) станет равным нулю

-:c) не изменится

-:d) уменьшится

23. Если повысить обратное напряжение на коллекторном переходе, то

-:a) ничего не изменится     

-:b) увеличится толщина базы

-:c) увеличится толщина эмиттера

+:d) уменьшится толщина базы                  

24. Токи биполярного транзистора связаны между собой соотношением

-:a) Iэ = Iк – Iб

-:b) Iк = Iэ + Iб

+:c) Iэ = Iк + Iб

-:d) Iэ = Iб – Iк

25. Параметр h12э для биполярного транзистора является

-:a) входным сопротивлением при коротком замыкании в выходной цепи                  

+:b) коэффициентом обратной связи по напряжению при холос¬том ходе во входной цепи     

-:c) выходной проводимостью при холостом ходе во входной цепи

-:d) коэффициентом передачи тока при коротком замыкании выходной цепи

26. Параметр h22э для биполярного транзистора является

+:a) выходной проводимостью при холостом ходе во входной цепи

-:b) входным сопротивлением при коротком замыкании в выходной цепи                  

-:c) коэффициентом обратной связи по напряжению при холос¬том ходе во входной цепи     

-:d) коэффициентом передачи тока при коротком замыкании выходной цепи

27. При включении биполярного транзистора по схеме с общей базой входными величинами являются

-:a) ток коллектора и напряжение между коллектором и базой

-:b) ток базы и напряжение между базой и эмиттером

-:c) ток коллектора и напряжение между коллектором и эмиттером

+:d) ток эмиттера и напряжение между эмиттером и базой

28. Единицей измерения параметра h22э биполярного транзистора в схеме с общим эмиттером является

-:a) Кулон

-:b) Ампер

+:c) Сименс

-:d) Вольт

29. Полевой транзистор – это полупроводниковый прибор, усилительные свойства которого обусловлены

-:a) потоком неосновных носителей, инжектированных в область базы

-:b) диффузионными процессами в коллекторном переходе

+:c) потоком основных носителей, протекающим через проводящий канал и управляемым электрическим полем

30. Параметр S полевого транзистора – это

-:a) статический коэффициент усиления     

-:b) внутреннее сопротивление

-:c) коэффициент передачи тока

+:d) крутизна переходной характеристики                 

31. Ток в цепи стока полевого транзистора зависит от напряжения на

-:a) истоке и стоке

-:b) базе и истоке                        

+:c) стоке и затворе

-:d) затворе и коллекторе

32. В униполярном транзисторе управление электрическим током происходит посредством

+:a) электрического поля

 
-:b) напряжения на затворе

-:c) напряжения на стоке               

-:d) напряжения на истоке             

33. Полевым МДП-транзистором называется транзистор

-:a) с тремя электродами и одним p-n переходом

-:b) из двух биполярных с большим коэффициентом усиления

+:c) с затвором, отделенным от канала слоем диэлектрика

34. Основным назначением выпрямительной схемы во вторичных источниках питания является

-:a) стабилизация напряжения на нагрузке

-:b) уменьшение коэффициента пульсаций на нагрузке

+:c) выпрямление входного напряжения

-:d) регулирование напряжения на нагрузке

35. С помощью вентилей в источнике вторичного электропитания происходит

-:a) уменьшение напряжения на вторичной обмотке трансформатора

+:b) преобразование переменного напряжения в пульсирующее

-:c) регулирование мощности тока в нагрузке

-:d) отключение сглаживающего фильтра от трансформатора

36. Если частота напряжения, питающего источник вторичного электропитания, увеличится, то сглаживание емкостным сглаживающим фильт¬ром

+:a) улучшится

-:b) ухудшится

-:c) не изменится

37. Если в выпрямителе диоды включаются последовательно, то их шунтируют резисторами для

-:a) улучшения процесса выпрямления тока

-:b) уменьшения сопротивления нагрузки

-:c) сглаживания скачков напряжения

+:d) выравнивания обратных сопротивлений диодов

38. Отношение коэффициента пульсаций на входе сглаживающего фильтра к коэффициенту пульсаций на выходе является коэффициентом

-:a) пульсаций

-:b) гармоник

+:c) сглаживания

-:d) искажений

39. При включении биполярного транзистора в схему с общей(им) ... коэффициент усиления каскада по напряжению меньше единицы

-:a) он всегда больше единицы

-:b) базой

+:c) коллектором

-:d) эмиттером

40. Эмиттерный повторитель обеспечивает

-:a) большой коэффициент усиления по напряжению

-:b) поворот фазы сигнала на 180º

-:c) искажение формы сигнала

+:d) большое входное и малое выходное сопротивления

 
Критерии оценки к зачету и зачету с оценкой

зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.

Перечень видов оценочных средств
 
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

 
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении
 
поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6